конспект урока географии в10 классе по теме "Другие ресурсы"
план-конспект урока по географии (10 класс)
Цель урока: ознакомление с альтернативными источниками энергии, агроклиматическими и основными рекреационными ресурсами мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_10._drugie_vidy_resursov.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 10 Полярная звезда 10 класс
Тема урока: «Другие виды ресурсов».
Цель урока: ознакомление с альтернативными источниками энергии, агроклиматическими и основными рекреационными ресурсами мира.
Задачи урока:
Образовательные:
-сформировать понятия «альтернативные» энергетические, агроклиматичекие и рекреационные ресурсы земного шара,
- познакомить с основными источниками альтернативной энергии, ресурсами климата и видами рекреационных ресурсов
- изучить географию этих видов ресурсов.
Развивающие:
- развить умение работы с различными источниками географических знаний: картой, книгой, таблицами, перевод одного вида информации в другой, составление схем и таблиц.
- формирование умения анализировать данные, делать выводы;
- формировать умения географического моделирования и прогнозирования, умения применять на практике полученные ранее знания.
Воспитательные:
- формирование коммуникативной культуры,
- экологическое воспитание,
- патриотическое воспитание.
Прогнозируемый результат.
Учащиеся должны:
- знать альтернативные источники энергии, виды рекреационных ресурсов, понятие «агроклиматические ресурсы»;
- уметь показывать на карте страны, в которых имеются типы альтернативных электростанций, давать характеристику агроклиматические ресурсы отдельных регионов мира, размещение рекреационных ресурсов мира;
Оборудование: политическая карта мира,
учебник Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина 10 класс,
атласы
Тип урока: комбинированный урок с использование ИКТ
Ход урока
- Организационный этап
- Здравствуйте ребята. Урок географии. Я надеюсь, что сегодняшний урок пройдет с пользой и для вас и для меня. От вас я жду сотрудничества и творческого подхода к делу. Итак, начнем.
II. Проверка домашнего задания.
1. Биологические ресурсы
2. Минеральные и энергетические ресурсы
III. Актуализация знаний
Давайте вспомним, какие виды ресурсов вы уже изучили? А теперь вспомните, а как делятся ресурсы по исчерпаемости?
(Заполняют схему в тетради)
Природные ресурсы
Исчерпаемые Неисчерпаемые
Возобновимые Невозобновимые Энергия солнца, ветра, земных недр,
Биологические Минеральные климатические
Водные
Земельные
С исчерпаемыми ресурсами вы уже разобрались, а меня сейчас интересуют неисчерпаемые ресурсы. Как вы думаете, для чего их можно использовать? А сейчас их используют? Так, что же получается, энергия Солнца, ветра, земных недр не пригодится человеку?
IV. Целеполагание
Конечно, пригодятся. Поэтому уже сейчас нужно изучать другие источники энергии. Вот мы и подошли к теме сегодняшнего урока. Но кроме альтернативных источников энергии есть еще ресурсы, которые человек пока использует не в полном объеме это агроклиматические и рекреационные ресурсы. Поэтому, их объединили вместе и, автор учебника дал им название «Другие природные ресурсы». Её можно назвать «Интересные виды природных ресурсов».
Это альтернативные источники энергии, агроклиматические ресурсы, рекреационные ресурсы.
А теперь давайте сформулируем основные задачи нашего урока.
Что мы хотим узнать на уроке? Сегодня мы рассмотрим, что это за виды природных ресурсов, выявим их разнообразие на нашей планете, дадим им оценку и составим карту их географии.
V. Изучение нового материала с первичным закреплением знаний
Ресурсы нетрадиционной энергетики.
И, первое, с чем мы сегодня познакомимся – это альтернативные источники энергии. Существуют традиционные и нетрадиционные источники энергии.
-- Что относят к традиционным источникам энергии? (топливные ресурсы, энергия воды, атомная энергия).
-- Почему их относят к традиционным источникам энергии? (давно используются человеком).
-- Как иначе мы называем нетрадиционные источники энергии? (альтернативные).
-- Используя рисунок 18 стр. 42 учебника, назовите виды нетрадиционной энергетики.
-- Как вы думаете, почему их называют альтернативными? (это неисчерпаемые ресурсы, недостаточно освоены и порой можно говорить только о теоретической возможности их использования).
Все традиционные электростанции (ТЭС, ГЭС, АЭС) вырабатывают более 99% от всей мировой энергии, соответственно альтернативные электростанции – менее 1%
Работа с текстом учебника.
-- Познакомимся с альтернативными источниками энергии, определим факторы, влияющие на размещение электростанций и проблемы их размещения. Для этого заполним таблицу.
Групповое заполнение таблицы (Приложение 2).
Отчеты групп по использованию альтернативных источников энергии
Вывод: таким образом, мы должны понимать, будущее за нетрадиционными источниками энергии, поскольку это снижает зависимость человека от исчерпаемых источников минерального топлива. Но отрасли альтернативной энергетики находится на этапе становления и сейчас можно говорить только о теоретической возможности их использования. Что нам делать в настоящем?
Нужно ли нам так много энергии? Возможно, ли использовать её более рационально? Давайте задумаемся, сколько энергии действительно нужно человеку для жизнеобеспечения, а сколько тратится впустую. Ведь за наш комфорт приходится платить гибелью лесов, затоплением городов! (Энергосберегающие лампочки, выключенные телевизор и компьютер, использование термоса вместо кипячения и др.)
Агроклиматические ресурсы.
Определение (записать в рабочую тетрадь)
Под агроклиматическими ресурсами принято понимать основные элементы климата – тепло, влагу, свет и воздух, которые наряду с питательными веществами почвы служат важными условиями развития растений. Все элементы климата равноценны. Но современное размещение земледелия связано с обеспеченностью сельскохозяйственных культур теплом.
Сельскохозяйственные регионы характеризуются такими понятиями, как:
биологическая сумма температур – количество тепла, необходимого растениям для полного завершения вегетационного цикла;
сумма активных температур – арифметическая сумма всех средних суточных температур за период, когда они превышают 10оС (иногда 5оС)
биологический ноль, или минимум, – критический температурный уровень, ограничивающий активное развитие растений (для пшеницы он равен 5ºС, кукурузы - 10ºС, риса - 15ºС).
Такие факторы, как влага, воздух и свет играют меньшую роль.
Вывод: развитие сельского хозяйства стран и регионов мира во многом зависит от агроклиматических условий.
Рекреационные ресурсы
Мы рассмотрели ресурсы для развития с/х, раньше рассматривали ресурсы для развития промышленности, но нужно помнить, что развитие хозяйства невозможно без кого? Человека. Поэтому главный ресурс – это человек. ЧЕЛОВЕК! Самое ценное творение природы на нашей планете. Благодаря творениям его рук на земле выросли города, развивается экономика. Мы живём в XXI веке, веке технического и научного прогресса, который требует от любого человека колоссальных нагрузок и усилий, с которыми может справиться только здоровый человек. В процессе жизнедеятельности человек расходует свои силы, разрушает здоровье. Как с этим можно справиться? Только заботясь о здоровье и отдыхе людей.
Сейчас начало четверти, Вы на каникулах отдохнули после высоких интеллектуальных нагрузок в первой четверти, восстановили здоровье и готовы продолжать учиться.
От латинского слова «восстановление» и произошло название ресурсов, которые мы будем изучать сегодня.
-- На стр.44. найдите, пожалуйста, что это за слово? (рекреация).
Рекреация – восстановление израсходованных в процессе жизнедеятельности физических и духовных сил человека, повышение его здоровья и работоспособности.
От слова «рекреация» и название ресурсов – рекреационные.
-- Как вы понимаете, что значит рекреационные ресурсы?
Определение (записать в рабочую тетрадь).
Рекреационные ресурсы – это природные и антропогенные объекты, которые обладают такими свойствами, как уникальность, историческая или художественная ценность, эстетическая привлекательность, оздоровительная значимость.
В последние десятилетия значение этих ресурсов возросло. Это связано с тем, что человек перестал трудиться ради выживания, а начал думать об отдыхе и связанных с ним удовольствиях, где определенное место и заняли путешествия. Позже этот вид отдыха стал именоваться туризмом.
Туристы есть везде! Есть туристические фирмы, осуществляющие посещение Северного и Южного полюсов, восхождение на Эверест, кругосветное плавание и многое другое.
Видов рекреационных ресурсов много. Их можно объединить в две группы.
Используя текс учебника стр. 44-45 в рабочем листе составить схему «Виды рекреационных ресурсов» (слайд 8)
Рекреационные ресурсы
Природные Культурно – исторические
(лесные массивы, (памятники архитектуры, истории, искусства,
горы, берега рек, например, дворцово-парковые ансамбли
озёр, морей, Петродворца под Питером, Версаль под
целебные минеральные Парижем, афинский Акрополь, египетские
источники) пирамиды, Великая Китайская стена и др.)
Дополните схему примерами из текста учебника или собственными примерами.
А теперь давайте разберемся с географией рекреационных ресурсов. Как вы думаете, по каким показателям мы можем судить, какие регионы и страны обладают теми или иными рекреационными ресурсами? (Куда едут туристы, т. к. рекреационные ресурсы – основа туризма.) Какие же страны пользуются наибольшей популярностью у туристов? (Наибольшей популярностью пользуются страны и районы, где благоприятные природные условия сочетаются с культурно-историческими достопримечательностями: Франция, Италия, Испания, Швейцария, Греция, Китай, Мексика, Египет, Индия). Нанесение на карту стран.
Рекреационные ресурсы России. Как вы думаете, а у нас в России есть рекреационные ресурсы?
Да, конечно есть. Но используются они ещё очень мало. А почему мы их мало используем? Потому, что в нашей стране недостаточно развиты:
- сфера услуг; безопасность; экологическая чистота;
Будем надеяться, что в ближайшем будущем и Россия окажется в этом списке, так как у нас в стране есть места, где отдохнуть, и есть что посмотреть.
VI.Рефлексия
1.Что нового вы узнали на этом уроке?
2. Где может пригодиться информация, полученная на уроке? (слайд 34)
VII.Домашнее задание
П 9. Написать эссе на одну из тем: «Нетрадиционные источники энергии: за и против»» или «Рекреационные ресурсы мира».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока географии 6 класс для изучения темы "Горные породы"
Урок позволяет изучить тему "Горные породы" в курсе географии 6 класса. Необычность этой разработки состоит в том, что в ней на протяжении почти всех этапов звучит имя великого дея...
конспект урока географии 6 класс по теме : "Движения Земли"
План - конспект урока по географии по теме: "Движения Земли" Урок с использованием презентации....
конспект урока географии 7 класс по теме "Население Африки"
Учебное занятие по теме «Население Африки» построено с использованием информационно-коммуникативных технологий, которые позволяют разнообразить учебное занятие, насытить...
Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.
ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями, развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...
Конспект урока географии, 8 класс - Урок-викторина "К неведомым землям"
Материалы викторины "К неведомым землям" могут быть использованы как для проведения урока в рамках изучения темы "Географическое положение России" в курсе географии 8 класса "География Рос...
Конспект урока географии 8 класс Тема: "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014" Презентация урока
Интегрированный урок географии и физической культуры по теме "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014". Проводимый в 8 классе. Разработали и провели учитель географии - С. М. Заха...
Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна
Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...