1.Рабочая программа по географии 5 класс
рабочая программа по географии (5 класс)
Данная рабочая программа по географии для основной школы составлена в соответствии:
- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
- с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленными в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования;
- фундаментального ядра содержания общего образования;
- с рабочей программой «география», авторы-составители А.А.Летягин, И.В.Душина, В.Б.Пятунин, Е.А.Таможняя
- с программой развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся;
- идеи и положения концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- с федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Структура программы позволяет последовательно реализовывать формирование навыков исследовательской деятельности, работы с измерительными приборами и природными объектами. Кроме этого, создаются условия для формирования всех перечисленных в стандарте способов деятельности учащихся.
- «География. Начальный курс» 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. А. А. Летягин. Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2013г.
- «География. Дневник географа-следопыта» Рабочая тетрадь к учебнику А.А. Летягина «География. Начальный курс». А.А. Летягин. Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2013г.
- «Начальный курс географии» 5 класс. Атлас. И.В. Душина, А.А. Летягин. Москва, издательский центр «Вентана-Граф»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_geografii_5_klass_mbou_sosh_no_19.docx | 41.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по географии для основной школы составлена в соответствии:
- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
- с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленными в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования;
- фундаментального ядра содержания общего образования;
- с рабочей программой «география», авторы-составители А.А.Летягин, И.В.Душина, В.Б.Пятунин, Е.А.Таможняя
- с программой развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся;
- идеи и положения концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- с федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Структура программы позволяет последовательно реализовывать формирование навыков исследовательской деятельности, работы с измерительными приборами и природными объектами. Кроме этого, создаются условия для формирования всех перечисленных в стандарте способов деятельности учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
География – учебный предмет, формирующий у школьников комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов, об особенностях населения и хозяйства, о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Основная цель географии в системе общего образования – познание многообразия современного географического пространства, что позволяет ориентироваться в мире и представлять его географическую картину.
Задачами изучения географии в основной школе являются:
- формирование системы географических знаний как элемента научной картины мира;
- познание на конкретных примерах многообразия современной географической среды на разных уровнях (от локального до глобального);
- познание характера и динамики главных природных, экологических, экономических, социальных, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
- понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, соблюдения стратегии устойчивого развития России и мира;
- понимание сущности и динамики глобальных и региональных изменений, происходящих в современном политической, экономической и социальной жизни России и мира;
- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в соответствии с природными, социально-экономическими и экологическими факторами;
- глубокое и всестороннее изучение географии России, включая ее геополитическое положение, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования и их взаимозависимости;
- формирование у школьников познавательного интереса к географии и ориентация их на профессии, связанные с этой наукой;
- формирование умений и навыков безопасного и экологически грамотного поведения в окружающей среде.
«Начальный курс географии» - первый систематизированный курс новой для школьников учебной дисциплины.
В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучения географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности, используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем для овладения курсов географии России
Основная цель курса – систематизация знаний о природе и человеке, подготовка обучающихся к восприятию этих знаний с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
- развить познавательный интерес обучающихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;
- научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;
- научить устанавливать связи в системе географических знаний, а также между системой физико-географических и общественно - географических знаний.
Методическое обеспечение
- «География. Начальный курс» 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. А. А. Летягин. Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2013г.
- «География. Дневник географа-следопыта» Рабочая тетрадь к учебнику А.А. Летягина «География. Начальный курс». А.А. Летягин. Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2013г.
- «Начальный курс географии» 5 класс. Атлас. И.В. Душина, А.А. Летягин. Москва, издательский центр «Вентана-Граф»
Место курса в базисном учебном плане
География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения – 280, из них по 35 ч. (1 ч. в неделю) приходится на 5 и 6 классы и по 70 ч. (2 ч. в неделю) на 7, 8 и 9 классы.
Построение содержания курса географии для основной школы опирается на пропедевтический курс «Окружающий мир», который изучается в начальной школе. В его содержании присутствуют некоторые географические сведения, усвоение которых подготавливает школьников к изучению географии.
Рабочая программа составлена с учетом того, что классы состоят из обучающихся с разным уровнем учебных возможностей, поэтому содержат задания не только базового, но повышенного и творческого уровня. Для этого используются разные формы работы: групповые, индивидуальные, работа в парах.
Актуальность и значимость рабочей программы определена требованиями к новым результатам учебной деятельности обучающихся – формированию универсальных учебных действий, заложенных в основе стандарта второго поколения.
Календарно-тематическое планирование 5 класс
№ п/п | Дата план | Дата факт | Тема | Содержание урока | Планируемые результаты | Формы контроля | ||
личностные | предметные | метапредметные | ||||||
Введение. Географическое познание нашей планеты. – 2 ч. | ||||||||
1 | География — одна из наук о планете Земля. Входной контроль. | Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Уникальные географические объекты. Зарождение древней географии | осознание значимости географических знаний для современного человека, ознакомление с примерами природного наследия ЮНЕСКО, мотивация на изучение географии | различать географические объекты и правильно называть их, определять значение объектов ЮНЕСКО для человечества приводить примеры географических объектов своей местности, результатов выдающихся географических открытий и путешествий | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи | Фронтальный опрос, выполнение заданий Школы географа-следопыта, ответы на вопросы в конце параграфа | ||
2 | Наблюдение — метод географической науки | Как географы изучают объекты и процессы? Наблюдения — способ изучения географических объектов и процессов | развитие умения фиксировать проводимые наблюдения в письменном описании результатов развитие умения работать индивидуально и в группе | отбирать источники географической информации для определения высоты Солнца над горизонтом | осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; составлять план своего наблюдения; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками | Географическая викторина | ||
Земля как планета солнечной системы – 5 ч. | ||||||||
3 | Земля среди других планет Солнечной системы | Положение Земли в Солнечной системе. Планеты земной группы. Возникновение Земли. | формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике развитие умения работать индивидуально и в группе | называть планеты Солнечной системы в порядке увеличения их расстояния от Солнца приводить примеры планет земной группы | выделять существенные признаки понятий находить и выделять необходимую информацию строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы соотносить свои действия с планируемыми результатами. | Тестирование с взаимопроверкой | ||
4 | Форма и размеры Земли | Форма и размеры Земли. Метод географического моделирования | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками | измерять «земные окружности» по глобусу, чтобы убедиться в том, что глобус – наиболее точная модель Земли использовать понятия «глобус», «полярный радиус», «экваториальный радиус» для решения учебных задач по определению формы глобуса и сравнения ее с формой Земли | выделять существенные признаки понятий анализировать информацию (текстовую и графическую) для подготовки письменного ответа на вопрос | Фронтальный опрос | ||
5 | Движение Земли по околосолнечной орбите | Земная ось и географические полюсы. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. | осознание значимости географических знаний для современного человека развитие познавательных интересов, учебных мотивов | отбирать источники географической информации с целью подготовки презентации по теме изучать модель «Земля-Луна-Солнце» с помощью, которой можно наблюдать движение Земли по околосолнечной орбите и вращение вокруг земной оси | осуществлять самостоятельный поиск и выделение необходимой информации с помощью компьютерных средств демонстрировать модель с целью выявления существенных признаков понятий работать в группе; находить общее решение на основе согласования позиций | Устный диктант | ||
6 | Пояса освещённости. Суточное вращение Земли | Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Тропики и полярные круги | развитие умения фиксировать проводимые наблюдения в письменном описании результатов развитие умения работать индивидуально и в группе | называть пояса освещенности составлять рассказ по плану о четырех особых положения Земли | организовывать продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение | Выполнение заданий Школы географа-следопыта | ||
7 | Обобщающее повторение | Повторение материала темы | развитие умения работать индивидуально и в паре, планировать и оценивать деятельность | выполнять итоговые задания выполнять тестовые задания отвечать на вопросы по разделу «Земля как планета Солнечной системы» | работать индивидуально и в группе формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение владеть устной и письменной речью планировать и регулировать свою деятельность обучающийся оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата | Тестирование |
Раздел: Геосферы Земли (28ч). Литосфера - 9 ч.
8 | Слои «твёрдой» Земли | Недра Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин | формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике формирование устойчивых познавательных интересов при создании модели «твердой Земли» развитие умения планировать деятельность, оценивать способы достижения цели | строить модель «твердой» Земли использовать понятия «литосфера», «земная кора», «ядро», «мантия» для решения учебных задач по созданию модели внутреннего строения Земли составлять характеристику внутренних слоев Земли | составлять определение понятиям выделять существенные признаки понятий создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач создавать модели с целью развития познавательных интересов и творческих способностей осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата | Путешествие к центру Земли | ||
9 | Вулканы Земли | Проявления внутренних процессов на земной поверхности. Вулканы и гейзеры | формирование устойчивых познавательных интересов при создании иллюстрированного рассказа об образовании и «жизни» вулкана создание модели литосферных плит для понимания закономерностей развитие умения анализировать, обобщать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи | показывать на карте и определять положение, название и высоту вулканов строить схему, показывающую строение вулкана обозначать на схеме действующие вулканы выделять, описывать и объяснять существенные признаки вулканов | осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; создавать модели с целью развития познавательных интересов и творческих способностей самостоятельно организовывать учебную деятельность | Фронтальный опрос | ||
10 | Из чего состоит земная кора | Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. | развитие умения извлекать информацию, перерабатывать ее представлять в разных формах формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; развитие чувства патриотизма, любви к своей местности, своему региону | приводить примеры горных пород, отличающихся условиями образования определять значение горных пород своей местности выделять, описывать и объяснять существенные признаки минералов и горных пород | составлять определение понятиям, создавать обобщения оценивать правильность выполнения учебной задачи; собственные возможности ее решения | Выполнение заданий Школы географа-следопыта | ||
11 | Горные породы | Магматические, осадочные и метаморфические горные породы | формирование устойчивых познавательных интересов при создании коллекции горных пород | создавать коллекцию горных пород своей местности | строить логическое рассуждение, умозаключения, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи | Геологический диктант | ||
12 | Строение земной коры. | Материковая и океаническая земная кора. Нарушения слоёв земной коры. | развитие умения анализировать, обобщать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи | различать типы земной коры сравнивать океаническую и континентальную земную кору, объяснять причины установленных различий | строить логическое рассуждение, умозаключения, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи | Игра «Найди на карте» | ||
13 | Землетрясения | Виды движения земной коры. Землетрясения. Сила землетрясения | осознание значимости географических знаний для современного человека развитие умения извлекать информацию, перерабатывать ее представлять в разных формах | давать определение понятиям: «землетрясение», «цунами» определять интенсивность землетрясений по описаниям и таблице 12-бальной шкалы выделять, описывать и объяснять существенные признаки землетрясений использовать приобретенные знания и умения для оценки интенсивности землетрясений устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений | составлять определение понятиям смысловое чтение осуществлять самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, её преобразование, сохранение владение письменной речью анализировать текстовую информацию для подготовки письменного ответа на вопрос | Ответы на вопросы в конце параграфа | ||
14 | Рельеф земной поверхности | Рельеф. Формы рельефа. Относительная высота форм рельефа. Способы определения относительной высоты географических объектов | осознание ценности географических знаний для применения их на практике развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми при создании и использование самодельного нивелира развитие умение работать индивидуально и в группе | давать определение понятиям «рельеф», «относительная высота» различать выпуклые и вогнутые формы рельефа изготавливать самодельный нивелир определять относительную высоту холма с использованием самодельного нивелира на местности приводить примеры различных форм рельефа своей местности | составлять определение понятиям, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации выделять существенные признаки понятий создавать самодельные простейшие инструменты работать индивидуально и в паре; находить общее решение на основе согласования позиций управлять своей познавательной активностью развивать способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений | Игра «Найди ошибку» | ||
15 | Человек и литосфера | Условия жизни человека в горах и на равнинах. Полезные ископаемые | формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде развитие чувства патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране развитие умения извлекать информацию, перерабатывать ее представлять в разных формах | давать определение понятиям «полезное ископаемое», «месторождение» работать с топонимическим словарем и определять происхождение название географических объектов приводить примеры полезных ископаемых и месторождений своей местности обсуждать преимущества отдыха на равнинах и в горах | составлять определение понятиям формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью осуществлять самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение | Мини сочинение | ||
16 | Обобщающее повторение | Повторение материала темы | Формирование ответственного отношения к учению | Знание основных понятий темы «Литосфера» | самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач | Контрольная работа | ||
Атмосфера 5ч | ||||||||
17 | Воздушная оболочка Земли-атмосфера | Атмосфера Земли. Размеры атмосферы. Вещественный состав и строение атмосферы | формирование ответственного отношения к учению, развитие умения фиксировать проводимые наблюдения в письменном описании результатов | проводить опыт, доказывающий существование атмосферного давления изготавливать самодельный барометр и измерять атмосферное давление объяснять существенные признаки понятия «атмосфера» использовать понятие «атмосфера» для решения учебных задач по определению атмосферного давления | выделять существенные признаки понятий соотносить свои действия с планируемыми результатами осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата оценивать правильность выполнения учебной задачи | Тест «Строение атмосферы» (с пропущенными словами) | ||
18 | Погода и метеорологические наблюдения (урок – практикум) | Погода. Наблюдения за погодой на метеорологической станции. Заочная экскурсия на метеорологическая станция | осознание ценности географических знаний для применения их на практике развитие умения извлекать информацию, перерабатывать ее представлять в разных формах | давать определение понятию «погода» отбирать источники географической информации для составления описания погоды своей местности обучающийся объяснять существенные признаки понятия «погода» описывать погоду своей местности | составлять определение понятиям выделять существенные признаки понятия осуществлять самостоятельный поиск и выделение необходимой информации с помощью различных источников информации создавать обобщения, устанавливать аналогии | Воросы № 1-3,5 после параграфа 13, сообщение о прогнозах погоды по народным приметам | ||
19 | Человек и атмосфера | Как атмосфера влияет на человека и его условия жизни. Влияние человека на атмосферу. Опасные и редкие явления в атмосфере | формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования развитие умения извлекать информацию, перерабатывать ее представлять в разных формах | составлять прогноз погоды по народным приметам определять комфортность условий проживания человека отбирать необходимую географическую информацию, используя интернет-ресурсы оценивать влияние атмосферы на человека приводить примеры влияния человека на состояние атмосферы | выделять существенные признаки понятий формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение смысловое чтение владение устной и письменной речью устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы развивать способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений формировать и развивать экологическое мышление | Задания № 1-3 в рабочей тетради | ||
20 | Опасные и редкие явления в атмосфере. | Виды опасных и редких атмосферный явлений, их природа образования, последствия для человека | формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования | составлять и обсуждать презентации о различных видах атмосферных явлений | устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы | Фронтальный опрос | ||
21 | Обобщающее повторение | Повторение материала темы | Формирование ответственного отношения к учению | Знание основных понятий темы «Атмосфера» | Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач | Тестировавние | ||
Гидросфера 9ч | ||||||||
22 | Вода на Земле | Гидросфера и её части. Вещественный состав гидросферы. Круговорот воды на Земле | формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике развитие умения анализировать, обобщать, сравнивать | называть составные части гидросферы, свойства воды, основные элементы круговорота воды выявлять различия между большим и малым круговоротом воды | выделять существенные признаки понятий создавать, применять и преобразовывать знаки, символы и схемы для решения учебных и познавательных задач смысловое чтение создавать обобщения, строить логическое рассуждение, анализировать текстовую информацию для подготовки ответа на вопрос | Кроссворд «Гидросфера» | ||
23 | Вода на Земле (урок – практикум) | Проведение опытов по изучению свойств воды | развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми при проведении опыта развитие умения анализировать, обобщать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи развитие умения фиксировать проводимые наблюдения в письменном описании результатов | проводить опыт по изучению свойств воды выделять, описывать и объяснять существенные признаки воды | выделять и описывать существенные признаки понятий соотносить свои действия с планируемыми результатами осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата | Мини сочинение «Путешествие капельки воды» | ||
24 | Мировой океан – главная часть гидросферы | Мировой океан. Береговая линия. Части Мирового океана. Суша в океане | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию формирование ИКТ компетентности, развитие устойчивого познавательного интереса при выполнение учебных задач творческого характера
| давать определение понятиям: «гидросфера», «море», «залив», «пролив», «остров», полуостров» показывать на карте и глобусе океаны, моря, заливы, проливы, острова и полуострова составлять маршрут морского путешествия, используя карты атласа определять происхождение названий географических объектов создавать игру «Знатоки морских названий» выделять существенные признаки понятий «гидросфера», «мировой океан», «море», «залив», «пролив», «остров», полуостров» | определять понятия выделять существенные признаки понятий осуществлять самостоятельный поиск и выделение необходимой информации с помощью компьютерных средств самостоятельно приобретать новые знания и практические умения с помощью географических карт развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности | Игра «Знатоки морских названий» | ||
25 | Воды суши. Реки. | Разнообразие вод суши. Река, речная система, бассейн реки, водораздел. | формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике развитие умения использовать основные понятия для решения учебных задач | называть составные части вод суши давать определение понятиям: «река», «речная система», «бассейн реки», «водораздел» использовать понятии: «река», «бассейн», «водораздел» для решения учебных задач по определению положения бассейна реки и водораздела между речными бассейнами | определять понятия выделять существенные признаки понятий анализировать информацию (текстовую и графическую) для подготовки письменного ответа на вопрос | Географический диктант | ||
26 | Горные и равнинные реки. | Горные и равнинные реки. Пороги и водопады, описание реки по плану | формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать развитие умения извлекать информацию, перерабатывать ее представлять в разных формах развитие чувства патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране | выявлять основные различия горных и равнинных рек проводить воображаемые путешествия по Волге и Тереку называть и показывать на карте крупнейшие водопады мира устанавливать взаимосвязи между формами рельефа и характером реки приводить примеры горных и равнинных рек | выделять существенные признаки понятий осознанно устанавливать причинно-следственные связи анализировать объекты с целью выделения существенных признаков сравнивать объекты с целью установления сходств и различий | Путешествие по рекам своей местности | ||
27 | Озера. | Что такое озеро? Виды озерных котловин Озёрная вода. | осознание значимости географических знаний для современного человека развитие умения анализировать и обобщать, делать выводы, представлять информацию в разных формах | давать определение понятиям: «озеро», показывать на карте России и полушарий крупные озера различать озера по степени солености воды объяснять существенные признаки понятий: «озеро», приводить примеры озер по солености озерных вод | определять понятия выделять существенные признаки понятий устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение, делать выводы | Показывают озера на карте, классифицируют озера по степени солёности их воды. | ||
28 | Вода в «земных кладовых». Ледники, подземные воды. | Ледники. Горные и покровные ледники. Айсберги. Подземные воды, их образование и схема расположения. | развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми при построении и демонстрации модели, проведении опыта развитие умения работать индивидуально и в группе, планировать деятельность, оценивать развитие умения анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы | давать определение понятиям: «ледник», «айсберг» проводить опыт для определения скорости просачивания воды образцы пород (глина, песок, суглинок) создавать и работать с самодельной моделью родника устанавливать взаимосвязи между составом горных пород и скоростью просачивания воды | определять понятия создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач работать индивидуально и в группе устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками | Фронтальный опрос | ||
29 | Человек и гидросфера. | Вода — основа жизни на Земле. Использование человеком энергии воды. Отдых и лечение «на воде» | осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования развитие умения извлекать информацию, перерабатывать ее представлять в разных формах | определять значение воды в жизни человека составлять маршруты путешествий для укрепления здоровья человека работать с текстами легенд и народных сказаний, посвященным объектам гидросферы устанавливать взаимосвязи между формой рельефа и мощностью ГЭС | осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей смысловое чтение осуществлять самостоятельный поиск и выделение необходимой информации с помощью различных источников информации анализировать текстовую информацию для подготовки письменного ответа на вопрос | Подготовить сообщение на тему «Мой отдых «на воде»: за и против» | ||
30 | Обобщающее повторение | Повторение материала темы | Формирование ответственного отношения к учению | Знание основных понятий темы «Гидросфера» | Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач | Тестирование | ||
Биосфера 5 ч | ||||||||
31 | Оболочка жизни | Биосфера. Вещественный состав и границы биосферы. Современное научное представление о возникновении и развитии жизни на Земле | Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде | Значения биологического разнообразия для сохранения биосферы | Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач | Кроссворд | ||
32 | Жизнь в тропическом поясе. | Растительный и животный мир Земли. Влажные экваториальные леса. Саванны. Тропические пустыни | Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде | Выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе. | Фронтальный опрос | ||
33 | Растительный и животный мир умеренных поясов | Степи. Лиственные леса. Тайга | Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину | Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов | Умение находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. | Вопросы после параграфа. | ||
34 | Жизнь в полярных поясах и в океане | Тундра. Арктические и антарктические пустыни. Жизнь в океане | Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину | Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов | Умение находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. | Вопросы после параграфа. | ||
35 | Природная среда. Охрана природы. | Природное окружение человека. Природные особо охраняемые территории. Заочное знакомство с Дарвинским заповедником | формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования | давать определение понятиям: «окружающая среда», «природная среда», «искусственная среда» назвать особо охраняемые природные территории составлять схему экологической тропы составлять схему взаимосвязей оболочек Земли приводить примеры различных видов особо охраняемых природных территорий своей местности | определять понятия, создавать обобщения выделять существенные признаки понятий создавать схемы для решения учебных и познавательных задач осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей применять экологическое мышление в познавательной, коммуникативной практике | Тестированиме |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО
Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...
Рабочая программапо обществознанию для 9 класса
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...
Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)
Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...
Рабочая программапо геометрии, 11 класс
Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...