Конспект урока 8 класс Географическое положение России.
план-конспект урока по географии (8 класс)

Ирина Александровна Селезнева

Цели и задачи:

1.     Изучить главные черты географического положения России.

2.     Сформировать знания о размерах, границах России.

3.     Показать влияние географического положения на природу и расселение населения.

4.     Обучать умениям характеризовать географическое положение России.

5.     Закрепить умения вычислять географические координаты объектов на карте и протяженность страны в градусах и км, пользуясь картографической сеткой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок в 8 классе ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ

Цели и задачи:

1.     Изучить главные черты географического положения России.

2.     Сформировать знания о размерах, границах России.

3.     Показать влияние географического положения на природу и расселение населения.

4.     Обучать умениям характеризовать географическое положение России.

5.     Закрепить умения вычислять географические координаты объектов на карте и протяженность страны в градусах и км, пользуясь картографической сеткой.

Ход урока

                    I. Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.

Учитель напоминает понятие «географическое положение»; и как географическое положение влияет на природные условия материков, природных зон, государства. Для этого учитель предлагает ответить на вопросы:

1. Что входит в характеристику географического положения территории?

2. Почему изучение любой территории - материка, страны начинается со знакомства с географическим положением?

Уточнив ответы, предлагается записать в тетради понятие «географическое положение» и план географического положения России. Этот план можно будет затем использовать при характеристике географического положения отдельных регионов страны.

Географическое положение - это положение какого-либо объекта на земной поверхности по отношению к другим объектам или территориям.

План характеристики географического положения России:

1. Положение на материке по отношению к экватору и нулевому меридиану.

2. Крайние точки и их географические координаты.

3. Протяженность в градусах и км с севера на юг и с запада на восток.

4. Размеры территории России.

5. Положение в тепловых поясах и природных зонах.

6. Сухопутные границы. Соседние государства.

7. Морские границы. Соседние государства.

8. Влияние особенностей географического положения России на природные условия и жизнь населения.

II. Получение новых знаний.

1) Россия располагается на территории Евразии в северном и восточном полушариях, лишь Чукотский полуостров находится в западном полушарии.

2) Крайние точки и их координаты:

Записываются в тетрадь названия крайних точек и определяются их координаты.

Обучающиеся получившие опережающие дополнительные задания, выступают с сообщениями об истории открытия крайних точек.

• северная островная - мыс Флигели на острове Рудольфа в архипелаге Земля Франца Иосифа;

• северная материковая - мыс Челюскин на полуострове Таймыр;

Мыс Челюскин открыт в 1742 году участником Великой Северной экспедиции штурманом С. И. Челюскиным и назван им Северо-Восточным. В 1843 году мыс получил имя своего первооткрывателя.

• южная - гора Базардюзю (41°11 'с. ш.) в республике Дагестан;

• западная - коса Гданьского залива Балтийского моря близ Калининграда;

• восточная материковая - мыс Дежнева (169°40'з.д.) на Чукотском полуострове;

Открыт в 1648 году русским землепроходцем С. И. Дежнёвым, который впервые обогнул этот мыс. В челобитных Дежнева говорится, что он обошел Большой Каменный нос. В ХУП-ХУШ вв. упоминали этот мыс под названиями Необходимый нос, Чукотский нос. В 1898 году в ознаменование 250-летия открытия мыса по ходатайству Русского географического общества он был переименован в честь его первооткрывателя.

• восточная островная - на острове Ратманова (170°з. д.) в Беринговом проливе;

В 1816 году лейтенант О. Е. Коцебу открыл (как позже выяснилось, ошибочно) остров в Беринговом проливе и назвал его в честь капитан-лейтенанта М. И. Ратманова, вместе с которым он в 1803 - 1806 гг. участвовал в первом русском кругосветном плавании. Когда стало ясно, что острова нет, название было перенесено на один из трех островов Диомида.

3) Затем обучающиеся самостоятельно определяют протяженность России в градусах и км с севера на юг и с запада на восток.

Протяженность материковой части России по меридиану 100° в. д. составляет 28°, или 3108 км.

4) Россия - крупнейшее государство мира. Она занимает площадь, равную 17,1 млн кв. км.

В процессе диалога анализируются данные таблицы «Площади отдельных материков и крупнейших стран мира», приведенной на с. 10 учебника. Школьники делают вывод о том, какие материки и страны Россия превосходит по площади (Антарктида, Австралия и Океания, Канада, США, Китай, Бразилия).

«В Европе есть только одна страна, где можно понять по-настоящему, что такое пространство, - это Россия», - писал Гайдо Газданов.

5) Почти вся страна находится к северу от 50° с. ш., поэтому большие территории заняты зонами лесов (преобладает тайга), лесотундры и тундры.

6) Учитель дает определение понятия «государственная граница», ученики записывают его в тетрадь.

Государственная граница - это линия, определяющая пределы государственной территории.

Протяженность границ России - почти 61 тыс. км. Западная и южная границы преимущественно сухопутные, а северная и восточная - морские.

Пользуясь картой атласа «Географическое положение России» (с. 2 - 3), школьники самостоятельно наносят границы России, определяют соседей и надписывают их названия).

7) Учитель обращает внимание обучающихся на то, что с некоторыми государствами Россия имеет морские границы. Здесь же необходимо дать определение понятия «территориальные воды», которое также записывается в тетрадь.

Территориальные воды - это морские воды, примыкающие к сухопутной территории государства и входящие в его состав. Ширина территориальных вод составляет 12 миль (или 22,2 км).

8) Учитель объясняет, как влияет географическое положение на особенности природы, хозяйства и жизни населения.

Россия - самое большое по площади государство. Естественно, что природные условия на таком обширном пространстве отличаются большим разнообразием. Многие черты природы России связаны с её северным положением. Более половины территории страны (64,3 %) располагается к северу от шестидесятой параллели. На такой же широте в Европе находится лишь Финляндия, Исландия, большая часть Швеции и почти вся Норвегия. Но в отличие от России эти страны интенсивно обогреваются теплыми водами и воздушными струями Атлантики и потому имеют относительно мягкий климат. Россия же характеризуется суровостью климата: низкими температурами зимы и её продолжительностью, меньшим количеством осадков, большими годовыми амплитудами температур. За исключением некоторых небольших регионов Предкавказья и Северного Кавказа, вся Россия - холодная северная страна. Это непосредственно сказывается на всех сферах хозяйственной деятельности и повседневной жизни людей. Огромные средства тратятся на борьбу с холодом. За длинную суровую зиму на эти цели расходуется огромное количество энергоресурсов. Так, в Москве за отопительный сезон на одного жителя расходуется около 3 т угля (в единицах измерения условного топлива), в Норильске - 7 т. Лишь на 40 % территории нашей страны люди могут строить города и поселки без специальных дорогостоящих мер защиты от неблагоприятного воздействия суровой природной среды. Большие расходы на отопление, строительство, одежду, питание удорожают жизнь россиян.

                                 Обучающиеся делают общий вывод о влиянии географического положения на природные условия и хозяйственную деятельность населения.                        

Вывод:

Географическое положение России имеет как положительные, так и отрицательные черты:

Положительные 

Отрицательные

а) большая площадь России – это, как правило, означает богатство природными ресурсами;

а) моря России замерзают на длительный период, что затрудняет судоходство;

 

б) наличие морских границ, свободный выход в океан;

б) ¼ часть площади России лежит за Северным полярным кругом (суровый климат);

в) расположение большей части России в умеренных широтах

в) огромная территория требует больших транспортных расходов.

III. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: § 1, охарактеризовать Охотское море, пользуясь планом и картой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Африка. Географическое положение." 7 класс

Проект урока. Тема:         Африка. Географическое положение....

Конспект мастер-класса "Географический образ России"

Данный мастер-класс позволяет сформировать географического образа России на основе интеграционного подхода. Демонстрирует возможность и место применения интеграционного подхода в преподавании географи...

Разработка урока географии в 8 классе "Географическое положение России"

Формирование знаний о физико-географическом положении страны, о его влиянии на жизнь и хозяйственную деятельность населения....

Конспект урока « Австралия. Географическое положение. История открытия»

Тема урока: « Австралия. Географическое положение. История открытия»Тип урока: изучение нового материалаЦели урока: Образовательная: познакомиться с особенностями физико-географического по...

Учебно-методическое пособие "География. 8 класс. Географическое положение России"

Учебно-методические пособие Географическое положение РоссииТестовая работа для учеников 8 класса...