Конспект мастер-класса "Географический образ России"
методическая разработка по географии на тему
Данный мастер-класс позволяет сформировать географического образа России на основе интеграционного подхода. Демонстрирует возможность и место применения интеграционного подхода в преподавании географии, методы и приемы, позволяющие его реализовать и представляет географический образ России через интеграцию знаний и умений из курса географии, истории, литературы, биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект мастер-класса Географический образ России | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
Г. ЖЕЛЕЗНОГОРСК КУРСВОЙ ОБЛАСТИ
Конспект мастер-класс:
Географический образ России.
Автор-составитель: учитель географии
Новокрещенова Т.Е.
г. Железногорск
2014г.
Цель: создание географического образа России на основе интеграционного подхода.
Задачи:
- продемонстрировать возможность и место применение интеграционного подхода в преподавании географии;
- выделить методы и приемы, позволяющие реализовать интеграционный подход в преподавании географии;
- представить географический образ России через интеграцию знаний и умений из курса географии, истории, литературы, биологии.
Для демонстрации педагогического опыта и методики работы понадобится 6 (9) участников, для формирования 3 групп.
Участники 1группы должны будут собрать карту России, используя «Физическую карту» в атласе и рассказать о вкладе землепроходцев в расширении российских границ.
Участники 2группы – определить положение названных географических объектов, и в каком из четверостиший, говориться о каждом из них, работа с использованием атласа.
Участники 3группы – определить местообитание представленных растений и животных, ознакомившись с информации о них, работа с использованием атласа.
На выполнение заданий отводиться 3-4 минуты.
Задание 1 группы: Вы получили атлас и геометрические фигуры. Вам необходимо из геометрических фигур с нанесенным на них контуром Российской Федерации собрать картосхему нашей страны. Что бы правильно выполнить задание вам потребуется «Физическая карта» Российской Федерации, её вы сможете найти в выданном вам атласе. После составления картосхемы нужно будет рассказать когда, кем и какая территория была присоединена к России.
Ерма́к Тимофе́евич - казачий атаман, исторический завоеватель Сибири (территория Западно-Сибирской низменности) для Российского государства в XVI веке.
Ива́н Ю́рьевич Москви́тин - русский землепроходец, атаман пеших казаков. В 1639 году с отрядом казаков первым из европейцев достиг Охотского моря, открыл его побережье и Сахалинский залив.
Васи́лий Дани́лович Поярков - русский землепроходец XVII века. Первым спустился по Амуру до его устья и установил, что Сахалин остров.
Задание 2 группы: Вам выданы карточки с названием географических объектов, четверостишия и атлас. Вы должны определить место расположение названных географических объектов на территории России, а так же в каком из предложенных четверостиший, говорится о каждом из них. Определить точное положение объектов на территории России вы сможете, использую «Физическую карту» Российской Федерации в атласе.
При выступлении вы должны будете расположить названия географического объекта на картосхеме, собранной участниками 1 группы, (с помощью прикрепленного с обратной стороны двойного скотча) и прочитать четверостишие предложенное вам.
О (Волга!).. колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зарям,
Когда еще всё в мире спит
И алый блеск едва скользит
По темно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке.
Некрасов Н.А.
(Кавказ) подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины:
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье.
Пушкин С.А.
Слышишь в зареве дня
Тихо шепчет (Байкал),
Синью нежной маня,
Ветром воя у скал.
Нежен, ласков и тих,
Властен, грозен порой.
Низко чайка летит
Над лазурной волной.
Если б только меня спросили,
Я б ответил предельно кратко,
Что не видел земли красивей
И загадочней, чем (Камчатка).
Где вулканы царапают небо.
низвергая к подножьям лавы,
Где сплетаются быль и небыль,
И где в рост человека травы.
А. Старикан
Задание 3 группы: Вам выданы карточки с изображением и краткой характеристикой представителей растительного и животного мира России и атлас. По картам «Растительность» и «Физическая карта» в атласе вы сможете определить, в какой части страны произрастает или обитает изображенные на карточках растения и животные Российской Федерации.
При выступлении разместите на картосхему, собранную участниками 1 группы, карточки с изображением растений и животных (при помощи прикрепленного двухстороннего скотча с обратной стороны), сообщая данную информацию о них.
Бе́лый медве́дь, или полярный медведь - хищное млекопитающее семейства медвежьих, близкий родственник бурого медведя. Обитает в приполярных областях в северном полушарии Земли. Занесён в Красную Книгу России.
Берёза пови́слая - вид растений рода Берёза, семейства Берёзовые. Широко распространённая лесообразующая порода, формирующая мелколиственные леса по всем климатическим зонам, кроме тундры. Имеет обширный ареал в Европейской части России.
Аму́рский тигр (уссурийский или дальневосточный) - один из самых малочисленных подвидов тигра, самый северный тигр. Занесён в Красную книгу.
Сиби́рский кедр, или Сосна́ сиби́рская кедро́вая - один из видов рода Сосна; вечнозелёное дерево. Кедр очень распространён в Западной Сибири, в Восточной Сибири и на Урале.
Обыкновенная рысь - вид млекопитающих из рода рысей. Рысь — самый северный вид из семейства кошачьих. Сейчас предприняты успешные попытки возродить популяцию рысей. Рысь отдает предпочтение глухим темнохвойным лесам, тайге (Западная и Восточная Сибирь).
Ли́ственница сиби́рская - вид хвойных деревьев из рода Лиственница, семейства Сосновые. Лиственница сибирская произрастает в пределах лесной зоны, восток и северо-восток европейской части России, Урал, Западная и Восточная Сибирь (до озера Байкал). Самое распространенное дерево России.
Пока идет работа в группах проводится беседа с аудиторией.
Математика:
- Скажите среди присутствующих в зале, есть учителя математики…
- На ваш взгляд, если возможность использовать географическую информацию на уроках математике?
Например, в статистике, что бы показать практическую необходимость умений в этой области знаний, можно использовать данные о численности населения городов, изменения динамики численности, значение вычислений процентов, через демонстрацию необходимости этих вычислений в характеристики населения городов, стран, регионов мира или в мире в целом. Так как этими умениями и навыками чаще всего пользуются в демографии, разделе географии, о народонаселении.
Иностранные языки:
- Есть ли среди присутствующих учителя иностранных языков?
- На ваш взгляд, есть ли место использованию географии на ваших уроках?
или На уроках иностранного языка есть огромный потенциал для использования геогрфии.
Огромную помощь в изучении страноведческой части курса географии оказывает участие учителей иностранных языков в правильном произношении и переводи многих названий географических объектов. Так как закрадывающаяся неточность в произношении названий может приводить к искаженности формирующихся знаний.
С точки зрения расширения словарного запаса учащихся потенциал огромный. Примером может служить составление различного вида характеристик о родном крае на иностранном языке или о стране, или о регионе мира.
Химия и физика:
- А есть ли учителя наук естественно-научного цикла химии и физики? У меня к вам тот, же вопрос…?
Знания этих дисциплин просто необходимы при изучении процессов происходящих в атмосфере, в курсе социально-экономической географии, а именно: топливно-энергетического комплекса, металлургии (доменная выплавка стали, электролиз…), целлюлозно-бумажное производство. Правда, не везде можно использовать всю глубину знаний этих наук, когда данные темы изучаются в курсе географии. Но ни кто не отменял и не говорил о ненужности актуализации знаний и их пропедевтики, что может повысить интерес к изучению этих наук или упростить объяснение химических или физических процессов на соответствующих уроках данных курсов…
Участники групп демонстрируют результаты своей работы.
Рефлексия:
- Что мы делали?
- Как мы делали?
- По вашему мнению, есть ли место интеграции в вашей педагогической практике?
Интеграция позволяет расширить кругозор учащихся и их мотивацию к учёбе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы формирования положительного образа России в глазах учащихся
Статья посвящена анализу влияния СМИ на формирование образа Росси у учащихся....
Буклет "Матрешка -душа и образ России"
Раздаточный материал...
Презентация к внеклассному мероприятию "Матрешка -душа и образ России"
Разработка учебного материала к внеклассному мероприятию в 5 классе...
Технологическая карта урока литературы в 11 классе с использованием ЭОР и ЦОР по теме "Образ России в творчестве С.Есенина"
Цель урока: активизация художественного восприятия лирического произведения. Задачи:- Формирование умения анализировать и оценивать звуковой образ- Расширить представление учеников о творчестве поэта-...
Соборы Московского кремля-образ столицы и образ России.
Образ Москвы,образ России.Знакомство с архитектурой и историей соборов Московского кремля,значение их в истории России.Соборы Московского кремля ,городской пейзаж в творчестве художников....
Конспект открытого занятия «Образы потерянной России. Рязанская губерния» (Цветовые каналы)
Восстановление цветных изображений по негативам С.М.Прокудина-Горского в растровом графическом редакторе GIMP. Обучающиеся знакомятся с понятием «цветовые каналы» и их характеристикой, для дальнейшего...
Конспект урока литературы. Развитие речи. Анализ лирического произведения. Образ России в лирике М. Ю. Лермонтова.
Урок углубленной работы над текстом (по классификации Н. И. Кудрашёва) – анализ лирического произведения. Обзор-осмысление родины в ранней и поздней лирике М. Лермонтова...