Технологическая карта интегрированного урока "Топливно-энергетический комплекс. Электроэнергетика". 9 класс
план-конспект урока по географии (9 класс)

Карлова Валентина Константиновна

Интегрированный урок "Топливно-энергетический комплекс. Электроэнергетика" направлен на формирование понятия "электроэнергетика", на установление различий между  типами электростанций,  углубление знаний обучающихся о физических основах  производства электроэнергии на различных видах электростанций, а также  об их преимуществах и недостатках  в экологическом отношении. В ходе изучения темы используются знания, полученные на уроках физики и химии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 29 Р.П. ЧУНСКИЙ ЧУНСКОГО РАЙОНА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ

 «ПРАКТИКА ИНТЕГРАЦИИ»

Топливно-энергетический комплекс. Электроэнергетика

Урок  географии в 9 классе

                                                                                                                                  Авторы:

Карлова Валентина Константиновна,

учитель географии

 высшей квалификационной категории,

Титова Виктория Константиновна,

учитель физики

 высшей квалификационной категории,

муниципального бюджетного

общеобразовательного  учреждения

средней общеобразовательной школы № 29

 р. п. Чунский Чунского района Иркутской области

                                                     

   

                                               Чунский, 2023

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Топливно-энергетический комплекс. Электроэнергетика

Ф.И.О. учителя

Карлова Валентина Константиновна ,Титова Виктория Константиновна

Место работы

МБОУ СОШ № 29, р.п. Чунский, Чунского района, Иркутской области

Должность

Учитель

Предмет

География, физика

Класс

9

Дата

Тема, номер урока в теме

урок  № 6, тема: «Отрасли хозяйства России»

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Содержательная цель

создание условий для формирования представлений о типах электростанций,  факторах, влияющих  на их  размещение

Деятельностная цель

формирование у учащихся умений реализации новых способов действия с использованием элементов формирования функциональной грамотности

Задачи

Образовательные:

  • сформировать понятие «электроэнергетика»;
  • установить  различия между типами электростанций;
  • актуализировать и углубить знания обучающихся о физических основах производства электроэнергии на различных видах электростанций, а также  об их преимуществах и недостатках  в экологическом отношении,
  • выявить понимание значения создания единой энергосистемы

Развивающие: 

  • сформировать познавательный интерес;
  • развить мыслительные операции;
  • формировать навыки смыслового чтения, работы с  географическими картами,  таблицами;
  • развивать внимание, память, устную речь.

Воспитательные:

  • воспитание толерантности;
  • воспитание коммуникативной культуры;
  • формирование уважительного и доброжелательного отношения к другим

Образовательные
ресурсы, оборудование, материалы

Компьютер,  проектор, интерактивная доска, презентация к уроку «Электроэнергетика»;  настенная карта  «Промышленность  России»,  География.  Население и хозяйство России:  учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких,  Н.И. Алексеевский, Учебник  «Физика  9 класс».  А.В. Перышкин ;  географический атлас  для   9 класса,      изд-во  «Дрофа», рабочие листы.

Использование педагогических технологий

В уроке использовалась технология проблемного  обучения, а также  элементы таких технологий как:

  1. исследовательские методы в обучении
  2. информационно-коммуникативная технология
  3. критического мышления
  4. обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Формирование функциональной грамотности: работа с географическим текстом,  с географической картой, физической схемой и  таблицей

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая

Основные понятия

Электроэнергетика, тепловая электростанция (ТЭС), государственная электростанция (ГРЭС), теплоэлектроцентраль (ТЭЦ), гидравлические электростанции (ГЭС), атомные электростанция, альтернативные источники энергии, геотермальная электростанция ,  приливная  электростанция (ПЭС), закон сохранения энергии, Единая энергосистема.  

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

– расширят познание о межотраслевом топливно - энергетическом комплексе;

– сформируют представление о      роли электроэнергетики

в  жизни страны;

 – актуализируют  и углубляют знания о физических основах производства электроэнергии на различных видах электростанций,

– научатся сравнивать типы электростанций, их долю выработки и КПД, определять их недостатки и преимущества;  

– определят различия в их влиянии на окружающую среду;

– установят закономерности размещения электростанций;

– продолжат формирование навыков работы с картой, таблицами и схемами.

Регулятивные:

– самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

– самостоятельно  приобретать новые знания и практические умения;

– закрепят  умения способов систематизации теоретического материала

Познавательные:

– умение ставить  учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно;

– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

– анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины

Коммуникативные:

– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;

–    аргументировано высказывать свою точку зрения;

–  слушать и вступать в диалог,    отстаивать    свою точку зрения

–  закрепят    умения      толерантного отношения  друг

 к другу;

–  закрепят интеллектуальные умения (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.)

 – закрепят знания и умения, связанные с  системой ценностей, индивидуального стиля и самостоятельности в деятельности;

– повысят культуру нравственного и экологического   воспитания;
– получат понимание общественной потребности

в географических и физических  знаниях;

Организационная структура урока

Приемы, цель

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые    УУД

        Мотивация к учебной деятельности

Нестандартное начало

Цель: проверка готовность к уроку, создание положительного эмоционального настроя учащихся

Приветствие обучающихся. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала.

(Проверяет готовность обучающихся к уроку, отмечает отсутствующих)

– Сегодня урок не совсем обычный. Это интегрированный урок географии и физики, так как вопросы, которые мы сегодня будем рассматривать тесно взаимосвязаны по этим двум дисциплинам.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку,  настраиваются на урок.  

Личностные:

– готовность к учебной деятельности;

– формирование мотивации

к изучению нового материала

Создание проблемной ситуации. Формулировка учениками в диалоге с учителем учебной проблемы

Актуализация и пробное учебное действие

Побуждающий диалог

Цель: подведение обучающихся  к осознанию противоречия проблемной ситуации,

побуждение  к формулированию учебной проблемы

Учитель географии:

–   Напомните, какой межотраслевой комплекс мы изучаем? Как называется изученная нами его составная часть?

– Какие отрасли промышленности используют продукцию этой отрасли?

- А с использованием  какой продукции, начинается каждый ваш день?

–   На каких  предприятиях производят электроэнергию?

–    Назовите типы электростанций

–  А какие  электростанции вам известны? В каких субъектах России они находятся?

(Подчеркнуть: две из них находятся в Иркутской области)

– А известно ли вам, что любое производство имеет преимущества и недостатки?  Имеет их и гидроэнергетика. И несмотря на это,  гидроэнергия самый дешевый вид энергии.

Запишем на доске:
1) имеет недостатки

2) самая дешевая энергия

Сравните два данных факта, есть ли здесь противоречие? В чем оно заключается?

–  Какие еще возникают вопросы?

–  Сформулируйте проблему урока

Запись проблемы на доске:

 Почему гидроэнергия самая дешевая из всех ее видов, несмотря на недостатки ее производства?

Отвечают на вопросы:

–  ТЭК

– топливная промышленность

–  металлургия, тепловая энергетика.

–  электроэнергия

 

–  энергию производят на электростанциях

–  ТЭС, ГЭС, АЭС

–  Гидростанции: Братская, Усть-Илимская, Красноярская

в Иркутской области, Красноярском крае.

 

Рассуждают:

–  С одной стороны есть у отрасли недостатки, с другой – самая дешевая     энергия, а значит самая востребованная.

–  Почему стоимость гидроэнергии самая низкая?

–  А какие еще виды энергии производятся?

Формулируют проблему

Познавательные:

–   умение     выделять     свойства    в изучаемых событиях и дифференцировать их;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, вызывающую  у учащихся интерес к поиску  ее решения

Регулятивные:

–    самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему

Выдвижение гипотез

Выявление места и причины затруднения. Этап определения темы урока и  целеполагание

«Версиада»

Цель: выдвижение учащимися версий и отработка гипотез на примере  теоретического материала.

а) «Определение темы урока»

цель: формирование мотивации к изучению нового материала.

б) «Ключевые слова»

цель:   определение по  опорным словам задач урока

–  Какие у вас есть  предположения,        гипотезы решения нашей проблемы

–  Ребята, вы выдвинули несколько гипотез. Как же нам их проверить?

–  Предложите тему урока.

–  А частью какого межотраслевого комплекса является эта отрасль? 

Объявление темы (презентация)

Тема урока: «Топливно – энергетический комплекс. Электроэнергетика» (Слайд 2)

Запишите тему урока в своих рабочих листах (Приложение 1)

–  А теперь, чтобы сформулировать  задачи урока, посмотрим на экран.  (Слайд 3)

  Перед вами на экране - ключевые слова. Вспомните вопросы,  которые мы с вами обсуждали, и, используя эти слова, сформулируйте задачи сегодняшнего урока

( Слайд  4)

–  Узнать ……

–  Выяснить ……

–  Сравнить …….

–  Сделать вывод …

 Задачи урока: (Слайд  5):

Исходя из наших задач, предлагаю следующий план урока:

План урока (Слайд  6)

  1. Особенности отрасли «Электроэнергетика»
  2. Типы электростанций
  3. Сравнительная характеристика электростанций
  4. Способы транспортировки электроэнергии к потребителю
  5. Единая энергетическая система

Обучающиеся выдвигают гипотезы, предположения:

     – строительство гидроэлектростанции на реке;  не нужно топливо;      много рек;  нет вредных выбросов;   минимальные потери энергии (или высокий КПД)

–   Изучить виды энергии и способы ее производства

Определяют тему урока:

–  Электроэнергетика

–  Частью  топливно-энергетического комплекса.  

   

Записывают тему урока в рабочих листах

Высказывают предположения, обсуждая, формулируют задачи урока:

    – узнать особенности электроэнергетики,

какие преобразования энергии происходят для выработки  электрического тока?

    – выяснить,  какие  типы электростанций существуют; как передается электроэнергия от электростанции к потребителю; от чего зависит их размещение;

    – сравнить их  преимущества и недостатки;

    – сделать вывод, почему гидроэнергия самая дешевая  

Познавательные:

– самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Коммуникативные:

допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

–     слушать и вступать в диалог

Регулятивные:

–    умение выдвигать версии, выбирать средства достижения цели;

–    планировать деятельность в учебной ситуации

Ориентация в трудностях решения проблемы: выделение частных проблем и установление очередности их решения

Этап изучения нового материала

Построение проекта выхода из затруднения. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Поиск решения учебной задачи

Цель: показать недостаточность знаний и определение источников, которые помогут найти решение задач

Учитель географии:

– Вспомните вопросы, которые у вас возникли при возникновении проблемного вопроса. Вы уже готовы на них ответить?

Каких знаний нам не хватает, чтобы решить  проблему урока, ответить на возникшие  вопросы?

–   Где и как их добыть (открыть)?

Знания какого предмета нам необходимо использовать?

– Назовите пути решения задач, которые нам  предстоит решить на уроке, источники знаний

Думают, приходят к выводу, что не на все вопросы есть  у них ответы  

 

Отвечают на вопросы, предлагают:

 – использовать атласы, учебник, знания прошлых уроков географии, физики  

Познавательные:

– умение определять пути и  способы извлечения  новых знаний;

Коммуникативные: 

использование  речи  для регуляции своего действия; умение  слушать  одноклассников

Работа в группах

Цель:  изучив материал учебника, атласа систематизировать материал, переработать и представить в виде таблицы.

 

–   Какие       особенности                      отличают электроэнергетику от других отраслей хозяйства? Оцените значимость ее продукции  в вашей жизни, в жизни страны.

Учитель физики:

–   Поговорим о том, какие  преобразования энергии происходят для выработки  электрического тока?

–  Согласно закону сохранения –  энергия не возникает из ничего и не исчезает; она превращается из одного вида в другой или передаётся от одного тела к другому. Какие преобразования энергии происходят на тепловой и  гидравлической электростанциях?

(Слайд 5)

                ТЭС

Энергия топлива

Внутренняя энергия   пара

Механическая (кинетическая)

энергия пара

Механическая (кинетическая)

энергия турбины

Электрическая  энергия

                     ГЭС

Механическая (потенциальная)

энергия воды         ↓

Механическая (кинетическая)

энергия воды                 ↓

Механическая (кинетическая)

энергия воды турбины                   ↓

Электрическая  энергия

–  Воспользуйтесь текстом учебника физики  на стр. 129  и дополните  ваши высказывания

Учитель географии:

Используя рис. 58, на стр. 130, давайте еще раз  перечислим типы электростанций

Чем же отличается производство энергии на этих электростанциях? Какими достоинствами  и недостатками они обладают?

 

– Чтобы ответить на эти и другие вопросы нашего урока, предлагаю разделиться на три группы  и, используя маршрутные листы с описанием заданий, дать характеристику всех основных типов электростанций. На выполнение заданий отводится 10 минут. По окончанию работы представители каждой группы представят свои отчеты и выводы.

Отвечают на вопросы.

 Приходят к выводу о том, что развитие экономики государства, размещение производства  зависит от уровня обеспеченности страны, ее отдельных регионов электроэнергией.

Обучающие  обсуждают и оформляют схему

Отвечают на вопросы

Обучающиеся каждого ряда получают свои маршрутные листы с инструкциями по выполнению заданий (см. Приложение 1)

 Работают в парах.  

Изучают рабочие листы, инструкции  с заданиями, приступают к работе.

 В ходе работы группы сравнивают, анализируют, объясняют, обсуждают. Изучая теоретический материал, отбирают нужные сведения, вносят необходимые данные в таблицу.  

Познавательные:

– владение     умениями  работать

с учебной информацией (анализировать и обобщать факты);

– устанавливать причинно-следственные связи на простом и сложном уровне; - сравнивать, выделять главное, строить логически обоснованные рассуждения

Регулятивные:

– планировать     свое     действие

 в соответствии с поставленной задачей;

– оценка степени и способов достижения цели в учебных ситуациях, самостоятельное исправление ошибок

Коммуникативные:

– развивать умение работать  группе;

формулировать собственное мнение и выстраивать  свою позицию

Личностные:

– формирование           мотивации

к целенаправленной познавательной деятельности;

– умение оценивать с  позиции социальных норм свои поступки и поступки  других людей

Решение проблемы

Отчет групп. Коррекция.

Цель:

а) формировать навыки умения ориентироваться в потоке информации, умение отбирать нужную информацию во время прослушивания участников урока

б) систематизация учебного материала

г) проверить, все ли задачи, поставленные перед уроком,  решили

Учитель географии:

Предлагает, после окончания  работы, представителям     каждой       группы сообщить

 о проделанной работе.

–  Итак, подведем итоги ваших выступлений

–  Какой тип электростанций  в нашей стране дает большую часть электроэнергии? Почему?

–    Производство какой энергии самое «грязное»?

Вспомните из уроков химии, какие вещества попадают в атмосферу при сжигании угля? Назовите последствия этих выбросов. Как решается проблема выбросов вредных веществ в атмосферу при сжигании топлива?  (Слайд  6.)

–   Производство какой энергии самое дорогое? Почему?

Учитель физики:

– Какой тип электростанций  – самое экологически  чистое предприятие?

–  Какое  место в  производстве электроэнергии занимает атомная энергетика? Что вы узнали о преимуществах ядерной энергии? Почему доля в ее производстве, несмотря на преимущества, меньше? Каковы перспективы у этого вида производства электроэнергии?  

(Слайд 7)

Учитель географии:

- А теперь наш проблемный вопрос: какая энергия самая дешевая? Почему? Назовите преимущества ее производства, которые объясняют ее небольшую стоимость. (Слайд 8)

Назовите самую крупную ГЭС в стране.

 (Слайд 9)

Учитель физики:

Как транспортируется  выработанная электроэнергия к потребителю?

  Задание:  

Откройте стр 178 учебника физика  и двайте рассмотрим схему передачи электроэнергии потребителю (Слайд 10)

–  Основным способом  транспортировки электроэнергии является  использование высоковольтных линий для уменьшения потерь энергии. В этом помогают трансформаторные подстанции. Принцип действия, виды трансформаторов, их использование, а также причины уменьшения потерь энергии мы подробно изучим на уроке физики.

Учитель географии:

 Так как электроэнергию нельзя накапливать, большая часть электростанций объединена в Единую энергетическую систему.

–  Что же  такое Единая  энергетическая система? Прочитайте определение в учебнике на стр. 134

– Какое значение ЕЭС в экономике страны?

–   Сегодня на уроке  мы  изучили основные типы электростанций, но есть еще альтернативные, которые используют неисчерпаемые источники энергии.  Задание: используя карту атласа «Электроэнергетика»,  назовите  типы электростанций, которые мы не рассматривали на этом уроке

        О них мы поговорим на следующем уроке

Каждая группа представляет результат своей работы, показывает на карте крупные электростанции.

Во время отчета,  обучающиеся других групп  дополняют свои таблицы недостающей информацией.

Группы анализируют полученные знания.

Отвечают на вопросы,  рассуждают и приходят к выводу: 1)  тепловая энергетика занимает первое место по производству энергии, так как страна богата невозобновимыми  топливными ресурсами, по загрязнению атмосферы и по стоимости продукта; предлагают решения проблемы загрязнения атмосферы

2) самая экологически чистая энергетика – атомная,  не требует много топлива, выделяя при этом огромное количество тепла,   но   негативное отношение населения к атомным электростанциям сдерживает ее развитие. В будущем доля атомной энергетики будет расти.

Отвечают на вопрос. Называют плюсы производства гидроэнергетики. Объясняют ее низкую себестоимость.

–  использование неисчерпаемых ресурсов;

– минимальные затраты на эксплуатацию

-– Саяно-Шушенская  (находят в  атласе,  ученик показывает на карте)

–  По линиям электропередач ЛЭП

Вместе с учителем изучают схему

Работа с текстом

–  отвечают на вопросы,  отмечают роль       Единой  энергетической  системы в стране.

Читают объяснение понятия.

Работа с картой атласа «Электроэнергетика», называют типы электростанций, использующие неисчерпаемые источники энергии.

Познавательные:

– умения обобщать и делать выводы, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

– владение смысловым чтением, умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты)

Коммуникативные:

умение формулировать свои мысли, выражать  собственное мнение и позицию;

– приобретение навыков  культуры делового общения, положительного          отношения

к   мнению    одноклассников

Личностные:

– проявление  интереса к  новому учебному материалу;

– выражение       положительного отношения  к процессу познания;

– решение личностно -значимой проблемы урока

Регулятивные:

– анализировать, сравнивать имеющийся материал и новый;

– закрепление навыков внимательного прослушивания  информации,                       работы

 в сотрудничестве

Этап первичного закрепления и первичной  проверки знаний

Цель:  коррекция знаний;

усиление интереса к новому учебному материалу

Учитель географии:

Задание:  

–  Используя карту «Электроэнергетика», объясните:

а)  большую концентрацию АЭС в  европейской части России;

б)  скопление крупных ГЭС в Восточной Сибири и  их отсутствие  в Западной Сибири?

–  Свои  выводы  запишите в рабочих листах.

–  По окончании работы листы с выполненными заданиями сдать.

Обучающиеся,  работая с географической картой, записывают свои рассуждения в рабочие листы

  ( см. Приложение).  Работают в парах.

 

Личностные:

– формирование положительного отношения к процессу познания

Познавательные:

–   извлекать необходимую информацию из географических карт, текста;

– правильно использовать  новые знания

Коммуникативные: 

–  формулирование собственного мнения и позиции

Включение в систему знаний и повторения

Организация домашнего задания

Учитель конкретизирует дифференцированное домашнее задание  (слайд 10):
1.  Первый уровень:

§ 20, написать размышление на тему «Что ждет в будущем  атомную энергетику?»
2   Второй уровень: 

§ 20, выполнить задания на стр. 135 (рубрика «От теории к практике»)

Выбирают  домашнее задание

Регулятивные:

– оценивание своих возможностей, выбирая домашнее задание

Рефлексия

«Букет настроения»

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и  всего класса

Учитель предлагает учащимся оценить свое эмоциональное состояние на уроке, уровень усвоения нового материала, расставив цветы в вазу:

зеленые - урок полезен, все понятно;

желтые - лишь кое-что чуть-чуть неясно;

красные - еще придется потрудиться; да, трудно все-таки учиться.

Ответы учеников

Регулятивные:

–  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Личностные УУД:

–  способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

      Приложение 1

                                                                                                Рабочий лист  (___ ряд)

Фамилия, имя   ___________________________________________________________________

Фамилия, имя  ____________________________________________________________

Тема урока_______________________________________________________________

Задание1.

  1. Используя § 20  учебника география,  таблицу на стр. 131,  учебника физика на стр. 252 -253, карты атласа «Топливная промышленость», «Электроэнергетика» внесите в таблицу сведения об электростанции:

1 ряд: ТЭС                                     2 ряд: ГЭС                                   3 ряд: АЭС  

Тип электростанции (доля производства)

Используемые источники энергии

Фактор размещения

КПД

Достоинства

Недостатки

Крупные ЭС

ТЭС (______%_)

ГЭС(______%_)

АЭС(______%_)

                                                                                                                                                                             Приложение 2.

Задание 2.

Используя карту «Электроэнергетика», объясните:

а)  большую концентрацию АЭС в  европейской части России;

б)  скопление крупных ГЭС в Восточной Сибири и  их отсутствие  в Западной Сибири?

  Свои  выводы  запишите в рабочих листах:

А) ________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

Б) ________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

Используемая литература

  1. Болотникова Н.В. География. Интегрированные уроки в школе. 6-10 классы – Волгоград: Учитель, 2007 г.;
  2. Домогацких Е.М. ,  Алексеевский Н.И.  География.  Население и хозяйство России:  9 класс – Русское слово, 2018 г.;
  3. Перышкин А.В.  Физика:  9 класс – Дрофа, корпорация «Российский учебник» , 2014 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

технологическая карта урока по теме "Комплексы физических упражнений"

Технологическая карта урока физической культуры во 2 классе по теме «Комплексы физических упражнений»Автор: Кабанина Светлана Анатольевна, учитель физической культурыТехнологическая карта урока физиче...

Технологическая карта интегрированного урока по физической культуре и биологии для 5 класса

Тема: Влияние подвижных игр на укрепление иммунитета.Цель: обучение учащихся основным принципам и методам укрепления иммунитета в летнее время....

Технологическая карта интегрированного урока химии-биологии "Белки- биополимеры" и инструктивная карта для работы учеников на уроке.

Технологическая карта интегрированного урока и инструктивная карта для учеников ,инструктивная карта может быть использована обучающимися во время проведения интегрированного урока химии- биологии &qu...

Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литература Класс: 10 Используемый учебно-методический комплекс: ЛИТЕРАТУРА 10 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Баз

Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литератураКласс: 10Используемый учебно-методиче...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Топливно-энергетический комплекс. Электроэнергетика. 9 класс.

Технологическая карта урока в 9 классе по теме  "Топливно-энергетический комплекс. Электроэнергетика". При проведении  урока использовалась проблемная технология обучения, а также...