Технологическая карта интегрированного урока "Топливно-энергетический комплекс. Электроэнергетика". 9 класс
план-конспект урока по географии (9 класс)
Интегрированный урок "Топливно-энергетический комплекс. Электроэнергетика" направлен на формирование понятия "электроэнергетика", на установление различий между типами электростанций, углубление знаний обучающихся о физических основах производства электроэнергии на различных видах электростанций, а также об их преимуществах и недостатках в экологическом отношении. В ходе изучения темы используются знания, полученные на уроках физики и химии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 29 Р.П. ЧУНСКИЙ ЧУНСКОГО РАЙОНА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ
«ПРАКТИКА ИНТЕГРАЦИИ»
Топливно-энергетический комплекс. Электроэнергетика
Урок географии в 9 классе
Авторы:
Карлова Валентина Константиновна,
учитель географии
высшей квалификационной категории,
Титова Виктория Константиновна,
учитель физики
высшей квалификационной категории,
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 29
р. п. Чунский Чунского района Иркутской области
Чунский, 2023
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Топливно-энергетический комплекс. Электроэнергетика
Ф.И.О. учителя | Карлова Валентина Константиновна ,Титова Виктория Константиновна | ||
Место работы | МБОУ СОШ № 29, р.п. Чунский, Чунского района, Иркутской области | ||
Должность | Учитель | ||
Предмет | География, физика | ||
Класс | 9 | ||
Дата | |||
Тема, номер урока в теме | урок № 6, тема: «Отрасли хозяйства России» | ||
Тип урока | Урок открытия новых знаний | ||
Содержательная цель | создание условий для формирования представлений о типах электростанций, факторах, влияющих на их размещение | ||
Деятельностная цель | формирование у учащихся умений реализации новых способов действия с использованием элементов формирования функциональной грамотности | ||
Задачи | Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
| ||
Образовательные | Компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация к уроку «Электроэнергетика»; настенная карта «Промышленность России», География. Население и хозяйство России: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Учебник «Физика 9 класс». А.В. Перышкин ; географический атлас для 9 класса, изд-во «Дрофа», рабочие листы. | ||
Использование педагогических технологий | В уроке использовалась технология проблемного обучения, а также элементы таких технологий как:
Формирование функциональной грамотности: работа с географическим текстом, с географической картой, физической схемой и таблицей | ||
Методы и формы обучения | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая | ||
Основные понятия | Электроэнергетика, тепловая электростанция (ТЭС), государственная электростанция (ГРЭС), теплоэлектроцентраль (ТЭЦ), гидравлические электростанции (ГЭС), атомные электростанция, альтернативные источники энергии, геотермальная электростанция , приливная электростанция (ПЭС), закон сохранения энергии, Единая энергосистема. | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
– расширят познание о межотраслевом топливно - энергетическом комплексе; – сформируют представление о роли электроэнергетики в жизни страны; – актуализируют и углубляют знания о физических основах производства электроэнергии на различных видах электростанций, – научатся сравнивать типы электростанций, их долю выработки и КПД, определять их недостатки и преимущества; – определят различия в их влиянии на окружающую среду; – установят закономерности размещения электростанций; – продолжат формирование навыков работы с картой, таблицами и схемами. | Регулятивные: – самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; – самостоятельно приобретать новые знания и практические умения; – закрепят умения способов систематизации теоретического материала Познавательные: – умение ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; – строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; – анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины Коммуникативные: – самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; – аргументировано высказывать свою точку зрения; – слушать и вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения | – закрепят умения толерантного отношения друг к другу; – закрепят интеллектуальные умения (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.) – закрепят знания и умения, связанные с системой ценностей, индивидуального стиля и самостоятельности в деятельности; – повысят культуру нравственного и экологического воспитания; в географических и физических знаниях; |
Организационная структура урока
Приемы, цель | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | ||
Мотивация к учебной деятельности | |||||
Нестандартное начало Цель: проверка готовность к уроку, создание положительного эмоционального настроя учащихся | Приветствие обучающихся. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала. (Проверяет готовность обучающихся к уроку, отмечает отсутствующих) – Сегодня урок не совсем обычный. Это интегрированный урок географии и физики, так как вопросы, которые мы сегодня будем рассматривать тесно взаимосвязаны по этим двум дисциплинам. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок. | Личностные: – готовность к учебной деятельности; – формирование мотивации к изучению нового материала | ||
Создание проблемной ситуации. Формулировка учениками в диалоге с учителем учебной проблемы | |||||
Актуализация и пробное учебное действие | |||||
Побуждающий диалог Цель: подведение обучающихся к осознанию противоречия проблемной ситуации, побуждение к формулированию учебной проблемы | Учитель географии: – Напомните, какой межотраслевой комплекс мы изучаем? Как называется изученная нами его составная часть? – Какие отрасли промышленности используют продукцию этой отрасли? - А с использованием какой продукции, начинается каждый ваш день? – На каких предприятиях производят электроэнергию? – Назовите типы электростанций – А какие электростанции вам известны? В каких субъектах России они находятся? (Подчеркнуть: две из них находятся в Иркутской области) – А известно ли вам, что любое производство имеет преимущества и недостатки? Имеет их и гидроэнергетика. И несмотря на это, гидроэнергия самый дешевый вид энергии. Запишем на доске: 2) самая дешевая энергия – Сравните два данных факта, есть ли здесь противоречие? В чем оно заключается? – Какие еще возникают вопросы? – Сформулируйте проблему урока Запись проблемы на доске: Почему гидроэнергия самая дешевая из всех ее видов, несмотря на недостатки ее производства? | Отвечают на вопросы: – ТЭК – топливная промышленность – металлургия, тепловая энергетика. – электроэнергия
– энергию производят на электростанциях – ТЭС, ГЭС, АЭС – Гидростанции: Братская, Усть-Илимская, Красноярская – в Иркутской области, Красноярском крае.
Рассуждают: – С одной стороны есть у отрасли недостатки, с другой – самая дешевая энергия, а значит самая востребованная. – Почему стоимость гидроэнергии самая низкая? – А какие еще виды энергии производятся? Формулируют проблему | Познавательные: – умение выделять свойства в изучаемых событиях и дифференцировать их; – устанавливать причинно-следственные связи; – умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, вызывающую у учащихся интерес к поиску ее решения Регулятивные: – самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему | ||
Выдвижение гипотез | |||||
Выявление места и причины затруднения. Этап определения темы урока и целеполагание | |||||
«Версиада» Цель: выдвижение учащимися версий и отработка гипотез на примере теоретического материала. а) «Определение темы урока» цель: формирование мотивации к изучению нового материала. б) «Ключевые слова» цель: определение по опорным словам задач урока | – Какие у вас есть предположения, гипотезы решения нашей проблемы – Ребята, вы выдвинули несколько гипотез. Как же нам их проверить? – Предложите тему урока. – А частью какого межотраслевого комплекса является эта отрасль? Объявление темы (презентация) Тема урока: «Топливно – энергетический комплекс. Электроэнергетика» (Слайд 2) – Запишите тему урока в своих рабочих листах (Приложение 1) – А теперь, чтобы сформулировать задачи урока, посмотрим на экран. (Слайд 3) – Перед вами на экране - ключевые слова. Вспомните вопросы, которые мы с вами обсуждали, и, используя эти слова, сформулируйте задачи сегодняшнего урока ( Слайд 4) – Узнать …… – Выяснить …… – Сравнить ……. – Сделать вывод … Задачи урока: (Слайд 5): Исходя из наших задач, предлагаю следующий план урока: План урока (Слайд 6)
| Обучающиеся выдвигают гипотезы, предположения: – строительство гидроэлектростанции на реке; не нужно топливо; много рек; нет вредных выбросов; минимальные потери энергии (или высокий КПД) – Изучить виды энергии и способы ее производства Определяют тему урока: – Электроэнергетика – Частью топливно-энергетического комплекса.
Записывают тему урока в рабочих листах Высказывают предположения, обсуждая, формулируют задачи урока: – узнать особенности электроэнергетики, какие преобразования энергии происходят для выработки электрического тока? – выяснить, какие типы электростанций существуют; как передается электроэнергия от электростанции к потребителю; от чего зависит их размещение; – сравнить их преимущества и недостатки; – сделать вывод, почему гидроэнергия самая дешевая | Познавательные: – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Коммуникативные: – допускать возможность существования у людей различных точек зрения; – слушать и вступать в диалог Регулятивные: – умение выдвигать версии, выбирать средства достижения цели; – планировать деятельность в учебной ситуации | ||
Ориентация в трудностях решения проблемы: выделение частных проблем и установление очередности их решения | |||||
Этап изучения нового материала Построение проекта выхода из затруднения. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | |||||
Поиск решения учебной задачи Цель: показать недостаточность знаний и определение источников, которые помогут найти решение задач | Учитель географии: – Вспомните вопросы, которые у вас возникли при возникновении проблемного вопроса. Вы уже готовы на них ответить? – Каких знаний нам не хватает, чтобы решить проблему урока, ответить на возникшие вопросы? – Где и как их добыть (открыть)? – Знания какого предмета нам необходимо использовать? – Назовите пути решения задач, которые нам предстоит решить на уроке, источники знаний | Думают, приходят к выводу, что не на все вопросы есть у них ответы
Отвечают на вопросы, предлагают: – использовать атласы, учебник, знания прошлых уроков географии, физики | Познавательные: – умение определять пути и способы извлечения новых знаний; Коммуникативные: – использование речи для регуляции своего действия; умение слушать одноклассников | ||
Работа в группах Цель: изучив материал учебника, атласа систематизировать материал, переработать и представить в виде таблицы.
| – Какие особенности отличают электроэнергетику от других отраслей хозяйства? Оцените значимость ее продукции в вашей жизни, в жизни страны. Учитель физики: – Поговорим о том, какие преобразования энергии происходят для выработки электрического тока? – Согласно закону сохранения – энергия не возникает из ничего и не исчезает; она превращается из одного вида в другой или передаётся от одного тела к другому. Какие преобразования энергии происходят на тепловой и гидравлической электростанциях? (Слайд 5)
– Воспользуйтесь текстом учебника физики на стр. 129 и дополните ваши высказывания Учитель географии: – Используя рис. 58, на стр. 130, давайте еще раз перечислим типы электростанций – Чем же отличается производство энергии на этих электростанциях? Какими достоинствами и недостатками они обладают?
– Чтобы ответить на эти и другие вопросы нашего урока, предлагаю разделиться на три группы и, используя маршрутные листы с описанием заданий, дать характеристику всех основных типов электростанций. На выполнение заданий отводится 10 минут. По окончанию работы представители каждой группы представят свои отчеты и выводы. | Отвечают на вопросы. Приходят к выводу о том, что развитие экономики государства, размещение производства зависит от уровня обеспеченности страны, ее отдельных регионов электроэнергией. Обучающие обсуждают и оформляют схему Отвечают на вопросы Обучающиеся каждого ряда получают свои маршрутные листы с инструкциями по выполнению заданий (см. Приложение 1) Работают в парах. Изучают рабочие листы, инструкции с заданиями, приступают к работе. В ходе работы группы сравнивают, анализируют, объясняют, обсуждают. Изучая теоретический материал, отбирают нужные сведения, вносят необходимые данные в таблицу. | Познавательные: – владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты); – устанавливать причинно-следственные связи на простом и сложном уровне; - сравнивать, выделять главное, строить логически обоснованные рассуждения Регулятивные: – планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; – оценка степени и способов достижения цели в учебных ситуациях, самостоятельное исправление ошибок Коммуникативные: – развивать умение работать группе; – формулировать собственное мнение и выстраивать свою позицию Личностные: – формирование мотивации к целенаправленной познавательной деятельности; – умение оценивать с позиции социальных норм свои поступки и поступки других людей | ||
Решение проблемы | |||||
Отчет групп. Коррекция. Цель: а) формировать навыки умения ориентироваться в потоке информации, умение отбирать нужную информацию во время прослушивания участников урока б) систематизация учебного материала г) проверить, все ли задачи, поставленные перед уроком, решили | Учитель географии: Предлагает, после окончания работы, представителям каждой группы сообщить о проделанной работе. – Итак, подведем итоги ваших выступлений – Какой тип электростанций в нашей стране дает большую часть электроэнергии? Почему? – Производство какой энергии самое «грязное»? Вспомните из уроков химии, какие вещества попадают в атмосферу при сжигании угля? Назовите последствия этих выбросов. Как решается проблема выбросов вредных веществ в атмосферу при сжигании топлива? (Слайд 6.) – Производство какой энергии самое дорогое? Почему? Учитель физики: – Какой тип электростанций – самое экологически чистое предприятие? – Какое место в производстве электроэнергии занимает атомная энергетика? Что вы узнали о преимуществах ядерной энергии? Почему доля в ее производстве, несмотря на преимущества, меньше? Каковы перспективы у этого вида производства электроэнергии? (Слайд 7) Учитель географии: - А теперь наш проблемный вопрос: какая энергия самая дешевая? Почему? Назовите преимущества ее производства, которые объясняют ее небольшую стоимость. (Слайд 8) – Назовите самую крупную ГЭС в стране. (Слайд 9) Учитель физики: – Как транспортируется выработанная электроэнергия к потребителю? Задание: – Откройте стр 178 учебника физика и двайте рассмотрим схему передачи электроэнергии потребителю (Слайд 10) – Основным способом транспортировки электроэнергии является использование высоковольтных линий для уменьшения потерь энергии. В этом помогают трансформаторные подстанции. Принцип действия, виды трансформаторов, их использование, а также причины уменьшения потерь энергии мы подробно изучим на уроке физики. Учитель географии: – Так как электроэнергию нельзя накапливать, большая часть электростанций объединена в Единую энергетическую систему. – Что же такое Единая энергетическая система? Прочитайте определение в учебнике на стр. 134 – Какое значение ЕЭС в экономике страны? – Сегодня на уроке мы изучили основные типы электростанций, но есть еще альтернативные, которые используют неисчерпаемые источники энергии. Задание: используя карту атласа «Электроэнергетика», назовите типы электростанций, которые мы не рассматривали на этом уроке О них мы поговорим на следующем уроке | Каждая группа представляет результат своей работы, показывает на карте крупные электростанции. Во время отчета, обучающиеся других групп дополняют свои таблицы недостающей информацией. Группы анализируют полученные знания. Отвечают на вопросы, рассуждают и приходят к выводу: 1) тепловая энергетика занимает первое место по производству энергии, так как страна богата невозобновимыми топливными ресурсами, по загрязнению атмосферы и по стоимости продукта; предлагают решения проблемы загрязнения атмосферы 2) самая экологически чистая энергетика – атомная, не требует много топлива, выделяя при этом огромное количество тепла, но негативное отношение населения к атомным электростанциям сдерживает ее развитие. В будущем доля атомной энергетики будет расти. Отвечают на вопрос. Называют плюсы производства гидроэнергетики. Объясняют ее низкую себестоимость. – использование неисчерпаемых ресурсов; – минимальные затраты на эксплуатацию -– Саяно-Шушенская (находят в атласе, ученик показывает на карте) – По линиям электропередач ЛЭП Вместе с учителем изучают схему Работа с текстом – отвечают на вопросы, отмечают роль Единой энергетической системы в стране. Читают объяснение понятия. Работа с картой атласа «Электроэнергетика», называют типы электростанций, использующие неисчерпаемые источники энергии. | Познавательные: – умения обобщать и делать выводы, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; – владение смысловым чтением, умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты) Коммуникативные: – умение формулировать свои мысли, выражать собственное мнение и позицию; – приобретение навыков культуры делового общения, положительного отношения к мнению одноклассников Личностные: – проявление интереса к новому учебному материалу; – выражение положительного отношения к процессу познания; – решение личностно -значимой проблемы урока Регулятивные: – анализировать, сравнивать имеющийся материал и новый; – закрепление навыков внимательного прослушивания информации, работы в сотрудничестве | ||
Этап первичного закрепления и первичной проверки знаний Цель: коррекция знаний; усиление интереса к новому учебному материалу | Учитель географии: Задание: – Используя карту «Электроэнергетика», объясните: а) большую концентрацию АЭС в европейской части России; б) скопление крупных ГЭС в Восточной Сибири и их отсутствие в Западной Сибири? – Свои выводы запишите в рабочих листах. – По окончании работы листы с выполненными заданиями сдать. | Обучающиеся, работая с географической картой, записывают свои рассуждения в рабочие листы ( см. Приложение). Работают в парах.
| Личностные: – формирование положительного отношения к процессу познания Познавательные: – извлекать необходимую информацию из географических карт, текста; – правильно использовать новые знания Коммуникативные: – формулирование собственного мнения и позиции | ||
Включение в систему знаний и повторения | |||||
Организация домашнего задания | Учитель конкретизирует дифференцированное домашнее задание (слайд 10): § 20, написать размышление на тему «Что ждет в будущем атомную энергетику?» § 20, выполнить задания на стр. 135 (рубрика «От теории к практике») | Выбирают домашнее задание | Регулятивные: – оценивание своих возможностей, выбирая домашнее задание | ||
Рефлексия | |||||
«Букет настроения» Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | Учитель предлагает учащимся оценить свое эмоциональное состояние на уроке, уровень усвоения нового материала, расставив цветы в вазу: зеленые - урок полезен, все понятно; желтые - лишь кое-что чуть-чуть неясно; красные - еще придется потрудиться; да, трудно все-таки учиться. | Ответы учеников | Регулятивные: – умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Личностные УУД: – способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Приложение 1
Рабочий лист (___ ряд)
Фамилия, имя ___________________________________________________________________
Фамилия, имя ____________________________________________________________
Тема урока_______________________________________________________________
Задание1.
- Используя § 20 учебника география, таблицу на стр. 131, учебника физика на стр. 252 -253, карты атласа «Топливная промышленость», «Электроэнергетика» внесите в таблицу сведения об электростанции:
1 ряд: ТЭС 2 ряд: ГЭС 3 ряд: АЭС
Тип электростанции (доля производства) | Используемые источники энергии | Фактор размещения | КПД | Достоинства | Недостатки | Крупные ЭС |
ТЭС (______%_) | ||||||
ГЭС(______%_) | ||||||
АЭС(______%_) |
Приложение 2.
Задание 2.
Используя карту «Электроэнергетика», объясните:
а) большую концентрацию АЭС в европейской части России;
б) скопление крупных ГЭС в Восточной Сибири и их отсутствие в Западной Сибири?
Свои выводы запишите в рабочих листах:
А) ________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
Б) ________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
Используемая литература
- Болотникова Н.В. География. Интегрированные уроки в школе. 6-10 классы – Волгоград: Учитель, 2007 г.;
- Домогацких Е.М. , Алексеевский Н.И. География. Население и хозяйство России: 9 класс – Русское слово, 2018 г.;
- Перышкин А.В. Физика: 9 класс – Дрофа, корпорация «Российский учебник» , 2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним
Тип урока: Открытие нового знания.Цели: повторить понятия «синонимы», «антонимы»; формировать умение использовать синонимы...
технологическая карта урока по теме "Комплексы физических упражнений"
Технологическая карта урока физической культуры во 2 классе по теме «Комплексы физических упражнений»Автор: Кабанина Светлана Анатольевна, учитель физической культурыТехнологическая карта урока физиче...
Технологическая карта интегрированного урока по физической культуре и биологии для 5 класса
Тема: Влияние подвижных игр на укрепление иммунитета.Цель: обучение учащихся основным принципам и методам укрепления иммунитета в летнее время....
Технологическая карта интегрированного урока химии-биологии "Белки- биополимеры" и инструктивная карта для работы учеников на уроке.
Технологическая карта интегрированного урока и инструктивная карта для учеников ,инструктивная карта может быть использована обучающимися во время проведения интегрированного урока химии- биологии &qu...
Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литература Класс: 10 Используемый учебно-методический комплекс: ЛИТЕРАТУРА 10 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Баз
Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литератураКласс: 10Используемый учебно-методиче...
Технологическая карта урока физической культуры во 2 классе по теме «Комплексы физических упражнений»
Комплекс физических упражнений (технологическая карта урока)...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Топливно-энергетический комплекс. Электроэнергетика. 9 класс.
Технологическая карта урока в 9 классе по теме "Топливно-энергетический комплекс. Электроэнергетика". При проведении урока использовалась проблемная технология обучения, а также...