ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Топливно-энергетический комплекс. Электроэнергетика. 9 класс.
план-конспект урока по географии (8 класс)
Технологическая карта урока в 9 классе по теме "Топливно-энергетический комплекс. Электроэнергетика". При проведении урока использовалась проблемная технология обучения, а также элементы таких технологий как: 1) сследовательские методы в обучении; 2) информационно-коммуникативная технология; 3) обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Топливно-энергетический комплекс. Электроэнергетика. 9 класс. | 53.22 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 29 Р.П. ЧУНСКИЙ ЧУНСКОГО РАЙОНА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Топливно-энергетический комплекс.
Электроэнергетика
Урок географии в 9 классе
УМК: География. Население и хозяйство России: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. - 5-е изд.- М.: ООО «Русское слово - учебник», 2018. - 344 с.: ил., карт. –
(ФГОС, Инновационная школа)
Автор:
Карлова Валентина Константиновна,
учитель географии
высшей квалификационной категории
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Топливно-энергетический комплекс. Электроэнергетика
Ф.И.О. учителя | Карлова Валентина Константиновна | ||
Место работы | МБОУ СОШ № 29, р.п. Чунский, Чунского района, Иркутской области | ||
Должность | Учитель | ||
Предмет | География | ||
Класс | 9 | ||
Дата | 18.12.2019г. | ||
Тема, номер урока в теме | урок № 6, тема: «Отрасли хозяйства России» | ||
Тип урока | Урок открытия новых знаний | ||
Содержательная цель | создание условий для формирования представлений о типах электростанций, факторах, влияющих на их размещение. | ||
Деятельностная цель | формирование у учащихся умений реализации новых способов действия | ||
Задачи | Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
| ||
Образовательные | Компьютер, проектор, экран, презентация к уроку «Электроэнергетика» (См. https://nsportal.ru/node/6495142); настенная карта «Промышленность России», География. Население и хозяйство России: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. - 5-е изд.- М.: ООО «Русское слово - учебник», 2018. - 344 с.: ил., карт. – (ФГОС. Инновационная школа); атлас для 9 класса, изд-во «Дрофа», рабочие листы. | ||
Использование педагогических технологий | В уроке использовалась проблемная технология обучения, а также элементы таких технологий как:
| ||
Методы и формы обучения | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая | ||
Основные понятия | Электроэнергетика, тепловая электростанция (ТЭС), государственная электростанция (ГРЭС), теплоэлектроцентраль (ТЭЦ), гидравлические электростанции (ГЭС), атомные электростанция, альтернативные источники энергии, геотермальная электростанция , приливная электростанция (ПЭС), Единая энергосистема. | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
– расширят познание о межотраслевом топливно - энергетическом комплексе; – сформируют представление о роли электроэнергетики в жизни страны; – научатся сравнивать типы электростанций, определять их недостатки и преимущества; – определят различия в их влиянии на окружающую среду; – установят закономерности размещения электростанций; – продолжат формирование навыков работы с картой | Регулятивные: – самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; – самостоятельно приобретать новые знания и практические умения; – закрепят умения способов систематизации теоретического материала Познавательные: – умение ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; – строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; – анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины Коммуникативные: – самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; – аргументировано высказывать свою точку зрения; – слушать и вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения | – закрепят умения толерантного отношения друг к другу; – закрепят интеллектуальные умения (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.) – закрепят знания и умения, связанные с системой ценностей, индивидуального стиля и самостоятельности в деятельности; – повысят культуру нравственного и экологического воспитания; в географических знаниях; |
Организационная структура урока
Приемы, цель | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Мотивация к учебной деятельности | |||
Нестандартное начало Цель: проверка готовность к уроку, создание положительного эмоционального настроя учащихся | – Здравствуйте, ребята! Я вижу на ваших лицах улыбки. Значит у вас хорошее настроение. Это очень важно, начинать свою работу с хорошим настроением. Тогда у вас все получится. Надеюсь, что и наш урок будет этому подтверждение. (Проверяет готовность обучающихся к уроку, отмечает отсутствующих) | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок. | Личностные: – готовность к учебной деятельности; – формирование мотивации к изучению нового материала |
Создание проблемной ситуации. Формулировка учениками в диалоге с учителем учебной проблемы | |||
Актуализация и пробное учебное действие | |||
Побуждающий диалог Цель: подведение обучающихся к осознанию противоречия проблемной ситуации, побуждение к формулированию учебной проблемы | Фронтальный опрос – Назовите тему прошлого урока. – Частью какой отрасли является угольная промышленность? – Назовите главные угольные бассейны страны и покажите их на карте.
– Какие отрасли промышленности являются главными потребителями угля? – А с использованием продукции, какой отрасли начинается каждый ваш день? – На каких предприятиях производят электроэнергию? – А какие электростанции вам известны? – А известно ли вам, что любое производство имеет преимущества и недостатки? Имеет их и гидроэнергетика. И не смотря на это, гидроэнергия самый дешевый вид энергии. Запишем на доске: 1) имеет недостатки 2) самая дешевая энергия – Сравните два данных факта, есть ли здесь противоречие? В чем оно заключается? – Какие еще возникают вопросы? – Сформулируйте проблему урока Запись проблемы на доске: Почему гидроэнергия самая дешевая, не смотря на недостатки ее производства? | Отвечают на вопросы: – Угольная промышленность – Топливная промышленность.
– Кузнецкий, Канско-Ачинский, Печорский (ученик показывает на настенной карте) – Металлургия, энергетика. – Электроэнергия, электроэнергетика – Энергию производят на электростанциях – Гидростанции: Братская, Усть-Илимская, Красноярская Рассуждают: – С одной стороны есть у отрасли недостатки, с другой – самая дешевая энергия, а значит самая востребованная. – Как определяется стоимость электроэнергии? – Почему стоимость гидроэнергии самая низкая? – А какие еще виды энергии производятся? Формулируют проблему | Познавательные: – умение выделять свойства в изучаемых событиях и дифференцировать их; – устанавливать причинно-следственные связи; – умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, вызывающую у учащихся интерес к поиску ее решения Регулятивные: – самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему |
Выдвижение гипотез | |||
Выявление места и причины затруднения. Этап определения темы урока и целеполагание | |||
«Версиада» Цель: выдвижение учащимися версий и отработка гипотез на примере теоретического материала. а) «Определение темы урока» цель: формирование мотивации к изучению нового материала. б) «Ключевые слова» цель: определение по опорным словам задач урока | – Какие у вас есть предположения, гипотезы решения нашей проблемы – Ребята, вы выдвинули несколько гипотез. Как же нам их проверить? – Предложите тему урока. – А частью какого межотраслевого комплекса является эта отрасль? Объявление темы (презентация) Тема урока: «Топливно – энергетический комплекс. Электроэнергетика» (Слайд 2) – Запишите тему урока в своих рабочих листах – А теперь, чтобы сформулировать задачи урока, посмотрим на экран. (Слайд 3) – Перед вами на экране - ключевые слова. Вспомните вопросы, которые мы с вами обсуждали, и, используя эти слова, сформулируйте задачи сегодняшнего урока ( Слайд 4) – Узнать …… – Выяснить …… – Сравнить ……. – Сделать вывод … Задачи урока: (Слайд 5): Исходя из наших задач, предлагаю следующий план урока: План урока (Слайд 6)
| Обучающиеся выдвигают гипотезы, предположения: – строительство гидроэлектростанции на реке – не нужно топливо – неисчерпаемые ресурсы воды и т.д. – Изучить виды энергии и способы ее производства Определяют тему урока: – Электроэнергетика – Частью топливно-энергетического комплекса.
Записывают тему урока в рабочих листах Высказывают предположения, обсуждая, формулируют задачи урока: – узнать особенности электроэнергетики; – выяснить, какие типы электростанций существуют; от чего зависит их размещение; – сравнить их преимущества и недостатки; – сделать вывод, почему гидроэнергия самая дешевая | Познавательные: – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Коммуникативные: – допускать возможность существования у людей различных точек зрения; – слушать и вступать в диалог Регулятивные: – умение выдвигать версии, выбирать средства достижения цели; – планировать деятельность в учебной ситуации |
Ориентация в трудностях решения проблемы: выделение частных проблем и установление очередности их решения | |||
Построение проекта выхода из затруднения. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | |||
Поиск решения учебной задачи Цель: показать недостаточность знаний и определение источников, которые помогут найти решение задач | – Вспомните вопросы, которые у вас возникли при возникновении проблемного вопроса. Вы уже готовы на них ответить? – Каких знаний нам не хватает, чтобы решить проблему урока, ответить на возникшие вопросы? – Где и как их добыть (открыть)? – Назовите пути решения задач, которые нам предстоит решить на уроке, источники знаний | Думают, приходят к выводу, что не на все вопросы есть у них ответы
Отвечают на вопросы, предлагают: – Использовать атласы, учебник, знания прошлых уроков географии и других предметов, например физики | Познавательные: – умение определять пути и способы извлечения новых знаний; Коммуникативные: – использование речи для регуляции своего действия; умение слушать одноклассников |
Работа в группах Цель: изучив материал учебника, атласа систематизировать материал, переработать и представить в виде таблицы.
| – Какие особенности отличают электроэнергетику от других отраслей хозяйства? Оцените значимость ее продукции в вашей жизни, в жизни страны. – Воспользуйтесь текстом учебника на стр. 129 и дополните ваши высказывания – Используя рис. 58, на стр. 130, перечислите типы электростанций – Чем же отличается производство энергии на этих электростанциях? Какими достоинствами и недостатками они обладают?
– Чтобы ответить на эти и другие вопросы нашего урока, предлагаю разделиться на три группы и, используя маршрутные листы с описанием заданий, дать характеристику всех основных типов электростанций. На выполнение заданий отводится 15 минут. По окончанию работы представители каждой группы представят свои отчеты и выводы. | Отвечают на вопросы. Приходят к выводу о том, что развитие экономики государства, размещение производства зависит от уровня обеспеченности страны, ее отдельных регионов электроэнергией. Называют основные типы электростанций Обучающиеся каждого ряда получают свои маршрутные листы с инструкциями по выполнению заданий (см. Приложение) Работают в парах. Изучают рабочие листы, инструкции с заданиями, приступают к работе. В ходе работы группы сравнивают, анализируют, объясняют, обсуждают. Изучая теоретический материал, отбирают нужные сведения, вносят необходимые данные в таблицу. | Познавательные: – владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты); – устанавливать причинно-следственные связи на простом и сложном уровне; - сравнивать, выделять главное, строить логически обоснованные рассуждения Регулятивные: – планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; – оценка степени и способов достижения цели в учебных ситуациях, самостоятельное исправление ошибок Коммуникативные: – развивать умение работать группе; – формулировать собственное мнение и выстраивать свою позицию Личностные: – формирование мотивации к целенаправленной познавательной деятельности; – умение оценивать с позиции социальных норм свои поступки и поступки других людей |
Решение проблемы | |||
Отчет групп. Коррекция. Цель: а) формировать навыки умения ориентироваться в потоке информации, умение отбирать нужную информацию во время прослушивания участников урока б) систематизация учебного материала г) проверить, все ли задачи, поставленные перед уроком, решили | Предлагает, после окончания работы, представителям каждой группы сообщить о проделанной работе. – Итак, подведем итоги ваших выступлений – Какой тип электростанций в нашей стране дает большую часть электроэнергии? Почему? – Производство какой энергии самое «грязное»? Как решается проблема выбросов вредных веществ в атмосферу при сжигании топлива? (Слайд 7.) – Чем ТЭС отличается от ТЭЦ? – Производство какой энергии самое дорогое? Почему? – Какой тип электростанций – самое экологически чистое предприятие? – Какое место в производстве электроэнергии занимает атомная энергетика? Почему доля в ее производстве, не смотря на преимущества, небольшая? (Слайд 8) - А теперь наш проблемный вопрос: какая энергия самая дешевая? Назовите преимущества ее производства, которые объясняют ее небольшую стоимость. (Слайд 9) - Назовите самую крупную ГЭС России. На какой реке, в каком субъекте он находится? Показать на карте. (Слайд 10) - А вы знаете, что в 2009 году произошла авария на этой электростанции, которая стала крупнейшей техногенной аварией в России? В ваших рабочих листах есть дополнительная информация об этой аварии и ликвидации ее последствий. Прочитайте текст и ответьте на вопрос: как была решена проблема снабжения энергией тех районов страны, которые обслуживала эта ГЭС? – Что же такое Единая энергетическая система? Прочитайте определение в учебнике на стр. 134 – Сегодня на уроке мы изучили основные типы электростанций, но есть еще альтернативные, которые используют неисчерпаемые источники энергии. Задание: Используя карту атласа Электроэнергетика», назовите типы электростанций, которые мы не рассматривали на этом уроке. О них мы поговорим на следующем уроке
| Каждая группа представляет продукт своей работы, показывает на карте крупные электростанции. Во время отчета, обучающиеся других групп дополняют свои таблицы недостающей информацией. Группы анализируют полученные знания. Отвечают на вопросы, рассуждают и приходят к выводу: 1) тепловая энергетика занимает первое место по производству энергии, загрязнению атмосферы и по стоимости продукта; 2) самая экологически чистая энергетика – атомная, не требует много топлива, но негативное отношение населения к атомным электростанциям сдерживает ее развитие. Отвечают на вопрос. Называют плюсы производства гидроэнергетики. Объясняют ее низкую себестоимость. - Саяно-Шушенская, на Енисее (находят в атласе, ученик показывает на карте) Изучают дополнительный текст о ликвидации последствия аварии на Саяно-Шушенской ГЭС (см. Приложение), отмечают роль Единой энергетической системы в стране. Читают объяснение понятия. Работа с картой атласа «Электроэнергетика», называют типы электростанций с альтернативными источниками энергии. | Познавательные: – умения обобщать и делать выводы, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; – владение смысловым чтением, умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты) Коммуникативные: – умение формулировать свои мысли, выражать собственное мнение и позицию; – приобретение навыков культуры делового общения, положительного отношения к мнению одноклассников Личностные: – проявление интереса к новому учебному материалу; – выражение положительного отношения к процессу познания; – решение личностно -значимой проблемы урока Регулятивные: – анализировать, сравнивать имеющийся материал и новый; – закрепление навыков внимательного прослушивания информации, работы в сотрудничестве |
Этап первичного закрепления и первичной проверки знаний Цель: коррекция знаний; усиление интереса к новому учебному материалу | Задание: – Используя карту «Электроэнергетика», объясните: а) большую концентрацию АЭС в европейской части России; б) скопление крупных ГЭС в Восточной Сибири и их отсутствие в Западной Сибири? – Свои выводы запишите в рабочих листах. – По окончании работы листы с выполненными заданиями сдать | Обучающиеся, работая с картой, записывают свои рассуждения в рабочие листы ( см. Приложение) Работают в парах.
| Личностные: – формирование положительного отношения к процессу познания Познавательные: – извлекать необходимую информацию; – правильно использовать новые знания Коммуникативные: – формулирование собственного мнения и позиции |
Включение в систему знаний и повторения | |||
Организация домашнего задания | Учитель конкретизирует дифференцированное домашнее задание (слайд 10): § 20, написать размышление на тему «Что ждет в будущем атомную энергетику?» § 20, выполнить задания на стр. 135 (рубрика «От теории к практике») | Выбирают домашнее задание | Регулятивные: – оценивание своих возможностей, выбирая домашнее задание |
Рефлексия | |||
«Букет настроения» Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | Учитель предлагает учащимся оценить свое эмоциональное состояние на уроке, уровень усвоения нового материала, расставив цветы в вазу: зеленые - урок полезен, все понятно; желтые - лишь кое-что чуть-чуть неясно; красные - еще придется потрудиться; да, трудно все-таки учиться. | Ответы учеников | Регулятивные: – умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Личностные УУД: – способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Приложение 1
Рабочий лист (___ ряд)
Фамилия, имя ___________________________________________________________________
Фамилия, имя ___________________________________________________________________
Тема урока_______________________________________________________________
Задание1.
- Используя § 20 учебника, таблицу на стр. 131, карты атласа «Топливная промышленость», «Электроэнергетика» внесите в таблицу сведения об электростанции:
1 ряд: ТЭС 2 ряд: ГЭС 3 ряд: АЭС
Тип электростанции (доля производства) | Используемые источники энергии | Фактор размещения | Достоинства | Недостатки | Крупные ЭС |
ТЭС (______%_) | |||||
ГЭС(______%_) | |||||
АЭС(______%_) |
Приложение 2.
Авария на Саяно-Шушенской ГЭС. 2009 год. Решение проблемы обеспеченности энергией региона
В результате аварии на непродолжительное время был полностью или частично отключён от энергоснабжения ряд промышленных предприятий: Саяногорский алюминиевый завод, Хакасский алюминиевый завод, Красноярский алюминиевый завод, Кузнецкий ферросплавный завод, Новокузнецкий алюминиевый завод, ряд угольных шахт и разрезов; было нарушено энергоснабжение, в том числе социальных объектов и населения, в Алтайском крае, Кемеровской области, в республике Хакасия, Новосибирской области, Томской области..
Несмотря на внезапную единомоментную потерю 4,5 гигаватт генерирующей мощности объединённой энергосистемы Сибири (ОЭС), действиями противоаварийной автоматики и персонала объединённого диспетчерского управления Сибири и Центрального диспетчерского управления, оперативно распределившими нагрузку между другими электростанциями и задействовавшими транзит из объединённых энергосистем Урала и Средней Волги через территорию Казахстана, удалось избежать каскадного отключения и «погашения» ОЭС Сибири, аналогичного, например, аварии в энергосистеме США и Канады 2003 года.
Через 8 часов после аварии все ограничения были сняты за счёт ввода резервных мощностей на тепловых электростанциях и увеличения перетока электроэнергии из европейской части страны. Это стало возможно благодаря тому, что все электростанции России объединены в Единую энергетическую систему (ЕЭС).
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Задание 2. Прочитайте текст. Дайте ответ на вопросы:
- Как была решена проблема снабжения энергией тех районов страны, которые обслуживала эта ГЭС?
- Благодаря чему, эта проблема не вызвала остановку производства в Сибири?
Задание 3.
Используя карту «Электроэнергетика» объясните:
а) большую концентрацию АЭС в европейской части России;
б) скопление крупных ГЭС в Восточной Сибири и их отсутствие в Западной Сибири?
Свои выводы запишите в рабочих листах:
А) ______________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
Б) ______________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним
Тип урока: Открытие нового знания.Цели: повторить понятия «синонимы», «антонимы»; формировать умение использовать синонимы...
технологическая карта урока по теме "Комплексы физических упражнений"
Технологическая карта урока физической культуры во 2 классе по теме «Комплексы физических упражнений»Автор: Кабанина Светлана Анатольевна, учитель физической культурыТехнологическая карта урока физиче...
Технологическая карта урока-практикума по географии 5 класса "Решение практических задач по плану и карте"
Этот материал из опыта работы поможет молодым специалистам спланировать урок - практикум...
Технологическая карта урока по швейному делу. 9 класс. "Производственный технологический процесс изготовления одежды"
Открытый урок. с применением инновационных технологий....
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...
Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литература Класс: 10 Используемый учебно-методический комплекс: ЛИТЕРАТУРА 10 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Баз
Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литератураКласс: 10Используемый учебно-методиче...
Технологическая карта урока физической культуры во 2 классе по теме «Комплексы физических упражнений»
Комплекс физических упражнений (технологическая карта урока)...