ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Топливно-энергетический комплекс. Электроэнергетика. 9 класс.
план-конспект урока по географии (8 класс)

Карлова Валентина Константиновна

Технологическая карта урока в 9 классе по теме  "Топливно-энергетический комплекс. Электроэнергетика". При проведении  урока использовалась проблемная технология обучения, а также  элементы таких технологий как: 1)  сследовательские методы в обучении;   2)   информационно-коммуникативная технология;    3)   обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 29 Р.П. ЧУНСКИЙ ЧУНСКОГО РАЙОНА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Топливно-энергетический комплекс.

Электроэнергетика

Урок  географии в 9 классе

УМК:  География.  Население и хозяйство  России:  учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких,  Н.И. Алексеевский.  - 5-е  изд.-  М.: ООО «Русское слово - учебник», 2018. - 344 с.: ил., карт. –

 (ФГОС, Инновационная школа)

Автор:

Карлова Валентина Константиновна,

учитель географии

 высшей квалификационной категории

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Топливно-энергетический комплекс. Электроэнергетика

Ф.И.О. учителя

Карлова Валентина Константиновна

Место работы

МБОУ СОШ № 29, р.п. Чунский, Чунского района, Иркутской области

Должность

Учитель

Предмет

География

Класс

9

Дата

18.12.2019г.

Тема, номер урока в теме

урок  № 6, тема: «Отрасли хозяйства России»

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Содержательная цель

создание условий для формирования представлений о типах электростанций,  факторах, влияющих  на их  размещение.

Деятельностная цель

формирование у учащихся умений реализации новых способов действия

Задачи

Образовательные:

  • сформировать понятие «электроэнергетика»;
  • установить  различия между типами электростанций;
  • развивать умение анализировать и оценивать достоинства и недостатки разных типов электростанций;
  • выявить понимание значения создания единой энергосистемы

Развивающие: 

  • сформировать познавательный интерес;
  • развить мыслительные операции;
  • формировать навыки работы с географическим текстом, картами,  таблицами;
  • развивать внимание, память, устную речь.

Воспитательные:

  • воспитание толерантности;
  • воспитание коммуникативной культуры;
  • формирование уважительного и доброжелательного отношения к другим

Образовательные
ресурсы, оборудование, материалы

Компьютер,  проектор,  экран, презентация к уроку «Электроэнергетика» (См. https://nsportal.ru/node/6495142);  настенная карта  «Промышленность  России»,      География.  Население и хозяйство России:  учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких,  Н.И. Алексеевский.  - 5-е  изд.-  М.: ООО «Русское слово - учебник», 2018. - 344 с.: ил., карт. – (ФГОС. Инновационная школа);     атлас  для   9 класса,      изд-во  «Дрофа», рабочие листы.

Использование педагогических технологий

В уроке использовалась проблемная технология обучения, а также  элементы таких технологий как:

  1. исследовательские методы в обучении
  2. информационно-коммуникативная технология
  3. обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая

Основные понятия

Электроэнергетика, тепловая электростанция (ТЭС), государственная электростанция (ГРЭС), теплоэлектроцентраль (ТЭЦ), гидравлические электростанции (ГЭС), атомные электростанция, альтернативные источники энергии, геотермальная электростанция ,  приливная  электростанция (ПЭС), Единая энергосистема.  

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

– расширят познание о межотраслевом топливно - энергетическом комплексе;

– сформируют представление о      роли электроэнергетики

в  жизни страны;  

– научатся сравнивать типы электростанций, определять их недостатки и преимущества;  

– определят различия в их влиянии на окружающую среду;

– установят закономерности размещения электростанций;

– продолжат формирование навыков работы с картой

Регулятивные:

– самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

– самостоятельно  приобретать новые знания и практические умения;

– закрепят  умения способов систематизации теоретического материала

Познавательные:

– умение ставить  учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно;

– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

– анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины

Коммуникативные:

– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;

–    аргументировано высказывать свою точку зрения;

–  слушать и вступать в диалог,    отстаивать    свою точку зрения

–  закрепят    умения      толерантного отношения  друг

 к другу;

–  закрепят интеллектуальные умения (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.)

 – закрепят знания и умения, связанные с  системой ценностей, индивидуального стиля и самостоятельности в деятельности;

– повысят культуру нравственного и экологического   воспитания;
– получат понимание общественной потребности

в географических знаниях;

Организационная структура урока

Приемы, цель

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые    УУД

        Мотивация к учебной деятельности

Нестандартное начало

Цель: проверка готовность к уроку, создание положительного эмоционального настроя учащихся

– Здравствуйте, ребята! Я вижу на ваших лицах улыбки. Значит у вас хорошее настроение. Это очень важно, начинать свою работу с хорошим настроением.   Тогда у вас все получится. Надеюсь, что и наш урок будет этому подтверждение.

(Проверяет готовность обучающихся к уроку, отмечает отсутствующих)

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку,  настраиваются на урок.  

Личностные:

– готовность к учебной деятельности;

– формирование мотивации

к изучению нового материала

Создание проблемной ситуации. Формулировка учениками в диалоге с учителем учебной проблемы

Актуализация и пробное учебное действие

Побуждающий диалог

Цель: подведение обучающихся  к осознанию противоречия проблемной ситуации,

побуждение  к формулированию учебной проблемы

Фронтальный опрос

–   Назовите тему прошлого урока.

Частью какой отрасли  является угольная промышленность?

–  Назовите главные угольные  бассейны страны  и покажите  их на карте.

 

–   Какие отрасли промышленности  являются главными потребителями  угля?

А  с использованием  продукции, какой отрасли начинается каждый ваш день?

–   На каких предприятиях производят электроэнергию?

–  А какие  электростанции вам известны?

– А известно ли вам, что любое производство имеет преимущества и недостатки?  Имеет их и гидроэнергетика. И не смотря на это,  гидроэнергия самый дешевый вид энергии.

Запишем на доске: 1) имеет недостатки

                                   2) самая дешевая энергия

Сравните два данных факта, есть ли здесь противоречие? В чем оно заключается?

–  Какие еще возникают вопросы?

–  Сформулируйте проблему урока

Запись проблемы на доске:

 Почему гидроэнергия самая дешевая, не смотря на недостатки ее производства?  

Отвечают на вопросы:

–  Угольная промышленность

–  Топливная промышленность.

 

–  Кузнецкий, Канско-Ачинский, Печорский (ученик показывает на настенной карте)

–  Металлургия, энергетика.

–  Электроэнергия, электроэнергетика

–  Энергию производят на электростанциях

–  Гидростанции: Братская, Усть-Илимская, Красноярская

Рассуждают:

–  С одной стороны есть у отрасли недостатки, с другой – самая дешевая     энергия, а значит самая востребованная.

–  Как определяется стоимость электроэнергии?

–  Почему стоимость гидроэнергии самая низкая?

–  А какие еще виды энергии производятся?

Формулируют проблему

Познавательные:

–   умение     выделять     свойства    в изучаемых событиях и дифференцировать их;

устанавливать причинно-следственные связи;

– умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, вызывающую  у учащихся интерес к поиску  ее решения

Регулятивные:

–    самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему

Выдвижение гипотез

Выявление места и причины затруднения. Этап определения темы урока и  целеполагание

«Версиада»

Цель: выдвижение учащимися версий и отработка гипотез на примере  теоретического материала.

а) «Определение темы урока»

цель: формирование мотивации к изучению нового материала.

б) «Ключевые слова»

цель:   определение по  опорным словам задач урока

–  Какие у вас есть  предположения,        гипотезы решения нашей проблемы

–  Ребята, вы выдвинули несколько гипотез. Как же нам их проверить?

–  Предложите тему урока.

–  А частью какого межотраслевого комплекса является эта отрасль? 

Объявление темы (презентация)

Тема урока: «Топливно – энергетический комплекс. Электроэнергетика» (Слайд 2)

Запишите тему урока в своих рабочих листах

–  А теперь, чтобы сформулировать  задачи урока, посмотрим на экран.  (Слайд 3)

  Перед вами на экране - ключевые слова. Вспомните вопросы,  которые мы с вами обсуждали, и, используя эти слова, сформулируйте задачи сегодняшнего урока

( Слайд  4)

–  Узнать ……

–  Выяснить ……

–  Сравнить …….

–  Сделать вывод …

 Задачи урока: (Слайд  5):

Исходя из наших задач, предлагаю следующий план урока:

План урока (Слайд  6)

  1. Особенности отрасли «Электроэнергетика»
  2. Типы электростанций
  3. Сравнительная характеристика электростанций
  4. Единая энергетическая система

Обучающиеся выдвигают гипотезы, предположения:

     –   строительство гидроэлектростанции на реке

     –   не нужно топливо

     –   неисчерпаемые ресурсы воды и т.д.

–   Изучить виды энергии и способы ее производства

Определяют тему урока:

–  Электроэнергетика

–  Частью  топливно-энергетического комплекса.  

   

Записывают тему урока в рабочих листах

Высказывают предположения, обсуждая, формулируют задачи урока:

    – узнать особенности электроэнергетики;

    – выяснить,  какие  типы электростанций существуют; от чего зависит их размещение;

    – сравнить их  преимущества и недостатки;

    – сделать вывод, почему гидроэнергия самая дешевая  

Познавательные:

– самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Коммуникативные:

допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

–     слушать и вступать в диалог

Регулятивные:

–    умение выдвигать версии, выбирать средства достижения цели;

–    планировать деятельность в учебной ситуации

Ориентация в трудностях решения проблемы: выделение частных проблем и установление очередности их решения

Построение проекта выхода из затруднения. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Поиск решения учебной задачи

Цель: показать недостаточность знаний и определение источников, которые помогут найти решение задач

– Вспомните вопросы, которые у вас возникли при возникновении проблемного вопроса. Вы уже готовы на них ответить?

Каких знаний нам не хватает, чтобы решить  проблему урока, ответить на возникшие  вопросы?

–   Где и как их добыть (открыть)?

– Назовите пути решения задач, которые нам  предстоит решить на уроке, источники знаний

Думают, приходят к выводу, что не на все вопросы есть  у них ответы  

 

Отвечают на вопросы, предлагают:

 – Использовать атласы, учебник, знания прошлых уроков географии и других предметов,  например физики  

Познавательные:

– умение определять пути и  способы извлечения  новых знаний;

Коммуникативные: 

использование  речи  для регуляции своего действия; умение  слушать  одноклассников

Работа в группах

Цель:  изучив материал учебника, атласа систематизировать материал, переработать и представить в виде таблицы.

 

–   Какие       особенности                      отличают электроэнергетику от других отраслей хозяйства? Оцените значимость ее продукции  в вашей жизни, в жизни страны.

–  Воспользуйтесь текстом учебника на стр. 129  и дополните  ваши высказывания

Используя рис. 58, на стр. 130, перечислите типы электростанций

Чем же отличается производство энергии на этих электростанциях? Какими достоинствами  и недостатками они обладают?

 

– Чтобы ответить на эти и другие вопросы нашего урока, предлагаю разделиться на три группы  и, используя маршрутные листы с описанием заданий, дать характеристику всех основных типов электростанций. На выполнение заданий отводится 15 минут. По окончанию работы представители каждой группы представят свои отчеты и выводы.

Отвечают на вопросы.

 Приходят к выводу о том, что развитие экономики государства, размещение производства  зависит от уровня обеспеченности страны, ее отдельных регионов электроэнергией.

Называют основные типы электростанций

Обучающиеся каждого ряда получают свои маршрутные листы с инструкциями по выполнению заданий (см. Приложение)

 Работают в парах.  

Изучают рабочие листы, инструкции  с заданиями, приступают к работе.

 В ходе работы группы сравнивают, анализируют, объясняют, обсуждают. Изучая теоретический материал, отбирают нужные сведения, вносят необходимые данные в таблицу.  

Познавательные:

– владение     умениями  работать

с учебной информацией (анализировать и обобщать факты);

– устанавливать причинно-следственные связи на простом и сложном уровне; - сравнивать, выделять главное, строить логически обоснованные рассуждения

Регулятивные:

– планировать     свое     действие

 в соответствии с поставленной задачей;

– оценка степени и способов достижения цели в учебных ситуациях, самостоятельное исправление ошибок

Коммуникативные:

– развивать умение работать  группе;

формулировать собственное мнение и выстраивать  свою позицию

Личностные:

– формирование           мотивации

к целенаправленной познавательной деятельности;

– умение оценивать с  позиции социальных норм свои поступки и поступки  других людей

Решение проблемы

Отчет групп. Коррекция.

Цель:

а) формировать навыки умения ориентироваться в потоке информации, умение отбирать нужную информацию во время прослушивания участников урока

б) систематизация учебного материала

г) проверить, все ли задачи, поставленные перед уроком,  решили

Предлагает, после окончания  работы, представителям     каждой       группы сообщить

 о проделанной работе.

–  Итак, подведем итоги ваших выступлений

–  Какой тип электростанций  в нашей стране дает большую часть электроэнергии? Почему?

–    Производство какой энергии самое «грязное»? Как решается проблема выбросов вредных веществ в атмосферу при сжигании топлива?  (Слайд  7.)

–    Чем ТЭС отличается от ТЭЦ?

–   Производство какой энергии самое дорогое? Почему?

– Какой тип электростанций  – самое экологически  чистое предприятие?

–  Какое  место в  производстве электроэнергии занимает атомная энергетика? Почему доля в ее производстве, не смотря на преимущества, небольшая?  (Слайд 8)

- А теперь наш проблемный вопрос: какая энергия самая дешевая? Назовите преимущества ее производства, которые объясняют ее небольшую стоимость. (Слайд 9)

- Назовите самую крупную ГЭС России. На какой реке, в каком субъекте  он находится? Показать на карте.  (Слайд 10)

- А вы знаете, что в 2009 году произошла авария на этой электростанции, которая стала крупнейшей     техногенной     аварией   в России?  

В ваших рабочих листах есть дополнительная информация об этой аварии и ликвидации ее последствий. Прочитайте текст и ответьте на вопрос: как была решена проблема снабжения энергией тех районов страны, которые    обслуживала  эта  ГЭС?

–  Что же  такое Единая  энергетическая система? Прочитайте определение в учебнике на стр. 134

–   Сегодня на уроке  мы  изучили основные типы электростанций, но есть еще альтернативные, которые используют неисчерпаемые источники энергии.  Задание: Используя карту атласа Электроэнергетика»,  назовите  типы электростанций, которые мы не рассматривали на этом уроке.

        О них мы поговорим на следующем уроке

 

Каждая группа представляет продукт своей работы, показывает на карте крупные электростанции.

Во время отчета,  обучающиеся других групп  дополняют свои таблицы недостающей информацией.

Группы анализируют полученные знания.

Отвечают на вопросы,  рассуждают и приходят к выводу: 1)  тепловая энергетика занимает первое место по производству энергии,  загрязнению атмосферы и по стоимости продукта;

2) самая экологически чистая энергетика – атомная,  не требует много топлива, но   негативное отношение населения к атомным электростанциям сдерживает ее развитие.

Отвечают на вопрос. Называют плюсы производства гидроэнергетики. Объясняют ее низкую себестоимость.

- Саяно-Шушенская, на Енисее (находят в  атласе,  ученик показывает на карте)

Изучают дополнительный текст

о    ликвидации        последствия аварии на      Саяно-Шушенской     ГЭС

 (см. Приложение), отмечают роль       Единой  энергетической  системы в стране.

Читают объяснение понятия.

Работа с картой атласа «Электроэнергетика», называют типы электростанций с альтернативными источниками энергии.

Познавательные:

– умения обобщать и делать выводы, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

– владение смысловым чтением, умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты)

Коммуникативные:

умение формулировать свои мысли, выражать  собственное мнение и позицию;

– приобретение навыков  культуры делового общения, положительного          отношения

к   мнению    одноклассников

Личностные:

– проявление  интереса к  новому учебному материалу;

– выражение       положительного отношения  к процессу познания;

– решение личностно -значимой проблемы урока

Регулятивные:

– анализировать, сравнивать имеющийся материал и новый;

– закрепление навыков внимательного прослушивания  информации,                       работы

 в сотрудничестве

Этап первичного закрепления и первичной  проверки знаний

Цель:  коррекция знаний;

усиление интереса к новому учебному материалу

Задание:  

–  Используя карту «Электроэнергетика», объясните:

а)  большую концентрацию АЭС в  европейской части России;

б)  скопление крупных ГЭС в Восточной Сибири и  их отсутствие  в Западной Сибири?

– Свои  выводы  запишите в рабочих листах.

–  По окончании работы листы с выполненными заданиями сдать

Обучающиеся,  работая с картой, записывают свои рассуждения в рабочие листы

( см. Приложение)  Работают в парах.

 

Личностные:

–   формирование положительного отношения к процессу познания

Познавательные:

–   извлекать необходимую информацию;

–   правильно использовать  новые знания

Коммуникативные: 

–    формулирование собственного мнения и позиции

Включение в систему знаний и повторения

Организация домашнего задания

Учитель конкретизирует дифференцированное домашнее задание  (слайд 10):
1.  Первый уровень:

§ 20, написать размышление на тему «Что ждет в будущем  атомную энергетику?»
2   Второй уровень: 

§ 20, выполнить задания на стр. 135 (рубрика «От теории к практике»)

Выбирают  домашнее задание

Регулятивные:

–   оценивание своих возможностей, выбирая домашнее задание

Рефлексия

«Букет настроения»

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и  всего класса

Учитель предлагает учащимся оценить свое эмоциональное состояние на уроке, уровень усвоения нового материала, расставив цветы в вазу:

зеленые - урок полезен, все понятно;

желтые - лишь кое-что чуть-чуть неясно;

красные - еще придется потрудиться; да, трудно все-таки учиться.

Ответы учеников

Регулятивные:

–  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Личностные УУД:

–  способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

 

    Приложение 1

                                                                                                Рабочий лист  (___ ряд)

Фамилия, имя   ___________________________________________________________________

Фамилия, имя  ___________________________________________________________________

Тема урока_______________________________________________________________

Задание1.

  1. Используя § 20  учебника, таблицу на стр. 131,  карты атласа «Топливная промышленость», «Электроэнергетика» внесите в таблицу сведения об электростанции:

1 ряд: ТЭС                                     2 ряд: ГЭС                                   3 ряд: АЭС  

Тип электростанции (доля производства)

Используемые источники энергии

Фактор размещения

Достоинства

Недостатки

Крупные ЭС

ТЭС (______%_)

ГЭС(______%_)

АЭС(______%_)

                                                                                                                                                                                     Приложение 2.

Авария на Саяно-Шушенской ГЭС. 2009 год.   Решение проблемы обеспеченности энергией региона

         В результате аварии на непродолжительное время был полностью или частично отключён от энергоснабжения ряд промышленных предприятий: Саяногорский алюминиевый заводХакасский алюминиевый заводКрасноярский алюминиевый заводКузнецкий ферросплавный заводНовокузнецкий алюминиевый завод, ряд угольных шахт и разрезов; было нарушено энергоснабжение, в том числе социальных объектов и населения, в Алтайском краеКемеровской области,   в республике ХакасияНовосибирской областиТомской области..    

  Несмотря на внезапную единомоментную потерю 4,5 гигаватт генерирующей мощности объединённой энергосистемы Сибири  (ОЭС),  действиями противоаварийной автоматики и персонала объединённого диспетчерского управления Сибири и Центрального диспетчерского управления, оперативно распределившими нагрузку между другими электростанциями и задействовавшими транзит из объединённых  энергосистем Урала и Средней Волги через территорию Казахстана, удалось избежать каскадного отключения и «погашения» ОЭС  Сибири, аналогичного, например, аварии в энергосистеме США и Канады 2003 года.

Через 8 часов после аварии все ограничения были сняты за счёт ввода резервных мощностей на тепловых электростанциях и увеличения перетока электроэнергии из европейской части страны.   Это стало возможно благодаря тому, что все электростанции России объединены в Единую энергетическую систему (ЕЭС).

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Задание 2. Прочитайте текст. Дайте ответ на вопросы:

  1. Как была решена проблема снабжения энергией тех районов страны, которые    обслуживала  эта  ГЭС?  
  2. Благодаря чему, эта проблема не вызвала остановку  производства в Сибири?

Задание 3.

Используя карту «Электроэнергетика» объясните:

а)  большую концентрацию АЭС в  европейской части России;

б)  скопление крупных ГЭС в Восточной Сибири и  их отсутствие  в Западной Сибири?

  Свои  выводы  запишите в рабочих листах:

А) ______________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

Б) ______________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

технологическая карта урока по теме "Комплексы физических упражнений"

Технологическая карта урока физической культуры во 2 классе по теме «Комплексы физических упражнений»Автор: Кабанина Светлана Анатольевна, учитель физической культурыТехнологическая карта урока физиче...

Технологическая карта урока-практикума по географии 5 класса "Решение практических задач по плану и карте"

Этот материал из опыта работы поможет молодым специалистам спланировать урок - практикум...

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...

Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литература Класс: 10 Используемый учебно-методический комплекс: ЛИТЕРАТУРА 10 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Баз

Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литератураКласс: 10Используемый учебно-методиче...