Географическое положение Африки. История исследования материка. 7 класс
план-конспект урока по географии (7 класс)
Тип урока: изучение нового материала, урок-практикум.
Цель урока: ознакомление с характерными чертами географического положения (ГП) Африки, историей исследования материка.
Оборудование: учебник – География 7 класс, В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев: М., Просвещение, 2021 г., физическая карта Африки, атлас, раздаточные материал, указка.
Технические средства: компьютер, проектор, экран.
Методы и формы обучения: иллюстративно-словесный, практический, частично-поисковый, исследовательский (фронтальная беседа, работа с картами, практическая работа).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
afrika.docx | 854.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Географическое положение Африки. История исследования материка.
Тип урока: изучение нового материала, урок-практикум.
Цель урока: ознакомление с характерными чертами географического положения (ГП) Африки, историей исследования материка.
Задачи:
Образовательные:
- создать условия для формирования знаний о географическом положении Африки;
- учиться давать характеристику географического положения материка;
- оценивать влияние географического положения на особенности природы материка.
Развивающие:
- развитие познавательного интереса, самостоятельности в мышлении учебной деятельности, пространственного воображения, логического мышления;
- развитие умения комплексного использования физической карты и атласа.
Воспитательные:
- воспитание личностных качеств, чувство коллективизма, ответственности, личной сопричастности происходящему;
- содействовать в ходе урока формированию диалектно-материалистических и мировоззренческих идей о взаимосвязях в природе.
Методы и приёмы работы: словесные, наглядные, практические; методы психологии - развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение; методы педагогические - методы организации и стимулирования учебной деятельности; информационные методы - работа с картой, учебником, дополнительной литературой.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
- характеризовать по карте географическое положение материка.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Личностные результаты:
- опираясь на личный опыт обучающегося, включить его в процесс изучения новой темы; способствовать привитию культуры умственного труда.
Формируемые УУД:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
-выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Познавательные УУД:
- анализировать, сравнивать и обобщать факты;
- преобразовывать информацию из одного вида в другой;
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
Коммуникативные УУД:
- отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
Оборудование: учебник – География 7 класс, В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев: М., Просвещение, 2021 г., физическая карта Африки, атлас, раздаточные материал, указка.
Технические средства: компьютер, проектор, экран.
Методы и формы обучения: иллюстративно-словесный, практический, частично-поисковый, исследовательский (фронтальная беседа, работа с картами, практическая работа).
Ход урока
Приветствие:
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на нашем уроке. Сегодня у вас присутствуют гости, улыбнитесь им, друг другу и настройтесь на хорошую работу. Я очень хочу, чтобы все мной задуманное осуществилось, а для этого мне нужна ваша помощь.
Для того, чтобы определить тему сегодняшнего урока, вы должны ответить на мои вопросы, за каждый правильный ответ, вы зарабатываете пазл-подсказку, а нам нужны все пазлы, поэтому отвечайте правильно.
Вопросы:
- Огромные участки суши, со всех сторон окруженные водой. (материки).
- Назовите все материки и покажите их на карте.
- Крупнейший водный объект, составляющий часть Мирового океана, расположенный среди материков. (океан)
- Назовите и покажите океаны Земли.
- Условная линия на поверхности Земли, которую проводят на равном расстоянии от Северного и Южного полюсов. (экватор).
Пазл собран. Очертания материка Африка.
Слайд 1. Тема нашего урока «Географическое положение Африки. История исследования материка».
Слайд 2. Цель урока: ознакомление с характерными чертами географического положения (ГП) Африки, историей исследования материка.
А какие нужно поставить задачи для выполнения цели?
Слайд 2.
- сформировать знания о географическом положении Африки по плану.
- освоить историю исследования материка.
Слайд 3. Материк Африка по площади занимает второе место в мире после Евразии. Его площадь вместе с островами, самый большой Мадагаскар, равна 30,3 млн км2, а без островов 29, 2 млн км2.
Наибольшая протяженность материка с севера на юг – 7623 км, а с запада на восток – 7260км.
А как вы думаете почему материк называется именно Африкой.
Слайд 4. Ответ вы найдете в учебнике на стр 108.
В Древнем мире северную часть материка называли Ливией и так же подписывали на первых картах.
По одной из версий название Африка происходит от латинского слова «афригия», что в переводе означает «без холода», «безморозный». Древние римляне так прозвали племена кочевников, которые жили в северной части материка.
А как вы думаете, что значит «географическое положение любого географического объекта»?
Слайд 5. Географическое положение — это «адрес» географического объекта, по которому можно найти его на Земле. То есть мы должны определить местонахождение данного объекта на земном шаре. Точнее Африки.
Нам понадобятся атласы, разбираем их и открываем страницу 24.
Слайд 5. А также в определении географического положения Африки нам поможет план.
- Положение материка относительно экватора:
Африка почти по середине им пересекается, но большая часть материка находится в северном полушарии.
- Положение относительно начального меридиана?
В западной части она им пересекается, но большая часть материка находится в восточном полушарии.
Следовательно, Африка лежит во всех полушариях.
- Положение относительно полярных кругов?
Африка удалена от них.
- Относительно тропиков?
Материк в северной части пересекается северным тропиком, а в южной- южным.
Слайд 6.
- Крайняя точка материка (мыс) – это место, где заканчивается материковая суша и начинается океан.
У Африки 4 крайние точки:
Северная: мыс Бен-Сека
Южная: мыс Игольный
Западная: мыс Альмади
Восточная: мыс Рас – Хафун
Слайд 7.
- Относительно океанов?
Омывается Индийским океаном с востока, Атлантическим океаном с запада.
- Относительно других материков. Какие материки расположены ближе всего?
Материк расположен близко по отношению к материку Евразия. От материка Евразия на северо-западе отделён Гибралтарским проливом, на востоке Баб-эль-Мандебским проливом, на северо-востоке разделяет Суэцкий канал. Для сокращения пути при плавании из Средиземного моря в Индийский океан в 1859—1863 гг. был прорыт Суэцкий канал.
Слайд 8.
Теперь давайте закрепим полученные знания. Предлагаю вам поработать в группах. У вас на столах лежат конверты «задание 1», возьмите их. Что вы видите - Текст, в котором нужно вставить пропуски.
Слайд 9-13. Знания о положении Африки люди получали постепенно, главную роль в этом играли мореплаватели, путешественники и ученые.
- Одними из первых, изучивших берега западной Африки, стали португальцы. Экспедиция Бартоломеу Диаша в 1488 г. достигла южных берегов, открыв мыс Доброй Надежды, изначально названный мысом Бурь из-за сильных штормов.
- В 1497 г. мореплавателю — Васко да Гаме — удалось обогнуть южную Африку, открыть путь через Индийский океан и достичь берегов Индостана.
- В середине XIX в. одним из выдающихся исследователей континента был английский путешественник Давид Ливингстон. он совершил несколько путешествий в глубь континента, пересёк Южную Африку с запада на восток. Открытый им водопад на реке Замбези был назван в честь королевы Англии — Виктория.
- Изучением Африки занимались и русские учёные и путешественники. Среди них особое место занимает Василий Васильевич Юнкер. Возглавляемая им экспедиция в Центральную и Восточную Африку в конце XIX в. проводила картографирование местности, занималась сбором этнографического материала, вела гидрологические и метеорологические наблюдения.
- Большой вклад в изучение северо-восточной части материка в 1926–1927 гг. внесла экспедиция под руководством учёного Николая Ивановича Вавилова. Была собрана уникальнейшая в мире коллекция семян, насчитывающая тысячи образцов. Было установлено, что Африка является родиной ценных сортов твёрдой пшеницы, арбузов, кофейного дерева и многих других растений.
Слайд 14. Давайте закрепим знания и поработаем в группах. На столах лежат конверты с заданием 2. Что там видим, нужно соотнести путешественника и его вклад.
Слайд 15. Ребята, мы сегодня с вами познакомились с новой темой «Географическое положение Африки. История освоения материка. Мы выполнили все поставленные задачи в начале урока.
Мне интересно как вам наш урок? Предлагаю вам его оценить с помощью мандаринок. Скоро новый год, и как же мы без этого фрукта, а одни из самых сладких к нам везут из Африки. У вас есть оранжевые, т.е. урок вам понравился, а есть зеленые, не спелые, т.е. урок не очень понравился. Возьми и поднимите, пожалуйста.
Домашнее задание п. 18.
Спасибо за урок.
Географическое положение Африки.
Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова.
Материк Африка большей частью расположен в _________________ и ________________ полушариях Земли. Материк имеет четыре крайние точки: северная – мыс Бен-Сека, западная -_____________, восточная – мыс Рас – Хафун, южная - _______________. Берега Африки омываются на востоке ___________ океаном, на западе _________________ океаном. Африка отделена от _______________ Гибралтарским проливом и ____________________ каналом.
Географическое положение Африки.
Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова.
Материк Африка большей частью расположен в _________________ и ________________ полушариях Земли. Материк имеет четыре крайние точки: северная – мыс Бен-Сека, западная -____________, восточная – мыс Рас – Хафун, южная - _______________. Берега Африки омываются на востоке ___________ океаном, на западе _________________ океаном. Африка отделена от _______________ Гибралтарским проливом и ____________________ каналом.
Географическое положение Африки.
Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова.
Материк Африка большей частью расположен в _________________ и ________________ полушариях Земли. Материк имеет четыре крайние точки: северная – мыс Бен-Сека, западная -____________, восточная – мыс Рас – Хафун, южная - _______________. Берега Африки омываются на востоке ___________ океаном, на западе _________________ океаном. Африка отделена от _______________ Гибралтарским проливом и ____________________ каналом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Евразия: географическое положение и история исследования материка"
Презентация по географии для 7 класса. Тема "Евразия: географическое положение и история исследования материка"...
конспект урока "Географическое положение Евразии.История исследования и открытия материка"
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознате...
Географическое положение и история исследования материка «Евразия».
Учитель: Дёмин Алексей СергеевичУМК: География материков и океанов. В двух частях. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. – М: «Русское слово» 2010.Класс: 7Тема урока: Географическое положение и история ...
План-конспект по теме «Географическое положение Африки. История исследования материка»
План-конспект по теме «Географическое положение Африки. История исследования материка» образовательные: способствовать формированию знаний о географическом положении; обеспечить усвоение з...
Урок по теме; Географическое положение и история исследования Африки", 7 класс.
Разработка урока для 7 класса ....