Географическое положение Африки. История исследования материка. 7 класс
план-конспект урока по географии (7 класс)

Лешкова Мария Сергеевна

Тип урока: изучение нового материала, урок-практикум.

Цель урока: ознакомление с характерными чертами географического положения (ГП) Африки, историей исследования материка.

Оборудование: учебник – География 7 класс, В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев: М., Просвещение, 2021 г., физическая карта Африки, атлас, раздаточные материал, указка.

Технические средства: компьютер, проектор, экран.

Методы и формы обучения: иллюстративно-словесный, практический, частично-поисковый, исследовательский (фронтальная беседа, работа с картами, практическая работа).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл afrika.docx854.58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Географическое положение Африки. История исследования материка.

Тип урока: изучение нового материала, урок-практикум.

Цель урока: ознакомление с характерными чертами географического положения (ГП) Африки, историей исследования материка.

Задачи:

Образовательные:

- создать условия для формирования знаний о географическом положении Африки;

- учиться давать характеристику географического положения материка;

- оценивать влияние географического положения на особенности природы материка.

Развивающие:

- развитие познавательного интереса, самостоятельности в мышлении учебной деятельности, пространственного воображения, логического мышления;

- развитие умения комплексного использования физической карты и атласа.

Воспитательные:

- воспитание личностных качеств, чувство коллективизма, ответственности, личной сопричастности происходящему;

- содействовать в ходе урока формированию диалектно-материалистических и мировоззренческих идей о взаимосвязях в природе.

Методы и приёмы работы: словесные, наглядные, практические; методы психологии - развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение; методы педагогические - методы организации и стимулирования учебной деятельности; информационные методы - работа с картой, учебником, дополнительной литературой.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

- характеризовать по карте географическое положение материка.

Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Личностные результаты:

- опираясь на личный опыт обучающегося, включить его в процесс изучения новой темы; способствовать привитию культуры умственного труда.

Формируемые УУД:

Регулятивные УУД:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

-выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Познавательные УУД:

- анализировать, сравнивать и обобщать факты;

- преобразовывать информацию из одного вида в другой;

- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;

Коммуникативные УУД:

- отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Оборудование: учебник – География 7 класс, В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев: М., Просвещение, 2021 г., физическая карта Африки, атлас, раздаточные материал, указка.

Технические средства: компьютер, проектор, экран.

Методы и формы обучения: иллюстративно-словесный, практический, частично-поисковый, исследовательский (фронтальная беседа, работа с картами, практическая работа).


                                                Ход урока

Приветствие:

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на нашем уроке. Сегодня у вас присутствуют гости, улыбнитесь им, друг другу и настройтесь на хорошую работу. Я очень хочу, чтобы все мной задуманное осуществилось, а для этого мне нужна ваша помощь.

Для того, чтобы определить тему сегодняшнего урока, вы должны ответить на мои вопросы, за каждый правильный ответ, вы зарабатываете пазл-подсказку, а нам нужны все пазлы, поэтому отвечайте правильно.

Вопросы:

  1. Огромные участки суши, со всех сторон окруженные водой. (материки).
  2. Назовите все материки и покажите их на карте.
  3. Крупнейший водный объект, составляющий часть Мирового океана, расположенный среди материков. (океан)
  4. Назовите и покажите океаны Земли.
  5. Условная линия на поверхности Земли, которую проводят на равном расстоянии от Северного и Южного полюсов. (экватор).

Пазл собран. Очертания материка Африка.

Слайд 1. Тема нашего урока «Географическое положение Африки. История исследования материка».

Слайд 2. Цель урока: ознакомление с характерными чертами географического положения (ГП) Африки, историей исследования материка.

А какие нужно поставить задачи для выполнения цели?

Слайд 2.

  1. сформировать знания о географическом положении Африки по плану.
  2. освоить историю исследования материка.

Слайд 3. Материк Африка по площади занимает второе место в мире после Евразии. Его площадь вместе с островами, самый большой Мадагаскар, равна 30,3 млн км2, а без островов 29, 2 млн км2.

Наибольшая протяженность материка с севера на юг – 7623 км, а с запада на восток – 7260км.

А как вы думаете почему материк называется именно Африкой.

Слайд 4. Ответ вы найдете в учебнике на стр 108.

В Древнем мире северную часть материка называли Ливией и так же подписывали на первых картах.

По одной из версий название Африка происходит от латинского слова «афригия», что в переводе означает «без холода», «безморозный». Древние римляне так прозвали племена кочевников, которые жили в северной части материка.

А как вы думаете, что значит «географическое положение любого географического объекта»?

Слайд 5. Географическое положение — это «адрес» географического объекта, по которому можно найти его на Земле. То есть мы должны определить местонахождение данного объекта на земном шаре. Точнее Африки.

Нам понадобятся атласы, разбираем их и открываем страницу 24.

Слайд 5. А также в определении географического положения Африки нам поможет план.

  1. Положение материка относительно экватора:

Африка почти по середине им пересекается, но большая часть материка находится в северном полушарии.

  1. Положение относительно начального меридиана?

В западной части она им пересекается, но большая часть материка находится в восточном полушарии.

Следовательно, Африка лежит во всех полушариях.

  1. Положение относительно полярных кругов?

Африка удалена от них.

  1. Относительно тропиков?

Материк в северной части пересекается северным тропиком, а в южной- южным.

Слайд 6.

  1. Крайняя точка материка (мыс) – это место, где заканчивается материковая суша и начинается океан.

У Африки 4 крайние точки:

Северная: мыс Бен-Сека

Южная: мыс Игольный

Западная: мыс Альмади

Восточная: мыс Рас – Хафун

Слайд 7.

  1. Относительно океанов?

Омывается Индийским океаном с востока, Атлантическим океаном с запада.

  1. Относительно других материков. Какие материки расположены ближе всего?

Материк расположен близко по отношению к материку Евразия. От материка Евразия на северо-западе отделён Гибралтарским проливом, на востоке Баб-эль-Мандебским проливом, на северо-востоке разделяет Суэцкий канал. Для сокращения пути при плавании из Средиземного моря в Индийский океан в 1859—1863 гг. был прорыт Суэцкий канал.

Слайд 8.

Теперь давайте закрепим полученные знания. Предлагаю вам поработать в группах. У вас на столах лежат конверты «задание 1», возьмите их. Что вы видите - Текст, в котором нужно вставить пропуски.

Слайд 9-13. Знания о положении Африки люди получали постепенно, главную роль в этом играли мореплаватели, путешественники и ученые.

  1. Одними из первых, изучивших берега западной Африки, стали португальцы. Экспедиция Бартоломеу Диаша в 1488 г. достигла южных берегов, открыв мыс Доброй Надежды, изначально названный мысом Бурь из-за сильных штормов.

  1. В 1497 г. мореплавателю — Васко да Гаме — удалось обогнуть южную Африку, открыть путь через Индийский океан и достичь берегов Индостана.

  1. В середине XIX в. одним из выдающихся исследователей континента был английский путешественник Давид Ливингстон. он совершил несколько путешествий в глубь континента, пересёк Южную Африку с запада на восток. Открытый им водопад на реке Замбези был назван в честь королевы Англии — Виктория.

  1. Изучением Африки занимались и русские учёные и путешественники. Среди них особое место занимает Василий Васильевич Юнкер. Возглавляемая им экспедиция в Центральную и Восточную Африку в конце XIX в. проводила картографирование местности, занималась сбором этнографического материала, вела гидрологические и метеорологические наблюдения.

  1. Большой вклад в изучение северо-восточной части материка в 1926–1927 гг. внесла экспедиция под руководством учёного Николая Ивановича Вавилова. Была собрана уникальнейшая в мире коллекция семян, насчитывающая тысячи образцов. Было установлено, что Африка является родиной ценных сортов твёрдой пшеницы, арбузов, кофейного дерева и многих других растений.

Слайд 14. Давайте закрепим знания и поработаем в группах. На столах лежат конверты с заданием 2. Что там видим, нужно соотнести путешественника и его вклад.

Слайд 15. Ребята, мы сегодня с вами познакомились с новой темой «Географическое положение Африки. История освоения материка. Мы выполнили все поставленные задачи в начале урока.

Мне интересно как вам наш урок? Предлагаю вам его оценить с помощью мандаринок. Скоро новый год, и как же мы без этого фрукта, а одни из самых сладких к нам везут из Африки. У вас есть оранжевые, т.е. урок вам понравился, а есть зеленые, не спелые, т.е. урок не очень понравился. Возьми и поднимите, пожалуйста.

Домашнее задание п. 18.

Спасибо за урок.


Географическое положение Африки.

Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова.

Материк Африка большей частью расположен в _________________ и ________________ полушариях Земли. Материк имеет четыре крайние точки: северная – мыс Бен-Сека, западная -_____________, восточная – мыс Рас – Хафун, южная - _______________. Берега Африки омываются на востоке ___________ океаном, на западе _________________ океаном. Африка отделена от _______________ Гибралтарским проливом и ____________________ каналом.

Географическое положение Африки.

Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова.

Материк Африка большей частью расположен в _________________ и ________________ полушариях Земли. Материк имеет четыре крайние точки: северная – мыс Бен-Сека, западная -____________, восточная – мыс Рас – Хафун, южная - _______________. Берега Африки омываются на востоке ___________ океаном, на западе _________________ океаном. Африка отделена от _______________ Гибралтарским проливом и ____________________ каналом.

Географическое положение Африки.

Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова.

Материк Африка большей частью расположен в _________________ и ________________ полушариях Земли. Материк имеет четыре крайние точки: северная – мыс Бен-Сека, западная -____________, восточная – мыс Рас – Хафун, южная - _______________. Берега Африки омываются на востоке ___________ океаном, на западе _________________ океаном. Африка отделена от _______________ Гибралтарским проливом и ____________________ каналом.


        

        

        


        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Евразия: географическое положение и история исследования материка"

Презентация по географии для 7 класса. Тема "Евразия: географическое положение и история исследования материка"...

конспект урока "Географическое положение Евразии.История исследования и открытия материка"

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознате...

Географическое положение и история исследования материка «Евразия».

Учитель: Дёмин Алексей СергеевичУМК: География материков и океанов. В двух частях. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. – М: «Русское слово» 2010.Класс: 7Тема урока: Географическое положение и история ...

План-конспект по теме «Географическое положение Африки. История исследования материка»

План-конспект по теме «Географическое положение Африки. История исследования материка» образовательные: способствовать формированию знаний о географическом положении; обеспечить усвоение з...