Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Практическая география» для 9 класса
рабочая программа по географии (9 класс)
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по социальному направлению
«Практическая география»
для 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_geografiya_9_kl_geografiya_9_klass.docx | 48.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования ( для5- 9 кл)
приказ № 148/1 от 31.08.2020 г
Российская Федерация
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ватинская общеобразовательная средняя школа»
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по социальному направлению
«Практическая география»
для 9 класса
2020 -2021 учебный год
Предмет: география
Уровень: общеобразовательный
Учитель: Л.И. Ильина
д. Вата, 2020 г
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Практическая география» предназначена для учащихся 9 класса общеобразовательного учреждения, составлена в соответствии со следующими документами:
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от 31 декабря 2015 г № 1577);
- Положения о рабочей программе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ватинская общеобразовательная средняя школа»
- учебного плана МБОУ «Ватинская ОСШ»;
В соответствии с годовым календарным учебным графиком и учебным планом МБОУ «Ватинская ОСШ» на 2020-2021 учебный год на изучение географии в 9 классе отводится 1 часа в неделю. Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Практическая география»
Личностные результаты:
- формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,
- обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
- отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
- в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
- Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.
Предметные результаты:
Ученик научится:
- давать определения географическим понятиям и терминам;
- оценивать географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий;
- выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений;
- использовать систему географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
- анализировать, оценивать, прогнозировать современные социоприродные проблемы и проектировать пути их решения;
- использовать карты как информационные образно-знаковые моделеи действительности;
- давать определение понятиям, строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, реализовывать исследовательскую деятельность, выделять главную мысль текста, создавать модели для решения задач.
Ученик получит возможность научиться:
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, осуществлять рефлексию, формулировать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
- учиться целеполаганию, самостоятельно анализировать условия достижения цели, прилагать целевые усилия на пути достижения цели,самостоятельно контролировать свое время, оценивать правильность выполнения действий, вносить коррективы
- повторять ранее изученный материал в новом, т.е. активно устанавливать внутрипредметные связи, как по содержанию, так и по способам деятельности;
- анализировать пройденный материал и обсуждать полученные сведения
Воспитательные результаты внеурочной деятельности.
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о предметах и явлениях разной природы во взаимосвязи с окружающей их средой, о правилах конструктивной групповой работы; об организации коллективной творческой деятельности.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):формирование ценностных отношений школьника к своей Родине, к культуре, к труду, к знаниям, к миру, к другим людям, к людям иной культурной принадлежности
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного ценностно окрашенного социального действия): школьник может приобрести опыт публичного выступления, опыт общения с одноклассниками, опыт самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.
Учебно-методический план
№ | Наименование тем разделов | Кол-во часов |
1 | Тема 1. Хозяйство России.-21 час | 21 |
2 | Тема 2. Регионы России- 46 часов | 46 |
2.1 | Центральная Россия | 6 |
2.2 | Европейский Северо- Запад | 4 |
2.3 | Европейский Север | 4 |
2.4 | Европейский Юг | 4 |
2.5 | Поволжье | 4 |
2.6 | Урал | 4 |
2.7 | Сибирь | 5 |
2.8 | Дальний восток | 5 |
2.9 | География ХМАО-Югры | 10 |
3 | Заключение | 3 |
3.1 | России в мире | 3 |
ИТОГО | 70 |
Содержание курса внеурочной деятельности «Практическая география»
- План и карта (6 часов)
Классификация карт. Глобус. Создание карт. Картография. Искажения карт. Топографическая карта. Условные знаки. Масштаб, азимут, способы изображения рельефа, чтение карты. Чтение топографических и физических карт. Измерение направлений, расстояний, географических координат. Комплексный анализ географических условий по топографической карте. Построение профиля рельефа местности. Определение сторон горизонта по параллелям и меридианам. Определение и анализ длин меридианов и параллелей.
Формы организации внеурочной деятельности:
Беседа, лекция, тестирование
Практические задания:
1. Ориентирование по плану и карте.
2. Решение задач на определение географических координат.
3.Построение профиля рельефа местности по топографической карте.
4. Определение расстояний на плане и карте.
Характеристика основных видов деятельности учащихся:
Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения; организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; свободно ориентироваться по физической, экономической и политической картам; работать с картой: определять по географическим координатам местоположения объектов и наоборот, измерять направлений и расстояний на плане и карте.
- Путешествия и географические открытия (2 часа)
Карта мира, сделанная Птолемеем. Древнейшие описания Земли. Эратосфен, Страбон, Геродот. Древние карты. «География» в 8-ми томах Клавдия Птолемея.
Эпоха Великих географических открытий. Карта Европы Меркатора, 1554. Эпоха экспедиций. Джеймс Кук, русские первопроходцы, М. В. Ломоносов, Александр фон Гумбольдт. География Средневековья. Марко Поло.
Научные экспедиции и теоретические открытия XIX — начала XX веков. Русское географическое общество, мощные географические школы, (Ф. П. Литке, П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. М. Пржевальский, П. А. Кропоткин, Н. Н. Миклухо-Маклай, А. И. Воейков, В. В. Докучаев, К. И. Арсеньев).
Формы организации внеурочной деятельности:
Беседа, лекция, тестирование
Практическое задание: Изучение по картам маршрутов путешествий. Имена путешественников на карте.
Характеристика основных видов деятельности учащихся:
осознавать роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях.
- Природа Земли (6 часов)
Строение Земли. Оболочки Земли.Геохронология.Вулканизм, гейзеры, сейсмические пояса. Горные породы по происхождению. Экзогенные и эндогенные процессы. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры водных объектов.
Строение атмосферы, состав, свойства. Климатообразующие факторы. Формирование областей высокого и низкого давления. Виды ветров.
Формы организации внеурочной деятельности:
Беседа, лекция, тестирование
Практические задания:
- Определение средней температуры при подъеме и спуске.
- Решение задач на определение атмосферного давления
- . Определение типов климата по климатическим диаграммам
Характеристика основных видов деятельности учащихся:
ориентироваться по физической, экономической и политической картам; овладение системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; формирование устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека
- Материки, океаны, народы и страны (7 часов)
Уникальные особенности природы материков, океанов Земли. Объяснение закономерностей проявления особенностей природы. Народы Земли, их отличительные особенности и география. Религии народов мира. Классификация стран. Выделение уникальных стран в мире. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов.
Формы организации внеурочной деятельности:
Беседа, лекция, тестирование
Практические задания:
1.Описание страны по плану.
2.Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов.
Характеристика основных видов деятельности учащихся:
ориентироваться по физической, экономической и политической картам; анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал, делать выводы и заключения на основе анализа географических карт и статистических данных;характеризовать по картам климата различных и природных зон различных материков;осваивать системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;знать и уметь характеризовать уникальные объекты мира.
- География России (12 часов)
Особенности рельефа, климата, внутренних вод, почв, растительного и животного мира на территории Земли. Уникальные природные объекты нашей страны. Памятники природы. Народы России, их обычаи, традиции, религия, география. Традиционные отрасли хозяйства народов России. Урбанизация в России. Особенности и специализация экономических районов России. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения предприятий. Определение факторов размещения отдельных предприятий по территории страны. Провинциальные города нашей страны. Архитектурные памятники в России. Классификация природных ресурсов. Определение субъектов по краткому описанию.
Формы организации внеурочной деятельности:
Беседа, лекция, тестирование
Практические задания:
1.Решение географических задач на определение поясного времени.
2.Решение задач на определение доли отрасли в хозяйстве региона.
3.Решение задач по определению субъектов по краткому описанию.
4.Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов.
5.Решение географических задач на определение плотности населения, анализ таблиц, графиков
6. Определение причинно-следственных связей между объектами.
Характеристика основных видов деятельности учащихся:
свободно ориентироваться по физической, экономической и политической картам;решать задач на определение поясного времени;оценивать степень комфортности или природных условий любой точки мира по наличию климатических, почвенных, водных, рекреационных ресурсов;расширять кругозор учащихся в области географии.
6. Итоговое занятие (1 час)
Обобщение материала по программе курса. Анализ наиболее трудных заданий и подходы к их выполнению.Практическое решение заданий ОГЭ по географии.
Формы организации внеурочной деятельности:
-практикум
-задания КИМ
-презентации
Характеристика основных видов деятельности учащихся;
анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал, делать выводы и заключения на основе анализа географических карт и статистических данных.;овладеть системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; решать задачи среднего уровня сложности в сжатых временных рамках;формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Учебно-методический план
№ | Наименование тем разделов | Кол-во часов |
| План и карта (6 часов) | 6 |
Путешествия и географические открытия (2 часа) | 2 | |
Природа Земли (6 часов) | 6 | |
Материки, океаны, народы и страны (7 часов) | 7 | |
География России (12 часов) | 12 | |
Итоговое занятие (2 час) | 2 | |
ИТОГО | 35 |
Календарно-тематический план
№ п/п | № занятия | Тема занятия | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
Тема 1. План и карта (6 часов) | ||||
1 | 1 | Источники географической информации. Условные знаки | 03.09 | |
2 | 2 | Ориентирование на местности. | 10.09 | |
3 | 3 | Горизонтали. Профиль местности. | 17.09 | |
4 | 4 | Координатная сетка. Широта. Долгота. | 24.09 | |
5 | 5 | Практическое занятие «Решение задач на определение географических координат» | 01.10 | |
6 | 6 | Определение расстояний на плане. | 8.10 | |
Тема 2. Путешествия и географические открытия (2 часа) | ||||
7 | 1 | География в древности. Эпоха Великих географических открытий. Путешественники, географы, которые внесли вклад в изучение России. | 15.10 | |
8 | 2 | Практическое занятие « Изучение по картам маршрутов путешествий. Имена путешественников на карте» | 22.10 | |
Тема 3. Природа Земли (6 часов) | ||||
9 | 1 | Развитие земной коры. Земная кора на карте. | 29.10 | |
10 | 2 | Атмосфера. Температура воздуха. | 12.11 | |
11 | 3 | Атмосферное давление. | 19.11 | |
12 | 4 | Климатические пояса Земли. | 26.11 | |
13 | 5 | Практическое занятие «Определение типов климата по климатическим диаграммам» | 3.12 | |
14 | 6 | Гидросфера: состав, свойства, происхождение. | 10.12 | |
Тема 4. Материки, океаны, народы и страны (7 часов) | ||||
15 | 1 | Особенности природы Африки. | 17.12 | |
16 | 2 | Особенности природы Южной Америки | 24.12 | |
17 | 3 | Особенности природы Австралии и Антарктиды. | 14.01 | |
18 | 4 | Особенности природы Евразии. | 21.01 | |
19 | 5 | Особенности природы Северной Америки. | 28.01 | |
20 | 6 | Страны мира. Классификация стран. | 04.02 | |
21 | 7 | Практическое занятие «Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов» | 11.02 | |
Тема 5. География России (12 часов) | ||||
22 | 1 | ГП России. | 18.02 | |
23 | 2 | Административно-территориальное устройство РФ. | 25.02 | |
24 | 3 | Экономические районы России. | 4.03 | |
25 | 4 | Часовые пояса. Поясное время. | 11.03 | |
26 | 5 | Общая характеристика природы России. | 18.03 | |
27 | 6 | Практическое занятие «Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов». | 25.03 | |
28 | 7 | Народы, населяющие Россию, их география. | 1.04 | |
29 | 8 | Демографическая ситуация в России. | 8.04 | |
30 | 9 | Практическое занятие «Решение географических задач на определение плотности населения, анализ таблиц, графиков» | 15.04 | |
31 | 10 | Регионы России. Хозяйство Европейской части России. | 22.04 | |
32 | 11 | Регионы России. Хозяйство Азиатской части России. | 29.04 | |
33 | 12 | Природопользование и экология. | 6.05 | |
Тема 6. Итоговое занятие (2 час) | ||||
34 | 1 | Обобщение материала по программе курса | 13.05 | |
35 | 2 | 20.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности Социального направления «Занимательный английский»
Рабочая программа по английскому языку для учащихся пятых классов составлена на основе «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструкто...
Рабочая программа внеурочная деятельность социальное направление 5 класс "Мы разные, но все вместе..."
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС....
Тезисы к рабочей программе внеурочной деятельности (социальное направление) «ЭКОЛОГИЯ ДУШИ» (5-6 КЛАССЫ)
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательно...
Рабочая программа внеурочной деятельности (социальное направление) "Этикет общения" 8 класс
Цель курса: формирование коммуникативной грамотности и культуры поведения и общения обучающихся...
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления "Права и обязанности подростка".
Материал может быть использован при планировании занятий внеурочной деятельности в 5 - 7 классах....
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления «Цветная карусель» для основной школы (5 класс)
Внеучебная деятельность по социальному направлению обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитии культуры труда подрастающего поколения, становления с...
Рабочая программа внеурочной деятельности социальной направленности «Моя малая Родина» для обучающихся 5-6 классов
Изучение родного края необходимо, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. «Мира не узнаешь, не зная края своего!»...