Горные породы и минералы
план-конспект урока по географии (5, 6 класс)
Материал для подготовки к урокам географии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 62.5 КБ |
dlya_uroka.ppt | 1.01 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок географии. 6 класс.
Тема: «Горные породы и минералы»
Задачи урока:
Образовательные:
- Закрепить понятия «ядро», «земной шар», «мантия», «земная кора», «литосфера».
- Сформировать представление об отличиях минералов и горных пород, происхождении магматических, осадочных и метаморфических горных пород.
- Научить различать происхождение горных пород по их свойствам.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к недрам Земли.
Развивающие:
- Развивать коммуникативные способности учащихся.
Оборудование: образцы горных пород, плакат строения земной коры,
медиапроектор, экран,
Дидактический материал: презентация, приготовленная учителем, карточки с инструкцией к практической работе.
Ход урока
I. Орг. момент (1 мин)
II. Актуализация знаний. (3мин)
- Из каких внутренних частей состоит земной шар?
- Что вы знаете о ядре? (Внутреннее яро твердое, внешнее – жидкое, радиус ядра 3470 км, на глубине 2900 км, температура 6000°С. Состоит из железа и никеля).
- Что вы знаете о мантии? (Высокая температура до 2000°С. Вещество мантии из-за большого давления – твердое. В верхней части мантии есть размягченный слой, который может потихоньку двигаться. Магма – это расплавленное вещество мантии).
- Что вы знаете о земной коре? (Толщина земной коры 5-7 км (под океанами), из двух слоев: осадочного, базальтового 30-40 км (суша). Состоит из трех слоев: осадочного, гранитного и базальтового).
Земная кора:
Океаническая | Материковая |
Осадочный | Осадочный |
Базальтовый | Гранитный |
Базальтовый |
Дать определение “литосфера”.
III. Новая тема. (15 мин)
- Рассмотрите коллекцию горных пород и минералов, находящуюся у вас на партах и ответьте на вопрос: как отличить одну горную породу от другой? (учащиеся рассматривают коллекцию, на вопрос ответить затрудняются).
- Толща земной коры состоит из разнообразных горных пород. Горные породы состоят из минералов. Состав и свойства горных пород будут зависеть от состава минералов (слайд 1)
По происхождению все горные породы делят на три группы: магматические, осадочные и метаморфические (слайд 2)
- Магматические горные породы (слайд 3)
Слагают основную массу земной коры, образуя тела разной формы и размеров, и зависят от химического состава магмы и ее застывания. В зависимости от условий застывания магмы, т. е. на глубине или на поверхности магматические породы могут быть глубинные и излившиеся.
Глубинные породы: магма остывала медленно, кристаллы образовывались прочные, крупнозернистые. (Габрро, гранит) (слайд 4)
Излившиеся – магма остыла быстро, кристаллы менее твердые, почти не видны (базальт, андезит, липарит, пемза). (слайд 5-6)
Запись в тетради. Магматические горные породы: глубинные, излившиеся.
Осадочные горные породы. (слайд 7)
- На поверхности Земли в результате действия различных внешних факторов температуры, ветра, воды, скапливаются осадки, которые в дальнейшем уплотняются и превращаются в горные породы, которые тонким чехлом покрывают поверхность континентов.
- Обломочные породы возникают в результате механического разрушения пород и накопления образовавшихся обломков. (Щебень, галька, гравий, песок, глина) (слайд 13-16)
- Химические породы образовались в результате химических и биологических процессов в водных бассейнах. (Кальцит, доломит, известняк, соль) (слайд 10-12, 17-19)
- Органические породы образуются из растительных и животных остатков (торф, уголь, нефть, сланцы). (слайд 8-9)
Запись в тетрадь. Осадочные горные породы.
обломочные | химические | органические |
песчаник | гипс | известняк |
известняк | поварен соль | уголь |
Метаморфические горные породы. (слайд 20-25)
- Горные породы со временем погружаются глубже, а выше их накапливаются новые толщи пород. На погрузившиеся породы воздействуют внутренние факторы.
Главные факторы – температура, давление, газы, вода и порода начинает изменяться (преобразовываться). Первичная порода изменилась и из нее образовалась новая порода.
Работа с учебником (страница 43, п.4). Запись в тетрадь: известняк в мрамор, глина в глинистый сланец, песчаник в кварцит.
Физминутка.
- Давайте вернемся к вопросу, с которого мы начали изучение темы «Горные породы»: как отличить одну горную породу от другой? (совместно с учителем учащиеся выясняют, что имеющихся знаний о составе и происхождении горных пород им недостаточно для ответа на этот вопрос).
- Чтобы дать полный ответ на поставленный вопрос, вам нужно выполнить практическую работу в парах.
- Прочитайте внимательно инструкцию и выполните задания. На работу отводится 15 минут.
IV. Практическая работа в парах.
- Прочитайте текст о свойствах минералов.
1. Цвет. Описывая цвет, следует стремиться к возможно более точному описанию цвета. Если в минерале (горной породе) цвет меняется, необходимо указать характер смены окраски.
2. Блеск. Показывает способность минералов преломлять свет.
Металлический блеск
Стеклянный блеск
Жирный блеск
Перламутровый блеск
Восковой блеск
Без блеска - матовые
3. Твердость. Способность противостоять внешним механическим воздействиям.
Шкала твердости (шкала Мооса):
1 балл – карандаш
2-2,5 балла – ноготь
4-6 балла – гвоздь,
более твердые встречаются редко
4. Излом. Определяется поверхностью, по которой раскалывается минерал.
Раковистый, неровный, зернистый, игольчатый, землистый.
- Опираясь на прочитанный текст о свойствах минералов, определите свойства предложенных горных пород и заполните таблицу.
Свойства | Название горной породы | ||
Цвет | |||
Блеск | |||
Излом | |||
Твердость |
- На основе таблицы сделайте вывод: почему горные породы имеют разные свойства?
VI. Итог урока. (3 минуты)
- Итак, с каким понятием мы сегодня познакомились?
- Какие породы бывают по происхождению?
- Из чего состоят горные породы?
- Каким образом одну горную породу можно отличить от другой?
Оценивание работ учащихся.
Домашнее задание: §17. Составить кроссворд или ребус по теме «Горные породы и минералы» (по выбору учащихся).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
МАГМАТИЧЕСКИЕ ОСАДОЧНЫЕ МЕТАМОРФИЧЕСКИЕ По способу образования горные породы бывают:
МАГМАТИЧЕСКИЕ ОСАДОЧНЫЕ МЕТАМОРФИЧЕСКИЕ Глубинные - гранит
ГРАНИТ
МАГМАТИЧЕСКИЕ ОСАДОЧНЫЕ МЕТАМОРФИЧЕСКИЕ Глубинные - гранит 2. Излившиеся – базальт
БАЗАЛЬТ
МАГМАТИЧЕСКИЕ ОСАДОЧНЫЕ МЕТАМОРФИЧЕСКИЕ Глубинные – гранит Органические- - торф, уголь (из растений) 2. Излившиеся – базальт
ТОРФ
УГОЛЬ
МАГМАТИЧЕСКИЕ ОСАДОЧНЫЕ МЕТАМОРФИЧЕСКИЕ Глубинные – гранит Органические- - торф, уголь (из растений) - мел, известняк (из животных) 2. Излившиеся – базальт
МЕЛ
ИЗВЕСТНЯК
МАГМАТИЧЕСКИЕ ОСАДОЧНЫЕ МЕТАМОРФИЧЕСКИЕ Глубинные – гранит Органические- - торф, уголь (из растений) - мел, известняк (из животных) 2. Излившиеся – базальт 2. Обломочные – глина, гравий, песок.
ГЛИНА
ГРАВИЙ
ПЕСОК
МАГМАТИЧЕСКИЕ ОСАДОЧНЫЕ МЕТАМОРФИЧЕСКИЕ Глубинные – гранит Органические- - торф, уголь (из растений) - мел, известняк (из животных) 2. Излившиеся – базальт 2. Обломочные – глина, гравий, песок. 3. Химические – гипс, калийная соль
ГИПС
КАЛИЙНАЯ СОЛЬ
МАГМАТИЧЕСКИЕ ОСАДОЧНЫЕ МЕТАМОРФИЧЕСКИЕ Глубинные – гранит Органические- - торф, уголь (из растений) - мел, известняк (из животных) Известняк - мрамор 2. Излившиеся – базальт 2. Обломочные – глина, гравий, песок. 3. Химические – гипс, калийная соль
ИЗВЕСТНЯК - МРАМОР
МАГМАТИЧЕСКИЕ ОСАДОЧНЫЕ МЕТАМОРФИЧЕСКИЕ Глубинные – гранит Органические- - торф, уголь (из растений) - мел, известняк (из животных) Известняк - мрамор Гранит - гнейс 2. Излившиеся – базальт 2. Обломочные – глина, гравий, песок 3. Химические – гипс, калийная соль
ГРАНИТ - ГНЕЙС
МАГМАТИЧЕСКИЕ ОСАДОЧНЫЕ МЕТАМОРФИЧЕСКИЕ Глубинные – гранит Органические- - торф, уголь (из растений) - мел, известняк (из животных) Известняк - мрамор Гранит - гнейс 2. Излившиеся – базальт 2. Обломочные – глина, гравий, песок 3. Химические – гипс, калийная соль Песчаник – кварцит
ПЕСЧАНИК - КВАРЦИТ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА с использованием ЭОР " Горные породы и минералы"
урок географии в 6 классе с использованием ЭОР тема: "Горные породы и минералы"...
Горные породы и минералы.
Урок по теме:Горные породы и минералы. География 6 класс.На уроке раскрываются понятия "горная порода" и "минерал". Учащиеся самостоятельно исследуют свойства горных пород и минералов. В конце урока в...
Разработка урока географии "Горные породы и минералы"презентация
Разнообразие горных пород и минералов, свойства, происхождение...
Разработка урока географии Горные породы и минералы
Разнообразие горных пород, свойства, происхождение...
Урок географии в 6 классе на тему: "Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые. Свойства горных пород и минералов".
Тема: Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые. Свойства горных пород и минералов.Цель: Сформировать у учащихся представление о многообразии горных...
Горные породы и минералы.
Презентация составлена по географии для 6 класса на тему: "Горные породы и минералы, слагающие земную кору. Свойства горных пород и минералов.\'\' Сформировать у учащихся представление о мно...
Проект урока "Горные породы и минералы"
Урок в шестом классе в блоке "Литосфера" на тему "Горные породы и минералы" с использованием интерактивной доски. Форма проведения: практикум....