Горные породы и минералы
план-конспект урока по географии (5, 6 класс)

Материал для подготовки к урокам географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc62.5 КБ
Office presentation icon dlya_uroka.ppt1.01 МБ

Предварительный просмотр:

Урок географии. 6 класс.

Тема: «Горные породы и минералы»

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Закрепить понятия «ядро», «земной шар», «мантия», «земная кора», «литосфера».
  2. Сформировать представление об отличиях минералов и горных пород, происхождении магматических, осадочных и метаморфических горных пород.
  3. Научить различать происхождение горных пород по их свойствам.

Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к недрам Земли.

Развивающие:

  1. Развивать коммуникативные способности учащихся.

Оборудование: образцы горных пород, плакат строения земной коры,
медиапроектор, экран,

Дидактический материал: презентация, приготовленная учителем, карточки с инструкцией к практической работе.

Ход урока

I. Орг. момент (1 мин)

II. Актуализация знаний. (3мин)

- Из каких внутренних частей состоит земной шар?

- Что вы знаете о ядре? (Внутреннее яро твердое, внешнее – жидкое, радиус ядра 3470 км, на глубине 2900 км, температура 6000°С. Состоит из железа и никеля).

- Что вы знаете о мантии? (Высокая температура до 2000°С. Вещество мантии из-за большого давления – твердое. В верхней части мантии есть размягченный слой, который может потихоньку двигаться. Магма – это расплавленное вещество мантии).

- Что вы знаете о земной коре? (Толщина земной коры 5-7 км (под океанами), из двух слоев: осадочного, базальтового 30-40 км (суша). Состоит из трех слоев: осадочного, гранитного и базальтового).

Земная кора:

Океаническая

Материковая

Осадочный

Осадочный

Базальтовый

Гранитный

Базальтовый

Дать определение “литосфера”.

III. Новая тема. (15 мин)

- Рассмотрите коллекцию горных пород и минералов, находящуюся у вас на партах и ответьте на вопрос: как отличить одну горную породу от другой? (учащиеся рассматривают коллекцию, на вопрос ответить затрудняются).

- Толща земной коры состоит из разнообразных горных пород. Горные породы состоят из минералов. Состав и свойства горных пород будут зависеть от состава минералов (слайд 1)

По происхождению все горные породы делят на три группы: магматические, осадочные и метаморфические (слайд 2)

- Магматические горные породы (слайд 3)

Слагают основную массу земной коры, образуя тела разной формы и размеров, и зависят от химического состава магмы и ее застывания. В зависимости от условий застывания магмы, т. е. на глубине или на поверхности магматические породы могут быть глубинные и излившиеся.

Глубинные породы: магма остывала медленно, кристаллы образовывались прочные, крупнозернистые. (Габрро, гранит) (слайд 4)

Излившиеся – магма остыла быстро, кристаллы менее твердые, почти не видны (базальт, андезит, липарит, пемза). (слайд 5-6)

Запись в тетради. Магматические горные породы: глубинные, излившиеся.

Осадочные горные породы. (слайд 7)

- На поверхности Земли в результате действия различных внешних факторов температуры, ветра, воды, скапливаются осадки, которые в дальнейшем уплотняются и превращаются в горные породы, которые тонким чехлом покрывают поверхность континентов.

- Обломочные породы возникают в результате механического разрушения пород и накопления образовавшихся обломков. (Щебень, галька, гравий, песок, глина) (слайд 13-16)

- Химические породы образовались в результате химических и биологических процессов в водных бассейнах. (Кальцит, доломит, известняк, соль) (слайд 10-12, 17-19)

- Органические породы образуются из растительных и животных остатков (торф, уголь, нефть, сланцы). (слайд 8-9)

Запись в тетрадь. Осадочные горные породы.

обломочные

химические

органические

песчаник

гипс

известняк

известняк

поварен соль

уголь

Метаморфические горные породы. (слайд 20-25)

- Горные породы со временем погружаются глубже, а выше их накапливаются новые толщи пород. На погрузившиеся породы воздействуют внутренние факторы.

Главные факторы – температура, давление, газы, вода и порода начинает изменяться (преобразовываться). Первичная порода изменилась и из нее образовалась новая порода.

Работа с учебником (страница 43, п.4). Запись в тетрадь: известняк в мрамор, глина в глинистый сланец, песчаник в кварцит.

Физминутка.

- Давайте вернемся к вопросу, с которого мы начали изучение темы «Горные породы»: как отличить одну горную породу от другой? (совместно с учителем учащиеся выясняют, что имеющихся знаний о составе и происхождении горных пород им недостаточно для ответа на этот вопрос).

- Чтобы дать полный ответ на поставленный вопрос, вам нужно выполнить практическую работу в парах.

- Прочитайте внимательно инструкцию и выполните задания. На работу отводится 15 минут.

IV. Практическая работа в парах.

  1. Прочитайте текст о свойствах минералов.

1. Цвет. Описывая цвет, следует стремиться к возможно более точному описанию цвета. Если в минерале (горной породе) цвет меняется, необходимо указать характер смены окраски.

2. Блеск. Показывает способность минералов преломлять свет.

Металлический блеск

Стеклянный блеск

Жирный блеск

Перламутровый блеск

Восковой блеск

Без блеска - матовые

3. Твердость. Способность противостоять внешним механическим воздействиям.

Шкала твердости (шкала Мооса):

1 балл – карандаш

2-2,5 балла – ноготь

4-6 балла – гвоздь,

более твердые встречаются редко

4. Излом. Определяется поверхностью, по которой раскалывается минерал.

Раковистый, неровный, зернистый, игольчатый, землистый.

  1. Опираясь на прочитанный текст о свойствах минералов, определите свойства предложенных горных пород и заполните таблицу.

Свойства

Название горной породы

Цвет

Блеск

Излом

Твердость

  1. На основе таблицы сделайте вывод: почему горные породы имеют разные свойства?

VI. Итог урока. (3 минуты)

- Итак, с каким понятием мы сегодня познакомились?

- Какие породы бывают по происхождению?

- Из чего состоят горные породы?

- Каким образом одну горную породу можно отличить от другой?

Оценивание работ учащихся.

Домашнее задание: §17. Составить кроссворд или ребус по теме «Горные породы и минералы» (по выбору учащихся).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Горные породы

Слайд 2

МАГМАТИЧЕСКИЕ ОСАДОЧНЫЕ МЕТАМОРФИЧЕСКИЕ По способу образования горные породы бывают:

Слайд 3

МАГМАТИЧЕСКИЕ ОСАДОЧНЫЕ МЕТАМОРФИЧЕСКИЕ Глубинные - гранит

Слайд 4

ГРАНИТ

Слайд 5

МАГМАТИЧЕСКИЕ ОСАДОЧНЫЕ МЕТАМОРФИЧЕСКИЕ Глубинные - гранит 2. Излившиеся – базальт

Слайд 6

БАЗАЛЬТ

Слайд 7

МАГМАТИЧЕСКИЕ ОСАДОЧНЫЕ МЕТАМОРФИЧЕСКИЕ Глубинные – гранит Органические- - торф, уголь (из растений) 2. Излившиеся – базальт

Слайд 8

ТОРФ

Слайд 9

УГОЛЬ

Слайд 10

МАГМАТИЧЕСКИЕ ОСАДОЧНЫЕ МЕТАМОРФИЧЕСКИЕ Глубинные – гранит Органические- - торф, уголь (из растений) - мел, известняк (из животных) 2. Излившиеся – базальт

Слайд 11

МЕЛ

Слайд 12

ИЗВЕСТНЯК

Слайд 13

МАГМАТИЧЕСКИЕ ОСАДОЧНЫЕ МЕТАМОРФИЧЕСКИЕ Глубинные – гранит Органические- - торф, уголь (из растений) - мел, известняк (из животных) 2. Излившиеся – базальт 2. Обломочные – глина, гравий, песок.

Слайд 14

ГЛИНА

Слайд 15

ГРАВИЙ

Слайд 16

ПЕСОК

Слайд 17

МАГМАТИЧЕСКИЕ ОСАДОЧНЫЕ МЕТАМОРФИЧЕСКИЕ Глубинные – гранит Органические- - торф, уголь (из растений) - мел, известняк (из животных) 2. Излившиеся – базальт 2. Обломочные – глина, гравий, песок. 3. Химические – гипс, калийная соль

Слайд 18

ГИПС

Слайд 19

КАЛИЙНАЯ СОЛЬ

Слайд 20

МАГМАТИЧЕСКИЕ ОСАДОЧНЫЕ МЕТАМОРФИЧЕСКИЕ Глубинные – гранит Органические- - торф, уголь (из растений) - мел, известняк (из животных) Известняк - мрамор 2. Излившиеся – базальт 2. Обломочные – глина, гравий, песок. 3. Химические – гипс, калийная соль

Слайд 21

ИЗВЕСТНЯК - МРАМОР

Слайд 22

МАГМАТИЧЕСКИЕ ОСАДОЧНЫЕ МЕТАМОРФИЧЕСКИЕ Глубинные – гранит Органические- - торф, уголь (из растений) - мел, известняк (из животных) Известняк - мрамор Гранит - гнейс 2. Излившиеся – базальт 2. Обломочные – глина, гравий, песок 3. Химические – гипс, калийная соль

Слайд 23

ГРАНИТ - ГНЕЙС

Слайд 24

МАГМАТИЧЕСКИЕ ОСАДОЧНЫЕ МЕТАМОРФИЧЕСКИЕ Глубинные – гранит Органические- - торф, уголь (из растений) - мел, известняк (из животных) Известняк - мрамор Гранит - гнейс 2. Излившиеся – базальт 2. Обломочные – глина, гравий, песок 3. Химические – гипс, калийная соль Песчаник – кварцит

Слайд 25

ПЕСЧАНИК - КВАРЦИТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА с использованием ЭОР " Горные породы и минералы"

урок  географии в 6 классе с использованием ЭОР тема: "Горные породы и минералы"...

Горные породы и минералы.

Урок по теме:Горные породы и минералы. География 6 класс.На уроке раскрываются понятия "горная порода" и "минерал". Учащиеся самостоятельно исследуют свойства горных пород и минералов. В конце урока в...

Разработка урока географии "Горные породы и минералы"презентация

Разнообразие горных пород и минералов, свойства, происхождение...

Разработка урока географии Горные породы и минералы

Разнообразие горных пород, свойства, происхождение...

Урок географии в 6 классе на тему: "Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые. Свойства горных пород и минералов".

Тема:  Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые.     Свойства горных пород и минералов.Цель: Сформировать у учащихся представление о многообразии  горных...

Горные породы и минералы.

Презентация составлена  по географии для 6 класса на тему: "Горные породы и минералы, слагающие земную кору. Свойства горных пород и минералов.\'\' Сформировать у учащихся представление о мно...

Проект урока "Горные породы и минералы"

Урок в шестом классе в блоке "Литосфера" на тему "Горные породы и минералы" с использованием интерактивной доски. Форма проведения: практикум....