Горные породы и минералы.
методическая разработка по географии (6 класс) по теме

Тупицина Любовь Николаевна

Урок по теме:Горные породы и минералы. География 6 класс.На уроке раскрываются понятия "горная порода" и "минерал". Учащиеся самостоятельно исследуют свойства горных пород и минералов. В конце урока выполняют творческую работу по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon porody_slagayushchie_zemnuyu_koru.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Породы, слагающие земную кору».

Цели: 1. Ввести понятия «магматические», «осадочные», «метаморфические»;

           2. Продолжить развитие умения выделять главное при работе с учебником;

           3. Формирование бережного отношения к природе;

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: физическая карта полушарий, атлас для 6 класса, учебник географии для 6 класса, коллекция горных пород, цветные карандаши.

Ход урока.

Орг. момент.

Объявление темы урока.

  Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим изучение темы литосферы. Давайте определим формулировку темы урока с помощью кроссворда. (Кроссворд висит на доске).

Вопросы кроссворда.

Горные породы и минералы, которые использует человек.

Наука, которая отвечает на вопросы: Что? Где? Когда? находится на Земле.

Твердая оболочка, расположенная над мантией.

Центральная часть земного шара с радиусом около 3500 км.

Плотные и рыхлые массы, состоящие из минералов, слагающие земную кору.

(Ответы: 1. Полезные ископаемые. 2. География. 3. Земная кора. 4. Литосфера. 5. Ядро. 6. Горные породы.)

Примечание. За каждый правильный ответ при отгадывании кроссворда учащиеся получают по одному жетону.

Объяснение нового материала.

Сегодня мы побываем с вами в царстве камня. Минералы и горные породы значительно старше растений, животных и человека. Они рождаются, растут и умирают, как живые существа.

Читая каменную книгу времени, ученые пришли к выводу о том, что свойства горных пород зависят от их происхождения.

Их делят на три группы: магматические, осадочные, метаморфические.

Магматические горные породы рождаются в пламени. Их прародительница – раскаленная магма, которая находится в глубинах нашей планеты. Что такое магма? Это расплав огромного количества различных веществ. Основные магматические очаги находятся в верхней мантии. Ученые предполагают, что в земной коре возникают трещины, достигающие мантии, из-за резкого уменьшения давления вещество мантии становится жидким и по трещинам проникает  к поверхности Земли. Поднимаясь к поверхности, магма медленно остывает и может затвердеть на глубине.

Так образуются глубинные магматические породы, например гранит.

Магму, излившуюся на поверхность, называют лавой. При ее застывании на поверхности образуются излившиеся магматические породы, например базальт.

Примечание. Учащиеся зарисовывают схему.

Магматические горные породы

Глубинные                              Излившиеся

(гранит)                                    (базальт)

Породы, оказавшиеся на земной поверхности, начинают обжигать лучи солнца, пронизывают холодные ветры, сковывают льды; в них внедряются микробы, корни растений, вода, газы и т. п.  Тогда горные породы превращаются в осадочные. При разрушении горных пород на поверхности земли образуется обломочный материал. Ветер, реки,  ледники переносят его в океаны, моря, озера, болота, понижения. Часть этих веществ выпадает в виде осадка, часть усваивается организмами и идет на образование известковых скелетов и панцирей. Поэтому среди осадочных горных пород выделяют две группы (зарисовка схемы).

                                            Осадочные горные породы.

               Неорганические                                             Органические

Обломочные        Химические

Из неорганических осадочных горных пород особенно распространены обломочные б такие как щебень, галька, гравий.

Из растворимых в воде веществ образуются неорганические химические породы. Это различные соли, гипс, и другие.

Органические осадочные породы состоят в основном из растительных  животных остатков. К ним относятся каменный и бурый уголь, нефть, мел.

При медленном прогибании земной коры, под действием высоких температур и давления из осадочных и магматических пород могут образовываться метаморфические, поэтому их называют дважды родившимися. Например: 1. Обыкновенный бурый уголь может превратиться в антрацит, а тот, в свою очередь , в графит.

2. Известняк превращается в мрамор.

Примечание: объясняя материал, учитель показывает учащимся те горные породы, о которых он упоминает в своем рассказе.

Теперь мы должны выяснить, как происхождение влияет на  свойства горных пород. Внимательно рассмотрите горные породы, которые находятся на ваших столах, и охарактеризуйте их по плану:

Название.

Цвет.

Структура: а) зернистая (видны зерна минералов); б) плотные (зерна минералов не различимы); в) землистая (порода оставляет след на руках).

Твердость: а) твердая; б) средней твердости; в) мягкая; г) хрупкая;

Вес: а) тяжелая; б) средней тяжести; в) легкая;

Происхождение: а) магматическое; б) осадочное; в) метаморфическое;

Примечание. Учащиеся в начале индивидуально выполняют данное задание в тетрадях, а затем обмениваются мнениями со своими товарищами в группах (в каждой группе по 4 человека). После ученики сверяют свои ответы с данными таблицы, которая помещена на доске, и фиксируют в тетради количество неверных ответов.

План характеристики.

                           Горные породы.

Название.

Гранит.

Известняк.

Торф.

Цвет.

Серый (розовый)

Белый.

Бурый (коричневый).

Структура.

Зернистая.

Плотная.

Землистая.

Твердость.

Твердый.

Ср. твердости

Хрупкая.

Вес.

Тяжелый.

Ср. тяжести.

Легкий.

Происхождение.

Магматическое (глубинное)

Осадочное (органическое)

Осадочное (неорганическое)

Учитель. Последнее, что нам предстоит сделать, - это выполнить творческое задание, учитывая характеристику горных пород, которую вы уже составили.

Творческое задание. «Человечек из горной породы» Представьте, что горная порода вдруг превратилась в человечка, которого нужно нарисовать.

Обобщение. Почти все горные породы являются минеральными богатствами. Наша страна богата полезными ископаемыми. Но добывая их, человек не должен забывать о том, что все в природе необходимо привести в порядок. То есть нужно засыпать шахты, превращать карьеры в цветущие сады или в пруды. Иначе природа начинает «мстить» человеку. Тогда на него начинают обрушиваться страшные смерчи, наводнения и т. п. Они как бы напоминают, что человек тоже является частью природы, а не ее хозяином.

 В следующий раз вы познакомитесь с движениями, происходящими в земной коре.

 

Д/З стр. 53 – 56.

Выставление оценок за урок.

География 6 класс.

Урок обобщающего повторения по теме «Земная кора».

Задание № 1. Тест.

1. Самые высокие горы России:

Л. Уральские;

А. Кавказские;

В. Крымские.

2. Горы и равнины бывают:

Р. Только на суше;

К. На суше и дне океана;

В. В океане.

3. Часть земной поверхности высоко приподнятая над ней:

А. Равнина;

С. Горы;

В. Впадина;

Д. Холм;

4. Какие горы расположены между Западно-Сибирской и Восточно-Европейской равнинами:

Х. Алтай;

Б. Аппалачи;

А. Урал;

О. Кавказ;

5. Горные породы которые называют « дважды рожденными»:

Э. Магматические;

Р. Метаморфические;

П. Осадочные.

6. Горные породы которые образовались из застывшей магмы:

К. Магматические;

Ж. Метаморфические;

В. Осадочные;

7. Самые длинные горы:

А. Анды.

Д. Гималаи;

Ю. Кавказ;

Задание № 2. Подпиши части вулкана.

Задание № 3. Зарисуй внутреннее строение Земли.

Задание № 4. Что на контурной карте отмечено цифрами?

Задание №  5.  Путешествие по карте. Вставь пропущенные географические названия.

Ваш путь начинается с самого маленького материка _______(1). Двигаясь на запад по южному тропику вы попадете на остров ________(2).Дальше двигаясь на юго-запад обогнете материк _____________(3). Проплыв все время на север попадете в _______ залив (4). На побережье которого находится вулкан Камерун.

Двигаясь все время на запад попадете на материк __________(5). На этом материке находится самая большая равнина мира __________(6). Пройдя ее попадете в самые длинные горы ____________(7).  Проплыв Панамский канал и  Карибское море попадете на материк ___________(8).

Задание № 6.

Контрольная работа по географии 6 класс за вторую четверть.

Опиши внутреннее строение Земли.

Какие части вулкана выделяют? Дай им определение.

Что такое гора? Какие по высоте бывают горы? Назови самые длинные горы и самые высокие?

Что такое равнина? Какие бывают равнины (примеры)?

Какие процессы влияют на рельеф местности?

Контрольная работа по географии 6 класс за вторую четверть.

Опиши внутреннее строение Земли.

Какие части вулкана выделяют? Дай им определение.

Что такое гора? Какие по высоте бывают горы? Назови самые длинные горы и самые высокие?

Что такое равнина? Какие бывают равнины (примеры)?

Какие процессы влияют на рельеф местности?

Контрольная работа по географии 6 класс за вторую четверть.

Опиши внутреннее строение Земли.

Какие части вулкана выделяют? Дай им определение.

Что такое гора? Какие по высоте бывают горы? Назови самые длинные горы и самые высокие?

Что такое равнина? Какие бывают равнины (примеры)?

Какие процессы влияют на рельеф местности?

Контрольная работа по географии 6 класс за вторую четверть.

Опиши внутреннее строение Земли.

Какие части вулкана выделяют? Дай им определение.

Что такое гора? Какие по высоте бывают горы? Назови самые длинные горы и самые высокие?

Что такое равнина? Какие бывают равнины (примеры)?

Какие процессы влияют на рельеф местности?

Контрольная работа по географии 6 класс за вторую четверть.

Опиши внутреннее строение Земли.

Какие части вулкана выделяют? Дай им определение.

Что такое гора? Какие по высоте бывают горы? Назови самые длинные горы и самые высокие?

Что такое равнина? Какие бывают равнины (примеры)?

Какие процессы влияют на рельеф местности?

Контрольная работа по географии 6 класс за вторую четверть.

Опиши внутреннее строение Земли.

Какие части вулкана выделяют? Дай им определение.

Что такое гора? Какие по высоте бывают горы? Назови самые длинные горы и самые высокие?

Что такое равнина? Какие бывают равнины (примеры)?

Какие процессы влияют на рельеф местности?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА с использованием ЭОР " Горные породы и минералы"

урок  географии в 6 классе с использованием ЭОР тема: "Горные породы и минералы"...

Разработка урока географии "Горные породы и минералы"презентация

Разнообразие горных пород и минералов, свойства, происхождение...

Разработка урока географии Горные породы и минералы

Разнообразие горных пород, свойства, происхождение...

Урок географии в 6 классе на тему: "Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые. Свойства горных пород и минералов".

Тема:  Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые.     Свойства горных пород и минералов.Цель: Сформировать у учащихся представление о многообразии  горных...

Горные породы и минералы.

Презентация составлена  по географии для 6 класса на тему: "Горные породы и минералы, слагающие земную кору. Свойства горных пород и минералов.\'\' Сформировать у учащихся представление о мно...

Проект урока "Горные породы и минералы"

Урок в шестом классе в блоке "Литосфера" на тему "Горные породы и минералы" с использованием интерактивной доски. Форма проведения: практикум....

урок географии в 6 классе "Разнообразие горных пород и минералов. Практическая работа "Изучение свойств горных пород и минералов"

Этот урок второй в изучаемой теме "Строение земной коры". Дети уже знакомы с составом земной коры, умеют определять свойства горных пород. С целью закрепления этих умений проводится практическая работ...