Адаптированная рабочая программа по географии для детей с интеллектуальными нарушениями 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс)
предлагаю адаптированную рабочую программу для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для 6 класса по ФГОС. Она имеет следующие разделы: пояснмтельная записка, содержание учебного материала, планируемые результаты, тематическое планирование
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Мурзицкая средняя школа
Адаптированная рабочая программа
по предмету «География»
6 специального (коррекционного) класса для детей
с интеллектуальными нарушениями (вариант 1)
Год разработки: 2022
Является приложением к рабочей программе по географии
АООП ООО МБОУ Мурзицкой средней школы
Программу составила:
учитель специальных
(коррекционных) классов
Гришина Н.А.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «География» для 6 класса составлена на основе нормативно – правовых документов.
-Закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»п.2 ст.28
-Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС) для обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями) приказ № 1599 от 22.12.2014 г.
-Постановление от 10 июля 2015 г. N 26 об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
- Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. Природоведение. Биология. География: 5-9-е классы /Т.М. Лифанова и др., - 5-е изд.,стер. – Москва: Просвещение, 2022. – 310 с, - (ФГОС ОВЗ).
-Учебник по географии для обучающихся 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторы: Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина, Москва «Просвещение», 2021г
Программа составлена с учетом психофизическихособенностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1).
Основными целями рабочей программы являются:
- подготовка учащихся к усвоению естествоведческих, географических и исторических знаний на последующих этапах обучения;
- формирование понимания причинно-следственных связей и отношений, временных и пространственных представлений;
- формирование у обучающихся базовых учебных действий (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) средствами предмета;
- воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и культур
Основные задачи курса географии,
- дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран,
- показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.
-обучить правилам поведения в природе,
- развивать и коррегировать познавательную деятельность: учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости, развивать воображение обучающихся.
-расширять лексический запас детей.
География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.
Общая характеристика учебного предмета.
География как учебный предмет в специальной коррекционной школе имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть природные и социально-экономические явления и процессы во взаимосвязи.
Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с биологией, историей, русским языком, чтением (литературным чтением), математикой, изобразительным искусством, черчением, основами социальной жизни и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах «Мир природы и человека» и «Природоведение», входящих в предметную область «Естествознание».
Учитывая общие и специальные задачи, программа географии предусматривают повторяемость материала. Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний учащимися с интеллектуальными нарушениями.
Рабочая программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней отражены межпредметные связи, на которые опираются учащиеся при изучении природоведческого материала (живой мир, чтение, ИЗО, ручной труд), а также те, которые формируются в процессе знакомства с данным курсом (чтение, русский язык, математика, домоводство, физическая культура, профильный труд).
В рабочей программе заложен принцип коррекционной направленности обучения, т. е. особое внимание обращается на коррекцию недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями и направлена на развитие у учащихся наблюдательности, памяти, воображения, речи и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
В 6 классе («Начальный курс физической географии») учащиеся учатся ориентироваться на местности, знакомятся с формами земной поверхности, водоемами, планом и картой.
В программу введены темы «Явления природы» (дождь, ветер, ураган, шторм, землетрясение, извержение вулканов), «Краткие сведения о Земле Солнце и Луне», «Планеты», «Освоение космоса».
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Обучение географии рассчитано на четыре года с 6 по 9 классы. Учебный материал расположен по годам обучения следующим образом:
6 класс — «Начальный курс физической географии» (68 часов)
Учебный предмет «География» входит в предметную область «Естествознание» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В программе выделены практические работы и экскурсии, указана географическая номенклатура, а также сформулированы основные предметные и личностные результаты по годам обучения. Проведению практических работ в 6 классе поможет рабочая тетрадь, которая способствует внедрению в учебный процесс современных методических приемов. Для осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся с интеллектуальными нарушениями задания разной степени трудности могут быть использованы на этапе проверки знаний, а некоторые из них даются в качестве домашнего задания. В рабочую тетрадь включены контурные карты.
Содержание учебного курса «География»
6класс Начальный курс физической географии (68 ч)
Введение (5 ч) География — наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности. Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды: температура, облачность, давление воздуха, ветер, атмосферные осадки. Опасные природные явления в атмосфере, меры предосторожности. Географические сведения о своей местности и труде населения.
Ориентирование на местности (5 ч) Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Компас и правила пользования им. Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, звездам, местным признакам и природным объектам.
Формы поверхности Земли (4ч.) Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы. Овраги, их образование. Горы. Понятия о землетрясениях и извержениях вулканов.
Вода на Земле (10 ч) Значение воды для жизни на Земле. Круговорот воды в природе. Родник, его образование. Колодец. Водопровод. Река, ее части. Горные и равнинные реки. Использование рек. Озера, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц.
Болота, их осушение. Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы, цунами.
Острова и полуострова. Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.
План и карта (9 ч) Рисунок и план предмета. Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека. План класса. План школьного участка. Условные знаки плана местности. План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты. Условные цвета физической карты. Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т. д.). Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.
Земной шар (14 ч) Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты. Земля — планета. Доказательства шарообразности Земли. Освоение космоса. Глобус — модель земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе. Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле. Океаны на глобусе и карте полушарий. Материки на глобусе и карте полушарий (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида).
Первые кругосветные путешествия (Магеллан, Крузенштерн, Лисянский). Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи). Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий.
Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов..
Карта России (19 ч)
Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте нашей страны. Столица России — Москва. Границы России. Сухопутные границы на западе и юге. Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. Моря Тихого и Атлантического океанов. Острова и полуострова России. Рельеф нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны.
Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа).
Река Волга. Реки: Дон, Днепр, Урал. Реки Сибири: Обь, Енисей. Реки Лена и Амур.
Озера Ладожское, Онежское, Байкал. Крупные города России (по выбору учителя).
Наш край на физической карте России.
Повторение начального курса физической географии (2 ч)
Предметные результаты
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
Обучающиеся должны знать: • названия основных сторон горизонта; • основные формы земной поверхности; • названия водоемов; • основные правила безопасного поведения в природе; • условные цвета и наиболее распространенные условные знаки географической карты; • названия материков и океанов; • значение Солнца для жизни на Земле; • название нашей страны, ее столицы; Учащиеся должны уметь: • делать простые схематические зарисовки; • составлять рассказы об изучаемых геогра-фических объектах из предложенных учителем предложений; • показывать на географической карте объекты, заранее выделенные учителем | Обучающиеся должны знать: • что изучает география; • горизонт, линию и стороны горизонта; • основные формы земной поверхности; • виды водоемов, их различия; • меры по охране воды от загрязнения; • отличие плана от рисунка и географической карты; • основные направления на плане, географической карте; • условные цвета и основные знаки географической карты; • распределение суши и воды на Земле; • материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий; • Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле; • кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли; • значение запусков в космос искусственных спутников Земли и полетов людей в космос; формирование навыков самостоятельной работы с учебными пособиями (учебник, приложение к учебнику, тетрадь на печатной основе, глобус, настенная карта, компас, и др.); • совершенствование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; • развитие умения фиксировать результаты самостоятельной деятельности (наблюдений, опытов); • развитие навыков взаимодействия при работе в паре при изготовлении моделей или макета форм рельефа местности; • различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем; • географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий; • названия географических объектов, обозначенных в программе по теме «Карта России». Учащиеся должны уметь: • определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы; • выявлять на местности особенности рельефа, водоемов; • делать схематические зарисовки изучаемых форм земной поверхности; • ориентироваться на географической карте и глобусе; • читать географическую карту (условные цвета и основные знаки); • составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины; • показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их при помощи учителя на контурной карте |
Дифференцированный уровень включает уч-ся, имеющих в силу воего психо-физического состояния значительные трудности по усвоению учебного материала: - узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях; - представления о назначении изученных объектов; - называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (например-растения, животные); - соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни (под контролем взрослого); - соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого); - выполнение несложных заданий под контролем учителя |
Планируемые результаты освоения учебного предмета «География» 6 класс
Личностные результаты
• воспитание чувства патриотизма, уважения к Отечеству, чувства гордости за свою страну, осознания себя гражданином России;
• формирование установки на безопасный здоровый образ жизни;
• совершенствование освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности;
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с задачей, поставленной учителем;
• развитие навыков взаимодействия в группе одноклассников в процессе проведения географических экскурсий;
• воспитание эстетических чувств в процессе экскурсий в природу, воспитание навыков безопасного поведения в природе (при изучении грозы, молнии, лавин)
учить ориентироваться в незнакомом пространстве по планам местности, некоторым местным признакам, по Солнцу, звездам, компасу);
• при изучении родника колодца, водопровода воспитывать бережное отношение к пресной, питьевой воде;
• учить понимать необходимость бережного отношения и мероприятий по охране водоемов от загрязнения
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Целевая установка | Основные понятия | |||
1. | Введение География- наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности | 1 | Формировать у обучающихся представления об изучаемом предмете-географии | Что изучает география? Первые географы-путешественники, мореплаватели, купцы. Практическая работа: знакомство с новым учебником, тетрадью на печатной основе, приложением к учебнику (атласом) | |||
2. | Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды | 1 | Продолжать формирование представлений о разных временах года, суточном и годовом движении Земли | Вращение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Времена года. Компоненты погоды: температура, облачность, атмосферные осадки, ветер. Практическая работа: заполнение календаря погоды (классного, индивидуального), выполнение заданий в тетради на печатной основе | |||
3. | Явления природы | 1 | Продолжить знакомство обучающихся с явлениями природы, обобщить и закрепить знания правил поведения во время грозы, сильных порывов ветра | Опасные явления природы, меры предосторожности | |||
4-5. | Географические сведения о вашей местности и труде населения _______________ | 2 | Продолжать знакомство с местностью, в которой обучаются и проживают школьники. Воспитание любви и уважения к своему краю и людям, проживающим в нем __________________________ Продолжать формировать умения наблюдать за окружающей действительностью, фиксировать и обобщать свои наблюдения. Воспитание любви к местности, в которой расположена школа, уважения к людям, трудящимся на близлежащих предприятиях | Географическое положение, погода, поверхность, водоемы, полезные ископаемые, растительный и животный мир, занятия населения. Практическая работа: выполнение заданий в тетради на печатной основ. __________________________ Практическая работа: составление устного рассказа о своей местности по плану в учебнике с. 17., выполнение зарисовок, упражнений в тетради на печатной основе после наблюдений, проведенных во время экскурсии | |||
6–7. | Ориентирование на местности. Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта | 2 | Формировать представления о линии горизонта, основных и промежуточных сторонах горизонта. Учить ориентироваться на незнакомой местности по полуденной тени | Линия горизонта, Основные и промежуточные стороны горизонта. Практическая работа: рисунок линии горизонта, вычерчивание схемы сторон горизонта | |||
8 | Компас и правила пользования им | 1 | Формировать умения пользоваться компасом, определять основные и промежуточные стороны горизонта | Компас – прибор, с помощью которого определяют правильное направление в пути. Определение сторон горизонта в классе, школьном холле, на пришкольном участке | |||
9. | Ориентирование по местным признакам природы | 1 | Формировать умение ориентироваться по местным признакам природы, принимать решения в нестандартной ситуации. Развивать внимание и память. Воспитывать ответственность за свою жизнь и здоровье | Ориентирование на незнакомой местности | |||
10. | Ориентирова-ние на местности | 1 | Закрепить сформированные навыки ориентирования, пользования компасом. Продолжать формировать умение наблюдать за окружающей действительностью, фиксировать и обобщать свои наблюдения | Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование с помощью компаса, по полуденной тени, по местным признакам природы | |||
11. | Формы поверхности Земли. Рельеф местности, его основные формы. Равнины, холмы | 1 | Сформировать представление учащихся о формах поверхности земного шара | Разнообразие форм поверхности земного шара. Равнины плоские и холмистые. Холм, его строение. Практическая работа: изготовление макета равнины, холма из пластилина, зарисовка равнины, выполнение схемы строения холма | |||
12. | Рельеф местности | 1 | Обобщить и закрепить сведения обучающихся о родном крае. Продолжать формировать умение наблюдать за окружающей действительностью, фиксировать и обобщать свои наблюдения | Поверхность родного края, местности, в которой расположена школа. Практическая работа: зарисовки местности, составление устного рассказа о поверхности родного края | |||
13. | Овраги, их образование | 1 | Формировать представления об образовании оврагов и о вреде оврагов для сельского хозяйства. Воспитание бережного отношения к родной земле | Что такое овраг? Процесс образования оврагов, причины углубления и роста оврагов, вред, наносимый оврагами сельскому хозяйству, борьба с оврагами | |||
14. | Горы. Землетрясения. Извержения вулканов | 1 | Продолжать формирование представлений обучающихся о разновидностях рельефа земного шара. Познакомить со стихийными явлениями природы (лавина, землетрясение, извержение вулкана), привить навыки безопасного поведения | Горы. Горы разной высоты. Стихийные явления природы, их опасность для человека. Практическая работа: рисунок горы, схематичное изображение вулкана, выполнение макета горного хребта из пластилина | |||
15. | Вода на Земле. Вода в природе | 1 | Закрепить полученные на уроках природоведения знания о воде и ее значении для живых организмов и хозяйственной деятельности человека, формировать элементарное представление о мировом океане. Воспитывать у обучающихся бережное отношение к воде | Водоемы, значение воды, круговорот воды в природе, осадки. Проведение опытов: растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой, выполнение упражнений в тетради на печатной основе | |||
16. | Родник, его образование | 1 | Формировать элементарные представления об образовании родника. Воспитание бережного отношения к водоемам | Круговорот воды в природе. Родник, его образование. Практическая работа: зарисовка схемы образования родника, выполнение упражнений в тетради на печатной основе | |||
17. | Колодец, водопровод | 1 | Формировать элементарные представления о колодце и водопроводе, как источниках пресной воды для человека. Воспитание бережного отношения к воде. | Колодец, его строительство. Водопровод и его устройство. Использование воды в быту. Бережное отношение к воде. Практическая работа: составление рассказа по иллюстрации в учебнике на тему «Как устроен колодец», выполнение макета колодца, выполнение зарисовки схемы колодца | |||
18. | Река, ее части. Горные и равнинные реки | 1 | Формировать представление о реках (равнинных, горных), их значении в жизни человека и его хозяйственной деятельности. Воспитывать бережное отношения к природным источникам воды | Река, части реки. Реки горные и равнинные. Водопады. Речное судоходство. Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе | |||
19. | Использование рек | 1 | Продолжать формирование представлений обучающихся об использовании природных ресурсов (пресной воды рек) в хозяйственной деятельности человека. Закрепление и обобщение сведений об использовании рек родного края. Воспитывать бережное отношение к водоемам, формировать нормы правильного безопасного поведения на реках в зимний и летний периоды | Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе, изготовление макета реки, составление рассказа по опорным словам на тему «Как люди используют реки?» | |||
20. | Озера. Водохранилища. Пруды | 1 | Продолжать формирование представлений обучающихся о многообразии водоемов земного шара, обобщить и закрепить знания об озерах, прудах, водохранилищах родного края, их использовании в хозяйственной деятельности человека. Воспитывать бережное отношение к водоемам, формировать нормы правильного безопасного поведения на реках в зимний и летний периоды | Озеро (сточное, бессточное). Образование озер. Пруд. Создание пруда. Отличие озера от пруда. Водохранилище – искусственный водоем. Использование вод искусственных и естественных водоемов. Разведение рыб, птиц. Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе | |||
21. | Болота, их осушение | 1 | Продолжить формирование представлений обучающихся о болоте. Повторить и закрепить сведения, полученные о торфе, его добыче и использовании | Болото, его образование, вред и польза, приносимые болотами. Торф, его использование в хозяйственной деятельности человека. Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе | |||
22. | Океаны и моря | 1 | Формировать представления обучающихся об океанах и морях, использовании и охране морских вод, обозначении водоемов на физической карте. Познакомить школьников со стихийными явлениями природы (шторм, цунами, ураган). Повторить и закрепить знания обучающихся о свойствах морской и пресной воды. Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам | Океан, море. Моря окраинные и внутренние. Отличие морской воды от пресной. Судоходство, рыбная ловля. Практическая работа: подбор иллюстраций на тему «Обитатели морей и океанов», выполнение упражнений в тетради на печатной основе | |||
23. | Острова и полуострова | 1 | Формировать представления обучающихся об островах и полуостровах | Остров. Полуостров. Сходство и различие острова и полуострова. Залив. Пролив. Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе, изготовление макетов острова и полуострова (пластилин, цветная бумага и др.) | |||
24. | Водоемы в вашей местности. Охрана вод от загрязнения | 1 | Продолжить формирование представлений о родном крае, обобщить сведения о водоемах, их использовании и охране | Водоемы искусственные и естественные. Использование водоемов, охрана вод от загрязнения. Практическая работа: оформление альбома «Вода на Земле», выполнение упражнений в тетради на печатной основе | |||
25. | План и карта Рисунок и план предмета | 1 | Формирование первоначального представления обучающихся о плане, его значении. | Рисунок. План. Изображение предметов на рисунке и на плане. Отличие рисунка от плана. Для чего нужен план? Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе | |||
26. | План и масштаб | 1 | Продолжить формирование представлений обучающихся о плане, закрепить представление о масштабе. Воспитание аккуратности при вычерчивание простейших планов | План и его значение. Запись и чтение масштаба. Практическая работа: вычерчивание простейших планов (с. 74 учебника географии, алгоритм вычерчивания плана учительского стола) | |||
27. | План класса | 1 | Формировать умение вычерчивать и читать простейшие планы. Воспитание у обучающихся аккуратности и усидчивости | План. Значение плана в жизни и деятельности человека. Практическая работа: вычерчивание плана класса (с. 74-75 учебника, алгоритм построения плана класса) | |||
28. | План школьного участка | 1 | Формировать умение вычерчивать и читать простейшие планы. Воспитание у обучающихся аккуратности и усидчивости | План. Значение плана в жизни и деятельности человека. Практическая работа: вычерчивание плана пришкольного участка (с. 76 учебника, алгоритм построения плана школьного участка) | |||
29. | Условные знаки плана местности | 1 | Развивать умение читать простейшие планы, познакомить обучающихся с условными знаками плана местности. Развитие зрительного восприятия, внимания и памяти обучающихся | План. Значение плана в жизни и деятельности человека. Практическая работа: выполнение упражнений в рабочей тетради, изготовление таблицы условных знаков плана местности | |||
30. | План и географическая карта | 1 | Продолжать формировать представление обучающихся о плане и его значении. Познакомить школьников с многообразием географических карт и их значением для жизнедеятельности человека. | План. Географическая карта. Отличие плана от карты. Многообразие географических карт. Практическая работа: выполнение упражнений в рабочей тетради, сравнение настенной и настольной физической карты России | |||
31. | Условные цвета физической карты | 1 | Продолжать формировать представление учащихся о географической карте. Познакомить с условными цветами физической карты. Научить показывать на физической карте России формы поверхности, крупнейшие водоемы. Развитие пространственного представления, зрительного восприятия, внимания, памяти | Географическая карта. Физическая карта России. Условные цвета. Шкала высот и шкала глубин. Правила работы с картой Практическая работа: изготовление таблицы условных цветов физической карты | |||
32. | Условные знаки физической карты | 1 | Продолжать формировать представление учащихся о географической карте. Познакомить с условными знаками физической карты. Научить показывать на физической карте России столицу государства, крупнейшие города и другие объекты. Развитие пространственного представления, зрительного восприятия, внимания, памяти | Физическая карта России, условные знаки. Правила работы с картой. Практическая работа: изготовление таблицы условных знаков физической карты. Прикрепление к настенной карте иллюстративного материала к соответствующему условному цвету или знаку | |||
33. | Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей | 1 | Обобщить и систематизировать представления обучающихся о физической карте и ее значении. Продолжить формировать умение показывать на карте заданные объекты с помощью условных цветов и знаков. Воспитание бережного отношения к учебным пособиям | Физическая карта России, ее значение в жизни и деятельности человека. Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе. Прикрепление к настенной карте табличек с названиями сторон горизонта | |||
34. | Земной шар. Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне | 1 | Формировать у обучающихся элементарное представление о телах Солнечной системы. Закрепление знаний о вращении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца | Земля – планета Солнечной системы. Солнце - ближайшая к Земле звезда. Луна – спутник Земли. Форма Земли, вращение Земли, сутки, части суток. Смена времен года. Отличие Земли от других планет Солнечной системы. Отличие Земли от Луны. Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе | |||
35. | Планеты | 1 | Расширять круг элементарных представлений о планетах Солнечной системы | Крупные планеты Солнечной системы. Их отличие от Земли. Расположение планет по отношению к Солнцу. Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе | |||
36. | Земля – планета. Доказательст-ва шарообразности Земли | 1 | Формировать у обучающихся представление о форме Земли. Продолжать закреплять знания школьников о вращении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца | Земля- планета Солнечной системы. Движение Земли, смена времен года, части суток. Практическая работа: выполнение упражнений в рабочей тетради., показ с помощью теллурия движения Земли | |||
37. | Освоение космоса | 1 | Формировать представления обучающихся об освоении космоса в XX и XXI веках | Запуск первого спутника, экспериментальные полеты в космос животных. Первый космонавт, первый полет в космос. Изучение космоса в современный период. Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе | |||
38. | Глобус - модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе | 1 | Формировать представления обучающихся о форме Земли. Научить пользоваться глобусом, показывать на глобусе полюса, линию экватора, закрепить знания условных цветов физической карты | Глобус, его строение. Правила пользования глобусом. Суша и вода на земном шаре. Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе, показ на глобусе полюсов, линии экватора | |||
39. | Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле | 1 | Повторить и закрепить знания обучающихся об условных цветах физической карты, линии экватора, Северном и Южном полюсах, Северном и южном полушариях. Научить показывать на физической карте полушарий названные выше объекты. Развивать пространственную ориентацию, зрительное восприятие | Физическая карта полушарий, условные цвета физической карты, сравнение карты полушария с глобусом. Правила демонстрации объектов на настенной карте. Распределение воды и суши на Земле. Практическая работа: выполнение упражнений в рабочей тетради, показ на физической карте полушарий полюсов, линии экватора, материков, океанов | |||
40. | Океаны на глобусе и карте полушарий | 1 | Продолжить формировать представления обучающихся о Земном шаре. Познакомить школьников с названием и месторасположением океанов на физической карте полушарий и на глобусе. Научить показывать заданные объекты на карте и глобусе. Развивать пространственную ориентацию, зрительное восприятие | Океаны земного шара. Их отличие друг от друга. Правила демонстрации объектов на настенной карте. Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе (выполнение заданий в контурной карте), показ на физической карте полушарий полюсов, линии экватора, океанов (при показе обучающиеся называют демонстрируемый объект). Составление рассказа об океане по плану (с. 108 в учебнике) | |||
41. | Материки на глобусе и карте полушарий (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида) | 1 | Продолжить формировать представления обучающихся о Земном шаре. Познакомить школьников с названием и месторасположением материков на физической карте полушарий и на глобусе. Научить показывать заданные объекты на карте и глобусе. Развивать пространственную ориентацию, зрительное восприятие | Материки земного шара. Правила демонстрации объектов на настенной карте. Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе (выполнение заданий в контурной карте), показ на физической карте полушарий полюсов, линии экватора, океанов, материков (при показе обучающиеся называют демонстрируемый объект). Составление рассказа о материке по плану (с. 111 в учебнике) | |||
42. | Первые кругосветные путешествия | 1 | Формировать представления обучающихся о значении кругосветных путешествий. Воспитывать любознательность, интерес к изучаемому предмету | Кругосветные путешествия (Магеллан, Крузенштерн, Лисянский). Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе (выполнение заданий в контурной карте), показ на физической карте полушарий маршрута кругосветных путешествий. Составление рассказа о первом кругосветном путешествии Ф. Магеллана с опорой на текст учебной статьи (с. 113-114 учебника) | |||
43. | Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности | 1 | Формировать представление обучающихся о различии в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности | Солнце - источник жизни на Земле. Движение солнца. Высота Солнца. Падение солнечных лучей. Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе, зарисовка в рабочей тетради отвесных, наклонных и скользящих лучей | |||
44. | Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата | 1 | Формировать первоначальное представление обучающихся о климате земного шара | Климат. Отличие климата от погоды. Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе | |||
45. | Пояса освещенности: жаркие, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий | 1 | Продолжать формировать первоначальные представления обучающихся о разнообразии климата на Земном шаре | Пояса освещенности, их положение на карте. Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе. Составление устного рассказа об одном из поясов освещенности с опорой на таблицу в тетради на печатной основе, с. 110, упр.7 | |||
46. | Природа тропического пояса | 1 | Расширить круг представлений обучающихся об особенностях природных условий тропического пояса | Материки и океаны, расположенные в пределах тропического пояса. Природа тропических лесов, саванн, пустынь. Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе. Прикрепление контуров или иллюстраций представителей растительного и животного мира тропического пояса к настенной карте. | |||
47. | Природа умеренных и полярных поясов | 1 | Познакомить обучающихся с особенностями природных условий умеренных и полярных поясов | Материки и океаны, расположенные в пределах умеренных и полярных поясов. Особенности природы. Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе. Прикрепление контуров или иллюстраций представителей растительного и животного мира умеренных и полярных поясов к настенной карте | |||
48. | Карта России. Географическое положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте нашей страны | 1 | Познакомить обучающихся с положением нашей страны на глобусе, карте. Формировать представление о площади государства | Россия – самое большое государство в мире. Европейская и азиатская части России. Практическая работа: составление описания географического положения России (с опорой на план с. 137 в учебнике), выполнение упражнений в тетради на печатной основе | |||
49. | Столица России – Москва | 1 | Продолжить формировать представление обучающихся о Москве, как главном городе (столице) России | Москва – столица Российской Федерации. Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе. Составление рассказа о московских достопримечательностях. | |||
50. | Границы России. Сухопутные границы на западе и юге | 1 | Формировать представление обучающихся о государственных границах. Закреплять знания условных обозначений физической карты. Формировать навыки правильного показа объектов на географической карте | Сухопутные границы, их протяженность. Государства, с которыми РФ граничит на западе и юге. Практическая работа: выделение сухопутных границ РФ на контурной карте, выполнение упражнений в тетради на печатной основе, показ границ обучающимися на физической карте РФ | |||
51. | Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана | 1 | Продолжать формировать представление обучающихся о государственных границах. Закреплять знания условных обозначений и условных цветов физической карты. Формировать навыки правильного показа объектов на географической карте | Морские границы РФ. Моря Северного Ледовитого океана, омывающие берега России, природа морей Северного Ледовитого океана. Практическая работа: нанесение морских границ РФ на контурную карту, названий морей Северного Ледовитого океана, выполнение упражнений в тетради на печатной основе, показ морских границ, северных морей обучающимися на физической карте РФ | |||
52. | Моря Тихого и Атлантического океанов | 1 | Продолжать формировать представление обучающихся о государственных границах России. Закреплять знания условных обозначений и условных цветов физической карты. Формировать навыки правильного показа объектов на географической карте | Морские границы РФ на востоке. Восточное побережье России. Моря Тихого океана. Моря Атлантического океана (Черное, Азовское, Балтийское). Природа морей Тихого и Атлантического океанов. Практическая работа: нанесение морских границ РФ на контурную карту, названий морей Тихого и Атлантического океанов, названий крупных городов-портов. Выполнение упражнений в тетради на печатной основе, показ морских границ, морей Тихого и Атлантического океанов на физической карте РФ, составление описания одного из морей Тихого или Атлантического океанов с опорой на план (с. 146 в учебнике) | |||
53. | Острова и полуострова России | 1 | Формировать представление о территории РФ, островах и полуостровах Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического океанов. Закреплять знания условных обозначений и условных цветов физической карты. Формировать навыки правильного показа объектов на географической карте | Острова и полуострова России. Положение на карте. Особенности природы островов и полуостровов России. Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе, составление описания одного из островов РФ с опорой на план (с. 150 в учебнике), составление описания одного из полуостровов РФ с опорой на план (с. 151 в учебнике). Нанесение названий островов и полуостров России на контурную карту | |||
54. | Рельеф нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья | 1 | Формировать представление о поверхности РФ, ее разнообразии. Закреплять знания условных обозначений и условных цветов физической карты. Формировать навыки правильного показа объектов на географической карте | Низменности, возвышенности, плоскогорья России. Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе, составление описания равнины (низменности, плоскогорья) с опорой на план (с. 154 в учебнике) | |||
55. | Работа с контурными картами | 1 | Закреплять представления обучающихся о рельефе РФ, совершенствовать навыки работы с настенной, настольной картами, навыки работы в контурных картах. Воспитание аккуратности, усидчивости | Практическая работа: нанесение на контурную карту названий крупных равнин, плоскогорий, низменностей России, закрашивание (штриховка) указанных географических объектов. Показ объектов на настенной карте. | |||
56. | Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны, Крымские | 1 | Продолжать формировать представления обучающихся о разнообразии поверхности РФ | Кавказские горы - самые высокие горы России. Уральские горы. Алтай. Саяны. Крымские. Различие гор по высоте размеру. Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе, составление описания гор России с опорой на план (с. 158 в учебнике) | |||
57. | Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа) | 1 | Закрепить знания обучающихся о полезных ископаемых, продолжить формировать представления обучающихся о богатстве недр РФ. Повторить условные обозначения полезных ископаемых | Полезные ископаемые, добываемые на территории России. Места добычи. Главные природные богатства нашей страны – нефть и газ. Использование полезных ископаемых. Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе, зарисовка в тетради условных знаков полезных ископаемых, изготовление условных знаков с последующим прикреплением их к настенной карте | |||
58. | Работа с контурными картами | 1 | Закреплять представления обучающихся о рельефе РФ, природных богатствах, совершенствовать навыки работы с настенной, настольной картами, навыки работы в контурных картах. Воспитание аккуратности, усидчивости | Практическая работа: нанесение на контурную карту названия гор России, условных знаков полезных ископаемых в местах их добычи | |||
59. | Река Волга | 1 | Формировать представления обучающихся о реке Волге, как одной из самых длинных рек европейской части России. Закрепить знания об использовании рек в хозяйственной деятельности человека. Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам страны | Река Волга, ее притоки Ока и Кама. Крупные города, расположенные на берегах Волги. Использование рек. Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе, составление описания Волги с опорой на план (с. 164 в учебнике). На контурной карте подписать Волгу, ее притоки, обозначить ГЭС. Показ изучаемых рек на настенной карте | |||
60. | Реки: Дон, Днепр, Урал | 1 | Продолжить формировать представления обучающихся о крупных реках РФ. Закрепить знания об использовании рек в хозяйственной деятельности человека. Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам страны | Реки европейской части России: Дон, Днепр Урал, Печора, Северная Двина. Географическое положение. Волго-Донский канал. Водохранилища. Использование рек. Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе, составление описания Волги с опорой на план (с. 164 в учебнике). На контурной карте подписать Дон, Днепр, Урал, Печору, Северную Двину. Составить описание изученных рек с опорой на план (с. 167-168 в учебнике). Показать изучаемые реки на настенной карте | |||
61. | Реки Сибири: Обь, Енисей | 1 | Продолжить формировать представления обучающихся о крупных реках РФ. Познакомить школьников с реками азиатской части РФ. Закрепить знания об использовании рек в хозяйственной деятельности человека. Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам страны | Реки азиатской части России: Объ, Енисей. Географическое положение. Особенности природы сибирских рек. Использование рек. Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе, составление описания изученных рек с опорой на план (с. 170 в учебнике). На контурной карте подписать Обь, Енисей. Сравнить по рис. 137 на с. 162 в учебнике протяженность Оби и Енисея. Показать изучаемые реки на настенной карте | |||
62. | Реки Лена и Амур | 1 | Продолжить формировать представления обучающихся о крупных реках РФ. Познакомить школьников с реками Азиатской части РФ. Закрепить знания об использовании рек в хозяйственной деятельности человека. Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам страны | Реки Азиатской части России: Лена, Амур. Амур –- самая большая река Дальнего Востока. Географическое положение. Использование рек. Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе, составление описания изученных рек с опорой на план (с. 174 в учебнике). На контурной карте подписать Лену, Амур. Сравнить по рис. 137 на с. 162 в учебнике протяженность реки Лены и Амура с другими реками. Показать изучаемые реки на настенной карте | |||
63. | Озера Ладожское, Онежское, Байкал | 1 | Продолжить формировать представления обучающихся о водоемах РФ. Познакомить школьников с крупнейшими озерами России. Закрепить знания об использовании озер в хозяйственной деятельности человека. Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам страны | Озера Европейской части России: Ладожское, Онежское. Байкал – самое глубокое озеро планеты. Каспийское море – самое большое озеро в мире. Экологические проблемы. Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе. Нанесение на контурную карту названий изученных озер. Показ на настенной карте географических объектов | |||
64. | Крупные города России | 1 | Сформировать представления обучающихся о многообразии городов России, познакомить с названиями, географическим положением и достопримечательностями крупнейших городов РФ. Повторить и обобщить знания о столице России | Столица России. Города-миллионеры. Родной город. Географическое положение, основные достопримечательности. Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе. Составление рассказа о столице России, родном городе с опорой на план, предложенный учителем, и иллюстративный материал. Оформление альбома о крупнейших городах страны | |||
65. | Работа с контурными картами | 1 | Закреплять представления обучающихся о городах РФ, совершенствовать навыки работы с настенной, настольной картами, навыки работы в контурных картах. Воспитание аккуратности, усидчивости | Практическая работа: нанесение на контурную карту условных изображений столицы, крупных городов, названий городов-миллионеров, родного города | |||
66. | Наш край на физической карте России | 1 | Расширить представления обучающихся о родном крае | Название населенного пункта, географическое положение на карте России. Поверхность, полезные ископаемые. Климат. Водоемы. Растительный и животный мир. Охрана природы. Традиции. Достопримечательности. Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе. Составление рассказа о родном крае с опорой на план, предложенный учителем. Оформление альбома о родном крае. Написание письма другу, в котором содержится описание родного края | |||
67–68. | Повторение начального курса физической географии | 2 | Повторить и обобщить представления учащихся, формируемые в начальном курсе физической географии | Выполнение заданий в тетради на печатной основе, проведение географической викторины, географического марафона и т.п. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету История
Адаптированная рабочая программадля обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)по предмету 7 класс...
Адаптированная рабочая программа по физике для детей с ОВЗ ( 6 класс)
Адаптированная рабочая программа по физике для детей с ОВЗ (6 класс)...
Адаптированная рабочая программа по математике для детей с легкой степенью умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 7 класс
Настоящая программа обучения составлена с учетом особенностей учащихся интеллектуального и физического развития и направлена на решения следующих целей: Цели обучения математики:развитие образног...
Адаптированная образовательная программа по математике для детей с интеллектуальными нарушениями
Программа разработана для учащихся 5-9 классов. Рассчитана на 5 лет обучения. Разработана на основе УМК под редакцией Капустиной...
Адаптированная рабочая программа ООО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету "Природоведение", 5 класс
Учебный предмет входит в предметную область «Естествознание», изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Адаптированная рабочая программа по природоведению ориентиро...
Рабочая программа «Двигательное развитие» для детей с интеллектуальными нарушениями
Данная программа разработана для обучающегося с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) в соответствии с требованиями ФГОС для умственно отсталых детей....
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Основы социальной жизни» 5 класс
Цели и задачи изучения учебного предмета «Основы социальной жизни» Учебный предмет "Основы социальной жизни" имеет своей целью практическую подготовку обучающихся с у...