Из опыта работы: "Приемы, методы и технологии формирования универсальных учебных действий в преподавании начального курса географии"
статья по географии по теме
В материале представлены практические примеры формирования географических понятий и установления причинно-следственных связей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geo-most14_tikhoretskiy_kanivtsova.docx | 19.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализируя документы о модернизации российского образования, можно сделать основной вывод: цель современного образования – всестороннее развитие личности ребенка в процессе обучения. Перед учителем ставится конкретная задача: опираясь на содержание образования (фундаментальное ядро содержания предметной области знаний) сформировать не только предметные навыки и умения, но, самое главное, научить школьников способам освоения новых знаний. Таким образом, предметные знания являются не конечной целью, а средством формирования универсальных учебных действий, спектр которых очень широк, но именно их сформированность позволяет учащимся самостоятельно учиться и развиваться.
Как учителю решить эту сложную задачу? Проблемно-диалогическая технология предлагает нам совершенно новый подход к уроку. Объяснение нового материала учителем сменяется самостоятельным открытием нового учениками, меняется структура урока: через весь урок проходит учебная проблема – основной вопрос урока, который с помощью учителя формулируют сами ученики и сами же намечают путь решения этой проблемы. По мере продвижения по намеченному пути, школьники выполняют различные продуктивные задания с использованием текстов и иллюстраций.
Таким образом, формирование регулятивных УУД (универсальных учебных действий) достигается самой структурой урока, его проблемностью, системное использование коллективных форм работы и проектная деятельность учащихся способствуют развитию в первую очередь коммуникативных УУД. А вот развитие познавательных УУД зависит от вида и форм тех локальных продуктивных заданий, подобранных учителем, которые являются этапами в достижения цели всего урока.
В своем выступлении я хочу рассказать о методах формирования познавательных УУД в преподавании начального курса географии, о системе заданий и приемов их решения, позволяющих постепенно усложняя задачу, увеличивая степень самостоятельности при выполнении работы, развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся 6 (5-6) класса.
В соответствии с ФГОС ООО учащиеся 5-6 класса должны уметь:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение, и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);
- преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
- вычитывать все уровни текстовой информации;
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Сравнение. Прием сравнения, который традиционно применяется в работе с иллюстрациями и текстом параллельно с составлением таблицы, можно эффективно использовать в процессе формирования у учащихся географических понятий. Особенностью начального курса географии является большое число географических понятий, определения которых в готовом виде приводятся в учебниках. Но понятия не могут быть усвоены путем заучивания определений, только активная работа учащихся по выявлению особенностей объектов и явлений, выделение среди них существенных признаков, самостоятельное формулирование определений позволяет усвоить понятие и развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать. Так как многие понятия связаны между собой, в этой работе можно использовать прием сравнения.
Пример. При формировании понятия о реке учитель спрашивает, кто из ребят видел реку, что она из себя представляет. Демонстрирует изображение реки и озера и просит сравнить эти объекты. Работа включает выявление общих признаков и различий: общее – водные объекты, относящиеся к водам суши, различия - река – водный поток, озеро – скопление воды, сравнение изображения реки и временных водотоков акцентирует внимание учащихся на том, что река это постоянный поток и течет в выработанном им углублении. Далее формулируется определение: река – постоянный водный поток, текущий в выработанном им углублении – русле.
Подобным образом, используя прием сравнения, формируются понятия о карте и плане, горах и равнинах, очаге и эпицентре землетрясения, морях и заливах, волнах и течениях и т.д.
Во время изучения разновидностей природных объектов – молодые и древние горы, горные и равнинные реки, конические и щитовые вулканы, горное и покровное оледенение – активная познавательная деятельность учащихся осуществляется также с использованием приема сравнения, но в данном случае только иллюстраций не достаточно, для выявления всех особенностей объекта я использую фрагменты художественного текста.
Пример. При сравнении тропических лесов и лесов умеренного пояса учащиеся сначала изучают фотографии (особенности лесов умеренного пояса прекрасно передают картины И.И. Шишкина), а затем работают с фрагментами текстов, описывающих различные типы лесов, сопоставляют их с иллюстрацией и определяют, о каких лесах идет речь. На первых этапах целесообразно результаты сравнения оформлять в виде таблицы (можно в тетради, можно фиксировать на слайде презентации) для формулирования общего вывода.
Установление причинно-следственных связей.
Задания на установление многозначных причинно-следственных связей относят к проблемному обучению. Подобные задачи широко используются в географии, т.к. особенности процессов, изучаемых нашей дисциплиной, обусловлены обычно целым комплексом причин и сами порождают комплекс следствий. Если при этом учащиеся должны самостоятельно отобрать и применить по-разному широкий круг знаний, задание приобретает проблемный характер. То есть содержание творческой деятельности учащихся связано с нахождением ранее неизвестных причинных зависимостей.
Самостоятельное выявление причинно-следственных связей вызывает у большинства учащихся значительные затруднения. Этому умению необходимо готовить школьников постепенно: на первом этапе я добиваюсь, чтобы учащиеся усваивали связи, которые даны в готовом виде, затем необходимо сформировать умение самостоятельно устанавливать эти связи в знакомой ситуации, и лишь затем – в новых учебных ситуациях. То есть процесс формирования умения выявлять причинно-следственные связи является поэтапным.
1. Сначала учащихся важно подвести к осознанию понятий «причина» и «следствие». Школьники должны отчетливо различать, что является причиной, а что следствием, с этой целью я применяю следующие словесные конструкции, позволяющие четко разграничить понятия: СЛ, связано с тем, что ПР; СЛ объясняется тем, что ПР, ПР приводит к тому, что СЛ и т.д.
Пример. Разница в атмосферном давлении (ПР) приводит к тому, что дует ветер(СЛ).
2. В своей работе я также использую тренировочные упражнения в нахождении причинно-следственных связей.
Пример. Сопоставьте причины и следствия, которые они вызывают.
Задание повышенной сложности. /Тропические леса/
Причины | Следствия |
1.Необходимость у деревьев конкурировать между собой. 2.Необходимость испарения большого количества воды. 3. Нет снега, не бывает холода и засухи, т.е. неблагоприятных условий. 4. Неглубокие корни у деревьев-гигантов. 5. Земля переувлажнена, вся влага на поверхности. 6. Климатические условия равномерны в течение всего года. | 1. Отсутствие одновременного листопада. 2. Крупные листья растений. 3. Неглубокие корни. 4. На срезах деревьев отсутствуют годовые кольца. 5. Наличие придаточных или ходульных корней. 6. Преобладают высокие деревья. Ответ: 1-6, 2-2, 3-1, 4-5, 5-3, 6-4. |
3. На следующем этапе у учащихся важно сформировать умение определять причинно-следственные связи по образцу. В этом помогает метод проблемного изложения, его назначение - показать учащимся образец доказательного решения проблемы. Проблема и формулируется учителем и решается учителем, но при этом необходимо показать учащимся путь решения, ход логических рассуждений в процессе решения задачи. Деятельность учащихся состоит в том, что они контролируют убедительность движения мысли, следят за логикой доказательства, усваивая этапы решения проблемы. В конце изучения вопроса необходимо попросить учащихся воспроизвести систему доказательств в целом или по отдельным смысловым частям.
4. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи и формулировать логические выводы помогает частично-поисковый метод. При этом методе проблемное задание разделяется учителем на несколько задач и вопросов, составляющих вехи на пути выполнения задания в целом. Деятельность учащихся состоит в том, что они воспринимают и осмысливают задание в целом и последовательно решают его вопросы и задачи. Они, следовательно, осуществляют поисковую деятельность, но не вполне самостоятельно, потому что каждый шаг направляет учитель.
Пример. На вопрос «Почему дневной бриз дует с моря на сушу?» учащиеся 6 класса затрудняются дать полный обоснованный ответ, поэтому я разделяю его на несколько подвопросов, соответствующих логике рассуждений по данной проблеме.
1). Что - суша или море - прогреваются сильнее днем?
2). Какой воздух- воздух над сушей или над морем – прогрет сильнее?
3). Как будет отличаться атмосферное давление над сушей и морем?
4). Чем объясняется направление дневного бриза?
В заключении необходимо снова повторить общий вопрос «Почему дневной бриз дует с моря на сушу?». Учащиеся должны дать обобщающий ответ.
5. Эта работа продолжается в старших классах, постепенно учащиеся в состоянии самостоятельно находить причины и применять знания о связях, т.е. переносить приемы в новые условия обучения.
Системное использование подобных заданий помогает сформировать часть познавательных УУД в соответствии с требования ФГОС ООО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий в преподавании предметов естественно- научного цикла.
Важнейшей задачей современной школы является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение учащимися конкретных предмет...
Формирование универсальных учебных действий в преподавании предметов естественно - научного цикла.
Важнейшей задачей современной школы является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение учащимися конкретных предмет...
Системно-деятельностный подход к формированию универсальных учебных действий в преподавании информатики
Стихийность развития универсальных учебных действий (УУД) находит отражение в острых проблемах школьного обучения – в значительном разбросе успеваемости, несформированности учебно-познавательных мотив...
Методы и приемы формирования универсальных учебных действий (УУД)
Методическая разработка...
Роль системно-деятельностного подхода в формировании универсальных учебных действий у обучающихся начальных классов
Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Основной результат системно-деятельностного подхода – развитие личности ребенка на о...
Практическая работа "Формирование универсальных учебных действий в процессе реализации курса Астрономии"
Практическая работа с дистанционных курсов по астрономии...
Технологии формирования универсальных учебных действий. Рефлексивная технология.
В соответствии с ФГОС основного общего образования метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать умение оценивать правильность выполнения учебной за...