Из опыта работы: "Приемы, методы и технологии формирования универсальных учебных действий в преподавании начального курса географии"
статья по географии по теме

В материале представлены практические примеры формирования географических понятий и установления причинно-следственных связей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geo-most14_tikhoretskiy_kanivtsova.docx19.59 КБ

Предварительный просмотр:

              Анализируя документы о модернизации российского образования, можно сделать основной вывод: цель современного образования  – всестороннее развитие личности ребенка в процессе обучения. Перед учителем ставится конкретная задача: опираясь на содержание образования (фундаментальное ядро содержания предметной области знаний) сформировать не только предметные навыки и умения, но, самое главное, научить школьников способам освоения новых знаний. Таким образом,  предметные знания являются не конечной  целью, а средством формирования  универсальных учебных действий, спектр которых очень широк, но именно их сформированность позволяет учащимся самостоятельно учиться и развиваться.

           Как учителю решить эту сложную задачу? Проблемно-диалогическая технология предлагает нам совершенно новый подход к уроку. Объяснение нового материала учителем сменяется самостоятельным открытием нового учениками, меняется структура урока: через весь урок проходит учебная проблема – основной вопрос урока, который с помощью учителя формулируют сами ученики и сами же намечают путь решения этой проблемы. По мере продвижения по намеченному пути, школьники выполняют различные продуктивные задания с использованием текстов и иллюстраций.

         Таким образом, формирование регулятивных УУД (универсальных учебных действий) достигается самой структурой урока, его проблемностью, системное использование коллективных форм работы и проектная деятельность учащихся способствуют развитию в первую очередь коммуникативных УУД. А вот развитие познавательных УУД зависит от вида и форм тех локальных продуктивных заданий, подобранных учителем, которые являются этапами в достижения цели всего урока.

       В своем выступлении я хочу рассказать о методах формирования познавательных УУД в преподавании начального курса географии, о системе заданий и приемов их решения, позволяющих постепенно усложняя задачу, увеличивая степень самостоятельности при выполнении работы, развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся 6 (5-6) класса.

В соответствии с ФГОС ООО учащиеся 5-6 класса должны уметь:

- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;

- осуществлять сравнение,  и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);

- преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

- вычитывать все уровни текстовой информации;

- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Сравнение. Прием сравнения, который традиционно применяется в работе с иллюстрациями и текстом параллельно с составлением таблицы, можно эффективно использовать в процессе формирования у учащихся географических понятий. Особенностью начального курса географии является большое число географических понятий, определения которых в готовом виде приводятся в учебниках. Но понятия не могут быть усвоены путем заучивания определений, только активная работа учащихся по выявлению особенностей объектов и явлений, выделение среди них существенных признаков, самостоятельное формулирование определений позволяет   усвоить понятие и развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать. Так как многие понятия связаны между собой,  в этой работе можно использовать прием сравнения.

Пример. При формировании понятия о реке  учитель спрашивает, кто из ребят видел реку, что она из себя представляет.  Демонстрирует изображение реки и озера и просит сравнить эти объекты. Работа включает выявление общих признаков и различий: общее – водные объекты, относящиеся к водам суши, различия - река – водный поток, озеро – скопление воды, сравнение изображения реки и временных водотоков акцентирует внимание учащихся на том, что река это постоянный поток и течет в выработанном им  углублении. Далее формулируется определение: река – постоянный водный поток, текущий в выработанном им углублении – русле.

        Подобным образом, используя прием сравнения, формируются понятия о карте и плане, горах и равнинах, очаге и эпицентре землетрясения, морях и заливах, волнах и течениях и т.д.

         Во время изучения разновидностей природных объектов – молодые и древние горы, горные и равнинные реки, конические и щитовые вулканы, горное и покровное оледенение – активная познавательная деятельность учащихся осуществляется также с использованием приема сравнения, но в данном случае только иллюстраций не достаточно, для выявления всех особенностей объекта я использую фрагменты художественного текста.

Пример. При сравнении тропических лесов и лесов умеренного пояса учащиеся сначала изучают фотографии (особенности лесов умеренного пояса прекрасно передают картины И.И. Шишкина), а затем работают с фрагментами текстов, описывающих различные типы лесов, сопоставляют их с иллюстрацией и определяют, о каких лесах идет речь. На первых этапах целесообразно результаты сравнения оформлять в виде таблицы (можно в тетради, можно фиксировать на слайде презентации) для формулирования общего вывода.

           Установление причинно-следственных связей.

Задания на установление многозначных причинно-следственных связей относят к проблемному обучению. Подобные задачи широко используются в географии, т.к. особенности процессов, изучаемых нашей дисциплиной, обусловлены обычно целым комплексом причин и сами порождают комплекс следствий. Если при этом учащиеся должны самостоятельно отобрать и применить по-разному широкий круг знаний, задание приобретает проблемный характер. То есть содержание творческой деятельности учащихся связано с нахождением ранее неизвестных причинных зависимостей.

Самостоятельное выявление причинно-следственных связей вызывает у большинства учащихся значительные затруднения. Этому умению необходимо готовить школьников постепенно: на первом этапе я добиваюсь, чтобы учащиеся усваивали связи, которые даны в готовом виде, затем необходимо сформировать умение самостоятельно устанавливать эти связи в знакомой ситуации, и лишь затем – в новых учебных ситуациях. То есть процесс формирования умения выявлять причинно-следственные связи является поэтапным.

1. Сначала учащихся важно подвести к осознанию понятий «причина» и «следствие». Школьники должны отчетливо различать, что является причиной, а что следствием, с этой целью я применяю следующие словесные конструкции, позволяющие четко разграничить понятия: СЛ, связано с тем, что ПР; СЛ объясняется тем, что ПР, ПР приводит к тому, что СЛ и т.д.        

Пример. Разница в атмосферном  давлении (ПР) приводит к тому, что дует ветер(СЛ).

2. В своей работе я также использую тренировочные упражнения в нахождении причинно-следственных связей.

Пример. Сопоставьте причины и следствия, которые они вызывают.

Задание повышенной сложности. /Тропические леса/

Причины

Следствия

1.Необходимость у деревьев конкурировать между собой.

2.Необходимость испарения большого количества воды.

3. Нет снега, не бывает холода и засухи, т.е. неблагоприятных условий.

4. Неглубокие корни у деревьев-гигантов.

5. Земля переувлажнена, вся влага на поверхности.

6. Климатические условия равномерны в течение всего года.

1. Отсутствие одновременного листопада.

2. Крупные листья растений.

3. Неглубокие корни.

4. На срезах деревьев отсутствуют годовые кольца.

5. Наличие придаточных или ходульных  корней.

6. Преобладают высокие деревья.

Ответ: 1-6, 2-2, 3-1, 4-5, 5-3, 6-4.

3. На следующем этапе у учащихся важно сформировать умение определять причинно-следственные связи по образцу. В этом помогает метод проблемного изложения, его назначение - показать учащимся образец доказательного решения проблемы. Проблема и формулируется учителем и решается учителем, но при этом необходимо показать учащимся путь решения, ход логических рассуждений в процессе решения задачи. Деятельность учащихся состоит в том, что они контролируют убедительность движения мысли, следят за логикой доказательства, усваивая этапы решения проблемы. В конце изучения вопроса необходимо попросить учащихся воспроизвести систему доказательств в целом или по отдельным смысловым частям.

4. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи и формулировать логические выводы помогает частично-поисковый метод. При этом методе проблемное задание разделяется учителем на несколько задач и вопросов, составляющих вехи на пути выполнения задания в целом. Деятельность учащихся состоит в том, что они воспринимают и осмысливают задание в целом и последовательно решают его вопросы и задачи. Они, следовательно, осуществляют поисковую деятельность, но не вполне самостоятельно, потому что каждый шаг направляет учитель.

Пример.  На вопрос «Почему дневной бриз дует с моря на сушу?» учащиеся 6 класса  затрудняются дать полный обоснованный ответ, поэтому я разделяю его на несколько подвопросов, соответствующих логике рассуждений по данной проблеме.

1). Что - суша или море - прогреваются сильнее днем?

2). Какой воздух- воздух над сушей или над морем – прогрет сильнее?

3). Как будет отличаться атмосферное давление над сушей и морем?

4). Чем объясняется направление дневного бриза?

В заключении необходимо снова повторить общий вопрос «Почему дневной бриз дует с моря на сушу?». Учащиеся должны дать обобщающий ответ.

5. Эта работа продолжается в старших классах, постепенно учащиеся в состоянии самостоятельно находить причины и применять знания о связях, т.е. переносить приемы в новые условия обучения.

       Системное использование подобных заданий помогает сформировать часть познавательных УУД в соответствии с требования ФГОС ООО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий в преподавании предметов естественно- научного цикла.

Важнейшей задачей современной школы является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение учащимися конкретных предмет...

Формирование универсальных учебных действий в преподавании предметов естественно - научного цикла.

Важнейшей задачей современной школы является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение учащимися конкретных предмет...

Системно-деятельностный подход к формированию универсальных учебных действий в преподавании информатики

Стихийность развития универсальных учебных действий (УУД) находит отражение в острых проблемах школьного обучения – в значительном разбросе успеваемости, несформированности учебно-познавательных мотив...

Роль системно-деятельностного подхода в формировании универсальных учебных действий у обучающихся начальных классов

Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Основной результат системно-деятельностного подхода – развитие личности ребенка на о...

Технологии формирования универсальных учебных действий. Рефлексивная технология.

В соответствии с ФГОС основного общего образования  метапредметные  результаты освоения основной образовательной программы должны отражать умение оценивать правильность выполнения учебной за...