Тема учебного занятия «Вулканы» 5 класс
план-конспект урока по географии (5 класс)

Разработка урока по теме "Вулканы", 5 класс УМК "Сферы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Разработка урока29.43 КБ

Предварительный просмотр:

Базанова Людмила Николаевна, МБОУ СОШ №2 г. Радужный ХМАО -Югра

Тема учебного занятия «Вулканы» 5 класс

Цели урока:

создать условия для формирования основных понятий по теме: вулкан, лава, кратер, жерло, магма, гейзер, Тихоокеанское огненное (вулканическое) кольцо;

научить выявлять закономерности распространения вулканизма;

формировать умения работать с географическими источниками информации;

объяснить необходимость обеспечения безопасности населения;

формировать способность к рефлексии.

Деятельностный компонент урока:

выявлять на основе причинно-следственных связей закономерности распространения вулканизма;

устанавливать с помощью географических карт районы вулканизма;

показывать на карте вулканы.

Эмоционально-ценностный компонент урока:

создать образ вулкана; раскрыть условия жизни людей в районах вулканизма; ориентация учащихся на знания об обеспечении безопасности населения.

Работа с источниками информации: работа с текстом, рисунками, картами атласа.

Планируемые образовательные результаты:

Метапредметные:

#1055;ознавательные: формирование умений устанавливать причинно- следственные связи, анализировать и сравнивать, обобщать данные, строить логические суждения, учащиеся осуществляют поиск и выделение необходимой информации, контролируют и оценивают свои действия, преобразование текстовой информации в схему, соотносить свою деятельность с планируемыми результатами, оценивать правильность выполнения задачи.

2. Регулятивные: умение организовывать собственную деятельность, делать выводы по результатам работы, осознавать уровень усвоения информации.

3. Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие с учителем, в парах, уметь выражать свои мысли. Рефлексия своих действий.

Предметные: сформировать понятие вулкан, изучить строение вулкана. Выявить виды вулканов. Познакомить с понятиями гейзер и Тихоокеанское огненное (вулканическое) кольцо. Устанавливать с помощью географических карт сейсмические пояса Земли. Показывать на карте районы вулканизма. Объяснить необходимость обеспечения безопасности населения в районах извержения вулканов.

Личностные: учащиеся понимают, что и зачем необходимо делать на каждом этапе урока, устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, оценивать собственный вклад в работу на уроке, формирование устойчивой мотивации к обучению, формирование целостного мировоззрения и познавательного интереса к предмету исследования, формирование навыков к организации деятельности.

Материалы и оборудование ИКТ: учебник географии 5- 6 класс под. ред. В.В Николина, физическая карта полушарий, атлас, демонстрационные слайды, репродукция картины К. Брюллова «Последний день Помпеи», ПК, мультимедийный проектор.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1 этап Мотивация учебной деятельности

Демонстрирует репродукцию картины К. Брюллова «Последний день Помпеи», говорит о том, что это явление, которое изобразил художник известно каждому. В современном мире такие явления часто встречаются, приводит пример из последних новостей об этом явлении. Предположите и назовите изображенное явление на репродукции.

Восприятие и принятие информации, значимой для организации учебной деятельности на уроке.

Предполагают и высказывают свое мнение, называют явление – извержение вулкана

2 этап Актуализация учебной деятельности

Выясняет на первоначальном этапе, что известно обучающимся об этом явлении или объекте из разных источников информации. Предлагает записать в тетрадь тему урока: «Вулканы»

Запишите ответ на вопросы

#1063;то я знаю об этом явлении или объекте

#1063;то хочу узнать об этом явлении

#1063;то узнаю об этом явлении

Обобщает знания на первоначальном этапе

Предлагает поставить цель урока и задачи, составить план или алгоритм изучения темы.

Раздает оценочный лист обучающихся для оценки деятельности на уроке и знакомит с заполнение листа

(см. приложение )

Участие в постановке цели урока.

Записывают тему и отвечают на вопросы

Участие в постановке цели урока и формулировке задач, необходимых для ее достижения. Составляют план изучения темы.

Подписывают оценочный лист, знакомятся и критерием оценивания.

3 этап

Освоение новых знаний и видов учебных действий

Предлагает прочитать текст учебника и ответить на вопрос: «Что такое вулкан»

Предлагает изучить строение вулкана и записать основные составляющие вулкана.

Организует самооценку для обучающихся по проверке выполненного задания

Зачитывает отрывок стихотворения и задает вопрос о чем идет речь?

О Столетья напролёт Везувий спал.

Считали все его давно потухшим,

А вышло, что он время выжидал

И лишь казался навсегда уснувшим.

Организует работу по самостоятельному выяснению особенностей действующих и потухших вулканов на основе текста учебника. Преобразовать текст в схему. Самооценка.

Предлагает по карте определить районы вулканизма (миниисследование)

Предлагает поработать в паре и используя карту атласа записать название действующих вулканов и потухших в тетрадь, предлагает обучающимся зачитать свои ответы. Самооценка

Ставит вопрос «Где и почему расположены практически все вулканы Земли? Как называют этот район?»

Предлагает провести анализ карты, прочитать текст учебника и ответить на вопрос.

Знакомит с гейзерами, как природным явлением. Предлагает провести сравнение вулканов и гейзеров.(фронтальный опрос более подготовленных обучающихся)

Извержение вулканов опасное природное явление. Дайте совет путешествующим по районам действующих вулканов.

Работают с текстом учебника, отвечают на вопрос

Изучают и записывают основные части вулкана, работают с рисунками на стр. 49

Отмечают в оценочном листе правильность выполненной работы

Отвечают на вопрос. Работают с текстом и выясняют особенности действующих и потухших вулканов, заполняют схему. Переходят к самооценке и заполняют оценочный лист.

Работают с картой и выясняю, что вулканов огромное количество.

Работают в паре и записывают название вулканов. Зачитывают ответы. Дают оценку своей деятельности, занося результат в оценочный лист

Проводят анализ карты и выясняют, что вулканы сосредоточенны в районах землетрясений.

Дают ответ на вопрос. Показывают на карте Тихоокеанское огненное кольцо. Проводят самооценку

Слушают информацию и рассматривают слайды. Находят сходства и различия между двумя явлениями природы

Работают в паре, предлагая два- три совета

4 этап- Выполнение пробного учебного действия

Загадка о действующем вулкане

«Находится на полуострове, географические координаты 560 с.ш., 1610 в. д. Относится к Тихоокеанскому огненному кольцу.

Найдите и покажите объект на карте.

Какую карту выберем для решения географической задачи?

По каким признакам можно определить, что это вулкан? Назовите еще несколько действующих вулканов

Выполняют задание, отвечают на вопрос , работают с картой проводят взаимооценку

5 этап -

Самопроверка (взаимопроверка) уровня усвоения новых знаний

Организует проверку по изученной теме (дифференцированные задания)

Выполнение тестовой работы (на отметку «3»)

1. Сейсмически активными называют те районы земного шара, где проходят

1) сильные грозы

2) землетрясения

3) сильные ветры

4) песчаные бури

#1059;глубление в верхней части вулкана называют

1) жерлом

2) эпицентром

3) кратером

4) очагом землетрясения

3. Расплавленное вещество мантии, поднимающееся внутри вулкана, —

1) ядро

2) магма

3) гейзер

4) глина

5. Зоны вулканической активности расположены 1) по берегам морей

2) на равнинах

3) вблизи границ материковых плит

4) в центре материковых плит

Вопросы на отметку «4 и 5» (можно выбрать один или два вопроса)

Используя карты атласа дайте ответы на вопросы

#1055;очему зоны землетрясений и вулканизма совпадают. Где находится это место совпадения?

#1044;ля каких стан характерно извержение вулканов. Объясните почему?

#1052;ожет ли в Западной Сибири произойти извержение вулканов?

#1057;оставить синквейн «Вулканы»

1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;

5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).

Выполняют тестовую работу, отвечают на вопросы и проводят взаимооценку по тесту и самооценку по ответам на вопросы.

Заполняют оценочный лист.

6 этап Рефлексия учебной деятельности по освоению новых знаний

Предлагает вернуться к вопросам в тетради, которые записывали в начале урока и оценить свое продвижение по теме урока.

#1063;то я знаю об этом явлении

#1063;то хочу узнать об этом явлении

3. Что узнаю об этом явлении

Увеличился объем информации?

Предлагает заполнить оценочный лист по оставшимся вопросам

Подводит итог, делает выводы. Просматривает оценочные листы. Проводит выборочное оценивание обучающихся, отмечает работу активных и пассивных обучающихся

Оценивают свое продвижение и отвечают на вопросы

Подводят итог по оценочному листу, делают выводы о том, что получилось и над чем нужно поработать еще.

Показывают учителю

7 этап Домашнее задание

Инструктаж по домашнему заданию

на отметку «3»

Прочитать текст параграфа, уметь показывать вулканы на карте и определить их географические координаты Этна, Везувий, Гекла, Фудзияма, Эльбрус, Ключевская Сопка.

На отметку «4 и 5»

#1054;пределить географические координаты вулканов Этна, Везувий, Гекла, Фудзияма, Эльбрус, Ключевская Сопка, указать в каких странах они находятся, когда было последнее извержение. Результат оформить в таблице.

2.Найти в литературе описание извержения вулканов

Записывают домашнее задание

Приложение

Оценочный лист _____________________________

Критерии оценивания

Выполнил - 2 балла

Выполнил частично – 1 балл

Не выполнил - 0 баллов

Максимальное кол – во 16 баллов

Приложение

Задание

Самооценка

Взаимооценка

Итог

Строение вулкана

Особенности действующих и потухших вулканов

Составление схемы

Работа с картой (записать название действующих и потухших вулканов)

Анализ карты с ответом на вопрос

Загадка о действующем вулкане

Тестовая работа

Ответ на вопросы

Продолжите ответ

Я сегодня участвовал в формулирование цели урока…

Мне сегодня заполнилось главное…

Мне сегодня было сложно…..

Я сегодня научился….

Я сегодня так и не научился….

Урока

должна включать следующее:

№ п/п

Обязательный элемент методической разработки

Баллы (max)

1.

Тема учебного занятия с указанием класса

1

2.

Предметные и метапредметные результаты обучения

2

3.

Этапы учебного занятия с описанием:

  • учебных заданий,
  • форм работы на разных этапах учебного занятия.
  • примеров индивидуализации учебных заданий

6

4.

Формы оценивания и примеры заданий для оценивания

3

Итого:

12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное занятие, 11 класс, "Три правила нахождения первообразных"

Каждый урок- новое открытие для учеников и для учителя! Ученики открывают новые горизонты знаний, а учителя- новые способы и методы преподавания.  На этом открытом занятии обобщались полученные з...

Урок музыки 2 класс. Проектирование учебного занятия в формате рекомендаций ФГОС. Тема учебного занятия: «Особенности разговорной и музыкальной речи. Интонация».

Открытый урок проводился на окружном семинаре. Дети делились на 4 группы, вели себя очень октивно, урок всем понравился....

технологическая карта учебного занятия 5 класс

Класс5ТемаВнутренне строение Земли. Слои «твёрдой» Земли.Цели1. Формирование  представлений о внутреннем строении Земли.2. Развитие навыка моделирования на примере модели внутреннего строения Зем...

Сценарий учебного занятия 8 класс "Важнейшие классы неорганических соединений"

Сценарий учебного занятия 8 класс "Важнейшие классы неорганических соединений"...

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА ЭТАПЕ ВВЕДЕНИЯ В ТЕМУ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИКЕ

В данной статье описываются методы и приемы проведения самостоятельных работ....

Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по литературе» (учебное занятие, 6 класс)

Методическая разработка составлена в рамках курса ПК "Школа современного учителя" и соответствует требованиям к современному уроку....

Тема учебного занятия «Внутренняя среда организма. Кровь - компонент внутренней среды организма»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ С МЭШ...