Сценарий учебного занятия 8 класс "Важнейшие классы неорганических соединений"
методическая разработка по химии (8 класс)
Сценарий учебного занятия 8 класс "Важнейшие классы неорганических соединений"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сценарий учебного занятия 8 класс "Важнейшие классы неорганических соединений" | 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
СЦЕНАРИЙ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ
Сведения об авторе | |
Фамилия, имя, отчество (полностью) | Тюкалкина Ирина Игоревна |
Район | Кстовский |
Место работы | МАОУ Афонинская СШ |
Должность | Учитель химии и биологии |
Общая информация | |
Образовательная область, учебный предмет | Химия |
Класс | 8 |
Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть) | Н Н Гара «Химия. Рабочие программы»Предметная линия учебников Г.Е.Рудзитиса Ф. Г,Фельдмана 8-9 классы учебное пособие для общеобразовательных организаций/ Н.Н.Гара – 3-е изд., перераб,- М Просвещение ,2019.-48 с. |
Тема учебного занятия | Важнейшие классы неорганических соединений |
Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п. | Кислоты |
Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия | 5 урок в теме «Важнейшие классы неорганических соединений» |
Учебная задача
| Вовлечь учащихся в образовательную ,исследовательскую, рефлексивно-оценочную и нравственную ситуацию. Овладеть теоретическим знанием в области частично-поисковой деятельности и способами его прикладного использования. |
Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты | ||||||
Цель Уровень | Базовый («обучающийся научится») | Повышенный («обучающийся получит возможность научиться») | ||||
Цель – предмет (предметный результат) | Обучающиеся научатся исследовать строение и свойства кислот, изучать классификацию, строение и свойства кислот… | Обучающиеся получат возможность ориентироваться в системе познавательных ценностей…. | ||||
Цель – способ (метапредметный результат) | Обучающиеся овладеют умением работать с разными источниками химической информации, умением конспектировать, выбирать главное, делать выводы . | Обучающиеся получат возможность …осознанно использовать знания основных правил экологически безопасного поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту.. | ||||
Цель – ценность (личностный результат) | Обучающиеся научатся определять кислот, давать классификацию кислот, оценивать значение кислот в практической деятельности человека. | Обучающиеся получат возможность создавать письменные и устные о кислотах. | ||||
Исходное состояние обучающихся: - имеют опыт…….; - знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.) - могут определять…….; - могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять; - могут планировать, проектировать, моделировать; - могут контролировать, оценивать и т.д. | Учащиеся опыт работы с оксидами, гидроксидами, амфотерными основаниями Знают химические процессы, могут сравнивать химические свойства оснований, оксидов и гидроксидов. Могут оценивать свою работу в парах и группах ,делать выводы. | |||||
Формы оценки планируемых результатов | Предметный результат | Метапредметный результат | Личностный результат | |||
Сформировать у учащихся понятие «кислоты» ,классификация кислот, навык определения кислот с помощью индикаторов, навык безопасной работы с химическим оборудованием. | Разовьют познавательный интерес, самостоятельное мышление, память через коммуникативно-деятельностную методику, частично-поисковый подход. | Приобретут умение осознавать мотивы учебной деятельности | ||||
Комментарии учителя к учебному занятию или уроку | Оборудование: Учебники, таблица растворимости, аскорбиновая кислота в таблетках, растворы соляной, азотной, серной, фосфорной кислот, индикаторы, пробирки с растворами кислот и щелочей по количеству команд , наборы карточек с формулами кислот по числу команд | Предварительная подготовка к уроку . |
Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия | |||||
Учебно – информационное обеспечение | Основная литература | Дополнительная литература | Интернет - ресурсы | ЭОРы | |
Г.Е.Рудзитис Ф.Г.Фельдман Учебник химии 8 класс-М Просвещение , 2018-207 с | Петруленко В.М.Совуременный урок в условиях реслизации ФГОС 10-11 классы-2-е изд-М-ВАКО 2017-112 с. | Электронные ресурсы по химии : | Infourok.ru | ||
Техническое обеспечение |
Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование | ||||
Этап урока | Подэтап урока | Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока) | Психолого – педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя) | |
1. Мотивационно ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт |
| Создание комфортной психологической атмосферы урока | |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся | Раздает учащимся по таблетке или драже аскорбиновой кислоты, кусочку зеленого яблока или лимона, и просит попробовать на вкус. | Переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика. | ||
1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания» | Скажите ребята, что объединяет эти предметы? (кислый вкус) -Какое вещество изучаемое в химии ,содержатся в этих предметах ? (аскорбиновая кислота) -Узнали ли вы, выданное вам вещество? -узнали,аскорбиновая кислота. | Создание проблемной ситуации – это новый поворот в уже знакомом материале, озадачивание. Разрыв непрерывности предметного действия, переживание невозможности дальнейшего движения требует обсуждения сложившейся ситуации. Выход из нее – определение задачи: «мы не знаем решения, но восстанавливаем путь, знаем, куда идти». Здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся | ||
2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | Какова тема нашего урока? (Кислоты) Часто ли в жизни вам встречаются кислоты? -Довольно часто В чем? -В овощах и фруктах., в зернах бобовых Можете ли вы назвать цель нашего урока? (дети называют) учитель конкретизирует цель урока на слайде. Что нам нужно сделать, чтобы добиться нашей цели? (алгоритм) | Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования путем конструирования цели и плана с помощью заданных алгоритмов, представляющих цель в виде гипотезы, предположения, контура, который будет уже в процессе деятельности обрастать “плотью” | |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации | «Открытие нового знания» -Можно ли распознать кислоты так, как это вы проделали с аскорбинкой и другими фруктами? (нет) -Почему? (Это опасно для здоровья) Как же можно определить кислоты без риска для жизни и здоровья? (с помощью других веществ и реакций) Учащиеся занимают рабочие места за столами ,делятся на группы. | Осуществление данного этапа учебной деятельности связано с содержательным анализом предметного материала, который направлен на поиск и выделение в целостном предмете основного и генетически исходного отношения | ||
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа | Перед вами две пробирки с неопознанными растворами веществ. Как вы думаете, что находится в одной из пробирок? (В одной из них кислота) Как мы сможем определить в какой пробирке находится кислота? В лаборатории при проведении химического эксперимента часто приходится работать с реактивами .Напомните правила техники безопасности при выполнении работ (в это время правила безопасности на слайде) (учащиеся называют правила работы с со щелочами, кислотами .стеклянной посудой).Как же мы сможем определить в какой из пробирок находится кислота? -Предлагаю решить сначала экспериментальную задачу по определению кислоты - Чем нужно воспользоваться (индикатором) - Выбирите нужный индикатор Пользуясь таблицей на слайде ,учащиеся определяют ,в какой из пробирок находится кислота. | Действие моделирования направлено на отделение содержания от формы с помощью знаково – символических средств представления этого содержания, что выступает существенным показателем понимания учащимися учебной задачи. В действии преобразования модели осуществляется переход от чувственного конкретного представления об исследуемом объекте к получению собственного знания о нем | ||
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | Посмотрите на экран : здесь даны формулы кислот. Что между ними общего? (Атомы водорода) Исходя из состава .давайте с вами дадим определение понятию кислота (дети делают предположения) .На слайде появляется определение кислот. -Обратите внимании на формулы кислот. Рассмотрите их и ответьте на вопрос: можно сл сгруппировать кислоты? По какому признаку? Учащиеся работают в парах и выдвигают гипотезы классификации. (основой является водород .по числу атомов водорода кислоты можно разделить на 1.одноосновные 2 двухосновные 3трехосновные (основой является наличие атомов кислорода) 1 кислородсодержащие 2 бескислородные Третий признак (по растворимости) Учащиеся по таблице растворимости определяют кислоты растворимы е и нерастворимые -Предлагаю вам немного подумать и сказать .сможете ли вы дать характеристику кислоте .формула которой записана у вас на листе с заданием. (учащиеся выполняют задание) | В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости | ||
3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | -Что нового мы сегодня узнали? -Какую цель нам необходимо было достичь? Учащиеся отвечают на вопросы. Анализируют индивидуальную, парную и групповую. | Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи - учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи | |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | Можно ли считать .что цель, которую вы перед собой ставили достигнута? Я узнал ,что кислоты, это… Я узнал ,что кислоты имеют признаки… Мне важно это знать ,так как… | Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения |
Сценарий проведения учебного занятия | |||
Этап урока или другой формы УВП | Подэтап урока или другой формы УВП | Действия учителя (педагога) | Действия обучающихся (примерные версии ответов) |
1. Мотивационно ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт | Вхождение в контакт | Приветствие и наблюдение за учащимися |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся | Актуализация субъектного опыта обучающихся | Организатор | |
1.3. Создание проблемной ситуации | Создание проблемной ситуации. | Организатор | |
2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | Наблюдатель, консультант, организатор. | Исследователи |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации | Наблюдатель, консультант | Исследователи | |
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа | Консультант | Конструкторы | |
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | Консультант | Конструкторы | |
3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | Наблюдатель, организатор | Исполнители, |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | Аналитик | Думающие |
ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока на тему " Классы неорганических соединений . Кислоты " 8 класс
Урок знакомит учащихся с кислотами, их составом, классификацией, номенклатурой. Учащиеся выступают с сообщениями о кислотах, индикаторах. На уроке развиваются умения работать с лабораторным обор...
Важнейшие классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Цели:1)Обобщить и систематизировать знания учащихся о составе, номенклатуре важнейших классов неорганических соединений, химических свойствах, генетической связи ; совершенствовать навыки состав...
"Основные классы неорганических соединений. генетическая связь неорганических соединений"
Заключительный урок обобщения по химии в 8 классе...
План-конспект урока химии в 11 классе "Обобщение по теме "Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений."
Цель урока: обобщение, систематизация и углубление знаний по основным классам неорганических соединений, генетической связи между ними; подготовка учащихся к контрольной работе. Нетрадиционная форма у...
Важнейшие классы неорганических соединений.(Обобщение знаний по классам неорганических соединений.)
Урок обобщения в занимательной форме.Работа в группах....
Химический диктант по неорганической химии по теме «Обобщение знаний об основных классах неорганических соединений»
Химический диктант – метод, который относится к письменной форме контроля знаний учащихся. При проведении химических диктантов активизируется мыслительная деятельность учащихся, самопроизвольно ...
МП для самостоятельного изучения темы обучающимися. Тема: «Классы неорганических соединений. Комплексные соединения»
Закрепление и систематизация знаний по классам неорганических веществ, к которым относятся оксиды, основания, амфотерные гидроксиды, кислоты и соли. Классификация веществ облегчает их изучение. Зная о...