Сценарий учебного занятия 8 класс "Важнейшие классы неорганических соединений"
методическая разработка по химии (8 класс)

Тюкалкина Ирина Игоревна

Сценарий учебного занятия 8 класс "Важнейшие классы неорганических соединений"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

СЦЕНАРИЙ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Тюкалкина Ирина Игоревна

Район

Кстовский

Место работы

МАОУ Афонинская СШ

Должность

Учитель химии и биологии

Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

Химия

Класс

8

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

 Н Н Гара  «Химия. Рабочие программы»Предметная линия учебников Г.Е.Рудзитиса

 Ф. Г,Фельдмана 8-9 классы учебное пособие для общеобразовательных организаций/ Н.Н.Гара – 3-е изд.,  перераб,- М Просвещение ,2019.-48 с.

Тема учебного занятия

Важнейшие классы неорганических соединений

Тема урока  или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Кислоты

Место урока или другой  формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

5 урок в теме «Важнейшие классы неорганических соединений»

Учебная задача

  • Открыть способ …
  • Вовлечь  учащихся  в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную,  рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную и т.п.) ситуацию …
  • Овладеть теоретическим знанием в области … и способами его прикладного использования

Вовлечь учащихся в образовательную ,исследовательскую, рефлексивно-оценочную и нравственную ситуацию.

Овладеть теоретическим знанием в области частично-поисковой деятельности и способами  его прикладного использования.

Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Цель

Уровень

Базовый («обучающийся научится»)

Повышенный («обучающийся получит возможность научиться»)

Цель – предмет (предметный результат)

Обучающиеся научатся исследовать строение и свойства кислот, изучать классификацию, строение и свойства кислот…

Обучающиеся получат возможность ориентироваться в системе познавательных ценностей….

Цель – способ (метапредметный результат)

Обучающиеся овладеют умением работать с разными источниками химической информации, умением конспектировать, выбирать главное, делать выводы .

Обучающиеся получат возможность …осознанно использовать знания основных правил экологически безопасного поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту..

Цель – ценность (личностный результат)

Обучающиеся научатся определять кислот, давать классификацию кислот, оценивать значение кислот в практической деятельности человека.

Обучающиеся получат возможность создавать письменные и устные  о  кислотах.

Исходное состояние обучающихся:

- имеют опыт…….;

- знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.)

- могут определять…….;

- могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять;

- могут планировать, проектировать, моделировать;

- могут контролировать, оценивать и т.д.

Учащиеся опыт работы с оксидами, гидроксидами, амфотерными основаниями

Знают химические процессы, могут сравнивать химические свойства оснований, оксидов и

гидроксидов. Могут оценивать свою работу в парах и группах ,делать выводы.

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

Сформировать у учащихся понятие «кислоты» ,классификация кислот, навык определения кислот с помощью индикаторов, навык безопасной работы с химическим оборудованием.

Разовьют познавательный интерес, самостоятельное мышление, память через коммуникативно-деятельностную методику, частично-поисковый подход.

Приобретут умение осознавать мотивы учебной деятельности

Комментарии учителя к учебному занятию или уроку

Оборудование: Учебники, таблица растворимости, аскорбиновая кислота в таблетках, растворы соляной, азотной, серной, фосфорной кислот, индикаторы, пробирки с растворами кислот и щелочей по количеству команд , наборы карточек с формулами кислот по числу команд

Предварительная подготовка к

уроку  .

Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет - ресурсы

ЭОРы

Г.Е.Рудзитис Ф.Г.Фельдман Учебник химии 8 класс-М Просвещение , 2018-207 с

Петруленко В.М.Совуременный урок в условиях реслизации ФГОС 10-11 классы-2-е изд-М-ВАКО 2017-112 с.

Электронные ресурсы по химии :

Infourok.ru

Техническое обеспечение


Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование

Этап урока

Подэтап урока

Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока)

Психолого – педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя)

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

  • Взаимное приветствие, проверка готовнссти учащихся к уроку, проверка оборудования

Создание комфортной психологической атмосферы урока

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

Раздает учащимся по таблетке или драже аскорбиновой кислоты, кусочку зеленого яблока или лимона, и просит попробовать на вкус.

Переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика.

1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания»

Скажите ребята, что объединяет эти предметы?

(кислый вкус)

-Какое вещество изучаемое в химии ,содержатся в этих предметах ?

(аскорбиновая кислота)

-Узнали ли вы, выданное вам вещество?

-узнали,аскорбиновая кислота.

Создание проблемной ситуации – это новый поворот в уже знакомом материале, озадачивание. Разрыв непрерывности предметного действия, переживание невозможности дальнейшего движения требует обсуждения сложившейся ситуации. Выход из нее – определение задачи: «мы не знаем решения, но восстанавливаем путь, знаем, куда идти». Здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Какова тема нашего урока?

(Кислоты)

Часто ли в жизни вам встречаются кислоты?

-Довольно часто

В чем?

-В овощах и фруктах., в зернах бобовых

Можете ли вы назвать цель нашего урока?

(дети называют) учитель конкретизирует цель урока на слайде.

Что нам нужно сделать, чтобы добиться нашей цели?

(алгоритм)

Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования путем конструирования цели и плана с помощью заданных алгоритмов, представляющих цель в виде гипотезы, предположения, контура, который будет уже в процессе деятельности обрастать “плотью”

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

«Открытие нового знания»

-Можно ли распознать кислоты так, как это вы проделали с аскорбинкой и другими фруктами?

(нет)

-Почему?

(Это опасно для здоровья)

Как же можно определить кислоты без риска для жизни и здоровья?

(с помощью других веществ и реакций)

Учащиеся занимают рабочие места за столами ,делятся на группы.

Осуществление данного этапа учебной деятельности связано с содержательным анализом предметного материала, который направлен на поиск и выделение в целостном предмете основного и генетически исходного отношения

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

Перед вами две пробирки с неопознанными растворами веществ. Как вы думаете, что находится в одной из пробирок?

(В одной из них кислота)

Как мы сможем определить в какой пробирке находится кислота?

В лаборатории при проведении химического эксперимента часто приходится работать с реактивами .Напомните правила техники безопасности при выполнении работ (в это время правила безопасности на слайде)

(учащиеся называют правила работы с со щелочами, кислотами .стеклянной посудой).Как же мы сможем определить в какой из пробирок находится кислота?

-Предлагаю решить сначала экспериментальную задачу по определению кислоты

- Чем нужно воспользоваться

(индикатором)

 - Выбирите  нужный индикатор

Пользуясь таблицей на слайде ,учащиеся определяют ,в какой из пробирок находится кислота.

Действие моделирования направлено на отделение содержания от формы с помощью знаково – символических средств представления этого содержания, что выступает существенным показателем понимания учащимися учебной задачи. В действии преобразования модели осуществляется переход от чувственного конкретного представления об исследуемом объекте к получению собственного знания о нем

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

Посмотрите на экран : здесь даны формулы кислот. Что между ними общего?

(Атомы водорода)

Исходя из состава .давайте с вами дадим определение понятию кислота (дети делают предположения) .На слайде появляется определение кислот.

-Обратите внимании на формулы кислот. Рассмотрите их и ответьте на вопрос: можно сл сгруппировать кислоты? По какому признаку?

Учащиеся работают в парах и выдвигают гипотезы классификации.

(основой является водород .по числу атомов водорода кислоты можно разделить на

1.одноосновные

2 двухосновные

3трехосновные

(основой является наличие атомов кислорода)

1 кислородсодержащие

2 бескислородные

Третий признак

(по растворимости)

Учащиеся по таблице растворимости определяют кислоты растворимы е и нерастворимые

-Предлагаю вам немного подумать и сказать .сможете ли вы дать характеристику кислоте .формула которой записана у вас на листе с заданием.

(учащиеся выполняют задание)

В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

-Что нового мы сегодня узнали?

-Какую цель нам необходимо было достичь?

Учащиеся отвечают на вопросы. Анализируют индивидуальную, парную и групповую.

Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи -  учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Можно ли считать .что цель, которую вы перед собой ставили достигнута?

Я узнал ,что кислоты, это…

Я узнал ,что кислоты имеют признаки…

Мне важно это знать ,так как…

Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения

Сценарий  проведения учебного занятия

Этап урока или другой формы УВП

Подэтап урока или другой формы УВП

Действия учителя (педагога)

Действия обучающихся

(примерные версии ответов)

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Вхождение в контакт

Приветствие и наблюдение за учащимися

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

Актуализация субъектного опыта обучающихся

Организатор

1.3. Создание проблемной ситуации

Создание проблемной ситуации.

Организатор

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Наблюдатель, консультант, организатор.

Исследователи

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

Наблюдатель, консультант

Исследователи

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

Консультант

Конструкторы

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

Консультант

Конструкторы

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

Наблюдатель, организатор

Исполнители,

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Аналитик

Думающие

ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему " Классы неорганических соединений . Кислоты " 8 класс

Урок знакомит учащихся с кислотами, их составом, классификацией, номенклатурой. Учащиеся выступают с сообщениями о кислотах, индикаторах. На уроке развиваются умения работать с лабораторным обор...

Важнейшие классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений.

Цели:1)Обобщить и систематизировать знания учащихся о составе, номенклатуре важнейших классов неорганических соединений, химических свойствах, генетической связи ; совершенствовать навыки состав...

План-конспект урока химии в 11 классе "Обобщение по теме "Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений."

Цель урока: обобщение, систематизация и углубление знаний по основным классам неорганических соединений, генетической связи между ними; подготовка учащихся к контрольной работе. Нетрадиционная форма у...

Химический диктант по неорганической химии по теме «Обобщение знаний об основных классах неорганических соединений»

Химический диктант – метод, который относится к письменной форме контроля знаний учащихся. При проведении химических диктантов активизируется мыслительная деятельность учащихся, самопроизвольно ...

МП для самостоятельного изучения темы обучающимися. Тема: «Классы неорганических соединений. Комплексные соединения»

Закрепление и систематизация знаний по классам неорганических веществ, к которым относятся оксиды, основания, амфотерные гидроксиды, кислоты и соли. Классификация веществ облегчает их изучение. Зная о...