ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА ЭТАПЕ ВВЕДЕНИЯ В ТЕМУ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИКЕ
статья по физике

Дроздова Мария Валерьевна

В данной статье описываются методы и приемы проведения самостоятельных работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_samostoyatelnoy_raboty.docx27.48 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 378.151.8

М. Дроздова,

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

НА ЭТАПЕ ВВЕДЕНИЯ В ТЕМУ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИКЕ

Аннотация. В статье на конкретном примере изучения темы описывается использование методов активного обучения на этапе введения в тему учебного занятия «Звуковые волны в живой природе». Автором приводится анализ анкетирования учителей и студентов педагогического вуза по особенностям организации самостоятельной работы обучающихся при изучении физики.

Ключевые слова: самостоятельная работа, обучение физике, активные методы обучения, введение в тему учебного занятия.

ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK

AT THE STAGE OF INTRODUCTION TO THE TOPIC

OF A TRAINING SESSION IN PHYSICS

Annotation. The article uses a specific example of studying the topic to describe the use of active learning methods at the stage of introduction to the topic of the training session "Sound waves in the wild". The author analyzes the survey of teachers and students of pedagogical universities on the peculiarities of the organization of independent work of students in the study of physics.

Keywords: independent work, teaching physics, active teaching methods, introduction to the topic of the training session.

Осуществление задачи всестороннего развития подрастающего поколения предполагает всемерное развитие у обучающихся самостоятельности. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания обучающихся [8]. Самостоятельность – это свойство личности, которое характеризуется двумя факторами: во-первых, совокупностью средств - знаниями, умениями, навыками, которыми обладает личность; во-вторых, отношением личности к процессу деятельности, ее результатам и условиям осуществления, а также складывающимся в процессе деятельности связями с другими людьми [10, с. 112]. Качество обучения во многом определяется тем, насколько учащиеся сами включаются в учебно-познавательный процесс, в какой мере они умеют самостоятельно приобретать и пополнять знания.  

При формировании у обучающихся самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая из них заключается в том, чтобы развивать самостоятельность в познавательной деятельности, в овладении знаниями и умениями, формировать мировоззрение; вторая – в том, чтобы научить обучающихся самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

Овладение знаниями и умениями по физике, по мнению академика А.В. Усовой, требует от обучающихся самостоятельной работы в виде наблюдений, постановки опытов, изучения литературы [7]. Без самостоятельной работы невозможно овладение умениями и навыками. Самостоятельная работа является средством формирования активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. В этой связи приобретает исключительно важное значение разработка форм организации самостоятельной работы учащихся по изучению основ наук и методов руководства ею, что отмечали многие отечественные и зарубежные психологи и педагоги в своих исследованиях Ю.К. Бабанский, Е.Я. Голант, Б.П. Есипов, Л.В. Жарова, Г.Д. Кирилова, И.Т. Огородников, П.И. Пидкасистый, А.В. Усова, Г.И. Щукина, Т.И. Шамовой и др.

Под самостоятельной учебной работой понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время, поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний [3; 5; 10 и др.].

Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена ролью, которую играет самостоятельная работа в процессе формирования универсальных учебных действий (УУД) при изучении физики в школе.

В современном образовательном процессе нет проблемы более важной и одновременно сложной, чем организация самостоятельной работы, в том числе на уроках физики. Самостоятельная работа становится одной из ведущей формой организации учебного процесса, и вместе с этим возникает проблема ее активизации.

В настоящее время, организация самостоятельной работы поднимает целый ряд вопросов, свидетельствующих о готовности к ней самого школьника как субъекта этой формы деятельности. Один из вопросов – умеют ли школьники самостоятельно работать? Как показывают материалы многих исследований, ответ на этот вопрос в целом отрицательный. Причин несколько: несформированность у учащихся психологической готовности к самостоятельной работе, неумение реализовать предполагаемые ею действия, недостаточно высокий уровень познавательного интереса и мотивация к ее осуществлению [5; 9]. В решении задач формирования способности школьников к самостоятельной работе возникает большая проблема, которая требует разные подходы и методы их решения.  

Для того, чтобы проанализировать, какие проблемы возникают и какое место занимает самостоятельная работа на уроке физики, нами была разработана анкета. В анкетировании приняли участие педагоги со стажем, молодые специалисты и студенты. Всего было опрошено 40 человек. Анализ ответов респондентов на вопросы анкеты приведен в таблице 1.

Таблица 1

Анализ ответов респондентов на вопросы анкеты

Вопросы

% выбора ответа

l. Baш статус

Студенты

Учителя, стаж работы

до 10 лет

более 10 лет

37

35

28

2. Считаете ли вы приоритетным в своей педагогической деятельности владение организацией самостоятельной работы обучающегося?

Да

Нет

88

12

3. Как часто вы организуете в учебном процессе по физике самостоятельную учебно-познавательную деятельность школьников?

На каждом ученом занятии

8

В конце изучения темы

32

Только для организации проектной деятельности в домашних условиях

16

По мере необходимости

44

4. Какой вид самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся на учебном занятии вы чаще всего используете?

Работа с учебником на основе обобщенных планов

32

Работа с контрольно-измерительными материалами

16

Выступление с сообщениями и докладами

16

Проведение наблюдений и экспериментов

36

5. С какой целью чаще всего вы организуете самостоятельную учебно-познавательную деятельность?

Совершенствование знаний

32

Развитие творческих способностей

8

Формирование умений и навыков практического характера

48

Приобретение новых знаний и умений

12

6. Как ученики чаще всего воспринимают, предлагаемую вами самостоятельную учебно-познавательную деятельность?

Ученикам нравится такая деятельность, т.к. они заинтересованы в познавании нового

64

Выполняют из-за необходимости получения оценок

24

Не нравится, т.к. у учеников не сформированы навыки работать самостоятельно

12

7. Каков КПД от данного вида деятельности?

до 30%

50%

70%

100%

8

40

52

0

Эффективность организации самостоятельной работы обучающихся является метод, который учитель выбирает для ее организации. Анализ публикаций [1; 2; 4; 5; 9 и др.] показывает, что к таким методам большинство дидактов относят активные методы обучения (АМО) – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности к которым относятся:

  • проблемный;
  • диалоговый;
  • игровой;
  • исследовательский;
  • метод проектов;
  • модульный;
  • опорных сигналов;
  • критических ситуаций;
  • автоматизированного обучения и т.д.

Приведем пример использования активных методов обучения на этапе введения в тему «Звуковые волны в живой природе» [1].

Вхождение или погружение в тему – 5 минут.

АМО «Мозговая атака», цель – выяснить сведения обучаемых по вопросу, изучение которого предстоит на уроке, формулирование темы урока (задействованы все обучающиеся).

Проведение. Учитель зачитывает стихотворение и предлагает участникам вставить пропущенное слово, определив, о чем пойдет речь на уроке.

Физика! Какая емкость слова! Физика! Для нас не просто

Физика – основа и опора всех без исключения наук!

Ученики приходят к выводу, что речь на уроке пойдет о звуке

Учитель говорит, что не просто о звуке, и что для уточнения темы необходимо ответить на вопросы:

1) упругая, распространяющаяся в упругой среде;

2) сказочная вода (прилаг.);

3) Natural в переводе. На доску прикрепляется последовательность слов – ответов на вопросы: звук – волна – живая – природа.

Обучаемые: формулируют тему урока.

Учитель: Итак, мы определили тему сегодняшнего урока «Звуковые волны в живой природе».

Определение ожиданий обучаемых – 5 минут.

АМО «Стенд ожиданий», цель – выяснить ожидания обучаемых о результатах учебной деятельности, выйти на совместное целеполагание (задействованы все обучающиеся).

Проведение. Учитель: предлагает обучаемым подумать и написать на стикерах какие вопросы, по их мнению, необходимо рассмотреть на уроке, чтобы тема урока была раскрыта; какие вопросы по данной теме являются для них наиболее интересными.

Обучающиеся индивидуально выполняют задание, прикрепляют свои стикеры с написанными вопросами на доску.

Предполагаемые варианты вопросов:

  • Как издают звуки различные животные и человек?
  • Как воспринимают звуки различные животные и человек?
  • Какова роль звуков в жизни животных и человека?
  • Могут ли звуки оказывать негативное влияние на живой организм?

Учитель: зачитывает вопросы, написанные обучаемыми, подводит итог: Молодцы! Итак, мы совместными усилиями определили вопросы, которые необходимо рассмотреть на уроке.

На экран проецируется слайд с планом урока:

1. Звукоизлучение в живой природе.

2. Восприятие звуков живыми организмами.

3. Влияние шума на живой организм.

4. Инфразвуки в живой природе.

5. Ультразвуки в живой природе.

Актуализация знаний – 7 минут.

АМО «Что я знаю о …», цель – актуализировать знания обучаемых, необходимые для изучения новой темы (задействованы все обучающиеся).

Проведение. Учитель говорит о том, что перед рассмотрением вопросов темы урока необходимо вспомнить уже известные обучаемым сведения, связанные с темой урока. Для этого необходимо определить верными или неверными являются утверждения, зачитываемые им. Если утверждение неверное, необходимо объяснить, как оно должно звучать.

На экран проецируется слайд с утверждениями:

1. Звук – это упругая волна.

2. Слух – это способность человека (и животных) воспринимать свет от разных предметов в виде особых ощущений.

3. Источником звука является любое колеблющееся тело.

4. В космосе можно разговаривать так же, как на Земле.

5. Звуковые волны, распространяющиеся в жидкостях и газах, являются поперечными.

6. Камертон – искусственный источник звука, который служит для настройки музыкальных инструментов.

7. Абсолютная тишина полезна для человека (ответ на вопрос может вызвать затруднение, тогда его необходимо разобрать в ходе урока).

8. Громкость звука определяется амплитудой колебаний в звуковой волне.

9. Частота колебаний взмахов крыльев комара меньше, чем у мухи.

10. Орган слуха млекопитающих одновременно является органом равновесия (ответ на вопрос может вызвать затруднение, тогда его необходимо разобрать в ходе урока).

11. Эхо возникает в результате отражения звуковых волн.

12. Пористые материалы хорошо проводят звуки.

13. Инфразвуки – это волны, частота которых меньше воспринимаемой человеком

14. Слышимость звуков из-за угла объясняется преломлением звуковых волн.

Следующий этап учебного занятия интерактивная лекция – 10 минут.

Данный пример построения самостоятельной работы обучающихся по средствам АМО на этапе введения в тему учебного занятия проходит, как определяет Н.А. Половникова, три уровня:

1) копирующий (уяснение образца, простой перенос по аналогии);

2) воспроизводяще-творческий (овладение методами познавательной деятельности);

3) аналитический [6].

Методика развития самостоятельной познавательной деятельности связана с ориентацией личности в познавательных ценностях и формированием умений:

1) ориентироваться в знаниях, умениях для решения познавательных задач;

2) организовать свою познавательную деятельность;

3) выбрать необходимые средства для разрешения конкретной профессиональной ситуации;

4) умение делать обобщающие выводы;

5) экстраполировать свои приемы познавательной деятельности на однородные познавательные ситуации;

6) адаптировать познавательные способы деятельности на решение нестандартных задач социокультурной деятельности.

Самостоятельная работа является важной составляющей учебно-воспитательного процесса. Ее целесообразно рассматривать как форму организации обучения, осуществляемую под прямым или косвенным руководством педагога, в ходе, которой обучающиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений, навыков и личных качеств.

Библиографический список

1. Антонова, Н.А. Методические приемы организации изучения оптических явлений в классах химико-биологического профиля / Н.А. Антонова // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2019. № 4 (44). С. 17-24.

2. Крайнева, С.В. Использование активных методов обучения в дисциплинах естественнонаучного цикла / С.В. Крайнева // Управление в современных системах: сборник трудов VII Всероссийской научно-практической конференции научных, научно-педагогических работников и аспирантов / Науч. ред. О.С. Нагорная, А.В. Молодчик; г. Челябинск 14 декабря 2017 г. – Челябинск: Южно-Уральский институт управления и экономики, 2017. – С. 141-149.

3. Крайнева С.В. Организация самостоятельной работы по дисциплине «Физика Земли» средствами технологии проблемного обучения / С.В. Крайнева // Управление в современных системах. 2016. № 2 (9). С. 43-47.

4. Крайнева, С.В. Использование современных технологий и активных методов обучения в развитии компетенций студентов в обучении дисциплинам естественнонаучного цикла / С.В. Крайнева, О.Р. Шефер, Т.Н. Лебедева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2019. № 4. С. 102-116.

5. Лебедева, Т.Н. Мотивация самостоятельной работы студентов / Т.Н. Лебедева // Вузовское преподавание: проблемы и перспективы: Материалы 8-й международной конференции, г. Челябинск, 30-31 октября 2007 г. – Челябинск: Изд-во Челябинский педагогический университет, 2007. – С. 79-83.

6. Половником, Н.А. Система воспитания познавательных сил школьников / Н.А. Половникова. – Казань: Казанский государственный ин.-т., 1975.

7. Усова А.В. Проблемы теории и практики обучения в современной школе: Избранное / А.В. Усова. – Челябинск: Изд во ЧГПУ, 2000. – 221 с

8. Шефер, О.Р. Актуальные проблемы организации работы учителя физики по подготовке учащихся к итоговой аттестации: учебное пособие по спецкурсу / О.Р. Шефер, В.В. Шахматова. – Челябинск: Образование, 2008. – 250 с.

9. Шефер, О.Р. Особенности преподавания физики в классах химико-биологического профиля / О.Р. Шефер, Н.А. Антонова // Физика в школе. 2019. № 3. С. 31-38.

10. Шефер, О.Р. Самостоятельность студентов как основа повышения качества образования / О.Р. Шефер // Актуальные проблемы среднего и высшего образования: XI межвузовский сборник научных трудов. – Челябинск: Край Ра, 2015. – С. 112-117.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение эффективности и качества подготовки к ГИА по физике через организацию самостоятельной деятельности учащихся при решении экспериментальных "задач роста" (занятие лабораторного практикума)

 В соответствии с общей концепцией модернизации российского образования в старших классах нашей школы с 2006 года введено профильное обучение учащихся. Поэтому встал вопрос дифференциации учащихся при...

Авторский учебный задачник "Методические рекомендации по организации самостоятельной работы в 9 классе по теме «Города США» (на основе УМК «Счастливый английский.ру / Happy English.ru (К.И.Кауфман, М.Ю.Кауфман)"

Авторский учебный задачник – дополнительное учебное пособие, содержащее дополнительные упражнения и методические рекомендации для учителя, составлен для организации самостоятельной работы учащихся в 9...

Авторский учебный задачник "Методические рекомендации по организации самостоятельной работы в 9 классе по теме «Do clothes open all the doors?» (на основе УМК «Счастливый английский.ру / Happy English.ru (К.И.Кауфман, М.Ю.Кауфман)

Курс предназначен для организации самостоятельной работы уч-ся 9 классов по теме "Do good clothes open all doors?", расчитан на 6 часов, включая 3 часа внеаудиторных занятий. По окончании курса уч-ся ...

Организация самостоятельной работы обучающихся учебной дисциплины Естествознание (Физика) Профессия: 19.01.17 Повар, кондитер

Организация самостоятельной работы обучающихсяучебной дисциплины  Естествознание (Физика)Профессия: 19.01.17 Повар, кондитер...

План - конспект урока английского языка по теме "People\'s abilities" в 6 классе по учебнику для учащихся общеобразовательных организаций "Forward" под редакцией М.В. Вербицкой на этапе введения в тему и усвоения новых знаний.

Цель урока: ввести новую лексику по теме "People's abilities", сформировать представление об «особых людях» – инвалидах, создать мотивацию детей на здоровый образ жизни...