технологическая карта учебного занятия 5 класс
методическая разработка по географии (5 класс) на тему

Класс

5

Тема

Внутренне строение Земли. Слои «твёрдой» Земли.

Цели

1. Формирование  представлений о внутреннем строении Земли.

2. Развитие навыка моделирования на примере модели внутреннего строения Земли.

Тип

Изучение нового материала.

Оборудование

Проектор, компьютер, карта полушарий, модель внутреннего строения Земли (глобус), пластилин, стеки, подложки для работы с пластилином.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл занятие33.54 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта учебного занятия по географии Останиной Е.В.

Класс

5

Тема

Внутренне строение Земли. Слои «твёрдой» Земли.

Цели

1. Формирование  представлений о внутреннем строении Земли.

2. Развитие навыка моделирования на примере модели внутреннего строения Земли.

Тип

Изучение нового материала.

Оборудование

Проектор, компьютер, карта полушарий, модель внутреннего строения Земли (глобус), пластилин, стеки, подложки для работы с пластилином.

Этапы урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предметные

         УУД

1.Организационный момент.

Подготовка к учебному занятию.

Приветствует учащихся. Проверяет посадку учеников

Проверяют свою готовность.

Настраиваются на учебную деятельность.

Л-умение управлять собой, следовать нормам поведения.

2. Актуализация опорных  знаний.

Организуется частично-поисковая беседа по учебному материалу, изученному  по теме "Земля-планета солнечной системы" в раках ответа на вопрос: "Что вы в настоящее время знаете о нашей планете?"

Учитель организует частично поисковую беседу  с учащимися, связанную с темой урока (о размерах и формах Земли).

Отвечают на поставленные вопросы:

Возникла из газово-пылевого облака, вращающегося вокруг звезды Солнце.

Имеет форму шара, немного сплюснутого у

полюсов.

Радиус шарообразной Земли составляет 6700 км;

Длина экватора 40076 км.

П-.Анализирование  информации.

К- использование речевых средств общения.

Р- Адекватное оценивание свои возможностей и знаний, по данной теме.

3. Постановка проблемы.

Организуется частично-поисковая беседа о чертах сходства  Земли и персика.

Демонстрирует персик.

Задаёт вопрос "Можете ли вы назвать черты сходства в строении  Земли и персика"

Что еще общего в строении? Только ли внешним строением схожи эти предметы?

Наших знаний  на данный момент достаточно, чтобы сравнить их внутреннее строение

Дети называют внешние черты сходства (круглые, сплюснутые).

Предположение детей, что они имеют схожее внутренне строение.

Не достаточно.

П- Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

К - Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

- Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Р -  Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

3.Целеполагание.

Мотивация.

Дети совместно с учителем формулируют тему и цель учебного занятия исходя из выявленной проблемы

Организует деятельность по формулированию темы и цели  учебного занятия

Предлагают свои варианты цели учебного занятия (изучить внутреннее строение Земли)

Использование знаний, приобретенных ранее.

П-определяют цели и выдвигают задачи занятия.

К- Организуют учебное планирование и  сотрудничество, аргументируют свою точку зрения,

Р- контролируют собственное время, преобразовывать практическую задачу в познавательную.

4. Первичное усвоение нового материала

Просмотр видеофрагмент

«Почемучка. Строение Земли»

http:// video .mail .ru / mail / ilyaguzey / Pocemuchka /45

87. html.

Организует  просмотр видеофильма.

По итогам просмотра фильма организует обсуждение вопросов:

В чём  сходство слоёв Земли  с частями персика.

Просматривают видеофрагмент.

 

Предлагают варианты ответа на поставленный вопрос.

П - Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Р - Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.

5.  Осмысление учебного материала.

Первичная проверка понимания.

Организует осмысление и закрепление нового материала через создание модели  внутреннего строения Земли и заполнение сравнительной таблицы.

Работа в парах с текстом учебника;  

создание модели внутреннего строения Земли из цветного пластилина,

анализ полученного результата на каждом этапе построения  слоёв Земли.

Запись на доске:

Ядро – 1,5см

Мантия - 1,5 см

Земная кора - 0,5 см

Просмотр видеофильма «Внутреннее строение Земли»

абота с рисунками в учебнике.

Организует выполнение задания  в парах по  алгоритму:

Организует анализ первого этапа работы учащихся.

Организует работу второго этапа задания:

-  учащиеся меняются ролями

( 1 ученик выполняет работу над созданием  2-го слоя Земли), а тот кто выполнял модель работает  с текстом учебника и заполняет данные таблицы.

 Организует анализ полученной работы на втором этапе.
Обращает внимание на строение мантии.  Объясняет, что верхняя мантия  и нижняя мантия имеют  высокие температуры и находятся  в вязко образном состоянии. Верхняя мантия пластична.

Организует  работу  третьего этапа, смена ролей учащихся.

 На этом этапе работы оба учащихся,  с начала, работают с текстом учебника и заполняют  таблицу.

Учитель просит выделить:

- в чём состоят особенности следующего слоя,

- как называется верхний слой Земли,

 -  из каких частей состоит,  и

какую они имеют мощность.

Организует работу по выполнению третьего слоя Земли -  каменной оболочке Земли:

- один ученик выполняет работу над созданием верхнего слоя из синего пластилина;

- второй  ученик из зелёного пластилина готовит контуры материков,  копируя их с настенной карты полушарий.

Организует работу над совместной деятельностью в парах:

 - оба ученика налепляют контуры материков на полученную пластилиновую модель Земли.

Подводит итог полученной работы.

Просит  продемонстрировать полученные модели Земли.

Учитель предлагает сделать разрез  полученных моделей.

Стеками вырезают   ¼ частичку пластилиновой модели Земли.

Показывает настоящую модель внутреннего строения Земли и вместе с учащимися сравнивает полученный результат с эталоном.

Предлагает просмотреть видеофильм «Внутреннее строение Земли», сравнить с полученные результаты.

Как называется  верхняя часть мантии и земная кора?

 

Обращает внимание . что Литосфера не является цельной сферической оболочкой, а состоит из нескольких плит, находящихся в непрерывном движении. Плиты лежат на пластичном слое верхней мантии и медленно движутся друг относительно друга  в горизонтальном и вертикальном направлениях. Силы, которые вызывают движения литосферных плит,  возникают при перемещении вещества мантии. Скорость перемещения плит составляет в среднем 1- 6 см. в год.

А какое строение имеет «Литосфера».  Предлагает рассмотреть рис. 13 стр. Горизонтальное движение литосферных плит на стр. 31.

Внимательно слушают учителя,

определяются с этапами выполнения работы.

Строят в тетради таблицу:

Слой

Размер

На какой глубине залегает

Состав

Части слоя

- 1 ученик читает текст  учебника на стр. 29-30, записывает данные в таблицу.

- 2 ученик начинает строить этот слой Земли, пользуясь инструкцией построения модели  на стр. 33;

- выбирает цвет пластилина,

- определяет размер: данные размера шарика (слоя) записаны на доске:

• размер  шарика должен получиться примерно 1 см.

Сравнение полученного результата с заданным эталоном (моделью Земли)

учащиеся меняются ролями

( 1 ученик выполняет работу над создание 2-го слоя Земли), а тот кто выполнял модель работает  с текстом учебника и заполняет данные таблицы.

Сравнение полученного результата с заданным эталоном (моделью Земли)

Учащихся,  с начала, работаю с текстом учебника и заполняют  таблицу, выделяют:

- в чём состоят особенности следующего слоя,

- как называется верхний слой Земли,

 - из каких частей состоит,  и какую они имеют мощность.

- один ученик выполняет работу над созданием верхнего слоя из синего пластилина;

- второй  ученик из зелёного пластилина готовит контуры материков,  копируя их с настенной карты полушарий.

Совместно работают  в парах:

 - оба ученика налепляют контуры материков на полученную пластилиновую модель Земли.

Подводят итог полученной работы.

Демонстрируют полученные модели Земли.

Взаимооценка деятельности групп.

Стеками вырезают   ¼ частичку пластилиновой модели Земли.

Сравнивают свою модель с настоящей моделью внутреннего строения Земли.

Делают вывод -  у кого получилось,  кого нет и почему.

Просматривают видеофильм и сравнивают свои модели.

Делают анализ увиденного из видеофильма.

После построения модели Земли, анализа данных таблицы  и просмотра видеофильма, делают вывод:

-  литосфера.

Внимательно слушают информацию.

Рассматривают рисунок 13 – горизонтальные движения литосферных плит.

Называют  и  показывают литосферные плиты.

П-извлекать необходимую информацию из текстов, анализировать, обсуждать, фиксировать результаты, устанавливать  причинно- следственные связи.

К- Устанавливать партнёрские отношения.

Умение работать в парах, при получение конечного результата

Р- Добывать новые знания. Прогнозировать развитие процессов, учиться предвидеть события. Самооценка деятельности.

Л-  находить и показывать слои Земли, умение следовать нормам поведения, умение управлять своей познавательной деятельностью принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; ,  наличие мотивации к творческому труду, работе на результат

К-Уметь работать в парах, при получение конечного результата.

6.  Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия.

Организация  беседы по изученному материалу.

Возвращается к материалу, который был в начале урока, результатам практической работы.

- Чтобы определить особенности внутреннего

строения Земли мы (что сделали?)

 …. и (чтоузнали?) …

Какие формы работы мы использовали на занятии?

Предлагает учащимся отметить одноклассников, активно работающих на уроке и оценить их работу, анализирует предложения и объявляет оценки.

Отвечают на поставленные вопросы учителя:

- на занятии построили модель внутреннего строения Земли, заполнили таблицу строения Земли,

- узнали,  какой состав, строение, свойства имеют слои Земли,

- просматривали видеофрагменты. Читали текст учебника, заполняли таблицу, сравнивали модель Земли, делали выводы о внутреннем строении Земли.

Взаимооценка  деятельности учащихся.

К- Выражают собственное мнение  о работе и  полученном результате.

Р- Оценивают правильность выполненных действий, вносят необходимые коррективы.

Л-умение следовать нормам поведения. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

П-  Рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка.

7. Домашнее задание.

Объяснение домашнего задания.

Объясняет выполнение домашнего задания:

-  §6,

- ответь на вопросы5 -6,

 -просмотр видеофильмов «О недрах Земли»,

- выяснить из текста учебника стр. 31-32  как изучаю внутренне  строение Земли,

- данные выписать в тетрадь.

Объявляет об окончании занятия.

Слушают домашнее задание, записывают в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта учебного занятия по изобразительному искусству в 5Р классе по теме: "Древние образы в современных народных игрушках"

В технологической карте  учебного занятия по изобразительному искусству по теме: "Древние образы в современных народных  игрушках" представлены: ТДЦ, методы обучения, оборудование и материал...

Технологическая карта учебного занятия в 8 классе по теме:«Отмена крепостного права в России»

Технологическая карта учебного занятия в 8 классе по теме:«Отмена крепостного права в России»...

Технологическая карта учебного занятия в 8 классе по теме:«Отмена крепостного права в России»

Технологическая карта учебного занятия в 8 классе по теме:«Отмена крепостного права в России»...

Технологическая карта учебного занятия, как основа управления учебной деятельностью

Технологическая карта учебного занятия, как основа управления учебной деятельностью...

Технологическая карта учебного занятия английского языка в 5 классе "Учебные предметы. Расписание уроков."

Технологическая карта урока изучения нового материала по теме "Учебные предметы. Расписание уроков" в 5 классе, УМК "Английский язык" Комарова Ю.А., Ларионова И.В., Гренджер К....

Технологическая карта учебного занятия на учебно-опытном участке

Предметные области данной разработки -география, биология, экология, химия...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ тема занятия: «Строение электронных оболочек атомов химических элементов с 1 по 20»

Технологическая карта учебного занятия  по теме «Строение электронных оболочек атомов химических элементов с 1 по 20»...