Технологическая карта урока география 6 класс "Изображение неровностей земной поверхности"
план-конспект урока по географии (6 класс)

Гнучая Галина Александровна

Технологическая карта урока "Изображение неровностей земной поверхности" география 6 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема: Изображение неровностей земной поверхности на плане  Класс : 6

Учитель 1 категории: Гнучая Галина Александровна

Тип урока

Комбинированный

Цели деятельности учителя

Формирование представлений об особенностях изображения рельефа на бумаге, относительной и абсолютной высотах; создание условий для формирования умения определять относительные и абсолютные высоты точек земной поверхности на планах местности, составлять описание форм рельефа и их очертаний

Задачи урока

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

обеспечить  усвоение  и  закрепление

понятий  «рельеф»,

«относительная и абсолютная высота»,

«горизонтали»;

-  создать условия для формирования и

закрепления  умений  определять

относительные и абсолютные высоты точек земной поверхности , описывать форму рельефа

-  совершенствовать  умение

ориентироваться  на местности

-  продолжить  формирование

картографической грамотности;

- развивать навыки работы с ЦОР.

-воспитывать чувство ответственности

в  работе,  чувство  уверенности  в  себе,

самостоятельность,  навыки

самоконтроля,

-  воспитывать  уважение  к  мнению

других, толерантность в отношениях в

паре

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

личностные

Научиться называть и показывать относительные и абсолютные высоты;

Получат возможность научиться определять относительные и абсолютные высоты точек земной поверхности на планах местности, составлять описание форм рельефа и их очертаний

Познавательные: осознано выбирают наиболее эффективные способы учебных и познавательных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблнмм; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Регулятивные: оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу; выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно принимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности

Образовательные ресурсы

Электронное приложение к учебнику: понятие о плане местности

План изучения темы

  1. Рельеф земной поверхности и способы изображения его на плане
  2. Относительна  и абсолютная высота
  3. Горизонтали. Профиль местности

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля

Формы: индивидуальные, фронтальные

Основные понятия

Рельеф, относительная и абсолютная высота точки, отметки высоты, горизонтали (изогипсы)

Средства обучения

Учебник А.А.Летягин . География 6 класс; компьютер, проектор

Этап урока

Форма работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный

Эмоциональный настрой

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя, готовятся к уроку

Л: Формирование положительного эмоционального настроя на урок;

Р: саморегуляция

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Создание проблемной ситуации

Организует повторение применения имеющихся навыков изображения плана, проверку результатов повторения, осознание нехватки знаний и навыков

- Изобразите в тетради часть плана местности. М 1:10000 На местности с севера на юг проходит грунтовая дорога. К востоку от дороги в 300 метрах растёт берёза. Если от берёзы направиться на юго-запад, то через 200 метров встретится колодец. К западу от дороги напротив берёзы в 400 метрах на холме расположена мельница.

- Какие трудности возникли? Почему?Или вы хотите купить домик в деревне на берегу реки. Есть информация, что вода во время половодья поднимается на несколь метров, до точки 2 м. Заливает ли дом, который вам предложили купить?

-почему вы не можете дать точный ответ?

Сообщает тему урока (Изображение неровностей земной поверхности на плане местности– записано на доске)

- Попробуйте сформулировать цель нашего урока.

- Как мы сможем достичь этой цели? Нам помогут вопросы о том, что мы уже знаем и умеем, а что - ещё нет.

Организует работу с картой оценки знаний

- Какие вопросы у вас попали в графу «не знаю»? Наша задача на уроке решить эти вопросы.

Выполняют задание в тетради.

Не получается изобразить холм, т. к. не умеют.

Записывают тему в тетрадь

Формулируют цель (понять, как изображаются неровности земной поверхности на плане местности)

Отмечают вопросы, требующие новых знаний: определить новые понятия, научиться определять по плану относительную и абсолютную высоты, особенности неровностей земной поверхности, научиться изображать неровности земной поверхности.

Л: Проявление интнреса к поставленной проблемме;

Р: Целеполагание, оценивание своих знаний;

К: Умение слушать, спрашивать, правильно формулировать свои мысли; планирование- определение промежуточных целей с учетом конечного результата

Актуализация знаний.

беседа

Обращает внимание учащихся на практическое применение понимания, как изображаются неровности земной поверхности

Рассуждают о практическом применении понимания, как изображаются неровности земной поверхности

К: Умение вести дискуссию, обосновывать свое суждение;

Р: фиксация индивидуальных затруднений,

саморегуляция

Первичное усвоение  знаний.

Первичная проверка понимания

Работа с ЦОР

http://fcior.edu.ru/card/1159/izobrazheniya-zemnoy-poverhnosti-i-ih-ispolzovanie-izobrazheniya-zemnoy-poverhnosti-i1.html

Направляет деятельность учащихся и корректирует усвоение нового материала.

  1. Части холма
  2. Понятие высоты холма
  3. Измерения высоты холма с помощью нивелира
  4. Основные условия изображения неровностей земной поверхности (вид сверху, возможность определения высоты и формы)
  5. Способ изображения неровностей земной поверхности горизонталями

Делит класс на 1 и 2 варианты (соседи по парте). Формулирует задания (показаны на слайде презентации):

  1. Найдите в тексте § 10 и выпишите в тетрадь определение:

Iв. Относительная высота,

IIв. Абсолютная высота

  1. Определите по рисунку, какой буквой обозначена

Iв. Относительная высота,IIв. Абсолютная высота

  1. Определите по плану в атласе, стр. 10,

Iв. Через сколько метров проведены горизонтали

IIв. Как показано значение абсолютной высоты

  1. Определите по плану в атласе, стр. 10,

Iв. Относительную высоту от пруда до дерева,

       IIв. Абсолютную высоту холма

Объясните соседу, значение нового понятия, как вы выполняли задания.

Изображают в тетради схему «Части холма», отвечают на вопросы, слушают, рассуждают, записывают определения (нивелир, горизонталь)

Выполняют задания, задают вопросы

Консультируют соседа по парте

П: поиск и выделение необходимой информации,

Р: контроль и оценка процесса и результатов деятельности,

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слушать и вступать в диалог; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Первичное закрепление.

(Фронтальная устная работа)

Работа с картойЦОР

http://fcior.edu.ru/download/1159/izobrazheniya-zemnoy-poverhnosti-i-ih-ispolzovanie-izobrazheniya-zemnoy-poverhnosti-i1.html

Формулирует задания ,организует проверку после каждого вопроса:- Определите по карте атласа, стр. 10:

На какую высоту поднимется путник, дойдя до дома лесника?

На сколько метров он поднимется, если начнёт свой путь от колодца?

Куда будет легче идти от дома лесника – к дереву или к роднику?

- Изобразите с помощью горизонталей (первое задание выполняют вместе с учителем, остальные – самостоятельно):

1. холм, АВ = 275м, ОВ = 13м, горизонтали через 3м, сев. склон крутой, юго-вост. склон пологий

2. яму, АВ = 193м, ОВ = 7м, горизонтали через 2м, вост. склон крутой, южный склон пологий

Проверка – работа одного из учеников у доски

Выполняют задания, отвечают  при проверке.



Выполняют задания, проверяют работу друг друга

П: поиск и выделение необходимой информации,

 Р: контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Информация о домашнем задании, инструктаж по его вы-ю

Дифференцированное

задание

Диктует домашнее задание:

  1. Обязательное на «3»: Читать § 10, выучить определения, ответить на вопросы 4 устно, 2,3 письменно.
  2. Дополнительное  на «4» и «5»: ответить на вопрос 5 письменно,

изобразить холм, АВ = 74м, ОВ = 21м, горизонтали через 5м, южный склон крутой, северо-вост. склон пологий

Записывают домашнее задание, задают вопросы

П: Осознание того, что уже усвоенно, что еще нужно усвоить;

Рефлексия

фронтально

Подводит итоги занятия:- Ещё раз обратимся к вопросам, по которым вы пытались оценить свои знания. Заполните графу «я узнал». Достигли ли мы цели урока?

Узнали что такое абсолютная и относительная высота? Горизонталь?Можем по плану определить высоту, форму склонов холма?Можем изобразить холм, яму?

Поняли как изображаются неровности земной поверхности на плане?Какие вопросы вам показались наиболее сложными? Почему?

Заполняют «карту рефлексии», отвечают на вопросы, рассуждают о сложностях, путях их преодоления.

Р: Самооценка;

 К: умения выражения своих мыслей  и аргументация своего мнения, учет разных мнений

 Карта оценки знаний:

Вопросы

Знаю

Не знаю

Узнал

1. что такое план местности?

2. что показывает  масштаб плана?

3. как определить расстояние между объектами на плане?

4. чем относительная высота отличается от абсолютной высоты?

6. как определить высоту холма по плану?

7. как определить крутизну склонов по плану?8. как изобразить яму?

Маршрутный лист_______________________________

 к уроку по теме «Земная поверхность на плане местности»

1.На первом рисунке обозначьте впадину, на другом-холм.

        

Отличить холм от впадины можно с помощью ……………………………………..-

2. Определите, какой склон круче?

C:\Users\Елена\Desktop\Рисунок1.png

Как на плане местности отличить крутой склон от пологого?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.  Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

 

1.Что изображено на плане___________________.

2.Сколько вершин имеет холм_____________

3.Через сколько метров проведены горизонтали__________________.

4.Какой склон круче?________________________

5.Какой склон пологий (не крутой)?____________________

6.Какие  высоты имеют вершины холма_____________________

7.Что  растет на вершине холма, имеющего высоту 13 метров?____________________

4. Школьники выбирают место для катания на санках. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 или 3, больше всего подходит для этого. Почему вы так решили?

5.Школьники выбирают место для игры в футбол. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами, больше всего подходит для этого. Почему?

undefined

Ответ:______________

7.Школьники соревнуются в заездах на скорость на велосипедах по кольцевому маршруту в направлении, показанном на плане стрелками. Определите, на каком из обозначенных на плане буквами участков дистанции им придётся тратить больше всего сил. Объясните, почему так думаете?

undefined

Ответ:_____________

Листы оценивания

Оценить свою работу по критериям:

0 баллов -не получается, не могу;

1балл-могу с помощью подсказки,

2 балла- все могу сам.

Умения

самооценка

оценка учителя

1

Умею отличать холм от впадины

2

Умею отличать  крутизну склона

3

Умею определять  по карте относительную высоту

4

Умею определять по карте абсолютную высоту

5

Умею решать практическую задачу по чтению карты

6

Могу дать определение понятиям «горизонтали»,  «абсолюная высота», «относительная высота»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока географии 5 кл. ФГОС От плоской Земли к земному шару

География(рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы по географии Е.М. Домогацких и ориентирована...

Технологическая карта урока по теме "Вычисление площади поверхности пирамиды"

Технологическая карта урока по теме "Вычисление площади поверхности пирамиды"...

Урок географии на тему "Земная поверхность на плане и карте".

Цель урока:сформировать у учащихся знания о масштабе и его видах;познакомить с видами изображения неровностей на плане местности;показать значение условных знаков;формировать умение определять объекты...

Технологическая карта урока географии "История развития земной коры. Геологическое летоисчисление"

Технологическая карта урока географии "История развития земной коры. Геологическое летоисчисление"...

Информационная карта к уроку "Способы изображения неровностей земной поверхности" (теория)

Информационную карту применять на этапе самостоятельной работы учащихся над новым материалом (работа с параграфом учебника). Работа предполагается в группах не более 4-х человек, либо в парах (если кл...

Технологическая карта урока географии в 6 классе «Строение земного шара»

Цель урока: формирование представлений о внутреннем строении Земного шара: ядре, мантии, земной коре, литосфере, о способах изучения земных недр.Задачи:Образовательные: ознакомить детей  с ...

Технологическая карта урока географии "Движение земной коры" 6 класс

Технологическая карта урока разработана с целью создания условий для формирования представлений обучающихся о видах движений  земной коры,  землетрясениях и вулканах на уроках географии....