Технологическая карта урока географии в 6 классе «Строение земного шара»
учебно-методический материал по биологии (6 класс)
Цель урока: формирование представлений о внутреннем строении Земного шара: ядре, мантии, земной коре, литосфере, о способах изучения земных недр.
Задачи:
Образовательные: ознакомить детей с внутренними слоями: земная кора, мантия, ядро; установить сходства и различия в материковой и океанической земной коре; дать понятия: литосфера; дать представление об изучении земной коры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_po_geografii_dlya_6_kl.docx | 35.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока географии в 6 классе «Строение земного шара»
Цель урока: формирование представлений о внутреннем строении Земного шара: ядре, мантии, земной коре, литосфере, о способах изучения земных недр.
Задачи:
Образовательные: ознакомить детей с внутренними слоями: земная кора, мантия, ядро; установить сходства и различия в материковой и океанической земной коре; дать понятия: литосфера; дать представление об изучении земной коры.
Развивающие: формировать умения применять полученные знания при решении практических задач, выделять главное из увиденного и услышанного, заполнять таблицы, кластеры-схемы.
Воспитательные:
Воспитывать у учащихся умение работать в малых группах (парах), умения выслушивать ответы одноклассников, анализировать и оценивать их. Формирование у учащихся самостоятельного, ответственного мышления. Воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Методы обучения: наглядно – иллюстративный, объяснительно иллюстративный, частично – поисковый, практическая работа.
Приемы: Анализ, синтез, умозаключение, обобщение, визуальная формы организации материала.
Оборудование: экран, ноутбук, презентация, карточки с таблицей «Внутреннее строение Земли»
Тип урока: урок изучения нового материала
Ход урока
I. Организационный момент. Рефлексия (1 мин.)
Здравствуйте, ребята.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния. Проверка домашнего задания по главе Географическая карта
Вопрос 1. Какая форма численной записи масштаба соответствует именованной форме записи масштаба в 1 см 50 км?(1 балл)
Г) 1:5 000 000
Вопрос 2. Прибор для определения сторон горизонта называется
(1 балл)
Б) компас.
Вопрос 3. Расставьте картографические изображения земной поверхности по мере увеличения их масштаба, начиная с самого мелкого. (2 балла)
Г) план города Парижа
Б) топографическая карта Московской области
А) физическая карта Евразии
В) карта Мирового океана
Вопрос 4. Расставьте стороны горизонта по мере увеличения значения их азимута, начиная с наименьшего. (2 балла)
В) север
Г) северо-северо-восток
Б) юго-восток
А) северо-запад
Вопрос 5. Расставьте точки земной поверхности по мере увеличения их абсолютной высоты, начиная с наименьшей. (2 балла)
Г) вулкан Камерун
Б) гора Эльбрус
В) вулкан Килиманджаро
А) гора Эверест
Вопрос 6. Установите соответствие между видом масштаба и его значением. (2 балла)
1) численный – а) 1:15 000; г) 1:100 000 000.
2) именованный – б) в 1 см — 20 м; в) в 1 см — 500 км.
Вопрос 7. Установите соответствие между обозначением объекта на карте и видом условного знака. (2 балла)
1) город – а) пунсон;
2) океаническое течение – б) линия движения;
3) неровности земной поверхности – в) качественный фон;
4) месторождение полезного ископаемого – а) значок, пунсон.
Вопрос 8. Дополните утверждение. (1 балл)
Карты, посвящённые одному объекту или явлению, называются тематическими.
Вопрос 9. Дополните утверждение. (1 балл)
Таблица условных знаков, отражающая тематическое содержание карты, называется легендой карты.
Вопрос 10. Рассчитайте относительную высоту вершины Эвереста относительно вершины вулкана Камерун. (1 балл)
Относительная высота будет равна разности абсолютной высоты Эвереста (8848 метров) и абсолютной высоты вулкана Камерун ( 4095 метров).
Ответ: 4753 м.
12 - 15 баллов – «5»
9 - 11 баллов – «4»
6 - 10 баллов – «3»
Менее 6 баллов – «2»
II. Сообщение новой темы. Постановка целей (5 мин.). Итак, мы с вами переходим к изучению 3 раздела под названием …
А это мы узнаем, разгадав кроссворд… 1
1 | л | ||||||||||||||||||
2 | И | ||||||||||||||||||
3 | Т | ||||||||||||||||||
4 | О | ||||||||||||||||||
5 | С | ||||||||||||||||||
6 | Ф | ||||||||||||||||||
7 | Е | ||||||||||||||||||
8 | Р | ||||||||||||||||||
9 | а |
ПО ГОРИЗОНТАЛИ
- Третья по счету из восьми планет – это……
- Угол между направлением на север и направлением на какой-то предмет, отсчитываемый от направления на север по часовой стрелке….
- Воображаемая линия, которая делит Землю на два полушария.
- Модель земного шара.
- Самое большое государство в мире по площади…
- Название науки география дал древнегреческий ученый…….
- Полюс Земли……
- Уменьшенный чертёж местности
- Единственный естественный спутник Земли…..
ПО ВЕРТИКАЛИ
- Твердая оболочка Земли
Ребята, скажите, что у меня в руках? (глобус)
А что такое глобус?
Возникало ли у вас желание узнать и увидеть, что у Земли внутри?
Сегодня мы с вами это узнаем и разберемся, какое строение имеет наша Земля внутри.. Итак, какая же тема урока у нас сегодня? (предлагают варианты тем урока) .
Тема урока – «СТРОЕНИЕ ЗЕМНОГО ШАРА». Слайд
Запись темы урока и даты в тетрадь.
- Исходя из темы сформулируйте цель урока.
- Просмотрев текст в учебнике разбейте его на части.
Итак, изучать данную тему мы будем по следующему плану:
- Внутреннее строение Земли;
- Изучение недр Земли;
- Литосфера.
III. Изучение нового материала (22 мин)
1) Строение земного шара
Сейчас мы с вами прочитаем по ролям рассказ «Конфета Земля» (распределение ролей) Слайд
Азамат: Даша, Даша! мне такая идея в голову пришла!
Даша: Какая, Азамат?
Азамат: Земля ведь как шар, да?
Даша: Ну да...
Азамат: Значит, если мы будем копать Землю насквозь, то окажемся в другом месте, так?
Даша: Точно! Пойдём скорее к бабушке, спросим, где у нас лопата лежит.
Азамат: Побежали!
Даша: Баааааабушка!
Бабушка: Что, Азамат?
Азамат: Бабушка, где у нас лопата лежит?
Бабушка: В сарае, А зачем вам лопата?
Азамат: Мы хотим Землю прорыть, авось куда-нибудь да попадём.
Бабушка: Вы хотя бы знаете, как она устроена?
Даша: А чего там знать, земля землёй – что может быть проще!
Бабушка: А нет. Не всё так просто.
Азамат: А как? Бабушка, расскажи, пожалуйста. Ну, пожаааалуйста!.
Бабушка: Ну ладно, ладно.
Бабушка: Земля похожа на конфету: в центре орешек – ядро, потом идёт сливочная начинка – это мантия, а сверху шоколадная глазурь – это земная кора. Расстояние только отсюда до центра ядра больше 6 000 км, а вы хотите насквозь.
Азамат: Значит, всё отменяется...
Даша: Дааа, хорошо бы такую конфету.
- Подведение итогов рассказа
Работа с рисунком «С чем можно сравнить Землю» Слайд
- Сравнивать планету можно с яйцом, персиком, вишней, арбузом? В чем сходство?
- Скорлупа, кожица – земная кора; белок, мякоть – мантия; ядрышко, белок - ядро. Земля имеет послойное строение
Работа с учебником. Заполнение таблицы. Парная работа (письменно). Слайд
Используя материал учебника (стр.57 §9), заполнить в таблице «Внутреннее строение Земли» пропуски (ячейки). Парная работа (взаимопроверка). Выставление оценок в оценочный лист.
Внутреннее строение Земли
№ | Название оболочки | Размер (толщина) |
| Температура слоя |
1. | Земная кора | 5–80 км | Твердая | Разная: увеличивается на 3°С на каждые 100 м.(начиная с глубина 20-30м) |
2. | Мантия | 2,9 тыс. км | нижняя – твердая средняя–полужидкая верхняя - твердая | 2000°С |
3. | Ядро | 3,5 тыс. км | твердое, из железа (внешнее жидкое, внутреннее -твердое) | 6000°С |
На изучении самого верхнего слоя земли – земная кора, мы остановимся более подробно.
Откройте рис. 30 на стр. 58 и заполните пропуски в схеме «Земная кора» Слайд 8.
Земная кора
Материковая Океаническая
3 слоя 2 слоя
Осадочный гранитный базальтовый осадочный базальтовый
Самооценивание. Выставление отметки в оценочный лист
Физминутка
2) Изучение недр Земли.
Изучение внутреннего строения Земли производится различными методами. Слайд
- Геологические методы - основанные на изучении обнажений горных пород, разрезов шахт и рудников, буровых скважин, дают возможность судить о строении приповерхностной части земной коры. Самая глубокая в мире скважина на Кольском полуострове, уже достигла глубины более 12 км при проектной глубине до 15 км. В вулканических областях по продуктам извержения вулканов можно судить о составе вещества на глубинах 50-100 км.
- В целом же глубинное внутреннее строение Земли изучается главным образом геофизическими методами. Одним из важнейших методов является сейсмический (греч. «сейсмос» - трясение) метод, основанный на изучении естественных землетрясений и «искусственных землетрясений», вызываемых взрывами или ударными вибрационными воздействиями на земную кору.
Просмотр слайда «Изучение недр Земли»
3) Литосфера
- Ребята, а что такое литосфера? Найдите в тексте на стр. 60 определение слову «Литосфера» и выпишите в тетрадь.
Литосфера: «литос» – камень, «сфера» – шар. Это твердая, каменная оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней части мантии.
Запись определения в тетрадь
Слова, расклеенные по классу: + 6000°С, ядро,+3°С, мантия, земная кора, 5-10 км., материковая
- Какова температура ядра?
- На сколько градусов увеличивается температура земной коры на каждые 100 м?
- Оболочка Земли, состоящая главным образом из железа.
- Мощность этого слоя Земли составляет 2900 км.
- Верхний слой Земли?.
- Какая земная кора состоит из 3 слоев?
- Какова мощность океанической земной коры?
IV. Закрепление (7 мин).
1) «Найди соответствия»
А) мантия | 1) твердая. Толщина 5-80км. Температура увеличивается на 3°С на каждые 100м |
Б) ядро | 2) имеет 3 слоя, температура 2000°С |
В) земная кора | 3) состоит из железа, температура 6000°С |
Самооценка: 0 ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3»
2) Заполни пропуски
В центре Земли находится ядро, радиус которого примерно равен 3,5 тыс. км, а температуры соответствуют 6000°С. Наибольшей по объёму внутренней оболочкой является мантия, температура которой 2000 °С. В её верхней части выделяется твердый слой , который вместе с земной корой образует твёрдую оболочку земли — литосферу. Земная кора подразделяется на два основных типа: материковая и океаническая . Под материками земная кора толще, чем под океанами и имеет 3 слоя.
Проверяем, зачитывая ответы поочередно
Самооценка: 0-1 ошибка – «5», 2-3 ошибки – «4», 4- 5 ошибок – «3»
2) Знакомство с кластером и правилами составления Слайд
Ключевая фраза – семья
Групповая работа.
V. Заключительная часть (5 мин)
1. Домашнее задание: &9, составить к нему кластер, ключевая фраза – Строение земного шара
2. Рефлексия
+ 6000°С
Ядро
+3°С
Мантия
земная кора
5-10 км.
материковая
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС. ТЕМА УРОКА «РЕКИ»
1. ФИО учителя (полностью)Кравченко Алексей Евгеньевич2. Место работыМБОУ СОШ №2 г. Сураж, Брянской области3. ...
Урок в 6 классе "Строение земного шара", Домогацких Е.М.
Урок составлен по ФГОС:1. Конспект урока2. Технологическая карта урока3. Презентация к урокуЦель урока: формирование представлений о внутреннем строении Земного шара: ядре, мантии, земной коре, литосф...
Технологическая карта урока "От плоской Земли к земному шару".
Технологическая карта урока по географии в 5 классе по учебнику Е.М.Домогацких...
Технологическая карта по географии 6 класс: Строение и состав атмосферы.
Технологическая карта по географии дает возможность проводить уроки по федеральным стандартам....
Технологическая карта урока географии 6 класс по теме Изображение рельефа на планах и картах (блочно - модульная технология)
Блочно - модульная технология...
Технологическая карта урока в 8 классе "Строение головного мозга".
Данный урок является уроком изучения нового материала. Урок построен на основе деятельностного подхода. Учащиеся усваивают не только отдельные понятия и знания, но и смогут их применить в своей работе...
Технологическая карта урока . География 5 класс.Тема урока: Рельеф Земли. Горы .
Сформировать первичные представления о горах, горных хребтах, горных системах, типах гор по высоте.Умение самостоятельно находить нужную информацию по учебнику....