Самоанализ учебной деятельности
статья по географии
Самоанализ учебной деятельности учителя за учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz.docx | 21.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ педагогической деятельности учителя географии, физики, информатики и математики
Самоанализ педагогической деятельности учителя
Романова Василия Митрофановича
В настоящее время важной задачей школы является воспитание всесторонне развитой личности.
Я – учитель и придаю своей работе важное значение в развитии детей. Всегда поддерживаю нестандартность и оригинальность мыслей учеников, их творческие способности. Я убеждён в том, что всё начинается с развития любознательности и смекалки детей, поэтому в качестве проблемы, над которой работаю, выбрал тему «Повышение уровня профессиональной компетенции в обучении предметов естественно-научного цикла».
В своей работе применяю нестандартные формы ведения уроков и игровые формы деятельности на уроках (синквейны, КВНы, заочные путешествия, различные тематические игры «Звёздный шанс», «Геошанс»). Обычно такие уроки применяю при обобщении и систематизации знаний и умений учащихся. Актуальными является применение синквейна на этапе закрепления новой темы, что позволяет запомнить термины и расширить кругозор, словарный запас.
Исходя из охарактеризованной выше цели были поставлены следующие задачи:
- способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явления и др.);
- учить детей думать критически (творчески);
- развивать в них умение работать совместно с другими людьми;
- создать на уроке атмосферу партнёрства, совместного поиска и творческого решения проблем.
В своей работе я руководствуюсь следующими нормативными документами:
- Закон об образовании.
- Концепция модернизации российского образования.
- Программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования и науки Российской Федерации.
-Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Методическое обеспечение:
В 5 классе по новым стандартам ФГОС с 2023 года по географии и математике обучение по программе Н.А.Максимова, Т.П.Герасимова и др и Н.Я.Виленкина соответственно.
В 6-9 классах обучение географии по программе Е. М. Домогацких, А.И. Алексеевского
В 7-9 классах по физике и информатике по программам А.В.Пёрышкин и др. и И.Г.Семакин и др соответственно
При разработке системы своей педагогической деятельности я остановился на элементах технологии развития индивидуального стиля учебной деятельности обучающегося на уроках.
В своей работе я опираюсь на современную технологию учебно-познавательной деятельности, которая знакома и близка каждому школьнику. Разработан план индивидуального развития учащегося, который позволяет современному учителю достичь необходимого и достаточного уровня индивидуализации учебного процесса на уроках географии, и ведётся данная работа на каждом уроке и на каждом мероприятии и во внеурочное время.
Для реализации поставленных задач я использую различные методы работы:
репродуктивный, проблемного изучения, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый и исследовательский. Все эти методы направлены на развитие учебного успеха ученика на уроках географии.
Репродуктивный – использую при закреплении, повторении, при самостоятельной работе по составлению описания географического объекта.
Объяснительно-иллюстративный – при изучении нового материала, новых понятий: солнечная радиация, климатические пояса. Дети воспринимают готовую информацию (слушают, смотрят, читают, запоминают) т.е. закладывается основной запас знаний, на базе которого можно самостоятельно добывать новые.
Частично-поисковый исследовательский метод использую на уроках географии в 6-9 классах. При изучении темы «Погода, ее влияние на здоровье человека» (деловая игра).
Формы организации учебной деятельности на уроках разнообразны: индивидуальная, групповая, коллективная.
Осуществляю дифференцированный подход к учащимся в обучении географии, что обеспечивает каждому ученику условия для максимального развития его способностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов. При этом мысленно объединяю учащихся в несколько временных типологических групп в соответствии с их интересами или успехами в изучении географии. Строю учебный процесс в соответствии с реальными учебными возможностями каждой группы. Использую приёмы обучения, отвечающие особенностям каждой группы. Предлагаю детям задания разного уровня сложности: творческие, проблемные задания или репродуктивные. Осуществляю дифференциацию также и по характеру помощи учащимся.
На своих уроках для усвоения новой темы каждым учеником применяю коллективно-групповой способ обучения, особенно в рамках введения ФГОС в ООО, начиная с 5 класса. Работа в группах – это, прежде всего, возможность общения, дефицит которого постоянно наблюдается в семье, в школе. Коллективно-групповая работа побуждает к действию, к активному сотрудничеству и повышает ответственность учащихся. Она даёт возможность не только поднять интерес к географии, а также развивает творческую самостоятельность учащихся, учит работать с различными источниками знаний. Организация такого урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений.
В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, изложения кратких, но точных выводов. Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения урока, чем снимается бесконечная традиционность урока. Уроки позволяют применять элементы занимательности, что повышает интерес к предметам.
Групповую форму урока применяю в 7-9 классах. Так, в 8-ом классе, при изучении темы «Озёра», я разделил класс на две группы. Учебные возможности детей в классе неровные. При формировании групп для работы на уроке старалась рассадить детей так, чтобы в одной группе были учащиеся с различными уровнями обучаемости, так как на уроке отрабатывала новый материал.
Урок по теме «Озёра» был запланирован как урок изучения нового материала. Цели урока: создать условия для развития самостоятельной деятельности учащегося с целью формирования понятия «озеро», представлений о типах озёрных котловин, сточных, бессточных озёрах; способствовать развитию умения работать с текстом учебника; воспитывать умения общаться в коллективе при выполнении совместной работы. Для наиболее успешного достижения поставленных целей урок был организован следующим образом. На начальном этапе для повышения мотивации учащимся предложена загадка по теме урока. Для актуализации знаний использован приём «веер» ( на листе бумаги дети, сидящие на одном ряду записывают свои ассоциации на доске).
При закреплении материала вновь организована работа в группах. Задание: определить озеро по географическим координатам, по карте выяснить, является ли данное озеро сточным или бессточным, солёным или пресным. По окончании этого этапа работы мною применяется мягкая форма контроля – взаимоконтроль между группами. В результате выявлена группа, справившаяся с заданием и группа, не справившаяся с работой, выявлены основные ошибки, допущенные при выполнении заданий. Заключительный этап урока – рефлексия. Самооценка каждого ученика – что усвоено на уроке и над чем ещё надо потрудиться. Как результат рефлексии – дифференцированное домашнее задание, при выполнении которого каждый ребёнок уже знает, на что следует обратить особое внимание.
При групповой работе ученики самостоятельно и с помощью учителя работают с различными источниками знаний, это приобщает их к работе с учебной литературой. Такая организация урока развивает умение отбирать нужный материал, оценивать его, умение кратко излагать свои мысли, делать выводы.
Роль учителя на таком уроке – координировать деятельность учащихся, следить за работой групп, оказывать помощь по мере необходимости. В результате учащиеся в ходе изучения нового материала проявляют самостоятельность. Отсутствие скованности на уроке и необычность формы его проведения вызывает интерес к изучаемому материалу.
На уроках по выше перечисленным предметам постоянно стараюсь использовать компьютерные технологии и возможности Всемирной паутины, что для современного поколения школьников знакомо и доступно. Сайты «Решу ВПР», «Решу ОГЭ», «Учи.ру» стимулируют учащихся и помогают ликвидировать пробелы по западающим темам.
Считаю принципиально важным стимулировать самостоятельную познавательную деятельность школьника, поэтому активно использую на уроках географии ролевые игры, например: «Экскурсионное агентство» (9 класс, тема «Связь. Сфера обслуживания»), «Путешествуем по пруду Стрелка» (6 класс, тема «Озера родного края) и т. д.
Особое внимание уделяю проблеме профессионального самоопределения. Профориентационные уроки в системе специализированной подготовки учащихся к жизни помогают им сознательно выбрать будущую профессию. Например, при изучении темы «Картографическая съёмка местности» в 6 классе мои ученики знакомятся с профессиями топографа и геодезиста; а, изучая тему «Общая характеристика рельефа России» в 8 классе, учащиеся узнают о профессиях геолога, геоморфолога, вулканолога, сейсмолога, эколога.
Остановлюсь подробнее на использовании электронных образовательных ресурсов на уроках географии. Замечу, что применение ИКТ и электронных образовательных ресурсов оправдано и они дают более существенные результаты по сравнению с другими формами обучения. Прежде всего, это организация индивидуального и дифференцированного обучения учащихся, использование виртуальных лабораторий, компьютерных моделей для организации исследовательской деятельности школьников, вовлечение учащихся в проектную деятельность с использованием сети Интернет. Использование ИКТ на уроках позволяет мне:
- Организовать индивидуальное интерактивное обучение;
- Использовать анимацию, компьютерные модели и виртуальные лаборатории для демонстрации;
- Проводить компьютерные практические работы;
- Организовывать исследовательскую и проектную деятельность учащихся;
- Осуществлять контроль знаний учащихся с использованием компьютерных программ или технологий дистанционного обучения.
В своей работе я использую мультимедиа-курс «Уроки географии Кирилла и Мефодия» и цифровые электронные носители, в которых учебный курс состоит из тематических уроков, содержащих теоретический материал, дополненный картами и иллюстрациями, анимациями, видеороликами, схемами и таблицами, интерактивными тренажерами и упражнениями. В состав курса включены: интерактивные карты, энциклопедические статьи, тесты и проверочные задания, видеофрагменты, термины и понятия в справочнике.
На уроках учащиеся самостоятельно составляют и защищают свои презентации, решают тесты онлайн, работают на интерактивной доске: оформляют карты (контурные), решают задачи географические.
В течение года, в рамках недели географии были проведены следующие мероприятия:
- Презентация проекта «Семь чудес России» для – 6 кл.
- Брейн-ринг между 5 и 6 классами.
- Подвижная географическая викторина «По странам и континентам» - 7 кл.
- Игра «Самый умный» - 8 кл.
- Весёлая и серьёзная география – 9 кл
Количество успевающих на «4» и «5» в 2022-2023 учебном году составляет 51%.
Я систематически работаю над повышением своего профессионального мастерства, регулярно изучаю новинки методической литературы, внедряю в опыт своей работы новые технологии.
В 2023 г. проводил открытое мероприятие, посвящённое Дню Космонавтики и 165-летнему юбилею учёного, отца советской космонавтики и популяризатора науки К.Э.Циолковского.
Для усовершенствования своей педагогической деятельности вхожу в состав ШМО учителей естественно-математического цикла. В ходе работы группы организовываются взаимопосещения и анализ учебных занятий, традиционные педагогические семинары, школьные конференции. Эти формы позволяют оперативно приводить мой профессионально-квалификационный уровень в соответствие с потребностями практики.
Имею публикации на сайтах «Педсовет. Орг.», «НСпортал», «Учпортал».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ учебной деятельности и планирование результатов работы ученика
Лист для самоанализа учебной деятельности и планирования результатов работы на четверть для учеников....
Формирование у учащихся навыков самоанализа учебной деятельности в старших классах на уроках английского языка
Статья рассматривает основные элементы системы формирования самоанализа на уроках английского языка в старших классах....
"Самоанализ педагогической деятельности учителя истории Трубниковой С.Е. за 2014- 2015 учебный год"
Методическая проблема: «Формирование ключевых компетенций учащегося на уроках истории и обществоведческого цикла в свете перехода на ФГОС ООО». Проблема самообразования: «Объяснительно-иллюстрати...
Самоанализ педагогической деятельности Рыбаковой Веры Васильевны, учителя технологии высшей квалификационной категории МБОУ «Буторлинская основная общеобразовательная школа Вязниковского района Владимирской области». 2014 – 2015 учебный год.
Цель педагогической деятельности: Создание условий для воспитания ребёнка – личности, подростка – личности, у которого гражданск...
Самоанализ профессиональной деятельности за 2014-2015 учебный год
Самоанализ профессиональной деятельности за 2014-2015 учебный год...
Самоанализ педагогической деятельности за 2012-2013 учебный год
Педагогическая деятельность за указанный период...
Самоанализ учебной деятельности
анализ работы за последних три года...
- Мне нравится (1)