урок географии 9кл "Освоение территории и население Центральной России"
методическая разработка по географии (9 класс)
Урок географии 9кл Экономические районы. Центральная Россия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_osvoenie_territorii_i_naselenie_tsentralnoy_rossii.docx | 28.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №6
Имени Героя России Шерстянникова Андрея Николаевича
Усть-Кутского муниципального образования Иркутской области
Урок географии по теме:
«Освоение территории и население Центральной России»
2022-2023уч.год.
Технологическая карта урока
- ФИО учителя: Еланцева Анастасия Александровна, учитель географии МКОУ СОШ №6 им.Шерстянникова А.Н. УКМО
- Класс: 9
- Тема урока: «Освоение территории и население Центральной России»
- Учебник: Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др. «География 9кл.», -М.:»Просвещение», 2019г. (УМК «Полярная звезда»)
- Тип урока: Открытие новых знаний
- Методы и приемы обучения: критическое мышление, проблемный, беседа, работа с атласом, учебником, табличными и статистическими данными, составление характеристики народов, тестирование, работа с презентациями, сообщения учащихся.
- Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная
- Цель урока: Раскрыть, как осуществлялось заселение территории Центральной России. Определить, какие народы живут в Центральной Рос сии.
- Задачи: 1. Образовательные: Определение влияние географического положения, природных условий и ресурсов района на процесс хозяйственного освоения территории, знание языковых семей, языковых групп и народов, населяющих Центральную Россию.
2.Воспитательные: Формирование осознанного, толерантного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, , ценностям народов мира;
3. Развивающие: Формировать познавательный интерес через использование ИКТ,
умения устанавливать причинно-следственные связи, составлять характеристики народов, навыки работы с картами и статистическими материалами;
- Планируемые результаты: 1. Предметные: Знать понятия по изучаемой теме, особенности заселения территории Центральной России. Языковые семьи и группы, к которым относятся народы Центральной России, их основные ремесла и промыслы, хозяйственную деятельность.
2.Метапредметные: Умение говорить, аргументировать, выбирать нужную информацию. Планирование и регуляция и контроль своей деятельности. Умение работать с картами атласа, статистическими и табличными данными.
3. Личностные: Формирование уважительного и доброжелательного отношения к людям, их культуре, мнению, мировоззрению. Толерантное отношение к представителям разных народов России.
- Ценностный компонент урока: разнообразие видов деятельности и подвижность населения — залог развития Центральной России;
- Средства обучения: Карты атласа «Плотность населения России», «Народы России», презентации, проектор, компьютер, тесты, тексты
- Географическая номенклатуры и термины: Центральный район, Волго-Вятский район, Центрально-Черноземный район, демография, этнография, этнос, языковые семьи, группы, народы Центральной России.
Урок был проведен для родителей 9 – го класса в День открытых дверей
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||||||||||||
Организационный этап. | Приветствие. | Приветствие. | ||||||||||||||||
Актуализация. Целеполагание. | Посмотрите на доску подумайте, что может объединять следующие иллюстрации: Московский Кремль, Береза, портрет девушки в русском народном костюме, матрешка. О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Все эти три объекта являются символами не только всей России, а отдельной ее части – Центральной России. На прошлом уроке мы рассмотрели географическое положение Центральной России, а сегодня мы остановимся на теме «Освоение территории и население Центральной России» Зачем нам изучать эту тему? | Обучающиеся предлагают свои варианты темы урока и его цели Ребята говорят о необходимости изучения истории и географии своей Родины, своего народа, о патриотизме. | ||||||||||||||||
Проверка домашнего задания | Выполнение теста. 1. Какой район не входит в состав Центральной России? А) Центральный; 2. Связи с окраинами Центральной Росси осуществлялись в 11-16 веках А) по рекам; 3. Центральная Россия имеет ….. положение А) периферийное; 4. Соседними странами, имеющими границу с Центральной Россией, являются: А) Украина; 5. Транспортная сеть Центральной России представлена: А) автомобильными дорогами; 6. Центральная Россия А) богата природными ресурсами; 7. В Центральной России есть крупное месторождение А) бурого угля; 8. Развитию экономики Центральной России благоприятствуют А) природные условия и ЭГП Правильные ответы:1Г 2А 3Б 4АБГ 5Г 6Б 7Г 8В Алгоритм оценки (самооценки) “5” – 10 правильных ответа; | Обучающиеся выполняют тест. Меняются работами. Работа в парах. По шаблону проверяют тесты. Используя критерии, оценивают друг друга. | ||||||||||||||||
Этап усвоения новых знаний | Центральные районы европейской части России - это территория, где начиналось формирование Русского государства. Работа с учебником. Задание1: Откройте п22 Прочитайте текст на стр.88 кратко ответьте на вопросы, записанные на доске: (в тетради) 1) Когда и за счет чего сложилось население Центральной России? 2) Какие города Центральной России самые древние? 3) Как повлияло татаро-монгольское нашествие на заселение? | 1.Обучающиеся работают с текстом учебника, отвечают на вопросы письменно, в тетради. ЭОР: https://resh.edu.ru/subject/lesson/1885/start/ 2. Отвечают на вопросы устно, делают вывод о том, что население Центральной России сложилось за счет смешения славян, проникавших на эту территорию с юго-запада начиная с 6 века, с финно-угорскими племенами. Формирование население шло длительное время. К 9в. были построены города Муром, Смоленск, Ростов. В степной зоне населенные пункты подвергались постоянным набегам монголо-татарских племен. Поэтому, население уходило в лес. Жизнь здесь была безопаснее. Концентрация населения увеличивалась. Особенно вокруг Москвы, упоминание о которой появилось уже в летописях в 1147году. По мере своего укрепления Московское государство продвигало границы все дальше к югу и востоку. | ||||||||||||||||
Задание 2: Работа с таблицей учебника на стр. 222 Работа со статистическими и табличными данными. А) Найти площадь Центральной России Б) Численность населения В) Найти плотность населения Г) Сравнить плотность населения, которую Вы нашли с плотностью карты атласа на стр.12 Д) Найти долю городского и сельского населения | 1.Работают с таблицей на стр. 222 А) Находят площадь ЦР: 916 000 км2 (S) Б)Численность населения: 46 548 000 чел.=46 млн. (H) В)Плотность населения по формуле. р = Н/S Г) Работают с картой «Плотность населения России» стр.12 атласа Д) 75% городское, 25% сельское население | |||||||||||||||||
Самым многочисленным народом Центральной России являются русские. Предков русских в старину называли Великороссами. Портреты размещены на доске. В 19в ученые-этнографы так описывали Великороссов. «Великороссы, составляющие основную часть населения Центральной России, - народ довольно видный, статный и красивый. Борьба с трудностями в условиях суровой природы сделала их выносливыми, терпеливыми, малотребовательными к благам жизни. Сезонность сельскохозяйственных работ определила особый ритм жизни. Короткое лето с неустойчивой погодой заставляло работать быстро, напрягая все силы, сообща, «всем миром». Долгая зима, давая продолжительный досуг, позволяла заниматься разнообразными ремеслами. Неблагоприятные природные условия учили выживать, поэтому население с давних пор отличалось предприимчивостью, энергией и подвижностью.» Работа с текстами (устно) Вопрос: Какие черты характера Велокоросса были воспитаны природой? | 1.Ребята работают с текстами, отвечают на вопрос. Делают вывод о том, что на формирование населения Центральной России оказало влияние не только географическое положение района, но и факторы природы (климат, наличие рек, природные зоны: лес и степь) | |||||||||||||||||
Национальный состав Центральной России. Задание1: Выписать в тетрадь народы, о которых пойдет речь в презентации. Задание2: Используя карту атласа «Народы» стр.13 заполнить таблицу в тетради.
| 1.Сообщение ученика – презентация (Невинская Арина) 2. Обучающиеся выписывают народы, работают с картой атласа. Дают характеристику народов, заполняя таблицу в тетради. ЭОР: https://resh.edu.ru/subject/lesson/1885/start/ | |||||||||||||||||
Народные промыслы Задание: Выписать в тетрадь виды деятельности, о которых пойдет речь в презентации Вопрос: Чем объяснить разнообразие видов деятельности населения Центральной России? | 1.Сообщение ученика – презентация (Челкашина Валерия) 2. Слушают, смотрят презентацию и выписывают в тетрадь народные промыслы. 3. Делают вывод о том, что разнообразие видов деятельности населения Центральной России объясняется разнообразием природных условий, расположением ресурсов для ведения хозяйства, культурными особенностями народов. | |||||||||||||||||
Города Центральной России. ЦР – высокоурбанизированный регион нашей страны. Города выполняют различные функции. Они могут быть административными центрами, транспортными узлами, рекреационными центрами, центрами науки и культуры и т.д. Москва, Нижний Новгород и Воронеж являются городами-миллионерами.
Задание: Какие функции выполняют Москва, Воронеж, Нижний Новгород, Ярославль, Чебоксары. | 1.Сообщение ученика - презентация (Гузеева Дарья) 2. Называют функции городов: Москва – столица России, транспортный узел, культурный и научный центр, Воронеж – областной центр, центр машиностроения (самолетостроение), Нижний Новгород – центр автомобилестроения, Ярославль – областной центр, культурный и рекреационный центр, Чебоксары – столица Чувашии. | |||||||||||||||||
Закрепление знаний | Верно-неверно (устно) 1.Территория Центральной России плотно заселена + 2.Население ЦР в основном проживает в городах + 3. В национальном составе преобладают русские + 4.В регионе нет городов-миллионеров – 5.Ц.Р. – самая густонаселенная часть страны + 6.Русские относятся к индоевропейской языковой семье + 7.Трудовые ресурсы ЦР отличаются высокой квалификацией + 8. Для ЦР характерен однонациональный состав населения - | Находят верные и неверные утверждения устно. | ||||||||||||||||
Подведение итогов. Рефлексия | Итак, наш урок подходит к концу. Нам необходимо подвести итог. Достигли ли мы целей, которые поставили в начале урока? Какой вывод по уроку мы можем сделать? Понятен ли Вам материал урока? Оцените свою деятельность на уроке по 5-ти бальной шкале. Выставление оценок за урок. | Ребята высказывают свое мнение, дополняют друг друга. Оценивают свою деятельность на уроке | ||||||||||||||||
Домашнее задание | П22, работа с картами атласа стр.12-13 На контурную карту нанести города Центральной России. |
Информационные источники:
- Учебник: Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др. «География 9кл.», -М.:»Просвещение», 2019г. (УМК «Полярная звезда»)
- Атлас «География России 8-9класс», 2019г.
- География поурочные разработки 9 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Николина В.В. Российская академия наук, Российская академия образования М. : Просвещение, 2010. (Полярная звезда)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку географии в 9 классе "Хозяйство Центральной России"
Презентация к уроку географии в 9 классе по теме "Хозяйство Центральной России". К учебнику "География России" В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе....
Разработка урока "Население Центральной России"
Данный урок является интегрированным с уроком информатика. На уроке использовались исследовательский метод, Икт-технологии (интерактивная доска). Урок был мною проведен в рамках дистанционого обучения...
Освоение территории и население Центральной России.
Тема: Освоение территории и население Центральной России. Цель:ü Раскрыть взаимосвязи между природой, населением и хозяйством на территории Ц...
Особенности формирования населения Центральной России и проблемы природопользования.
В конспекте урока отображен метапредметный подход в школьном обучении (работа с русским языком на уроке географии)...
Технологическая карта урока географии 9 класс "Народные промыслы Центральной России"
Тема урока: Народные промыслы Центральной России.Тип урока: Открытие нового знания.Цель урока: Создание условий для формирования целостного представления учащихся о народных промысла...
Технологическая карта. Урок география. ФГОС. 9 класс. Тема: "Центральная Россия. Географическое положение. Практическая работа № 4 . Сравнение географического положения и планировки Москвы и Санкт-Петербурга".
Урок практикум. Изучения нового материала. УМК линии учебников под редакцией И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е. Савельева. География: География России. Природа. Население. Х...
Презентация к уроку географии в 9 классе "Пространство Центральной России"
Презентация к уроку географии в 9 классе. Подготовил учитель географииМКОУ «Любостанская СОШ»Булгаков С.В. Тема: Пространство Центральной России.Цель урока: об...