Освоение территории и население Центральной России.
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему
Тема: Освоение территории и население Центральной России.
Цель:
ü Раскрыть взаимосвязи между природой, населением и хозяйством на
территории Центральной России;
ü Способствовать духовно - нравственному воспитанию обучающихся.
ü Воспитывать экологическое сознание, любовь к окружающей среде.
Задачи:
ü определить влияние географического положения, природных условий и ресурсов района на процесс хозяйственного освоения его территории;
ü рассмотреть характерные особенности хозяйственной деятельности населения на разных этапах освоения территории Центральной России;
ü развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, составлять опорные конспекты, навыки работы с картами и учебником;
ü воспитывать уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osvoenie_territorii_i_naselenie_tsentralnoy_rossii.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Освоение территории и население Центральной России.
Цель:
- Раскрыть взаимосвязи между природой, населением и хозяйством на
территории Центральной России;
- Способствовать духовно - нравственному воспитанию обучающихся.
- Воспитывать экологическое сознание, любовь к окружающей среде.
Задачи:
- определить влияние географического положения, природных условий и ресурсов района на процесс хозяйственного освоения его территории;
- рассмотреть характерные особенности хозяйственной деятельности населения на разных этапах освоения территории Центральной России;
- развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, составлять опорные конспекты, навыки работы с картами и учебником;
- воспитывать уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни русского народа.
Тип урока: изучения нового материала.
Оборудование: Карты «Плотность населения», «Народы России», «народные промыслы России», «Золотое Кольцо России».
Ход урока.
1. Орг. момент.
2. Проверка изученного материала –вставить в текст пропущенные слова (взаимоконтроль)
В Центральной России выделяют 3 экономических района: Центральный, Центрально-Черноземный и Волго-Вятский.
Центральная Россия находится в центре Восточно-Европейской равнины. Отсюда берут начало крупные реки Днепр, Дон, Западная Двина, Волга
Здесь расположены природные зоны: тайга, смешанные леса, лесостепь, степь
Регион находится на пересечении крупных транспортных магистралей. Единственным недостатком является отсутствие выхода к морю.
Центральная Россия небогата полезными ископаемыми. Из значимых запасов выделяются огромные запасы железной руды КМА.
Мотивация деятельности : эвристическая беседа. Подумайте, что может объединять следующие предметы и сооружения: колосья пшеницы, матрешка, Золотое кольцо России. Все эти три объекта являются символами не только всей России, а отдельной ее части – Центральной России.
3. Объявление цели и задач урока.
4. Объяснение нового материала учителем
Центральная Россия является ядром формирования русского народа в результате слияния славян и финно-угорских племен, которые населяли территорию данного района. Именно отсюда русские расселялись на север, юг и восток нашей страны.
Сегодня на территории Центральной России проживает около 45 миллионов человек, что составляет 31 % от общей численности населения. Средняя плотность населения (карта плотности в атласе) -46 человек на кв.км. Размещено население неравномерно наибольшая плотность на территории Московской области более 300 чел. На кв.км, всего 13 чел на кв. км на востоке – Кировская, Костромская обл. Доля городского населения 73% как мы видим –это наиболее урбанизированный район, но на юге уровень урбанизации значительно ниже. Три наиболее крупных города – города миллионеры- какие??? Москва и Нижний Новгород, Воронеж Отличается неблагоприятной демографической ситуацией отрицательный естественный прирост не компенсируется миграционными процессами из других регионов из-за чего численность населения уменьшается. Преобладает пожилое населения, за исключением Марийской, Мордовской, Чувашской республик, где традиционно высокий уровень рождаемости. |
5. Работа с учебником стр. 56
Как происходило заселение территории (межпредметные связи с историей), что такое Дикое поле.
Как происходило заселение лесной и степной зон, широтный отрезок реки Ока карта степь от лесной зоны.
Работа с текстом учебника.
Лесная зона Безопасная Заселялась и развивалась быстрее, строились города | Степная зона Страдала от набегов монголо-татар Заселялась постепенно по мере укрепления государства Российского |
Московское государство укрепляется продвигается к югу и востоку. Появляются (засечные черты), что это такое и зачем они были нужны.
6. Особенности национального состава Центральной России
7. Работа с картой.
Русские – индоевропейская языковая семья
Марийцы, мордва – уральско-юкагирская языковая семья
Чуваши – алтайская языковая семья, тюркская группа. (потомки волжских булгар один из многочисленных народов России – 5 место)
7. Занятие населения. Работа с текстом.
Лесная зона – Нечерноземье Лето –земледелие, также скотоводство Холодное и длинная зима способствовали освоению новых видов деятельности и Ремесленничество кустарные промыслы Отход в города на заработки | Степная зона –Черноземье Главная хлебная база – земледелие Отход крестьян В Новоросиию и Степное Заволжье ( 25% уходило), что затрудняло развитие регионов |
Кустарные промыслы давали больше дохода, чем с/х деятельности. Кустарные промыслы закреплялись и развивались в целые производится. В лесных районах было дерево, в южных - изделия из металла, глиняная, фаянсовая посуда.?
8. Закрепление изученного материала
- Какова численность населения
- В чем существует демографическая проблема населения Центральной России
- Каков национальный состав населения
- Назовите и покажите самые большие по численности города.
- Где проживает наибольшее количество населения в городах или селах
- Основное занятие населения
- Народные промыслы, как они появились, какие запомнили?
Д/з п.12. № 5 письменно сообщение о Ярославле, Н.Новгороде.
9. Подведение итогов .
Население Центральной России проживает более чем в 400 городах 40 из них очень древние городах. Многие из них появились в советское время как промышленные центры или города науки. У каждого города своя история и своя слава. Наиболее притягательны города Золотого кольцо России.
Проверочная работа ( взаимопроверка).
В Центральной России выделяют 3 экономических района: _____________________________, __________________________ и ______________________________.
Центральная Россия находится в центре _________________________ равнины. Отсюда берут начало крупные реки ______________,_______________,__________________,_______________
Здесь расположены природные зоны: ____________ , _________________, ______________, ____________________
Регион находится на пересечении крупных ______________________. Единственным недостатком является отсутствие выхода к ________________.
Центральная Россия _______________ полезными ископаемыми. Из значимых запасов выделяются огромные запасы _______________________ .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Население Центральной России"
Данный урок является интегрированным с уроком информатика. На уроке использовались исследовательский метод, Икт-технологии (интерактивная доска). Урок был мною проведен в рамках дистанционого обучения...
Поволжье: освоение территории, города, население.
Самостоятельная работа «Поволжье: освоение территории, города,население» с использованием мультимедийного учебника издательства «Дрофа» для 9 класса. Учащиеся быстро усваивают и анализируют новы...
КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ НА ТЕМУ "ДАЛЬНИЙ ВОСТОК: ОСВОЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ И НАСЕЛЕНИЕ
1. Плюсы ЭГП Дальнего Востока? - омывается двумя океанами, - преобладание равнин в южной части Дальнего Востока, (Зейско-Буреинская и Приханская )- размещение в южной части Дальнего Востока ...
Европейский север Освоение территории и население
Конспект урока географии 9 класс Европейский север Освоение территории и население...
Поволжье: освоение территории и население.
УМК "Полярная Звезда"...
Урок географии в 9 классе по теме: "Сибирь: освоение территории и население"
Тема: Сибирь: освоение территории и население...
урок географии 9кл "Освоение территории и население Центральной России"
Урок географии 9кл Экономические районы. Центральная Россия...