Разработка урока "Население Центральной России"
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему
Данный урок является интегрированным с уроком информатика. На уроке использовались исследовательский метод, Икт-технологии (интерактивная доска). Урок был мною проведен в рамках дистанционого обучения для малокомплектной школы. Используя Интернет и программу скайп урок был проведен слвместно для двух школ. Если кого-то интересует методика дистанционного обучения могу поделиться опытом работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_naselenie_centr.rossii.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интернет-урок
(Если невозможно использование Интернета, то можно пользоваться созданным мною веб-узлом, который является копией интернет-сайта)
Тема урока: Население Центральной России.
Цели урока: 1.Сформировать знания об особенностях населения Центральной России (численности, национальном составе, соотношении городского и сельского населения).
2.Познакомиться со статистическими источниками информации на Интернет-сайте.
3. Прививать интерес к демографической ситуации в Мордовии с помощью построения и анализа диаграмм в программе Microsoft Office Word
Средства обучения: Персональные компьютеры, проектор, Презентационная программа, ресурсы Интернета на сайте Государственного комитета статистики, атласы, карточки, раздаточный материал.
Тип урока: интегрированный урок географии и математики. Использование ИКТ-технологий, исследовательской деятельности учащихся.
Ход урока:
1. Организационный момент.
(организация рабочего места учащихся)
2. Знакомство учащихся с эпиграфом к деятельности на уроке:
Скажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
дай мне действовать, и я пойму.
(Из этого эпиграфа вытекает форма проведения нашего урока - исследовательский)
3. Постановка темы и целей урока.
Задачи для исследовательской деятельности (записаны на доске:
- определить численность населения в Центральной России,
- определить тенденцию изменения численности населения,
- определить народы, проживающие в данном регионе,
- определить типы населенных пунктов, характерных для Центральной России, соотношение городского и сельского населения,
- определить соотношение мужского и женского населения,
- охарактеризовать демографическую политику в Мордовии, в районе, в селе.
4. Изучение нового материала:
Реализация задач исследовательской деятельности:
- Работа с Интернет-ресурсами: сайт Госкомстат (официальный сайт статистики)
а) Знакомство учащихся с адресом Инетернет-сайта, на котором можно получить современную информацию Государственного комитета статистики. Адрес в поисковой системе Яндекс: www.gks.ru
б) Работа с автономной веб-страницей: просмотрите содержание данной странички и найдите рубрику «Графический материал». Она поможет получить нам необходимую информацию. Определите, какие субъекты Федерации имеет наибольшее количество населения? Сравните с другими регионами России.
в) Изменение численности населения Центральной России соответствует изменению населения России. Поэтому давайте посмотрим, как изменялась численность населения России? Откройте раздел «Визуализация динамики демографических процессов».
г) Работа с рубрикой «Демография». Анализ демографической ситуации.
д) Работая по данному адресу Интернета, мы можем получить данные по любому региону нашей страны. Территория Республики Мордовия тоже расположена на территории Центральной России. Давайте поинтересуемся: какова демографическая ситуация в нашей республике?( Если работаем по веб-узлу, то открываем рубрику «Численность населения субъектов Федераций). Знакомство с данными статистики.
В тетрадях формирует вывод исследовательской работы (численность населения, тенденция изменения численности населения)
- Работа с картой «Народы»: определить какие народы проживающие на территории Центральной России самые многочисленные (запись в тетради)
- Работа с интерактивной доской (выбрать многочисленные народы данного региона)
- Работа с интерактивной доской (определить типы населенных пунктов) (запись в тетради),
-
а) Работа учащихся по карте народов России (Выявить, какие народы населяют территорию Центральной России). Запись данных в тетради под цифрой 1.
б) Работа учащихся по карте «Основная полоса расселения» (Определить среднюю плотность населения на данной территории. Выявить какова плотность по сравнению с другими регионами.) Запись данных в тетради под цифрой 2.
в) Вопрос к учащимся: Как вы думаете, при такой высокой плотности населения в данном регионе, где проживает основная масса населения? В сельской или городской местности?
г) Вопрос к учащимся: Всегда ли постоянно соотношение городского и сельского населения.
д) Динамика изменения городского и сельского населения в среднем соответствует изменению по территории России.
Работа учащихся по диаграмме, характеризующей изменение численности населения.
е) Работа учащихся с картой «Плотность населения». (Определить города-миллионеры на территории Центрального района). Записать в тетрадь под цифрой 3.
После того, как учащиеся сделали запись, проверяем, правильно ли выполнили задание? (Москва, Нижний Новгород).
- Работа учащихся в веб-узлом:
- Работа в программе Microsoft Office Word
Учащиеся открывают в меню «мастер диаграмм» (Вид – панели инструментов – настройка – вставка – диаграмма. Удобнее, если мастер диаграмм заранее вынесен на панель инструментов) и заносят данные, взятые с веб-узла. Для удобства работы данные уже распечатаны в раздаточном материале. Построив диаграмму, учащиеся в тетради делают ее анализ. Построение диаграммы можно предложить разноуровневое: по данным таблицы 1- учащимся, затруднившимся в данной работе, остальные могут построить и по данным таблиц 2, 3.
5. Закрепление изученного материала:
а) Воспроизведение целей урока.
б) Работа по вопросам карточек, которые содержат разноуровневый характер вопросов.
6. Итог урока.
Домашнее задание: параграф «Население Центральной России»
Численность населения Мордовии на 1 января 2006 года
1990 | 1992 | 1994 | 1996 | 1998 | 2000 | 2002 | 2004 | 2006 | |
все население | 963778 | 960443 | 958247 | 949061 | 935013 | 918443 | 897136 | 876105 | 856833 |
городское население | 547216 | 553674 | 553970 | 553438 | 549789 | 545096 | 535337 | 520657 | 506881 |
сельское население | 416562 | 406769 | 404277 | 395623 | 385224 | 373347 | 361799 | 355448 | 349952 |
Ответьте на вопросы:
1. Кто проживает на территории Центральной России _________________________________________________________________
2. Чему равна средняя плотность населения в данном регионе _________________________________________________________________
3. Входит ли территория Центральной России в основную полосу расселения _________________________________________________________________
4. Какие города относятся к городам-миллионерам _________________________________________________________________
5. Где проживает большая часть населения региона: в городе, в селе_______________________________________________________________
6. Где можно получить современную статистическую информацию о демографических показателях населения? _________________________________________________________________
7. Как изменяется численность населения Мордовии?
_________________________________________________________________
8*. В чем причина высокой плотности населения на территории Центральной России?___________________________________________________________
9*. В чем причина отрицательного прироста населения Центральной России?
__________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку: "Экономика Центральной России".
материал к уроку раздела географии 9 класс Центральная Россия....
Разработка урока "Центральная Россия.
Материал для проведения урока "Центральная Россия" содержит разработку урока , тест, оценочный лист, рефлексия, контур для графической работы и т.д....
Методическая разработка урока географии по теме: "Центральная Россия"
Гостеприимство, любовь к родной земле, к природе, почитание традиций – вот бесценное богатство народа, населяющего Республику Тыва. Кызыл располагает гостиницами, современными кафе, рестор...
Тест "Центральная Россия и С-Западная Россия"
Центральная Россия и С-Западная Россия...
Итоговый тест по теме « Центральная Россия» , составлен по учебнику «География России. Население и хозяйство». Дронов В.П., Ром В.Я.
Итоговый тест по теме « Центральная Россия» , составлен по учебнику «География России. Население и хозяйство». Дронов В.П., Ром В.Я. Тесты адаптированы для детей с ослабленным здоровьем, которые поз...
Разработка открытого урока по географии на тему: "Население и народные промыслы Центральной России"-8 класс
Урок направлен на формирование у учащихся представления о населении Центральной России, его обычаях и традициях, а также ознакомление с историей возникновения и развития народных промыслов России, их ...
Занятие - заочная экскурсия: «Путешествие по регионам России. Центральная Россия»
Разработка занятия. Заочная экскурсия "Путешествие по регоионам России. Центральная Россия"...