Урок географии
план-конспект занятия по географии (8 класс)

Разработка урока по географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_geografii.docx281.07 КБ

Предварительный просмотр:

                 8 класс

Тема: Россия на карте мира.

Цели: 1. Рассмотреть главные черты географического положения России и их  влияние на   особенности природы.

            2. познакомить учащихся с морскими и сухопутными границами, пограничными государствами России.

            3.формировать умения выполнять практические задания по географическим картам.

Оборудование: физическая карта России, политико-административная карта России,  атласы.

                                    Ход урока:

  1. С 1922 до 1991 года Россия входила в состав СССР, в который входило 15 республик. С 1991 года Россия и остальные республики стали самостоятельными государствами и объединились в СНГ (в него вошли 12 республик).

Россия – Москва

Украина – Киев

Белоруссия – Минск

Молдавия – Кишинев

Армения – Ереван

Грузия – Тбилиси

Азербайджан – Баку

Казахстан – Астана

Узбекистан – Ташкент

Киргизия – Бишкек

Таджикистан – Душанбе

Туркмения – Ашхабад

Российская Федерация – федеративное государство, т.е. объединение 85 равноправных регионов – субъектов федерации.  В федерации имеются единые органы власти: президент, Государственная Дума, Правительство и др. В числе 85 субъектов:

22 республика

9 краев

46 областей

1 автономная область

4 автономных округа

3 города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург, Севастополь.

По указу Президента России в мае 2000 года с целью укрепления федеральной государственной власти и контроля за исполнением законов Конституции России, решений федеральной власти в субъектах Федерации Россия была поделена на 7 федеральных округов:

Центральный – Москва

Северо-Западный – Санкт-Петербург

Южный – Ростов-на-Дону

Приволжский – Нижний Новгород

Уральский – Екатеринбург

Сибирский – Новосибирск

Дальневосточный – Хабаровск

Федеральные округа подчиняются Президенту через назначенных им полномочных представителей Президента.

В 2010 году из Южного федерального округа был выделен Северо-Кавказский округ, с центром в Ставрополе.

В 2014 году после присоединения Крыма выделен Крымский ФО

  1. Территория страны (государственная территория) включает в себя:

Суша в пределах государственных границ

  • Внутренние воды
  • Недра под поверхностью суши
  • Территориальные воды (200-мильная, т.е. 370-километровая зона вдоль береговой линии, где страна может вести добычу полезных ископаемых, рыбы и морепродуктов)
  • Воздушное пространство над страной

        Россия – самая большая по площади страна мира. Её площадь равна приблизительно 17,1 млн. км2. Это составляет 11,3% мировой суши.

Россия расположена в двух частях света:

1/3 – в Европе

2/3 – в Азии

Протяженность России с севера на юг 4400 км, с запада на восток – около10000км.

Крайние точки России:

Северная – материковая м. Челюскин, островная – м. Флигели на о. Рудольфа в архипелаге Земля Франца-Иосифа.

Южная – г. Базардюзю на границе с Азербайджаном.

Восточная – материковая м. Дежнева, островная – на острове Ратманова в Беринговом проливе.

Западная – Балтийская коса Гданьского залива в Калининградской области.

  1. Большая площадь государства: это благо или вред для страны?

Положительные черты:

  • Богатство и разнообразие природных ресурсов
  • Наличие широкого фронта морских границ – развитие морского транспорта и использования ресурсов морей.
  • Наличие экологически чистых неиспользованных территорий.

Отрицательны черты:

  • Большие государственные границы требуют охраны и содержания
  • Большую территорию трудно осваивать.
  • Разнообразие природных условий подразумевает и наличие неблагоприятных условий для жизни и хозяйственной деятельности.
  • Большая территория требует больших транспортных расходов.
  • Моря, омывающие  Россию, замерзают на длительный период.

  1. Границы России.

Россия граничит на суше с 14 государствами:

Норвегия                                         Украина

Финляндия                                     Грузия

Эстония                                           Азербайджан

Латвия                                            Казахстан

Литва                                               Монголия

Польша                                           Китай

Белоруссия                                    Северная Корея

Морская граница :

Япония (пролив Лаперуза)

США (Берингов пролив)

Западная граница не привязана к каким-либо природным рубежам, проходит по довольно плотно заселенным равнинным территориям.

Южная граница с Грузией и Азербайджаном проходит по горам Кавказа, с Казахстаном по степям, с Китаем по рекам Амур, Уссури, Аргунь, с Монголией по горным районам Южной Сибири.

Наиболее протяженные у России границы – морские, на севере и востоке.

На севере Россия омывается морями Северного Ледовитого океана:

Белое                          крупные порты: Архангельск, Мурманск

Баренцево

Карское

Лаптевых

Восточно-Сибирское

Чукотское

На востоке морями Тихого океана:

Берингово               крупные порты: Владивосток, Находка

Охотское

Японское

К Балтийскому морю Россия имеет выход через Финский залив ,(порт Санкт-Петербург), а также в Калининградской области.

На юге выход в Черное море – порты Новороссийск, Туапсе.

3. После распада СССР географическое положение России изменилось.

  • Россия отдалилась от стран Европы.
  • Западная граница сдвинулась к востоку.
  • Южная граница сместилась к северу, так как отделились Казахстан и республики Средней Азии.
  • Россия лишилась прямого выхода ко многим европейским и азиатским странам.
  • Сократилось число портов на Балтийском и Черном морях.

4.Работа в контурных картах: границы, республики, моря, океаны, порты, пограничные государства (СНГ, дальнее зарубежье).

5. Домашнее задание параграфы 1,2.

                              ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ  ПОЛОЖЕНИЕ   РОССИИ

1. Определите координаты крайних точек:

а) крайняя   северная   материковая - мыс   Челюскин________________________________

б) крайняя южная -  близ горы Базардюзю ________________        

в) крайняя    восточная    материковая    —    мыс   Дежнева____________________________

г) крайняя западная точка — коса Гданьского залива (близ Калининграда)________________

2. Найдите ошибки в перечне стран, граничащих с Россией:

а) Польша,

б) Япония,  

в) КНДР,  

г) Армения,  

д) Таджикистан,

е) Эстония,  

ж) Казахстан,  

з) Украина,  

и)  Молдова,  

к) Литва,  

л) Монголия,

м) Германия

  1. В каком направлении от Москвы находятся:

а) о. Новая Земля_______________________        

б) Астрахань ______________________        

в) оз. Байкал ________________________        

г) Кавказ_________________________

  1. Определите "адрес" Москвы: широта____________, долгота___________,
  2. преобладающие  абсолютные высоты_______________м
  3. На сколько градусов г. Калининград (Калининградской обл.) восточнее или западнее, чем г. Новосибирск?____________________________
  4. Через какие моря проплывают суда из Владивостока в Мурманск?

А)_________________________

Б) _________________________

В) _________________________

Г) _________________________

Д) _________________________

Е) _________________________

Ж) ________________________

З) _________________________

И) _________________________

  1. Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

А) Какие порты обозначены на рисунках?

Б) На берегах каких морей они расположены?

В) Определите координаты этих портов.

I

    II

   

    III

А) ________________________

Б) ________________________

В) ________________________

А) ________________________

Б) ________________________

В) ________________________

А) ________________________

Б) ________________________

В) ________________________

  1. Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы.                                    

 А) Какие острова изображены на рисунке?                                    

 Б) Какие моря их омывают?  

 В) Как называются проливы, отделяющие их от материка?

 Г) Какой из этих островов находится в двух полушариях?

             

А) ________________________

Б) ________________________

     ________________________

В) ________________________

Г) ________________________

А) ________________________

Б) ________________________

     ________________________

В) ________________________

Г) ________________________

А) ________________________

Б) ________________________

     ________________________

В) ________________________

Г) ________________________

  1. Подпишите на контурной карте крайние точки, моря, омывающие территорию России

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (география и физическая культура) Тема урока: Чемпионат мира по футболу. География городов

Чемпионат мира по футболу - величайшее спортивное соревнование современности, собирающее на стадионах и у телеэкранов миллионы и миллиарды зрителей. Россия впервые в своей истории стала страной-хозяйк...

Опорные конспекты на уроках географии. Урок географии в 6 классе "Природные зоны Земли"

В данной методической разработке показано использование технологии опорных конспектов по методике В. Ф. Шаталова на уроках географии.  Тема урока: Природные зоны Земли - зональные природные ...

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

Урок географии в 7 классе Африка в стихах Н. С. Гумилева Обобщение по теме Африка (интегрированный урок география+литература)

Тема раздела  Южные материкиТема урока  Обобщение знаний о природных зонах АфрикиНомер урока в теме раздела 9Цель урока: обобщение знаний по материку Африка через  литературный образ ма...

Презентация для подготовки уроков по географии и биологии "Игровые технологии на уроках географии и биологии"

Данная презентация поможет включить в урок географии игровые приемы при изучении нового материала и закреплении изученного...