Урок географии
план-конспект занятия по географии (8 класс)
Предварительный просмотр:
8 класс
Тема: Россия на карте мира.
Цели: 1. Рассмотреть главные черты географического положения России и их влияние на особенности природы.
2. познакомить учащихся с морскими и сухопутными границами, пограничными государствами России.
3.формировать умения выполнять практические задания по географическим картам.
Оборудование: физическая карта России, политико-административная карта России, атласы.
Ход урока:
- С 1922 до 1991 года Россия входила в состав СССР, в который входило 15 республик. С 1991 года Россия и остальные республики стали самостоятельными государствами и объединились в СНГ (в него вошли 12 республик).
Россия – Москва
Украина – Киев
Белоруссия – Минск
Молдавия – Кишинев
Армения – Ереван
Грузия – Тбилиси
Азербайджан – Баку
Казахстан – Астана
Узбекистан – Ташкент
Киргизия – Бишкек
Таджикистан – Душанбе
Туркмения – Ашхабад
Российская Федерация – федеративное государство, т.е. объединение 85 равноправных регионов – субъектов федерации. В федерации имеются единые органы власти: президент, Государственная Дума, Правительство и др. В числе 85 субъектов:
22 республика
9 краев
46 областей
1 автономная область
4 автономных округа
3 города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург, Севастополь.
По указу Президента России в мае 2000 года с целью укрепления федеральной государственной власти и контроля за исполнением законов Конституции России, решений федеральной власти в субъектах Федерации Россия была поделена на 7 федеральных округов:
Центральный – Москва
Северо-Западный – Санкт-Петербург
Южный – Ростов-на-Дону
Приволжский – Нижний Новгород
Уральский – Екатеринбург
Сибирский – Новосибирск
Дальневосточный – Хабаровск
Федеральные округа подчиняются Президенту через назначенных им полномочных представителей Президента.
В 2010 году из Южного федерального округа был выделен Северо-Кавказский округ, с центром в Ставрополе.
В 2014 году после присоединения Крыма выделен Крымский ФО
- Территория страны (государственная территория) включает в себя:
Суша в пределах государственных границ
- Внутренние воды
- Недра под поверхностью суши
- Территориальные воды (200-мильная, т.е. 370-километровая зона вдоль береговой линии, где страна может вести добычу полезных ископаемых, рыбы и морепродуктов)
- Воздушное пространство над страной
Россия – самая большая по площади страна мира. Её площадь равна приблизительно 17,1 млн. км2. Это составляет 11,3% мировой суши.
Россия расположена в двух частях света:
1/3 – в Европе
2/3 – в Азии
Протяженность России с севера на юг 4400 км, с запада на восток – около10000км.
Крайние точки России:
Северная – материковая м. Челюскин, островная – м. Флигели на о. Рудольфа в архипелаге Земля Франца-Иосифа.
Южная – г. Базардюзю на границе с Азербайджаном.
Восточная – материковая м. Дежнева, островная – на острове Ратманова в Беринговом проливе.
Западная – Балтийская коса Гданьского залива в Калининградской области.
- Большая площадь государства: это благо или вред для страны?
Положительные черты:
- Богатство и разнообразие природных ресурсов
- Наличие широкого фронта морских границ – развитие морского транспорта и использования ресурсов морей.
- Наличие экологически чистых неиспользованных территорий.
Отрицательны черты:
- Большие государственные границы требуют охраны и содержания
- Большую территорию трудно осваивать.
- Разнообразие природных условий подразумевает и наличие неблагоприятных условий для жизни и хозяйственной деятельности.
- Большая территория требует больших транспортных расходов.
- Моря, омывающие Россию, замерзают на длительный период.
- Границы России.
Россия граничит на суше с 14 государствами:
Норвегия Украина
Финляндия Грузия
Эстония Азербайджан
Латвия Казахстан
Литва Монголия
Польша Китай
Белоруссия Северная Корея
Морская граница :
Япония (пролив Лаперуза)
США (Берингов пролив)
Западная граница не привязана к каким-либо природным рубежам, проходит по довольно плотно заселенным равнинным территориям.
Южная граница с Грузией и Азербайджаном проходит по горам Кавказа, с Казахстаном по степям, с Китаем по рекам Амур, Уссури, Аргунь, с Монголией по горным районам Южной Сибири.
Наиболее протяженные у России границы – морские, на севере и востоке.
На севере Россия омывается морями Северного Ледовитого океана:
Белое крупные порты: Архангельск, Мурманск
Баренцево
Карское
Лаптевых
Восточно-Сибирское
Чукотское
На востоке морями Тихого океана:
Берингово крупные порты: Владивосток, Находка
Охотское
Японское
К Балтийскому морю Россия имеет выход через Финский залив ,(порт Санкт-Петербург), а также в Калининградской области.
На юге выход в Черное море – порты Новороссийск, Туапсе.
3. После распада СССР географическое положение России изменилось.
- Россия отдалилась от стран Европы.
- Западная граница сдвинулась к востоку.
- Южная граница сместилась к северу, так как отделились Казахстан и республики Средней Азии.
- Россия лишилась прямого выхода ко многим европейским и азиатским странам.
- Сократилось число портов на Балтийском и Черном морях.
4.Работа в контурных картах: границы, республики, моря, океаны, порты, пограничные государства (СНГ, дальнее зарубежье).
5. Домашнее задание параграфы 1,2.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ
1. Определите координаты крайних точек:
а) крайняя северная материковая - мыс Челюскин________________________________
б) крайняя южная - близ горы Базардюзю ________________
в) крайняя восточная материковая — мыс Дежнева____________________________
г) крайняя западная точка — коса Гданьского залива (близ Калининграда)________________
2. Найдите ошибки в перечне стран, граничащих с Россией:
а) Польша, б) Япония, в) КНДР, г) Армения, | д) Таджикистан, е) Эстония, ж) Казахстан, з) Украина, | и) Молдова, к) Литва, л) Монголия, м) Германия |
- В каком направлении от Москвы находятся:
а) о. Новая Земля_______________________
б) Астрахань ______________________
в) оз. Байкал ________________________
г) Кавказ_________________________
- Определите "адрес" Москвы: широта____________, долгота___________,
- преобладающие абсолютные высоты_______________м
- На сколько градусов г. Калининград (Калининградской обл.) восточнее или западнее, чем г. Новосибирск?____________________________
- Через какие моря проплывают суда из Владивостока в Мурманск?
А)_________________________
Б) _________________________
В) _________________________
Г) _________________________
Д) _________________________
Е) _________________________
Ж) ________________________
З) _________________________
И) _________________________
- Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
А) Какие порты обозначены на рисунках?
Б) На берегах каких морей они расположены?
В) Определите координаты этих портов.
I | II |
III |
А) ________________________ Б) ________________________ В) ________________________ | А) ________________________ Б) ________________________ В) ________________________ | А) ________________________ Б) ________________________ В) ________________________ |
- Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы.
А) Какие острова изображены на рисунке?
Б) Какие моря их омывают?
В) Как называются проливы, отделяющие их от материка?
Г) Какой из этих островов находится в двух полушариях?
А) ________________________ Б) ________________________ ________________________ В) ________________________ Г) ________________________ | А) ________________________ Б) ________________________ ________________________ В) ________________________ Г) ________________________ | А) ________________________ Б) ________________________ ________________________ В) ________________________ Г) ________________________ |
- Подпишите на контурной карте крайние точки, моря, омывающие территорию России
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (география и физическая культура) Тема урока: Чемпионат мира по футболу. География городов
Чемпионат мира по футболу - величайшее спортивное соревнование современности, собирающее на стадионах и у телеэкранов миллионы и миллиарды зрителей. Россия впервые в своей истории стала страной-хозяйк...
Развитие речи обучающихся на уроках географии. Интегрированный урок география - литература.
«Однако трудно найти предмет, который ...
Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральной и Северо–Западной России" Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральн
Очень интересный и необчный урок....
Опорные конспекты на уроках географии. Урок географии в 6 классе "Природные зоны Земли"
В данной методической разработке показано использование технологии опорных конспектов по методике В. Ф. Шаталова на уроках географии. Тема урока: Природные зоны Земли - зональные природные ...
Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.
В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...
Урок географии в 7 классе Африка в стихах Н. С. Гумилева Обобщение по теме Африка (интегрированный урок география+литература)
Тема раздела Южные материкиТема урока Обобщение знаний о природных зонах АфрикиНомер урока в теме раздела 9Цель урока: обобщение знаний по материку Африка через литературный образ ма...
Презентация для подготовки уроков по географии и биологии "Игровые технологии на уроках географии и биологии"
Данная презентация поможет включить в урок географии игровые приемы при изучении нового материала и закреплении изученного...