Формирование читательской грамотности на уроках географии
статья по географии
Материал предоставлен для учителей географии для распростанения опыта по формированию читательской грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
filonovaav_statya.docx | 15.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование читательской грамотности на уроках географии с использованием картографического материала и различных видов текста
Филонова А.В., учитель географии МОУ Лицей № 2
Перед современной системой образования стоит непростые перспективные задачи, решение которых должно обеспечить повышение конкурентоспособности и значимости российского образования. Несмотря на осложнение геополитической ситуации, сокращение значимости участия в международных рейтинговых мероприятиях, задача повышения качества образования не исчезла, а стала еще более актуальной. В этой связи важное место в системе педагогических подходов играет компетентностный подход в обучении различным учебным предметам и формированиям надпредметных умений. Одним из проявлений компетентностного подхода является формирование функциональной грамотности в различных ее проявлениях, в том числе читательской грамотности.
Чаще всего пространством для формирования читательской грамотности выступают предметы гуманитарного и обществоведческого циклов. Вместе с тем учебный предмет «география» также может стать базой для формирования читательской грамотности. Параллельно при этом решаются утилитарные вопросы формирования географических навыков и умений.
Основой для формирования читательской грамотности может стать использование сочетания географической карты различных видов, а также иллюстративного материала, условной наглядности.
Рассмотрим несколько приемов использования картографического и другого текстового материала в контексте тем, посвященных Кавказскому региону России (8 класс).
На этапе вхождения в тему возможно использовать литературный материал для сопоставления с картографическим. Обучающимся предлагается фрагмент стихотворения А.С. Пушкина «Кавказ»:
«…Здесь тучи смиренно идут подо мной;
Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;
Под ними утесов нагие громады;
Там ниже мох тощий, кустарник сухой;
А там уже рощи, зеленые сени,
Где птицы щебечут, где скачут олени.
А там уж и люди гнездятся в горах,
И ползают овцы по злачным стремнинам,
И пастырь нисходит к веселым долинам,
Где мчится Арагва в тенистых брегах,
И нищий наездник таится в ущелье,
Где Терек играет в свирепом веселье;
Играет и воет, как зверь молодой,
Завидевший пищу из клетки железной;
И бьется о берег в вражде бесполезной
И лижет утесы голодной волной…
Вотще! нет ни пищи ему, ни отрады:
Теснят его грозно немые громады» (1829).
Обучающимся предлагается своими словами описать географический регион, отметив в тексте важные содержательные элементы, а затем предположить, какой именно это регион, отметив его на физической карте европейской части России.
При рассмотрении вопроса природных зон целесообразно использование фотографического материала в сопоставлении с картой природных зон Кавказа. Обучающимся предлагается для устного описания несколько фотографий (возможно, сделанные детьми, их семьями, а также из личного фотоархива), отражающих природу субтропиков (кипарисы, платаны г.Сочи и др.), хвойного леса (например, Архыз, Домбай и др.), альпийские луга (вершины Кавказского хребта). В ходе этой работы ребята определяют особенности конкретного пейзажа, выявляя, таким образом, общие характеристики природной зоны в целом. После этого обучающимся предлагается разместить фотографии на карте Кавказа (физической или природных зон) с объяснением выбора места размещения. Заканчивается работа в данном направлении общим выводом о природных зонах Кавказского региона России с опорой на фотографический материал (текст) и географическую карту конкретного вида.
В итоге необходимо отметить, что уроки географии могут стать функциональным пространством формирования читательской грамотности с использованием картографического материала и других текстовых источников различных видов (литературные произведения, фотографии).
Список использованной литературы
- Пушкин А.С. Сочинения в трех томах. СПб., 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование читательской грамотности на уроках географии
Формирование читательской грамотности на уроках географии. На примере 8 класса, тема "Рельеф России"....
Формирование читательской грамотности на уроках географии
формирование читательской грамотности на уроках географии. На примере 7 класса....
Формирование читательской грамотности на уроках географии
формирование читательской граммотности на уроках географии. На примере 9 класса....
Формирование читательской грамотности на уроках географии и биологии
Материал к методическом семинару...
Приёмы формирования читательской грамотности на уроках географии
Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Такое развитие личности обучающегося задае...
Формирование читательской грамотности на уроках географии
Умение каждого ученика читать и понимать прочитанное – одно из необходимых условий успешного обучения. Для формирования читательской грамотности необходимо внедрять разнообразные новые при...
Формирование читательской грамотности на уроках географии
В представлении опыта по формированию функциональной грамотности рассмотрены практические подходы к формированию функциональной грамотности у школьников на уроках географии . Выявлена знач...