Путешественники древности. Технологическая карта урока
план-конспект урока по географии (5 класс)
Разработка урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvenniki_drevnosti_tehnologicheskaya_karta_uroka.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА
Тема урока | Путешественники древности | |||
Планируемые образовательные результаты | ||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||
Обучающиеся смогут: рассказывать о путешествиях финикийцев, Геродота и Пифея, определить причины и следствия, значение этих путешествий; работать с картографическими источниками знаний; показывать по карте маршруты путешествия | Познавательные: смогут находить в учебнике достоверную информацию; анализировать (выделять главное); делать выводы, определять понятия. Регулятивные: определять цель, проблему в учебной деятельности; выдвигать версии, выбирать средства достижения цели; планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации; оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях. Коммуникативные: излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами; корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность; организовывать работу в парах, группе; | Аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей; осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор. осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира. | ||
Решаемые учебные проблемы | Могли ли в древности люди совершать кругосветные путешествия? | |||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Африка, финикийцы, Средиземное море, Ливия, Красное море, штиль, Геродот, Скифия, Египет, Нил, Пифей, янтарь, Северное море, Атлантический океан, Гибралтарский пролив, Британские острова | |||
Вид используемых на уроке средств ИКТ | мультимедиапроектор, презентация, видеофильм «Кон-Тики» | |||
Образовательные интернет-ресурсы | http://ru.wikipedia.org, http://www.museum.sch1311.msk.ort.ru, http://www.techprogresst.com Финикия. https://sites.google.com | |||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | ||||
1. ЭТАП Актуализация знаний | ||||
Деятельность учителя Вспомните:
7. Просмотр отрывка из в/ф «Кон-Тики» 8. Проверка знаний по предыдущей теме | Деятельность обучающихся - Вспоминают, изученный ранее материал. - рассуждают о личностных качествах, которыми должны обладать путешественники, выделяют наиболее важные, которые помогают преодолеть трудности и достичь цели. Путешественники целеустремленные, отважные, смелые …люди. - Отвечают на вопросы, само-, взаимопроверка, оценивание | |||
2. ЭТАП Создание проблемной ситуации | ||||
Деятельность учителя Могли ли люди в древности совершать кругосветные путешествия? Хотели бы вы узнать больше о путешествиях древних мореплавателей? Как люди открывали Земли? Тема урока «Путешественники древности» (слайд 1) | Деятельность обучающихся - высказывают свои предположения. -записывают тему в тетрадь. | |||
3. ЭТАП целеполагания | ||||
Деятельность учителя Вы узнаете:
| Деятельность обучающихся Осознание цели предстоящей деятельности. | |||
4. ЭТАП планирования. | ||||
Деятельность учителя Организует работу в парах. Каждой паре предоставляется технологическая карта с заданием 1 - путешествие финикийцев 2 - путешествие Геродота 3 - путешествие Пифея Учитель в роли консультанта. Помогает, направляет, организует деятельность учащихся | Деятельность обучающихся Работают с учебником, дополнительными материалами, исследуют картографический материал. Анализируют, обобщают, делают выводы. Обсуждают в парах варианты решения учебной задачи | |||
Закончили путешествие, немного отдохнем и приготовимся к докладу об успехах своего дела. Физкультминутка http://festival.1september.ru А над морем чайки кружат, Мы теперь плывем по морю, Поглядите: чайки важно Сядьте, дети на песок, | ||||
5 ЭТАП"Открытие" нового знания. | ||||
Деятельность учителя Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Формулирует обобщенные вопросы: Что мы узнали нового? Отличается ли наш вывод от правила в учебнике и т.д.? Слайды, иллюстрирующие выступление учащихся 2-16 Перед отчетом №1 Вступительное слово учителя «О финикийских купцах-мореходах (не гнушавшихся пиратством) высказывался поэт Гомер в "Одиссее" (ок. VIII в. до н.э.): странствующего героя заманил в Финикию человек, "искушённый в хитрости и обмане, алчный мошенник, уже причинивший людям много зла", с намерением продать хитроумного Одиссея в рабство. Более великодушен испанец Помпоний Мела (I век н.э.): "Финикийцы - народ умный, благоденствующий во времена и войны, и мира. Они преуспели в письменности, литературе и других искусствах, в судовождении и в ведении военных действий на море, в управлении Карфагеном”. Так кто же такие финикийцы? После выступления обучающихся решаем проблемную ситуацию. Как же финикийцы во времена фараона Нехо II могли преуспеть там, где потерпели неудачу многие более поздние мореплаватели? Ответ заключается в направлении плавания. Карфагеняне и португальцы пытались обогнуть Африку против часовой стрелки, борясь с неблагоприятными ветрами и течениями. Финикийский маршрут по часовой стрелке был гораздо легче. Они уже были знакомы с побережьем до Африканского Рога (египетская «страна Пунт»). Оттуда муссонные ветры увлекали парусные корабли или направляли парусные корабли по стабильному южному курсу. После мыса Доброй Надежды, как отметил Карпентер, преобладающие течения несут корабли на север вдоль побережья; единственным трудным отрезком пути являются безветренные штилевые зоны на экваториальном побережье Западной Африки, мешающие движению в любую сторону. Фактически обогнув мыс Доброй Надежды, финикийцы не имели особого выбора, кроме плавания на север! https://sites.google.com Перед выступлением №2. Вступительное слово учителя. «Однажды ярким солнечным утром, ровно две тысячи четыреста двадцать лет тому накануне больших праздников, в гавани древнегреческого города Афины — бросил якорь корабль, вернувшийся из далекого плавания на восток. На берег в сопровождении рабов сошел пассажир, вся его поклажа состояла из бесчисленных свитков исписанной бумаги. Словно человек привез с собой целую библиотеку. В Афинах приезжий обратился к городским властям и попросил разрешения в предстоящие праздники публично прочитать на городской площади отрывки из своих сочинений. Отцы города удивились. Вообще-то в Древней Греции существовал такой обычай — читать на площадях вслух. На публичное выступление решались только самые знаменитые поэты. А тут какой-то неизвестный провинциал?.. Жители великого города были оскорблены. В назначенный день они собрались на площади. Но у многих в сумках и узелках лежали гнилые фрукты — ими они собирались попотчевать самоуверенного чтеца. Звали автора — Геродот. Кто такой Геродот? Вопросы по карточке-задании. Как Вы думаете, жители Афин использовали свои гнилые фрукты, чтобы засыпать самозваного чтеца? И вот на возвышение поднялся Геродот. Он развернул первый свиток и приступил к чтению... Никогда древним афинянам не приходилось слышать ничего более удивительного. От одного отрывка к другому разворачивалась перед ними целая энциклопедия народов, населяющих не только соседние земли, но и живущих так далеко, что никто из присутствующих и представить себе не мог. Пока он читал свои записки, слушатели и думать позабыли о гнилых фруктах. Уже при свете факелов усталый путешественник свернул последний свиток, и афиняне разразились овациями. Они потребовали, чтобы власти наградили Геродота, чтобы ему выдали такую премию, какой еще не получал ни один поэт. И никто не посмел отказать народу. На полученные деньги Геродот мог бы построить себе дом в Афинах и спокойно жить. Но вместо этого, поблагодарив за оказанную честь, неугомонный историк вскоре опять отправился в путешествие. Перед выступлением №3 «С гор к Массалии спускались отдельные отряды северных варваров. Они приносили с собой золото, «оловянную руду» и величайшую редкость для обитателей Средиземноморья: солнечный камень! Убедившись в неприступности массалийских стен, варвары начинали обмен. Однако добровольных приношений было так мало! Вот если бы наладить регулярную торговлю... И однажды на высшем совете Массалии было принято решение: снарядить, не скупясь, экспедицию, которая в обход карфагенских крепостей и гарнизонов найдет путь на север. Кто отважился совершить путь на север?» | Деятельность обучающихся Представители учащихся сообщают о результатах поисковой работы в парах, отвечают на вопросы учеников из других групп. Фиксируют на бумаге, доске свое "открытие". Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов. Отчет об исследовании №1. Ответы на вопросы по технологической карте. Решение проблемных ситуаций. Высказывают свои предположения. Делают выводы. № 1. Путешествие финикийцев. Проблема: Как же финикийцы во времена фараона Нехо II могли преуспеть там, где потерпели неудачу многие более поздние мореплаватели? Задание. Прочитайте с.40-41 учебника география и ответьте на вопросы:
Покажите путь финикийцев по карте Вывод: Первыми плавание вокруг Африки совершили финикийцы более 2000 лет тому назад. Отчет №2 Ответы на вопросы технологической карточки-задания. Группа №2. Путешествие Геродота Почему Геродота называют «отцом географии»? Задание. Прочитайте с. 42 и учебника и дополнительный материал (исторический документ) и ответьте на вопросы
Геродот о финикийцах «Путешествие финикийцев» Вывод: Геродот-родоначальник географии Отчет №3 Ответы на вопросы по технологической карте. Решение проблемных ситуаций. Высказывают свои предположения. Делают выводы. Путешествие Пифея
«Подумайте, — возмущенно говорили старшины, — этот человек утверждает, что во время бури он видел волны высотой до шестидесяти локтей... Кто может поверить такому преувеличению! Он уверяет, что добрался до таких мест, где море свернулось, и его вода тверда и холодна. Что воздух там похож на густую смесь в виде морской пены, а солнце только на два часа прячется в воды океана, давая отдых дню. Может ли такое быть?» Так и умер Пифей с позорной кличкой лгуна. А секретный его доклад триста лет пролежал в пыльном архиве Массалии, пока воинственные римляне не захватили и не разграбили город. Тогда свиток, исписанный рукой путешественника, попал к одному из римских историков, который и обнародовал кое-что из него. Чего испугался Пифей? Давайте восстановим справедливость и докажем, что Пифей не был лжецом. | |||
6 ЭТАП Учебные действия по применению нового знания. | ||||
Деятельность учителя Предлагает совершить увлекательное путешествие по карте, показать географические названия, которые встречались сегодня на уроке и нанести их на контурную карту: Африка, Средиземное море, Ливия, Красное море, Скифия, Египет, Нил, Северное море, Атлантический океан, Гибралтарский пролив, Британские острова - Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? (указывает на проблему) | Деятельность обучающихся - Показывают объекты на картах презентации Наносят объекты на к/карту Делают вывод по проблеме | |||
7 ЭТАП Рефлексия (итог урока). | ||||
Деятельность учителя Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом | Деятельность обучающихся Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. | |||
8 ЭТАП Домашнее задание: п.8, творческое составить кроссворд «Древние путешественники» |
Литература и Интернет-источники
1.Домогацких Е.М. География. Введение в географию: учебник для 5 класса. - М.: ООО «Русское слово-учебник», 2013-160с.
2. http://festival.1september.ru
4. http://www.museum.sch1311.msk.ort.ru
5. http://www.techprogresst.com
6. Финикия. https://sites.google.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока географии, 5 класс "Открытия русских путешественников" (системно – деятельностный подход)
Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательые – моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; ...
Технологическая карта урока географии "Открытия русских путешественников" 5 класс
Технологическая карта урока географии с применением ИКТ в 5 классе на тему "Открытия русских путешественников"...
Технологическая карта урока по теме «Географические открытия путешественников и исследователей России»
Технологическая карта урока по теме «Географические открытия путешественников и исследователей России» для 5 класса. Урок изучния новых знаний - путешествие....
Технологическая карта урока "Открытие русских путешественников"
Тип урока: урок «открытия» нового знания.Тема урока «Открытия русских путешественников»Оборудование: физическая карта России, презентация к уроку, маршрутные листы, атласы.Учеб...
Технологическая карта урока "Русские путешественники"
Урок в 5 классе с использованием современных приложений и программ....
Технологическая карта урока «Путешественники древности» 5 класс
Урок о причинах и следствиях путешествий древних народов.Учащиеся познакомятся с путешествиями финикийцев, Геродота, ПифеяВыполнят описание маршрутов путешествий и географическ...
Технологическая карта урока истории , проведенного в 8 классе «Путешественники не плачут»
Технологическая карта урока истории , проведенного в 8 классе «Путешественники не плачут»...