Земная кора- верхняя часть литосферы
методическая разработка по географии (5 класс)
Цель урока | Создать условия для усвоения новых знаний о земной коре и внутреннем строении Земли. |
Задачи | Обучающие задачи: способствовать формированию знаний о строении Земли. Развивающие задачи: способствовать развитию умений работать с текстом и другими источниками информации, развивать умение работать с внетекстовыми источниками информации, развивать устную речь и концентрацию. Воспитательные задачи: формировать интерес к окружающему миру, к предмету, воспитывать позитивное отношение к обществу и себе, давая возможность реализоваться на уроке как успешная личность. |
Планируемые результаты | Предметные УУД: представление о внутреннем строении Земли, о различиях строения земной коры на материках и под океанами, о проявлении внутренних и внешних сил Земли, понимание следствий движения литосферных плит и их взаимодействие друг с другом. |
Метапредметные УУД: Регулятивные: умение определять и формировать цель и задачи на уроке, планировать свою деятельность на основе поставленной задачи. Умение контролировать и оценивать свои действия
| |
Коммуникативные УУД: слушать и понимать других, формулировать и аргументировать своё мнение, умение принимать совместное решение. Умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.
| |
Познавательные УУД: умение осуществлять информационный поиск , сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников. | |
| Личностные УУД: формирование познавательного интереса к изучению географии, умение самостоятельно находить информацию для решения поставленных задач; умение оценивать свою деятельность. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
litosfera.-zemnaya_kora-_verhnyaya_chast_litosfery_.docx | 100.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока в 5 классе
Сведения об авторе | ||||
Фамилия, имя, отчество (полностью) | Бреха А.А | |||
Место работы | МБОУ ООШ ст. Черноярская | |||
Должность | Учитель географии | |||
Общая информация | ||||
УМК | «Полярная звезда» | |||
Тема урока | Земная кора – верхняя часть литосферы | |||
Дата проведения урока | 17.02.2022 г | |||
Тип урока | Изучение новых знаний – урок-открытие | |||
Цель урока | Создать условия для усвоения новых знаний о земной коре и внутреннем строении Земли. | |||
Задачи | Обучающие задачи: способствовать формированию знаний о строении Земли. Развивающие задачи: способствовать развитию умений работать с текстом и другими источниками информации, развивать умение работать с внетекстовыми источниками информации, развивать устную речь и концентрацию. Воспитательные задачи: формировать интерес к окружающему миру, к предмету, воспитывать позитивное отношение к обществу и себе, давая возможность реализоваться на уроке как успешная личность. | |||
Планируемые результаты | Предметные УУД: представление о внутреннем строении Земли, о различиях строения земной коры на материках и под океанами, о проявлении внутренних и внешних сил Земли, понимание следствий движения литосферных плит и их взаимодействие друг с другом. | |||
Метапредметные УУД: Регулятивные: умение определять и формировать цель и задачи на уроке, планировать свою деятельность на основе поставленной задачи. Умение контролировать и оценивать свои действия | ||||
Коммуникативные УУД: слушать и понимать других, формулировать и аргументировать своё мнение, умение принимать совместное решение. Умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую. | ||||
Познавательные УУД: умение осуществлять информационный поиск , сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников. | ||||
Личностные УУД: формирование познавательного интереса к изучению географии, умение самостоятельно находить информацию для решения поставленных задач; умение оценивать свою деятельность. | ||||
Необходимое оборудование |
| |||
Дидактическое обеспечение | ИКТ-презентация, видеофрагменты, карта «Строение земной коры»; маршрутные листы | |||
Основные понятия: | Литосфера. Внутренние и внешние силы Земли. Ядро Земли. Земная кора. Литосферные плиты. Мантия. Магма. | |||
Форма обучения: | в парах, индивидуальная. | |||
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения |
| |||
Литература и Интернет-ресурсы | ||||
Основная |
| |||
Дополнительная |
| |||
Интернет-ресурсы |
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
| ||||||||||||||||
Организация начала Урока 1мин | Приветствие учащихся. Сели прямо, держим спинку. Чтобы уложиться в срок, Быстренько начнем урок. Надеюсь, наша взаимная работа на уроке будет плодотворной. А я вам желаю хорошего настроения на весь урок и весь день. Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения. Спасибо. | Приветствие учителя, готовность к уроку. | Коммуникативные: создание речевого высказывания Личностные: эмоционально - личностная оценка. Регулятивные: Целеполагание. | ||||||||||||||||
Актуализация знаний 1 мин. | Космонавты, летавшие в космическом пространстве, говорят, что она при взгляде из космического корабля имеет превосходный голубой цвет. Выглядит как драгоценная голубая жемчужина. Этот цвет обусловлен свойствами атмосферы и тем, что Мировой океан покрывает 71% её площади. - О чём или о ком идет речь? (О планете Земля) - Какие земные оболочки вы знаете? | Дают ответ на вопрос | |||||||||||||||||
Самоопределение учебной деятельности 2 мин. Целеполагание 1мин. | Каждый человек рождён мечтателем и путешественником. Вы любите путешествовать? Сегодня мы отправляемся в увлекательное виртуальное путешествие. Поможет нам совершить путешествие карта-маршрут. Она есть у каждого. Поставьте имя путешественника. За каждое правильно выполненное задание, ставите себе балл. Но тема нашего урока зашифрована в ребусе. Кто догадался, какую тему урока нам сегодня предстоит изучить? (Земная кора – верхняя часть литосферы) Какие ассоциации вызывает у вас иллюстрация? Предположите, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (о внутреннем строении Земли). - Запишите тему урока в карту-маршрут. Какую цель мы перед собой поставим сегодня на уроке? Чему вы должны научиться? Что мы должны узнать о строении Земли? Какие средства нам помогут достичь этих целей? Цель урока: изучить внутреннее строение Земли, познакомиться с строением земной коры, литосферными плитами, силами Земли. | В диалоге принимают участие большинство детей. обучающиеся могут высказывать собственное мнение. Дают ответы на вопросы обучающиеся высказывают свою точку зрения, слушают разные версии ответов своих одноклассников обучающиеся формулируют самостоятельно тему урока, записывают в карту-маршрут Вступают в диалог, проговаривают и осознают Дают ответ на вопрос обучающиеся формулируют самостоятельно цели урока. Ответы учеников. Учебник, атлас, раздаточный материал, электронное приложение к учебнику, презентация | Коммуникативные: создание речевого высказывания Личностные: эмоционально - личностная оценка. Регулятивные: Целеполагание. | ||||||||||||||||
Создание проблемной ситуации 1мин. | Проблемный вопрос - Путешествие в центр Земли реальность или фантастика? Ответить на вопрос мы постараемся в конце нашего путешествия. -А сейчас давайте представим на минутку, что мы погружаемся в недра Земли. Что мы там увидим? -Все это подземные ископаемые, которые использует человек в своей деятельности. | ||||||||||||||||||
«Открытие» нового знания 15 мин. | Сегодня вы работаете в парах. В ходе изучения вам будет нужно заполнить маршрутный лист, вставить пропущенные слова. Давайте посмотрим видеофрагмент «Внутреннее строение Земли». Будьте внимательны, после просмотра с помощью дополнительного текста вы должны будете выполнить задания. Просмотр видеофрагмента. - Из каких слоев состоит наша Земля? - Давайте поговорим о земной коре? Какова ее толщина? -А везде она будет одинакова? -Какие виды земной коры вы запомнили? -Давайте составим схему- кластер Земная кора Материковая (35-80км) Океаническая (5-10км)
осадочный гранитный базальтовый осадочный базальтовый Где земная кора толще, под материками или океанами? -Материками . До 70 км, а под горными системами еще толще Гималаи до 80 км . - Почему? - Под материками есть гранитный слой, под океанами его нет. - Что такое литосфера? Читаем в учебнике с. 62 Литосфера «литос» - камень, «сфера» - шар - твердая каменная оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней части мантии, имеет мощность от 70 до 250 км. -А теперь давайте заполним таблицу «Строение Земли» Заполнение таблицы
| Работают с текстом, обсуждают в группах варианты решения поставленной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других Предлагают свои варианты Выступление докладчиков. Остальные учащиеся слушают и заполняют маршрутные листы Оценщик оценивает работу в группе каждого и себя лично Заполняют маршрутные листы Работают с текстом, заполняют таблицу. Проверяют друг у друга. Находят, читают | Познавательные: знакомство с научной информацией, поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, построение логической цепи рассуждения, умение структурировать знания Коммуникативные: умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания, планирование учебного сотрудничества, использование наглядного материала как источника информации, анализ сюжета. Регулятивные: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном. | ||||||||||||||||
Физкультминутка 1 мин. | - Ребята вы не устали? Предлагаю немного поднять настроение. Выходим из-за парт. Готовы! Выполняем веселую физкультминутку. Голова чтоб не болела, Ей вращаем вправо-влево. А теперь плечами крутим и для них разминка будет. Тянем наши ручки к небу. В стороны разводим. Повороты вправо-влево, Плавно производим. Наклоняемся легко, Достаем руками пол. Потянули плечи, спинки. А теперь конец разминки! Хоть приятно разминаться. Вновь поря нам заниматься! |
| |||||||||||||||||
«Открытие» нового знания 8 мин. | -Как вы думаете, литосфера составляет единое целое или нет? -Как вы думаете, из чего состоит земная кора? Сейчас с помощью видеофрагмента мы сможем подтвердить или опровергнуть ваши предположения. -Ребята, я вам предлагаю посмотреть видеофрагмент про Теорию Вегенера. - Силы, которые вызывают движение литосферных плит, возникают при перемещении вещества мантии (как при кипении воды происходит смешивание верхних и нижних слоев). Силы Земли есть внешние и внутренние, они работают одновременно. Можно предположить, что современная форма материков и океанов в будущем может совершенно отличаться. https://disk.yandex.ru/d/Hx60S6QGU4Qtg Приём «Работа с картой» Задание. Используя рис. 64 учебника, найдите на карте литосферные плиты: Евразийская Тихоокеанская Африканская Индо-Австралийская Северо-Американская Южно-Американская Антарктическая -На какой литосферной плите мы живем? -А теперь давайте вспомним про проблемный вопрос, который я задала вам вначале урока -Путешествие в центр Земли, реальность или фантастика? -Изучить строение земной коры помогают шахты, которые роют для добычи полезных ископаемых. | Обучающиеся предлагают свои варианты ответов Обучающиеся находят на карте литосферные плиты. Обучающиеся читают с. 69 учебника, выясняют внешние и внутренние силы Земли. Дают ответ на вопрос. Ответы учеников (Фантастика. Температура, давление, кислорода нет, невозможно попасть внутрь в силу плотности и твердости.) | Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Общеучебные: моделирование | ||||||||||||||||
Применение нового знания 6 мин. | -Вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте выполним задания в маршрутном листе. Задание 2. Продолжи предложения 1. Земная кора расположена в верхней части …….. . 4. Образована………………………. | Выполняют задание в маршрутном лист Самопроверка. Коррекция знаний | Регулятивные: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном. | ||||||||||||||||
Домашнее задание 1 мин. |
| Слушают пояснения учителя по домашнему заданию | |||||||||||||||||
Рефлексия 2 мин. | Предлагает вспомнить тему и цель урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. - Наш корабль подходит к конечной точке путешествия по недрам Земли. Продолжи предложение…
| Обучающиеся оценивают свою деятельность и своих одноклассников. Отвечают на вопросы по теме Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. | Личностные: эмоционально - личностная оценка, смыслообразование. Регулятивные: самооценка, Познавательные: прогноз поиска информации | ||||||||||||||||
Подведение итогов. Оценивание. 2 мин. | Оценка работы Нарисуйте смайлики-индикаторы в своем маршрутном листе. Дома, вклейте свой маршрутный лист в тетрадь. - Спасибо за работу! Урок окончен, до новых встреч. | Обучающиеся оценивают свою деятельность |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии 6 класс. Тема: "Земная кора - основная часть литосферы"
Мультимедийный урок...
Конспект урока географии в 6 классе по теме " Земная кора -верхняя часть литосферы"
Цель урока: сформировать представление о внутренних слоях Земли и их отличительных особенностях, о движении литосферных плит. Задачи:1....
Презентация к уроку географии в 6 классе по теме "Земная кора - верхняя часть литосферы"
Презентация сопровождает урок данной теме. Дан материал для самостоятельной работы в группах, интересная рефлексия урока....
5 класс Земная кора-верхняя часть литосферы
Земная кора-верхняя часть литосферы...
Земная кора - верхняя часть литосферы 5 класс
Тема урока: Земная кора - верхняя часть литосферы. Цель урока: сформировать представление о внутренних слоях Земли и их отличительных особенностях, о движении литосферных плит. З...
Технологическая карта «Земная кора – верхняя часть литосферы»
Класс: 5Учебник: А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К. Липкина. Москва «Просвещение 2019» «Полярная звезда.Раздел: V «Литосфера»Урок: №1.Тема: Земная кора – верхняя част...
Земная кора- верхняя часть литосферы, 5 класс
- расширить знания учащихся о внутреннем строении Земли;- сформировать у учащихся представления о внешних и внутренних силах Земли.- формирование у учащихся умений реализовать новые способы действия (...