Урок географии 6 класс. Тема: "Земная кора - основная часть литосферы"
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме
Мультимедийный урок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok.docx | 109.96 КБ |
tekhnologicheskaya_karta.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: ЛИТОСФЕРА — ТВЕРДАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ
Урок 13. ЗЕМНАЯ КОРА — ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЛИТОСФЕРЫ &13
Цели урока:
Образовательные: • познакомить учащихся с оболочкой Земли — литосферой;
• сформировать представления о внешних и внутренних силах Земли;
• сформировать представление о внутреннем строении Земли;
• начать формировать представление о литосферных плитах.
Развивающие: развивать умение высчитывать температуру в шахте на разных глубинах; стимулировать любознательность.
Воспитательные: формировать у школьников отношения к планете Земля как к объекту красоты, пользы, изучения и охраны.
Задачи:
-Меняется ли «земная твердь».
-Какие проявления внутренних и внешних сил мы видим на земной поверхности.
-Каково внутреннее строение Земли.
-Что такое земная кора.
-Из каких крупных блоков состоит Литосфера.
Оборудование: таблица «Внутреннее строение Земли», учебник, карта «Литосферные плиты».
Понятийно-категориальный аппарат усвоения: Литосфера. Внутренние и внешние силы Земли. Ядро Земли. Земная кора. Литосферные плиты. Мантия. Магма.
Способы деятельности учащихся: делать выводы об изменении природы Земли под воздействием внешних и внутренних сил; давать характеристику внутреннего строения Земли; анализировать карту «Литосферные плиты».
Ценностный компонент урока: раскрыть значимость идеи — постоянное изменение природы Земли под воздействием внешних и внутренних сил Земли; доказать, что наблюдения и исследования — важнейший путь познания сложных природных процессов.
Работа с учебником: ознакомление с текстом «Литосфера — твердая оболочка Земли»; изучение текста и иллюстраций параграфа; анализ карты учебника (рис. 50) «Литосферные плиты», мультимедиа пособия.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
- Здравствуйте! Я пришла на урок сегодня к вам вот с таким настроением!!!
- Дорисуйте у своих мордашек ротик, показав тем, какое у вас настроение на начало урока.
- Подпишите технологические карты.
Проверка домашнего задания.
ТЕСТ
- Численность населения Земли составляет:
ж) 10 млрд.; з) 6,5 млрд.; и) 12 млрд.; к) около 400 млрд.
- Самая большая по площади страна:
г) США; д) Китай; е) Россия; ж) Канада.
- Самое большое число жителей проживает в:
к) Индии; л) России; м) Китае; н) США.
- К основным расовым признакам относятся:
л) цвет кожи; м) способности людей; н) черты лица; о) язык
- Когда на Земле появился человек:
э) 50-70 тыс. лет назад; ю) 100-200 тыс. лет назад; я) 30-40 тыс. лет назад
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
З | Е | М | Л | Я |
-Получили ответ «ЗЕМЛЯ».
- Что означает слово - Земля? (Третья планета Солнечной систем).
Устный опрос:
-Какие из приведенных утверждений верны, дай правильный ответ:
1) самый многонаселенный город — Токио;
2) совокупность всех людей, живущих на определенной территории, называют населением;
3) наиболее многочисленная раса на Земле — негроидная; (Европеоидная)
4) численность населения Земли составляет более 6,5 млрд. человек;
5) самое большое по площади государство — Китай; (Россия)
6) средняя плотность населения на Земле — 40 человек на 1 км2;
7) большинство жителей Земли проживает в сельской местности; (в городах)
8) самые распространенные языки – китайский и английский.
Домашнее задание
-Запишите домашнее задание.
1. Изучить § 13.
2. Работа по карте 1 – 2.
3. Ответить на вопросы 3—5.
4. Выполнить задания 6 —10.
5. Творческое задание 11 – 12.
Порой в великой книге тайн природы
Мне удается кое-что прочесть.
У. Шекспир
- Откройте учебники. Тема нашего урока: «Земная кора — основная часть литосферы» Что мы должны сегодня узнать на уроке?
Задачи:
-Меняется ли «земная твердь».
-Какие проявления внутренних и внешних сил мы видим на земной поверхности.
-Каково внутреннее строение Земли.
-Что такое земная кора.
-Из каких крупных блоков состоит Литосфера.
Изучение нового материала
- Первый шаг к достижению нашей цели урока.
I. МЕНЯЕТСЯ ЛИ «ЗЕМНАЯ ТВЕРДЬ».
- В начале, около 4,5 млрд. лет тому назад, на месте Земли существовало газопылевое облако.
Вращаясь, новое космическое тело уплотнялось и разогревалось. В теле планеты началось плавление и расслоение вещества.
-Более тяжелые элементы погружались к центру Земли, образуя ядро. Считалось, что оно состоит из железа и никеля. Более легкие вещества, например кремний, всплыли на поверхность. Разогрев планеты продолжался. Он поддерживался изнутри начавшейся ядерной реакцией.
-Зарождаясь, поверхность Земли была похожа на огненное озеро, которое по мере охлаждения покрывалось корой из твердых пород.
-Давным-давно все материки были одним суперконтинентом, который ученые называют Пангея. Почти 200 миллионов лет назад он начал раскалываться, и с тех пор разнообразные его части дрейфуют по поверхности Земли.
-180 млн. лет назад Пангея раскололся на два материка – Лавразию и Гондвану.
-65 млн. лет назад произошло разделение Африки и Южной Америки .
-Раньше люди были уверены, что все, что их окружает — растения, животные, реки и горы, — все существует в неизменном виде с Сотворения мира.
В начале XIX века немецкий исследователь Александр фон Гумбольдт зарегистрировал потрясающее сходство между песчаником в Бразилии и Западной Африке. На обоих берегах Атлантического океана живет множество одинаковых видов Черепах, ящериц и змей. Таким образом, исследования ископаемых и горных пород помогают ученым проследить движение континентов с момента раскола Пангеи.
Задание: Приведите примеры из учебника стр. 74 п. 1, свидетельствующие о движениях земной коры. ________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
Однако еще в Древней Греции и в Древнем Риме натуралисты (естествоиспытатели, природоведы — от латинского слова natura — природа) обращали внимание, что в породах, слагающих высокие горы, встречаются остатки морских организмов — моллюсков. Значит, когда-то море покрывало эти горы и его уровень был гораздо выше? Либо горы высоко поднялись из морских глубин? Мы видим, как после ливня появляются промоины в почве, как зарастают болотной травой прудик или речушка.
-Одним из первых ученых, четко сформулировавших идеи развития природы, был Михаил Васильевич Ломоносов. В своем знаменитом труде «О слоях земных» он писал: «Твердо помнить должно, что видимые телесные на земле вещи и весь мир не в таком состоянии были с начала от создания, как ныне находим, но великие происходили в нем перемены...»
-Сегодня ученые знают, что есть внешние и внутренние силы, которые приводят в движение все природные процессы. Это энергия, излучаемая Солнцем, и энергия, заключенная в недрах Земли.
ВЫВОД: ВНЕШНЯЯ ЭНЕРГИЯ СОЛНЦА И ВНУТРЕННЯЯ ЭНЕРГИЯ ЗЕМЛИ ДВИЖУТ
РАЗВИТИЕ ПРИРОДЫ И МЕНЯЮТ ОБЛИК ПЛАНЕТЫ.
- Второй шаг к достижению нашей цели урока.
II. КАКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ СИЛ МЫ ВИДИМ НА ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ.
-Прочитайте п.2 и дайте ответ на вопрос:
Задание: Под влиянием каких сил изменяется «земная твердь»? (Внешних и внутренних)
Задание: По параграфу учебника заполните таблицу.
Время от времени земные глубины сами напоминают нам о том, что внутри их что-то происходит. Мы можем видеть, как энергия недр прорывается на поверхность, вызывая землетрясения, извержения вулканов и выход горячих (термальных) источников. Правда, мы не можем сразу увидеть, как движутся континенты, поднимаются и опускаются огромные участки земной коры, вырастают горы, меняются очертания морских берегов. Такие изменения становятся заметны лишь через десятки, а чаще через сотни и тысячи лет.
Одновременно с внутренними силами работают и внешние силы. Питаемые энергией Солнца, они приводят в движение воздух и воды. Ветер, текучие воды, колебания температур, деятельность растений и животных со временем также изменяют земную поверхность. Горы разрушаются, а их обломки постепенно измельчаются и перемещаются. Реки вырабатывают свои долины. Ветер переносит мельчайшие частицы, меняя, например, облик песчаных пустынь. Человек тоже внешняя сила. Люди создают карьеры и шахты, строят дамбы и роют каналы. Неудивительно, что люди стремятся как можно лучше изучить и глубины Земли, и глубины космоса.
- Прочитайте свои ответы.
ВЫВОД: ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ СИЛЫ ЗЕМЛИ СОЗДАЮТ ВСЕ НЕРОВНОСТИ НА ЕЕ
ПОВЕРХНОСТИ.
ФИЗМИНУТКА
- Третий шаг к достижению нашей цели урока.
III. КАКОВО ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЧТО ТАКОЕ ЗЕМНАЯ КОРА.
-Ученые пытаются познать силы природы, выявить ее закономерности. Особенно мало изучены недра Земли. Люди смогли проникнуть на глубину лишь 12 км, пробурив на Кольском полуострове самую глубокую скважину.
Работа по карте
-Найдите на карте Кольский полуостров.
Современные способы изучения литосферы: бурение скважин, космические снимки.
- Строение земли по таблице. Ядро, мантия, земная кора.
По современным представлениям, в центре Земли находится металлическое ядро из железа и никеля. Внутренняя часть ядра твердая, внешняя — жидкая. Температура ядра достигает 6000°С — такая же температура на поверхности Солнца.
Далее идет мантия (от греческого слова тапtiоп — покрывало, плащ), состоящая из слоя, самого мощного и твердого, и верхнего — частично размягченного и пластичного. Температура вещества в мантии достигает 2000 °С.
Над мантией располагается твердая оболочка Земли — литосфера, мощностью нижнего 50—200 км, включающая земную кору. Толщина земной коры примерно в 200 раз меньше радиуса Земли. Если сравнить земной шар с яблоком, то земная кора будет даже тоньше, чем фруктовая кожура. Начиная с глубины 20—30 м температура земной коры увеличивается в среднем на 3°С на каждые 100 м.
Используя текст учебника, рисунки (с. 75 и рис. 49), учащиеся составляют таблицу, которая позволит им не только понять внутреннее строение Земли и ее оболочек, но и установить соотношение состава, толщины и температуры, выделяют особенности, характерные для этих оболочек.
Внутреннее строение Земли
Оболочка | Из чего состоит | Толщина | Температура |
Ядро | Внутреннее ядро Внешнее ядро | 1600 км 1800 км | 6000ºС |
Мантия 82% | Нижняя мантия Верхняя мантия | 2300 км 670 км | 2000ºС |
Земная кора | Материковая Океаническая | 30-70 км 5-10 км | С 20-30 м на каждые 100 м в глубь, t на 3 ºС |
-Прочитайте свои данные.
ТЕСТ
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2, 4 | 1, 4, 5 | 3 | 3 | Атмосфера |
Задание: Какова температура горных пород в шахте, где добывается каменный уголь, если ее глубина 1000м, а температура слоя земной коры, который уже не зависит от времени года составляет +20°С
Решаем по действиям:
- Сколько раз произойдет повышение температуры горных пород с глубиной? 1000: 100=10
- На сколько градусов повышается температура земной коры в шахте: 3ºС •10= 30ºС
- Какой будет температура слоя земной коры в шахте? +20ºС+( +30ºС)= +50ºС
Решение: Температура = +20ºС +(1000:100•3ºС )=20ºС +30ºС =50ºС
Задание: Какие элементы внутреннего строения Земли обозначены на рисунке?
1)Земная кора;
2)Мантия;
3)Внешнее ядро.
- Что такое Литосфера, дайте определение из учебника. (Земную кору и верхнюю твердую часть мантии называют литосферой.)
-Под материками и океанами земная кора неодинакова. Материковая — состоит из трех слоев: осадочного, гранитного и базальтового.
Таблица о различиях толщины земной коры
Вид земной коры | Толщина | Количество слоев | Состав (слои) |
Материковая | 30-70 км | 3 слоя | осадочный гранитный базальтовый |
Океаническая | 5-10 км | 2 слоя | осадочный базальтовый |
- Прочитайте свои данные в таблице.
-Какая земная кора толще? (Материковая земная кора толще, чем океаническая.)
- В какой земной коре нет гранитного слоя? (В земной коре под океанами нет гранитного слоя.)
-Где на земная кора достигает максимальной толщины? (Гималаи)
ТЕСТ
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
ВЫВОД: ЗЕМНАЯ КОРА – ВЕРХНЯЯ ЧАСТЬ ЛИТОСФЕРЫ. ЕЕ СТРОЕНИЕ ПОД МАТЕРИКАМИ
И ОКЕАНАМИ НЕОДИНИКОВО.
- Четвертый шаг к достижению нашей цели урока.
IV. ИЗ КАКИХ КРУПНЫХ БЛОКОВ СОСТОИТ ЛИТОСФЕРА.
-Литосферные плиты — устойчивые, жесткие, малоподвижные блоки, из которых состоит литосфера. По карте «Литосферные плиты» (рис. 50) учебника, делаем вывод о том, что литосферные плиты являются основой материков и что в результате активности внутренних сил Земли плиты находятся в постоянном движении.
Задание: Заполните пропуски в предложениях по тексту учебника (стр. 76.):
Литосфера состоит из отдельных малоподвижных блоков Литосферных плит. Плиты разъединены подвижными участками разломами. Литосферные плиты медленно перемещаются по пластичному слою верхней мантии со скоростью несколько см в год.
-Прочитайте свои данные.
(Работа по карте учебника, условные знаки)
- Назовите Литосферные плиты.
Европа отодвигается от Северной Америки на 2,5 см в неделю. Восточное побережье Южной Америки точно повторяет очертание западного побережья Африки, поскольку когда-то они соединялись друг с другом.
Гималаи — высочайшие горы мира — сформировались 40 миллионов лет назад, когда Индия столкнулась с Азией.
Поверхность Земли разделена на 7 частей, которые называются тектоническими плитами. Они непрерывно медленно движутся и несут на себе материки и океаны. Средняя толщина тектонических плит составляет около 100 км. Благодаря открытию этих плит и их движению наше представление о Земле полностью изменилось.
- Что такое магма? (Магма – расплавленное вещество мантии.)
Работа по карте (стр. 184-185)
Найдите на карте горы, протянувшиеся вдоль границ литосферных плит: Гималаи, Альпы, Кордильеры, Анды.
ВЫВОД: ЛИТОСФЕРА РАЗБИТА НА КРУПНЫЕ БЛОКИ – ЛИТОСФЕРНЫЕ ПЛИТЫ, КОТОРЫЕ
ОЧЕНЬ МЕДЛЕННО ПЕРЕМЕЩАЮТСЯ ПО ПЛАТИЧНОМУ СЛОЮ МАНТИИ.
Закрепление
Словарная работа
Литосфера. Внутренние и внешние силы Земли. Ядро Земли. Земная кора. Литосферные плиты. Мантия. Магма.
ИГРА «Вопрос – ответ или найди пару» (вопрос – желтый, ответ – фиолетовый)
1.Можно ли вырыть тоннель на противоположную сторону Земли? Нельзя, поскольку Земное ядро для этого слишком горячо.
2.Самое распространенное вещество в земной поверхности? Алюминий — самый популярный элемент в земной коре.
3.Где самая древняя земля? Самые древние части земной коры, которым почти 4 миллиарда лет, располагаются под Гренландией и Канадой.
4.Может ли быть лед в Африке? В Южной Африке и Австралии обнаружены признаки ледниковой эрозии, как и в Антарктиде. Вероятно, когда-то они были соединены около южного полюса.
5.А где находился Шпицберген? Остатки тропических папоротников были обнаружены на арктическом острове Шпицберген, а это значит, что когда-то он находился в тропиках.
6.Правда ли, что в Нью-Йорке была пустыня? Приблизительно 250 миллионов лет назад территория Нью-Йорка, США, располагалась на экваторе и являлась сухой, выжженной пустыней. Пустынный песок по сей день сохранился в породах под Манхэттеном — одним из районов Нью-Йорка.
«Географическая игра» (Жетоны)
- Начнем игру.
Ячейки с номерами - 1, 2, 3, 4, 17, 23, 24, 25, 30.
Ячейка 27 – это тема нашего следующего урока.
- Дорисуйте у мордашек ротик, показав тем, какое у вас настроение на конец урока.
- Всем спасибо за урок, вы очень меня порадовали. Удачного вам дня!!!
Ядро
По современным представлениям, в центре Земли находится металлическое ядро из железа и никеля. Внутренняя часть ядра твердая, внешняя — жидкая. Температура ядра достигает 6000°С — такая же температура на поверхности Солнца.
Предполагают, что поверхность ядра состоит из вещества, обладающего свойствами жидкости. Граница ядра находится на глубине 2900км.
А вот внутренняя область, начинающаяся с глубины 5100 км, ведет себя как твердое тело. Это обусловлено очень высоким давлением.
Мантия
Далее идет мантия (от греческого слова тапtiоп — покрывало, плащ), состоящая из слоя, самого мощного и твердого, и верхнего — частично размягченного и пластичного. Температура вещества в мантии достигает 2000 °С.
На глубинах от 30-50 до 2900 км расположена мантия Земли. Она состоит из горных пород, богатых магнием и железом.
Мантия занимает до 82% объема планеты и подразделяется на верхнюю и нижнюю.
В верхней мантии, был обнаружен слой, где сейсмические волны распространяются сравнительно медленно. Этот слой назвали астеносферой (от греч “астенес” - слабый). Астеносфера служит “смазкой”, по которой перемещаются жесткие литосферные плиты.
Земная кора
Над мантией располагается твердая оболочка Земли — литосфера, мощностью нижнего 50—200 км, включающая земную кору. Толщина земной коры примерно в 200 раз меньше радиуса Земли. Если сравнить земной шар с яблоком, то земная кора будет даже тоньше, чем фруктовая кожура. Начиная с глубины 20—30 м температура земной коры увеличивается в среднем на 3°С на каждые 100 м.
Земная кора в масштабе всей Земли представляет тончайшую пленку и по сравнению с радиусом Земли ничтожна. Она достигает максимальной толщины 70 – 80 км под горными массивами Тибета и Гималаев, несмотря на маленькую мощность, земная кора имеет сложное строение.
Континентальная (материковая) земная кора
Континентальная (материковая) земная кора занимает площадь меньше, чем океаническая, около 44% поверхности планеты. Ее средняя мощность 35 км, а в области гор достигает 70-80 км. Она состоит из трех слоев.
Верхний слой осадочный, его мощность в некоторых впадинах, например, в Прикаспийской низменности, составляет 20-22 км. Преобладают отложения – известняка, глины, песка, соли и гипса.
Второй слой – гранитный – он хорошо изучен геологами, т.к. имеются выходы его на поверхность, а также предпринимались попытки пробурить его, хотя попытки пробурить весь слой гранита оказались неудачными.
Состав третьего слоя не очень ясен. Предполагают, что он должен быть сложен породами типа базальтов. Мощность его составляет 20-25 км.
Океаническая земная кора
Земная кора океанов занимает примерно 56% поверхности планеты, и главной ее чертой является небольшая толщина – в среднем около 5-7 км. Но даже такая тонкая земная кора подразделяется на два слоя.
Первый слой – осадочный, представлен глиной, известковым илом.
Второй слой сложен базальтами – продуктами извержений вулканов. Мощность базальтового слоя на дне океанов не превышает 2 км.
Можно ли вырыть тоннель на противоположную сторону Земли? |
Нельзя, поскольку Земное ядро для этого слишком горячо. |
Самое распространенное вещество в земной поверхности? |
Алюминий — самый популярный элемент в земной коре. |
Где самая древняя земля? |
Самые древние части земной коры, которым почти 4 миллиарда лет, располагаются под Гренландией и Канадой. |
Может ли быть лед в Африке? |
В Южной Африке и Австралии обнаружены признаки ледниковой эрозии, как и в Антарктиде. Вероятно, когда-то они были соединены около южного полюса. |
А где находился Шпицберген? |
Остатки тропических папоротников были обнаружены на арктическом острове Шпицберген, а это значит, что когда-то он находился в тропиках. |
Правда ли, что в Нью-Йорке была пустыня? |
Приблизительно 250 миллионов лет назад территория Нью-Йорка, США, располагалась на экваторе и являлась сухой, выжженной пустыней. Пустынный песок по сей день сохранился в породах под Манхэттеном — одним из районов Нью-Йорка. |
1 | 2 | 3 | 4 | 17 | 23 | 24 | 25 | 30 |
Технологическая карта
Тема: «ЗЕМНАЯ КОРА — ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЛИТОСФЕРЫ»
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
ТЕСТ
- Численность населения Земли составляет:
ж) 10 млрд.; з) 6,5 млрд.; и) 12 млрд.; к) около 400 млрд.
- Самая большая по площади страна:
г) США; д) Китай; е) Россия; ж) Канада.
- Самое большое число жителей проживает в:
к) Индии; л) России; м) Китае; н) США.
- К основным расовым признакам относятся:
л) цвет кожи; м) способности людей; н) черты лица; о) язык
- Когда на Земле появился человек:
э) 50-70 тыс. лет назад; ю) 100-200 тыс. лет назад; я) 30-40 тыс. лет назад
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Какие из приведенных утверждений верны:
1) самый многонаселенный город — Токио;
2) совокупность всех людей, живущих на определенной территории, называют населением;
3) наиболее многочисленная раса на Земле — негроидная;
4) численность населения Земли составляет более 6,5 млрд. человек;
5) самое большое по площади государство — Китай;
6) средняя плотность населения на Земле — 40 человек на 1 км2;
7) большинство жителей Земли проживает в сельской местности;
8) самые распространенные языки – китайский и английский.
I. МЕНЯЕТСЯ ЛИ «ЗЕМНАЯ ТВЕРДЬ».
Задание: Приведите примеры из учебника стр. 74 п. 1, свидетельствующие о движениях земной коры. ________________________________________________________________________________________________________
ВЫВОД: _________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________
II. КАКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ СИЛ МЫ ВИДИМ НА ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ.
Задание: Под влиянием каких сил изменяется «земная твердь»? ________________________________________________
Задание: По параграфу учебника заполните таблицу.
ВЫВОД: _______________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
ФИЗМИНУТКА
III. КАКОВО ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЧТО ТАКОЕ ЗЕМНАЯ КОРА.
Работа по карте. Найдите на карте Кольский полуостров.
ТЕСТ
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Внутреннее строение Земли
Оболочка | Из чего состоит | Толщина | Температура |
Ядро | _____________________ | ||
Мантия | ____________________ | ||
Земная кора | _____________________ |
ТЕСТ
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Задание: Какова температура горных пород в шахте, где добывается каменный уголь, если ее глубина 1000м, а температура слоя земной коры, который уже не зависит от времени года составляет +10°С
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание: Какие элементы внутреннего строения Земли обозначены на рисунке?
1)____________________________________;
2)____________________________________;
3)____________________________________.
Литосфера –____________________________________________________________________________________________
Таблица о различиях толщины земной коры
Вид земной коры | Толщина | Количество слоев | Состав (слои) |
Материковая | 30-70 км | ||
5-10 км |
Какая земная кора толще? _________________________________________________________________________
В какой земной коре нет гранитного слоя? ___________________________________________________________
ТЕСТ
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
ВЫВОД: _______________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
IV. ИЗ КАКИХ КРУПНЫХ БЛОКОВ СОСТОИТ ЛИТОСФЕРА.
Задание: Заполните пропуски в предложениях:
Литосфера состоит из отдельных малоподвижных блоков __________________________________. Плиты разъединены подвижными участками ____________________________________. Литосферные плиты медленно перемещаются по пластичному слою ____________________________________ со скоростью _________________________________ в год.
Магма – __________________________________________________________.
Работа по карте
Найдите на карте горы, протянувшиеся вдоль границ литосферных плит: Гималаи, Альпы, Кордильеры, Анды.
ВЫВОД: _______________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
Словарная работа
Литосфера. Внутренние и внешние силы Земли. Ядро Земли. Земная кора. Литосферные плиты. Мантия. Магма.
- Дорисуйте у мордашек ротик, показав тем, какое у вас настроение на конец урока.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта. 6 класс. Раздел II. Оболочки Земли. Тема 1. ЛИТОСФЕРА.
Внутреннее строение Земли.
№ урока | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Тема урока | Строение Земли и свойства земной коры | Породы, слагающие земную кору. | Движения земной коры. Землетрясения. | Вулканы, горячие источники, гейзеры | Повторение темы. |
Цели и задачи урока | - познакомить учащихся с главными оболочками Земли; - рассмотреть особенности внутреннего строения Земли, свойства земной коры; -дать представление о способах изучения земной коры. | - познакомить учащихся с новыми и вспомнить уже известные понятия; - сформировать у учащихся представление об основных видах горных пород, слагающих земную кору; - помочь учащимся научиться различать по внешним признакам осадочные и магматические породы; | - познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями - выявит виды движения земной коры и объяснить вызывающие их причины - начать изучение географических объектов; - развить умение показывать их на карте; - познакомить учащихся с практическим значением знаний о движениях земной коры. | - повторить известные и изучить новые термины и понятия; - рассмотреть причины образования вулканов и гейзеров, их виды и особенности, географию их размещения по Земле; - продолжить формирование умения работать с картой; - рассмотреть практическое значение знаний о вулканах и гейзерах | - проверить усвоение новых знаний по теме; -отследить уровень овладения навыками работы с контурной картой; -оценить качество знаний и наметить пути коррекции. |
Формы проведения урока | 1.Знакомство с главными оболочками Земли, их определение. 2.Работа с ЛОС "Внутреннее строение Земли" 3.Работа с таблицей "Земная кора и особенности ее строения" 4.Рассказ о способах изучения земной коры. | 1.Знакомство с новыми понятиями и определениями. 2.Рассказ учителя о видах горных пород в процессе работы учащихся с раздаточными коллекциями. 3.Составление таблицы "Горные породы" /виды, происхождение, использование/. 4.Проверочная работа. 5.Выступление учащихся с опережающим заданием | 1.Беседа-анализ с использованием картин, рисунков и схем, посвященным особенностям залегания горных пород, медленным движениям земной коры и землетрясениям. 2.Привлечение произведений литературы и искусства для характеристики и создания образа землетрясений. 3.Знакомство с новыми понятия ми и определениями. 4.Географический диктант. | 1.Повторение уже известных и изучение новых понятий и определений. 2.Выступленияучащихся /опережающее задание/ о причинах образования вулканов и особенностях их строения.
3.Самостоятельная работа с текстом учебника по составлению таблицы "Типы вулканических извержений". 4.Практическая работа – определение местоположения /координаты/ крупных вулканов мира. | 1 Итоговая практическая работа на контурной карте. 2.Тест по теме "Внутреннее строение Земли". |
Учебно - наглядный комплекс | Глобус, физические карты полушарий и России; схема "Строение земной коры" | Коллекции минералов и горных пород; раздаточный материал. Справочно-информационный материал. | Физические карты полушарий и России; коллекции, картины и видеофильм о землетрясении, хрестоматии и энциклопедии. Справочно-информационный материал. | Физические карты полушарий и России; коллекции, картины и видеофильм о землетрясении, хрестоматии и энциклопедии. Справочно-информационный материал. | Физические карты полушарий и России, атласы и контурные карты. Текст практической работы на контурной карте и тестового задания. |
Термины и понятия | Литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера земная кора, мантия, магма, ядро, океаническая и материковая типы земной коры, сверхглубокие скважины. | Минералы, горные породы, магматические /интрузивные и эффузивные/, осадочные /обломочные, органические и химические/ и метаморфические горные породы, виды горных пород | Вертикальные колебания земной коры, горизонтальные движения земной коры, горст, грабен, сброс, землетрясение, очаг землетрясения, эпицентр, сейсмограф. | Вулкан, очаг магмы, лава, жерло, кратер, вулканические бомбы, вулканический пепел, туф, действующий и потухший вулкан, гейзер, гавайский тип, пелейский тип везувианский тип. | |
Географические объекты | Кольский полуостров | Восточно-Европейская равнина Скандинавский полуостров, Нидерланды, Чили, Турция, Армения | Вулканы: Ключевская Сопка Везувий, Этна Гекла, Фудзияма, Кракатау Камерун, Орисаба, Котопахи, Килауэа, Мауна-Лоа, Килиманджаро Эльбрус. Районы гейзеров: Камчатка Новая Зеландия, Исландия США |
Приложения к технологической карте по
теме " Внутреннее строение Земли"
Проверочная работа (урок 2).
I. Найдите соответствие, определив оболочку Земли:
1. Земная кора а – воздушная
2. Гидросфера б – твердая
3. Атмосфера в – жизни
4. Биосфера г – водная
II. Определите, о какой оболочке Земли идет речь:
1. Земная кора 2. Мантия 3. Ядро
а – ближе всего к центру Земли;
б – толщина от 5 до 7о километров;
в – в переводе с латыни "покрывало";
г – температура вещества + 4000…+5000 С;
д – верхняя оболочка Земли;
е – толщина около 2900 С;
ж – состояние вещества особое: твердое и пластичное;
з – состоит из материковой и океанической части;
и – основной элемент состава – железо.
III.Постройте круговую диаграмму "Внутреннее строение Земли", показав долю объема ядра, мантии и земной коры в общем объеме планеты в %
IV.Рассчитайте примерную температуру горных пород в угольной шахте, если ее глубина 1600 м, а
Температура слоя земной коры, с которого начинается ее повышение, составляет 5 С.
Справочно–информационный материал
Горные породы и минералы.
Способы образования и использования.
Способ образования | Пример породы | Использование |
I. Магматические 1. Глубинные | Гранит Габбро | Строительный материал Строительный и декоративный материал |
2. Излившиеся | Базальт Диабаз Пемза | Прочный строительный материал Материал, используемый для строительства мостовых Шлифующий материал |
II. Осадочные 1.Обломочные | Песчаник, песок Глинистый сланец Глина Галька, гравий | Строительный материал Строительный материал Производство посуды, кирпича, огнеупорных материалов Строительный материал |
2.Химические | Калийные соли Поваренные соли Гипс | Удобрения Пищевая, химическая и легкая промышленность Строительный материал |
3.Органические | Мел Известняк Торф Уголь | Строительный материал Строительный материал Удобрение, горючее Топливо, сырье для химической пром-ти |
III. Метаморфические | Мрамор Гнейс Кварцит | Строительный и поделочный материал Строительный материал Огнеупорный материал |
Географический диктант /урок 3 /.
На доске в столбик записываются слова-понятия по теме, учитель задает вопросы, ученики, в зависимости от варианта, записывают ответы в виде строчки цифр.
Запись на доске:
- Мантия 10 6 Излившиеся 5
- Литосфера 9 7 Магма 4
- Гранит 8 8 Минерал 3
- Осадочные 7 9 Янтарь 2
- Базальт 6 10 Кварц 1
Вопросы:
- Аморфный минерал, затвердевшая смола хвойных деревьев, произраставших 25-30 млн. лет назад.
- Один из самых распространенных минералов, состоящий из двух химических элементов-
кремния и кислорода.
- Самая большая из внутренних оболочек Земли.
- Расплавленное вещество мантии.
- Оболочка Земли, состоящая из верхней части мантии, обладающей свойствами твердого тела, и земной коры.
- Излившаяся магматическая горная порода,
- Горные породы, происхождение которых связано с их оседанием и накоплением на по-
верхности земной коры.
- Природное тело, однородное по своему химическому составу и физическим свойствам.
- Крупнокристаллическая горная порода, образовавшаяся в глубине земной коры.
- Какое происхождение имеют такие горные породы как обсидиан, пемза и базальт.
Ответы: 1 вариант: 9, 10, 1, 7, 2, 5, 4, 8, 3, 6
2 вариант: 2, 1, 10, 4, 9, 6, 7, 3, 8, 5
Справочно-информационные материалы
Сейсмическая шкала
Сила в баллах | Обозначение уровня | Краткая характеристика последствий |
1 | Незаметное | Отмечается лишь сейсмоприборами |
2 | Очень слабое | Ощущается лишь отдельными людьми |
3 | Слабое | Ощущается небольшой частью населения |
4 | Умеренное | Легкое дребезжание стекол, посуды |
5 | Довольно сильное | Сотрясение зданий, трещины на стенах |
6 | Сильное | Легкое повреждение зданий |
7 | Очень сильное | Трещины в стенах каменных домов |
8 | Разрушительное | Сильные повреждения домов, трещины на почве |
9 | Опустошительное | Разрушение каменных домов |
10 | Уничтожающее | Трещины в почве, обвалы, искривление рельсов |
11 | Катастрофическое | Многочисленные оползни и обвалы |
12 | Сильная катастрофа | Изменение внешнего облика местности, полное разрушение любых объектов |
Итоговая практическая работа должна состоять из нескольких разных заданий. Тест.
- Глубокие впадины, образующиеся при опускании земной коры, - это:
а – горст б – грабен в – сброс г - разлом
- Медленное вертикальное поднятие испытывает:
а – Скандинавия б – Байкал в – Чили г – Нидерланды
- Медленное вертикальное опускание испытывает:
а – Скандинавия б – Байкал в – Чили г – Нидерланды
- Участок в земной коре, где происходит разрыв и смещение пород, - это:
а – кратер б – очаг землетрясения в - грабен г – эпицентр
- Прибор, фиксирующий силу землетрясений, - :
а – барометр б – нивелир в – сейсмограф г – флюгер
- Вулкан Гекла расположен в:
а – Греции б – Исландии в – Японии г – Чили
- Самый высокий вулкан России:
а – Алаид б – Шивелуч в – Толбачек г – Ключевская Сопка
- Картина К. Брюллова "Последний день Помпеи" посвящена извержению вулкана:
а – Этна б – Эльбрус в – Везувий г – Гекла
- Найдите соответствие между названием вулкана и его координатами:
А – 2 ю.ш.; 78 з.д.. Б – 64 с.ш.; 17 з.д. В – 4 ю.ш.; 37 в.д. Г – 20 с.ш.; 155 в.д.
а – Кракатау б – Котопахи в – Килауэа г – Фудзияма
д – Гекла е – Этна ж – Везувий з – Камерун
к – Килиманджаро л – Ключевская Сопка м – Орисаба
Работа на контурной карте.
На контурной карте полушарий подпишите самые крупные вулканы земного шара и определите их координаты.
Географические задачи.
1. Постройте круговую диаграмму "Вещественный состав земной коры", показав долю объема горных пород: магматические – 71 % , осадочные - 9 % ,
метаморфические – 20 % .
2. Назовите "лишнюю" горную породу и объясните свой выбор:
а – базальт, пемза, гранит, обсидиан
б – гравий, галька, песок, щебень, известняк
в – известняк, мел, глина, каменный уголь.
3. Приведите примеры вулканов, расположенных в пределах:
а – Тихоокеанского вулканического кольца
б – Средиземноморско-Зондского вулканического пояса.
4. Приведите примеры стран, территории или части территорий которых расположены в пределах:
а – Тихоокеанского вулканического кольца
б – Средиземноморско-Зондского вулканического пояса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока географии в 6 классе по теме " Земная кора -верхняя часть литосферы"
Цель урока: сформировать представление о внутренних слоях Земли и их отличительных особенностях, о движении литосферных плит. Задачи:1....
Презентация к уроку географии в 6 классе по теме "Земная кора - верхняя часть литосферы"
Презентация сопровождает урок данной теме. Дан материал для самостоятельной работы в группах, интересная рефлексия урока....
Урок географии на тему "Земная поверхность на плане и карте".
Цель урока:сформировать у учащихся знания о масштабе и его видах;познакомить с видами изображения неровностей на плане местности;показать значение условных знаков;формировать умение определять объекты...
5 класс Земная кора-верхняя часть литосферы
Земная кора-верхняя часть литосферы...
Земная кора - верхняя часть литосферы 5 класс
Тема урока: Земная кора - верхняя часть литосферы. Цель урока: сформировать представление о внутренних слоях Земли и их отличительных особенностях, о движении литосферных плит. З...
Технологическая карта «Земная кора – верхняя часть литосферы»
Класс: 5Учебник: А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К. Липкина. Москва «Просвещение 2019» «Полярная звезда.Раздел: V «Литосфера»Урок: №1.Тема: Земная кора – верхняя част...
Земная кора- верхняя часть литосферы, 5 класс
- расширить знания учащихся о внутреннем строении Земли;- сформировать у учащихся представления о внешних и внутренних силах Земли.- формирование у учащихся умений реализовать новые способы действия (...