Урок на тему "Сельское хозяйство" 10 класс
методическая разработка по географии (10 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока «Сельское хозяйство мира»
Задача: роль сельского хозяйства в общественной деятельности человечества
Цели:
А) рассмотреть структуру и географию мирового сельского хозяйства,
Б) выявить проблемы и перспективы развития мирового агропромышленного комплекса.
Урок-лекция
Оборудование: учебник, проектор, карты сельского хозяйства
План:
Сельскохозяйственные ландшафты как часть антропогенных геосистем.
География сельского хозяйства.
Индустриальная перестройка сельского хозяйства.
Мировое рыболовство.
Сельское хозяйство и окружающая среда.
Ход урока:
Сельскохозяйственные ландшафты как часть антропогенных геосистем.
Сельскохозяйственные ландшафты по ряду причин занимают особое место среди антропогенных геосистем. Их особенности:
являются наиболее древними,
дают человечеству свыше 90% продуктов питания,
занимают наибольшую площадь среди всех антропогенных геосистем (за последние 80 лет распаханность суши увеличилась вдвое).
Для успешного ведения сельскохозяйственного производства необходимо иметь комплекс благоприятных природных факторов: равнинный рельеф, плодородные и поддающиеся окультуриванию почвы, достаточное количество осадков или же возможности орошения, большое количество тепла и другие. Оптимальное сочетание всех этих факторов встречается далеко не везде. Поэтому сельскохозяйственные угодья составляют только около 34 % площади суши.
Для решения продовольственной проблемы и ее смягчения либо расширяют площадь обрабатываемых земель, либо повышают их биологическую продуктивность. Конечный результат имеет как позитивный, так и негативный характер.
В ряде районов мира в результате интенсивной сельскохозяйственной деятельности сформировались особые виды агроландшафтов:
оазисы – территории в аридных зонах, где благодаря естественному или искусственному орошению возможно интенсивное земледелие (самые древние находятся в Египте),
польдеры (находятся обычно ниже уровня моря) – осушенные и защищенные от затопления дамбами прибрежные болотные низменности. Расположены в Нидерландах, Германии, Дании, США, Японии,
террасированные склоны занимают большие площади в Индии, Китае, Японии, Южной Америки (бывшая империя инков), в Грузии, Армении, Молдавии,
грядовые сельскохозяйственные ландшафты занимают затопляемые участки саванн на северо-востоке Боливии, у устья Амазонки, льяносах Ориноко,
бокаж –поля и луга окружены полосами живых изгородей из сохранившихся естественных лесов и кустарников (Франция, Бельгия, Дания, Великобритания),
лесополье (леса и поля) – чередование небольших полей на месте бывших лесов. В лесопольях пашни не подвержены засухам, так как окружающие леса накапливают снег, и талая вода увлажняет соседние поля,
полонины – высокотравные луга интенсивного выпаса скота (Карпаты и Балканский полуостров),
яйла – формирование скудной лугово-степной растительности на месте лесов в результате длительного выпаса овец (Крымские горы),
антропогенные саванны – участки, образовавшиеся в результате сельскохозяйственной деятельности людей и выжигания лесов для расширения пастбищ и пашен, которые после пользования заросли злаками с плотным дерновым покровом (Африка, Южная и Центральная Америка, Южная и Юго-Восточная Азия, Австралия).
География сельского хозяйства.
Сельское хозяйство – древнейшая отрасль материального производства. Повсеместность сельского хозяйства сочетается с большим его разнообразием. Однако все виды и типы можно объединить в две большие группы:
товарное сельское хозяйство,
потребительское сельское хозяйство.
В наши дни на долю сельскохозяйственных земель по разным оценкам приходится от 32 до 37 % земельного фонда (обрабатываемые земли, луга и пастбища). Но необходимо помнить, что значительная часть земель деградирована. В различных уголках земного шара на деградированные земли приходится:
Европа – 23 %, Северная Америка – 66 %, в том числе в США – 44 %, Африка - 49 %,
Центральная Америка – 55 %, Океания – 8 %, Азия – 27 %, Южная Америка –26 %.
Тем не менее, агропромышленный комплекс в экономически развитых странах приобрел форму агробизнеса, что придает отрасли индустриальный характер.
Потребительский сектор преобладает в развивающихся странах и представлен сотнями миллионов мелких и мельчайших хозяйств.
География сельского хозяйства сложна и зависит от ряда факторов.
Основные страны-экспортеры сельскохозяйственной продукции показаны в таблицах.
Главные страны-экспортеры
продуктов животноводства и живого скота
Продукты животноводства и живой скот | Главные страны - экспортеры |
Крупный рогатый скот | Бразилия, Аргентина, Мексика, Эфиопия |
Свиньи | Китай, Нидерланды, Канада |
Овцы и козы | Австралия, Турция, Сомали, Эфиопия |
Говядина и телятина | Австралия, Германия, Франция, Новая Зеландия, Ирландия, Нидерланды, США, Венгрия |
Свинина | Нидерланды, Бельгия, Дания, Канада, Венгрия |
Баранина и ягнятина | Новая Зеландия, Австралия, Великобритания |
Мясо птицы | Франция, США, Нидерланды, Бразилия |
Шерсть | Австралия, Новая Зеландия, Аргентина, Уругвай, ЮАР |
Главные страны-экспортеры сельскохозяйственной продукции
Сельскохозяйственная продукция | Главные страны-экспортеры |
Пшеница и кукуруза | США, Канада, Франция, Австралия, Аргентина |
Рис | Таиланд, США |
Сахарный тростник | Бразилия, Куба, Австралия, о. Маврикия |
Чай | Индия |
Кофе | Бразилия |
Какао | Кот-д Ивуар |
Хлопок | США, Узбекистан, Китай, Пакистан, Индия, страны Африки, Парагвай, Австралия |
Каучук | Малайзия, Индонезия, Таиланд, Индия, Шри-Ланка, Филиппины |
Табак | США, Китай, Индия, Бразилия |
Индустриальная перестройка сельского хозяйства.
Процесс индустриальной перестройки сельского хозяйства получил название «зеленой революции» первоначально охватил США, Канаду, Великобританию (до второй мировой войны), в странах Западной Европы и Японии в 50-60-х годах, в 60-70-е годы – в развивающиеся страны.
«Зелёная революция» – это преобразование сельского хозяйства на основе современной агротехники, представляющее собой одну из форм проявления научно-технической революции.
В развивающихся странах «зеленая революция» имеет три отличительные особенности:
выведение новых сортов сельскохозяйственных культур:
Сельскохозяйственная культура | Научно-исследовательский центр по ее выведению и выращиванию |
Мексика | Кукуруза и пшеница |
Филиппины | Рис |
Колумбия | Тропические продовольственные культуры |
Перу | Картофель |
Индия | Продовольственные культуры засушливых стран |
Пакистан | Пшеница |
ирригация (улучшение системы водообеспечения),
применение современной техники, удобрений, средств защиты растений.
Положительные последствия «зеленой революции»:
увеличение производства продовольствия, ослабив угрозу голода,
выросло душевое потребление зерновых культур,
сократился или вовсе прекратился импорт зерна в Индии, Пакистане, Таиланде, Индонезии, Китае.
Проблемы:
носит «очаговый» характер,
«зеленая революция» в большей степени коснулась зажиточных крестьян,
нежелательные экологические последствия, связанные и применением ядохимикатов и минеральными удобрениями.
Мировое рыболовство.
Рыболовство также относится к древнейшим промыслам человечества. Примерно 9/10 мировой добычи рыбы приходится на моря и океаны и только 1/10 – на пресные воды. Несмотря на то, что рыболовство распространено повсеместно, на сегодняшний день 50 % улова приходится только на Японию, Китай, Россию, США, Чили и Перу.
От 75 до 80 % всего улова предназначено для потребления в пищу людей. Остальной улов перерабатывается в рыбную муку, питательные добавки, рыбий жир и идет на корм скоту, либо используется в фармацевтической промышленности. Среднемировой уровень душевого потребления рыбы составляет 17-18 килограмм. Но между различными странами имеются существенные различия. Так, в Японии этот показатель составляет 60-70 кг в год, в США и России – до 20 кг, тогда как в Непале он равен 200 гр на душу населения.
Что касается структуры мирового улова, то 88 % его составляет рыба (в том числе 10 % - пресноводная), 7% - моллюски, 4 % - ракообразные и до 1% приходится на прочие виды. За последние десятилетия в структуре улова рыбы отмечены существенные изменения, которые сопровождаются значительными сдвигами в географии мирового морского рыболовства. Эти сдвиги В.П. Максаковский предложил рассмотреть на нескольких уровнях:
меняется соотношение между шельфовыми (90 % мирового улова) и глубоководными (10 %) районами Мирового океана, роль последнего увеличивается,
соотношение между тремя зонами Мирового океана – северной (с 85 % уменьшилось до 52%) , тропической (с 13 % увеличилось до 30 %) и южной (с 2% увеличилось до 18%). Таким образом, отмечается смещение районов рыболовства с севера на юг,
изменилось распределение мировых уловов между океанами: Атлантический (уменьшился мировой улов), Тихий океан (возрос), Индийский (отмечены относительно стабильные показатели),
изменилось соотношение между главными рыболовными районами указанных океанов.
Биологически продуктивные акватории Мирового океана
Океан | Основные районы | Тенденции |
Атлантический океан | 1.Северо-Восточный (берега Европы) 2.Северо-Западный (США, Канада) | В 50-х годах давал почти 50 % мирового улова, сейчас добыча резко упала из-за чрезмерного улова и конкуренции нефтяной промышленности. Улов снижен, но менее ощутим, чем в Северо –Восточном районе. |
Тихий океан | 1.Северо-Западный у берегов Азии: Россия, Япония, Китай, Республика Корея 2.Северо-Восточный у берегов Северной Америки 3.Юго-Восточный район у берегов Перу и Чили | В настоящее время является крупнейшим в мире. По объему уступает другим районам. Основным объектом промысла является перуанский анчоус. |
Индийский океан | Районы мирового значения отсутствуют | Стабильность |
изменился состав «первой десятки» рыболовных стран. В 50-е годы странами-лидерами являлись: Япония, США, СССР, Норвегия, Великобритания, Индия, Канада, ФРГ, Дания.
Кроме того, возрастает значение продукции аквакультуры. 85 % ее дают Китай, Япония, Республика Корея, Индия, Филиппины, Индонезия, Вьетнам.
Сельское хозяйство и окружающая среда.
Примечание: данный вопрос может быть рассмотрен в различных направлениях, но в рамках программы стоит остановиться на проблемах и отрицательных последствий, связанные с использованием мировых сельскохозяйственных угодий.
Причины отрицательного антропогенного воздействия на мировые сельскохозяйственные угодья:
химизация сельского хозяйства,
орошаемое земледелие (нарушение водного баланса, изменение микроклимата, вторичное засоление почв, изменение рельефа),
пастбищное использование территории (перегрузка травянистых ландшафтов, изменение и уничтожение видового состава растительного покрова, дефляция и засоление почв, другие),
уничтожение лесов и другие.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».
Материал данного урока предназначен для повторения решения линейных неравенств; формирования понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»; форм...
мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».
Цели урока:Образовательные:повторить и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила. Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...
план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,
Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....