Методическая разработка «Применение космических снимков на уроках географии»
статья по географии

За последние несколько лет в нашей жизни произошли существенные изменения. Происходит резкий скачок цифровизации всех сфер жизни, появляются различные онлайн – сервисы, платформы, видеоконференции, виртуальные туры по различным уголкам нашей планеты. На сегодняшний день ситуация остается по прежнему напряженной и одной из задач современного образования является содействие воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Работая в условиях перехода к новым стандартам, в преподавании географии одним из важных направлений стало усиление практической направленности. Немалую роль в этом играют современные методы обучения в преподавании географии. С развитием компьютерных технологий и доступностью к географическим информационным системам, использование космической информации стало развиваться более интенсивнее, чем раньше. Здесь стоит отметить основным достоинством использования изображений Земли из космоса в процессе обучения географии, междисциплинарность и наглядность при демонстрации связей между географическими объектами, возможность отразить динамику процессов и явлений, изучаемых в школьных курсах географии. В связи с чем, в школьной географии назрела необходимость использования результатов изучения Земли из космоса, что объясняется высоким уровнем их практической значимости в современной жизни.

Цель работы: показать с помощью различных методов обучения, применение космических снимков на уроках географии.

Направление: геоинформатика 

Аудитория: данная разработка подойдет для учителей географии.

Ожидаемый результат:

- ознакомить с применением космических снимков;

- развитие навыков применения космических снимков на занятиях;

- развитие пространственного мышления;

- развитие умений и навыков работы с космическими снимками и обработки материала;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с обучающимися в образовательной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_kosmicheskih_snimkov_na_urokah_geografii.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республика Адыгея 

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Республики Адыгея

«Центр дополнительного образования детей Республики Адыгея»  

Детский технопарк «Кванториум»

Методическая разработка

Тема: «Применение космических снимков на уроках географии»

Актуальность

За последние несколько лет в нашей жизни произошли существенные изменения. Происходит резкий скачок цифровизации всех сфер жизни, появляются различные онлайн – сервисы, платформы, видеоконференции, виртуальные туры по различным уголкам нашей планеты. На сегодняшний день ситуация остается по прежнему напряженной и одной из задач современного образования является содействие воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Работая в условиях перехода к новым стандартам, в преподавании географии одним из важных направлений стало усиление практической направленности. Немалую роль в этом играют современные методы обучения в преподавании географии. С развитием компьютерных технологий и доступностью к географическим информационным системам, использование космической информации стало развиваться более интенсивнее, чем раньше. Здесь стоит отметить основным достоинством использования изображений Земли из космоса в процессе обучения географии, междисциплинарность и наглядность при демонстрации связей между географическими объектами, возможность отразить динамику процессов и явлений, изучаемых в школьных курсах географии. В связи с чем, в школьной географии назрела необходимость использования результатов изучения Земли из космоса, что объясняется высоким уровнем их практической значимости в современной жизни.

Цель работы: показать с помощью различных методов обучения, применение космических снимков на уроках географии.

Направление: Гео.

Аудитория: данная разработка подойдет для учителей географии.

Ожидаемый результат:

- ознакомить с применением космических снимков;

- развитие навыков применения космических снимков на занятиях;

- развитие пространственного мышления;

- развитие умений и навыков работы с космическими снимками и обработки материала;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с обучающимися в образовательной деятельности.

При работе с изображением Земли из космоса на уроке географии можно использовать различные методы обучения: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично поисковый и исследовательский.

- Объяснительно-иллюстративный метод необходим при введении общих понятий, раскрытии теоретических знаний, усвоение которых слабо обеспечено знанием фактов. Так, понятие «срединно-океанический хребет» можно сформировать на основе выполнения заданий по соответствующим изображениям Земли из космоса:

1. Самостоятельно сформулировать определение понятия «срединно-океанический хребет», выявляя существенные признаки, характерные для этой формы рельефа.

2.Объяснить, почему цвет воды посередине и вдоль подводных окраин материков в океанах светлее, чем их ложе.

3. Ответить в каком океане срединно-океанический хребет:

- не занимает срединное положение;

- является самым широким; разветвляется на два;

- представляет собой большой остров, который является частью срединно-океанического хребта

Объяснительно-иллюстративный метод предназначен не только для передачи знаний о природе, населении и хозяйстве, но и о специфических для географии приемах работы. С помощью этого метода мы можем продемонстрировать, как правильно дешифрировать космический снимок и составить географическое описание по изображению Земли из космоса. Репродуктивный метод используется для повторения, закрепления и контроля за усвоением знаний. Например, используя космический снимок системы облаков, учащиеся могут выполнить следующие задания:

1. Определите, какие виды облаков можно увидеть на космическом снимке.

2. Опишите внешний вид облаков, с точки зрения земного наблюдателя.

3. Предположите, на какой высоте возможно образование облаков данного вида.

- Частично-поисковый метод заключается в приобщении учащихся к творческой деятельности. Например, определите названия озер, изображенных на космических снимках. При выполнении задания можно использовать карту полушарий.

- Использование исследовательского метода заключается в самостоятельном изучении учащимися нового для них материала, например проведение исследования изменения площади Аральского моря-озера по космическим снимкам.

Стоит отметить, что работу с изображениями Земли из космоса, можно использовать одновременно для работы со всеми учащимися, группой обучающихся или в ходе индивидуальной работы. При этом необходимо понимать, что для организации фронтальной работы лучше всего использовать изображения Земли из космоса, которые выводятся на экран с помощью мультимедийного проектора. Это позволяет ученикам выполнить одинаковую для всех работу, а при индивидуальной и коллективной работе использовать настольные изображения Земли из космоса. Таким образом, необходимо учитывать требования, обусловленные содержанием отдельного школьного курса географии, включающего в себя уровни сформированности у учащихся компонентов содержания образования. Известно, что в методике преподавания географии выделяют четыре компонента: знания, умения, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.

Первый компонент содержания образования отвечает за процесс формирования понятий, изучения причинно-следственных связей и закономерностей, например, при формировании понятия «горы» учитель может предложить учащимся выполнить следующие задания по изображениям (объемным), созданным на основе космических снимков гор Республики Адыгея.

Второй компонент обеспечивает реализацию действия согласно усвоенному алгоритму. Например, используя изображения окрестностей города Майкопа на аэрофотоснимке и топографической карте, сравните изображения. По результатам выполнив сравнения двух изображений и сделать вывод о наглядности, точности, информативности, о современном состоянии, взаимном расположении объектов.

Третий компонент отражает накопленный человечеством опыт творческого преобразования действительности — самостоятельный перенос знаний и усвоенных способов деятельности. Примером могут быть задания по географическому диктанту.  

Четвертый компонент предвосхищает действие, поэтому должен быть первым, но при теоретическом анализе он не может опережать знания и способы деятельности. Использование учителем изображений Земли из космоса позволит у учащихся вызвать эмоциональные переживания, отвечающие потребностям и системе ценностей общества. Примером формирования опыта эмоционально ценностного отношения к миру и людям может быть учебная работа с космическими изображениями и просмотр документального фильма о значимом событии на данной территории.

Таким образом, использование изображений Земли из космоса на уроках географии, отвечающих требованиям по их отбору, позволяет создать у школьников чувственную опору для восприятия, познания и объяснения специфики объектов и явлений географической действительности, что, в свою очередь, обеспечивает личностное развитие учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки. Применение элементов ТРИЗ на уроках ОБЖ

Методические разработки. Применение элементов ТРИЗ на уроках ОБЖ...

Методическая разработка применения литературного произведения на уроке истории роман А. К. Толстого «Князь Серебряный»

Данная разработка содержит основную информацию о произведении, стилистике и сюжете. Разработаны разные типы заданий,которые можно использовать на всех этапах урока....

Методическая разработка «Применение проектной деятельности на уроках литературы»

Актуальность метода проектов, по-моему, состоит, прежде всего в том, что эта работа подразумевает создание таких ситуаций, когда учащийся становится самостоятельным исследователем. Польза от такой раб...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА"ПРИМЕНЕНИЕ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ" АВТОР УЧИТЕЛЬ ФИТЗИКИ СПБГБПОУ РЕСТАВРАЦИОННЫЙ КОЛЛЕДЖ "КИРОВСКИЙ"

Опорный сигнал – набор ассоциативных ключевых слов, знаков и других опор для мысли, расположенных особым образом, заменяющий некое смысловое значение. Он способен мгновенно восстанавливать в пам...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА"ПРИМЕНЕНИЕ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ" АВТОР УЧИТЕЛЬ ФИТЗИКИ СПБГБПОУ РЕСТАВРАЦИОННЫЙ КОЛЛЕДЖ "КИРОВСКИЙ"

Опорный сигнал – набор ассоциативных ключевых слов, знаков и других опор для мысли, расположенных особым образом, заменяющий некое смысловое значение. Он способен мгновенно восстанавливать в пам...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА"ПРИМЕНЕНИЕ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ" АВТОР УЧИТЕЛЬ ФИТЗИКИ СПБГБПОУ РЕСТАВРАЦИОННЫЙ КОЛЛЕДЖ "КИРОВСКИЙ"

Опорный сигнал – набор ассоциативных ключевых слов, знаков и других опор для мысли, расположенных особым образом, заменяющий некое смысловое значение. Он способен мгновенно восстанавливать в пам...

Применение космических снимков на уроках географии

Приминение космических снимков на уроках, эксперименты...