Технологическая карта урока географии по теме Масштаб, 5 класс
методическая разработка по географии (5 класс) на тему

Цель урока: формирование представления о строении Земли, горных породах, их происхождении, свойствах, видах; развитие умений сравнивать и анализировать; расширение кругозора обучающихся.

Планируемые результаты урока:

Личностные:

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;

Формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками;

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; 

Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей;

Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий  выбор.

Метапредметные:

 

умение учащихся работать в парах и выступать перед аудиторией;  умение сравнивать, находить сходства и различия.

 

Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ;

Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ.

 

Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах)

Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально

Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ.

 

ставить учебную задачу под руководством  учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

выявлять причинно-следственные связи;

определять критерии для сравнения фактов, явлений;

выслушивать и объективно оценивать другого;

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные:

Распознавать различные виды изображения земной поверхности: карту, план, глобус, атлас, аэрофотоснимок.

Сравнивать планы и карты с аэро-фотоснимками и фотографиями одной местности.

Анализировать атлас и различать его карты по охвату территории и тематике

Определять по различным картам (или плану местности) расстояния между географическими объектами с помощью линейного и именованного масштаба.

 Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот.

Выявлять подробность изображения объектов на карте разных масштабов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока географии по теме «Масштаб», 5 класс

Цель урока: формирование представления о строении Земли, горных породах, их происхождении, свойствах, видах; развитие умений сравнивать и анализировать; расширение кругозора обучающихся.

Планируемые результаты урока: 

Личностные:

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;

Формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками;

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;  

Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей;

Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий  выбор.

Метапредметные: 

умение учащихся работать в парах и выступать перед аудиторией;  умение сравнивать, находить сходства и различия.

Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ;

Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ.

Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах)

Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально

Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ.

ставить учебную задачу под руководством  учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

выявлять причинно-следственные связи;

определять критерии для сравнения фактов, явлений;

выслушивать и объективно оценивать другого;

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные:

Распознавать различные виды изображения земной поверхности: карту, план, глобус, атлас, аэрофотоснимок.

Сравнивать планы и карты с аэро-фотоснимками и фотографиями одной местности.

Анализировать атлас и различать его карты по охвату территории и тематике

Определять по различным картам (или плану местности) расстояния между географическими объектами с помощью линейного и именованного масштаба.

 Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот.

Выявлять подробность изображения объектов на карте разных масштабов

Тип урока: изучение нового материала

Методы и приёмы: системно – деятельностный подход, проблемный, частично-поисковый; «кластер», «кейс – технология», «ПОПС – формула» -на этапе рефлексии.

Оборудование: учебник, настенная карта, школьные атласы, интеллект – карты урока с планом заданием и инструктажем по работе в ходе урока и для рефлексии(ПОПС – формула),горные породы, мультимедийная  презентация «Масштаб», презентация к проекту «Расстояние до Победы…», мультимедийная презентация «Доброго здоровья!!!», музыкальный фрагмениз к/ф «Усатый нянь», ноутбуки , ЦОР для проверки Д/З, компьютер, мультимедиа проектор, линейка, линейка – метр, рулетка.

ФОУПД: фронтальная, индивидуальная, в парах.

                                                       

                                                       План урока.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Физкультминутка

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 1. Организация начала урока.
2.Актуализация знаний.  Формулирование темы и целей и задач  урока.
 Мотивация учебной деятельности учащихся.

3. Изучение нового материала.

4. Первичное усвоение новых знаний.

5.Первичная проверка понимания.

6. Релакс – пауза.

7. Первичное закрепление.

8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

10. Рефлексия (подведение итогов занятия).

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Организация начала урока.

Приветствие. Посмотрите друг на друга улыбнитесь  и подарите  друг другу  хорошее настроение

Приветствие. Подготовка рабочих мест.

2.

Актуализация знаний.  Формулирование темы и целей и задач  урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1.Атлас, с. 2-3. Что изображено?

Проверка Д/З

Инд.

-Оставшиеся дети следят за ответом у доски: цель – задать дополнительный вопрос.

Формулирование темы и целей урока.

1.Фронт.

Слайд (уменьшить – формулирование темы урока – масштаб – доска презентация масштаб)

 - Таким образом, какое общее свойство имеют все виды изображений Земли?

 

2.-Подумайте, а на каком уроке вы уже сталкивались с этим термином.

-Математика у нас сегодня – незаменимая помощница.

В математике масштаб – это….соотношение чисел. язык цифр понятен любому народу.

3. География тоже имеет свой язык. Речь идет о географических картах, без которых география не может существовать, так же как математика без цифр и уравнений.

Язык карты должен быть точным. Карты необходимо чертить так, чтобы длине каждой линии на карте соответствовало вполне определенное расстояние на Земле.

атлас: с.6-7, 10-11. Найдите соотношения  

4. Почему они разные?

5. – Подумайте, что необходимо нам будет узнать в ходе урока ?

Отвечают: Различные виды изображений

1. У доски.Виды изображений

2. Выполнение заданий на ноутбуках 8 человек.

Задают по пар.9

Отвечают:

- уменьшить

Формулируют тему урока – масштаб.

Изображаются в различной степени уменьшения – в масштабе..

Цели урока.

Отвечают:

На уроке математики

- соотношение

Называют

Карты – разные по охвату территории – разный масштаб, масштаб записан по разному..

Ответ

Масштаб в географии

3.

Изучение нового материала.

Перед вами план – задание на урок.

  1. Рассмотрите его. Работаем вместе, в парах, как только будете готовы, поднимите руку.

Помимо масштаба на картах вы видите условные знаки, о них мы поговорим позднее – это тоже язык географии.

Что такое «масштаб» - (слайд)появляется после ответа.

- А теперь работаем самостоятельно, выполняете план – задание, (Приложение 1)который у вас на столах.

Технология «Кластер».

Рассмотрите ещё раз те виды масштаба, которые вы узнали, что показывает каждая запись

  • 1 : 100 000
  • В 1 см – 1 км
  • Линейный(береговая линия моря, реки, дорога)

Отвечают: 1.

Самостоятельная работа в парах

Выполняют план – задание, зад.1, 2., 3.

Работают с планом – заданием – 3 минуты.

Дополняют схему «Кластер»

4.

Первичное усвоение новых знаний.

- Продолжаем: ваши  отчёты. Остальные группы дополняйте план - задание, задавайте вопросы.

 (Во время отчётов слайды 2, 3, 4, уточнение)

Отчёт

Остальные группы слушают,дополняют схемы определения,  задают вопросы, оценивают работу группы.

5.Первичная проверка понимания.

- Для чего нужен масштаб?

Отвечают: Чтобы уменьшить реальные размеры, и в конечном итоге, точно узнавать реальные расстояния?

6. Физкультминутка

-А теперь отдохнём. Повторяем за изображением.

Отдыхают.

7. Первичное закрепление.

-Узнаем реальные расстояния.

1 ряд – Курск - Москва ,

2 ряд – Курск – Санкт - Петербург

3 ряд – Курск - Владивосток

Но было и ещё одно расстояние, в прошлом, до …Победы. О какой победе я говорю, как вы думаете?

- в следующем году отмечают сколько лет со от этого великого дня?

Слайд – Расстояние до Победы..

- Ребята, кто – то дошёл, кто – нет, выполнив проект, мы немного прикоснёмся к великому подвигу советского, тогда народа. Работаем. Проект «Расстояние до Победы» (Приложение 1).

В ВОВ – 1945 год

Дети отвечают

Выполняют проект

8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Проставьте %. Отметки . Отлично, какие Вы молодцы.

9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Слайд. 1. Параграф 25. Тренажёр с 52. №1- 3.

2.Стихи, загадки, кроссворды  к пар. 25.

3. Проекты: «Кристалл своими руками,  «Энергосбережение».(Форма презентации – произвольная)

Запись в дневник

10. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Подведём итоги. Перед вами опора. ПОПС – формула , где П – позиция – ваше утверждение

О – объяснение (доказательство)

П – пример – привести соответствующий пример

С – следствие – вывод по вашей позиции.

Можно работать вдвоём, удачи – 1, 5  мин.

Отметки: 5 отметок.

Итак: выберите себе позицию, можно в паре, и докажите её…..

Отметки…

Продолжите: Я узнал..

Мне было легко..

Мне было сложно…

И…. Всё, как настроение

Отвечают:

Отвечают

11. Организация окончания урока

_ Урок окончен, спасибо, до свидания

Интеллект – карта урока по теме «Масштаб».                                                                     Приложение 1.

ПЛАН – ЗАДАНИЕ ПО ТЕМЕ «МАСШТАБ».

Группа 1.Задание1. Используя учебник, с. 34, изучите вопрос   «Зачем нужен масштаб». Продолжите:

А) Что такое масштаб?

А)Масштаб – это соотношение

 Б) Что показывает масштаб?:

Масштаб – это величина, которая показывает во сколько раз расстояния на глобусе, плане или карте уменьшены по сравнению с реальными расстояниями на местности.

 Группа 2. Задание 2.

  1. Используя учебник, с. 34 - 35, изучите вопрос   «Как записывают масштаб». Заполните схему «Виды масштаба», приведите примеры:

 Группа 3. Задание 3. 1.        Используя учебник, с. 34, изучите вопрос   «Масштаб и подробность изображения». Ответьте (устно) на вопросы:

1.Как связаны масштаб и степень подробности изображения?(Чем крупнее – тем подробнее изображены участки земли)

2. Виды карт по масштабу?(мелкомасштабные – 1:1 000 000 , среднемасштабные –  больше, чем 1 : 200 000, но меньше 1:1 000 000, крупномасштабные 1: 1 000 000 и мельче.

Проект «Расстояние до Победы».

Используя текст, рассчитайте по карте реальное расстояние, которое прошли воины – освободители.

№1. 1943 год, Курская битва, Белгородская область. Алексей Максимович Ломакин.

С наблюдательного пункта увидели, как какой-то боец быстро полз к вражеской огневой точке. Вот он уже в метрах тридцати от пулемета, бросает гранату в амбразуру. На какое-то мгновение огонь прекратился. Однако не успели роты подняться, как снова заговорил пулемет. И тогда неизвестный боец поднялся в полный рост и бросился на амбразуру. Пулемет умолк. Подвиг бойца стал сигналом к атаке. В решительном броске воины ворвались в деревню Сивково  Белгородской области и овладели ею.

Бесстрашным бойцом был рядовой Алексей Ломакин. За этот подвиг он был удостоен звания Героя Советского Союза.    В городе Курске в чтят память Героя, его имя носит одна из улиц..

  №1. Расстояние : (Курск – Белгород) - ………. Км.

№2. Мелитон Варламович Канта́рия

.младший сержант Красной Армии, вместе с сержантом М. А. Егоровым под руководством младшего лейтенанта А. П. Береста водрузивший Знамя Победы на крыше здания рейхстага рано утром 1 мая 1945 года. Герой Советского Союза.

№2. Расстояние: Грузия (Тбилиси) – Берлин - … км

№3. Михаи́л Алексе́евич Его́ров

Герой Советского Союза, сержант Красной Армии, вместе с младшим сержантом М. В. Кантария под руководством лейтенанта А. П. Береста водрузивший Знамя Победы на крыше немецкого Рейхстага рано утром 1 мая 1945 года[1]. Призывался из родного Смоленска.

№3. Расстояние Смоленск – Берлин - … км.

№4. БУЛАТОВ Михаил Алексеевич.

. Герой Советского Союза.  Это было в апреле 1945 года под Кенигсбергом во время прорыва обороны немецкой крепости.   Шоссе Кенигсберг - Раушен, по которому должна была пройти стрелковая дивизия,  было заминировано. В его отделении Их было четверо. 2 – е сапёров тяжело ранены, один убит. Под шквальным огнем выполнил боевую задачу и вывел из строя 24 бомбы. №4.Расстояние – Курск – Калининград- … км.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока географии по теме: "Природная среда. Охрана природы", 5 класс

ФГОС. Технологическая карта урока по теме: "Прродная среда. Охрана природы"....

Технологическая карта урока географии по теме "Реки" 6 класс

Тема урока: РекиКласс: 6УМК: Герасимова Т. П., Неклюкова Н. П. География. Начальный курс. М.: 2014Цель урока: расширить и углубить знания о водах суши - реках.Задачи урока:Образовательные: Сформироват...

Технологическая карта урока географии на тему: "Обращение Земли вокруг Солнца" 5 класс

Технологическая карта к уроку для 5 класса по географии (УМК В.П. Дронова)...

Технологическая карта урока математики по теме "Масштаб"

Технологическая карта урока математикив, 6 класс....

Технологическая карта урока географии на тему "География населения и хозяйства Зарубежной Европы".

Общая характеристика Зарубежной Европы. Состав, население, хозяйство, международные союзы....

Методическая разработка технологической карты урока географии по теме "Мировой океан" в 5-м классе

В данной методической разработке представлена технологическая карта урока, которая позволяет учителю спрогнозировать все универсальные учебные действия и готовый результат обучения на данном уроке....