Программа внеурочной деятельности
рабочая программа (5 класс)
Программа предназначена для проведения внеурочной деятельности с учащимися специальной коррекционной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_o_prirode_i_pogode.docx | 23.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Изучение географии в школе имеет большое коррекционное значение. Географический материал в силу своего содержания способствует развитию наиболее слабых сторон познавательной деятельности детей с ОВЗ:
- внимания;
- наблюдательности;
- умения сравнивать и анализировать наблюдаемые предметы, явления, понимать их причинно-следственную зависимость.
Учебный план ФГОС ОВЗ предполагает изучение географии с 6 класса. Пропедевтические знания по географии и естествознанию в 5 классе позволят детям более успешно освоить программу природоведения и в 6 классе начать успешное освоение предмета «география».
Главная цель внеурочной деятельности по направлению «О природе и погоде» – формирование готовности к восприятию программы по географии в 6 классе.
Практические работы, проводимые в процессе внеурочной деятельности, направлены на то, чтобы вооружить учащихся необходимыми практическими устойчивыми навыками и умениями, которые они будут использовать в своей дальнейшей деятельности на уроках географии. Изучению географии в 6 классе должна предшествовать работа по формированию элементарных общегеографических понятий у учащихся, более младших классов.
Данные занятия делают акцент на личностно-ориентированный подход к каждому ученик, составлены с учетом возрастных и психологических особенностей развития детей, уровня их знаний и умений, местных условий.
Организация ежедневных наблюдений за изменениями погоды, привлечение внимания к характерным признакам, отличающим одно явление природы от другого, знакомство с явлениями природы и научными их объяснениями поможет не только в правильном и более глубоком усвоении программного материала, но и будет максимально способствовать коррекции недостатков интеллектуального развития учащихся, способствуя, в частности, развитию речи, представлений, внимания, наблюдательности.
Программа рассчитана на детей среднего школьного возраста 11-12 лет, на 1 год обучения: 34 часа в год, 4 часа в месяц, 1 раз в неделю по 45 минут.
Цель программы: формирование готовности к восприятию программы по географии в 6 классе.
Задачи:
- формирование системы естествоведческих и географических знаний как компонента научной картины мира;
- развитие представлений о природе и её многообразии;
- познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях, что позволяет сформировать географическую картину мира;
- понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития;
- формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Программа внеурочной деятельности по географии формирует не только базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении основных разделов географии, но и помогает в становлении устойчивого, познавательного интереса к предмету, закладывает понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности ее социализации.
Внеурочная деятельность направлена на формирование различных видов деятельности:
- наблюдение за природными объектами и явлениями;
- смысловое чтение,
- выделение проблем,
- умение делать выводы,
- давать определения понятиям,
- доказывать и защищать свои идеи
- наблюдение.
В ходе реализации внеурочной деятельности планируется проводить работу направленную на:
- Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия.
- Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения.
- Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия.
- Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала.
- Коррекция связной устной речи при составлении устных рассказов.
- Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.
- Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение.
- Развитие способности обобщать и делать выводы.
- Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания.
- Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости.
- Коррекция и развитие словесно-логического мышления.
- Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря.
- Коррекция познавательной деятельности обучающихся.
- Коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале.
- Коррекция эмоционально-волевой сферы (способности к волевому усилию).
- Коррекция и развитие умения работать в группе.
- Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного географического словаря.
- Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия.
- Коррекция восприятия времени.
- Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты.
- Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза.
- Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала.
- Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя.
- Коррекция процессов запоминания и воспроизведения учебной информации.
- Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря
- Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение.
Планируемые результаты освоения программы:
Личностные:
- Готовность к практической деятельности географической и экологической направленности: исследованию природы, художественно-эстетическому отражению природы, участию в природоохранной деятельности.
- Умение оценивать объекты живой природы с эстетической точки зрения.
- Осознание личной ответственности за состояние природы.
Метапредметные:
Учащиеся научатся:
- Основным методикам проведения наблюдений
- Применять приборы и инструменты (по темам разделов);
- Учащиеся получат возможность научиться
- Понимать воздействие человека на состояние природы и следствия взаимодействия природы и человека
Предметные:
Учащиеся научатся:
- Основным географическим понятиям и терминам
- Понимать географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека
- Находить в разных источниках географическую информацию;
- Приводить примеры, используя основные источники географической информации;
- Определять расстояния и направления на местности и по плану
Учащиеся получит возможность научиться:
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- проведения наблюдений за процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
- проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников: картографических, геоинформационных и др.
Содержание программы внеурочной деятельности «О природе и погоде»
Осенний календарь – 10 часов О природе и погоде. |
Дневник погоды. |
Осень. |
Гербарий. |
Народный календарь. |
Откуда дует ветер. |
Облака и тучи. |
Осадки. Дождь и град. |
Туман. |
Иней. |
Зимний календарь – 12 часов |
Почему есть лето и зима? |
Зимний календарь. |
Растения зимой. |
Птицы зимой. |
Северное сияние. |
Из чего состоит снег. |
Почему зимой холодно? |
Вода, которую мы пьем. |
Почему небо голубое. |
Как люди приспособились к природным условиям. |
Лёд, гололёд. Сосульки. |
Чем мусор вредит природе? |
Весенний календарь – 10 часов |
Солнце. |
Весенний календарь. |
Изменения в природе весной. |
Световой день. |
Ледоход. |
Освоение космоса. |
Откуда появляется радуга. |
Гроза. |
Игра «Знатоки природы». |
Летний календарь. |
Список использованной литературы:
- Ж.Л. Новикова, А.Г. Рощина. Календарь погоды. – М.: Школьная книга, 2021.
- Т. Пироженко. Наблюдай. Календарь погоды. – Р-н-Д.: Феникс-премьер, 2021.
- Почемучки: о погоде и природе. – Екатеринбург, 2021.
- И. Рудель, Э.Эберт. Что такое погода. – М.: Гамма, 2021.
- Большая книга научных знаний. Почему? Зачем? Когда? – М.: Эксмодетство, 2018.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»
Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов
Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...