Программа внеурочной деятельности
рабочая программа (5 класс)

Программа предназначена для проведения внеурочной деятельности с учащимися специальной коррекционной школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_o_prirode_i_pogode.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Изучение географии в школе имеет большое коррекционное значение. Географический материал в силу своего содержания способствует развитию наиболее слабых сторон познавательной деятельности детей с ОВЗ:    

  • внимания;      
  • наблюдательности;        
  • умения сравнивать и анализировать наблюдаемые предметы, явления, понимать их причинно-следственную зависимость. 

Учебный план ФГОС ОВЗ предполагает изучение географии с 6 класса. Пропедевтические знания по географии и естествознанию в 5 классе позволят детям более успешно освоить программу природоведения и в 6 классе начать успешное освоение предмета «география».  

Главная цель внеурочной деятельности по направлению «О природе и погоде» – формирование готовности к восприятию программы по географии в 6 классе.

      Практические работы, проводимые в процессе внеурочной деятельности, направлены на то, чтобы вооружить учащихся необходимыми практическими устойчивыми навыками и умениями, которые они будут использовать в своей дальнейшей деятельности на уроках географии. Изучению  географии   в 6  классе должна предшествовать работа по формированию элементарных общегеографических понятий у учащихся, более младших классов.

      Данные занятия делают акцент на личностно-ориентированный подход к каждому ученик, составлены с учетом возрастных и психологических особенностей развития детей, уровня их знаний и умений, местных условий. 
    Организация ежедневных наблюдений за изменениями погоды, привлечение внимания к характерным признакам, отличающим одно явление природы от другого, знакомство с явлениями природы и научными их объяснениями поможет не только в правильном и более глубоком усвоении программного материала, но и будет максимально способствовать коррекции недостатков интеллектуального развития учащихся, способствуя, в частности, развитию речи, представлений, внимания, наблюдательности. 

 Программа рассчитана на детей среднего школьного возраста 11-12 лет, на 1 год обучения: 34 часа в год, 4 часа в месяц, 1 раз в неделю по 45 минут.

Цель программы: формирование готовности к восприятию программы по географии в 6 классе.

Задачи:

  • формирование системы естествоведческих и географических знаний как компонента научной картины мира;
  • развитие представлений о природе и её многообразии;
  • познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях, что позволяет сформировать географическую картину мира;
  • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития;
  • формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

     Программа внеурочной деятельности по географии формирует не только базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении основных разделов географии, но и помогает в становлении устойчивого, познавательного интереса к предмету, закладывает понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности ее социализации.

Внеурочная деятельность направлена на формирование различных видов деятельности:      

  • наблюдение за природными объектами и явлениями;
  • смысловое чтение,
  • выделение проблем,  
  • умение делать выводы,
  • давать определения понятиям,
  • доказывать и защищать свои идеи    
  • наблюдение.

В ходе реализации внеурочной деятельности планируется проводить работу направленную на:

  • Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия.
  • Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения.
  • Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия.
  • Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала.
  • Коррекция связной устной речи при составлении устных рассказов.
  • Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.
  • Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение.
  • Развитие способности обобщать и делать выводы.
  • Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания.
  • Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости.
  • Коррекция и развитие словесно-логического мышления.
  • Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря.
  • Коррекция познавательной деятельности обучающихся.
  • Коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале.
  • Коррекция эмоционально-волевой сферы (способности к волевому усилию).
  • Коррекция и развитие умения работать в группе.
  • Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного географического словаря.
  • Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия.
  • Коррекция восприятия времени.
  • Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты.
  • Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза.
  • Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала.
  • Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя.
  • Коррекция процессов запоминания и воспроизведения учебной информации.
  • Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря
  • Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение.

Планируемые результаты освоения программы: 

Личностные: 

  • Готовность к практической деятельности географической и экологической направленности: исследованию природы, художественно-эстетическому отражению природы, участию в природоохранной деятельности.
  • Умение оценивать объекты живой природы с эстетической точки зрения.
  • Осознание личной ответственности за состояние природы.

Метапредметные: 

 

Учащиеся научатся: 

  • Основным методикам проведения наблюдений 
  • Применять приборы и инструменты (по темам разделов); 
  • Учащиеся получат возможность научиться 
  • Понимать воздействие человека на состояние природы и следствия взаимодействия природы и человека 

Предметные: 

Учащиеся научатся: 

  • Основным географическим понятиям и терминам 
  • Понимать географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека 
  • Находить в разных источниках географическую информацию; 
  • Приводить примеры, используя основные источники географической информации; 
  • Определять расстояния и  направления на местности и по плану  

Учащиеся получит возможность научиться:

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 
  • проведения наблюдений за процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; 
  • проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников: картографических, геоинформационных и др. 

Содержание программы внеурочной деятельности «О природе и погоде»

Осенний календарь – 10 часов

О природе и погоде.

Дневник погоды.

Осень.

Гербарий.

Народный календарь.

Откуда дует ветер.

Облака и тучи.

Осадки. Дождь и град.

Туман.

Иней.

Зимний календарь  – 12 часов

Почему есть лето и зима?

Зимний календарь.

Растения зимой.

Птицы зимой.

Северное сияние.

Из чего состоит снег.

Почему зимой холодно?

Вода, которую мы пьем.

Почему небо голубое.

Как люди приспособились к природным условиям.

Лёд, гололёд. Сосульки.

Чем мусор вредит природе?

Весенний календарь – 10 часов

Солнце.

Весенний календарь.

Изменения в природе весной.

Световой день.

Ледоход.

Освоение космоса.

Откуда появляется радуга.

Гроза.

Игра «Знатоки природы».

Летний календарь.

Список использованной литературы:

  1. Ж.Л. Новикова, А.Г. Рощина. Календарь погоды. – М.: Школьная книга, 2021.
  2. Т. Пироженко. Наблюдай. Календарь погоды. – Р-н-Д.: Феникс-премьер, 2021.
  3. Почемучки: о погоде и природе. – Екатеринбург, 2021.
  4. И. Рудель, Э.Эберт. Что такое погода. – М.: Гамма, 2021.
  5. Большая книга научных знаний. Почему? Зачем? Когда? – М.: Эксмодетство, 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...