Рабочая программа внеурочной деятельности "Практикум по географии"
рабочая программа по географии (10 класс)
Теоретические знания и практические умения, полученные обучающимися в результате изучения данного элективного курса, обеспечат повышение интереса к научной, исследовательской работе по географии, подготовку к сдаче ЕГЭ по предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11._rabochaya_programma_elektivnogo_kursa_po_geografii_11_klass.doc | 146 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5» п. Айхал Мирнинский район, Республика Саха (Якутия)
Рассмотрено на Согласовано Утверждаю
заседании МО
протокол № ___ Заместитель директора по УВР Директор МБОУ «СОШ№5»
«___»_________2022 г. _____/____________________/ ___________Н.А. Плотникова
«____»______________ 2022 г. Приказ № __от_________ 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочного занятия
«Практикум по географии»
для 11 класса основной школы
Учитель: Руденко Лилия Демидовна
2022 – 2023 гг.
Пояснительная записка
Программа рассчитана на 35 часов, предназначена для профильной подготовки и рассчитана на учеников 11 класса. Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Успех на экзамене во многом зависит от понимания особенностей его проведения в новом учебном году и качества подготовки. Основы ЕГЭ – контрольно измерительные материалы (КИМ), структура и содержание, которых соответствует требованиям современных технологий экзаменационной проверки знаний и одновременно учитывает специфику предмета география. Данная программа позволит познакомить обучающихся со структурой и содержанием КИМов и проверить свои знания. Программа включает в себя как классические тестовые задания с выбором правильного варианта ответа из четырех предложенных, так и задания с развернутым ответом, решение географических задач. В программу включены методические рекомендации для выпускников, построенные в форме ответов на типичные вопросы, начиная от того, как заполнять бланки ЕГЭ. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами географии являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.
Данная программа составлена на основе кодификатора и спецификатора к экзамену по географии в новой форме.
Курс построен таким образом, что позволит расширить и углубить знания учащихся по всем основным разделам школьного курса географии основной школы, а также ликвидировать возможные пробелы.
Целью курса является создание условий для применения деятельностного подхода, повышение уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 11 классов по географии (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов).
Основные задачи:
- осуществить информационное, методическое, психолого-педагогическое обеспечение итоговой аттестации выпускников 11 классов;
- выявить соответствие подготовки выпускников требованиям образовательных стандартов;
- обеспечить психологический комфорт и правовую защищенность всех участников образовательного процесса в ходе проведения итоговой аттестации;
- закрепить, систематизировать и расширить знания учащихся по всем основным курсам географии основной школы;
- формировать навыки аналитической деятельности, прогнозирования результатов для различных вариативных ситуаций;
- развивать познавательный интерес , интеллектуальные способности в процессе поиска решений;
- формировать индивидуальные образовательные потребности в выборе дальнейшего профиля обучения
Формы контроля
Многовариантное разноуровневое тематическое и комбинированное тестирование, самостоятельная работа учащихся на уроке и дома.
Курс рассчитан на 35 час.. Программа курса выстроена в логике постепенного усвоения учащимися основного содержания географических знаний. Каждый раздел состоит из обзорных лекций, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «География в цифрах»
Личностные результаты :
формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,
обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Познавательные УУД:
формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.
Предметные результаты:
Ученик научится:
давать определения географическим понятиям и терминам;
оценивать географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий;
выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений;
использовать систему географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
анализировать, оценивать, прогнозировать современные социоприродные проблемы и проектировать пути их решения;
использовать карты как информационные образно-знаковые моделеи действительности;
давать определение понятиям, строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, реализовывать исследовательскую деятельность, выделять главную мысль текста, создавать модели для решения задач.
Ученик получит возможность научиться:
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, осуществлять рефлексию, формулировать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
учиться целеполаганию, самостоятельно анализировать условия достижения цели, прилагать целевые усилия на пути достижения цели, самостоятельно контролировать свое время, оценивать правильность выполнения действий, вносить коррективы
повторять ранее изученный материал в новом, т.е. активно устанавливать внутрипредметные связи, как по содержанию, так и по способам деятельности;
анализировать пройденный материал и обсуждать полученные сведения
Воспитательные результаты внеурочной деятельности.
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о предметах и явлениях разной природы во взаимосвязи с окружающей их средой, о правилах конструктивной групповой работы; об организации коллективной творческой деятельности.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):формирование ценностных отношений школьника к своей Родине, к культуре, к труду, к знаниям, к миру, к другим людям, к людям иной культурной принадлежности
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного ценностно окрашенного социального действия): школьник может приобрести опыт публичного выступления, опыт общения с одноклассниками, опыт самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.
решать социально значимые географические задачи на основе проведения геоэкологической и геоэкономической экспертизы;
Перечисленные умения формируются на основе знаний школьного курса географии.
В программе дается распределение материала по разделам и темам. К каждой теме приведены практические работы, тестирование.
Таким образом, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену.
Содержание программы
Введение. ( 1 час.)
Знакомство: что надо знать выпускнику о ЕГЭ по географии,с инструкцией по выполнению работы.
Источники географической информации (3 часа)
Географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы. Великие географические открытия
Практическая работа: построение профиля рельефа по карте
Природа Земли (7 часов)
Форма, размеры, движение Земли. Часовые пояса
Геологическая история Земли. Литосфера: рельеф, горные породы. Мировой океан и его части.
Атмосфера: состав, строение. Распределение тепла и влаги по территории. Климатические пояса. Почва как особое природное образование. Природные комплексы.
Материки и океаны как крупнейшие природные комплексы.
Практические работы: решение задач на нахождение поясного времени, рельеф материков, климатические пояса, части океана, природные комплексы - работа с картами атласа.
Население мира (4 часа)
Численность и воспроизводство населения. Половозрастной состав населения. Миграции и их влияние на изменение народонаселения.
Плотность населения. Народы и основные религии. Урбанизация как всемирный процесс. Основные направления и типы миграций в мире. Структура занятости населения.
Практические работы: работа с картами, половозрастными пирамидами, тестирование.
Мировое хозяйство (5 час.)
Развитие хозяйства. Ведущие страны - экспортеры основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Интеграционные отраслевые и региональные союзы
Практические работы: работа с картами, тестирование по теме: « Отраслевой состав хозяйства стран мира»
Страноведение (2 часа).
Работа с картами и тестирование по теме: «Многообразие стран мира. Типы стран. Столицы и крупные города мира»
Экономическая и социальная география России (7 часов)
Природа России: особенности геологического строения; типы климатов; внутренние воды; растительный и животный мир
Население: численность и естественное движение населения. Размещение населения. Народы и основные религии. Города.
Хозяйство России: география отраслей промышленности и сельского хозяйства. Факторы размещения производства
Практические работы: географическое положение России, административно- территориальное устройство России. Плотность населения, отраслевой состав хозяйства, народы и религии – работа с картами, тестирование.
Политическая карта мира ( 2 час)
Обобщение (3 часа)
Работа с КИМами
Анализ наиболее трудных заданий и подходы к их выполнению.
Календарно - тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во час. | Виды практических работ | Дата план. | Дата факт. |
Введение – 1 час | |||||
1 | Диагностическое тестирование. Ознакомление учащихся с форматом заданий ЕГЭ. Отработка навыков оформления бланков регистрации, ответов в формате ЕГЭ. | 1 | Задания для самостоятельной подготовки: масштаб и направления на плане и географической карте; географические координаты; определение направлений на плане и карте; условные знаки топографической карты (плана), общегеографических и тематических карт. | 5– 10. 09 | |
Источники географической информации – 3 часа | |||||
2. | План и карта. Масштаб. Линейный масштаб. Именованный и численный масштаб. | 1 | Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Закрепление рекомендуется проводить в форме практических работ: измерение расстояний с помощью линейного масштаба, линейки и циркуля-измерителя; перевод масштаба из именованной формы в численную и из численной в именованную. Решение задач на определение длины отрезка на карте по указанному масштабу и расстоянию; на определение расстояния по длине отрезка на карте и указанному масштабу. | 12 – 17.09 | |
3. | План и карта. Определение направлений на глобусе, плане и карте. Градусная сетка на глобусе и картах. | 1 | Определение направлений по рамке плана и специальным указателям; определение направлений по рамке карты и элементам градусной сетки; определение по карте географических координат точки, нахождение точки на карте по указанным координатам; определение относительного местоположения точек с указанными географическими координатами. | 19 – 24.09 | |
4 | План и карта | 1 | Решение тестовых заданий | 26.09 - 1.10 | |
Природа Земли – 7 час. | |||||
5 | Природа Земли. Земля как планета солнечной системы. Географические следствия суточного и годового движения Земли. Равноденствие и солнцестояние. Полуденная высота Солнца и географическая широта места наблюдения. Изменение полуденной высоты Солнца над горизонтом в соответствии с географической широтой места наблюдения и датой наблюдения. | 1 | Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Решение задач на определение продолжительности светового дня в соответствии с указанной датой и широтой места наблюдения; на определение относительной продолжительности светового дня в зависимости от широты места наблюдения. | 3 – 8.10 | |
6 | Природа Земли. Литосфера. Тектоническое и геологическое строение Земли. Горные породы. Состав и строение земной коры материкового и океанического типов. Понятие о литосферных плитах. | 1 | Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Проведение практических работ на сравнительный анализ геологической и тектонической карт, установление взаимосвязи тектонического и геологического строения территории, определения главных рельефообразующих факторов в формировании рельефа территорий. | 10 – 15.10 | |
7 | Природа Земли. Рельеф материков Земли и территорий России. Горные страны и равнины. Соответствие форм рельефа тектоническому строению территории. Динамика формирования рельефа. География распространения ледниковых, эрозионных и аккумулятивных форм рельефа. Географическая номенклатура. | 1 | Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Проведение практических работ на определение географического положения объектов суши; определение географических объектов по указанным координатам и характерным признакам. | 17 – 22.10 | |
8. | Природа Земли. Атмосфера. Типы воздушных масс. Климатические пояса и типы климата. Перемещение воздушных масс. Формирование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов. Образование пассатов и муссонов. Западные ветры умеренных широт. Закономерности изменения среднегодового количества осадков и режима их выпадения. Атмосферные явления. | 1 | Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. | 24 – 29.10 | |
9. | Природа Земли. Гидросфера. Состав и строение гидросферы. Мировой круговорот воды. Свойства вод Мирового океана: температура и соленость. Изменение температуры и солености поверхностных вод океанов в зависимости от географической широты. Океанические течения. | 1 | Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Номенклатура объектов Мирового океана и вод суши. Номенклатура крупнейших водных объектов материков: озера, реки, ледники. | 14 – 19.11 | |
10. | Природа Земли. Биосфера. Животный и растительный мир материков. Животные и растения природных зон экваториальных лесов, саванн, тропических пустынь, зональных природных комплексов умеренного пояса, Арктики и Антарктики. Понятие об эндемичных видах. Особенности животного и растительного мира Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Антарктиды и Евразии. | 1 | Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Номенклатура зональных природных комплексов равнин и высотная поясность в горах. | 21 – 26.11 | |
11. | Зачет по теме «Природа Земли». | 1 | Практика решений тестовых заданий по теме. | 28.11 = 3.12 | |
Население мира – 4 час. | |||||
12. | Население мира. Расовый состав населения. География расселения экваториальной, европеоидной и монголоидной рас. Смешанные расы. Этнический состав населения. Крупнейшие языковые семьи и группы. Мировые религии. География и религиозные центры христианства, ислама, буддизма. | 1 | Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Номенклатура народов Индоевропейской, Алтайской, Афразийской, Сино-Тибетской и Уральской семей; география их расселения. Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Номенклатура стран с преобладанием в числе верующих христиан, мусульман и буддистов. | 5 = 10.12 | |
13. | Население мира. Типы воспроизводства населения. Рождаемость, смертность и естественный прирост. Географические различия в возрастно-половой структуре населения. Европейский и Афро-Азиатский типы воспроизводства населения. | 1 | Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Показатели численности и воспроизводства населения. Возрастно-половая структура населения. | 12 – 17.12 | |
14. | Население мира. Размещение населения. Городское и сельское население. Понятие об урбанизации. Номенклатура крупнейших городов и городских агломераций по принадлежности к странам. | 1 | Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. | 19 = 24.12 | |
15. | Зачет по теме «Население мира». | 1 | Практика решений тестовых заданий по теме. | 11 – 14.01 | |
Мировое хозяйство – 5 час. | |||||
16. | Мировое хозяйство. Природные ресурсы. Минеральные ресурсы: энергоносители, рудные ресурсы. | 1 | Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Номенклатура стран – экспортеров нефти. | 16 – 21.01 | |
17. | Мировое хозяйство. Отраслевая структура мирового хозяйства. Мировое хозяйство в период НТР. Изменение географии отраслей мирового хозяйства под воздействием НТР. Региональные и межрегиональные экономические объединения стран. Транснациональные корпорации. | 1 | Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. | 23 – 28.01 | |
18. | Мировое хозяйство. Территориальная структура мирового хозяйства. География промышленности. Цветная и черная металлургия, машиностроение, пищевая и легкая промышленность, лесная и целлюлозно-бумажная промышленность. Мировое сельское хозяйство. География земледелия. Основные направления: зерновое хозяйство, производство технических, волокнистых, масличных культур и сахароносов. География сферы услуг. | 1 | Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Номенклатура стран – крупнейших экспортеров зерна, хлопка, сахара – сырца. Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. | 30.01 - 4.02 | |
19. | Мировое хозяйство. Мировой транспорт. Понятие о грузообороте и пассажирообороте. Роль различных видов транспорта в мировых грузо-и пассажирообороте. | 1 | Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Номенклатура регионов и стран, имеющих туристско-рекреационную специализацию. | 6 – 11.02 | |
20. | Решение тестовых заданий | 1 | 13 – 18.02 | ||
Страноведение – 2 час. | |||||
21 | Многообразие стран мира. Типы стран. Столицы и крупные города мира | 1 | Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Номенклатура стран. | 20 - 25.02 | |
22 | Контроль знаний | 1 | Решение тестовых заданий | 27.02 - 4.03 | |
Экономическая и социальная география России – 7 часов | |||||
23. | Экономическая и социальная география России. Экономическое районирование РФ. Критерии экономического районирования. Экономические районы и регионы Западного и Восточного экономических макрорегионов РФ. | 1 | Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Номенклатура субъектов Российской Федерации. | 6 – 11.03 | |
24. | Экономическая и социальная география России. Местоположение субъектов РФ. Территориальный состав экономических районов. Субъекты РФ, расположенные в Западном и Восточном экономических макрорегионах страны. | 1 | Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Установление соответствия субъектов РФ территориальным центрам (столицам). | 13 – 18.03 | |
25. | Экономическая и социальная география России. Ресурсная база экономики России. Ресурсообеспеченность России по различным видам природных ресурсов. Рациональное и нерациональное природопользование. | 1 | Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. | 20- 21.03 | |
26. | Экономическая и социальная география России. Комплекс конструкционных материалов. Отраслевой состав комплекса конструкционных материалов: металлургия, химическая и лесная промышленность, промышленность строительных материалов. Межотраслевые связи отраслей комплекса конструкционных материалов. Электроэнергетика: типы электростанций. | 1 | Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Номенклатура нефтедобывающих, газодобывающих и угледобывающих субъектов РФ. | 4 – 8.04 | |
27. | Экономическая и социальная география России. Цветная металлургия. Металлургические базы РФ: Уральская, Сибирская, Центральная. Крупнейшие металлургические центры цветной металлургии: география производства алюминия, меди, титана. Факторы размещения предприятий, производящих тяжелые и легкие цветные металлы. | 1 | Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. | 10 – 15.04 | |
28. | Сельское хозяйство России. Структура и география земледелия. Агроклиматические и почвенные ресурсы. География животноводства. Молочное и мясомолочное животноводство. Сельскохозяйственная экономическая специализация субъектов РФ. | 1 | Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. | 17 – 22.04 | |
29. | Решение тестовых заданий | 1 | Практика решений тестовых заданий по теме. | 24 – 29.04 | |
Политическая карта мира – 2 часа | |||||
30. | Политическая карта мира. Политическая карта Европы. Типология стран по уровню социально-экономического развития. | 1 | Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Номенклатура стран Северной, Западной, восточной и Южной Европы, Европейского союза и СНГ. | 1 – 6.05 | |
31. | Политическая карта мира. Политическая карта Азии, Африки и Америки. | 1 | Номенклатура и состав субрегионов. Установление соответствия стран указанным столицам и столиц указанным странам. | 8 – 13.05 | |
Обобщение по курсу – 3 часа | |||||
32. | Решение варианта ЕГЭ № 1 | 1 | 22 – 27.05 | ||
33 | Решение варианта ЕГЭ № 2 | 1 | |||
34 | Анализ трудных заданий | 1 |
УМК
1.Федеральный институт педагогических измерений. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. География. Москва, издательский центр «Экзамен», 2020.
2.ФИПИ. Единый государственный экзамен. Универсальные материалы для подготовки учащихся. М «Интеллект – Центр» 2022
3.В.В. Барабанов, С.Е. Дюкова, О.В.Чичерина «География: Полный справочник для подготовки к ЕГЭ.» М. АСТ: Астрель
4.М.О.Полякова «География: эффективная методика»- Репетитор. М. «Экзамен»
5.Географический атлас. 6 - 11 класс. – М.: Дрофа, 2020
ФИПИ. Открытый банк тестовых заданий http://os.fipi.ru/tasks/8/a
Сдам ГИА:Решу ЕГЭ https://geo-ege.sdamgia.ru/
Яндекс ЕГЭ — тренировочные тесты по географии. https://yandex.ru/tutor/subject/?subject_id=9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность»
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность» составлена на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность ...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Занимательная география" 6 класс
Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся. Участие школьников в занятиях курса открывает широкие возможности для формирования практи...
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Карта - язык географии" 7 класс
Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, через формирование картографической грамотности школьников....
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии «Исследовательская и проектная деятельность в географии»
Рабочая программа кружка по географии «Проектная и исследовательская и деятельность в географии» составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом...
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5 класса "Практическая география"
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5 класса "Практическая география" знакомит учеников с географическими профессями через эксперименты и простые опыты в рамках внеуро...
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии Занимательная география 5-6 классы
Включены вопросы для рассмотрения самых интересных тем по оболочкам Земли...