Рабочая программа внеурочной деятельности "Практикум по географии"
рабочая программа по географии (10 класс)

Теоретические знания и практические умения, полученные обучающимися в результате изучения данного элективного курса, обеспечат повышение интереса к научной, исследовательской работе по географии, подготовку к сдаче ЕГЭ по предмету.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                                                                                                                   «Средняя общеобразовательная школа № 5»                                                                                                                                                                                          п. Айхал Мирнинский район, Республика Саха (Якутия)

     Рассмотрено на                                             Согласовано                                                              Утверждаю

     заседании МО                                                

     протокол № ___                                             Заместитель директора по УВР                                      Директор МБОУ «СОШ№5»

     «___»_________2022 г.                                     _____/____________________/                                                  ___________Н.А. Плотникова

                                                             «____»______________ 2022 г.                                                  Приказ № __от_________ 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочного занятия

 «Практикум по географии»

для 11 класса основной школы

Учитель: Руденко Лилия Демидовна

2022 – 2023 гг.

Пояснительная записка

     Программа рассчитана на 35 часов, предназначена для профильной подготовки и рассчитана на учеников 11 класса. Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

     Успех на экзамене во многом зависит от понимания особенностей его проведения в новом учебном году и качества подготовки. Основы ЕГЭ – контрольно измерительные материалы (КИМ), структура и содержание, которых соответствует требованиям современных технологий экзаменационной проверки знаний и одновременно учитывает специфику предмета география.  Данная программа позволит познакомить обучающихся со структурой и содержанием КИМов и проверить свои знания. Программа включает в себя как классические тестовые задания с выбором правильного варианта ответа из четырех предложенных, так и задания с развернутым ответом, решение географических задач. В программу включены методические рекомендации для выпускников, построенные в форме ответов на типичные вопросы, начиная от того, как заполнять бланки ЕГЭ. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами географии являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

     Данная программа составлена  на основе кодификатора и спецификатора  к экзамену по географии в новой форме.

Курс построен таким образом, что позволит расширить и углубить знания учащихся по всем основным разделам школьного курса географии основной школы, а также ликвидировать возможные пробелы.

Целью курса является  создание условий для применения деятельностного подхода, повышение уровня предметной и психологической подготовки  учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 11 классов по географии  (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов).

Основные задачи: 

  • осуществить информационное, методическое, психолого-педагогическое обеспечение итоговой аттестации выпускников 11 классов; 
  •  выявить соответствие подготовки выпускников требованиям образовательных стандартов; 
  • обеспечить психологический комфорт и правовую защищенность всех участников образовательного процесса в ходе проведения итоговой аттестации;
  • закрепить, систематизировать и расширить знания учащихся по всем основным курсам географии основной школы;
  • формировать навыки аналитической деятельности, прогнозирования  результатов для различных вариативных ситуаций;
  • развивать познавательный  интерес , интеллектуальные способности в процессе поиска решений;
  • формировать индивидуальные образовательные потребности в выборе дальнейшего  профиля обучения

                                                                                               Формы контроля

Многовариантное разноуровневое тематическое и комбинированное тестирование, самостоятельная работа учащихся на уроке и дома.

Курс  рассчитан на 35 час.. Программа курса выстроена в логике постепенного усвоения учащимися основного содержания географических знаний. Каждый раздел состоит из обзорных лекций, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности «География в цифрах»

Личностные результаты :

формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,

обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

осознание значимости и общности глобальных проблем человечества

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Коммуникативные УУД:

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Познавательные УУД:

формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.

Предметные результаты:

Ученик научится:

давать определения географическим понятиям и терминам;

оценивать географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий;

выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений;

использовать систему географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;

анализировать, оценивать, прогнозировать современные социоприродные проблемы и проектировать пути их решения;

использовать карты как информационные образно-знаковые моделеи действительности;

давать определение понятиям, строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, реализовывать исследовательскую деятельность, выделять главную мысль текста, создавать модели для решения задач.

Ученик получит возможность научиться:

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, осуществлять рефлексию, формулировать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

учиться целеполаганию, самостоятельно анализировать условия достижения цели, прилагать целевые усилия на пути достижения цели, самостоятельно контролировать свое время, оценивать правильность выполнения действий, вносить коррективы

повторять ранее изученный материал в новом, т.е. активно устанавливать     внутрипредметные связи, как по содержанию, так и по способам деятельности;

анализировать пройденный материал и обсуждать полученные сведения

Воспитательные результаты внеурочной деятельности.

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о предметах и явлениях разной природы во взаимосвязи с окружающей их средой, о правилах конструктивной групповой работы; об организации коллективной творческой деятельности.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):формирование ценностных отношений школьника к своей Родине, к культуре, к труду, к знаниям, к миру, к другим людям, к людям иной культурной принадлежности

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного ценностно окрашенного социального действия): школьник может приобрести опыт публичного выступления, опыт общения с одноклассниками, опыт самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.

 

  решать социально значимые географические задачи на основе проведения геоэкологической и геоэкономической экспертизы;

Перечисленные умения формируются на основе знаний школьного курса географии.

В программе дается распределение материала по разделам и темам. К каждой теме приведены практические работы, тестирование.

Таким образом, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену.

Содержание программы

Введение. ( 1 час.)

Знакомство:  что надо знать выпускнику о ЕГЭ по географии,с инструкцией по выполнению работы.

Источники географической информации (3 часа)

Географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы. Великие географические открытия

Практическая работа: построение профиля рельефа по карте

Природа Земли (7 часов)

Форма, размеры, движение Земли. Часовые пояса

Геологическая история Земли. Литосфера: рельеф, горные породы. Мировой океан и его части.

Атмосфера: состав, строение. Распределение тепла и влаги по территории. Климатические пояса. Почва как особое природное образование. Природные комплексы.

Материки и океаны как крупнейшие природные комплексы.

Практические работы: решение задач на нахождение поясного времени, рельеф материков, климатические пояса, части океана, природные комплексы - работа с картами атласа.

Население мира (4 часа)

Численность и воспроизводство населения. Половозрастной состав населения. Миграции и их влияние на изменение народонаселения.

Плотность населения. Народы и основные религии. Урбанизация как всемирный процесс. Основные направления и типы миграций в мире. Структура занятости населения.

Практические работы: работа с картами, половозрастными пирамидами, тестирование.

Мировое хозяйство (5 час.)

Развитие хозяйства. Ведущие страны - экспортеры основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Интеграционные отраслевые и региональные союзы

Практические работы: работа с картами, тестирование по теме: « Отраслевой состав хозяйства стран мира»

Страноведение (2 часа).

Работа с картами и тестирование по теме: «Многообразие стран мира. Типы стран. Столицы и крупные города мира»

Экономическая и социальная география России (7 часов)

Природа России: особенности геологического строения; типы климатов; внутренние воды; растительный и животный мир

Население: численность и естественное движение населения. Размещение населения. Народы и основные религии. Города.

Хозяйство России: география отраслей промышленности и сельского хозяйства. Факторы размещения производства

Практические работы: географическое положение России, административно- территориальное устройство России. Плотность населения, отраслевой состав хозяйства, народы и религии – работа с картами, тестирование.

Политическая карта мира ( 2 час)

Обобщение (3 часа)

Работа с КИМами

Анализ наиболее трудных заданий и подходы к их выполнению.

Календарно - тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во час.

Виды практических работ

Дата

план.

Дата факт.

Введение – 1 час

1

Диагностическое тестирование. Ознакомление учащихся с форматом заданий ЕГЭ. Отработка навыков оформления бланков регистрации, ответов в формате ЕГЭ.

1

Задания для самостоятельной подготовки: масштаб и направления на плане и географической карте; географические координаты; определение направлений на плане и карте; условные знаки топографической карты (плана), общегеографических и тематических карт.

5– 10.

09

Источники географической информации – 3 часа

2.

План и карта.

Масштаб. Линейный масштаб. Именованный и численный масштаб.

1

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Закрепление рекомендуется проводить в форме практических работ: измерение расстояний с помощью линейного масштаба, линейки и циркуля-измерителя; перевод масштаба из именованной формы в численную и из численной в именованную. Решение задач на определение длины отрезка на карте по указанному масштабу и расстоянию; на определение расстояния по длине отрезка на карте и указанному масштабу.

12 – 17.09

3.

План и карта.

Определение направлений на глобусе, плане и карте. Градусная сетка на глобусе и картах.

1

Определение направлений по рамке плана и специальным указателям; определение направлений по рамке карты и элементам градусной сетки; определение по карте географических координат точки, нахождение точки на карте по указанным координатам;  определение относительного местоположения точек с указанными географическими координатами.

19 –

24.09

4

План и карта

1

Решение тестовых заданий

26.09

-

1.10

Природа Земли – 7 час.

5

Природа Земли.

Земля как планета солнечной системы. Географические следствия суточного и  годового движения Земли. Равноденствие и солнцестояние. Полуденная высота Солнца и географическая широта места наблюдения. Изменение полуденной высоты Солнца над горизонтом в соответствии с географической широтой места наблюдения и датой наблюдения.

1

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме.

Решение задач на определение продолжительности светового дня в соответствии с указанной датой и широтой места наблюдения; на определение относительной продолжительности светового дня в зависимости от широты места наблюдения.

3 –

8.10

6

Природа Земли.

Литосфера. Тектоническое и геологическое строение Земли. Горные породы. Состав и строение земной коры материкового и океанического типов. Понятие о литосферных плитах.

1

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Проведение практических работ на сравнительный анализ геологической и тектонической карт, установление взаимосвязи тектонического и геологического строения территории, определения главных рельефообразующих факторов в формировании рельефа территорий.

10 –

15.10

7

Природа Земли.

Рельеф материков Земли и территорий России. Горные страны и равнины. Соответствие форм рельефа тектоническому строению территории. Динамика формирования рельефа. География распространения ледниковых, эрозионных и аккумулятивных форм рельефа. Географическая номенклатура.

1

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Проведение практических работ на определение географического положения объектов суши; определение географических объектов по указанным координатам и характерным признакам.

17 –

22.10

8.

Природа Земли.

Атмосфера. Типы воздушных масс. Климатические пояса и типы климата. Перемещение воздушных масс. Формирование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов. Образование пассатов и муссонов. Западные ветры умеренных широт. Закономерности изменения среднегодового количества осадков и режима их выпадения. Атмосферные явления.

1

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме.

24 –

29.10

9.

Природа Земли.

Гидросфера. Состав и строение гидросферы. Мировой круговорот воды. Свойства вод Мирового океана: температура и соленость. Изменение температуры и солености поверхностных вод океанов в зависимости от географической широты. Океанические течения.

1

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Номенклатура объектов Мирового океана и вод суши. Номенклатура крупнейших водных объектов материков: озера, реки, ледники.

14 –

19.11

10.

Природа Земли.

Биосфера. Животный и растительный мир материков. Животные и растения природных зон экваториальных лесов, саванн, тропических пустынь, зональных природных комплексов умеренного пояса, Арктики и Антарктики. Понятие об эндемичных видах. Особенности животного и растительного мира Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Антарктиды и Евразии.

1

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Номенклатура зональных природных комплексов равнин и высотная поясность в горах.

21 – 26.11

11.

Зачет по теме «Природа Земли».

1

Практика решений тестовых заданий по теме.

28.11 =

3.12

Население мира – 4 час.

12.

Население мира.

Расовый состав населения. География расселения экваториальной, европеоидной и монголоидной рас. Смешанные расы. Этнический состав населения. Крупнейшие языковые семьи и группы. Мировые религии. География и религиозные центры христианства, ислама, буддизма.

1

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Номенклатура народов Индоевропейской, Алтайской, Афразийской, Сино-Тибетской и Уральской семей; география их расселения. Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Номенклатура стран с преобладанием в числе верующих христиан, мусульман и буддистов.

5 =

10.12

13.

Население мира. Типы воспроизводства населения. Рождаемость, смертность и естественный прирост. Географические различия в возрастно-половой структуре населения. Европейский и Афро-Азиатский типы воспроизводства населения.

1

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Показатели численности и воспроизводства населения. Возрастно-половая структура населения.

12 –

17.12

14.

Население мира. Размещение населения. Городское и сельское население. Понятие об урбанизации. Номенклатура крупнейших городов и городских агломераций по принадлежности к странам.

1

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме.

19 =

24.12

15.

Зачет по теме «Население мира».

1

Практика решений тестовых заданий по теме.

11 –

14.01

Мировое хозяйство – 5 час.

16.

Мировое хозяйство.

Природные ресурсы. Минеральные ресурсы: энергоносители, рудные ресурсы.

1

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме.  

Номенклатура стран – экспортеров нефти.

16 –

21.01

17.

Мировое хозяйство.

Отраслевая структура мирового хозяйства. Мировое хозяйство в период НТР. Изменение географии отраслей мирового хозяйства под воздействием НТР. Региональные и межрегиональные экономические объединения стран. Транснациональные корпорации.

1

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме.

23 –

28.01

18.

Мировое хозяйство.

Территориальная структура мирового хозяйства. География промышленности. Цветная и черная металлургия, машиностроение, пищевая и легкая промышленность, лесная и целлюлозно-бумажная промышленность. Мировое сельское хозяйство. География земледелия. Основные направления: зерновое хозяйство, производство технических, волокнистых, масличных культур и сахароносов. География сферы услуг.

1

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Номенклатура стран – крупнейших экспортеров зерна, хлопка, сахара – сырца. Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме.

30.01

-

4.02

19.

Мировое хозяйство.

Мировой транспорт. Понятие о грузообороте и пассажирообороте. Роль различных видов транспорта в мировых грузо-и пассажирообороте.

1

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Номенклатура регионов и стран, имеющих туристско-рекреационную специализацию.

6 –

11.02

20.

Решение тестовых заданий

1

13 –

18.02

Страноведение – 2 час.

21

Многообразие стран мира. Типы стран. Столицы и крупные города мира

1

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Номенклатура стран.

20

-

25.02

22

Контроль знаний

1

Решение тестовых заданий

27.02

-

4.03

Экономическая и социальная география России – 7 часов

23.

Экономическая и социальная география России.

Экономическое районирование РФ. Критерии экономического районирования. Экономические районы и регионы Западного и Восточного экономических макрорегионов РФ.

1

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Номенклатура  субъектов Российской Федерации.

6 –

11.03

24.

Экономическая и социальная география России.

Местоположение субъектов РФ. Территориальный состав экономических районов. Субъекты РФ, расположенные в Западном и Восточном экономических макрорегионах страны.

1

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Установление соответствия субъектов РФ территориальным центрам (столицам).

13 –

18.03

25.

Экономическая и социальная география России.

Ресурсная база экономики России. Ресурсообеспеченность России по различным видам природных ресурсов. Рациональное и нерациональное природопользование.

1

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме.

20-

21.03

26.

Экономическая и социальная география России.

Комплекс конструкционных материалов. Отраслевой состав комплекса конструкционных материалов: металлургия, химическая и лесная промышленность, промышленность строительных материалов. Межотраслевые связи отраслей комплекса конструкционных материалов. Электроэнергетика: типы электростанций.

1

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Номенклатура нефтедобывающих, газодобывающих и угледобывающих субъектов РФ.

4 –

8.04

27.

Экономическая и социальная география России.

Цветная металлургия. Металлургические базы РФ: Уральская, Сибирская, Центральная. Крупнейшие металлургические центры цветной металлургии: география производства алюминия, меди, титана. Факторы размещения предприятий, производящих тяжелые и легкие цветные металлы.

1

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме.

10 –

15.04

28.

Сельское хозяйство России.

Структура и география земледелия. Агроклиматические и почвенные ресурсы. География животноводства. Молочное и мясомолочное животноводство. Сельскохозяйственная экономическая специализация субъектов РФ.

1

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме.

17 –

22.04

29.

Решение тестовых заданий

1

Практика решений тестовых заданий по теме.

24 –

29.04

Политическая карта мира – 2 часа

30.

Политическая карта мира.

Политическая карта Европы. Типология стран по уровню социально-экономического развития.

1

Повторение, закрепление и систематизация основных понятий по теме. Номенклатура стран Северной, Западной, восточной и Южной Европы,  Европейского союза и СНГ.

1 –

6.05

31.

Политическая карта мира.

Политическая карта Азии, Африки и Америки.

1

Номенклатура и состав субрегионов. Установление соответствия стран указанным столицам и столиц указанным странам.

8 –

13.05

Обобщение по курсу – 3 часа

32.

Решение варианта ЕГЭ № 1

1

22 –

27.05

33

Решение варианта ЕГЭ № 2

1

34

Анализ трудных заданий

1

УМК

1.Федеральный институт педагогических измерений. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. География. Москва, издательский центр «Экзамен», 2020.

2.ФИПИ. Единый государственный экзамен. Универсальные материалы для подготовки учащихся. М «Интеллект – Центр» 2022

3.В.В. Барабанов, С.Е. Дюкова,  О.В.Чичерина «География:  Полный справочник для подготовки к ЕГЭ.» М. АСТ: Астрель

4.М.О.Полякова «География: эффективная методика»- Репетитор. М. «Экзамен»

5.Географический атлас. 6 - 11 класс. – М.: Дрофа, 2020

ФИПИ. Открытый банк тестовых заданий http://os.fipi.ru/tasks/8/a

Сдам ГИА:Решу ЕГЭ https://geo-ege.sdamgia.ru/

Яндекс ЕГЭ — тренировочные тесты по географии. https://yandex.ru/tutor/subject/?subject_id=9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность»

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность» составлена на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность ...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Занимательная география" 6 класс

Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся.   Участие школьников в занятиях курса открывает широкие возможности для формирования практи...

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Карта - язык географии" 7 класс

Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, через формирование картографической грамотности школьников....

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии «Исследовательская и проектная деятельность в географии»

Рабочая программа кружка по географии «Проектная и исследовательская и деятельность в географии» составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным  стандартом...

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5 класса "Практическая география"

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5 класса "Практическая география" знакомит учеников с географическими профессями через эксперименты и простые опыты в рамках внеуро...

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии Занимательная география 5-6 классы

Включены вопросы для рассмотрения самых интересных тем по оболочкам Земли...