Урок по теме "Население Северного Кавказа"
план-конспект урока по географии (9 класс)
интерактивный урок по географии в 9 классе по изучению республик Северного Кавказа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_naselenie_severnogo_kavkaza.doc | 490.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Европейский Юг. Население Северного Кавказа.
Цели урока:
# Определить национальный состав населения Северного Кавказа.
# Выявить особенности населения региона.
# Составить характеристику населения по типовому плану.
Основное содержание: многонациональный состав населения Северного Кавказа. Народы Северного Кавказа. Многообразие культурных миров. Традиции и обычаи на родов Северного Кавказа. Религии Северного Кавказа.
Способы действий учащихся: проанализировать статистический материал, текстовый материал, карту народов России, сделать выводы.
Ценностный компонент урока: многообразие культурных миров; уважение традиций и обычаев народов Северного Кавказа — ценностный элемент сознания учащихся.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: формирование представлений и знаний о географии народов Кавказа, их многообразии и географическом размещении, о религиозном составе населения Кавказа.
Метапредметные: извлекать информацию из различных источников знаний (статистические материалы, текст, карта).
Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его культуре, религии, традициям, языку, ценностям народов России.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока:
I. Повторение изученного материала. Проверка домашнего задания (состав и ЭГП Европейского Севера).
- Какие экономические районы России мы изучили? Какой сейчас изучаем? Какие будем изучать? (карта) 1 чел. по карте у доски
- Какие субъекты входят в состав Европейского юга? (карта) 1 чел. по карте у доски
- Как оценим ЭГП этого района: выгодное или нет? Почему? устно, фрон-но
II. Новая тема
Сегодня на уроке:
Рассмотрим фото. Почему эти писатели и поэты? Что объединяет их?
Писали о Кавказе. «Кавказский пленник».
Отрывки о народах Кавказа прочитать: Михаил Лермонтов — Измаил-Бей
***
И дики тех ущелий племена,
Им бог – свобода, их закон – война,
Они растут среди разбоев тайных,
Жестоких дел и дел необычайных;
Там в колыбели песни матерей
Пугают русским именем детей;
Там поразить врага – не преступленье;
Верна там дружба, но вернее мщенье;
Там за добро – добро, и кровь – за кровь,
И ненависть безмерна, как любовь.
Вывод: Какая тема? Что будем изучать? Цели урока?
Народы. Изучить какие народы проживают, составить характеристику населения района.
Составляем общую характеристику населения Кавказа.
Цель — используя статистические данные составить общую характеристику населения района. Что нужно нам для этой работы? Каким источником информации вы воспользуетесь?
Работа с таблицей:
1. Общая численность? Место в России? 22,4 млн. 2 место в России
2. Лидеры? Краснодарский край, Ростовская область, Дагестан
3. Уровень урбанизации? 55,4% средний, значит половина населения проживает в сельской местности, почему?
4. Города-миллионеры? Ростов-на-Дону, Краснодар
5. Национальный состав? Ваша версия — какой? Разнообразный почему?
Изучаем многонациональный Северокавказский район.
Работа в группах. Цель — выявить особенности населения республик Северного Кавказа. Работаем в группах. Каждая группа работает с текстом, картой и должна определить:
1. Определите название республики.
2. Определите столицу республики.
3. С помощью карты народов (атлас стр. 8-9 ) определите какие народы проживают здесь.
4. Определите религию.
5. Определите предмет-символ.
6. Выделите главную особенность населения республики?
Заполнить карту: формат А3, выступить с отчетом!
Подготовка 5 минут
Каждая группа выступает 2-3 минуты.
Стол с предметами разными (кинжал, макет мечети, шапка, адыгейский сыр, минеральная вода, морская ракушка, изделие из козьего пуха)
Каждой группе карта + текст.
1 группа - Дагестан
2 группа – Чеченская республика
3 группа - Адыгея
4 группа – Ингушетия
5 группа - Крым
6 группа – Северная Осетия (Алания)
7 группа - Кабардино-Балкария
1 группа — Дагестан
Определите республику Северного Кавказа по описанию и ответьте на вопросы. Заполните карту республики.
Это самый южный регион России крупнейший среди семи субъектов Северо-Кавказского федерального округа. Территория республики простирается от побережья Каспийского моря до заснеженных вершин Большого Кавказа, и ни один из регионов страны не может сравниться с этой республикой в многоликости ландшафтов.
Это самая многонациональная республика России и чемпион страны по языковому разнообразию . Здесь проживают более 60 народностей, а разговаривают местные жители почти на 30 языках. Существует также множество диалектов, и порой люди живущие в соседних аулах, просто не понимают друг друга. На помощь приходит русский язык, которым владеет подавляющее большинство граждан.
Туристы могут чувствовать себя здесь в безопасности. Особых запретов для них в республике, где около 96% населения исповедуют ислам, не существует.
Столица республики расположена на побережье Каспийского моря. В республике находится самый древний российский город — Дербент, возникший более 2 тыс. лет назад!
Традиционное холодное оружие этой страны гор и всей местности – это кавказский кинжал. Его использовали не только для самозащиты, но и в быту: рубка хвороста, забой скота и так далее. На территории республики кинжалы было принято носить еще с подросткового возраста. И сегодня это оружие является неотъемлемой частью национального костюма.
1. Определите название республики.
2. Определите столицу республики.
3. С помощью карты народов (атлас стр. ) определите какие народы проживают здесь.
4. Определите религию.
5. Определите предмет-символ.
6. Выделите главную особенность населения республики?
2 группа — Чеченская республика
Определите республику Северного Кавказа по описанию и ответьте на вопросы. Заполните карту республики.
Располагается на востоке Северного Кавказа. Площадь 16 1 71 км². С севера на юг простирается приблизительно на 170 км, с запада на восток — приблизительно на 100 км. Граничит со на западе — с Ингушетией, на северо-западе — с Северной Осетией и Ставропольским краем, на северо-востоке, востоке и юго-востоке — с Дагестаном; на юго-западе и юге граничит с самостоятельным государством — Грузией.
Это удивительный и прекрасный край, изобилующий великолепными пейзажами, горными водопадами, красивейшими озерами. Это место имеет богатейшее культурное наследие. На ее территории находится множество исторических архитектурных памятников, построенных в средние века и намного раньше, во времена первобытных людей.
Здесь высока доля коренных народов, ведь большую часть населения составляет именно коренной народ, а русских здесь проживает всего 1%. Государственных языков два: русский и свой национальный.
Еще одной особенностью республики является распространение ислама издревле, еще с 15 века. Не случайно одной из достопримечательностей республики является Соборная мечеть с поэтичным названием «Сердце ….»— грандиозный мусульманский храм, расположенный в столице республики. Мечеть со стройными минаретами является самой большой в России и Европе. Это грандиозное, невероятно красивое и очень дорогое сооружение, отделка которого производилась чистым золотом и редкими породами камня. В ночное время она освещается подсветкой, что представляет собой потрясающее зрелище.
1. Определите название республики.
2. Определите столицу республики.
3. С помощью карты народов (атлас стр. ) определите какие народы проживают здесь.
4. Определите религию.
5. Определите предмет-символ.
6. Выделите главную особенность населения республики?
+ видеофрагмент «сердце Чечни»
3 группа — Адыгея
Определите республику Северного Кавказа по описанию и ответьте на вопросы. Заполните карту республики.
У этой республики любопытное географическое положение. Она является единственным регионом России, разместившимся в пределах другого административного субъекта: со всех сторон республику окружают земли Краснодарского края. Она раскинулась на левобережье реки Кубани, не имея выхода к морю, но отсутствие пляжных курортов с избытком возмещается природными богатствами, поражающими даже самых искушенных путешественников. Каньоны и пещеры, альпийские луга и густые леса, водопады и бурлящие горные реки не раз становились местом для пейзажных съемок, привлекали многих знаменитых фотографов, режиссеров популярных кинофильмов и сериалов.
В республике насчитывается всего два города. Но здесь есть колоритные станицы, аулы, где по-прежнему живут коренные жители, сохраняющие традиции своего быта и занимающиеся древними ремеслами. Поэтому в республике наблюдается высокая концентрация сельского населения в крупных сельских поселениях. Средняя плотность населения 58,4 чел./км2, наиболее плотно заселена северная равнинная часть республики. На территории республики зарегистрированы 92 религиозные организации, в том числе 60 православных и 13 мусульманских общин.
Одна из ведущих отраслей хозяйства — сельское хозяйство и пищевая промышленность. Предприятия производят хлебобулочные и кондитерские изделия, мясные и молочные продукты, мясные и плодоовощные консервы, фруктовые соки, растительное масло, различные алкогольные и безалкогольные напитки. Традиционная кухня включает множество супов, целую гамму кисломолочных продуктов, сыров. Среди вкусных сувениров – домашний сыр. Только здесь можно узнать его подлинный вкус. Сырные головки бывают копчеными, свежими и даже сушеными. Кроме того, гурманы оценят и другие сорта, предлагаемые сыроварами республики.
1. Определите название республики.
2. Определите столицу республики.
3. С помощью карты народов (атлас стр. ) определите какие народы проживают здесь.
4. Определите религию.
5. Определите предмет-символ.
6. Выделите главную особенность населения республики?
4 группа — Ингушетия
Определите республику Северного Кавказа по описанию и ответьте на вопросы. Заполните карту республики.
Это республика на западе граничит с Северной Осетией, на востоке — с Чеченской Республикой, на юге — с Грузией. Самый малый по площади регион Российской Федерации.
Республика является самой молодой на территории России: она образована 4 июня 1992 года. Столица республики, название которой переводится как «город солнца», является одним из самых малонаселенных городов России.
Население республики — менее полумиллиона человек, в основном коренные жители. Основная религия — ислам, более 80% населения — мусульмане. В 2020 году республика стала абсолютным лидером рейтинга, где зафиксировали самую высокую ожидаемую продолжительность жизни в стране — 81,2 года.
Минеральную воду, добываемую здесь совершенно официально называют гордостью республики. В республике пьют только ее, она стоит на столах во время всех правительственных мероприятий, а кроме того эта вода входит в список 100 лучших товаров России и копит золотые медали международных выставок. Минеральные источники в этой воды известны с 1860 года, однако завод в селе Средние Ачалуки был построен позже, в 1929 году. В 2000-х принято решение возродить былую всесоюзную славу ингушской воды: производство значительно расширили и модернизировали, бутилированную воду начали отправлять во все регионы России. Сейчас производится 6 основных разновидностей минеральной воды, которые различаются по составу и свойствам.
1. Определите название республики.
2. Определите столицу республики.
3. С помощью карты народов (атлас стр. 8-9 ) определите какие народы проживают здесь.
4. Определите религию.
5. Определите предмет-символ.
6. Выделите главную особенность населения республики?
5 группа - республика Крым
Определите республику Северного Кавказа по описанию и ответьте на вопросы. Заполните карту республики.
Эта республика расположена на полуострове, который омывается с востока Азовским морем, с юга и запада – Черным. На севере полуострова расположен соленый залив Сиваш. Республика была передана Украине в 1954 году в основном по экономическим причинам: так удобнее было решать вопросы с водо- и энергоснабжением территории, у которой не хватало своих мощностей. После распада СССР республика осталась в составе Украины. С марта 2014 года республика в результате референдума вышла из состава Украины и стала субъектом Российской Федерации.
Всего в республике 1020 населённых пунктов, в том числе 72 городских и 948 сельских.
Православные христиане составляют 58% населения , за ними следуют мусульмане (15%, в основном татары) и верующие без религии (10%). Республика многонациональная, но русские составляют более половины населения - 58,32%
«Артек» - круглогодичный крупнейший лагерный комплекс для детей, расположенный в республике, занимает 7-километровую полосу побережья. Это 10 автономных лагерей со своими программами. У каждой смены есть своя тема, но детям дополнительно предложат выбрать специализацию: заняться туризмом, журналистикой, мультипликацией, спортом, изучить морское дело.
Побережье республики - это круглогодичный, востребованный, конкурентоспособный, международный центр туризма Российской Федерации. Основой для развития туризма является особое географическое положение, пляжные комплексы Черного и Азовского морей, горы, около 900 пещер. Туризм безусловно является основой экономики республики. В год сюда приезжает более 5 млн. туристов.
1. Определите название республики.
2. Определите столицу республики.
3. С помощью карты народов (атлас стр. 8-9 ) определите какие народы проживают здесь.
4. Определите религию.
5. Определите предмет-символ.
6. Выделите главную особенность населения республики?
6 группа — Северная Осетия (Алания)
Определите республику Северного Кавказа по описанию и ответьте на вопросы. Заполните карту республики.
Расположена эта республика на юге Европейской части России, в предгорьях и на северном склоне Главного Кавказского хребта. Граничит на юге с Грузией и Южной Осетией. На западе граничит с республикой Кабардино-Балкария, на востоке с Ингушетией. В составе республики 5 городов и 1 посёлок городского типа.
Для республики характерны повышенные показатели рождаемости: 12,3 на 1000 жителей. Большинство населения составляют христиане, принадлежащие к Русской православной церкви. Коренные жители составляют 68,1% , русские – 20,6%. Республика является одним из самых густонаселённых субъектов РФ — 87,86 чел./км², занимая 5-е место в стране по этому показателю. Реальная плотность населения в местах проживания основной части населения составляет более 140 чел./км².
Объём промышленной продукции по стоимости на 18,5% превышает объём сельскохозяйственной продукции. В экономике выделяется производство цинка, свинца, вольфрама, твёрдых сплавов. Металлургическое производство функционирует на базе добычи (месторождения Садонского рудного узла, Джимидонское свинцово-цинковое). В республике действуют заводы по выплавке свинца и цинка, вольфрама, заводы по выпуску кирпичей, металлоконструкций, щебня.
Неотъемлемой деталью традиционного национального костюма является шапка. Ни о каком другом предмете своей одежды горец не заботился так, как о своей шапке. Как беден бы не был горец, но шапку старался иметь всегда отличную. Когда хотели пристыдить мужчину за трусость, ему говорили, что он не достоин, носить шапку и пусть сменит ее на платок, и тогда не будет к нему претензий, предъявляемых вообще к мужчине.
1. Определите название республики.
2. Определите столицу республики.
3. С помощью карты народов (атлас стр. 8-9 ) определите какие народы проживают здесь.
4. Определите религию.
5. Определите предмет-символ.
6. Выделите главную особенность населения республики?
7 группа - Кабардино-Балкария
Определите республику Северного Кавказа по описанию и ответьте на вопросы. Заполните карту республики.
Этот субъект Российской Федерации расположен на юге Европейской части России, в центральной части Северного Кавказа. На западе граничит с Карачаево-Черкессией, Ставропольским краем на севере, на востоке и на юго-востоке – с республикой Северная Осетия-Алания и на юге – с Грузией. Республика и её столица находятся в сердце Кавказа — центральной и самой массивной части знаменитых гор. Путешествие в республику означает встречу с уникальными достопримечательностями: высокими вершинами, безбрежными горными панорамами, головокружительными каньонами, бурными реками.
Бóльшую часть населения составляют два коренных народа : с давних времен на равнинах проживали одни, а в горах – другие. Сегодня ситуация практически не меняется. Республика, религия и язык которой неразрывно связаны с началом истории этих народов, не спешит урбанизироваться. На территории республики расположено всего 8 городов, которые остаются верны заветам старины. Большинство верующих – мусульмане. Зарегистрировано 137 мусульмальских организаций.
Явное отличие коренных народов – их невероятное гостеприимство. Они способны пригласить в гости того, с кем едва успели познакомиться. По традиции, ни дети, ни хозяйка не садятся за стол с гостем и мужчинами. Они наблюдают со стороны, ожидая момента, когда может понадобиться их помощь. В городах эта традиция почти забыта, но в селах ее твердо придерживаются.
Главная достопримечательность республики и всего Кавказа — гора Эльбрус. В любой сезон окрестности высочайшего «пятитысячника» России и Европы, куда стремятся поехать поклонники активного отдыха, всегда полны туристов. Покорять знаменитую гору в приезжают альпинисты со всех уголков нашей большой страны.
В республике активно занимаются пчеловодством, там много пасек и бесподобный мед. Популярен Козий рынок. Кроме меда на Козьем рынке можно взять чаи из горных трав. Ну и основная специализация рынка, что видно из его названия – шерстяные вещи, в том числе из козьего пуха и шерсти. Это носки, свитеры, жилеты, шали разных расцветок и дизайна. Вообще вязание спицами и валяние – традиционные ремесла коренных народов.
1. Определите название республики.
2. Определите столицу республики.
3. С помощью карты народов (атлас стр. 8-9 ) определите какие народы проживают здесь.
4. Определите религию.
5. Определите предмет-символ.
6. Выделите главную особенность населения республики?
Выступления групп сопровождаются слайдами и видеофрагментами.
Подводим итог — цель была изучить особенности населения Северокавказского района.
Какие особенности мы смогли определить?
- Самая многонациональная республика (район) — от группы Дагестан
- Преобладание ислама и высокая доля коренных народов — от группы Чечня
- Высокая концентрация сельского населения — от группы Адыгея
- Высокая продолжительность жизни — от группы Ингушетия
- Многонациональные и смешение религий — от группы Крым
- Высокие показатели рождаемости — от группы Северная Осетия
- Низкий уровень урбанизации, гостеприимность — от группы Кабардино-Балкарии
Оценка работы групп учителем: + и -
Закрепление материала. Подумаем вместе:
Вопросы, представленные на слайдах в сопровождении фотоматериалов.
1. Более 50% долгожителей мира проживают именно на Кавказе. Как вы думаете — почему?
2. Северный Кавказ является родиной кефира. Кефир здесь пили столетиями, а в европейской части России о нем узнали только во второй половине 19 века. Исследования показали, что кефир получился благодаря случайному добавлению кумыса в коровье молоко. Почему?
3. В Северной Осетии в 40 км. От Владикавказа расположено уникальное село Даргавс, которое сами жители называют Городом мертвых. Сотни лет здесь покойников не закапывали в земля, а помещали в каменные башни высотой до 4 этажей. Благодаря горному воздуху и низким температурам тела быстро мумифицировались и сохранялись в целости. Как вы думаете откуда появилась эта традиция?
4. Самым героическим народом в годы ВОВ были осетины. 33 представителям этого народа было присвоено звание героя Советского Союза (каждому из 11 000). У кабардинцев — один на 23 000. Как вы думаете, чем это можно объяснить?
Все, кто едет из Владикавказа в Алагир, на подъезде к селу Дзуарикау неизменно притормаживают. У горной реки Фиагдон, над серой скалой, соприкасаясь крыльями, застыли в вечном полете семь белых журавлей. Монумент посвящен братьям Газдановым. Один за другим Магомед, Дзарахмет, Хаджисмел, Махаербек, Созырко, Шамиль и Хасанбек ушли в годы Великой Отечественной войны на фронт. Ни один из них домой, в родное осетинское село, не вернулся.
Их мама Тассо умерла, когда пришла третья похоронка. Еще трижды потом сельский почтальон стучался в их дом с горестными вестями. Когда пришла седьмая похоронка, он отказался нести ее Газдановым. Эту трудную миссию взяли на себя старейшины. Глава семьи, Асахмат, упал замертво, когда увидел, что к нему во двор входят аксакалы, одетые во все черное…
Итог: рефлексия
- Какие цели и задачи были определены вначале урока?
- Достигли ли целей? Выполнили ?
- Какая республика вас больше всего заинтересовала? В какой республике вам хотелось бы побывать больше всего?
Определите правильность утверждения: устно, фрон-но
- Самая многонациональная республика Европейского Юга — Дагестан.
- Самая распространенная религия на Северном Кавказе — православие.
- Республики Северного Кавказа отличаются низким ЕП.
- Более 50 % долгожителей мира проживают на Северном Кавказе.
- Столица республики Крым — Севастополь.
- Европейский Юг отличается от других экономических районов высокой концентрацией сельского населения.
- Выход к Каспийскому морю есть только у одной республики — Адыгея.
- Самые большие города Европейского Юга — Ростов- на -Дону и Краснодар.
Оценки за урок. Домашнее задание: подготовить характеристику по плану 1-4 пункты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии в 9 классе "Сравнение Северного Кавказа и Поволжья методом компьютерного моделирования"
Урок географии в 9 классе по теме "Сравнение Северного Кавказа и Поволжья" Цель урока: систематизировать знания об экономических районах: Поволжье и Северном КавказеЗадачи:1.Формирование у ...
Открытый урок " Северный Кавказ"
Конспект интегрированного урока географии и литературы по теме «Северный Кавказ» в 9 классе Цели и задачи урока Дать оц...
Разработка обобщающего урока географии в 9 классе на тему "Урал. Северный Кавказ. Поволжье".
Данный урок проводится в 9 классе при закреплении изученных тем "Урал. Северный Кавказ. Поволжье." Этот урок позволит закрепить знания об экономических районах европейской части России, определи...
конспект урока по теме " Северный Кавказ - самые южный регион страны, самые молодые и высокие горы"
Разработка урока по теме "Северный Кавказ - самые южный регион страны, самые молодые и высокие горы" в разделе "Природно-территориальные комплексы России" 8 класс...
Урок-путешествие по Северному Кавказу. (региональный компонент)
Урок-путешествие по Северному Кавказу. (региональный компонент)Учащиеся 5б класса приняли участие в интегрированном уроке-путешествии литературы и природоведения «Путешествие по Северному Кавказ...
План-конспект открытого урока на тему:" Северный Кавказ"
Природные условия и ресурсы.Кавказ – грандиозное, молодое горное сооружение альпийской складчатости. От Восточно – Европейской (Русской) равнины он отделён Кумо - Манычской впадиной, на месте которой ...