Урок географии в 9 классе "Сравнение Северного Кавказа и Поволжья методом компьютерного моделирования"
методическая разработка по географии (9 класс) по теме

Урок географии в 9 классе по теме "Сравнение Северного Кавказа и Поволжья" 

 

Цель урока: систематизировать знания об экономических районах: Поволжье и Северном Кавказе

Задачи:

1.Формирование у учащихся методами компьютерного моделирования образов экономических районов, эмоционально-ценностного отношения  к регионам России, стимулирование творческой, познавательной деятельности методом рефлексии;

2. Развитие воображения и абстрактного мышления, совершенствование навыков работы с  различными источниками информации; 

3. Воспитание патриотических и толерантных качеств обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sravnenie_severnogo_kavkaza_i_povolzhya.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

                           Разработка урока по географии в 9-м классе

                          Учитель: Владимирова Л.В. 

Жизнь, как видно, никому из нас не дается легко.
Ну что ж, надо иметь настойчивость,
а самое главное - уверенность в себе.
Надо верить, что ты на что-то годен
и этого “что-то” нужно достичь,
во что бы то ни стало.

Мария Кюри, физик

Время: 45 минут

Тема урока: Сравнение образов Поволжья и Северного Кавказа методом компьютерного моделирования

Цель урока: систематизировать знания об экономических районах: Поволжье и Северном Кавказе

Задачи:

1.Формирование у учащихся методами компьютерного моделирования образов экономических районов, эмоционально-ценностного отношения  к регионам России, стимулирование творческой, познавательной деятельности методом рефлексии;

2. Развитие воображения и абстрактного мышления, совершенствование навыков работы с  различными источниками информации;  

3. Воспитание патриотических и толерантных качеств обучающихся.

Тип урока: интерактивный, интегрированный

Оборудование: атласы 9 класс, учебник (авторы Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А.), экономическая карта России, портфолио, интерактивная доска, компьютеры,

Инструкционные листы

                            План урока.

Содержание этапа урока

Виды и формы работы

1. Организационный момент.

Приветствие.

2. Мотивационное начало урока.

Постановка целей урока, инструктаж по ТБ.

3. Актуализация знаний учащихся

Фронтальный опрос (Географическая разминка)

4.Экспресс-контроль

Работа на компьютере

6. Обобщение и систематизация знаний.

Индивидуальная работа на ПК 

7.Закрепление ЗУН

Работа на ПК, фронтальная работа

8. Подведение итога.

Оценивание. Рефлексия

9. Домашнее задание.

Фиксирование д/з

Фамилия, имя

Оценки

Кол-во баллов

За геогр.

разминку

Тест

Практическая

работа

Работа в группе

Владение

ИКТ

Защита про-екта

Итоговая

Конт карта

К специализации

               

                                                        Ход урока

  1. Организационный момент. Счастливый билет! (Мы – участники конкурса! Нам доверили в год 65летия великой победы, зимней олимпиады, когда Россия примет эстафету от Ванкувера представить школу на муниципальном конкурсе: Класс года!)  

И поприветствуем гостей – звездным дождем!

На сегодняшнем уроке мы постараемся поделиться, а может и обменяться знаниями и впечатлениями об изученных экономических районах. А как глубоко вы изучили данный материал, мы сейчас и проверим.

 И так, что же мы знаем о Поволжье и Северном Кавказе?

Задание 1. Устный опрос. Географическая разминка (За 1 минуту)

Правильный ответ оценивается в +1 балл, количество баллов заносится в Портфолио,

Северный Кавказ (1 группа)

1.- Между какими морями расположены горы Большого Кавказа? (Черным и Каспийским)

2.- Кавказ отделен от Русской равнины…(Кумо – Манычской впадиной)

3. - Самая высокая вершина Кавказа (Эльбрус 5642м)

4. - Какой складчатости принадлежит Кавказ (Альпийской)

5. - Хребты Скалистый и Пастбищный являются…(куэстами)

6. - В Предкавказье – месторождения…(нефти и газа)

7. - На Большом Кавказе – месторождения…(полиметаллические руды, вольфрам, медь, ртуть, молибден)

8. - Кисловодск, Минеральные Воды, Пятигорск, Ессентуки – что это за города? (курорты)

9. - Самая теплая зима в России (в Сочи)

10. - Фен, бора – это…(местные ветры)

- Обширные заболоченные пространства, в низовьях Кубани…(плавни)

11. - Почвы Предкавказья…(черноземы)

12. - Какие субъекты федерации входят в состав Северного Кавказа? (1 область, 2 края,  7 республик)

13. – Какая из республик самая пестрая по этническому составу? (Дагестан)

Задание 2.                 Поволжье. (2 группа)

  1. – Какова площадь экономического района? (
  2. – Что является стержнем района? (Волга)
  3. – Какие субъекты федерации входят в состав Поволжья? (2 республики, 6 областей)
  4. – Центр какой области расположен не на р. Волга? (Пенза)
  5. – Какой город Поволжья трижды менял свое название? (Волгоград)
  6. – Назовите субъект федерации, где большинство проживающих исповедуют буддизм? (Калмыкия –Хальмг-Танч)
  7.  – Какими ресурсами богато Поволжье? ( соль, нефть, газ, горючие сланцы, строительные материалы)
  8. – Каков рельеф Поволжья? (равнинный)
  9. – С каким государством Поволжье имеет границы? (Казахстаном)
  10. – Какой народ Поволжья является титульным в России? (татары)
  11. – Назовите города- миллионеры Поволжья? (Казань, Самара)
  12. – Какой город Поволжья носит название желтой горы? (Саратов)
  13. – На территории какого субъекта федерации, самая крупная в России АЭС?

( Саратовской области)

Занесите каждый свои баллы в Портфолио

Задание 3.

Проверка ЗУН:

Работа с тестом (5 минут) по выбору: (Поволжье, Кавказ, Информатика) Следуя инструкции, выполните самостоятельно предложенный тест, оценку занесите в Портфолио

Инструкция 1.

  1. Познакомиться с инструктажем
  2. Открыть папку 9Б, файл тест
  3. Начать работу
  4. По завершению выставить оценку в Портфолио

Инструктаж

– Нельзя самостоятельно, без разрешения преподавателя, включать и выключать компьютеры.
– Нельзя касаться тыльной стороны компьютеров и проводов.
– Нельзя работать мокрыми руками и во влажной одежде.
– Нельзя нажимать клавиши ручкой или карандашом.
– Нельзя ходить по классу, вставать со своего места без разрешения преподавателя.
– В случае неисправности компьютера или при обнаружении запаха гари – позвать преподавателя.

Тест 1.

1. Северный Кавказ не омывается морем:

а) Черным,         в) Балтийским

б) Каспийским        г) Азовским

2. Северный Кавказ не граничит с:

а) Украиной        в) Грузией

б) Казахстаном        г) Азербайджаном

3. Какое место в России Северный Кавказ занимает по продукции АПК:

а) 1        в) 4

б) 3        г) 10

4. Город- миллионер Северного Кавказа:

а) Краснодар        в) Ростов-на-Дону

б) Ставрополь        г) Махачкала

5. Какова плотность населения Северного Кавказа:

а) 34 чел/км2        в) 17 чел/км2

б) 50 чел/км2        г) 108 чел/км2

Тест 2.

1.Главной улицей Поволжья является:

а) Дон        в) Ока

б) Волга        г) Терек

2. Какие республики входят в состав Поволжья:

а) Татарстан и Калмыкия        в) Карелия и Коми

б) Карелия и Татарстан        г) Калмыкия и Адыгея

3. Какой народ во время ВО войны был депортирован в Сибирь:

а) татары        в) казахи

б) немцы        г) калмыки

4. На какой возвышенности расположен город Саратов?

а) Валдайской        в) Смоленско-Московской

б) Приволжской        г) Ставропольской

5. Какой из субъектов федерации наименее плотно заселен:

а) Саратовская область        в) Татарстан

б) Республика Калмыкия        г) Ульяновская область

Задание 3. Работа с картой

Расшифровать состав экономического района (Какая цифра потерялась?)

Чего нет на картах?

Задание 4.

Что хотели бы узнать на уроке? (отрасли специализации Поволжья и Северного Кавказа и их плюсы и минусы) или (перспективы и проблемы)

Инструкция 2.

1.Построить модель определения коэффициента специализации.  Для работы необходимо иметь данные:

- Долю продукции района в %

- долю численности населения района в % по отношению к общей численности населения страны.

2. Если в результате произведенных расчетов, вы определите, что К>1, то эта отрасль является отраслью специализации данного района.

3. Для определения специализации существует К специализации, который рассчитывается по формуле: К= П/Н, где П – для продукции района,

Н – доля населения района в общем населении страны

Экономический район

                             Отрасли специализации9 (П)

Доля населения (Н)

          АПК

Машиностроение

ТЭК

Легкая

Поволжье

20%

18,6%

28,2%

1,8%

11,4

Северный Кавказ

23%

16,7%

23,2%

1,2%

12%

4.Создайте графическую модель, отражающую значение коэффициента специализации по отраслям промышленности:

Для построения диаграммы выделите не связанные диапазоны В4:В12 ит.д. доработать с Л.И.

Чтобы на интерактивную доску вывести или график или диаграмму 

Вывод: Отрасли специализации Северного Кавказа и Поволжья совпадают, т.к. (ответы детей)

Работа в группах

- Что общего пережили данные регионы, в чем отличие этих регионов?

Задание 5.

Попробуем исследовать историю, народы, причины разнообразия этносов, рекреационные ресурсы

! группа: Исследует многонациональный состав Северного Кавказа  *(составляют проект по тексту)

2 группа: Исследует многонациональный состав Поволжья (составляют текст по презентации)

3 группа: Памятники «Журавлей» в Поволжье и на Северном Кавказе (На мелодию Журавлей демонстрация всех памятников павшим в годы Великой Отечественной войне)

4 группа: «Остановись мгновенье. Ты прекрасно!» ( Презентация, Сочи зимняя олимпиада -2014 год!

5 минут на подготовку, 3 на защиту.

Задание 6. Итог урока

Домашнее задание: подготовьте материал о выдающихся людях регионов

Теперь мы ответим на последний вопрос урока, изменив его содержание Где нам пригодятся полученные знания на уроке ( Ответы детей в повседневной жизни)

Оценки за урок, учащиеся выставляют по итогам портфолио

Дарим на память буклет экономических районов: Поволжья и Северного Кавказа

Приложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фундаментальные эксперименты в физической науке методом компьютерного моделирования

Особым видом эксперимента является модельное экспериментирование: когда эксперимент проводится не с объектом-оригиналом, а с моделью — другим объектом, заменяющим оригинал, обладающим лишь нек...

Открытый урок в 8 классе " Северный Кавказ"

Интегрированный урок географии с литературой ....

Тест по географии 8 класса "Северный Кавказ"

Тест для  проверки знаний по теме "Северный Кавказ" в 8 классе в курсе географии  "Природа России"...

Контрольная работа по географии «Европейский Север, Северный Кавказ, Поволжье, Урал»

Контрольная работа по географии «Европейский Север, Северный Кавказ, Поволжье, Урал»  9 класс, 3 варианта....