Урок-путешествие по Северному Кавказу. (региональный компонент)
план-конспект урока по краеведению (5 класс) по теме
Урок-путешествие по Северному Кавказу. (региональный компонент)Учащиеся 5б класса приняли участие в интегрированном уроке-путешествии литературы и природоведения «Путешествие по Северному Кавказу», проведенном учителями русского языка и литературы Букреевой Н.Н. и географии Прокопенко Л.Г
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_severnomu_kavkazuregionalnyy_komponent_iz_pochty.docx | 43.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Путешествие по Северному Кавказу. (региональный компонент) Учитель. Здравствуйте, ребята! С1 Не пора ли нам собраться в многодневный поход и увидеть красоты своей малой родины? Мы живем в одном из красивейших мест нашей планеты Просыпаясь, мы в ясную погоду видим горы. (фотография) С2 Учитель А как называются эти горы? (Кавказские горы). Вы не хотели бы туда отправиться? А кто хочет побывать в Сочи? Хорошо. Давайте совместим эти два желания. Прежде чем отправиться в путь, определим маршрут. Что означает это слово? (определение в словаре) С. 3 Учитель Я предлагаю следующий маршрут: Кавминводы, Приэльбрусье, горы Казбек, Эльбрус, долины рек Дарьял и Терек, затем через перевал выход к Черноморскому побережью Кавказа (Сочи) Давайте соберем рюкзак. Что мы возьмем с собой? (собрали). Учитель А для того, чтобы наше путешествие было интересным, мы возьмем с собой произведения писателей, воспевших красоту Кавказа. Они научат нас любоваться природой, чувствовать ее красоту и величие. С.4 Произведения Льва Толстого, М.Лермонтова, А. Пушкина, Юрия Визбора, В. Высоцкого, К.Кулиева, А.Якушевой, И.Тургенева…сделают наше путешествие незабываемым. Туристы во время походов ведут дневники, в которые записывают самые яркие впечатления, чтобы, вернувшись, вновь и вновь мысленно возвращаться в те места, которые особенно понравились и запомнились. Вы тоже будете вести дневник туриста. Он лежит перед вами на столе. В дневник вы будете записывать имена поэтов и писателей, названия мест, свои впечатления. С5 Учитель Итак, наш путь лежит в район Кавказских Минеральных вод. С6 Здесь мы увидим горы Машук и Бештау. И вот перед нами Пятигорск. Очень давно, еще в 19 веке, великий русский поэт М. Ю. Лермонтов так описал это место. С7 Ерем Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли. Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Сергей Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый БЕШТАУ синеет, как "последняя туча рассеянной бури"; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа». С8 Данил А там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом... Весело жить в такой земле! С9 Учитель Этот район богат целебными источниками (источники). Здесь витает романтический дух горцев, а земля источает живительную силу бьющими из глубины источниками Вот как описал эти источники Л.Толстой в повести «Казаки»
Валя Здесь чудесные виды, начиная с той местности, где самые источники; огромная каменная гора, камни громоздятся друг на друга; иные, оторвавшись, составляют как бы гроты, другие висят на большой высоте, пересекаемые потоками горячей воды, которые с грохотом срываются в иных местах и застилают, особенно по утрам, верхнюю часть горы белым паром, непрерывно поднимающимся от этой кипящей воды. Вода до такой степени горяча, что яйца свариваются (вкрутую) в три минуты. С10 Учитель Давайте посетим один из бюветов и выпьем по стакану минеральной воды. А сейчас мы поднимемся на самую высокую вершину КМВ - Бештау и полюбуемся открывшимся видом. Учитель Лев Толстой, когда прибыл служить на Кавказ, увидел эту чудную картину… Юля Чисто белые громады с их нежными очертаниями и причудливую, отчетливую воздушную линию их вершин и далекого неба. И когда он понял всю даль между ним и горами и небом, всю громадность гор и когда почувствовалась ему вся бесконечность этой красоты, он испугался, что это призрак, сон. Он встряхнулся, чтобы проснуться. Горы были все те же. С12 Учитель М. Лермонтов с детства полюбил Кавказ, бабушка привозила его в Пятигорск, чтобы он окреп и набрался сил. Иосиф Еще ребенком, робкими шагами Лермонтов написал о Кавказе великолепные стихи. С.13 Ваня Хотя я судьбой на заре моих дней, Симак Я счастлив был с вами, ущелия гор; Люблю я Кавказ!.. С.14 Настя Люблю я цепи синих гор, Аня Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство мое; Вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, Вы к небу меня приучили, и я с той поры Всё мечтаю об вас да о небе. С14 Лена Престолы природы, С которых , как дым, улетают громовые тучи, Кто раз лишь на ваших вершинах Творцу помолился, Тот жизнь презирает, Хотя в то мгновенье гордился он ею! .С15 Петя Как я любил твои бури, Кавказ! те пустынные громкие бури, которым пещеры как стражи ночей отвечают!.. На гладком холме одинокое дерево, ветром, дождями нагнутое, иль виноградник, шумящий в ущелье, и путь неизвестный над пропастью. С16 Наташа Воздух там чист, как молитва ребенка. И люди, как вольные птицы, живут беззаботно; война их стихия; и в смуглых чертах их душа говорит. Пора в путь…Мы подходим в грозной реке Терек. Терек - это одна из горных рек, берущая начала с гор Кавказа, которая несёт свои воды в Каспийское море. Учитель Издавна казаки слагали песни о ней. Более 200 лет живут на этой земле казаки. Их называю терскими, по названию этой могучей реки. Казаки поселились здесь по приказу генерала Ермолова, их станицы и крепости составили Азово-Моздокскую укрепительную линию. Здесь казаки служили Отечеству, защищая его южные рубежи. У казаков сложилась самобытная культура, особенно хороши их песни… С.17 Казачья песня То не зверь в траве зеленой… Учитель В стихах Лермонтова тоже говорится о Тереке. С.18 Ерем Терек воет, дик и злобен, "Расступись, о старец море, С19 Валя В глубокой теснине Дарьяла, В той башне высокой и тесной И там сквозь туман полуночи С20 Учитель Не одно столетие в этих местах стоят родовые башни горцев. Двинемся в путь, перед нами красавец Казбек. Гора Казбек относится к горам пятитысячникам, имеет высоту 5034 м. Казбек- гора вулканического происхождения. Она является потухшим вулканом. Многие горцы называют этим именем своих сыновей, желая им силы, красоты и долголетия. А так писал об этой горе М.Ю.Лермонтов. С21 Артем Спеша на север из далека, Чалмою белою от века Тимур Молю, да снидет день прохладный Молю, чтоб буря не застала, Учитель Когда смотришь на эту вершину, вспоминаются стихи известного аварского поэта Расула Гамзатова: С22 Ерем «Я спросил на вершине, С23 Учитель Так он пишет о своем родном селении Цаде. Наташа «Цада… Семьдесят теплых очагов. Семьдесят голубых дымков, поднимающихся в чистое высокогорное небо. Белые сакли на черной земле. Перед аулом, пред белыми саклями зеленые плоские поля. Позади аула поднимаются скалы. Серые утёсы столпились над нашим аулом, словно дети, собравшиеся на плоской кровле, чтобы смотреть вниз, на свадебный двор» С24 Ваня Там уже поблекшие долины Там деревья голы как рога Там высоких гор верблюжьи спины И потоков горных берега С25 Учитель Ребята, знаете ли вы, кто такие барды? С26 Учитель Юрий Визбор был самым известным бардом современности. Вот какие стихи он посвятил этому краю С27 Лена М Я помню тот край окрыленный, С28 Учитель Перед нами Эльбрус. Гора Эльбрус- это высочайшая вершина Кавказских гор и нашей страны. Эльбрус имеет высоту 5642 м. Это потухший вулкан. В любое время вулканическая деятельность может возобновиться. Утром нам предстоит восхождение на Эльбрус, поэтому нам необходимо хорошо отдохнуть. Держим путь к лагерю альпинистов. С29 Учитель Кто такие альпинисты? ( На экране самые известные альпинисты, покорившие величайшие вершины мира). С30 Букреев: - «Я прочитаю стихи моего дяди Анатолия Букреева, покорившего Эльбрус и другие величайшие вершины мира».
Горы имеют власть звать нас в свои края. Учитель Красота какая!! Вспоминаются стихи А.С. Пушкина. С31 Ксюша Великолепные картины! С32 Учитель Мы сидим у костра и слушаем песни Владимира Высоцкого об альпинистах ( песня из фильма «Вертикаль») Учитель Близится ночь, она очень похожа на ту, которую описал А.Пушкин. Милана С33 Всё тихо — на Кавказ идёт ночная мгла, Учитель А М.Ю.Лермонтов писал: С34 Букреев Выхожу один я на дорогу; Рассвет в горах особенно прекрасен, вот как описал его М.Ю.Лермонтов С35 Наташа Светает — вьется дикой пеленой
Учитель Утро. Нам предстоит восхождение с опытным инструктором. Кто отважится покорить вершину? Вспомним строки Ю.Визбора. С36 Петя Вот это для мужчин - рюкзак и ледоруб. Учитель Мы на вершине... Под нами седой Кавказ. С.37 Влад К Кавказ подо мною. Один в вышине Стою над снегами у края стремнины; Орел, с отдаленной поднявшись вершины, Парит неподвижно со мной наравне. С.38 Влад Х Отселе я вижу потоков рожденье И первое грозных обвалов движенье. Здесь тучи смиренно идут подо мной; Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады; Под ними утесов нагие громады С39 Учитель Здесь, на вершине Эльбруса, приходят на ум строки из стихотворений известного балкарского поэта Кайсына Кулиева. Айкануш Всё потонуло в снежной белизне. Сергей Когда я говорю с горами, С40 Учитель Мы покорили знаменитый Эльбрус… Покидаем гостеприимную Кабардино-Балкарию и попадаем в Карачаево-Черкесию. Перед нами Архыз, край нетронутой кавказской природы и памятников старины. Здесь мы увидим древнейшие христианские храмы. Они были построены еще до принятия Русью христианства. Именно здесь приходят на ум бессмертные строки М.Ю.Лермонтова С41 Денис В теснине Кавказа я знаю скалу, И много уж лет протекло без следов С42 Учитель Направляемся в Теберду. Наш путь пролегает мимо села, названного в честь осетинского поэта Косты Хетагурова. Послушаем его стихи: Тимур Над нами плыл месяц и звезды мерцали, Заснуло село за рекой, Прибрежные ивы чуть-чуть трепетали, Волна чуть шепталась с волной. Симак Взгляни на мир, на всю природу, Как жизнь, согретая лучом Весенним. Рвется на свободу Неудержимым бьет ключом. С43 Учитель Теберда́ — курортный город в Карачаево-Черкесии, это настоящий центр туризма, с целебным горным воздухом, изумительными пейзажами, разнообразным растительным и животным миром. Этот город расположен на реке Теберда. Так пишет о ней Юрий Визбор. Олеся Теберда, Теберда, голубая вода, С44 Учитель В Теберде находится знаменитый заповедник, по навесному мосту через реку Теберду заходим на его территорию. Здесь охраняются тур, кавказский тетерев, лесной кот, соня-полчок , чёрный дрозд, рысь, бурый медведь, мохноногий сыч, альпийская галка, чёрный гриф, снежная полевка, серна, белозобый дрозд и растительность Кавказа. С45 Учитель Дальше наш путь лежит в знаменитый на весь мир Домбай. Домбай – горнолыжный курорт с уникальными горноклиматическими свойствами. Как переводится это слово? В переводе с осетинского языка это слово означает «богатырь» С46 Учитель Здесь, в этом красивом месте, сделаем привал и послушаем «Домбайский вальс» Юрия Визбора. Так красиво вокруг, что хочется взять бумагу и краски и запечатлеть все. Многие художники изображали удивительную природу Кавказа. С47 Ксения (Ада Якушева) Мой друг рисует горы
Учитель Отправляемся в путь… Иван Сергеевич Тургенев написал стихи, которые удивительно точно выражают наше настроение С48Артем Я шел среди высоких гор, Вдоль светлых рек и по долинам… И все, что ни встречал мой взор, Мне говорило об едином: Я был любим! Любим я был! Я все другое позабыл! С 49 Маскалик Лена Сияло небо надо мной, Шумели листья, птицы пели… И тучки резвой чередой Куда-то весело летели. Данил Меня несла, несла волна, Широкая, как волны моря! В душе стояла тишина Превыше радости и горя… Едва себя я сознавал: Мне целый мир принадлежал! С50 Учитель Преодолеваем Клухорский перевал и оказываемся на Черноморском побережье Кавказа. Перед нами Сочи. Почему этот город известен во всем мире? С 51 Учитель Послушаем шум прибоя и попробуем ответить на вопрос Булата Окуджавы: « Море существует для чего?» Аня Море существует для чего? Так для чего же существует море? Известный бард Юрий Ким тоже согласен с вами И оказались, точно негры, черны. С52 Учитель Подходит к концу наше путешествие, пора домой…Кто любит путешествовать на поезде? Наш ждет поезд «Адлер – Владикавказ», занимайте места…(звучит песня) Учитель И вот наш родной город, его история славная и героическая. Возникновение нашего населенного пункта связано со строительством Азово-Моздокской линии в1777 году для защиты южных границ России. Эта линия состояла из 10 крепостей, в числе которых была крепость Павловская, названная в честь святого апостола Павла. С53 Наш город имеет свой герб, флаг и гимн. О нашем городе тоже слагались песни. С54 Казачья песня Учитель Вот и закончилось наше путешествие… Подведем итоги. Вспомните, какие поэты и писатели сделали наше путешествие незабываемым? Что Вам особенно запомнилось в путешествии? Слова какого поэта или писателя запали вам в душу и заставили по-новому взглянуть на нашу малую родину? Я бы хотела, чтобы каждый из вас дома написал небольшое сочинение « Моя малая родина в изображении поэтов и писателей» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Северный Кавказ (Европейский юг России)
Урок в 9 классе по теме:"Северный Кавказ. Географическое положение, природные условия и ресурсы"....
Особенности природных компонентов Северного Кавказа
Конспект урока по Северному Кавказу в 8 классе....
Программа по национально-региональному компоненту "Национальные виды спорта.Северное многоборье"
Программа национально-регионального компонента по физической культуре для 5-11 классов . В программе : пояснительная записка, требования к уровню подготовки учащихся, содержание программного мат...
Урок-путешествие по достопримечательностям Челябинской области в рамках регионального компонента
Урок построен в виде виртуальной экскурсии по достопримечательностям Челябинской области. На данном уроке рассматривается одна из достопримечательностей Саткинского района - мировой памятник индустрии...
Конспект открытого урока истории в 11 классе с региональным компонентом на тему "Битва за Кавказ"
gry online marketing webК данному уроку можно использовать презентацию или фильм "Битва за Кавказ"...
Урок путешествие тема «Путешествуем по Карачаево -Черкессии – Древние храмы западной Алании» (региональный компонент)
Урок путешествие тема «Путешествуем по Карачаево -Черкессии – Древние храмы западной Алании» (региональный компонент)...
Урок путешествие тема «Путешествуем по Карачаево -Черкессии – Древние храмы западной Алании» (региональный компонент)
Урок путешествие тема «Путешествуем по Карачаево -Черкессии – Древние храмы западной Алании» (региональный компонент)...