Открытый урок " Северный Кавказ"
методическая разработка по географии (8 класс) по теме
Конспект интегрированного урока
географии и литературы
по теме «Северный Кавказ» в 9 классе
Цели и задачи урока
- Дать оценку ЭГП Северного Кавказа;
- Формировать умение сопоставлять и анализировать тематические карты, составлять характеристику ПТК по плану;
- Учить находить знания из дополнительных источников информации, продолжать отрабатывать навыки работы с картами;
- Воспитывать чувство прекрасного, гордость за свою страну.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование:физическая и политико - административная карты России, школьные атласы для 9 класса, репродукции картин ландшафта гор Кавказа, произведение М.Ю.Лермонтова «Княжна Мери», «Герой нашего времени».
ХОД УРОКА.
- Организационный момент.
Сообщение темы, цели и формы проведения урока.
- Изучение нового материала.
Учитель географии. Сегодня мы приступаем к изучению одного из красивейших районов России – Кавказа. Территория Северного Кавказа в процентном соотношении от территории страны составляет 2%, население 12%. Северный Кавказ – это самый многонациональный район России.
Вопрос. Какое представление вы имеете, говоря «Северный Кавказ»?
Школьники отвечают:«Там была война».
Учитель. Это так. Но это и здравница и житница страны. И, одновременно – это самый нестабильный район. А начнём изучение этого района с географического положения и состава экономического района.
Ответьте на вопросы:
- Что является границей между Северный Кавказом и Русской равниной?
- С какими государствами граничит?
- Какими морями омывается?
- Определите, какие субъекты входят в состав Северного Кавказа
Задание 1. Нанесите на контурную карту административные единицы Северного Кавказа. Определите особенности ЭГП района ( два различных типа территории – горы и равнины; запасы вольфрамово – молибденовых руд, месторождения нефти и газа, запасы углей; благоприятный климат; агроклиматические ресурсы равнинной территории).
Задание 2.Охарактеризуйте рельеф Кавказа.
Школьники показывают по карте Предкавказье, Большой Кавказ и Закавказье. К России относится Предкавказье и северная часть Большого Кавказа.
Учитель литературы. М.Ю.Лермонтов так описывал Кавказские горы:
Кругом, налево и направо,
Как бы остатки пирамид,
Подъемлясь к небу величаво,
Гора из-за горы глядит;
И дале царь их пятиглавый,
Туманный, сизо – голубой,
Пугает чудной вышиной.
Известно, что М.Ю.Лермонтов был сослан на Кавказ за стихотворение «Смерть поэта», в котором обвинял самодержавие в гибели Пушкина.
(Демонстрируются репродукции картины «Вид Пятигорска»). В Пятигорске Лермонтов не только талантливейший поэт, он обладал большими способностями к живописи. В Пятигорске он написал повесть «Княжна Мери» и роман «Герой нашего времени». В Пятигорске до нашего времени сохранились здания, в которые в те, далёкие годы заходил Лермонтов.
Задание 2.По климатическим картам определите, в каких климатических поясах расположена Российская часть Кавказа? (Школьник отвечают)
Задание 3. Какие крупные реки протекают по территории Северного Кавказа? Каков характер их течения? (школьники называют)
Учитель литературы. А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов писали о реках Кавказа:
Меж горных рек несётся Терек,
Волнами точит дикий берег,
Клокочет вкруг огромных скал. (А.С.Пушкиг)
Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слёзы брызгами летят. (М.Ю.Лермонтов)
Задание 4. Определите по тексту учебника и картам атласа, какие народы проживают на территории Северного Кавказа; Заполните таблицу. Сформулируйте вывод.
Языковая семья | Группа | Народы |
|
|
|
На территории Северного Кавказа проживают, кроме русского населения, адыгейцы, черкесы, кабардинцы, калмыки, ногайцы, карачаевцы, балкарцы, осетины, ингуши, чеченцы и другие. В настоящее время имеют место межнациональные территориальные конфликты, возникающие на политической почве.
Учитель литературы. Обычаи и традиции народов Северного Кавказа формировались под влиянием исторических причин, природных условий, религии ислам. ( школьники делают сообщение о народных художественных промыслах: изготовление холодного оружия, ювелирные украшения, гравировка, табасаранские ковры).
3. Закрепление
- Назовите республики входящие в состав Северного Кавказа и их столицы.
- Почему Северный Кавказ самый неспокойный район?
- Назовите поэтов и писателей, которые писали о Кавказе?
Подведение итогов. Сохранение политической стабильности, мирное разрешение всех этнополитических противоречий между народами Северного Кавказа. Тысячи людей прошли через Кавказ, все они были для Кавказа прохожими: одни являлись друзьями, другие недругами, третьи – гостями, а приёмных сыновей у него было мало. К числу немногих … принадлежат два великих русских поэта А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов. Они любили Кавказ, а Кавказ - их, и они стали навеки великими сынами Кавказа.
Домашнее задание.
Прочитать в учебнике п.37, составить кроссворд, подготовить 3 вопроса по данной теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока истории в 11 классе с региональным компонентом на тему "Битва за Кавказ"
gry online marketing webК данному уроку можно использовать презентацию или фильм "Битва за Кавказ"...
Открытый урок в 8 классе " Северный Кавказ"
Интегрированный урок географии с литературой ....
Открытый урок по черкесской литературе в 6 классе "Стихотворение Хакунова Исуфа "Кавказ""
Данный урок посвящен жизни и творчеству черкесского писателя-поэта Хакунова Исуфа. Эта тема была раскрыта с использованием проектно-исследовательской работы учащихся. Также учащиеся были глубже озна...
Открытый урок по русской литературе в 7 классе на тему "Лермонтов и Кавказ"
Такие уроки способствуют воспитанию нравственных ориентиров учащихся, развитию творческого мышления, образного воображения, умению выразительно читать, любви к историческому прошлому своей Родин...
Открытый урок по литературе в 8 классе на тему: Счастливая семья. (По рассказам А.П.Чехова «О любви», И.А.Бунина «Кавказ», А.И.Куприна «Куст сирени»).
материал предназначен педагогам...
Открытый урок по теме: "Хозяйство Северного Кавказа"
Аннотация урока географиипо теме: «Северный Кавказ: кузница, житница и здравница России ? ! ...»(9 класс, программа Е.М. Домогацкого, Н.И. Алексеевского, раздел «Природно-хозяйственная характеристика ...
План-конспект открытого урока на тему:" Северный Кавказ"
Природные условия и ресурсы.Кавказ – грандиозное, молодое горное сооружение альпийской складчатости. От Восточно – Европейской (Русской) равнины он отделён Кумо - Манычской впадиной, на месте которой ...