Разработка внеурочного мероприятия «Почва под ногами»
методическая разработка по географии
Мероприятие разделено 3 этапа:
1. Экскурсия в почвенный музей Воронежского государственного аграрного университета.
2. Полевая работа в близи аграрного университета.
3. Лабораторная работа в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochva_pod_nogami.docx | 817.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка внеурочного мероприятия «Почва под ногами»
В рамках выездного мероприятия в МБОУ Лицей МОК № 2 для у учеников 8 класса запланировано внеурочное мероприятие. Мероприятие разделено 3 этапа:
1. Экскурсия в почвенный музей Воронежского государственного аграрного университета.
2. Полевая работа в близи аграрного университета.
3. Лабораторная работа в школе.
Экскурсия в почвенный музей Воронежского государственного аграрного университета. По предварительной договорённости с университетом ребята посетят музей. В почвенном музее представлены сгруппированные по почвенно-климатическим зонам образцы почвенных монолитов России и Узбекистана. Посетив этот музей, школьник наглядно увидит сходства и различия разных монолитов, происхождение с формирование почвы, на территории Российской Федерации [28].
Рисунок 35 – Коллекция почвенных монолитов [47].
Полевая работа вблизи аграрного университета. В рамках практических заданий по изучению почвы была выбрана полевая работа в близи Воронежского государственного аграрного университета.
Рисунок 36 – Аэрокосмический снимок района Воронежского агроуниверситета (Система Яндекс.Карты [65]).
На территории учебного поля ВГАУ по разрешению администрации университета ученики смогут заложить и изучить почвенные горизонты и сделать описание почвенного разреза в виде таблицы. Самый маленький и верхний горизонт – это трава с опавшими листьями (А0) (на распаханных участках отсутствует, здесь имеется горизонт Апах). Первый и самый важный горизонт только в нем накапливается гумус – это гумусовый горизонт (А1). Следующим горизонтом идет горизонт вымывания (А2) или подзолисты горизонт. Этот слой имеет своеобразную окраску сероватой золы. Проникая в этот горизонт, вода растворяет микроэлементы и проносит их в более глубокие горизонты почвы. Вымывая полезные вещества из горизонта, вода попадает в следующий слой – горизонт вмывания (В). Этот горизонт богат питательными веществами что делает его плодородным, но не на столько как гумусовый горизонт. Последний горизонт представлен материнской породой (С). Она входит в состав почвенного профиля потому что она служит основой для формирования почвы, но почвой не является.
Рисунок 37 – Почвенные горизонты [12].
Для описание почвенных горизонтов необходима указать где был заложен почвенный разрез и какого размера.
Таблица 3 – Описание почвенных горизонтов.
Название горизонта | Длинна горизонта в разрезе | Структура почвы в горизонте | Цвет почвы |
А0 – | |||
А1 – | |||
В – | |||
С – |
Также на полевой практике школьники осуществляют отбор почвы из каждого горизонтадля лабораторных исследований.
На лабораторном занятии школьники выполнят ряд опытов с почвой на определение кислотности, наличию в каждом горизонте минеральных веществ, определение состава почвы и степени загрязненности (в зависимости от наличия необходимого оборудования и реактивов в кабинете химии).
Определение кислотности почвы.
Оборудование: уксус 9%, 100 гр. чернозема, тарелка.
Ход выполнения: распределить землю на тарелке толщеной в 1 см с углублением по середине; налить не большое количество уксуса в углубление.
Рисунок 38 – Определение кислотности почвы (фото автора).
На рисунке 21 слева показано распределение чернозема по поверхности. Справа в почву налит уксус. Появление пены показывает, что почва слабо кислая больше щелочная так как кислота взаимодействует только со щелочью. Отсутствие пены указывает на кислую почву, так как кислота с кислотой не взаимодействует.
Определение минеральных веществ в почве горизонта.
Оборудование: стакан воды, мерная ложка, кусочек стекла прямоугольного размера, горящая лучинка, почв (для каждого горизонта).
Ход работы: в стакан воды добавьте меной ложечкой не большой количество почвы и растворите ее. Затем добавьте немного полученной жидкости на стекло и поднесите стекло над горящей лучинкой.
Рисунок 39 – Минеральные вещества в почве (фото автора).
После испарения растворенной в воде почвы, на стекле остались белые разводы. Это свидетельствует о наличии соли (не испаряется вместе с водой) и минеральных веществ в почве гумусового горизонта.
Определение состава почвы.
Оборудование: прозрачный стакан или банка, вода, почва.
Ход работы: насыпьте в стакан почву, залейте водой и размешайте, оставить в спокойном состоянии на 10-15 минут.
Рисунок 40 – Состав почвы (фото автора).
На рисунке видно четкий состав почвы. На дно опустился чернозем с малым количеством песка, следующий тонкий еле заметный слой глины. Следующий нерастворимый слой пыли и на поверхность поднялся естественный мусор: остатки не перегнивших листьев мелкие корешки травы.
Таким образом, развитием научно-познавательной активности школьников можно активно заниматься, как на уроках географии, так и в рамках внеурочных мероприятий. Творческие задания, наблюдения, лабораторные работы можно использовать, комбинируя необходимым образом в рамках практически любой темы курса Географии России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка внеурочного мероприятия: математической игры "Что? Где? Когда?" для учащихся 7 - 8 классов.
Игра, предложенная Вашему вниманию, проводилась в рамках недели математики для учащихся 7 и 8 классов. Формат игры взят по образу телевизионной игры «Что? Где? Когда?», только заданиями становятся воп...
Разработка внеурочного мероприятия "Губительная сигарета"
Пособие выполнено в технологии развития критического мышления....
Методическая разработка внеурочного мероприятия по дисциплине «Русский язык и культура речи» "Школа правильного поведения"
1. Методическая разработка показывает методику проведения внеурочного мероприятия в форме устного журнала.2. В методической разработке предс...
Разработка внеурочного мероприятия "Ко дню автомобилиста"
Внеурочное мероприятие, посвященное "Дню автомобилиста" для студентов групп НПОМожно использовать для учащихся 10 - 11 классаПлан: Журнал - презентация «История создания автомобилей»Конкурс...
Методическая разработка внеурочного мероприятия военно-патриотической направленности
Данная методическая разработка внеурочного мероприятия основана на исторических событиях прошлого посёлка Краснозерское Новосибирской области. Она явилась результатом проектного исследования по ...
Методическая разработка внеурочного мероприятия "Математика в экономике"
В методической разработке показана взаимосвязь между дисциплинами "Математика" и "Экономика"...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ “The Fifth Element (The Tula Kremlin)” Учебно-игровое мероприятие для обучающихся 11-х классов
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ“The Fifth Element (The Tula Kremlin)”Учебно-игровое мероприятие для обучающихся 11-х классов...