Проектная работа на уроках географии
учебно-методический материал по географии (7 класс)

 Раушания Хисамовна Крымгужина

За долгие годы своего существования педагогическая наука накопила огромный арсенал научных средств и методов познания окружающей действительности. Перед современным учителем стоит непростая задача выбрать то, что доступно и необходимо детям для развития их познавательной деятельности.

В настоящее время проектный метод, как никакой другой, соответствует требованиям, предъявляемым к процессу обучения детей. Именно проектная методика позволяет организовать обучение путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, способствует развитию творческого мышления и познавательной активности школьников.

Проектная деятельность, применяемая на уроках географии, учит школьников самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, формирует умения прогнозировать результаты, развивает умения устанавливать причинно-следственные связи. Кроме того, метод проектов — это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию — умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Проектная деятельность способствует формированию учащегося нового типа, владеющего способами целенаправленной интеллектуальной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_rabota_na_urokah_geografii.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

    Я,  Крымгужина Раушания Хисамовна, преподавательской деятельностью занимаюсь на протяжении 35 лет, имею первую квалификационную категорию, специализируюсь как преподаватель географии, биологии  и экологии.

     Хотела бы представить вашему вниманию свой педагогический опыт «Организация  научно-исследовательской работы обучающихся». При этом я поставила перед собой цель:  раскрытие и развитие творческого потенциала обучающихся  в процессе научно-исследовательской деятельности. Чтоб достичь этой цели необходимо решить такие задачи: сформировать у обучающихся навыки познавательной, творческой, экспериментально-исследовательской деятельности.

         В школе  работаю  над проблемой «Повышение творческого мышления и познавательной активности », чтобы за короткий промежуток времени увлечь, заинтересовать обучающихся своим предметом, одним из направлений которого стала организация научно-исследовательской деятельности. Почему именно это направление?

      Основным способом подачи учебного материала было и остается информирование.  Учитель с помощью разных способов доносит до учеников приобретённые  им самим знания, а ученики заучивают их. Такой способ может когда то был идеален, но сегодня, когда наука развивается очень быстро, знания, приобретённые таким способом, являются малоценными, так как они быстро теряют свою актуальность. Поэтому я стараюсь не заставлять учеников запоминать какие либо данные, а потом рассказать их, а научить их учиться, чтобы в течение всей жизни они обновляли собственный запас знаний, т.е вести научные исследования. А те предметы, которые я преподаю, настолько прямо переплетены со всеми сторонами жизни, что можно найти тему для работы каждому обучающемуся, т.е. открывают безграничный простор для молодых исследователей.

     Таким образом, и я, и студенты убедились, что НИРС дает реальные результаты.

   С этого времени я начала активно применять в своей работе организацию НИРС. При этом основными направлениями моего педагогического опыта считаю:  включение в НИ деятельность способных студентов колледжа в соответствии с их научными интересами, обучение студентов работе с научной литературой, оказание помощи и т.д.

    Как я организовываю ? Работа проводится в 2 этапа: первый этап включат в себя формирование группы, которая должна получить навыки написания научно-исследовательской работы, второй- работаем непосредственно над определенной темой. Работу начинаю после адаптационного периода, по календарю это приходится на первую половину октября.

   Через  опрос или анкетирование выявляю  школьников, которые занимались или желают заниматься НИР, а также какие темы и вопросы, касающиеся моего предмета, их интересуют. В дальнейшем идет конкретизации области исследования и формулировки темы, исходя из темы, выдвигаем гипотезы и составляем план работы.

     Очень часто у школьников наблюдается недостаток информации по исследуемой теме, как мы решаем эту проблему?

     Обращаемся к источникам, которые находятся в библиотеках, хранятся в архивах. Вообще нужно сказать, что НИ деятельность школьников-это процесс совместной работы ученика и преподавателя, когда они идут рука об руку и здесь очень важна роль преподавателя, который учит аналитическому мышлению и основным этапам исследовательской деятельности. При этом в начале приходится учить работать с этими источниками, и отбирать только ту информацию, которая нам нужна.

    Очень часто приходится обращаться к Интернет-ресурсам.

     В дальнейшем при сборе необходимой информации начинается процесс обработки данных. Заключительным этапом является оформление работ и публичная защита исследовательской работы.

   Иногда приходиться учить азам публичного выступления. Как я это делаю?

  1. Составляем  вместе со школьниками  в реферативной форме текст выступления
  2. Он выступает перед преподавателем, дорабатываются недостатки, исправляются ошибки.
  3. С окончательным вариантом он выступает перед группой, используя наглядный материал или презентацию.

    Очень интересные исследовательские работы проводят школьники с аквариумными рыбками, улитками, декоративными крысами, изучают цветение воды, разновидности вегетативного размножения комнатных растений и т.д.  

    Темы  в основном предлагают сами ученики, исходя из интересующих их вопросов или проблемных ситуаций.

    Как и при  любой работе, мы от своей деятельности ожидаем результаты. Положительными результатами стало то, что с выполненными научно-исследовательским работами мы участвовали  в разных конференциях и выходим победителями.

Хочется отметить, что у тех детей, которые начинают заниматься исследовательской работой наблюдается  повышение качества образования.

  При организации и выполнении НИР, я думаю, выигрывает и ученик и преподаватель.

     Что дает применение НИР для  учителя?

1.Возможность заинтересовать ученика своим предметом, повышается интеллектуальный уровень ученика.

2.Накапливается наглядный материал созданный учеником, информация, данные, которые в дальнейшем могут применяться на занятиях.

3.Преподавателю и самому приходиться повышать свой уровень, ведь для того, чтобы заинтересовать и увлечь ученика, он должен знать больше.

                      Что это дает ученику?

1.Изучает актуальные темы и вопросы, на которые он самостоятельно находит ответы и делится результатами с товарищами.

2.Учится работать с научной литературой, оформлять работы, публично выступать с защитой.

3.Развиваются такие черты характера, как ответственность, работоспособность, целеустремленность, которые в дальнейшем очень пригодятся

  1. Расширяется кругозор ученика
  2. Учится использовать и работать с информационными технологиями намного раньше, чем его одноклассники.  

Планы на будущее

1.Провести мониторинг качества и успеваемости учеников, которые занимаются или не занимаются научно- исследовательской деятельностью, для сравнения какой это дает эффект.

2.Публикацию работ учеников на российском уровне, на Фестивале педагогических идей в рубрике «НИР»

    Считаю, что в стенах школы нужно создать научное общество школьников для более организованной работы над исследовательской деятельностью с вовлечением преподавателей разных предметов.

   

     Ученика надо научить добывать знания самостоятельно, научить делать умозаключения, саморазвиваться , чтобы они, наши выпускники, не затерялись в динамично развивающемся обществе.  

     Каждый человек должен к своей работе относиться творчески. Свое выступление хочу закончить словами знаменитого немецкого психоаналитика Э. Фромма «Творчество-это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленных на открытие нового и склонность к глубокому осознанию своего опыта». Ведь недаром преподавателя сравнивают с садовником, который сажают семя, и от него многое зависит,- каким вырастет растение -слабым или сильным, и вообще вырастит ли. Также от нас зависит, какого ученика мы выпустим.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

Педагогический проект "Проектная деятельность на уроках географии и во внеклассной работе"

В данной работе представлены эффективные пути реализации проектного метода в образовательный и воспитательный процесс в курсе географии средней школы в урочной и  внеурочной деятельности.Определе...

Организация экскурсионной деятельности учащихся как одна из форм проектно-исследовательской работы на уроках географии.

Организация экскурсионной деятельности учащихся как одна из форм проектно-исследовательской работы на уроках географии....

Организация экскурсионной деятельности учащихся как одна из форм проектно-исследовательской работы на уроках географии.

Организация экскурсионной деятельности учащихся как одна из форм проектно-исследовательской работы на уроках географии....

Проектная работа на уроках географии

Данное выступление было представлено на методическом объединении учителей географии. В данной статье представлены также темы проектов для обучающихся 5-7 классов по географии....

Дипломная работа на тему:"Проектная деятельность на уроках географии"

Диплоная работа " Проектная деятельность на уроках географии" отражает все пункты для использования этой технологии в учебном процессе и внеурочной деятельности....