Педагогический проект "Проектная деятельность на уроках географии и во внеклассной работе"
проект по географии на тему
В данной работе представлены эффективные пути реализации проектного метода в образовательный и воспитательный процесс в курсе географии средней школы в урочной и внеурочной деятельности.
Определено место методов и приемов изучения вопросов проектной деятельности, а также основных функций педагогических подходов и технологий в географическом образовании.
Обобщен и представлен опыт педагога по технологии учебного проектирования, который помогает преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного», позволяющего продуктивно усваивать знания, научиться их анализировать, сделать их более практико-ориентированными.
Материалы проекта могут быть использованы учителями географии, биологии, руководителями методических объединений учителей-предметников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_na_urokakh_geografii_i_vo_vneklassnoy_rabote.docx | 106.63 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Корликовская общеобразовательная средняя школа»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ»
Выполнила: Федюнина Елена Андреевна
учитель географии
МБОУ «Корликовская ОСШ»
с. Корлики
2014
I. СОДЕРЖАНИЕ
I. | Содержание | 2 |
II. | Аннотация | 3 |
III. | Актуальность | 4 |
IV. | Цели и задачи проекта | 6 |
V. | Содержание проекта | 7 |
VI. | Ресурсы | 20 |
VII. | Партнёры | 21 |
VIII. | Целевая аудитория | 21 |
IX. | Реализация проекта | 21 |
X. | Ожидаемые результаты | 22 |
XI. | Перспективы развития | 23 |
XII. | Литература, Интернет - ресурсы | 25 |
XIII. | Приложение | 26 - 32 |
1
II. Аннотация
В данной работе представлены эффективные пути реализации проектного метода в образовательный и воспитательный процесс в курсе географии средней школы в урочной и внеурочной деятельности.
Определено место методов и приемов изучения вопросов проектной деятельности, а также основных функций педагогических подходов и технологий в географическом образовании.
Обобщен и представлен опыт педагога по технологии учебного проектирования, который помогает преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного», позволяющего продуктивно усваивать знания, научиться их анализировать, сделать их более практико-ориентированными.
Материалы проекта могут быть использованы учителями географии, биологии, руководителями методических объединений учителей-предметников.
2
III. Актуальность
В целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества образования в “Концепции модернизации российского образования” говорится о необходимости использования деятельностного подхода в обучении. География это один из немногих школьных предметов, где ученик способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации.
Целью современного образования является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у школьника активной, творческой жизненной позиции.
Актуальность овладения основами проектирования обусловлена несколькими причинами:
- владение логикой и технологией проектной деятельности позволяет обучающимся эффективно осуществлять аналитические, организационные функции в социально-культурной сфере;
- проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность обучающихся.
Особое место в ряду педагогических технологий занимают технологии проектного обучения. Возникшее на рубеже XIX-XX вв. проектное обучение успешно зарекомендовало себя в образовательной практике, как за рубежом, так и в нашей стране. Субъекты образовательной деятельности в современных условиях ожидают, что в процессе обучения в общеобразовательной школе у учащихся будут сформированы умения самостоятельно: добывать знания, проектировать и прогнозировать свою учебную деятельность, доводить поставленные задачи до логического конца, принимать альтернативные решения.
3
Перед нашим обществом сегодня как никогда остро стоит задача сохранения высокого научного и образовательного уровня. Для того чтобы дать человеку возможность развить заложенный в нем дар, нужны усилия и всего общества в целом и тех, кому доверено быть учителями, работниками просвещения.
Традиционный способ обучения с каждым годом становится все более несостоятельным, неспособным решить стоящие перед школой задачи. Возникает необходимость поиска новых методов, технологий обучения, которые бы позволили подготовить обучающихся на более высоком уровне, сделать конкурентоспособными не только в нашей стране, но и за рубежом. Одним из таких методов является проектный метод обучения.
Основным направлениям развития образования сегодня соответствует проектная деятельность, а один из параметров нового качества образования - способность проектировать. Но, несмотря на обширную известность, наличия в педагогике достаточного числа работ, метод проектов слабо освещен в методической литературе применительно к изучению предметов, в том числе и к географии. Метод проектов сегодня в основном применяется во внеурочной деятельности, воспитательной работе. Однако требования Федерального компонента ставят перед учителями задачу реализации проекта в урочной деятельности учащихся. Необходимость дополнения, корректировки учебно-методического обеспечения определяет актуальность темы методической разработки "Использование проектной деятельности на уроках географии".
В проектной работе целью обучения становится, прежде всего, развитие у школьников учебно-познавательной активности, направленной на освоение нового опыта. Работая над проектом, школьники учатся проводить исследования, вынуждены систематически и четко излагать свои мысли, ориентироваться в большом числе текстовой, графической и цифровой информации, анализировать результаты и представлять новые
4
идеи. Особое внимание в методике проектирования уделяется организации
взаимодействия учащихся при проведении исследовательской деятельности.
Внедрение проектной деятельности учащихся на уроках географии организованно с ориентацией на личность каждого ребенка. Уроки проводятся в системе развивающего обучения школьников. Комплексно использую современные педагогические технологии, приоритет отдаю самостоятельной познавательной деятельности учащихся - проектной деятельности. Школьники воспринимают уроки географии с удивлением, восторгом, ожиданием нового. Наблюдается повышенный интерес к занятиям с применением ИКТ в проектной деятельности. Внедряя в педагогическую практику технологию проектной деятельности, обращаю внимание на всестороннее развитие личности ученика и преследую цели:
• выявление талантливых детей;
• активизация учебного процесса;
• формирование у учащихся интереса к научной работе;
• формирование навыков публичного выступления;
• профессиональной ориентации учащихся старших классов;
• повышение уровня научной и методической работы.
Гипотеза: использование проектного метода на уроках и во внеурочной деятельности по географии позволит повысить качество знаний обучающихся.
IV. Цели и задачи проекта
Цель: внедрение проектной деятельности в образовательный и воспитательный процесс.
Задачи:
- Организовать самостоятельную деятельность учащихся, направленную на решение задач учебного проекта.
5
- Разработать методические рекомендации по использованию
проектной деятельности при изучении географии.
- Воспитать интерес к осуществлению проектной деятельности, дать возможность учащимся увидеть практическое применение полученных знаний в жизни.
- Повысить учебную мотивацию и результативность в изучении географии.
V. Основное содержание проекта
Объект исследования: педагогическая практика по использованию проектной деятельности в условиях общеобразовательной школы.
Предмет исследования: проектная деятельность на уроках географии и внеклассных занятиях.
Методологическую основу опыта составляют культурологический, социологический, системный, деятельностный подходы, позволяющие рассматривать проектную деятельность как важную составляющую общечеловеческой культуры, как совокупность взаимосвязанных элементов деятельности по преобразованию окружающего социума на основе объективных ценностей.
Внедрение технологии проектной деятельности в образовательный процесс базируется на принципах:
- добровольности;
- учета возрастных психологических и творческих возможностей детей;
- учета региональных особенностей;
- интеграции учебной и внеклассной деятельности;
- системности.
Теоретическую основу опыта составили теории развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, исследования о сотрудничестве в обучении (Г.А. Цукерман). В своей работе опираюсь на
6
методические разработки доктора педагогических наук Игнатьевой Г.А.
Переход к новой образовательной проектно-преобразующей парадигме актуализирует вопросы, связанные с совершенствованием профессиональной подготовки педагога и определением условий и механизмов развития учителя как субъекта собственной деятельности в профессиогенезе (Игнатьева Г.А.).
Метод проектов возник в 20-е годы прошлого века в США. Его называли методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком.
Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Поэтому чрезвычайно важно было показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодится им в жизни. Вот тут-то и требуется проблема из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые, которые ещё предстоит приобрести. Учитель может подсказать новые источники информации или просто направить мысль учеников в нужную сторону для самостоятельного поиска. В результате ученики должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Решение проблемы принимает контуры проектной деятельности. Со временем метод проектов претерпел некоторые изменения.
Суть остается прежней - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предлагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний.
7
Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
При советской власти эти идеи довольно широко внедрялись, но недостаточно продумано и последовательно. Этот метод давал возможность ученикам овладеть системой знаний в области конкретных учебных курсов, поэтому он был изъят из школы, снизилось внимание к основной философской идее образования - направленность его на ребенка и его развитие. Вместе с тем этот метод успешно развивался в США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии.
Тезис понимания метода проектов: “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить”
Учебный проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутого результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Данного мнения придерживается автор книги "Метод учебного проекта в образовательном учреждении" Н. Ю. Пахомова].
8
Этапы работы над учебным проектом:
Учебный проект | ||
Проблема проекта | Почему? | Актуальность проблемы |
Цель проекта | Зачем? | Целеполагание |
Задачи проекта | Что? | Постановка задач |
Методы и способы | Как? | Планирование |
Результат | Что получится? | Ожидаемый результат |
Таким образом, учебный проект с точки зрения учителя - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Конечно, педагогическим результатом проектной деятельности является, прежде всего, сама деятельность. И с точки зрения детей тоже. Они что-то делали, у них родилось множество идей и замыслов, они столкнулись с необычными проблемами, преодолели их, узнали много нового, использовали свои знания. Об этом очень важно рассказать во время презентации. А продукт - это одно из воплощений замысла.
Проектная деятельность обучающихся на уроках географии.
Применяя исследовательский метод обучения, развиваю навыки исследовательской деятельности и формирую положительную мотивацию к географии.
Свои уроки строю так, чтобы у каждого ученика раскрылся его творческий потенциал. В основе уроков лежит деятельностный способ обучения, т.е. личностное включение школьника в процесс. Его использую при изучении таких фундаментальных тем как “Оболочки Земли”,
9
“Глобальные проблемы человечества”, “Народы и страны”. В любой науке, при исследовании какого-либо предположения, необходимы различные методы.
К поисковым методам я отношу: учебный диалог, решение проблемных или исследовательских задач.
Учебный диалог представляет собой систему вопросов поисковой направленности.
Примерная схема диалога на моих уроках выглядит следующим образом:
- Создание проблемной ситуации, формулирование проблемной задачи.
- Система вопросов и заданий, выполнение которых обеспечивает решение поставленной задачи.
- Вывод, подводящий результат беседы. Он может сопровождаться формулированием правил логики исследования.
На количество вопросов, которые задаю в диалоге, влияет сложность задачи и подготовленность класса, уровень развития учащихся.
Предлагаемые мной вопросы имеют разную трудность. Анализ ситуации обычно начинаю с прошлых событий. При определении причины иногда напоминаю, что современное состояние любого объекта на планете зависит от двух основных факторов: истории развития и современных условий. Выяснить их - правило любого исследования. Поэтому, решая исследовательскую задачу, устанавливаем, что влияло на объект на прошлых этапах его развития, а затем переходить к анализу современных причин.
10
Решение исследовательской задачи, как и проблемной, проходит те же стадии:
- Анализ ситуации и постановка проблемы (Что известно, что неизвестно и что нужно узнать).
- Попытка решения проблемы известным способом или поиск нового способа решения путем выдвижения гипотезы или нахождение нового способа решения путем догадки.
- Проверка правильности найденного объяснения (чаще всего-поиск аналогии).
В учебном исследовании, как и в научном, велика роль гипотезы. Выдвижению гипотез учу с помощью познавательных вопросов, обучая их постановке. Объясняю, что такое познавательный вопрос и зачем он необходим. Опыт показывает, что простого требования ставить вопросы по карте или тексту учебника недостаточно. Оно стимулирует лишь выяснение фактического материала, иногда особенностей изучаемого. Нужны вопросы “Почему…”, “Чем объяснить…”, свидетельствующие о понимании самого главного в теме.
Данные методы научного исследования очень эффективны, в дальнейшем позволяют учащимся выходить с работами на более высокий муниципальный и региональный уровень.
Считаю, что идея усиления исследовательского, поискового характера обучения соответствует не только сущности многих современных образовательных технологий, основанных на организации активной познавательной деятельности учащихся, но и идее о модели учебного процесса как системы решения познавательных обучающих задач. На их основе строю изучение темы урока по логическим частям. Развертывание учебного процесса в этом случае идет от решений одной
11
образовательной задачи к следующей, составляющей с ней содержательное единство. В основе такой организации учебного процесса лежит система упражнений по освоению приемов исследовательской деятельности. Для этого реализую на уроках идеи проблемного обучения, личностно-ориентированного образования, индивидуализации обучения. Все эти идеи помогают осуществить учебно-исследовательскую деятельность школьников.
Развитие навыков исследовательской деятельности осуществляю через технологию проблемного обучения. Характерным признаком данной технологии является самостоятельная познавательная деятельность учащихся. Результатом является то, что у каждого ученика развивается стремление к самостоятельному поиску, формируется умение обращаться с картами, приборами и другим оборудованием при выполнении практических работ.
Конечно, стержнем проблемного обучения является индивидуальный подход. Создавая психолого-педагогические условия для развития каждого ребенка, формирую у него самостоятельность, творчество, исследовательские навыки, толерантность.
Развитию навыков исследовательской деятельности способствуют нетрадиционные формы занятий: уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-зачеты, уроки-практикумы.
Проектная деятельность обучающихся во внеурочное время.
Осуществляю проектную деятельность во внеурочное время на занятиях элективных курсов: «Рекреационная география» для учащихся 10 – 11 классов, «Проектная деятельность» для учащихся 7 классов. Использую метод проектов на творческом объединении дополнительного образования по экологии «Лесовичок» для учащихся 5 – 6 классов. Особый
12
интерес вызывают проекты, связанные с изучением экономических,
экологических и демографических ситуаций в нашем посёлке, районе, например: «Анализ экологической ситуации в селе Корлики», «Проблема ТБО в селе Корлики», «Анализ демографической ситуации в нашем селе», «Экология реки Корлики», «Сохраним свой лес» (Приложение № 2) и др. Всё это закладывает основы критического мышления, способствует усвоению социального опыта, формированию личностных оценок происходящему.
Необходимо направить ребёнка делать не только оценочные суждения, но и заниматься поиском нового решения проблемы. Отсюда, идея проводить опрос школьников по определенной теме. В результате получаются очень интересные работы. По ходу работы подводятся промежуточные итоги.
Немаловажное значение имеют внутренние результаты – личностный рост школьников: научившись планировать и организовывать свою деятельность, они самостоятельно принимают решения, оценивают сильные и слабые стороны работы. Ученики в процессе исследования ощущают потребность в помощи товарищей: учатся привлекать к решению различных задач детей и взрослых.
Создание в школе условий для проектной работы способствует активному вовлечению детей в творческий поиск, увеличивает объём знаний, добытых самостоятельно; возрастает интерес среди обучающихся, которые недостаточно активно проявляют себя в привычной для них урочной системе. Проектная работа становится средством индивидуализации образовательного процесса.
Основной формой презентации результатов проектной деятельности школьников стала научно-практическая конференция, проводимая в
13
школе. Интерес к данному виду деятельности поддерживается также с помощью проведения внутришкольных мероприятий, участия в конкурсах на различных уровнях.
Для оценивания результативности проектов были разработаны критерии. В их число вошли:
- степень новизны проблемы;
- осмысленность постановки цели и задач исследования;
- характер источниковой базы и глубина работы с источниками;
- свободное владение информацией;
- способность заинтересовать проблемой аудиторию и т. п.
Данные критерии позволяют увидеть, какие знания приобретены школьником в ходе работы; выявить специфику ведения проектной деятельности; оценить приобретенные навыки создания “продукта” проведения его презентации.
Успешному выступлению способствует система работы по формированию навыков проектной деятельности. Если видна заинтересованность ученика в изучении предмета, то формулируется конкретная проблема, над решением которой нужно работать дальше.
Определив группу учеников, которые могут участвовать в предметных олимпиадах, конкурсах и конференциях, ставлю перед собой цель: обеспечить условия для развития творческих способностей и познавательного запроса своих учеников.
Постигая методику экологического и географического исследования, ученики выясняют содержание таких понятий как: источник, материал, последовательность, причина-следствие, часть-целое, композиция, логика, аргументация, вывод.
14
Получив первоначальные навыки исследовательской и научной работы, ученики закрепляют их написанием рефератов, проведением социологических мини-исследований, мини-проектов (Приложение № 1).
Создание методических рекомендаций по использованию
проектной деятельности при изучении географии.
Практика показывает, что проектную деятельность легче организовать в условиях дополнительного образования и во внеурочное время. Утверждение, что проектной деятельностью можно заниматься только с одаренными детьми, на мой взгляд, неверное. Для одаренных обучающихся работа в проектах наполняет их досуг занятием по интересу, позволяет развивать себя и свои возможности, организовать свое самообразование, удовлетворять потребность в получении большего, чем дает школа. Даже со слабыми учащимися работа над проектами может дать свои положительные результаты, в случае если учитель сумеет заинтересовать ученика темой проекта, если ученики осмыслили все этапы работы над проектом.
В процессе работы над проектом присваиваются не только способы деятельности, но и новые знания, полученные в ходе самостоятельного добывания и освоения информации. При формировании проектной деятельности учителю, безусловно, необходимо особое мастерство. Можно начать с самого простого, например, учитель объявляет на уроке цель урока, а ученики, находясь в пассивной позиции, не замечают, что учитель демонстрирует формулирование цели. Но если поставить ученика в активную позицию, начать с аргументации объяснить причину рассмотрения этого явления, то сформулированная затем цель учебного занятия как следствие из сказанного дает смысловой акцент на целеполагание.
15
Если учитель не будет торопиться формулировать цель сам, а
попросит сделать это детей вместе с ним, тем самым переведет детей в активную позицию, начнется формирование универсального умения целополагания. Шаг за шагом в подобные ситуации позволят ученикам все более уверенно включиться целополагание по различным поводам: формулировать цель своей работы по ожидаемым результатам, формулировать цель решение проблемы и т.д. Проектное обучение может внедряться в уже существующую предметную классно-урочную систему организации учебно-воспитательного процесса. Таким образом, проектное обучение должно быть построено на принципах сосуществования и взаимодополнения по отношению к предметной знаньевой системе. Оно не вступает в конфликт ни с системами развивающего обучения, ни с личностно-ориентированным обучением, или какой либо другой системой, предусматривающей формулирование универсальных умений (компетентностей) в рамках компетентностной парадигмы не противоречит, напротив, вооружает учащихся, помогает решать проблему выбора профиля и профориентации. Организация проектной деятельности обучающегося в ОУ требует грамотно научно-обоснованного подхода и решения комплексных задач: организационно - управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических.
При организации проектной деятельности учителям географии, необходимо иметь в виду, что:
- содержание проекта дополняет, углубляет основной курс географии;
- оно должно одновременно учитывать различные начала естествознания: географическое, экологическое, биологическое, что позволит решить проблему межпредметного взаимодействия;
- содержание обучения должно быть ориентировано на формирование новой деятельности образованной выявленными существенными отношениями элементов материала.
16
В результате работы над проектом учитель географии перестает быть предметником, становится разносторонним консультантом. Проект всегда имеет сложный, вариативный, комплексный характер, он учит школьника мобилизовать, обобщать интегрировать свои знания и умения, и втягивать в проект значительно больший объем знаний, чем те, что дает школа.
Кроме этого в ходе проектной деятельности возникает новая – образовательная ситуация, которая значительно шире той обычной учебной, которая выстраивается учителем в ходе урока.
Методика организации работы над проектом предусматривает следующие этапы:
1.Подготовка – основное содержание работы на этой стадии – определение темы и цели проекта. Учитель знакомит школьников со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся, помогает им в постановке целей.
2.Планирование:
- определение источников информации определение способов сбора и анализа информации;
- определение способа представления информации;
- определение критерии оценки руководителей.
Учитель предлагает идеи, высказывает предложения, и учащиеся разрабатывают план действий, формулирует задачи, выдвигает гипотезы.
3.Исследование – это стадия сбора информации, решения промежуточных задач. Результаты и выводы.
4.Представление результатов – формы представления результатов разнообразны: презентация, устный отчет, письменный отчет, представление модели.
17
5.Оценка результата и процесса – обучающиеся принимают участие в оценке проекта, они обсуждают его и дают самооценку. Учитель помогает оценивать деятельность школьников.
Выше названные этапы можно объединить в три группы:
- организационно - подготовительный;
- технологический;
- презентативный.
Этап представления итогов включает в себя следующие элементы: подготовку презентации результатов, публичную презентацию проектной работы, анализ работы, проделанной в течение проектного периода, оценку работы каждого участника проекта.
При подготовке презентации проектной работы желательно обратить внимание на следующие моменты:
- презентация должна быть заранее четко спланирована, так как от четкого представления работы зависит её результат;
- презентация готовится в виде своеобразного «спектакля», основная цель которого убедить слушателей;
- при проведении презентации очень важно использование изобразительных средств (плакаты, рисунки, видеофильмы, слайды).
Форма презентации должна быть согласована с целями проекта, с особенностями результатов, возрастом учащихся. При подготовке презентации проекта учитель знакомит школьников с основными правилами ведения дискуссии, делового общения, обращает внимание на необходимость конструктивного отношения к критике своих суждений другими учащимися.
Существующая педагогическая практика дает основание для следующей классификации проектов:
18
по количеству учащихся, участвующих в разработке проекта – индивидуальные или групповые;
- по содержанию – моно предметные и межпредметные;
- краткосрочные (1-2 занятия), среднесрочные (месяц), долгосрочные (от месяца до года);
- по доминирующей деятельности – информационные исследования, проектно-ориентированные и телекоммуникационные проекты.
Приведу примеры некоторых из них: при изучении темы «Погода» в 6 классе предлагаю собрать материал и защитить мини - проект «Признаки погоды в селе Корлики».
В конце изучения темы «Африка» в 7 классе с целью обобщения знаний учащиеся получают задание: используя текст учебника составить “Памятку для туриста, отправляющегося в Африку”. В памятке должно быть не меньше 10 пунктов, в которых нужно отразить интересные и опасные стороны природы Африки, дать рекомендации туристу по налаживанию быта и составлению плана путешествия.
При изучении темы “Южная Америка” 7 класс с целью формирования умения выбирать из текста необходимую информацию на заданную тему учащиеся получают задание: выбрать из текста описания природных рекордов материка и красочно оформить их перечень.
С целью обобщения знаний по теме, отработки понятийного аппарата, закрепления знания географической номенклатуры даю задание: используя текст учебника составить кроссворд на заданную тему.
При изучении темы «Климат» в 8 классе, используя дополнительные источники, необходимо составить описание климата и выбрать способ защиты: с помощью компьютерной презентации, иллюстраций, презентации символического герба, кроссворда, пословиц и загадок. Работа проводится по группам.
19
В 9 классе при изучении темы «Агропромышленный комплекс» одна группа выполняла исследовательский проект по следующему заданию: оценить потребление продуктов в своей семье, сделать вывод о сбалансированности рациона и подготовить проект рационального питания с учетом географических условий, подходов к здоровому, полноценному питанию, медицинских норм, личных и семейных предпочтений. Для этого необходимо решить следующие задачи:
- оценить потребление различных продуктов питания в своей семье за месяц;
- вычислить средний показатель потребления в течение года;
- сделать выводы;
- подобрать дополнительную информацию о здоровом питании;
- составить рацион питания семьи.
Вторая группа занималась социологическим исследованием с целью изучения степени осведомленности людей по проблемам агропромышленного комплекса. Обобщить полученные результаты, построить диаграммы. Подготовить краткое сообщение.
В 10 - 11 классах организуется исследование и защита групповых проектов по характеристике одной из отраслей Мирового хозяйства и итоговый индивидуальный проект по исследованию одного из регионов мира или страны. Чаще всего ребята уже хорошо владеют программой Power Point и результатом работы всех групп в конце года являются электронные справочники «Отрасли Мирового хозяйства» и «Страны мира». В кабинете географии уже собраны материалы мультимедийных продуктов, созданных самими детьми за три года, которые наряду с другими электронными пособиями оказывают помощь при организации и проведении уроков.
20
Организация проектной деятельности способствует созданию в классе особой образовательной атмосферы, дающей детям возможность попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности. Она позволяет: повысить мотивацию изучения данного предмета, реализовать комплексное восприятие географии; принимать самостоятельные решения; поверить в свои силы. А учебно-исследовательская работа учащихся с использованием компьютерной техники позволяет моделировать отдельные элементы деятельности будущего профессионала, способствует выработке и развитию логического мышления, умению ориентироваться в проблемных ситуациях, отделять основное от второстепенного, систематизировать полученные знания.
VI. Ресурсы
Инновационный педагогический проект реализовывается с минимальными затратами. Ресурсным обеспечением педагогического опыта являются:
- персональный компьютер;
- интерактивная доска;
- мультимедийный проектор;
- доступ к сети Интернет;
- медиатека;
- электронные учебники.
Кадровое и учебно-методическое обеспечение:
- учитель с высшим профессиональным образованием любой квалификационной категории;
- подбор методических и дидактических материалов;
- умение работать с программами: Microsoft Office Word, Microsoft Office Power Point, Microsoft Office Publisher, Microsoft Office Excel;
умение работать в сети Интернет и в социальных сетях.
21
VII. Партнёры
Педагогический опыт распространён на разных уровнях: локальном (в рамках школьных методических объединений); муниципальном; региональном (в рамках окружных конкурсов, конференций, семинаров, курсов повышения квалификации и т.д.); федеральном (в сети Интернет).
VIII. Целевая аудитория
Основными субъектами педагогического опыта являются:
- автор проекта, который осуществляет отбор методов и приёмов, направленных на развитие познавательной активности и повышение качества знаний обучающихся; организует проектную деятельность обучающихся; планирует дальнейшее взаимодействие участников проекта.
- обучающиеся, которые выполняют проектную работу;
- родители (законные представители) обучающихся, которые оказывают помощь в проектной работе детям; помогают при разработке проектов, в работе с различными информационными источниками; оказывают материальную (приобретение компьютеров, учебных принадлежностей, электронных носителей и др.) и моральную поддержку во время обучения; осуществляют фото и видео съемку;
- учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, которые наблюдают за реализацией проекта, способствуют распространению опыта.
IX. Реализация проекта
1. Организационно-подготовительный этап - 2010 год. На 1 этапе проводилось изучение и анализ данной проблемы в области педагогики, психологии. Определена цель, сформулирована гипотеза, конкретизированы задачи исследования, обозначены его объект, предмет.
2. Основной этап – 2010/2011 год. В рамках II этапа разрабатывалась программа проекта, проводилось апробирование проекта.
22
Систематизировался апробированный материал к урокам и для внеклассной работы.
3. Заключительный - 2012 год. Третий этап был посвящён систематизации и обобщению результатов работы, производился сравнительный анализ результатов применения проектной деятельности.
X. Ожидаемые результаты
Опыт работы по данной теме показывает, что проектная деятельность обучения дает положительные результаты, это доказывает повышение качества знаний по географии (Приложение № 4), и повышение уровеня развития познавательной активности (Приложение № 5). При диагностировании была использована методика М.И. Рожкова, Ю.С. Тюнникова.
Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о том, что применение проектной деятельности способствовало формированию у учащихся творческой активности, умений описывать географические объекты, способностей применять нововведения в учебный процесс.
О результативности моего педагогического опыта говорят следующие показатели:
- повысились показатели успеваемости и качества знаний обучающихся;
- увеличилось количество участников олимпиад на школьном, муниципальном, региональном, всероссийском уровнях;
- в результате участия в различных олимпиадах, конкурсах обучающиеся научились работать в различных программах Word, Excel, PowerPoint, сети интернет;
- успешное подтверждение знаний учащихся на экзаменах по географии в форме ЕГЭ.
Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов очевидна.
23
В результате подтвердилась наша гипотеза, решены поставленные задачи. С каждым годом увеличивается количество обучающихся, выступающих с рефератами, докладами, сообщениями и презентациями на уроках географии, предметной неделе естественно-математических наук.
Социальная направленность педагогического опыта состоит в том, что приобретённая в школе проектная культура в дальнейшем может быть использована в практической деятельности и повседневной жизни для решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями. Успех в адаптации к социуму позволит сохранить психологическое здоровье подрастающего поколения как залог жизненной успешности и благополучия.
Новизна опыта заключается в комбинации элементов известных методик, а также применение специальных средств (приёмов, форм работы) с целью активизации познавательной творческой деятельности учащихся, формирования положительной мотивации, достижения эффективных результатов по географии.
Практическая значимость заключается в том, что апробированный проект может быть использован не только учителями географии, но и другими учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования.
XI. Перспективы развития и использования педагогического опыта:
Перспектива использования педагогического опыта очевидна, поскольку умения, нарабатываемые учащимися в процессе проектирования, формируют осмысленное исполнение жизненно важных умственных и практических действий, то есть формируются составляющие познавательной, информационной, социальной, коммуникативной, рефлексивной, ценностно - смысловой компетенций. Все эти требования заложены и в Федеральных Государственных Образовательных стандартах, а именно:
24
- увеличение доли проектов исследовательского характера;
- дальнейшее использование возможностей современных информационных технологий для создания проектов;
- руководство старшеклассников, с развитыми проектными умениями, работой над проектами младших школьников;
- проведение семинаров-практикумов по организации проектной деятельности для педагогов школы, обмен опытом работы;
- участие в конкурсах учебных проектов различного уровня;
- разработка элективных курсов, уроков, семинаров предметного и межпредметного содержания.
Оптимальность и результативность опыта состоит в достижении высоких результатов образовательного процесса, что подтверждается итогами государственной аттестации, эффективным участием в конкурсах различной направленности.
25
XII. Литература
- Естественно – научные проекты. 10 – 11 классы (География. Биология. Химия.) / сост. Демидова М.Ю. – М.: Школьная пресса, 2005. – 80-е («Естествознание в школе. Библиотека журнала» Вып. 3).
- Пахомова Н.Ю. Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы. // методист. –2004. -- № 3. – с. 44 – 48
- Ялышева Л.В. Исследовательская деятельность – условие развития творческой личности // Исследовательская работа школьников. – 2003. -- № 5.
- Игнатьева, Г.А. Деятельностное содержание профессионального развития педагога в системе постдипломного образования: монография / Игнатьева Галина Александровна: Нижегород гуманит. центр – Н. Новгород: НГЦ, 2005.-294 с.
- Развивающее образование. Т. 1: Диалог с В.В.Давыдовым. - М.: АПК и ПРО, 2002. – 254 с.
- Цукерман, Г.А. Оценка без отметки / Г.А. Цукерман. - М.; Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2002. - 133 с.
- Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении / Г.А. Цукерман. – Томск: Пеленг, 1993. – 268 с.
Интернет - ресурсы
- Е. С. Полат. Метод проектов — статья на сайте Российской Академии Образования
- Сайт программы «Обучение для будущего»
- Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников»
- http://urla.ru/1000099y
- http://urla.ru/1000099x
- http://io.nios.ru/index.php?rel=30&point=11&art=966
- http://urla.ru/1000099z
26
Приложение № 1.
- Мини-проект для учащихся 7 класса по теме: «Евразия».
Я предлагаю школьникам такое задание: на основе карт атласа составить комплексную характеристику материка Евразия и оформить проект в виде презентации.
Оформляется работа в виде следующей таблицы:
№ страницы | Название карты | Информация о Евразии |
Думаю, что у подобного рода проектов много плюсов для учащихся и для учителя, так как конкретные цели её выполнения перерастают в результаты:
1) предупредить незнание материала;
2) повторить пройденный материал, в частности понятийный аппарат;
3) ликвидировать возможные пробелы в знаниях;
4) продолжать учиться анализировать тематические карты;
5) научить получать с карты новую информацию;
6) продолжать учиться переводить картографическую информацию в словесную;
7) учиться оформлению работы в презентативной форме.
Данная работа позволяет увидеть изучаемый материал во всем разнообразии связей и отношений, дает полное представление о географии
27
материков и океанов. На разных этапах урока всегда отвожу время работе с тематическими картами атласа, учу школьников правильно находить географические объекты по географическим координатам, решать задачи разной сложности. Зная, что активность работы головного мозга во второй половине урока начинает снижаться, использую учебные задания с небольшими передвижениями по классу. Например, в 7 классе по теме «Природные зоны земного шара», где главной целью урока является определение особенностей органического мира каждого материка, применяю шаблоны – рисунки растений и животных, которые ученики прикрепляют к настенной карте «Природные зоны мира». Тем самым они повторяют и закрепляют учебный материал, работая с географической картой. Такой методический приём положительно влияет на развитие общих мыслительных способностей учащихся и позволяет выявить уровень знания географической номенклатуры.
28
Приложение № 2.
Учебный проект по географии для учащихся 6 класса.
Тема: «Сохраним свой лес».
Цель: выработать реальные практические меры по сохранению ближайшего к школе лесного массива, его экологии, формировать у детей ответственное отношение за всё, что происходит вокруг.
Тип: практико – ориентированный, групповой, предметный.
Задачи:
- Рассмотреть роль леса в жизни человека в целом и жителей села Корлики.
- Провести экскурсию в лес. Подвести учащихся к мысли о необходимости охраны лесных массивов как на муниципальном, так и личностном уровне; вызвать у детей желание активно проявлять заботу по сохранению и улучшению леса.
- Провести анкетирование учащихся школы и жителей посёлка, учить обрабатывать данные, делать выводы.
- Разработать конкретные меры по спасению лесного массива, учить учащихся отстаивать свое мнение, свою гражданскую позицию.
Обоснование темы. Данная тема является актуальной почти для каждого населенного пункта нашей страны. Леса засорены хозяйственной и бытовой деятельностью человека. Здесь можно встретить все, что угодно: полиэтиленовые пакеты, консервные банки, пластиковые емкости, выброшенные ненужные вещи и т.д. В нашем обществе еще очень низка культура общения с природой. Дети видят это безобразие и часто берут пример, поступая точно также. Именно поэтому нужно больше в школе проводить занятий по формированию экологической культуры, бережного отношения ко всему живому.
29
Содержание проекта.
- Экскурсия в лес с целью оценки его экологического состояния, выявление главной проблемы – засорения леса бытовыми отходами, наличие большого количества поваленных деревьев. Фотографирование отдельных проблемных участков для фотовыставки и фотоальбома.
- Анкетирование учащихся школы и жителей села Корлики, посещающих лес. Вопросы анкеты:
а) как часто посещаете лес, с какой целью?
б) устраивает ли вас экологическое состояние леса?
в) кто виноват, что лесной массив так загрязнен?
г) какие меры нужно предпринять, чтобы оздоровить лес?
- Обработка данных анкетирования, формулирование общего вывода.
- Проведение классного часа «Сохраним свой лес». К данному мероприятию дети оформляют стенд «Наш лес - наше богатство», подбирают загадки, пословицы и поговорки, разрабатывают основные направления по спасению леса.
- Трудовой десант по очистке не большого участка леса.
- Составление отчета – презентации по выполненному проекту, выступление перед учащимися школы.
Планируемый результат. Во время экскурсии дети еще раз обратили внимание на ужасающее состояние ближайшего лесного массива, осознали необходимость срочных мер по спасению леса, что подтвердило анкетирование. Учащиеся внесли практический вклад в очищение лесного массива.
30
Приложение № 3
Глоссарий по теме:
«Метод проектов на уроках географии и во внеклассной работе»
- Термин "проект" (projectio) в переводе с латинского означает - бросание вперед.
- "Проект - это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях - план, замысел какого-либо действия" (проф. Е. С. Полат).
- Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат).
- Проектная деятельность предполагает использование широкого спектра проблемных исследований, поиск методов, ориентированных на реальный практический результат.
- Продукты проектной деятельности: анализ данных социологического опроса, мультимедийный продукт, пакет рекомендаций, Web-сайт, сравнительно-сопоставительный анализ, коллекция, игра, экскурсия, поход.
- Проектные умения: поисковые (исследовательские), умения и навыки работы в сотрудничестве, коммуникативные умения, презентационные.
31
Приложение № 4
Качество знаний по географии.
Цель: исследовать качество знаний обучающихся с 6 по 11 классы по географии за последние 3 года.
Анализ результатов мониторинга учащихся за последние три года свидетельствуют в целом о положительной динамике качества знаний и умений учащихся по географии посредством применения проектного обучения.
32
Приложение № 5
Изменение уровня познавательной активности в одном классе.
Цель: исследовать развитие познавательной активности учащихся одного класса.
Анализ результатов исследования позволяет сделать вывод о росте активно-творческой познавательной активности учащихся на уроках географии и уменьшении низкого уровня познавательной активности в исследуемых классах. Использована диагностика М.И. Рожкова, Ю.С. Тюнникова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках географии и во внеклассной работе с неслышащими детьми.
На современном этапе развития образования, основной принцип педагогической деятельности должен заключаться в том, чтобы научить ребенка учиться. Чтобы он не привыкал получать знания в готовом виде, а ...
Статья "Экологическое образование и воспитание школьников на уроках географии и во внеклассной работе"
В статье отражена актуальность решения экологических проблем современного общества. Приведены формы и методы реализации экологического образования и воспитания на уроках географии и во внеклассной дея...
Роль исследовательской деятельности на уроках экологии и во внеклассной работе.
Философ, просветитель Софокл говорил: “Великие дела не делаются вдруг”. Чтобы достичь высоких результатов, повысить качество обучения, научить ребенка основам познания мира нужна долгая кропотливая со...
Учебный педагогический проект «Города воинской славы России» на уроках географии и во внеклассной работе
В условиях модернизации российского образования большое внимание необходимо уделять процессу воспитания. Имея большой стаж педагогической работы, считаю, что учителю любого предмета необходимо это дел...
Экологическое воспитание на уроках географии и во внеклассной работе (из опыта работы)
Обращение к теме «Вопросы экологии на уроках географии и во внеклассной работе» продиктовано её актуальностью. На протяжении столетий развития человеческого общества экономическая деятельность людей н...
«Технология коллективной творческой деятельности на уроках ИЗО и во внеклассной работе»
Тезисы к выступлению на августовской конференции «Технология коллективной творческой деятельности на уроках ИЗО и во внеклассной работе» ...
Использование современных образовательных технологий для активизации познавательной деятельности на уроках биологии и во внеклассной работе.
Применение современных технологий на уроке меняет отношение обучающихся к предмету и учителю, повышает познавательный интерес и мотивацию, позволяет интенсифицировать процесс обучения и как вследствие...