Конспект урока географии в 6 классе "Озёра и болота"
план-конспект урока по географии (6 класс)

Сформировать представление о типах озерных котловин, бессточных сточных озерах. О пользе и вреде болот. Развивать умение определять географическое положение озер, находить причины образования болот, умение строить логические цепочки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ozyora_i_bolota.docx152.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Озера и болота. 

Тип урока : изучение нового материала.

Образовательные: Сформировать представление о типах озерных котловин, бессточных сточных озерах. О пользе и вреде болот. Развивать логическое мышление на основе взаимосвязи внешнего вида озер и их происхождению.

Развивающие: развивать умение определять географическое положение озер, находить причины образования болот. Развивать умение строить логические цепочки. Анализировать свои знания.

Воспитательные: формировать у обучающихся отношения к озерам и болотам как к объектам красоты, пользы, изучения и охраны.

Предметные::

1. использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

2. составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

3. различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

Метапредметные:

- формирование умений ставить вопросы, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания

Личностные УУД:

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям.

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её цели и задачи;

- выбирать средства и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Формируемые УУД

Организационный момент

Проверяет готовность класса к уроку, приветствует обучающихся: Здравствуйте! Сегодня мы с вами плодотворно поработаем! Перед вами лежат маршрутные листы, при выполнении заданий мы будем активно их использовать.

Готовятся к уроку, приветствуют учителя

Личностные

Актуализация знаний

Давайте вспомним, что  мы изучали на предыдущих уроках.

Какую оболочку Земли мы изучаем?

Что она в себя включает?

Географический диктант МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Водный поток текущий в выработанном им углублении- русле - река?

  1. Начало реки - Исток?
  2. Конец реки - Устье?
  3. Река, впадающая в другую реку - приток
  4. Что образует речной бассейн? (главная река с притоками)
  5. По характеру течения реки бывают: Равнинные и горные.

Обучающиеся дают ответ «Гидросфера»

                

пишут географический диктант

проверяют друг друга (взаимопроверка) Проверим задание. Ребята за Правильно выполненное задание 1 балл

Устные ответы

контроль над выполнением

задания

Регулятивные

Познавательные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Определение темы, цели урока

посмотрите на слайд и подумайте о чем пойдет речь на уроке? (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

52⁰с. ш., 107⁰в. д. – озеро Байкал;

8⁰ю. ш., 30⁰в. д. – озеро Танганьика;

380с.ш.., 47°з.д – Каспийское озеро

-_-_-_- болота

  • Кто справился с зданием?
  • Какие возникли трудности и почему?
  • Что мы должны сегодня узнать, чтобы выполнить это задание?
  • Какая цель нашего урока?

Тема Озера. Болота

Цель и задачи, что нам нужно знать, чтоб изучить об озерах и болотах?

Формирование знаний об озерах  и болотах.

Расставьте номер задач  по порядку, начиная с первой

Научиться находить объекты номенклатуры на карте.

Рассмотреть виды озер по происхождению.

Выяснить, что такое «Озера и болота».

используя, атласы находят объекты по координатам

определяют тему урока   Тема Озера. Болота

координирует

учащихся

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

.Целеполагание и мотивация

Сегодня мы разберем следующие из водных объектов  суши – это Озера и болота.

Вы все  были на побережье озер, вспомните, что представляет собой озеро? Что вы знаете о озерах?

устные ответы

Познавательные

Регулятивные

Изучение нового материала

Физическая минутка

второй этап Изучение нового материала

 

Ребята, мы продолжаем изучать раздел «Гидросфера»

Задание

  • Найти в учебнике определение  «озеро»,  переписать в тетрадь
  • Озеро - замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении.
  • Какое озеро самое большое на земле?
  • Какое озеро самое глубокое на земле?
  • Что такое озерная котловина?
  • как образуется озеро? Какие бывают по происхождению озера?

Озера по происхождению

Происхождение озёрных котловин:

1) Самые глубокие озера имеют тектоническое происхождение (в разломах, трещинах земной коры). Такие озера продолговатые: узкие и длинные. Такое происхождение имеет самое глубокое озеро мира -Байкал (1637 м).

2)Озера ледниково-тектонического происхождения (тектонические впадины были углублены под тяжестью древнего ледника) расположены на северо-западе Русской равнины. Самые крупные из них - Ладожское, Онежское, Имандра.

3)Моренные озера занимают понижения между моренными котловинами. Таким озером является озеро Селигер на Валдайской возвышенности.

4)Вулканические озера находятся в кратерах вулканов на Курильских островах, на полуострове Камчатка. При извержении вулкана такое озеро выкипает. Кроноцкое, Курильское.

5)На территории, имеющей вечную мерзлоту, образуются термокарстовые озера. Летом мерзлота подтаивает, грунты проседают, образуются неглубокие котловины, заполненные талой водой. В Якутии таких озер множество, самое известное - озеро Неджели.

6)В долинах рек распространены небольшие озера - старицы - это старые русла рек, имеющие очертания подковы

5)Если имеется распространение растворимых в воде горных пород, например, известняков, гипсов, доломитов, то в таких районах образуются карстовые озера. Как правило, они имеет округлую форму

Остаточные

В грабенах

(тектоническое)

Карстовые

Вулканичес

кие или кратерные

Озера -

стари

цы

Ледниковые

Запрудные

Каспийское, Аральское.

 Байкал,

Мёртвое

Ньяса,

Титикака.

В Архангель-

ской,

Нижего-

родской

областях,

на

Балканском

полуострове,

в

Подмосковье.

На Кам-

чатке (Кро-

ноцкое),

Курильс

ких

островах и

острове Ява.

В

поймах

рек:

Оки,

Москвы-

реки,

Волги.

и

других

рек.

Ладожское,

Онежское,

в Косино

(Белое,

Святое, Черное).

Сарезское

на

Памире,

Синевир

в

Карпатах.

Далее учащимся сообщается о том, что питание озёр происходит в результате мирового круговорота воды.

Источники питания

дождевое        подземное       снеговое    

Используя рисунки – схемы озёр на классной доске, учащиеся отвечают на вопрос: в чем отличие этих рисунков?

hello_html_1507bd35.gif

Исследуйте сточные и бессточные озера и сделайте к ним рисунок.

                       Озера

  сточные                    бессточные

Пользуясь атласом, определите, сточными или бессточными являются озера: а) Виктория, Б. Верхнее, в) Ладожское, г) Балхаш, д) Чад.

Сточные озёра – это озёра, в которые реки втекают и вытекают.

Бессточные озёра – это озёра, в которые реки впадают, но не вытекают.

Используя физические карты России и полушарий в атласе, учащиеся выписывают и затем подписывают на контурных картах.

ОЗЁРА

Учащиеся рассматривают в атласах, по легенде карты, как изображаются пресные и солёные озёра (пресные озёра – голубым цветом, а солёные – розовым).

Учитель дополняет, что по химическому составу озера делятся на:

пресные до 1‰;

солоноватые от 1‰ до 25‰;

солёные свыше 25‰.

hello_html_m2382dd11.gif

-Каким цветом озёра показаны на карте? (пресные – голубым, солёные- фиолетовым)

-Приведите примеры

Какую роль играют озера в жизни человека?

 (ловят рыбу, для судоходства, разводят водоплавающую птицу, добывают соль, запасы пресных вод).

Происходит в природе так, что озера зарастают и образуются болота.

Что такое Болото?(запись в тетрадь) Болота (видео)

Очень часто небольшие озера мелеют от принесенного рекой песка и глины. Постепенно берега озера зарастают осокой, камышом, тростником и мхом. Болотная растительность отмирает, оседает на дне озера и, со временем, образуется болото. Много болот в зоне лесов и тундре, мало или совсем нет их в степях и пустынях. Рассказ сопровождается иллюстрацией учебной картины, где показаны стадии превращения озера в болото.

Характеристика болот

  • Избыточное увлажнение.
  • Выход на поверхность грунтовых вод.
  • Отсутствие постоянного плодородного слоя почвы на поверхности.
  • Значение болот
  • Болота представляют собой огромные естественные резервуары пресной воды, играют большую роль в поддержании уровня рек, формировании микроклимата. Болота являются источником лекарственного, кормового и пищевого растительного сырья, а также ископаемого топлива – торфа.

Домашнее задание: п 24 отметить на к/к объекты номенклатуры. Знать их местоположение. Атлас стр 10-11   Озера: Байкал, Виктория, Чад, Верхнее, Танганьика, Гурон, Каспийское. Эйр-Норт, Мичиган, Ньяса

Записывают в тетрадь определение озеро

устно отвечают на вопросы

совместно с учителем читают текст учебника и заполняют таблицу

выполняют упражнения

определяют тип питания озер

Ответы учащихся: на рисунке 1 реки не впадают в озеро, на рисунке 2 реки впадают в озеро, на рисунке 3 реки впадают и вытекают. По режиму все озёра делятся на сточные и бессточные.

работа с атласом

выписывают в тетрадь

в парах работают с атласом

совместно заполняют схему

Работа с картами атласа.

просмотр видео

отвечают на вопрос

записывают определение в тетрадь

определяют занчения болот

записывают д.з

Индивидуальная и фронтальная работа, устные ответы

фронтальная работа, устные ответы

фронтальная работа, устные ответы

устные ответы

контролирует записи в дневник

Познавательные

Регулятивные

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

Закрепление изученного.

кроссворд (приложение 4)  Байкал, озеро, Каспийское, карст, болото

Приложение 5 Самооценка

разгадать кроссворд

оценить свои знания

координирует

учащихся

Личностные

Регулятивные

Итоги урока. Рефлексия

«Закончи предложение»: Я узнал, что …Я запомнил …Я смог …Я знаю …Мне было трудно…Мне было интересно…Могу себя похвалить за …

обучающиеся заканчивают предложения

Личностные

 


МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

ФИ_____________________

ТЕМА УРОКА________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Географический диктант                                                                ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Заполнить таблицу

1

2

3

4

5

6

Ваша отметка:

происхождение котловины

озёра

Тектонические

Ледниковые

Карстовые

Вулканические

Запруные

Старицы

 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Определить объекты по координатам

52⁰с. ш., 107⁰в. д. -

8⁰ю. ш., 30⁰в. д. -

380с.ш.., 47°з.д –

Кроссворд "Озера"

1

3

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

По вертикали:

1. Самое глубокое и древнее озеро.

2.Замкнутый водоем, образовавшийся в природном углублении.

По горизонтали:

3.Самое большое озеро.

4.Процесс растворения легкорастворимых пород водой.

5.Участок земной поверхности, сильно увлажненный и

поросший влаголюбивой растительностью.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4                                                                               ПРИЛОЖЕНИЕ 5

                                                                         

                   САМООЦЕНКА

Критерии: 

Да (1б)   Нет(0б)

1 На уроке я отвечал всегда полным ответом.

 

2 Помогал  решать поставленную задачу, предлагал правильные варианты ответа.

 Все объекты, по координатам, определил правильно 

 

3 Высказывал свое мнение.

 

4 Напишите количество набранных, Вами, баллов:

 

Д.З п 24 отметить на к/к объекты номенклатуры. Знать их местоположение. Атлас стр 10-11

Озера: Байкал, Виктория, Чад, Верхнее, Танганьика, Гурон, Каспийское. Эйр-Норт, Мичиган, Ньяса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока географии в 7 классе о теме "Как мы будем изучать географию в 7 классе".

Конспект урока географии в 7 классе " Как мы будем изучать географию в 7 классе" составлена  по учебнику А.И.Алексеева "География.  Страны и континенты. 7 класс", УМК "Полярная зве...

Конспект урока географии в 5 классе по теме "География: древняя и современная наука" в рамках УМК "Сферы"

Тип урока: Вводный урок.Общая дидактическая цель урока: Создание условий для формирования  представления о географии как о науке, раскрыть значение географических знаний для человека....

Конспект урока на тему "Озера и болота".

Урок составлен на основе изучения предыдущего материала. При изучении нового материала преподаватель опирается на межпредметные связи (география, литература, изобразительное искуство)....

Урок географии 8 класс Озёра, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота

Урок географии 8 класс "Озёра, болота,подземные воды, ледники. многолетняя мерзлота."...

Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна

Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...

Конспект урока географии в 8 классе "Как география изучает хозяйство"

На  конкретных примерах  учащиеся знакомятся с понятиями "условия" и "факторы размещения" предприятий. Работая в группах, применяют полученные знания при решении проблемн...

Конспект урока географии для СПО "География населения и хозяйства Африки"

Данный урок разработан в соответствии с темой и учтены возрастные особенности обучающихся. На уроке используется ИКТ, как сопровождение изучаемого материала, как средство организации самостоятельной р...