Конспект урока географии в 8 классе "Как география изучает хозяйство"
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Чеснокова Елена Алексеевна

На  конкретных примерах  учащиеся знакомятся с понятиями "условия" и "факторы размещения" предприятий. Работая в группах, применяют полученные знания при решении проблемной ситуации. Выявляют не только общеобразовательное, но и практическое значение географии.   Алгоритм действий при выполнении заданий позволяет готовить учащихся к сдаче ОГЭ  заблаговременно. Применение игровых форм  работы: прием "Географическая почта" и географический диктант "Вторая половина" позволяет прививать интерес к предмету. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass_kak_geografiya_izuchaet_hozyaystvo.docx39.88 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии в 8 классе

Тема: Как география изучает хозяйство.

Цель урока: создать условия для осмысления информации об особенностях размещения предприятий на территории России, продолжать формирование представления о роли географии в решении практических задач, способствовать экологическому воспитанию учащихся.

Задачи: 

- создать представление о факторах и условиях размещения предприятий производственной сферы по территории страны;

- создать условия для применения полученных знаний в решении практических задач;

 - формировать ответственное отношение к окружающему миру.

Тип урока: Урок – исследование.

Методы обучения: системно - деятельностный подход.

Образовательные технологии: технология проблемного обучения, здоровьесберегающая, личностно-ориентированная технология.

Требования к результатам обучения

Личностные УУД:

  1. Формирование основ теоретического мышления, умений находить закономерности.
  2. Развитие способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи, овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов.
  3. Развитие познавательных интересов и инициативы учащихся.
  4. Формирование коммуникативной компетентности общения в процессе образовательной и других видах деятельности.

Метапредметные результаты:

  1. Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.
  2. Развитие умений работать в паре, группе, высказывать суждения, подтверждая их фактами.

      Предметные результаты:

  1. Усвоение различий между условиями и факторами размещения предприятий по территории страны.
  2. Формирование понятия территориальная структура хозяйства.
  3. Закрепление значения географии в решении практических задач.
  4. Установление аналогий, использование их в решении задач.

Этап урока, время

Формы, методы организации учебной деятельности,

содержание учебного материала

Формы и виды деятельности обучающихся

Оргмомент.

Эмоциональный настрой.

Проверка готовности к уроку.

Актуализация знаний, проверка домашнего задания

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА (слайд 2)

I вариант: обувь, лесная пром., цветная металлургия, картон, холодильник, кожевенно-обувная пром., завод «Электробытприбор», целлюлозно-бумажный комбинат, обувная фабрика, производственная, перерабатывающие.

II вариант: черная металлургия, пищевая пром., кабель, кондитерская фабрика, сталь, трактор, электротехнический завод, конфеты, металлургический завод, производственная, цветная металлургия,  перерабатывающие, машиностроение,

завод «Липецкий трактор».

Отрасль

Предприятие

Продукция

Сфера

Сектор

Распределяют термины в таблицу.

(слайд 3)

III. Изучение нового материала

1) Целеполагание, мотивация.

2) Фиксация темы урока.

3) Определение главных особенностей условий и факторов размещения.

Проблемное задание:

— Давайте пофантазируем. Представим, что вы — предприниматели, начинающие новое дело в производственной сфере. Вам необходимо разместить по территории страны,  например: швейную фабрику, молочный завод, нефтеперерабатывающий завод. 

Можете ли вы разместить их в случайном порядке? Что нужно учесть, при выборе места для размещения вашего предприятия? Достаточно ли у вас знаний, чтобы это обосновать?

Сегодня мы будем исследовать условия и факторы размещения производства. Какую цель нашего исследования мы поставим перед собой?

А главное мы выясним,  какую роль во всем этом играет география.

Прав ли был М. В. Ломоносов, утверждавший:

«Сколько происходит пользы от географии человеческому роду, о том всяк, имеющий понятие, рассудить может…»

Тема нашего урока: «Как география изучает хозяйство»

Прием «Географическая почта» (слайд 5)

У меня для вас масса карточек и только 2 конверта. Предлагаю распределить карточки по конвертам, а затем обсудим: как подписать их для отправки. Не забываем, что мы ищем, где разместить предприятие.

Характер рельефа, климатические особенности, водные ресурсы, полезные ископаемые, численность населения, особенности расселения. Водоёмкость, материалоёмкость, трудоёмкость, энергоёмкость, наукоёмкость, потребители.

Какие обобщающие слова мы можем подобрать для каждого конверта с карточками?

Условия размещения – это характеристики свойств среды (территории) относительно степени благоприятствования изучаемому производству.

Среди них можно отметить гидрогеологические, климатические, орографические и другие характеристики местности. Например, химические, целлюлозно-бумажные, текстильные и другие предприятия часто размещают недалеко от водных объектов с целью проведения водохозяйственных мероприятий.

Факторы размещения – это свойства производства, которые определяют набор необходимых или желательных требовании к  среде (территории).

Давайте разберемся в разнообразии факторов на примере конкретных предприятий.

Последовательность (алгоритм) действий, рекомендуемая учащимся при выполнении задания (слайд 6)

  1. Задай себе вопрос: «Какую продукцию производит описываемое предприятие?»
  2. Какие условия необходимы для выпуска этой продукции? (сырье, топливо, энергия, вода, транспорт, рабочая сила и т.д.) Каковы технико-экономические особенности производства этой продукции? (материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость, использования в качестве сырья отходов других производств, водоемкость и пр.)
  3. Каковы особенности конечной продукции? (компактные размеры, крупные габариты, малый срок хранения и др.)
  4. Какие причины (факторы) влияют на размещение подобных производств.
  5. Сопоставьте эти причины с условиями, существующими на данной территории.

Пример: Завод «Ростсельмаш» производит сельскохозяйственную технику (зерноуборочные комбайны) (слайд 7).

При изготовлении сельскохозяйственной техники требуется много металла, следовательно, это производство материалоёмкое. (слайд 8) Логично размещать его близ источника сырья. То есть, необходимо  учесть сырьевой фактор.

Сельскохозяйственная техника достаточно громоздкая, а значит, расходы на её перевозку будут существенными. Предприятия, выпускающие продукцию, перевозка которой обходится очень дорого, размещаются вблизи потребителя (в данном случае сельское хозяйство). Принимаем во внимание потребительский фактор. (слайд 9)

Вывод: Ростовская область расположена в непосредственной близости от Липецкого металлургического комбината, работающего на руде Курской магнитной аномалии. В области развито сельское хозяйство.

Выявленные факторы размещения оформляем в таблицу (приложение) (слайд 19-22)

В процессе беседы определяем факторы, анализируя предприятия:

- ОАО «Сясьский целлюлозно-бумажный комбинат» расположен в Волховском районе Ленинградской области. Предприятие было основано в 1928 году с учетом особенностей местной природно-ресурсной базы. Какие особенности природно-ресурсной базы обусловили создание в городе Сясьстрой Волховского района Ленинградской области целлюлозно-бумажного комбината? Укажите две особенности.

(В Ленинградской области есть лесные ресурсы.

Целлюлозно-бумажная промышленность – водоёмкое производство, а Ленинградская область хорошо обеспечена водными ресурсами.

Целлюлозно-бумажная промышленность – энергоёмкое (слайд 10) производство, а на территории области расположена крупная электростанция).

- Пищевая промышленность (сахарная) - сырье имеет ограниченный срок хранения, большое количество отходов, сырьевой фактор – тяготение к районам выращивания сырья (в нашей стране это сахарная свекла), влияние природных условий (агро-климатические);

(кондитерская, хлебопекарная) - готовая продукция имеет ограниченный срок хранения, сырье (мука, сахар и пр.) можно перевозить на дальние расстояния, потребительский – тяготение к потребителю продукции.

Физкультминутка (1 мин).

Поскольку работа предпринимателя связана с командировками и деловыми поездками, важно знать, как приветствуют люди друг друга в разных странах. Приветствуем друг друга как жители разных стран.

Россия:  люди при встрече желают друг другу здоровья и обмениваются дружеским рукопожатием.

В Италии и Странах Латинской Америки при встрече принято обниматься даже если это малознакомый или совсем незнакомый человек.

В Японии при встрече люди кланяются одним из трех видов поклонов - самым низким, средним с углом в 30 градусов или легким.

Бразилия: хлопают друг другу по плечу.

Зимбабве: трутся спинами.

Македонияздороваются локтями.

Никарагуа: касаются плечами.

У некоторых индейских племен в Америке при встрече надо сесть на корточки. Такая поза считается самой миролюбивой.

Решение проблемы, поставленной в начале урока.

Итак, для грамотного размещения ваших предприятий нужно сопоставить условия и факторы размещения применительно к конкретной территории. Пользуясь атласом, предложенным алгоритмом, обоснуйте выбор территории 1 ряд - для швейной фабрики, 2 ряд - для нефтеперерабатывающего завода, 3 ряд - для молочного завода.

Огромное значение с развитием промышленности обретает экологический фактор (слайд 11). Проблема охраны природы встаёт особенно остро. Предлагаю вашему вниманию видеофрагмент о негативном влиянии вредных производств на окружающую среду.

Просмотр видеофрагмента «Влияние химической промышленности на окружающую среду». (Слайд 12) https://www.youtube.com/watch?time_continue=148&v=gSTKinwoRcg

Итак, мы с вами выяснили, что география (в нашем случае экономическая) имеет не только общеобразовательное, но и практическое значение. От того, насколько обоснованно выбрано место для сооружения фабрик и заводов, насколько правильно определено направление хозяйства целых регионов, зависят затраты труда и средств на производство продукции, а, следовательно, и производительность труда. На развитие и размещения хозяйства в равной мере оказывают влияние природные условия, уровень развития техники, обеспеченность трудовыми ресурсами. Только всесторонний учет условий и факторов позволит правильно разместить хозяйство по территории страны.

Можем ли мы теперь, оперируя полученной информацией, сформулировать, что такое территориальная структура хозяйства?

Цель исследования – научиться различать условия и факторы размещения предприятий, изучить их влияние на размещение производства.

Запись темы в тетрадь (слайд 4)

Учащиеся должны разложить все  карточки в 2 конверта.

Условия территории (размещения) и требования к территории (факторы размещения).

Запись определений с. 216

Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Представители от групп сообщают о результатах групповой работы, отвечают на вопросы учеников других групп. Выявляют и объясняют трудоёмкость швейного производства; наукоёмкость, материалоёмкость

нефтепереработки;  важность потребительского фактора для предприятий пищевой промышленности. Экологический, транспортный и военно-стратегический факторы. (слайд 13-16)

Формулируют определение, проверяют соответствие его определению в учебнике с. 217.

IV. Текущее закрепление, решение проблемы.

Географический диктант.  Прием «Вторая половина».

 

Набор карточек, по количеству учеников в классе (10 карточек на каждый ряд) двух видов: 1) факторы 2) их характеристика. По команде учителя все ученики встают из-за парт и начинают искать свои половинки.

а) сырьевой

б) топливный

в) энергетический

г) трудовой

д) потребительский (рыночный)

е) транспортный

ж) экологический

з) военно-стратегический

и) наукоемкий

к) природные условия

1. Влияет на размещение трудоёмких производств.

2. Предприятия размещаются у источников сырья для получения определённой продукции. Производство: калийных удобрений, цемента, лесопиление, обогащения руд цветных и чёрных металлов.

3. Влияет на размещение отраслей, производящих массовую продукцию, пользующуюся широким спросом у населения. Производство: мясо-молочной продукции, овощная, кондитерская, хлебопекарная и др.

4. Ограничивает хозяйственную деятельность, если она может нанести вред окружающей среде.

5. Влияет на размещение материалоёмких и энергоёмких производств.

6. Имеет большое значение для отраслей, продукция которых не употребляется на месте, а поставляется в другие районы.

7. Размещение производства у (ГЭС, АЭС и ТЭС). Производство цветных металлов (алюминия, титана и др.), химических волокон, бумаги.

8. Размещение предприятий с учётом интересов государственной безопасности.

9. Ориентация производств на научный потенциал территории.

10. Наличие определённых природных условий (рельеф, климат, почвы, пресные воды), определяющих размещение и характер развития некоторых отраслей хозяйства.

Взаимопроверка 1-г; 2-а; 3-д; 4-ж; 5-б; 6-е; 7-в; 8-з; 9-и; 10-к. (слайд 18)

Пара учеников первыми нашедшими друг друга садится на первую парту рядом с учительским столом, следующая за ними.

V. Подведение итогов.  

Итак, все ли поставленные перед нами цели достигнуты?  

На все ли вопросы нам удалось найти ответ?

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

Делают предположения о том, где могут пригодиться полученные знания, аргументируют свои предположения.

VI. Рефлексия.

«Светофор»

Зелёный - понял тему, могу объяснить другим.

Жёлтый – понял тему, могу выполнить домашнее задание.

Красный – тему не понял (слайд 23).

Цветными листками оценивают уровень удовлетворённости работой на уроке.

VII. Оценка работы на уроке.

Учитель предлагает критерии оценивания.

Каждый получает оценку за работу.

VIII. Домашнее задание.

& 42,привести свой пример предприятия и факторов его размещения.

(слайд 24)

Использованная литература.

О. В. Антушева География 9 класс поурочные планы по учебнику В. П. Дронова, И. И.  Бариновой, В. Я. Рома, А. А. Лобджанидзе. Волгоград, 2012

Учебник В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром География России. Природа. Население. Хозяйство. Москва Дрофа 2014 год

Атлас по географии 8 класс издательство Дрофа

https://infourok.ru/prezentaciya-uroka-kak-geografiya-izuchaet-hozyaystvo-421075.html

https://infourok.ru/urok-geografii-faktori-razmescheniya-proizvodstva-klass-1565937.html

http://mygeograph.ru/faktory-razmeshheniya-proizvodstva/

http://pandia.ru/text/77/504/3314.php

Приложение

Фактор

Комментарий

Примеры

1. Военно- стратегический

Размещение предприятий с учётом интересов государственной безопасности. Выпуск продукции военно- стратегического назначения.

Реализуется в размещении предприятий как вдали от границ, так и непосредственно вблизи государственных границ.

2. Энергетический

Большие затраты энергии на производство единицы продукции.

Наиболее энергоёмкие отрасли промышленности: алюминиевая и титаномагниевая промышленность; производство меди; производство полимерных материалов и химия органического синтеза; целлюлозно-бумажная промышленность

3. Транспортный

Наличие развитых транспортных путей, связывающих районы добычи сырья с районами его переработки, районы производства товаров с районами их потребления; а также наличие путей, связывающих предприятия-смежники.

Транспортный фактор важен для развития газовой отрасли, чёрной металлургии; на крупные транспортные узлы ориентировано размещение предприятий машиностроения

4. Потребительский

Ориентация предприятий на удовлетворение потребностей хозяйства и населения (пищевая, лёгкая промышленность, производство мебели, бытовой техники, ТЭЦ — в крупных городах). Обычно на потребителя ориентируются отрасли, производящие скоропортящуюся или нетранспортабельную продукцию, а также товары и оборудование, необходимое для развития отраслей специализации данного района и жизнедеятельности его населения.

Пищевая, лёгкая, мебельная промышленность, ТЭЦ. Выпуск сельскохозяйственных машин, минеральных удобрений в районах с развитым АПК; горно-шахтного оборудования — в районах горнодобывающей промышленности; трелёвочных тракторов — в районах лесозаготовок; судов — в речных и морских портах; металлов (сталь, прокат) — на крупных машиностроительных предприятиях.

5. Природные условия.

Наличие определённых природных условий (рельеф, климат, почвы, пресные воды), определяющих размещение и характер развития некоторых отраслей хозяйства.

Наличие определённых природных условий: климат — важнейшее условие для развития сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства и транспорта; рельеф — условие, определяющее размещение транспортных путей, ГЭС, различных промышленных и бытовых объектов.

6. Экологический.

Рациональное использование природных условий и ресурсов при размещении предприятий и обеспечение населения необходимыми жизненными условиями.

Размещение предприятий тяжёлой промышленности в городах с учётом розы ветров; строительство очистных сооружений, внедрение ресурсосберегающих, энергосберегающих технологий.

7. Наукоёмкость.

Ориентация производств на научный потенциал территории. Размещение предприятий точного машиностроения, высокотехнологических отраслей химической промышленности ориентировано на крупные научные центры.

Крупные научные центры: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург. Наукограды: Дубна, Жуковский, Кольцово, Бийск, Обнинск, Королёв, Пущино, Реутов, Троицк, Фрязино, Мичуринск, Петергоф и др.

8. Трудоёмкость. Фактор трудовых ресурсов (квалифицированные кадры).

Определяется затратами труда на единицу продукции (число сотрудников, время, характер труда) и уровнем квалификации работников.

Станкостроение, авиастроение, приборостроение, электроника, лёгкая промышленность.

9. Ресурсоёмкость, в том числе сырьевая.

Наличие в достаточном количестве определённого вида природного сырья (определённого вида ресурса — например, пресная вода, плодородная почва), необходимого для развития определённого производства на конкретной территории.

Наличие железных руд и каменного угля определяет развитие чёрной металлургии, наличие древесины — отраслей лесной промышленности. Развитие сельского хозяйства — фактор развития ряда отраслей пищевой и лёгкой промышленности. Наличие водных ресурсов — важное условие для развития водоёмких отраслей промышленности (химическая промышленность, электроэнергетика, целлюлозно-бумажная промышленность, металлургия), для развития сельского хозяйства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока и презентация по географии 7 класс в коррекционной школе тема Внутренние воды южной америки

представлен урок по географии в коррекционной школе для 7 класса по теме южная америка внутренние воды...

Конспект урока и презентация по географии "Географическое положение. История открытия. Рельеф и полезные ископаемые Австралии."

Урок применяет новые информационные технологии. Учащиеся знакомятся с географическим положением материка, исследователями и рельефом. Выполняют практическую работу....

Разработка конспекта урока с презентацией по географии в 7 классе на тему "Климат Евразии"

Данный урок является комбинированным и помогает обобщить знания о климате на всех материках Земли и конкретизировать в области Евразии. Включена практическая работа с климатограммой в учебнике, работа...

Конспект урока с презентацией по географии на тему "Антарктида" для коррекционных школ 8 вида, 8 класс

      Конспект урока по географии, 8 класс, коррекционная школа VIII видаТема: «Антарктида: особенности природы, ее поверхность и климат».Цель: усвоение учащимися алгоритма изуче...

Конспект урока с презентацией по географии. Тема "Южная Америка. Животный мир тропического леса"

Конспект урока с презентацией для 8 класса коррекционной школы 8 вида (программа В.В.Воронковой)  по теме " Южная Америка. Животный мир тропического леса". Содержит много коррекционно-развивающих...

Конспект урока 6 класса по географии тема "Подземные воды"

Представлен конспект урока по географии 6 класса по учебнику Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова...

План-конспект урока-семинара по дисциплине «География» на тему «Глобальные проблемы человечества»

План-конспект урока-семинара по дисциплине «География» на тему «Глобальные проблемы человечества» выполнен на основании рабочей программы в соответствии с учебным планом по профессии 100116.01 парикма...