Статья по теме "Формирование универсальных учебных действий на уроках географии средствами технологии развития критического мышления "
статья по географии

Васюкова Татьяна Альбертовна

Цель данной работы: описать приемы технологии развития критического мышления как средство формирования универсальных учебных действий на уроках.

Объект исследования: процесс формирования универсальных учебных действий, учащихся основной и старшей школы.

   Предмет исследования: применение технологии РКМ как средство формирования универсальных учебных действий

Задачи исследования:

  1. Исследовать учебно-методическую и психолого-педагогическую литературу по данному вопросу.
  2. Раскрыть сущностные характеристики ТРКМ, охарактеризовать приемы ТРКМ.
  3. Систематизировать приемы технологии РКМ по формированию определенных универсальных учебных действий
  4. Описать педагогический опыт по использованию ТРКМ на уроках географии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение

Кировского района Санкт-Петербурга

Лицей №387 имени Белоусова Н.В.

198207, Санкт-Петербург,

улица Зины Портновой, дом 25, корпус 2, литер А.

Статья по теме

Формирование универсальных учебных действий  

на уроках географии

средствами

технологии развития критического мышления

Работу выполнила:

Васюкова Татьяна Альбертовна

учитель географии Лицея №387

Кировского района

Санкт-Петербург

2020

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….........    3

Глава 1 Теоретические аспекты формирования универсальных учебных действий с помощью приемов технологии развития критического мышления………………........................  5

1.1 Сущностные характеристики технологии развития критического мышления ………… 5

1.2. Приемы технологии развития критического мышления…………………….....................7

Выводы 1 главы………………………………………………………………………………….16    

Глава 2 Описание педагогического опыта по использованию технологии развития критического мышления как средство формирования универсальных учебных действий…………18  

2.1 Использование приемов технологии критического мышления на уроках географии….18

2.2 Организация урока географии с использование приемов технологии критического мышления………………………………………………………………………………………………20

Выводы 2 главы ………………………………………………………………………………….21

3. Заключение…………………………………………………………………………………    22

4. Список литературы…………………………………………………………………………..23


Введение

«Критическое мышление – это

 нечто заведомо хорошее, некое умение,

которое позволит нам преуспеть в ХХI веке»

Д.Клустер

Новые социальные запросы общества определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». 

Перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. 

Учащиеся основной школы должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, самостоятельно оценивать и регулировать свою деятельность, а учащиеся средней школы — самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения и оценки результата, в том числе самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

При этом мы наблюдаем ряд противоречий, возникающих в образовательном процессе:

-  большой объём теоретических знаний и маленький практический опыт учащихся;

- широкий спектр информационных каналов и низкий уровень информационной культуры;

- необходимость формирования активной жизненной позиции и недостаточность умений увидеть примеры способов самовоспитания и самореализации.

Преодоление этих проблем связано со Стандартами второго поколения, и обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий.

Новое поколение стандартов уточняет основные ориентиры современного образования: от предметоцентрированной модели образования — к модели вариативного личностноцентрированного образования.

Разработчики ФГОС воплотили эти идеи в основных положениях нового стандарта. В большей степени эта идея воплощена в программе формирования универсальных учебных действий. Авторы стандарта говорят о совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться».

В широком значении «универсальные учебные действия» - саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные

учебные действия» - это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов должна быть осмыслена методическим объединением и внесены коррективы в методы преподавания, способы мониторинга и оценки результатов в соответствии с реализуемым УМК.

Формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных — в образовательном процессе осуществляется в процессе усвоения разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

В процессе обучения, кроме привычных предметных учебных действий, формируются следующие блоки УУД:

· Личностные УУД

· Познавательные УУД


· Коммуникативные УУД

· Регулятивные УУД

Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий предлагаются в пособиях серии «Стандарты второго поколения», а также в психолого-педагогической литературе последних лет.

Важнейшим инструментом формирования УУД могут и должны стать современные образовательные технологии.

Цель данной работы: описать приемы технологии развития критического мышления как средство формирования универсальных учебных действий на уроках.

Объект исследования: процесс формирования универсальных учебных действий, учащихся основной и старшей школы.

   Предмет исследования: применение технологии РКМ как средство формирования универсальных учебных действий

Задачи исследования:

  1. Исследовать учебно-методическую и психолого-педагогическую литературу по данному вопросу.
  2. Раскрыть сущностные характеристики ТРКМ, охарактеризовать приемы ТРКМ.
  3. Систематизировать приемы технологии РКМ по формированию определенных универсальных учебных действий
  4. Описать педагогический опыт по использованию ТРКМ на уроках географии.

      База исследования: ГБОУ Лицей № 387 Кировского района 6-11 классы

Методы исследования:

  • Теоретический анализ литературы;
  • Анализ применения приемов ТРКМ на уроках географии;

Практическая значимость работы: Представленные материалы могут быть использованы педагогами основной и старшей школы на уроках географии.


Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ С ПОМОЩЬЮ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

   1.1 Сущностные характеристики технологии развития критического мышления

Технология РКМ (critical thinkin) разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.

Технология РКМ представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Цели технологии РКМ

  • Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
  • Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
  • Развитие аналитического, критического мышления.      
  • Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
  • Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Задачи научить школьников:

-         выделять причинно-следственные связи;

-         рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

-         отвергать ненужную или неверную информацию;

-         понимать, как различные части информации связаны между собой;

-         выделять ошибки в рассуждениях;

-         делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;

-         избегать категоричности в утверждениях;

-         быть честным в своих рассуждениях;

-         определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;

-         выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;

-         уметь отличать факт от предположения и личного мнения;

-        подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;

Особенности концепции

- Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.

- Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.

- Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.

- Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

- Простые и чрезмерные обобщения, стереотипные слова, клише, штампы, неподтвержденные предположения не всегда точны и могут вести к формированию стереотипов.

- Слова «все», «никто», «всегда», «постоянно» и обобщенные предположения типа «Учителя не понимают детей», «Молодежь не уважает стариков» и другие подобные выражения ведут к неправильным представлениям, поэтому следует употреблять слова «некоторые», «иногда», «порой», «зачастую».

Особенности организации

Технология РКМ – надпредметная, проникающая, она применима в любых программе и предмете.

В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий). Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная.  

Третья стадия – «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Организация урока

 Организация учебного процесса напоминает коллективный способ обучения А.Г.Ривина – В.К.Дьяченко, так как основой является работа учащихся в динамических парах и группах.

Широко применяются различные комбинации этих форм («крест», «зигзаг» и т.п.).

Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.

Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование. Роль учителя – в основном координирующая.

Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.

ТРКМ и формирование универсальных учебных навыков

Технологический этап

Задачи стадии

Функции стадии

Формирующиеся универсальные учебные действия

1 стадия: вызов

-актуализация имеющихся знаний;

-пробуждение интереса к получению новой информации;

-постановка учеником собственных целей обучения

-мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме)

-информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме)

-коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)

личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

2 стадия: осмысление

-получение новой информации;

-корректировка учеником поставленных целей обучения.

-информационная (получение новой информации по теме).

-систематизирующая (классификация полученной информации)

-корректирующая

-мотивационная (сохранения интереса к изучаемой теме)

познавательные

познавательные

регулятивные

личностные

3 стадия:

рефлексия

-размышление, рождение нового знания;

-постановка учеником новых целей обучения

-коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)

-информационная (приобретение нового знания)

-мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)

-оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)

коммуникативные

познавательные

личностные

регулятивные

1.2. Приемы технологии развития критического мышления

 Базовая модель (вызов-осмысление-рефлексия) задает логику построения занятия, последовательность и способы сочетания конкретных технологических приемов. Рассмотрим несколько приёмов ТРКМ.

"Тонкие и толстые вопросы"

   Прием "Тонкие и толстые вопросы" может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.

Толстые?

Тонкие?

   Дайте 3 объяснения, почему...?
   Объясните, почему...?
   Почему Вы думаете ...?
   Почему Вы считаете ...?
   В чем различие ...?
   Предположите, что будет, если... ?
   Что, если ... ?

   Кто ?
   Что ?
   Когда ?
   Может ..?
   Будет ...?
   Мог ли ... ?
   Как звать ...?
   Было ли ...?
   Согласны ли Вы ...?
   Верно ли ...?

На стадии рефлексии после изучения текста параграфа учащимся дается задание составить 3-4 тонких и толстых вопроса, занести их в таблицу, затем поработать с вопросами

в парах, выбрав наиболее интересные, которые можно задать всему классу. Толстые и тонкие вопросы могут быть оформлены в виде таблицы. Таблицы, схемы - основа для обмена мнениями, эссе, исследований, дискуссий и т. д.

"Ключевые слова"

   Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами, в том числе и хорошо известными, например, "ключевые слова", по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал. 

               "Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы" 
               Этот прием может быть началом урока. Учащиеся выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). Затем попросите учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

Графические приемы

«Кластеры» (автор Гудлат)

  Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Ведущим приемом могут стать гроздья (кластеры). Грозди - графический прием в систематизации материала. Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда - это наша тема, вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои.

Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков. Таким образом, учащиеся выходят на собственное целеполагание. Мы располагаем эти заголовки смысловых блоков вокруг основной темы, это выглядит так:

Следующим шагом будет задание учителя в группах обсудить и сделать предположения о темы по данным направлениям. Информация записывается. Чтобы разрешить противоречия, которые неизбежно возникнут в ходе записи предположений, и ответить на все вопросы, возникшие при систематизации, чтобы подтвердить или опровергнуть наши предположения, расширить знания по данной теме, предлагается текст.

 Продолжается работа с данным приемом и на стадии осмысления: по ходу работы с текстом вносятся исправления и дополнения в грозди.

Большой потенциал имеет этот прием на стадии рефлексии: это исправления неверных предположений в "предварительных кластерах", заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками (работа может вестись индивидуально, в группах, по всей теме или по отдельным смысловым блокам). Очень важным моментом является презентация "новых" кластеров.

Заданием может стать и укрупнение одной или нескольких "гроздей", выделение новых. На стадии рефлексии работа с кластерами завершится. Учитель может усилить эту фазу, предоставив учащимся возможность продолжить исследование по теме, выполнить творческое задание.


Ромашка Блума

Шесть лепестков – шесть типов вопросов.САЙТ СОЛНЕЧНЫЙ Селезневой Елены Васильевны - Ромашка Блума и…

Воспроизведение                                                                          Кто? Когда? Где?

Понимание                                                                       Правильно ли я понял?

Применение                                                                 Как можно применить..?

Анализ                                                                                           Почему?

Синтез                                                                           Что будет, если..?

Оценка                                                                                   Как вы относитесь?

    "Дерево предсказаний"

   Прием "Дерево предсказаний" заимствован авторами у американского коллеги Дж. Белланса, работающего с художественным текстом. Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" (количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

Стратегия "Fishbone"

   Модель постановки и решения проблемы позволяет описать и попытаться решить целый круг проблем (поле проблем).

fishbone

   Учащимся предлагается информация (текст, видеофильм, лекция) проблемного содержания и схема Fishbone для систематизации этого материала.

   На верхней "косточке" записывается формулировка проблемы, а на нижней - факты, подтверждающие, что данная проблема существует. Работа (исследование) может проводиться индивидуально или по группам. Важным этапом станет презентация заполненной схемы, которая продемонстрирует взаимосвязь проблем, их комплексный характер. Ход дальнейшей работы определяет учитель: это может быть выход на дальнейшее исследование или попытка решить описанные проблемы.

"Эффективная лекция"

 Материал лекции делится на смысловые единицы, передача каждой из них строится в технологическом цикле "вызов - осмысление - рефлексия". Для организации деятельности используется прием "Бортовой журнал".

Стадия "вызова" по каждой смысловой единице осуществляется уже известными вам методами: список известной информации, ее систематизация, ответы на вопросы преподавателя, ключевые слова и т.д. Информация, полученная на стадии вызова, обсуждается в парах и заносится в левую часть "Бортового журнала".

Бортовой журнал

Предположения

Новая информация

   

   

 

 На смысловой стадии работа может быть организована так: один из членов пары работает со списком в графе "предположения", ставит знаки "+" и "-", в зависимости от правильности предположений; второй записывает только новую информацию. Учащиеся работают индивидуально.

   На стадии рефлексии (размышления) идет предварительное подведение итогов: сопоставление двух частей "бортового журнала", суммирование информации, ее запись и подготовка к обсуждению в классе. Организация записей может носить индивидуальный характер, т.е. каждый член пары ведет записи в обеих частях таблицы самостоятельно, результаты работы обсуждаются в паре.

   Затем следует новый цикл работы со следующей частью текста. Очень важной является итоговая рефлексия или окончательное подведение итогов, которое может стать выходом на новое задание: исследование, эссе и т.д.

"Дневники и бортовые журналы"

   Способы визуализации материала могут стать ведущим приемом на смысловой стадии, например, дневники и "бортовые журналы"(Гудлат).

   Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

   

   

   Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой журнал. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют графы бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со своим личным опытом. Проводя подобную работу, учитель вместе с учениками старается продемонстрировать все процессы зримо, чтобы потом ученики могли этим пользоваться.

Интересным приемом является "Двухчастный дневник". Этот прием дает возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом. Двойные дневники могут использоваться при чтении текста на уроке, но особенно продуктивна работа с этим приемом, когда учащиеся получают задание прочитать текст большого объема дома.

Цитата

Комментарии

   

   

   В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они "споткнулись". Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату.

На стадии рефлексия учащиеся возвращаются к работе с двойными дневниками, с их помощью текст последовательно разбирается, учащиеся делятся замечаниями, которые они сделали к каждой странице. Учитель знакомит учащихся с собственными комментариями, если хочет привлечь внимание учащихся к тем эпизодам в тексте, которые не прозвучали в ходе обсуждения.

"Трехчастные дневники" имеют третью графу - "письма к учителю". Этот прием позволяет работать не только с текстом, но и проводить диалог с учителем по поводу прочитанного.

Цитата

Комментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание?

Вопросы к учителю

   

   

   

Трехчастный дневник может быть оформлен иначе:

Цитата

Комментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание? (вопросы)

Комментарии по прошествии некоторого времени (ответы)

   

   

   

   Соответственно изменится и функция приема, он будет служить для более вдумчивого "длительного" чтения. Здесь учащиеся сами отвечают на свои вопросы по прошествии некоторого времени. Содержание граф "дневников" может быть изменено.

"Таблицы"

   Существует множество способов графической организации материала. Среди них самыми распространенными являются таблицы. Предлагаем рассмотреть еще несколько табличных форм. Это концептуальная таблица, сводная таблица, таблица-синтез, таблица ЗХУ. Можно рассматривать данные приемы, как приемы стадии рефлексии, но в большей степени - это стратегии ведения урока в целом.

Концептуальная таблица

   Прием "концептуальная таблица" особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

   

Категория
Сравнения

Категория
Сравнения

Категория
Сравнения

Категория
Сравнения

Персоналии
факты

   

   

   

   

Персоналии
факты

   

   

   

   

            "Сводная таблица" (описана Дж. Беллансом)

   Этот приём позволяет за короткое время описать и изучить большое количество информации.

Тема 1

Тема 2

Линия сравнения

Тема 3

Тема 4

   

   

   

   

   

   Основной смысл использования приема "Сводная таблица" в технологии развития критического мышления заключается в том, что "линии сравнения", то есть характеристики, по которым учащиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее, формулируют сами ученики. Категории сравнения можно выделять как до чтения текста, так и после его прочтения. Они могут быть сформулированы как в форме понятий, так и в форме ключевых слов, а также в любой другой форме: рисуночной, вопросов, восклицаний, цитат и так далее.

"Таблица-синтез" 

   Этот интересный прием был предложен экспертом Санкт-Петербургской региональной группы Загашевым И.О. и рекомендуется для работы с художественным текстом.
На стадии вызова учитель предлагает учащимся тему или вопросы, отражающие основное содержание текста. Учащимся предлагается подобрать ключевые слова, фразы, которые, как им кажется, могут быть опорными в тексте, предлагаемом для изучения впоследствии.    

   Учащиеся самостоятельно (или в группе) заполняют верхнюю часть первой графы таблицы, далее предлагается сам текст. После прочтения или слушания текста таблица заполняется полностью.

Ключевые слова (словосочетания) /до прочтения/

Выписки из текста
(связанные с ключ. словами)

почему эта цитата важна для меня (мысли, рассуждения)

1…………….
2…………….
/во время чтения/
1……………..
2……………..

   

   

   При работе с информационным текстом предлагаем иной вариант "таблицы синтез":

ключевые слова

толкование

выписки из текста

   

   

   

"Таблица-ЗХУ" 

   Если вы хотите на уроке собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их, тогда вам подходит таблица "знаю - хочу знать - узнал", которую разработала и предложила участникам семинаров по технологии развития критического мышления Донна Огл

1.З - что мы знаем

Х - что мы хотим узнать

У - что мы узнали, и что нам осталось узнать

2.Категории информации, которыми мы намерены пользоваться
A.
B.
C.

3.Источники информации.
1.
2.
3.
4.

   У этой формы работы есть еще один резерв - это третья часть таблицы. Категории информации станут графами новой таблицы. Работа на стадии размышления может быть продолжена: учащиеся на уроке или на дом получают задание заполнить новую таблицу.

                     Выделим основные правила работы с приемом "ЗХУ":
- вспомните, что вам известно по изучаемому вопросу, запишите эти сведения в первой графе таблицы;
- перечислите источники информации;
- попробуйте систематизировать имеющиеся сведения до работы с основной информацией, выделите категории информации;
- поставьте вопросы к изучаемой теме до ее изучения;
- познакомьтесь с текстом (фильмом, рассказом учителя);
- ответьте на вопросы, которые сами поставили, запишите свои ответы в третью графу таблицы;
- посмотрите, нельзя ли расширить список категории информации, включите в него новые категории;
- поработайте с третьей частью таблицы. Создайте новую таблицу, в ней столько граф, сколько категорий информации вы выделили. Заполните ее.

Таблица "Что? Где? Когда? Почему?"

   Это простой и знакомый прием. Таблица заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией.

Кто?

Что?

Где?

Когда?

Почему?

   

   

   

   

   

Чтение с остановками

Текст - это последовательность осмысленных высказываний, передающих информацию, объединенных общей темой, обладающей свойствами связности и цельности.
                        Общий алгоритм работы по данной стратегии:

    1. Вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики.

    2. Осмысление. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни таблицы вопросов Блума. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"

    3. Рефлексия. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Важно осмыслить этот текст. Формы работы могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск.

Чтение с пометками INSERT

   Цель: оптимизация проработки текста с использованием знаковой системы.

 Время выполнения: в зависимости от объема предложенного текста.

Описание приема

   Учитель предлагает проработать текст документа или параграфа учебника, используя установленную знаковую систему. Учащиеся внимательно знакомятся с текстом, делая карандашом соответствующие пометки на полях текста: V – то, что было известно учащимся ранее;   + – новая, неожиданная информация;  – – информация, противоречащая взглядам учащихся;   ? – информация до конца не выяснена (не вполне понятна).

           Количество используемых условных обозначений может изменяться в зависимости от сложности предложенного для анализа текста или уровня развития навыков у учащихся.

Работа в группах - "Обучение сообща"  

   Прием заключается в организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Процесс обучения сообща в большей степени приближен к реальной действительности, чем традиционное обучение: чаще всего мы принимаем решения в процессе общения в небольших группах, временных творческих коллективах. Эти решения принимаются как на основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-либо из группы.

Зигзаг

   Целью данного приема является изучение и систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек.

    1.Стадия вызова осуществляется при помощи любых известных вам приемов. В данной стратегии может и не быть фазы вызова как таковой, так как само задание - организация работы с текстом большого объема - само по себе служит вызовом.

    2.Смысловая стадия. Класс делится на группы. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо составляет опорный конспект, либо использует одну из графических форм (например, "кластер"). По окончании работы, учащиеся переходят в другие группы - группы экспертов.

    3.Стадия размышления: работа в группе "экспертов".

   Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию. Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме.

   Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет "второе слушание" темы.

   Итогом урока может стать исследовательское или творческое задание по изученной теме.

Игра "Как вы думаете?"

  Игра с карточками для группы из 4-х - 6-ти человек.  Подготовка.   Учитель раздаст всем группам листы бумаги, на которых нарисована приведенная схема:

Ход игры:

    1. Каждая группа получает набор карточек. Один человек из группы должен перемешать карточки и раздать их. Не имеет значения, если кто-то получит больше карточек.

    2. Не советуясь ни с кем, каждый читает то, что написано на карточках, затем кладет каждую из них "лицом" вверх на то поле на листе, где, по его мнению, она должна находиться. Например, на одной из ваших карточек написано "Каждый участник будет иметь возможность высказаться, если он захочет". Если вы считаете, что тезис действует ВСЕГДА, положите карточку на центральное поле. Если вы считаете, что это верно В БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ, положите ее на среднее поле. Положите ее на крайнее поле, если считаете, что этот запрет действует только В НЕКОТОРЫХ СЛУЧАЯХ.

    3. Когда все члены группы разложат свои карточки, все еще не советуясь ни с кем, необходимо внимательно посмотреть на карточки, разложенные другими членами группы. Если кому-то из членов группы покажется, что карточка расположена неправильно, он переворачивает ее "лицом" вниз.

    4. Когда этот этап работы завершен, анализируем результат: карточки, которые остались неперевернутыми, выражают мнение группы.

    5. Следующий этап - обсуждение каждой перевернутой карточки. Группа выясняет, кто положил карточку на это поле, а кто ее перевернул. Затем идет обсуждение: где должна находиться каждая карточка. Если группа сразу не пришла к общему решению, то вам придется искать компромисс.

Дискуссии

При организации дискуссии нельзя забывать о правилах ведения и правилах поведения в процессе общения. Среди правил ведения дискуссии М.В. Кларин называет следующие:
          1.Выступления должны проходить организованно, каждый участник может выступать только с разрешения председательствующего (ведущего), повторные выступления могут быть только отсроченными, недопустима перепалка между участниками;
          2.Каждое высказывание должно быть подкреплено фактами;
          3.В обсуждении представляется возможность высказаться каждому участнику;
          4.Каждое высказывание, позиция должны быть внимательно рассмотрены;
          5.В ходе обсуждения недопустимо "переходить на личности", навешивать ярлыки, допускать уничижительные высказывания и т.п.

Совместный поиск

   Обязательным этапом работы над любым текстом является читательская реакция: обмен мнениями. Это умение читателя извлечь из соприкосновения с текстом не только информационный пласт, но и проблемный, и эмоциональный.

   Однако иногда в тексте имеются интересные и важные места, которые учащиеся могут пропустить. Именно в этом случае может помочь дискуссия "совместный поиск", когда на обсуждение выносится тема и идея произведения в целом. Проблемный вопрос для совместного поиска может заранее подготовить учитель, но лучше, если он возникнет у учащихся в результате обмена мнениями о прочитанном.

   Когда вопрос сформулирован и записан, каждый присутствующий в классе обдумывает в течение заданного времени свой ответ и записывает его в тетрадь. Это дает возможность не только четко, понятно сформулировать мысль, но и вовлекает в работу всех учащихся, а не только активную, мотивированную часть класса.

   Только после этого может начаться дискуссия. Просим учащихся обменяться мнениями, озвучив свой ответ на вопрос.  По ходу диалога желательно вести "регистрационный журнал", в котором кратко фиксируется идея и автор этой идеи. В роли "регистрационного журнала" может выступать и классная доска. Такая фиксация повышает ответственность за сказанное, формирует уважительное отношение к чужому мнению, стимулирует активность учащихся. В процессе дискуссии необходимо не только высказать свою точку зрения, но и пояснить (аргументировать) ее, ссылаясь на текст. Учитель на подобном уроке не дает ответов на вопросы, ответы учащихся не хвалит и не ругает, но умело направляет к решению вопроса.

Перекрёстная дискуссия

Перекрестная дискуссия создает условие для предупреждения однозначного толкования события, поступков и характеров героев и т.п.  Перекрестная дискуссия интересна еще и тем, что помогает овладеть приемами аргументации, научного доказательства, формирует умение отстаивать свою точку зрения, критически подходить к чужим и собственным суждениям. Важно внимательно слушать не только единомышленников и нельзя слышать только себя.

Технология проведения перекрестной дискуссии включает в себя несколько этапов:      - формулировка вопроса.

- вопрос, выносимый на перекрестную дискуссию должен быть проблемным и, соответственно, не иметь однозначного ответа. Он записывается посередине страницы.

-составление схемы для перекрестной дискуссии.

Она выглядит так.

Вопрос - проблема?

Да (за)          Нет (против)

1.                            1.

2.                           2.

3.                          3.

   Вывод (краткий): Да, потому что…   Нет, потому что…

   - Теперь предлагаем учащимся составить список аргументов "за" и "против".

   Предлагаем учащимся внимательно слушать друг друга, не повторять уже высказанную мысль, записывать наиболее понравившиеся аргументы одноклассников.

  Заканчивается урок индивидуальной работой. Просим каждого участника еще раз внимательно посмотреть на аргументы и контраргументы и ответить на вопрос дискуссии.    

Двухрядный круглый стол

                 В процессе проведения "Двухрядного круглого стола" преподаватель формирует из участников две группы.

                Первая группа образует "внутренний" круг. Участники этой группы свободно высказываются по обсуждаемой проблеме. При этом важно чтобы учащиеся не критиковали точку зрения других, а коротко и четко высказывали свое собственное мнение.

                Участники второй группы ("внешний круг") фиксируют высказывания участников внутреннего круга, готовя свои комментарии и вопросы. Комментарии могут касаться сути обсуждаемого вопроса, процесса обсуждения во внутреннем круге, закономерностей в высказываемых позициях, возможных причин подобных высказываний.

                Участники внутреннего круга должны четко и кратко выразить свое мнение, связывая его с предыдущими высказываниями. Преподаватель осуществляет координацию работы, не вмешиваясь в содержание высказываний, направляя диалог в рамки обсуждаемой проблемы, фиксируя различные точки зрения. После окончания работы внутреннего круга преподаватель предлагает группе, образующей внешний круг, принять участие в обсуждении.

                 Участники внешнего круга работают в соответствии с правилами, описанными выше. В конце работы преподаватель просит участников сформулировать выводы в устной или письменной форме, после чего представляет свои замечания и комментарии.

Выводы 1 главы

Достоинство технологии развития критического мышления по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям, ориентированным на развитие ученика и учителя в ее открытости, авторы технологии при ее создании опирались на современные методические приемы, разработки, используемые другими технологиями и подходами – дискуссионные, игровые технологии, ТРИЗ, модели рефлексивного письма; разнообразные методические приемы, развивающие интеллектуальные, коммуникативные умения учащихся. Технология помогает ученику овладеть способами работы с информацией, вдумчивого чтения, структурирования материала, умением задавать вопросы, постановки и решения проблем, рефлексивного письма, помогает овладеть методами групповой работы, умением аргументировано вести дискуссию. Технология объединяет известные и новые методические приемы в определенной логике построения урока (занятия).

 Концепция стандартов второго поколения пополняет известную терминологию
«знания», «умения», «навыки», «компетенции» (основным результатом обучения становится освоение обобщенных способов действий (компетенций) и достижение новых уровней развития личности учащихся (компетентностей)) и предлагает новую версию формулировки общеучебных (универсальных учебных) действий, которые закладываются в школе, действий, обеспечивающих способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
 Учение и практики ищут пути формирования вышеназванных умений. Технология развития критического мышления – один из путей, способствующих их развитию.

Таблица «Систематизация приемов технологии РКМ по формированию определенных универсальных учебных действий (умений)»

Универсальные учебные действия

Формирование определенного умения

Приемы технологии критического мышления для формирования данного умения

Познавательные УУД

Умение систематизировать и анализировать информацию на всех стадиях ее усвоения:

Кластеры

Таблица «Инсерт»

Таблицы: концептуальная, сводная,

Стратегия «Фишбон»

Бортовой журнал

Умение осознанного, «вдумчивого» чтения

«Инсерт».

Дневники: двухчастный и трехчастный.

Чтение с остановками.

«Ромашка Блума»

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов.

Таблица «ПМИ»

Таблица «Сравнение источников».

Умение формулировать и решать проблемы

Стратегия «Фишбон».

 Перекрестная дискуссия

Умение работать с понятиями

Прием «Выглядит, как... Звучит, как ...»

Синквейн

«Концептуальное колесо»

Коммуникативные УУД

Умение вести аргументированную дискуссию

Коммуникативные умения (сотрудничество, умение работать в группе)

Дискуссия «Совместный поиск»

«Перекрестная дискуссия»

Двухрядный круглый стол

Приемы парной и групповой работы:

«Зигзаг», таблицы (концептуальная, сводная)

Регулятивные УУД

Умение интерпретировать, творчески перерабатывать новую информацию,

давать рефлексивную оценку пройденного:

Синквейн

Кластеры

Эссе

Прием «Общее–уникальное»

Сводная таблица

Двухрядный круглый стол

Умение планировать собственную учебную деятельность

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов.

Вопросы «Верите ли вы?».

Кластеры.

Портфолио

Личностные и регулятивные УУД

Умения в области само- и взаимооценки:

Лист самооценки

Парная письменная взаимооценка

Совокупная оценка

Оценочное окно


ГЛАВА 2 ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

2.1 Использование приемов технологии критического мышления на уроках географии

Остановимся более подробно на тех приёмах технологии развития критического мышления, которые я применяю на уроках географии. Рассмотрим использование этих приемов на формирование ряда умений

 1) Умение систематизировать и анализировать информацию на всех стадиях ее усвоения

1.Пример. Тема урока: Атлантический океан   География 7 класс.    Прием «Кластер». Предложено ученикам, назвать те понятия, которые по их мнению связаны с данной темой урока. Были предложены: вытянутый, срединно-атлантический хребет, второй по площади, айсберг и Титаник, Гольфстрим, сельдь, Канарские острова Это позволило выбрать главное и сформировать кластер «Комплексная характеристика океана» и выяснить первоначальные представления учащихся об Атлантическом океане, активизировать их деятельность на уроке.

2.Пример. Тема урока: Открытие и исследование Антарктиды.  География 7 класс.

Прослушивают статью об открытии Южного Полюса.  Прием «Концептуальная таблица»

Исследователь    

Страна

Подготовка к экспедиции.  Транспорт

Погодные условия

Итоги экспедиции

Руал Амундсен

   

   

   

   

Роберт Скотт

   

   

   

   

2) Умение осознанного, «вдумчивого» чтения

 Пример. Тема урока «Географические карты» География 6 класс. Прием «Инсерт». Читают текст параграфа расставляют значки;

 V   Я это знал                                                     + Это для меня абсолютно новое

–   Это противоречит тому, что я знал           ?    Я хочу знать об этом больше

3) Умение формулировать и решать проблемы

Пример. Тема урока «Машиностроительный комплекс» География 9 класс. Прием «Фишбоун»

4. Умение работать с понятиями

1.Пример. Тема урока «Почвы и факторы их образования» География 8 класс. Прием «Синквейн». 

1. Существительное; тема, главная                             ПОЧВА

2. Прилагательные; два; качества этого слова     ПЛОДОРОДНАЯ ТЕМНАЯ

3. Глаголы; три; действия этого слова            НАКАПЛИВАЕТ, ПИТАЕТ, ВЛИЯЕТ              

4. Суждение из четырёх слов по первому слову, мысль ЛУЧШАЯ ПОЧВА В МИРЕ

5. Существительное (наречие); синоним первому слову, вывод, заключение ЧЕРНОЗЕМ

2.Пример. Тема урока «Гидросфера» География 6 класс. Прием «Верю или не верю»

1. 97% всех вод на планете Земля соленые

2. Вода быстрее чем суша накапливает тепло и быстрее отдает

3. Вода растворяет многие вещества

4.Жизнь зародилась в воде

5.Обновление воды в разных водоемах происходит с одинаковой скоростью

6.Круговорот воды объединяет все оболочки Земли

7.Потеря человеком 10-12% влаги от веса тела приводит к остановке сердца.

5. Умение вести аргументированную дискуссию

Пример. Тема урока «Политическая география и геополитика» География 10 класс. Прием «Перекрестная дискуссия» 

Вопрос: Евроазиатское положение России определяет направления ее внешней политики?

Да                                                  Нет

1.                                                    1.

2.                                                    2.

3.                                                    3.

   Вывод (краткий): Да, потому что…   Нет, потому что…

6.Умение интерпретировать, творчески перерабатывать новую информацию, давать рефлексивную оценку пройденного

1.Пример. Тема урока «Земля в Солнечной системе» География 6 класс. Прием «Мини-сочинение» Эссе «Письмо другу инопланетянину». Правильно указать адрес. (Вселенная….; Галактика….; Система…, Место планеты…. Коротко написать о Земле.

2. Пример. Тема урока «Природные зоны России. Повторение» География 8 класс. Прием "Сводная таблица" 

Арктические пустыни и тундры

Лесная зона

Вопросы для

сравнения

Лесостепи и степи

Засушливые

 области

Местоположение

Климат

Растительность

Животный мир

Хозяйственная деятельность человека

           

7.Умение планировать собственную учебную деятельность  

Пример. Тема урока «Зарубежная Европа» География 11 класс. Прием «Тонкие и толстые вопросы»

тонкие вопросы

толстые вопросы

Какие субрегионы и страны входят в регион?

Какими природными ресурсами богат регион

Кто проживает в регионе

Назовите главные отрасли экономики.

 

Объясните почему это старейший центр мирового хозяйства...

Почему при наличии собственных ресурсов, регион зависит от импорта сырья

Почему этнический состав региона сильно меняется

как будет развиваться регион в условиях замедления темпов экономического роста

8.Умения в области само- и взаимооценки

Пример. Тема урока «Влажность воздуха. Облака» География 6 класс. Прием «Оценочное окно»

                                                     Сразу могу применить: определить вид облака

Непонятно: относительная влажность                                 Хорошо понятно: что такое туман и облако

                                                   

                                               Никогда не смогу применить: гигрометр

2.2 Организация урока географии с использование приемов технологии критического мышления

Тема урока: Человек – часть биосферы

Тип урока: урок изучения новых знаний   Вид урока: урок исследование. Методы: приемы ТРКМ

Цель урока: Сформировать представление о человеке как части биосферы

Формирующиеся УУД

  1. Образовательные – умение самостоятельно определять тему, смысловое чтение, поиск и структурирование и преобразование материала с помощью таблиц, развитие познавательной активности, умение работать с текстом, картографические умения
  2. Личностные– установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, формирование внимательности, аккуратности, чувства уважения и терпимости к представителям других человеческих рас
  3. Регулятивные – логическое мышление при определение темы, цели и планирования урока, умение использовать источники географической информации для составления характеристики рас человека, умение анализировать и делать самостоятельный выбор при работе с текстом, картами и таблицами.
  4. Коммуникативные- умение участвовать в диалоге, в общей беседе, готовность к сотрудничеству

Место урока в учебном плане: третий урок по теме «Биосфера».


Оборудование урока: физическая карта полушарий, контурная карта мира, презентация, карты «Размещение человека», «Расы человека», учебник географии 6 класс «Планета Земля», тренажеры, мультимедиа.

№ п/п

стадия урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Вызов

А) Прием «Цветок знаний» модификация приема «Ключевые слова

Б) Объявление темы. Прием «Перепутанные логические цепочки»

В) Прием «Верю-не верю»

А) Анализ ключевых слов урока и определение темы

Б) Определение цели

В) Определение задач урока и планирование своей деятельности

2

Осмысление

Организация самостоятельной работы с учебником, картами, таблицей и тренажером

Прием таблица «Инсерт»

Прием таблица «ПМ»

  Фиксация информации в карте, таблицах и тренажере

Краткие выступления с ответами

Физ.минутка

Прием «Засели наш дом Земля»

Работа у настенной карты

3

 Рефлексия

Повторное прием «Верю-не верю», прием «Телефон» аналог «Логические цепочки»

Прием «Я узнал, что человек…»

Рекомендации по работе с листами самооценки  

Выполнение заданий

Заполнение листа самооценки. Прием «Оценочное окно»  Оценка урока смайликами

4

Домашнее  задание

Прием хокку

1. Составить хокку по теме

2 Нарисуйте тип жилища человека в разных районах Земли

Выводы 2 главы

Технология РКМ предлагает систему конкретных методических приёмов, которая может быть использована в различных предметных областях, в том числе и на уроках географии, и для учащихся разных возрастных групп (6-11 классы). Самое ценное, что данная технология развивает умения давать оценку, прогнозировать любую ситуацию, решать проблемы. Использование технологии РКМ способствует развитию географического мышления учащихся.

Теоретически все просто, а на практике существуют определенные трудности: учителю приходится перестраивать всю работу на уроках, тратить значительно больше времени на подготовку; нет никаких готовых методических разработок; не на каждом уроке технология применима. Но при этом открывается огромное поле деятельности для творческой работы учителя и обучающихся.


Заключение

   Данная технологию представляет широкие возможности для реализации поставленной задачи в образовательной деятельности научить учеников учиться.  В процессе работы по этой технологии, все приемы работы с информацией постепенно "переходят в руки" самому обучающемуся: он начинает все активнее использовать их в самостоятельной работе: начинает обучать себя сам. Результаты диагностики позволяют утверждать, что данная технология обеспечивает самостоятельность, активность учеников в их совместной работе в учебном процессе; развивает критическое мышление, помогает в освоении культуры работы с текстом. Критериями эффективности развития навыков критического мышления были оценены по следующим показателям работы ученика:

  • умение поиска, трактовки, анализа различных видов информации;
  • умение формулировать корректные вопросы;
  • интерес к творческой деятельности;
  • самостоятельность в изучении предмета географии;
  • умение аргументировано отстаивать свою позицию;
  • умение найти выход в новой (нестандартной) ситуации;
  • положительная мотивация к учебному предмету;

   В своей работе, на уроках географии, я, преимущественно, применяю технологию на уроках изучения новой темы. Большое разнообразие приёмов и стратегий даёт большое поле для деятельности и размышлений.  Приёмы, наиболее часто, используемые мной на уроках: различные виды таблиц (сводная, концептуальная и др.), инсерт, ключевые слова, кластер, дерево предсказаний, лекция-визуализация, различные приёмы для прогнозирования материала, перепутанные логические цепочки, ассоциации. Проанализировав свой опыт работы по технологии, я пришла к выводу, что использовании технологии РКМ, обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, учит умению контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность.

   


Литература

  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли -  М., 2010.
  2. Демидова М.Ю., Иванов С. В., Карабанова О. А. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе / В 2 ч - М. Просвещение, 2009
  3. Заир С.И. – Бек, И.В. Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
  4. Загашев И.О., С.И. Заир – Бек. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя – СПб; Альянс «Дельта», 2003.
  5. Кирилова Н.Б. Медиаобразование в эпоху социальной модернизации: Педагогика – 2005.
  6. Матюхина М.В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников. - Волгоград, 1983
  7. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. М.; АК, 2006.
  8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии М. Народное образование. 1998.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

География сельского хозяйства. Урок с применением технологии развития критического мышления.

Конспект урока географии в 10 классе с использованием технологии развития критического мышления посредством чтения и письма Тема урока:География сельского хозяйства Класс: 10Используемые технолог...

Управление учебной деятельностью учащихся на уроках математики средствами технологии развития критического мышления в условиях внедрения ФГОС общего образования

Начавшийся плавный переход на федеральные государственные образовательные стандарты в принципе меняет ориентацию педагогов в характере образования - в его направленности, целях, содержании на выявлени...

мастер-класс «Изучение «трудного вопроса истории России» «Роль варягов в образовании ДРГ» средствами технологии развития критического мышления средствами чтения и письма (ТРКМЧП)»

Мастер-класс «Изучение «трудного вопроса истории России» «Роль варягов в образовании ДРГ» средствамиТРКМЧП» проводится в форме комментируемого занятия с учителями истории, которые выступают ...

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории средствами технологии развития критического мышления

Сейчас, когда время требует от нас и наших детей все чаще интересных и нестандартных решений, чтобы не потеряться в этом мире, но найти своё место в жизни, критическое мышление помогает как никакое др...

Описание педагогического опыта на тему :"Формирование познавательных (логических) универсальных учебных действий учащихся средствами технологии развития критического мышления"

Формирование познавательных (логических) универсальных учебных действий учащихся средствами технологии развития критического мышления...

Формирование читательской грамотности средствами технологии «Развитие критического мышления»

В презентации освещается роль технологии развития критического мышления в формировании читательской грамотности. Приводятся примеры применения приемов  и методов ТРКМ на уроках русской и родной л...

Статья "Современный урок русского языка : технология развития критического мышления "

Учебно-методический материал по русскому языку на тему " Современный урок русского языка: технология критического мышления"...