Статья на тему: «Формирование навыка читательской грамотности на уроках английского языка в основной школе»
статья по английскому языку (8 класс)
Цель обучения функциональной грамотности на уроках иностранного языка – это совершенствование иноязычной компетенции, способности и готовности школьников использовать язык для решения коммуникативных задач.
Одним из компонентов функциональной грамотности является читательская грамотность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему:
«Формирование навыка читательской грамотности на уроках английского языка в основной школе»
Юш О.Н.
Учитель английского языка
Под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с окружающим миром (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.)
Цель обучения функциональной грамотности на уроках иностранного языка – это совершенствование иноязычной компетенции, способности и готовности школьников использовать язык для решения коммуникативных задач.
Одним из компонентов функциональной грамотности является читательская грамотность.
Когда мы говорим «читательская компетентность», то имеем в виду достаточный уровень развития у учащихся навыков и умений пользоваться письменной информацией: поиск необходимых текстов, их правильный отбор и классификация в соответствии с заданной темой, их прочтение и трактование, устное и письменное представление прочитанного. Из вышесказанного следует, что читательская компетентность включает в себя следующие понятия – «грамотность» (навыки чтения, письма, счета и работы с документами), «минимальная грамотность» (способность читать и писать простые сообщения), а также «функциональная грамотность» (способность человека использовать навыки и умения чтения и письма в условиях его взаимодействия с окружающим миром).
Принципы обучения чтению на уроках иностранного языка
Чтение – это активный процесс, поэтому ученик должен быть заинтересован в содержании текста. Именно содержание таит в себе потенциальную возможность побудить у учащихся положительную мотивацию, вызвать потребность в чтении на иностранном языке [Носонович, Мильруд, 1999: 14].
Главный фактор в чтении – это прогнозирование и предположения. Ученики должны быть подготовлены учителем к работе с текстовым материалом. Для преодоления трудностей необходимо приготовить различный стимулирующий материал для работы с текстом. Это могут быть различные изображения, фотографии, интересный заголовок текста и, в конце концов, устные высказывания самого учителя. Важное значение имеет и подготовка учеников к работе с текстом и с языковой стороны восприятию текста с языковой стороны.
Соответствие заданий и темы. При организации работы с текстом педагогу необходимо осуществлять правильный подбор различных упражнений, вопросов и заданий к тексту для того, чтобы они помогали решать поставленные задачи и мотивировали учащихся на процесс чтения.
Работа с текстом до конца. В тексте содержится большое количество слов, как новых, как и знакомых, а также различных грамматических явлений, речевых образцов, тезисов и т.д. Всё это максимально нужно использовать для развития учащегося.
Методы и приёмы работы над текстом на уроке иностранного языка
Чтение является основным видом учебно – речевой деятельности при обучении иностранным языкам. Для того чтобы данный вид деятельности стал интересной и плодотворной базой обучения говорению, письму и аудированию, педагогу принципиально важно обучить своих учеников правильной работе с текстовым материалом. Поэтому важно основываться в своей работе на следующие этапы:
– предтекстовый;
– текстовый;
– послетекстовый.
Предтекстовый этап.
Целью данного этапа является формулирование речевой задачи для первичного знакомства с текстом, развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение прогнозировать содержание текст, создание положительного мотивирующего фактора для учащихся, уменьшение языковых и речевых трудностей.
На предтекстовом этапе учитель может в своей работе использовать:
– «мозговой штурм»
ориентиры предвосхищения содержания (верно-не верно, согласен-не согласен, до-после);
– прогнозирование,(попытка спрогнозировать содержание книги, просмотрев рассечение вопроса (смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия);иллюстрации)
– различные образы, возникающие при чтении заголовка текста,
– раскрытие имеющихся у учеников знаний по вопросам, поднятым в тексте,
– предваряющие вопросы (придумать вопросы, ответы на которые ученики будут искать в тексте);
глоссарий (актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста);
В начале работы с текстовым материалом учителю нужно сделать процесс понимания задания и постараться показать важные моменты работы над данным текстом:
- определить перед чтением по названию и (или) по составу текста, по изображениям, которые находятся в тексте, к какому виду (типу) этот текстовый материал относится (например, статья в газету или письмо);
- главные герои, о которых может идти речь;
- попросить учеников найти и подчеркнуть известные им слова, фразы, слова, о значении которых они могут догадаться без словаря и попросить ответить на вопрос о чем может быть данный материал (на русском языке и изучаемом), при этом делать опору на то, что они уже подчеркнули.
Текстовый этап
Целями текстового этапа являются: контроль уровня сформированности различных языковых навыков и речевых умений; формирование соответствующих навыков и умений. Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки). Главная задача - обеспечение полноценного восприятия текста. Это стадия осмысления, на которой учащиеся вступают в непосредственный контакт с текстом
На данном этапе главным является понимание того, что ученики читают. Контроль понимания текстового материала должен быть тесно связан с видом чтения (см. выше) и с учебно-речевыми задачами, поставленными перед учениками.
К стратегиям на данном этапе относятся:
- чтение в парах;
- чтение с пометками;
- чтение с вопросами;
- чтение с остановками;
- тайм-аут (паузы для сохранения информации);
- преобразование текста в таблицу;
- компрессия текста (план в вопросах, с ключевыми словами);
- кластер.
Послетекстовый этап
Целью послетекстового этапа является использование ситуации текста в опоры для развития умений и навыков строить монологические высказывания в устной и письменной речи.
Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом, контроль понимания прочитанного.
Главная задача - осуществление стадии рефлексии. На этом этапе приёмы смыслового чтения направлены на подготовку к монологическим и диалогическим высказываниям по
теме..
Упражнения на этом этапе должны быть нацелены на развитие умений следующих планов:и
- репродуктивного (написание лексических диктантов, правильное воспроизведение того или иного задания и т.д.),
- репродуктивно-продуктивного (высказывание суждения и т.д.),
- продуктивного (письменные и устные языковые высказывания, анализ слов, сравнение разных явлений в языке, умение делать выводы и т.д.).
Распространённые стратегии этого этапа:
- отношение между вопросом и ответом;
- вопросы после текста (оценочные, рефлексивные вопросы, связанные с критическим анализом текста);
- ромашка Блума (шесть лепестков-шесть типов вопросов)
- простые (Кто? Когда? Где? Как?)
- уточняющие (Правильно ли я понял..?)
- практические (Как можно применить..?Что можно сделать из..?)
- интерпретационные (Почему?)
- творческие (Что будет, если..?)
- оценочные (Как вы относитесь ?);
- взаимовопросы;
- синквейн;
- сводные таблицы;
- задание на соотнесения;
- верно, неверно, нет информации;
- проверочный лист;
- люкентекст (текст с пропусками);
- изменение перспективы (ученик пересказывает текст с позиции действующих лиц);
- восстановление деформированного текста (перепутаны фрагменты текста, или последовательность предложений).Само собой разумеется, что задания, используемые учителем, будут зависеть от вида чтения (просмотровое, изучающее и т.д.).
Задания на формирование функциональной грамотности способствуют повышению мотивации учащихся, расширяют их кругозор, развивают творческие способности– всё это необходимо для того, чтобы выпускник школы мог ориентироваться в жизненных ситуациях и использовать язык для решения коммуникативных задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков и умений чтения на английском языке учащихся основной школы.
Работа содержит информацию о видах чтения и способах формирования навыков и умений чтения.Система упражнений на материале УМК Английский в фокусе для 8 класса...

Выступление с методической темой «Формирование и развитие читательской грамотности на уроках английского языка как условия повышения качества образования школьника в рамках внедрения ФГОС»
В современном образовательном сообществе читательская грамотность как один из компонентов функциональной грамотности обучающихся рассматривается сегодня в качестве одной из самых важных компетентносте...

Формирование читательской грамотности на уроках английского языка в средней школе
Данная работа посвящена тому, как можно на уроках английского языка в средней школе развивать и формировать читательскую грамотность учащихся. Будут рассмотрены основные термины для понимания темы, а ...

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, Учитель английского языка МБОУ Одинцовского лицея №2
На основе результатов проведенных международных исследований качества образования российских школьников можно сделать вывод, что учащиеся сильны в области предметных знаний, но испытывают трудности во...
РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...

Отчет по методической теме «Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка» 2022г.
Отчет по методической теме «Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка» 2022г....

Формирование читательской грамотности на уроках английского языка на примере разработки урока по теме Celebrations (5 класс)
В данной разработке учителя не только английского языка, но и других предметов, использующих на своих уроках работу с текстом, могут найти приемы и идеи, как формировать читательскую грамотность у обу...