Урок " Великие географические открытия"
план-конспект урока по географии

Наумова Людмила Вячеславовна

  Конспект урока " Великие географические открытия" 5 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_5_klass_velikie_geograficheskiei_otkrytiya.docx24.83 КБ

Предварительный просмотр:

Класс  5

Тема урока « Эпоха Великих географических открытий»

Класс

5 класс

ресурсы

Предмет

география

Четверть

1 четверть

Цели обучения

1. Получить представления об открытие новых земель европейцами в  эпоху Великих географических открытий.

2. Формировать  пространственное мышление на основе новых знаний об изучении Земли в ХV веке

3.  Развивать любознательность, речь,  мышление, память.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7861/start/251636/

Цели урока.

Все учащиеся  узнают о землепроходце Афанасий Никитине и мореплавателях Христофором Колумбом, Васко да Гама.

Большинство учащихся сможет показать маршрут путешественников.

 Некоторые учащиеся смогут описать маршруты и назвать годы, в которые происходили открытия.

Критерии  оценивания

Различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли, описывать и сравнивать маршруты их путешествий.

Характеризовать основные этапы географического изучения Земли  в эпоху Великих географических открытий.

Предшествующие знания

 Представления о мире в древности. Появление географических карт. Путешественники эпохи средневековья

Ход урока

Организационный момент. Настрой  на учебную деятельность

2 мин

-Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о том, как люди изучали и исследовали Землю.

Определите темы урока  используя ключевые слова: новые земли, корабли, плавание, открытия, ХVвек.  

Ученики формулируют тему урока.

Слайд №1 записаны ключевые слова

 

 Актуализация знаний.

3 мин

 Из какой сказки эти строки?                                                     Князь …. зовет их в гости,
Их он кормит и поит
И ответ держать велит:
«Чем вы, гости, торг ведете
И куда теперь плывете?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет,
Торговали соболями,
Чернобурыми лисами;
А теперь нам вышел срок,
Едем прямо на восток.
Кто эти люди на корабле? Назовите их, одним словом.

- купцы.

Слайд №2

Стихи

 Целеполагание

5 мин.

 Работа в группе.

Прочитайте фрагменты из сказки и назовите, чем торговали купцы и  с какими целями они отправлялись в путь?

-торговля и обогащение.

 

Первая группа

 Вторая группа

Третья группа

Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет,
Торговали мы конями,
Всё донскими жеребцами,
А теперь нам вышел срок —
И лежит нам путь далек:
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана.

Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет;
Торговали мы булатом,
Чистым серебром и златом,
И теперь нам вышел срок;
А лежит нам путь далек,
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана

Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет,
Торговали мы недаром
Неуказанным товаром;
А лежит нам путь далек:
Восвояси на восток

 

 Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

 

 Карточки с фрагментами сказки А.С.Пушкина.

 Изучение нового материала

10 мин

Учитель

 А были ли на самом деле такие  мореплаватели? Давайте разберемся.

 Чтобы узнать, как раньше называли далекие страны расшифруйте запись «Яидни». Что это такое?

-Индия 

 Краткий рассказ учителя с демонстрацией слайдов о  путешественниках мечтавших побывать в Индии.

Первый европеец в Индии.

 Задание по группам.

1группа. Изучить текст с описанием путешествия Афанасия Никитина. Исследовать путь Афанасия Никитина в Индию по карте с нанесенным маршрутом.

 Ответить на вопросы.

Откуда был родом купец Афанасий Никитин?

По  какой реке пролегал  торговый путь?

 Какое море должны были пересечь купцы, чтобы попасть в Ширванское царство? Что пошло не так?

 В какое второе море пришлось переплыть, чтобы попасть в Индию?

 Почему путешествие называется «Хождение за три моря»?

Первая попутка открыть морской путь в  Индию – Испанцами

 2 группа.  Одним из желающих найти путь в Индию был уроженец Генуи Христофор Колумб.

Изучить текст с описанием плавания. Исследовать путь  Христофора Колумба в Индию по карте с нанесенным маршрутом.

  Используя текст учебника и карту, закончите предложение.   Экспедиция Колумба началась в …..  г.  

3 августа  ….г из порта Палос в Испании вышли три корабля: «Нинья»,  «….», «…..». Остров на который высадились испанцы они назвали Сан-Сальвадор ….( Спаситель).    Открытые  земли  впоследствии  стали назвать …(Америкой).

 Выскажите ваше мнение.    Туда ли попал Христофор Колумб куда мечтал? Почему?

Вторая попытка открыть морской путь в Индию - Португальцами

3группа. Изучить текст с описанием путешествия Васко Да Гама. Исследовать путь  в Индию по карте с нанесенным маршрутом.

 Выбрать не верные утверждения и внести  исправления.

 Васко Да Гама был первым европейцем добравшимся до Индии. Он впервые проложил  морской путь из Европы в Индию.

  Плавание началось в 1497 году. Моряки обогнули мыс Доброй дороги и плыли вдоль западных берегов Африки.  Арабы  с большим удовольствием показали путь в Индию. Путь был трудным и в 1498 году моряки добрались до побережья Индии

 Слайды с картами путешествий Афанасия Никитина, Хритофора Колумба, Васко да Гама

Текст- описание + карта

 Представление результатов групповой  работы.

5 мин

 Один ученик представитель группы озвучивает выполненное задание для всего класса.

Карточки с выполненными заданиями.

 Работа с контурными картами

7мин

 Нанесение маршрута  путешественников на выданные на контурных картах

 Фрагменты контурных карт для нанесения маршрута

Обратная связь

5 мин

Фронтальный опрос

- О каких путешественниках мы узнали во время урока?

- Чьи мечты осуществились?

- Кто из мореплавателей сильно заблуждался?

- Маршрут, какого мореплавателя  проходил только по Атлантическому океану?

Итоговый этап

3 мин.

  Представление результатов работы в группе классу.

Сформулируйте цели нашего урока. Расскажите, чему вы научились. Какие знания по географии помогли справиться с работой? Что еще нужно повторить? Какие вопросы задали бы учителю по данной теме.

 Оцените свою работу  цифрами от 1 до 3.

 Я  могу называть путешественников и показать их маршрут  на отлично-1.

Я могу рассказать о путешественниках, но есть трудности с определением маршрута на карте-2.

 Мне нужно еще поработать с этой информации-3.

 Д/з

 Посмотрите урок на РЭШ. Запишите, что нового Вы узнали помимо изученного на уроке. Составьте вопросы по этой темы для своего соседа по парте.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7861/start/251636/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Великие географические открытия выпускников кадетских корпусов"

Этот урок посвящен русским первооткрывателям-выпускникам кадетских корпусов. Построен на сообщениях учащихся и презентации....

Презентации к уроку "Великие географические открытия выпускников кадетских корпусов"

К уроку "Великие географические открытия выпускников кадетских корпусов" я подготовила несколько презентаций.Представляю некоторые из них:1. Как воспитывали русского офицера.2. Колчак А.В.3. Чок...

Урок "Великие географические открытия"

Разработка урока по Новой истории "Великие географические открытия". 7 класс....

Конспект урока "Великие географические открытия"

Конспект урока "Великие географические открытия"...

урок Великие географические открытия

УРОК ГЕОГРАФИИ В 5-М КЛАССЕТЕМА УРОКА: «ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ»Цель урока: создать условия для развития творческого мышления обучающихся.Задачи урока: - обучающая: познакомить обу...

тема урока "Великие географические открытия"

Тема урока "Великие географические открытия" 6 класс.Урок -игра.Образовательно-воспитательные задачи урока направлены на систематизацию знаний о роли великих  путешественников в формиро...