Технологическая карта урока ОДНКНР, 5 класс
план-конспект урока по географии (5 класс)

тема урокаРегионы России: культурное многообразие

Цель: формирование социальной культуры личности на основе принятия традиционных российских духовных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, развитие теоретического мышления пятиклассников на основе осмысления понятий «полиэтничность», «государствообразующий народ», «титульный этнос», «многонациональный народ Российской Федерации».

Задачи:

1. Дать понятия «титульный этнос»,  «государствообразующий народ», «многонациональный народ Российской Федерации»,

2.  Способствовать формированию умения

- извлекать информацию из различных источников,

-  правильно строить речь,

- осуществлять самоконтроль, самооценку учебной и познавательной деятельности.

Планируемые результаты

-понимать принципы федеративного устройства России; называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они традиционно проживают;

-уметь объяснить понятия «государствообразующий народ», «титульный этнос», значение словосочетания «многонациональный народ Российской Федерации»,

- работать с источниками;

- понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации.

Оборудование и материалы: экран,  ПК, проектор, атласы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_odnknr_mingalieva_g.m.docx35.61 КБ
PDF icon Презентация к уроку1.93 МБ

Предварительный просмотр:

Мингалиева Г.М., учитель ОДНКНР

ГБОУ СОШ с. Русская Васильевка

Технологическая карта  урока ОДНКНР в 5 классе

тема урока:  Регионы России: культурное многообразие

тип урока: урок  открытия новых знаний

Цель: формирование социальной культуры личности на основе принятия традиционных российских духовных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, развитие теоретического мышления пятиклассников на основе осмысления понятий «полиэтничность», «государствообразующий народ», «титульный этнос», «многонациональный народ Российской Федерации».

 

Задачи:

1. Дать понятия «титульный этнос»,  «государствообразующий народ», «многонациональный народ Российской Федерации»,

2.  Способствовать формированию умения

- извлекать информацию из различных источников,

-  правильно строить речь,

- осуществлять самоконтроль, самооценку учебной и познавательной деятельности.

Планируемые результаты

-понимать принципы федеративного устройства России; называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они традиционно проживают;

-уметь объяснить понятия «государствообразующий народ», «титульный этнос», значение словосочетания «многонациональный народ Российской Федерации»,

- работать с источниками;

- понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации.

Оборудование и материалы: экран,  ПК, проектор, атласы

Этапы урока

Содержание урока

Используемые  ресурсы и сервисы (ссылки на ресурсы)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

Приветствуют учителя.

Этап целеполагания и мотивации

 Ребята, обратите внимание на экран,   послушайте стихотворение. Карта России, представленная в необычном виде, и стихи помогут вам определить тему сегодняшнего разговора на уроке.

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим — степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

 А Родина Россия,

У нас у всех одна.

Подводит ребят к выводу о том, что разговор на уроке будет о регионах России, где компактно проживают разные народы с их многообразной культурой

 

 Определяют тему урока.

Формулируют задачи с помощью учителя.

Записывают тему урока в тетрадях

Слайд 1

Этап актуализации знаний

- Назовите народы, проживающие в России.

- Сколько народов и народностей проживают в России?

- Назовите народы, проживающие на территории Самарской области.

Обобщение (слайд 2): Согласно данным переписи населения 2021 года, в России проживают представители более 190 народов, из них с численностью более одного миллиона человек -6: татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне.

81 % от общей численности населения составляют русские.

Отвечают на вопросы учителя

Слайд 2

Открытие новых знаний

1. Работа над понятием «государствообразующий народ».

  • В 2020 году по предложению президента России были

 введены поправки в Конституцию РФ. Поправки касались введения в статью 68 понятия «государствообразующий народ».

- Что же означает понятие «государствообразующий народ».

Используя, представленную на слайде информацию, определите, какой  народ  в России отвечает требованиям понятия  «государствообразующий народ».  

Обобщает: Русский народ является государствообразующим народом

  • Давайте посмотрим фрагмент фильма о культуре русского народа

Беседа по содержанию просмотренного

Знакомятся с понятием, анализируют каждый критерий, определяют по представленным признакам государствообразующий народ России.

Выписывают понятие в тетрадь.

Отвечают на вопросы

Слайд 3

Видео «Многоликая Россия» (фрагмент от 0.30 до 1.30 мин)

https://rutube.ru/video/50a381881b1a682ee35455abcceec71b/ 

2. Работа над понятием «титульный народ»

  • Обращаемся к теме урока «Регионы

России: культурное многообразие».

- Как вы понимаете слово «регионы»?

Обобщение: Государство условно разделено на регионы. Регион в административном аспекте – это административная единица какого-либо государства, субъект РФ.

  • Перед вами карта «Федеративное

устройство России». Россия состоит из 89 субъектов, из них 24 относятся к республикам.

- Найдите по карте республики и назовите их.

(на слайде 4 демонстрирует названия республик)

- Давайте определим по названию республик, какие народы компактно проживают в этих республиках. (слайд 5)

- Как вы можете объяснить происхождение названий республик?  

  • Вводит понятие «титульный народ»

Титульный народ  — часть населения государства или субъекта Федерации, национальность которая определяет официальное наименование данного субъекта.

 

Отвечают на вопросы учителя.

Находят по атласам республики и называют их

Определяют проживающие в этих республиках народы.

Приходят к выводу: название республики произошло от названия народа, компактно проживающего на территории республики.

Записывают определение в тетрадь.

Слайд 4

Слайд 5

3. Работа над понятием «многонациональный народ РФ»

Все люди, проживающие на территории нашего государства, являются равноправными гражданами. Соответственно, наши национальные отличия в данном случае являются лишь фактором нашего культурного разнообразия.

Предлагаю посмотреть фрагмент видеофильма и подумать, что же означает понятие «многонациональный народ».

Таким образом,

Многонациональный народ РФ — это совокупность всех исторически проживающих на ее современной территории наций, этнических общностей.  При этом многонациональный народ выступает как единый субъект, объединяющий всех граждан, имеющих равную правовую связь с государством независимо от национальной принадлежности, соц. положения и др. обстоятельств.

Смотрят видеофрагмент

Высказывают свое мнение

Видео «Россия –наш дом»

https://yandex.ru/video/preview/5761665986089202996 

Первичное закрепление

- С какими новыми понятиями познакомились на уроке?

Отвечают на вопросы, используя записи в тетрадях.

 Интерактивное упражнение на проверку понятия «титульный народ»

Выполняют упражнение, оценивают свою работу

https://learningapps.org/display?v=poo4syvta22

 Интерактивный тест по проверке изученного на уроке

Выполняют тест, оценивают свою работу.

Выполняют работу над ошибками

https://onlinetestpad.com/ut4zutyuncjzo 

Подведение итогов урока

1.Предлагает оценить свою деятельность на уроке

2. Возвращает к поставленным задачам урока.

1. Суммируют отметки, полученные за выполнение упражнения и теста, выводят отметку за урок.

2.Выясняют в какой степени выполнены задачи урока

Делают выводы.

Дача домашнего задания

Подготовить презентацию «Народы моей малой Родины»

Записывают домашнее задание

Рефлексия

- Предлагаю послушать стихи  М.И. Липкина «В единстве сила»

Единая Россия, единая страна

Сегодня, навеки, на все времена…

Вся наша сила в единстве своём,

Страну прославляем и вместе живём.

Нам наши победы давались с трудом,

Всегда мы все вместе боролись с врагом.

Встречались невзгоды на нашем пути,

Но мы всё равно продолжали идти.

 

- Как вы понимаете строки  «Вся наша сила в единстве своём.»

- Согласны ли вы с мнением автора?

- Мы все являемся частью многонационального народа России! Его богатая многовековая история, бесценная культура вдохновляет нас на новые свершения, дает нам силу и поддержку. Послушайте, что по этому поводу говорит наш президент В.В. Путина.

Высказывают свое мнение.

https://yandex.ru/video/preview/8870511801597731271 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

Технологическая карта урока 5 класс ФГОС. Урок по теме" Прибор - открывающий невидимое"

Технологическая  карта -это трудность для начинающих  учителей  ,работающих во ФГОС ООО...

Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".

Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....

Технологическая карта урока. 1 класс .Тема урока: Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность.

Технологическая карта урока физической культуры,  1 класс,  Тема урока: "Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность".  Данный материал будет интересен учителям физической ку...

Технологическая карта урока ОДНКНР

Технологическая карта урока ОДНКНР...

Технологическая карта урока ОДНКНР "Иудаизм"

На уроке применяется проектная методика и работа в группах. Обучающиеся из предложенного материала выделяют главное, используя разные методи и приемы создают плакаты на тему "Иудаизм". 3 гру...

Технологическая карта урока ОДНКНР " Ратный подвиг"

Цель урокаФормирование понятия о ратном подвиге и героях совершавших его в разные исторические периоды.Задачи1. Что такое ратный подвиг;2. Кто совершает ратные подвиги?;3. Какие бывают герои?...