Технологическая карта урока ОДНКНР, 5 класс
план-конспект урока по географии (5 класс)
тема урока: Регионы России: культурное многообразие
Цель: формирование социальной культуры личности на основе принятия традиционных российских духовных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, развитие теоретического мышления пятиклассников на основе осмысления понятий «полиэтничность», «государствообразующий народ», «титульный этнос», «многонациональный народ Российской Федерации».
Задачи:
1. Дать понятия «титульный этнос», «государствообразующий народ», «многонациональный народ Российской Федерации»,
2. Способствовать формированию умения
- извлекать информацию из различных источников,
- правильно строить речь,
- осуществлять самоконтроль, самооценку учебной и познавательной деятельности.
Планируемые результаты
-понимать принципы федеративного устройства России; называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они традиционно проживают;
-уметь объяснить понятия «государствообразующий народ», «титульный этнос», значение словосочетания «многонациональный народ Российской Федерации»,
- работать с источниками;
- понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации.
Оборудование и материалы: экран, ПК, проектор, атласы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_odnknr_mingalieva_g.m.docx | 35.61 КБ |
Презентация к уроку | 1.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Мингалиева Г.М., учитель ОДНКНР
ГБОУ СОШ с. Русская Васильевка
Технологическая карта урока ОДНКНР в 5 классе
тема урока: Регионы России: культурное многообразие
тип урока: урок открытия новых знаний
Цель: формирование социальной культуры личности на основе принятия традиционных российских духовных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, развитие теоретического мышления пятиклассников на основе осмысления понятий «полиэтничность», «государствообразующий народ», «титульный этнос», «многонациональный народ Российской Федерации».
Задачи:
1. Дать понятия «титульный этнос», «государствообразующий народ», «многонациональный народ Российской Федерации»,
2. Способствовать формированию умения
- извлекать информацию из различных источников,
- правильно строить речь,
- осуществлять самоконтроль, самооценку учебной и познавательной деятельности.
Планируемые результаты
-понимать принципы федеративного устройства России; называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они традиционно проживают;
-уметь объяснить понятия «государствообразующий народ», «титульный этнос», значение словосочетания «многонациональный народ Российской Федерации»,
- работать с источниками;
- понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации.
Оборудование и материалы: экран, ПК, проектор, атласы
Этапы урока | Содержание урока | Используемые ресурсы и сервисы (ссылки на ресурсы) | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||
Организационный момент | Проверка готовности к уроку. | Приветствуют учителя. | |
Этап целеполагания и мотивации | Ребята, обратите внимание на экран, послушайте стихотворение. Карта России, представленная в необычном виде, и стихи помогут вам определить тему сегодняшнего разговора на уроке. Живут в России разные Народы с давних пор. Одним тайга по нраву, Другим — степной простор. У каждого народа Язык свой и наряд. Один черкеску носит, Другой надел халат. Одним милее осень, Другим милей весна. А Родина Россия, У нас у всех одна. Подводит ребят к выводу о том, что разговор на уроке будет о регионах России, где компактно проживают разные народы с их многообразной культурой |
Определяют тему урока. Формулируют задачи с помощью учителя. Записывают тему урока в тетрадях | Слайд 1 |
Этап актуализации знаний | - Назовите народы, проживающие в России. - Сколько народов и народностей проживают в России? - Назовите народы, проживающие на территории Самарской области. Обобщение (слайд 2): Согласно данным переписи населения 2021 года, в России проживают представители более 190 народов, из них с численностью более одного миллиона человек -6: татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне. 81 % от общей численности населения составляют русские. | Отвечают на вопросы учителя | Слайд 2 |
Открытие новых знаний | 1. Работа над понятием «государствообразующий народ».
введены поправки в Конституцию РФ. Поправки касались введения в статью 68 понятия «государствообразующий народ». - Что же означает понятие «государствообразующий народ». Используя, представленную на слайде информацию, определите, какой народ в России отвечает требованиям понятия «государствообразующий народ». Обобщает: Русский народ является государствообразующим народом
Беседа по содержанию просмотренного | Знакомятся с понятием, анализируют каждый критерий, определяют по представленным признакам государствообразующий народ России. Выписывают понятие в тетрадь. Отвечают на вопросы | Слайд 3 Видео «Многоликая Россия» (фрагмент от 0.30 до 1.30 мин) |
2. Работа над понятием «титульный народ»
России: культурное многообразие». - Как вы понимаете слово «регионы»? Обобщение: Государство условно разделено на регионы. Регион в административном аспекте – это административная единица какого-либо государства, субъект РФ.
устройство России». Россия состоит из 89 субъектов, из них 24 относятся к республикам. - Найдите по карте республики и назовите их. (на слайде 4 демонстрирует названия республик) - Давайте определим по названию республик, какие народы компактно проживают в этих республиках. (слайд 5) - Как вы можете объяснить происхождение названий республик?
Титульный народ — часть населения государства или субъекта Федерации, национальность которая определяет официальное наименование данного субъекта. |
Отвечают на вопросы учителя. Находят по атласам республики и называют их Определяют проживающие в этих республиках народы. Приходят к выводу: название республики произошло от названия народа, компактно проживающего на территории республики. Записывают определение в тетрадь. | Слайд 4 Слайд 5 | |
3. Работа над понятием «многонациональный народ РФ» Все люди, проживающие на территории нашего государства, являются равноправными гражданами. Соответственно, наши национальные отличия в данном случае являются лишь фактором нашего культурного разнообразия. Предлагаю посмотреть фрагмент видеофильма и подумать, что же означает понятие «многонациональный народ». Таким образом, Многонациональный народ РФ — это совокупность всех исторически проживающих на ее современной территории наций, этнических общностей. При этом многонациональный народ выступает как единый субъект, объединяющий всех граждан, имеющих равную правовую связь с государством независимо от национальной принадлежности, соц. положения и др. обстоятельств. | Смотрят видеофрагмент Высказывают свое мнение | Видео «Россия –наш дом» | |
Первичное закрепление | - С какими новыми понятиями познакомились на уроке? | Отвечают на вопросы, используя записи в тетрадях. | |
Интерактивное упражнение на проверку понятия «титульный народ» | Выполняют упражнение, оценивают свою работу | ||
Интерактивный тест по проверке изученного на уроке | Выполняют тест, оценивают свою работу. Выполняют работу над ошибками | ||
Подведение итогов урока | 1.Предлагает оценить свою деятельность на уроке 2. Возвращает к поставленным задачам урока. | 1. Суммируют отметки, полученные за выполнение упражнения и теста, выводят отметку за урок. 2.Выясняют в какой степени выполнены задачи урока Делают выводы. | |
Дача домашнего задания | Подготовить презентацию «Народы моей малой Родины» | Записывают домашнее задание | |
Рефлексия | - Предлагаю послушать стихи М.И. Липкина «В единстве сила» Единая Россия, единая страна Сегодня, навеки, на все времена… Вся наша сила в единстве своём, Страну прославляем и вместе живём. Нам наши победы давались с трудом, Всегда мы все вместе боролись с врагом. Встречались невзгоды на нашем пути, Но мы всё равно продолжали идти.
- Как вы понимаете строки «Вся наша сила в единстве своём.» - Согласны ли вы с мнением автора? - Мы все являемся частью многонационального народа России! Его богатая многовековая история, бесценная культура вдохновляет нас на новые свершения, дает нам силу и поддержку. Послушайте, что по этому поводу говорит наш президент В.В. Путина. | Высказывают свое мнение. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...
Технологическая карта урока 5 класс ФГОС. Урок по теме" Прибор - открывающий невидимое"
Технологическая карта -это трудность для начинающих учителей ,работающих во ФГОС ООО...
Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".
Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....
Технологическая карта урока. 1 класс .Тема урока: Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Технологическая карта урока физической культуры, 1 класс, Тема урока: "Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность". Данный материал будет интересен учителям физической ку...
Технологическая карта урока ОДНКНР
Технологическая карта урока ОДНКНР...
Технологическая карта урока ОДНКНР "Иудаизм"
На уроке применяется проектная методика и работа в группах. Обучающиеся из предложенного материала выделяют главное, используя разные методи и приемы создают плакаты на тему "Иудаизм". 3 гру...
Технологическая карта урока ОДНКНР " Ратный подвиг"
Цель урокаФормирование понятия о ратном подвиге и героях совершавших его в разные исторические периоды.Задачи1. Что такое ратный подвиг;2. Кто совершает ратные подвиги?;3. Какие бывают герои?...