Урок географии для 5 класса по теме "Вулканы Земли"
методическая разработка по географии (5 класс)
Тема урока «Вулканы Земли»
5 класс
Цель урока: сформировать представление учащихся о вулканах и закономерностях распространения вулканизма, объяснить необходимость обеспечения безопасности населения.
Урок направлен на достижение следующих результатов:
Предметные: ученики смогут дать определение «вулкан», «лава», «магма», «вулканическая активность»; отличить визуально различные типы вулканов друг от друга;
Метапредметные: развивать навыки работы с географической картой, умение строить развернутый ответ на вопрос по плану; работать с текстом учебника и дополнительными материалами, совершенствовать навыки работы с контурной картой; обосновывать свои выводы, опираясь на текст и карту; развивать навыки географического мышления.
Личностные: осознать неполноту знаний, проявить интерес к новому содержанию. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные: учащиеся должны вести планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные:и звлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий.
Коммуникативные:учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности.
Тип урока урок открытия новых знаний
Формы работы учащихся коллективная, групповая, фронтальная, самостоятельная
Необходимое техническое оборудование компьютер, мультимедийный проектор,экран.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_geografii_dlya_5_klassa_muhina_yu.n_g._cherepovets_vologodskaya_oblast_shkola_10.odt | 173.76 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ
Учитель географии – Мухина Юлия Николаевна
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10 с углубленным изучением отдельных предметов»
Вологодская область город Череповец
Тема урока «Вулканы Земли»
5 класс
Цель урока: сформировать представление учащихся о вулканах и закономерностях распространения вулканизма, объяснить необходимость обеспечения безопасности населения.
Урок направлен на достижение следующих результатов:
Предметные: ученики смогут дать определение «вулкан», «лава», «магма», «вулканическая активность»; отличить визуально различные типы вулканов друг от друга;
Метапредметные: развивать навыки работы с географической картой, умение строить развернутый ответ на вопрос по плану; работать с текстом учебника и дополнительными материалами, совершенствовать навыки работы с контурной картой; обосновывать свои выводы, опираясь на текст и карту; развивать навыки географического мышления.
Личностные: осознать неполноту знаний, проявить интерес к новому содержанию. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные: учащиеся должны вести планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные:и звлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий.
Коммуникативные:учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности.
Тип урока урок открытия новых знаний
Формы работы учащихся коллективная, групповая, фронтальная, самостоятельная
Необходимое техническое оборудование компьютер, мультимедийный проектор,экран.
Базовый учебник | Летягин А.А. География. Начальный курс: 5 класс. – М.: Вентана – Граф, 2014г. Атлас по географии для 5 класса. ФГОС. Начальный курс. Автор А.А Летягин.-М.: ООО «АСТ-Пресс Школа», 2016 г. |
Структура и ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Организационный | Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку. Психологически настраивает обучающихся на урок. Добрый день. Начинаем урок. | слушают |
Актуализация знаний и мотивационная установка | Просмотрите видео фрагмент. Демонстрирует отрывок из новостной ленты от 28 февраля 2017 года (Этна проснулась) https://www.youtube.com/watch?v=BWcZ2cmkxxI Какова тема нашего урока. | Определяют тему урока :«Вулканы Земли» |
Целеполагание, формулирование задач урока. | Помогает и направляет учеников к формулировке целей и задач урока. Цель урока: сформировать представление учащихся о вулканах и закономерностях распространения вулканизма, объяснить необходимость обеспечения безопасности населения. Задачи урока: 1.Изучить строение вулкана 2. Как они образуются 3. определить места размещения вулканов 4. причины извержения вулканов | Пытаются сформулировать цель и задачи урока |
Изучение нового материала. | 1.Выделение основных частей вулкана. Работа с учебником стр35 рис 17 и картинкой на экране «Строение вулкана» | Рассматривают рисунки, называют составные части вулкана. Рисуют схему вулкана в тетради. Записывают понятия: кратер, жерло, очаг магмы, лава.
|
2. Образование и извержение вулканов. Выдвижение гипотезы А как же происходит образование и извержение вулканов? Каковы причины извержения вулканов на Земле? Если класс сильный, то они могут самостоятельно прийти к правильным выводам. Слабому классу необходима будет помощь и коррекция выводов со стороны учителя Корректирует ответы ребят и подводит к следующим выводам. Выводы:
Атлантического океана.
| Заранее дается задание сделать модель вулкана двум ребятам и еще 2-3 ребятам тоже до этого урока с помощью Школы географа –следопыта дается задание создать конструктор литосферных плит (учебник стр 38-39). Ребята из класса выдвигают свои идеи и мысли по поводу о том, как происходит образование и извержение вулканов. Далее выходят ребята, у которых были даны опережающие задания.
1 группа ребят демонстрируют модель «Извержение вулкана» Для создания модели вулкана необходимо оборудование: пластиковая бутылка, конус из картона, пластилин, вода, уксус, подкрашенный пищевым красителем и сода. На уроке идет демонстрация опыта. В модель наливается вода, туда добавляется уксус и потом сода. Начинается импровизированное извержение вулкана. Ребята, которые делали модель вулкана, демонстрируют всему классу опыт. Далее выходит 2 группа ребят и они рассказывают, как сделали конструктор литосферных плит с помощью Школы географа – следопыта(учебник стр 38-39) и какие выводы у них получились о причинах извержения вулканов и процессе вулканизма на Земле? Класс слушает выступления ребят из обеих групп, анализирует, делают предположение об образовании и извержении вулканов на Земле. Идет обсуждение выводов. Каждая группа так же делает вывод по итогам своей проделанной работе. | |
3. Вулканы мира. Демонстрирует картину К. Брюллова «Последний день Помпеи» (на экране слайд с картиной) Задает вопрос: Какие эмоции вызывает эта картина у вас? Все ли вулканы на Земле одинаковые? Какие можно выделить типы вулканов? Приведите примеры вулканов на каждый тип? Подсказка есть в учебнике. Посмотрите на рисунок 18 и рис 20 в учебнике на стр 36-38, прочитайте в тесте учебника на стр 36. Найдите ответ в тесте учебника. | Ребята рассмотрели картину, высказали свои предположения, потом начинают работать с тестом учебника, находить информацию о типах вулканов, примеры вулканов. Делают вывод о типах вулканов на Земле с помощью рисунков и теста в учебнике. Вывод о том, что вулканы бывают действующие, потухшие, уснувшие. Выделяют особенности всех трех типов вулканов. Говорят о разрушительной роли вулканов. Далее работают с атласом на стр 10-11 «Физическая карта мира», находят на карте вулканы, указанные на доске и наносят на контурную карту стр 12-13 цифры и красные треугольники, подписывают названия вулканов, где позволяет место на контурной карте и добавляют легенду карты, соответствие цифры и указанного вулкана. Подписать надо вулканы:(названия вулканов написаны на доске). 1.Ключевская Сопка 2.Килиманджаро 3.Шивелуч 4.Гекла 5.Котопахи 6.Орисаба 7.Везувий 8.Этна 9.Кракатау 10.Фудзияма | |
4. Проявление вулканизма Картинка гейзера выведена на экран на слайде. Задает вопрос: Что изображено на слайде? Подсказка есть в учебнике на стр 37. Спрашивает несколько пар ребят, что у них получилось. | Смотрят на картинку слайда, отвечают, делают предположения о том, что изображено на картинке. Далее в учебнике на стр 37 находят такую же картинку, как на слайде, делают вывод, о том, что это гейзер. Затем работают в парах с тестом учебника и находят информацию о том, что вулканы и гейзеры связаны друг с другом. Что наличие гейзеров на определенной территории -это еще одно интересное проявление вулканизма. Находят в тесте положительные стороны вулканизма и энергии гейзеров. Делают выводы. | |
Закрепление и первичная проверка знаний. | Выдает каждому ученику лист контроля и оценки знаний. На этом уроке озвучивает оценки за работу 1 и 2 группы ребят, отмечает ответы наиболее активных ребят на этом уроке. Все остальные узнают свои оценки на следующем уроке, после проверки листов контроля. | Выполняют задания на листах, дают самооценку выполненным заданиям. |
Рефлексия. | На экране проектора показывает картинки смайликов и спрашивает отношение ребят к уроку. | С помощью смайликов выражают свои эмоции и отношение к уроку. |
Домашнее задание | Благодарит за урок, комментирует домашнее задание. Параграф 7 устно, составить презентацию о наиболее известном вулкане или гейзере, используя дополнительную литературу. |
ЛИСТ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ УЧЕНИКА(ЦЫ). (_____________________________________________________)
Фамилия ,имя класс
Задания к уроку по теме «Вулканы Земли» | самооценка | Оценка учителя |
Магма, излившаяся на поверхность Земли- это Чашеобразное углубление на вершине вулкана –это Огненно-жидкий расплав веществ, поднимающийся из недр Земли – это Канал по которому движется лава -это | ||
Типы вулканов | ||
3.Найдите верное утверждение и почеркните его: А) Движение литосферных плит приводит к появлению трещин, по которым изливается лава. Именно столкновение литосферных плит приводит к образованию вулканов. Б) Извержение вулкана начинается с выброса кипящего потока воды и ритмично повторятся. В) Гейзеры не приносят никакую пользу человеку. |
Критерии оценивания:
Если вы считаете, что ответили правильно без ошибок на все задания, то поставьте себе оценку 5.
Ответили с небольшими недочетами, поставьте 4.
Сомневаетесь в правильности своих ответов, то поставьте оценку 3.
НЕ справились с работой оценка 2.
В конце урока сдайте этот лист учителю, на следующем уроке вы увидите, совпала ли ваша оценка с оценкой учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока географии 6 класс по теме : "Движения Земли"
План - конспект урока по географии по теме: "Движения Земли" Урок с использованием презентации....
Презентация для урока географии 6 класса по теме "Земля и космос"
Презентация к уроку географии в 6 классе по теме "Земля и космос". Здесь представлены фотографии вселенной и галактик, а так же созвездий....
Конспект урока географии, 8 класс - Урок-викторина "К неведомым землям"
Материалы викторины "К неведомым землям" могут быть использованы как для проведения урока в рамках изучения темы "Географическое положение России" в курсе географии 8 класса "География Рос...
Презентация к уроку географии 7 класс "Полярные области Земли".
Данная презентация составлена к уроку географии 7 класса для повторения и обобщения темы "Полярные области Земли"....
УРОК ГЕОГРАФИИ 5 КЛАСС "Вода на Земле"
технологическая карта урока географии в 5 классе "Вода на Земеле" с использованием технологии позиционного обучения...
Технологическая карта урока географии 5 класс "Живая оболочка Земли"
Технологическая карата урока герграфии "Живая оболочка Земли" 5 класс, ФГОС....
урок географии 5 класс Внутреннее строение Земли
Данный урок предназначается для учащихся 5 класса основной школы. Содержание учеьного материала соответствует цели урока, содержанию программы....