Урок географии для 5 класса по теме "Вулканы Земли"
методическая разработка по географии (5 класс)

Мухина Юлия  Николаевна

Тема урока «Вулканы Земли»

5 класс

Цель урока: сформировать представление учащихся о вулканах и закономерностях распространения вулканизма, объяснить необходимость обеспечения безопасности населения.

Урок направлен на достижение следующих результатов:

Предметные: ученики смогут дать определение «вулкан», «лава», «магма», «вулканическая активность»; отличить визуально различные типы вулканов друг от друга;

Метапредметные: развивать навыки работы с географической картой, умение строить развернутый ответ на вопрос по плану; работать с текстом учебника и дополнительными материалами, совершенствовать навыки работы с контурной картой; обосновывать свои выводы, опираясь на текст и карту; развивать навыки географического мышления.

Личностные: осознать неполноту знаний, проявить интерес к новому содержанию. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные: учащиеся должны вести планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные:и звлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий.

Коммуникативные:учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности.

Тип урока урок открытия новых знаний

Формы работы учащихся коллективная, групповая, фронтальная, самостоятельная

 

Необходимое техническое оборудование компьютер, мультимедийный проектор,экран.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ     УРОКА ГЕОГРАФИИ   

Учитель  географии – Мухина Юлия Николаевна

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10  с углубленным изучением отдельных предметов»

Вологодская область город Череповец

 Тема  урока «Вулканы Земли»

5 класс

Цель урока:  сформировать  представление учащихся  о вулканах и закономерностях  распространения вулканизма, объяснить необходимость обеспечения безопасности населения.

Урок направлен на достижение следующих результатов:

Предметные: ученики смогут дать определение «вулкан», «лава», «магма», «вулканическая активность»; отличить визуально различные типы вулканов друг от друга;

Метапредметные: развивать навыки работы с географической  картой, умение  строить развернутый ответ на вопрос по плану; работать с текстом учебника и дополнительными материалами,  совершенствовать навыки работы с контурной картой; обосновывать свои выводы, опираясь на текст и карту; развивать навыки географического мышления.

Личностные: осознать неполноту знаний, проявить интерес к новому содержанию. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные: учащиеся должны вести планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные:и звлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий.

Коммуникативные:учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности.

Тип урока      урок открытия новых знаний

Формы работы учащихся коллективная, групповая, фронтальная, самостоятельная

Необходимое техническое оборудование  компьютер, мультимедийный проектор,экран.

Базовый учебник

Летягин А.А. География. Начальный курс: 5 класс. – М.: Вентана – Граф, 2014г.

Атлас по географии для 5 класса. ФГОС. Начальный курс. Автор А.А Летягин.-М.: ООО «АСТ-Пресс Школа», 2016 г.

Структура и ход  урока

Этап  урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный

Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку. Психологически настраивает обучающихся  на урок.

Добрый день. Начинаем урок.

слушают

Актуализация знаний  и мотивационная установка

Просмотрите видео фрагмент. Демонстрирует отрывок из новостной ленты  от 28 февраля 2017 года (Этна проснулась)

https://www.youtube.com/watch?v=BWcZ2cmkxxI

Какова тема нашего урока.

Определяют тему урока :«Вулканы Земли»

Целеполагание, формулирование задач урока.

Помогает  и  направляет учеников  к  формулировке целей и задач урока.

Цель урока: сформировать представление учащихся  о вулканах и закономерностях  распространения вулканизма, объяснить необходимость обеспечения безопасности населения.

Задачи урока:

1.Изучить строение вулкана

2. Как они образуются

3. определить места размещения вулканов

4. причины извержения вулканов

Пытаются сформулировать цель и задачи урока

Изучение нового материала.

1.Выделение основных частей вулкана.

Работа с учебником стр35 рис 17 и  картинкой   на  экране «Строение вулкана»

Рассматривают рисунки, называют составные части вулкана. Рисуют схему вулкана в тетради. Записывают понятия: кратер, жерло, очаг магмы, лава.

 http://uslide.ru/images/13/19896/960/img12.jpg

2. Образование и извержение вулканов.

Выдвижение гипотезы

 А как же  происходит  образование  и извержение вулканов? Каковы причины извержения вулканов на Земле?

Если класс сильный, то они могут самостоятельно прийти к правильным выводам.

Слабому классу необходима будет помощь и коррекция выводов со стороны учителя

Корректирует ответы ребят и подводит к следующим выводам.

Выводы:

  1. Перед началом извержения вулкана происходят землетрясения и образуются трещины в земной коре.
  2. Наибольшее количество вулканов сосредоточено в тех районах, где сходятся литосферные плиты – это районы Тихоокеанского побережья, Средиземноморья,

Атлантического океана.

  1. Движение литосферных плит приводит  к появлению трещин, по которым изливается лава. Именно столкновение литосферных плит приводит к образованию вулканов, горных массивов, к изменению облика нашей планеты.

Заранее дается задание сделать модель вулкана  двум ребятам и еще 2-3 ребятам тоже до этого урока  с помощью Школы географа –следопыта  дается задание создать конструктор литосферных плит (учебник стр 38-39).  

Ребята  из класса выдвигают  свои идеи  и мысли по поводу  о том,  как  происходит  образование и извержение  вулканов.

Далее выходят   ребята, у которых  были даны опережающие задания.

 

1 группа   ребят  демонстрируют  модель  «Извержение вулкана»

Для создания модели вулкана необходимо оборудование:

пластиковая бутылка, конус из картона, пластилин, вода, уксус, подкрашенный  пищевым красителем  и сода.

На уроке идет демонстрация опыта. В модель наливается вода, туда добавляется уксус и потом сода. Начинается  импровизированное извержение вулкана.

C:\Users\Учитель\Desktop\1405b8d7bfe5d123cf15bd7eeadb50aa.jpg

Ребята, которые  делали модель вулкана, демонстрируют всему классу  опыт.

Далее  выходит 2 группа ребят   и они рассказывают, как сделали конструктор литосферных плит  с помощью Школы географа – следопыта(учебник стр 38-39) и  какие  выводы у них  получились   о причинах извержения вулканов и процессе вулканизма на Земле?

Класс слушает  выступления    ребят из обеих групп,   анализирует, делают предположение  об  образовании и извержении   вулканов  на Земле.

Идет обсуждение выводов.

Каждая группа так же делает вывод по итогам своей проделанной работе.

3. Вулканы мира.

Демонстрирует картину  К. Брюллова «Последний  день Помпеи» (на экране слайд с картиной) C:\Users\Учитель\Desktop\image.jpg

Задает вопрос: Какие эмоции  вызывает эта картина у вас? Все ли вулканы на Земле одинаковые?

Какие можно выделить  типы вулканов? Приведите примеры вулканов на каждый тип?

Подсказка есть в учебнике. Посмотрите на рисунок 18 и рис 20 в учебнике на стр 36-38, прочитайте в тесте учебника на стр 36. Найдите ответ в тесте учебника.

Ребята рассмотрели картину, высказали свои предположения, потом начинают работать с тестом учебника, находить информацию  о типах  вулканов, примеры  вулканов. Делают  вывод о типах вулканов на Земле с помощью рисунков  и  теста в учебнике.

Вывод о  том,  что вулканы бывают действующие, потухшие, уснувшие. Выделяют особенности всех трех типов вулканов.

Говорят о разрушительной роли вулканов.

Далее  работают  с атласом на стр 10-11 «Физическая карта мира», находят на карте вулканы, указанные  на доске и наносят  на контурную карту стр 12-13 цифры   и красные  треугольники, подписывают названия вулканов, где позволяет место на контурной карте  и добавляют легенду карты, соответствие  цифры и указанного вулкана.

Подписать  надо  вулканы:(названия вулканов написаны на доске).

1.Ключевская Сопка

2.Килиманджаро

3.Шивелуч

4.Гекла

5.Котопахи

6.Орисаба

7.Везувий

8.Этна

9.Кракатау

10.Фудзияма

4. Проявление вулканизма

C:\Users\Учитель\Desktop\1480688134_geyzery-planety-2.jpg

 Картинка гейзера выведена на экран на слайде.

Задает вопрос: Что изображено на слайде?

Подсказка есть в учебнике на стр 37.

Спрашивает несколько пар ребят, что у них получилось.

Смотрят на картинку слайда, отвечают, делают предположения о том, что изображено на картинке.

Далее в учебнике на стр 37 находят такую же картинку, как на слайде, делают вывод, о том, что это гейзер.

Затем работают в парах с тестом учебника и находят информацию о том, что вулканы и гейзеры связаны друг с другом. Что наличие гейзеров на определенной территории  -это еще одно интересное проявление вулканизма.

Находят в тесте положительные стороны вулканизма и энергии гейзеров.

Делают выводы.

Закрепление и первичная проверка знаний.

Выдает каждому ученику лист контроля и оценки знаний.

На этом уроке озвучивает оценки за работу  1 и 2 группы ребят, отмечает ответы  наиболее активных ребят на этом уроке.

Все остальные узнают свои оценки на следующем уроке, после проверки листов контроля.

Выполняют задания на листах, дают  самооценку  выполненным  заданиям.

Рефлексия.

На экране проектора показывает  картинки смайликов и спрашивает отношение ребят к уроку.

C:\Users\Учитель\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\HLYCZHHX\350px-Haveaniceday[1].jpg

C:\Users\Учитель\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\FLU9CR7I\768px-%D0%A1%D0%BC%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%B8%D0%BA-%D0%B3%D1%80%D1%83%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9.svg[1].png

С помощью смайликов выражают свои эмоции и  отношение к уроку.

Домашнее задание

Благодарит за урок, комментирует домашнее задание.

Параграф 7 устно, составить презентацию о наиболее известном  вулкане или гейзере, используя дополнительную литературу.

ЛИСТ  КОНТРОЛЯ   И ОЦЕНКИ  УЧЕНИКА(ЦЫ). (_____________________________________________________)

Фамилия ,имя  класс

Задания к уроку по теме «Вулканы Земли»

самооценка

Оценка учителя

  1. Продолжи предложение и впиши название понятия:

Магма, излившаяся  на поверхность Земли- это

Чашеобразное  углубление на вершине вулкана –это

Огненно-жидкий  расплав веществ, поднимающийся из недр Земли – это

Канал по которому движется лава -это      

  1. Заполни схему: Впишите в схему  название типов вулканов и приведите примеры.

Типы  вулканов

3.Найдите  верное утверждение и почеркните его:

А) Движение литосферных плит приводит к появлению трещин, по которым изливается лава. Именно столкновение литосферных плит приводит к образованию вулканов.

Б) Извержение вулкана начинается  с выброса  кипящего потока воды и ритмично повторятся.

В) Гейзеры  не приносят никакую пользу человеку.

Критерии оценивания:

Если вы считаете, что ответили  правильно без ошибок на все задания, то  поставьте себе оценку 5.

Ответили с небольшими недочетами, поставьте 4.

Сомневаетесь в правильности своих ответов, то поставьте оценку 3.

НЕ справились с работой оценка 2.

 

В конце урока сдайте этот лист учителю, на следующем уроке вы увидите, совпала ли ваша оценка с оценкой учителя.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока географии 6 класс по теме : "Движения Земли"

План - конспект урока по географии по теме: "Движения Земли" Урок с использованием презентации....

Презентация для урока географии 6 класса по теме "Земля и космос"

Презентация к уроку географии в 6 классе по теме "Земля и космос". Здесь представлены фотографии вселенной и галактик, а так же созвездий....

Конспект урока географии, 8 класс - Урок-викторина "К неведомым землям"

Материалы  викторины "К неведомым землям" могут быть использованы  как для проведения урока в рамках изучения темы "Географическое положение России" в курсе географии 8 класса "География Рос...

Презентация к уроку географии 7 класс "Полярные области Земли".

Данная презентация составлена к уроку географии 7 класса  для повторения и обобщения темы "Полярные области Земли"....

УРОК ГЕОГРАФИИ 5 КЛАСС "Вода на Земле"

технологическая карта урока географии в 5 классе "Вода на Земеле"  с использованием технологии позиционного обучения...

Технологическая карта урока географии 5 класс "Живая оболочка Земли"

Технологическая карата урока герграфии "Живая оболочка Земли" 5 класс, ФГОС....

урок географии 5 класс Внутреннее строение Земли

Данный урок предназначается для учащихся 5 класса основной школы. Содержание учеьного материала соответствует цели урока, содержанию программы....