урок географии 5 класс Внутреннее строение Земли
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Данный урок предназначается для учащихся 5 класса основной школы. Содержание учеьного материала соответствует цели урока, содержанию программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_geografii_5_klass.docx29.92 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ "Общеобразовательная средняя школа им. М.К. Янгеля п. Березняки"

Методическая разработка урока географии

5 класс

Внутреннее строение Земли.

        

Выполнил: Погодина Н.А.,

учитель географии

2017 г.

Цели:

  • Способствовать формированию представлений об особенностях внутреннего строения Земли, горных породах, слагающих земную кору, их происхождении, разнообразных свойствах, практическом применении.
  • Способствовать развитию навыков самостоятельной работы с учебником, картами, развивать интерес к предмету.
  • Способствовать воспитанию самостоятельности, географической культуры, формировать экологическое сознание школьников на примере рационального использования полезных  ископаемых; воспитывать чувство гордости за страну.

Планируемые результаты:

Личностные:

Определяют целостный взгляд на мир, эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.

Метапредметные:

  • Познавательные: работают с текстом и внетекстовыми компонентами: выделяют главную мысль, находят определения понятий, ответы на вопросы, составляют таблицу, кластер.
  • Коммуникативные: кратко формулируют свои мысли в письменной и устной форме, участвуют в совместной деятельности, учебном диалоге.
  • Регулятивные: составляют план, корректируют последовательность действий, оценивают результат.

Предметные:

Научатся называть и показывать основные земные сферы и части внутреннего строения Земли.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Методы:  наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Оснащение: учебник «География. Начальный курс»   И. И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин   - М: Дрофа, 2015. атлас, файлы с карточками.

Основные понятия и термины: "ядро", "мантия", "литосфера", "земная кора", "горные породы", "минерал", "полезные ископаемые", "плита".

Ход урока.

№ п/п

план урока

деятельность учителя

деятельность учеников

1

Организационный этап  

Приветствие учащихся,

проверка готовности

учащихся к уроку

Приветствие учителя,

подготовка к уроку.

2

Актуализация знаний.

Прежде, чем начать наш урок, давайте вспомним, что мы изучали на предыдущем уроке?

- Фронтальная проверка по вопросам на стр. 93.

- Работа в парах с карточками.

Найдите соответствие:

Ж.Бюффон                    холодное пылевое облако

Иммануил Кант             катастрофа

Пьер Лаплас                   раскаленное газовое облако

Демонстрируют знания по

пройденному материалу.

3

Мотивация  к учебной деятельности

Недра Земли – загадочный и менее доступный мир, чем окружающий нас мир. И изучать его трудно. Еще не изобретен такой аппарат, который мог бы проникнуть вглубь земных недр. Но люди научились  «заглядывать» вглубь Земли с помощью специально произведенных взрывов на определенной глубине. И по скорости движения взрывной волны определили внутреннее строение Земли.

 - Вам хотелось бы узнать о внутреннем строении Земли?

- Может быть вам что-либо уже известно о ее строении? Поделитесь.

Тема сегодняшнего урока "Внутреннее строение Земли"

 Теперь поставим цель урока. (прием "Домысливание")

 Предлагается тема урока и слова "помощники":

 Повторим
 Изучим
 Узнаем

Обсуждают тему и цели урока, пытаются самостоятельно их сформулировать с помощью слов "помощников".

4

Изучение нового

материала.

Знакомит учащихся с оболочками Земли.

- Главной особенностью строения Земли то,  что она состоит из нескольких геосфер вложенных  друг в друга оболочек.

Организует работу по электронному приложению

- Земля имеет сложное внутреннее строение. В строении Земли выделяют три основных слоя. Назовите эти слои.

- Как изменяется температура от ядра к земной коре?

- В каком агрегатном состоянии находятся вещества ядра, мантии?

- Используя текст учебника с.94 , заполняем карточку « Характеристика слоев Земли»  (приложение 1)

 

Дети в тетради заполняют кластер

Оболочки Земли

Литосфера                        Биосфера

      Гидросфера     Атмосфера

Работают с электронным приложением. Отвечают на вопросы

 

 

 

 

Используя  фрагмент

текста учебника и рис.42, заполняют таблицу

(приложение 1), которая

позволяет не только понять внутреннее

строение оболочек Земли,

но и дать им

характеристику. Затем

делают вывод.

Физминутка.

- Используя текст учебника найдите определение понятия "земная кора", "рельеф"

Формирует представление о 2-х типах земной коры, различиях между ними.

- Одинаковы ли по толщине

материковая и  океаническая земная кора?

- Какая из них толще?

- На поверхности земной коры мы с вами живем: построили города, села, заводы, дороги. Из ее недр добываем полезные  ископаемые, она дает человеку воду, энергию и многое другое. И поскольку земная кора является самой верхней оболочкой Земли, то и изучена она лучше.

_ Что нам с вами нужно еще узнать, чтобы наши знания о земной коре были более полными?

 (узнать, из чего состоит земная кора?)

- Предположите, из чего же она состоит? (горные породы).

В природе известно несколько тысяч видов горных пород и минералов.

Попробуйте дать определения понятиям «горная порода» и «минерал». Сравните сказанное с текстом §20.

Горные породы – породы, слагающие земную кору.

Минералы – тела природы, входящие в состав горных пород.

 - В чем причина разнообразия горных пород?

Учитель: Пользуясь текстом §20 назовите группы горных пород по происхождению

- Земная кора состоит из ПЛИТ, которые постоянно находятся в движении (работа с интерактивной доской, картой «Строения земной коры»)

Учащиеся работаю с текстом учебника с.94,95, выписывают в тетрадь термин "земная кора", "рельеф"

 

Используя рис. 109 на с.  94 учащиеся отвечают на вопросы

 

 

 

Отвечают на вопросы.

Работая с текстом учебника, знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, называют основные группы горных пород по происхождению.

Анализируют рис. 111, 112 на с. 96 учебника

5.

Первичное осмысление и закрепление изученного.

Организует индивидуальную работу по карточкам (приложение 2)

Выполняют задания на карточках

6.

Итоги урока. Рефлексия.

Подводит итоги урока,

комментирует и выставляет

оценки за урок.

Оценивают свою работу

на уроке и работу всего

класса.
Самооценка работы в течение урока по методике “Светофор”:

  1. красный – я работал отлично, мне всё понятно
  2. желтый – я работал хорошо, мне кое-что не понятно, не получилось
  3. синий – я работал неплохо, но мне многое не понятно, не получилось.

7.

Домашнее задание.

Конкретизирует д/з.

§20, задания в рабочей тетради.

Записывают д/з

Ожидаемые результаты:

  • работа в соответствии с поставленной учебной задачей;
  • участие в  совместной деятельности
  • сравнение полученных результатов с ожидаемыми  результатами
  • оценивание работы одноклассников
  • сравнивание объектов   по заданным критериям
  • высказывание суждений, подтверждение их фактами;
  • выявление причинно-следственных связей;
  • поиск и отбор информации  в учебной литературе

Литература:

  1. Учебник «География. Начальный курс»   И. И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин   - М: Дрофа, 2015.
  2. Методическое пособие  к учебнику И.И. Бариновой "География. Начальный курс" - М.: Дрофа,2014

Приложение 1.

Оболочки Земли

Температура

(градусы)

Размер (км)

Свойства

Ядро

Мантия

Земная кора

Приложение 2.

1. Найдите соответствия между внутренними слоями Земли и их характеристиками.

 

1. ядро

2. земная кора

3. мантия

А) состоит из гранита, базальта и осадочных пород

Б) температура 2000, состояние вязкое, ближе к твердому

В) температура 6000, твердое.

 

2. Проверьте правильность следующих утверждений, напишите «да» или «нет».

1. Мантия – это верхняя оболочка Земли. (нет)

2. Ядро состоит в основном из железа и никеля. (да)

3. Земная кора находится в центре нашей планеты. (нет)

4. Под материками земная кора тоньше, чем под океанами. (нет)

5. Земная кора состоит из горных пород и минералов. (да)

Самопроверка.

7-8 баллов-«5»

5-6 баллов-«4»

3-4 балла -«3»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по природоведению "Внутреннее строение Земли"

Открытый урок во время педагогического марафона по природоведению....

Урок по географии в 6 классе "Внутреннее строение Земли"

Тема урока:  Внутреннее строение Земли.Цель урока: Сформировать представление о внутреннем строении Земли. ...

конспект урока по теме "Внутреннее строение Земли" ,6 класс

Конспект урока по теме "Внутреннее строение Земли", 6 класс . Классическая линия учебников....

План урока с ЭОР "Внутреннее строение Земли"

Комбинированный урок, ориентированный на такие формы работы учащихся как: устный ответ, работа с учебником, работа с тетрадью, работа с материалами ЦОР, исследовательская работа в группах.Цель  у...

ТЕХНОЛОГИИ АМО (АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ). Открытый урок по географии для 5 класса "Внутреннее строение Земли" в Технологиях АМО

Открытый урок по географии для 5 класса "Внутреннее строение Земли" в Технологиях  АМО...

урок по теме "Внутреннее строение Земли"

Конспект урока по теме: Внутреннее строение Земли может быть использовано в 6 классе. Урок составлен по биоадекватной методике преподавания...

разработка урока географии в 5 классе "Внутреннее строение Земли".

полная разработка урока с презентацией, конспектом урока и дополнительными материалами к уроку.Интересный урок в виде сказки, где Иван-царевич добывал ключ Земли, выполняя задания от царевны. Группова...