Практическая работа
план-конспект занятия по географии (6 класс)
Предварительный просмотр:
Разработка практической работы по построению розы ветров по теме:
«Атмосфера» для учащихся 6 класса
Выполнил: слушатель курсов:
учитель географии
ГБОУ СОШ с.Хворостянка
Гнидина Н.И.
Самара 2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
География – предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать сопоставлять, оценивать, делать умозаключения, высказывать собственное мнение и обосновывать его, представлять результаты работы в различных формах (выводы, тезисы, логические схемы). Вторая задача – обеспечение формирования специфических умений (применять теоретические географические знания на практике, вооружить жизненно важными умениями, такими, как чтение, анализ и сопоставление карт различной тематики, статистических материалов). В-третьих, система практических работ, предусмотренных стандартом, располагает большими возможностями для более полного ознакомления и овладения школьниками методами географической науки. Вместе с тем наиболее важным является значимость практических работ в формировании умений использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Таким образом, практические работы в географии – основной путь достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения. Тем более что специфика географии как учебного предмета, предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний. Практические работы способствуют воспитанию у школьников трудолюбия, развитию самостоятельности и являются одним из важных этапов подготовки к ЕГЭ и ГИА по географии.
Актуальность изучения темы Атмосфера:
- Воздушная оболочка планеты имеет огромное значение для жизни на Земле:
- Характеристики состояния атмосферы (температура, влажность, атмосферное давление, направление и сила ветра, влажность, осадки) находятся в тесной взаимосвязи.
Метапредметные умения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- выявлять причинно-следственные связи;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений;
- выслушивать и объективно оценивать другого;
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
- закономерностей географической оболочки на примере атмосферы;
- вертикальное строение атмосферы, изменение давления и температуры воздуха с высотой, тепловых поясов, циркуляции атмосферы, климатических поясов и др.;
- причины возникновения природных явлений в атмосфере;
- зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря;
- особенности адаптации человека к климатическим условиям.
Умение определять:
- существенные признаки понятий;
- основные показатели погоды
География 6 класс. Атмосфера.
Тема урока: Практическая работа по теме: « Построение розы ветров»
Урок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока:
1.Формирование умений вести самостоятельное наблюдение за элементами погоды своей местности, анализа и обработки полученных результатов, формулирования выводов;
2.Отработка навыков работы с разными источниками информации; анализа данных и формулирования выводов;
3.отработка навыков правильного оформления результатов работы..
Образовательные задачи:
- используя данные собственных дневников наблюдения за 2016 год, построить розы ветров для каждого месяца
используя полученные данные по месяцам-январь и июль и год , построить розу ветров для с.Хворостянка
проанализировать полученный материал и сделать соответствующие выводы о взаимозависимости элементов погоды (направление ветра, температуры, осадков).
Организационный момент
Актуализация опорных знаний:
1.дать определение понятию “ветер”;
2.вспомнить причины, влияющие на формирование ветра;
3.каким прибором определяют направление ветра?
4.как определить направление ветра;
5.по какой стороне горизонта определяется название ветра?
Теоретическая часть.
Объяснение учителем изучаемого материала.
Роза ветров. Диаграмма, на которой показаны направления ветров, господствующих в данной местности, называется розой ветров.
Роза ветров — диаграмма, характеризующая режим ветра в данном месте по многолетним наблюдениям и выглядит как многоугольник, у которого длины лучей, расходящихся от центра диаграммы в разных направлениях, пропорциональны повторяемости ветров этих направлений («откуда» дует ветер).Роза ветров, построенная по реальным данным наблюдений, позволяет по длине лучей построенного многоугольника выявить направление господствующего, или преобладающего ветра, со стороны которого чаще всего приходит воздушный поток в данную местность.
Объяснение основных элементов розы ветров.
Основные и промежуточные стороны горизонта.
- Условно принимают, что одному отрезку на графике, соответствует определенное количество дней.
- На линиях соответствующих направлений откладывают от центра число дней с ветрами этого направления и ставят точку.
- Точки, отмеченные на линиях, последовательно соединяют, в центре рисуют кружочек, в котором ставят число дней без ветра (штиль).
Практическая работа: « Построение розы ветров»
Инструкционная карта.
1 Календари наблюдения за погодой; данные таблицы с интернета.
Вычертить основу из восьми линий с одной точкой пересечения.
3 Линии подписываются в соответствии со сторонами горизонта.
ю-в
3. Линии делятся на равные отрезки. 1 отрезок - 1 день.
4. Берутся данные наблюдения за погодой с интернета или свои данные наблюдений за погодой.
5. Количество дней с северным ветром откладывается по линии «север», ставится точка, и таким образом отличатся по всем направлениям.
6. Если ветра с определенным направлением не было в течение месяца, то отметка не ставится.
7. Точки соединяются в последовательности: север – северовосток - восток - юго-восток - юг - юго-запад - запад - северо-запад - север. При отсутствии какого-либо ветра линия в данном месте прерывается.
8. Количество дней со штилем записывается в кружок внутри розы ветров.
Используя данные таблицы приложения постройте на тетрадном листе график розы ветров для Хворостянки .
Станция | Время | С | св | в | юв | ю | юз | З | сз | Штиль |
Хворостянка | Январь | 3 | 11 | 30 | 13 | 7 | 14 | 16 | 6 | 11 |
Июль | 10 | 13 | 16 | 8 | 6 | 14 | 18 | 15 | 18 | |
Год | 6 | 11 | 27 | 12 | 7 | 13 | 15 | 9 | 15 |
Сделать вывод :
1.Проанализировать полученный материал и сделать соответствующие выводы о взаимозависимости элементов погоды (направление ветра, температуры, осадков).
2. Проанализировать диаграмму по с.Хворостянка.
Итог урока.
Планируемые результаты изучения предмета.
Ученик должен научиться:
1. Называть
- причины изменения погоды
-читать графики.
2. Приводить примеры:
- различных видов карт;
-типов погод.
3. Определять:
- стороны горизонта на местности (ориентироваться);
- расстояния и направления по плану и карте;
- направление ветра.
4.Описывать:
- географические объекты.
При выполнении практической работы у обучающихся должны сформулироваться следующие УУД:
Познавательные учебные действия: включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач, умение видеть проблему, выдвигать гипотезу, вступать в дискуссию, ставить вопросы, делать выводы, умозаключения, объяснять, доказывать, структурировать материал, защищать свои идеи на основе полученных теоретических знаний.
Регулятивные: умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
Коммуникативные: умения взаимодействовать с учениками, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию.
Личностные: умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметные:
• умение работать с разными источниками географической информации;
• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
• владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
• умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Практическая работа разработана:
- в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;
- основной общеобразовательной программой школы;
- примерной образовательной программой по географии;
- авторская рабочая программа Е.М. Домогацких (рабочая программа «География» 5-9 классы.–М.: «Русское слово»,2015).
Оборудование:
1. Учебник. Георгафия 6 кл.ФГОС 2016 г. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И.
2.Атлас для 6 кл.
3.Календари погоды учащихся.
4. Образовательные интернет-ресурсы, www.yandex.ru, Gismeteo.ru
Список литературы:
1.Методические рекомендации составлены на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта и предназначены для организации и проведения уроков по курсу "География. Физическая география" в 6 классах общеобразовательных организаций: школ
2.Рабочая программа к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского "География. 6 класс". ФГОС
3.Учебник. Георгафия 6 кл.ФГОС 2016 г. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И.
4.Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 6 класса. Тема обучающей практической работы: Определение географической широты объектов
Определение географической широты объектовПрограммы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: География: Федеральный...
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса. Тема обучающей практической работы: Выявление по картам особенностей расположения крупных форм рельефа, сопоставляя карту строения земной коры с физической картой
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса. Тема обучающей практической работы: Определение поясного и местного времени для разных пунктов России
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...
УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА
Актуальность темы: Знание психики, возрастных, физиологических особенностей и клинического диагноза позволяет организовать более оптимальную корре...
Практическая работа «Практические способы измерения сил»
работа может быть проведена на практическом занятии в 9 классе по образовательной программе РК 2013-14 уч.год ...
Практическое задание №12 Тема: Итоговая практическая работа по БД
Практическое задание №12Тема: Итоговая практическая работа по БД...
Методические указания по проведению практического занятия по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Практическая работа № 22
Тема. Оказание первой помощи пострадавшимЦель. В соответствии с ФГОС основная цель занятия направленна на реализацию умения оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему. Закрепление теорети...