РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности « Земля – наш дом» 5-8 классы
рабочая программа по географии (5, 6, 7, 8 класс)
1.Пояснительная записка.
Внеурочная деятельность «Земля – наш дом» осуществляется на основании нормативно-правовых документов:
1.Закона Российской Федерации № 279-фз от 29.12.2012 (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015);
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2011 года № 1897;
3.Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
4.Приказа Минобрнауки РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 №30067)
5.Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015г. №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г.№373»;
6.Приказа Министерства образования и науки РФ № 459 от 21.04.2016 «О внесении изменений, внесённых в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализующем образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. №253»;
7.САН ПИНа 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. №189 зарегистрированного в Министерстве юстиции России 03.03.2011г., регистрационный № 19993;
8.Распоряжения Министерства образования ХМАО-Югры от 31 января 2012 г. № 320-р «О введении федерального образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях ХМАО-Югры»;
9.Распоряжения Министерства образования Ульяновской области от 25 февраля 2013г. № 559-р «О введении федерального образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области»;
10.Письма Министерства образования Ульяновской области №73-иогв-01/6203исх от 11.08.2016 г. «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях ХМАО-Югры в 2021-2022 учебном году»;
11.Устава муниципального общеобразовательного учреждения МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2 – МНОГОПРОФИЛЬНАЯ ИМЕНИ ЗАСЛУЖЕННОГО СТРОИТЕЛЯ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЕВГЕНИЯ ИВАНОВИЧА КУРОПАТКИНА»;
12.Учебного плана внеурочной деятельности МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2 – МНОГОПРОФИЛЬНАЯ ИМЕНИ ЗАСЛУЖЕННОГО СТРОИТЕЛЯ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЕВГЕНИЯ ИВАНОВИЧА КУРОПАТКИНА» на 2021-2022 учебный год;
13. Положения о рабочей программе внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО, МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2 – МНОГОПРОФИЛЬНАЯ ИМЕНИ ЗАСЛУЖЕННОГО СТРОИТЕЛЯ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЕВГЕНИЯ ИВАНОВИЧА КУРОПАТКИНА».
Программа « Земля - наш дом» для 5-8 класса имеет социальное направление, относится к естественнонаучному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_p_vneurochnoydeyatelnosti_zemlya_-nash_dom_.docx | 63.42 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Маннаповой Марии Владимировны,
по внеурочной деятельности « Земля – наш дом» 5-8 классы
Предмет, класс и т.п
Содержание
1. Пояснительная записка .................................................3
2. Требования к уровню подготовки ...............................9
3. Содержание рабочей программы................................10
4.Календарно–тематическое планирование планирование....................13
5. Средства контроля ...............................................................................20
6. Учебно - методические средства обучения……………………….21
1.Пояснительная записка.
Внеурочная деятельность «Земля – наш дом» осуществляется на основании нормативно-правовых документов:
1.Закона Российской Федерации № 279-фз от 29.12.2012 (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015);
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2011 года № 1897;
3.Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
4.Приказа Минобрнауки РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 №30067)
5.Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015г. №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г.№373»;
6.Приказа Министерства образования и науки РФ № 459 от 21.04.2016 «О внесении изменений, внесённых в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализующем образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. №253»;
7.САН ПИНа 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. №189 зарегистрированного в Министерстве юстиции России 03.03.2011г., регистрационный № 19993;
8.Распоряжения Министерства образования ХМАО-Югры от 31 января 2012 г. № 320-р «О введении федерального образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях ХМАО-Югры»;
9.Распоряжения Министерства образования Ульяновской области от 25 февраля 2013г. № 559-р «О введении федерального образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области»;
10.Письма Министерства образования Ульяновской области №73-иогв-01/6203исх от 11.08.2016 г. «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях ХМАО-Югры в 2021-2022 учебном году»;
11.Устава муниципального общеобразовательного учреждения МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2 – МНОГОПРОФИЛЬНАЯ ИМЕНИ ЗАСЛУЖЕННОГО СТРОИТЕЛЯ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЕВГЕНИЯ ИВАНОВИЧА КУРОПАТКИНА»;
12.Учебного плана внеурочной деятельности МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2 – МНОГОПРОФИЛЬНАЯ ИМЕНИ ЗАСЛУЖЕННОГО СТРОИТЕЛЯ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЕВГЕНИЯ ИВАНОВИЧА КУРОПАТКИНА» на 2021-2022 учебный год;
13. Положения о рабочей программе внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО, МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2 – МНОГОПРОФИЛЬНАЯ ИМЕНИ ЗАСЛУЖЕННОГО СТРОИТЕЛЯ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЕВГЕНИЯ ИВАНОВИЧА КУРОПАТКИНА».
Программа « Земля - наш дом» для 5-8 класса имеет социальное направление, относится к естественнонаучному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Программа опирается на программу развития универсальных учебных действий, программы отдельных учебных предметов и курсов, программу воспитания и социализации обучающихся, нормативные документы, регулирующие внеурочную сферу школы. Экологическое образование по данной программе предполагает воспитание экологической культуры, а также формирование умений практического характера, что позволяет учащимся внести реальный вклад в сбережение природы своей местности. Общение с природой – это главное условие формирования экологической ответственности по отношению к природной среде. В связи с этим, особую роль в школьном обучении приобретают программы дополнительного образования, в процессе которой закладывается фундамент отношений человека с окружающим миром.
Направленна на развитие мотивации и готовности к повышению своей биологической, экологической грамотности, способности обнаруживать экологические проблемы в повседневной жизни, действовать предусмотрительно. Вести работу по биологическому, экологическому. Мы приближаемся к тому моменту, когда планета не сможет обеспечить всех ее жителей чистым воздухом, водой, почвой. Жизнь на планете Земля станет невозможна. Шанс сохранить на планете жизнь пока есть. И он у нас в руках. Люди должны научиться бережно, относиться к богатствам планеты.
Данная программа направлена на формирование экологической ответственности, а экологическая ответственность на прямую связана с экологическим воспитанием и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. В этом и состоит актуальность данной дополнительной образовательной программы.
Актуальность программы: Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы со школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в школе, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для школьников.
Введение внеурочной деятельности особенно актуально сейчас, когда многие дети не умеют занять себя в свободное от уроков время. Важно показать, что познавать реальный мир не менее интересно, чем, например, виртуальный.
Важно научить будущих граждан с раннего возраста заботиться об окружающей природе, т. е. не только использовать природные ресурсы, но и сохранять и возобновлять.
Для этого необходим новый этап образования – экологическое образование в результате, которого значительно повысится уровень экологической культуры.
Цель программы – формирование основ экологической грамотности через исследовательскую деятельность в поселении.
Программа ставит перед собой следующие задачи:
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
Задачи:
- Сформировать экологические понятия.
- Развивать поликультурное образование.
- Сформировать умения прогнозировать и моделировать свои действия в различных экологических ситуациях.
- Сформировать навыки поиска, обработки и представление информации.
- Прививать любовь к природе, этнокультуре родного края.
- Сформировать умение критически мыслить.
- Сформировать потребности в самопознании и саморазвитии.
Возраст обучающихся: Программа рассчитана на учащихся средней ступени обучения (5-8 классы). Данный возраст характеризуется умением работать самостоятельно, устойчивым познавательным интересом по определенным предметам. Учащиеся уже имеют навыки простейшей самостоятельной поисковой работы. Умеют работать в группах.
Сроки реализации программы: Программа рассчитана на 1 занятие ( по 45 мин.) в неделю, всего35 часов в год. Для проведения учебных занятий используются следующие формы и методы работы.
Виды учебной деятельности:
Научно-исследовательская, проблемно-ценностное и досуговое общение, социально-творческая и общественно полезная практика.
Формы деятельности обучающихся:
Решение биолого-экологических задач.
Практические работы.
Творческие задания.
Формы организации занятий:
Агитбригада, акция, встреча, демонстрация, диспут, игра, проект, круглый стол, коллективно-творческое дело, журнал, трудовой десант, экскурсия.
Программа по внеурочной деятельности строится с учётом следующих содержательных линий:
Основные принципы содержания программы:
- принцип единства сознания и деятельности;
- принцип наглядности;
- принцип личностной ориентации;
- принцип системности и целостности;
- принцип экологического гуманизма;
- принцип краеведческий;
- принцип практической направленности.
Данная программа включает и раскрывает основные содержательные линии:
- Земля - единая экосистема.
- Человек – существо, биосоциальное часть экологической системы.
- Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.
Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.
- Учусь биологическому мышлению;
- Учусь экологическому мышлению;
- Учусь использовать полученные знания на практики.
Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны знать:
-наиболее типичных представителей животного мира России, Ульяновской области;
-какую пользу приносят представители животного мира;
-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
- планета Земля - наш большой дом;
- Солнце - источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе;
-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- самоценность любого организма;
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
- человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- различия съедобных и несъедобных грибов;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
-способы сохранения окружающей природы;
- что такое наблюдение и опыт;
- экология - наука об общем доме;
- экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
- составлять экологические модели, трофические цепи;
- доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
- наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
Обучающиеся смогут:
- раскрывать содержание понятий экология
- обеспечивать уход за растениями в учебном кабинете;
- прогнозировать воздействие факторов на окружающую среду;
- приводить до трёх примеров негативных факторов окружающей среды;
- аргументировать позицию в отношении поступках других людей к окружающей среде;
- взаимодействовать в группах;
- находить необходимую информацию на различных носителях;
- демонстрировать результаты своей работы.
- соблюдать правила поведения в природе.
2.Требования к уровню подготовки учащихся
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса.
Личностными результатами изучения данного курса являются:
— развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
— воспитание чувства справедливости, ответственности;
— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные и предметные результаты:
-сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы
для выполнения конкретного задания;
-ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи делать выводы на основе обобщения знаний.
-анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте
искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий
-анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
-включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, развивать навыки оценки и самоанализа
определять цель работы;
-планировать этапы её выполнения, оценивать полученный результат;
-выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, проводить сравнение объектов.
-аргументировать свою позицию , учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
-контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
-осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля:
сравнивать построенную конструкцию с образцом.
-воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.
- уметь работать в режиме диалога;
- уметь сопоставлять полученные математические знания со своим жизненным опытом;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
3. Содержание рабочей программы для 5 класса.
1.Вводное занятие - 1 ч.
Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии.
Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов.
Раздел 1 Определители флоры и фауны - 8ч.
Понятие об определителе флоры и фауны. Методика работы с определителями растений, грибов, лишайников.
Работа с определителем. Написание реферата по результатам экскурсий.
Экскурсии. В парк, на луг, к водоему. Работа с определителями флоры.
Раздел 2 Гербарий растительности - 12 ч.
Понятие о гербарии. Классификация гербариев. Методика и правила сбора гербария. ( Сбор растений произрастающих в с.Загарино.)
Раздел 3 Редкие и исчезающие виды флоры Ульяновской области. - 14 ч.
Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. Красная книга. Виды растений Ульяновской области, занесенных в Красную книгу. Реликты и эндемики флоры Ульяновской области.
Составление карты ареалов редких видов животных и растений. Написание реферата "Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры и фауны Ульяновской области".
Содержание рабочей программы для 8 класса.
1.Вводное занятие - 2 ч.
Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии.
Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов.
Раздел 1 Особо охраняемые территории родного края. - 12 ч.
Охраняемые территории, причины их организации и значение. Классификация заповедников. Заповедники Ульяновской области.
Работа с зоогеографическими картами заповедников. Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой. Работа с Красной книгой (флора и фауна заказника Сурские Вершины).
Написание реферата "Флора и фауна заказника Сурские Вершины.
Раздел 2 Экологические факторы и среды жизни организмов. - 10 ч.
Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к освещению". Составление индивидуальных биологических ритмов. Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к влажности". Работа с атласами, зоогеографическими картами. Знакомство с растениями - индикаторами. Изучение приспособлений организмов к водной среде на примере обитателей аквариума. Создание экосистемы аквариума. Решение экологических задач. Работа со справочной литературой. Написание рефератов: "Наблюдение за растениями - индикаторами".
Влияние освещения на биологическое состояние комнатных растений. Влияние температурного режима и влажности на биологическое состояние комнатных растений.
Экскурсии. В лес. Наблюдение за растениями - индикаторами. Жизненные формы растений.
Раздел 3 Жизнь животных (11 часов)
Динозавры – вымерший вид животных
Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков
Просмотр видеофильма о жизни динозавров
Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров.
Экологический проект «Почему нужно защищать природу?
Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.
Экологический проект
« Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» Написание проекта и его защита.
Учебно – тематический план «Земля – наш дом».
5класс (1 ч/нед)
№ | Наименование разделов, тем | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие | 1 |
Раздел 1 | Определитель флоры и фауны | 8ч |
2-3 | Определитель флоры и фауны | 2 |
4-5 | Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии | 2 |
6-7 | Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов | 2 |
8-9 | Понятие об определителе флоры и фауны. | 2 |
Раздел 2 | Гербарий растительности | 12ч |
10-11 | Методика работы с определителями растений, грибов, лишайников, зверей, птиц, рыб | 2 |
12-13 | Работа с определителем. | 2 |
14-15 | Понятие о гербарии. | 2 |
16-17 | Классификация гербариев. | 2 |
18-19 | Методика и правила сбора растений. | 2 |
20-21 | Знакомство с гербариями. | 2 |
Раздел 3 | Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Ульяновской области | 14 |
22 | Времена года на Земле. | 1 |
23-24 | Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природы. | 2 |
25-26 | Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. | 2 |
27-28 | Красная книга. Виды растений Ульяновской области, занесенных в Красную книгу. | 2 |
29-30 | Реликты и эндемики флоры Ульяновской области. | 2 |
31-32 | Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами растений края по гербариям, иллюстрациям и плакатам. | 2 |
33-34 | Изучение Красной книги Ульяновской области. Составление карты ареалов редких видов растений. | 2 |
35 | Написание реферата "Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры Ульяновской области ". | 1 |
Итого 35ч. | ||
Учебно – тематический план «Земля – наш дом». 8класс (1 ч/нед) | ||
№ | Наименование разделов, тем | Кол-во часов |
1-2 | Вводное занятие. | 2 |
Раздел 1 | Особо охраняемые территории родного края | 12 |
3-4 | Охрана растений родного края. | 2 |
5-6 | Это должен знать каждый! | 2 |
7-8 | Охраняемые территории, причины их организации и значение. | 2 |
9-10 | Классификация заповедников. Заказники Ульяновской области. | 2 |
11-12 | Состояние хвойных лесов на территории с.Загарино. | 2 |
13-14 | Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой. | 2 |
Раздел 2 | Экологические факторы и среды жизни организмов. | 10 |
15-16 | Работа с Красной книгой Ульяновской области | 2 |
17-18 | Флора и фауна заказника Сурские вершины. | 2 |
19-20 | Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный. Свет, вода, температура как абиотические факторы. | 2 |
21-22 | Биологические ритмы. | 2 |
23-24 | Биоиндикация и биомониторинг. Растения-индикаторы. | 2 |
Раздел 3 | Жизнь животных. | 11 |
25-26 | Наблюдение за животными. | 2 |
27-28 | Динозавры – вымерший вид животных | 2 |
29-30 | Просмотр видеофильма о жизни динозавров | 2 |
31-32 | Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» | 2 |
33-34-35 | Экологический проект «Почему нужно защищать природу?». | 3 |
Итого | 35 |
Календарно-тематический план для 5 класса
№ п\п | Дата | Тема, раздел учебного занятия | Кол-во часов | Содержание деятельности | Основные виды учебной деятельности (УУД) | ||||||||
План | Ф а к т | Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия | ||||||||||
1 |
| Вводное занятие. | 1 | Вводная беседа | 1 час | Личностные: Осознают роль и значение экологии в жизни людей; имеют желание учиться; проявляют познавательный интерес к учебной деятельности Познавательные: находят и выделяют необходимую информацию о флоре и фауне Коммуникативные: Слушают учителя и друг друга для воспроизведения и восприятия необходимых сведений и поддержания учебно-деловой беседы; Регулятивные: Определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривают последовательность своих действий для решения учебно-познавательной задачи; учатся работать по предложенному учителем плану
| |||||||
Раздел 1 Определитель флоры и фауны | 8 | 1 | 1 | ||||||||||
2-3 | Определитель флоры и фауны. | 2 | Обзорная лекция | просмотр презентации работа в группах | |||||||||
4-5 | Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии. | 2 | Лекция | ||||||||||
6-7 | Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов. | 2 | Практическая работа | отчёт | |||||||||
8-9 | Понятие об определителе флоры и фауны. | 2 | Беседа | ||||||||||
Раздел 2 Гербарий растительности | 12 | 1 | 3 | ||||||||||
10-11 | Методика работы с определителями растений, грибов, лишайников, зверей, птиц, рыб. | 2 | Практическая работа | отчёт | |||||||||
12-13 | Работа с определителем. | 2 | Практическая работа | отчёт | Личностные: Выражают свои эмоции по поводу услышанного; примеряют на себя роль социально активной, мобильной, толерантной и адаптивной личности; определяют границы собственного знания и «незнания». Познавательные: адекватная передача информации, моделирование (понимать, читать, воспроизводить знаковую модель). Коммуникативные: Оформляют свои мысли в устной форме; слушают и понимают речь учителя и одноклассников; контролируют действия партнера; осознанно строят речевые высказывания по теме урока. Регулятивные: Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; слушают в соответствии с целевой установкой; осуществляют взаимоконтроль
| ||||||||
14-15 | Понятие о гербарии. | 2 | Беседа | просмотр презентации | |||||||||
16-17 | Классификация гербариев. | 2 | Демонстрация гербария | просмотр презентации | |||||||||
18-19 | Методика и правила сбора растений. | 2 | Демонстрация | Работа в парах | |||||||||
20-21 | Знакомство с гербариями. | 2 | Беседа | Анализ | |||||||||
Раздел 3 Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Ульяновской области | 14 | 3 | 3 | ||||||||||
22 | Времена года на Земле. | 1 | Круглый стол Беседа | ||||||||||
23-24 | Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природы. | 2 | Круглый стол | Творческий отчёт | |||||||||
25-26 | Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. | 2 | Акция | Трудовой десант | |||||||||
27-28 | Красная книга. Виды растений Ульяновской области, занесенных в Красную книгу. | 2 | Коллективно- творческое дело | Проект | |||||||||
29-30 | Реликты и эндемики флоры Ульяновской области. | 2 | Круглый стол | Акция | |||||||||
31-32 |
| Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами растений края по гербариям, иллюстрациям и плакатам. | 2 | Демонстрация | Выставка | Личностные: Правильно идентифицируют себя с позицией учащегося; руководствуются значимыми учебными мотивами; определяют границы собственного знания и «незнания». Познавательные: :(общеучебные) осознанно строить речевое высказывание в устной форме; (логические) анализ объектов с целью выделения признаков Коммуникативные: слушать и слышать учителя, другого ученика, понимать инструкцию; строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию; сотрудничать под руководством учителя. Регулятивные: коррекция (исправлять ошибки в чужой работе, в своей работе).
| |||||||
33-34 | Изучение Красной книги Ульяновской области. Составление карты ареалов редких видов растений. | 2 | Беседа | Проект | |||||||||
35 | Написание реферата "Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры Ульяновской области ". | 1 | Круглый стол | Творческий отчёт | |||||||||
Календарно-тематический план для 8 класса
№ п\п | Дата | Тема, раздел учебного занятия | Кол-во часов | Содержание деятельности | Основные виды учебной деятельности (УУД) | |||
План | Ф а к т | Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия | |||||
1-2 |
| Вводное занятие. | 2 | Вводная беседа | 1 час | Личностные: Осознают роль и значение экологии в жизни людей; имеют желание учиться; проявляют познавательный интерес к учебной деятельности Познавательные: находят и выделяют необходимую информацию о флоре и фауне Коммуникативные: Слушают учителя и друг друга для воспроизведения и восприятия необходимых сведений и поддержания учебно-деловой беседы; Регулятивные: Определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривают последовательность своих действий для решения учебно-познавательной задачи; учатся работать по предложенному учителем плану Личностные: Правильно идентифицируют себя с позицией учащегося; руководствуются значимыми учебными мотивами; определяют границы собственного знания и «незнания». Познавательные: :(общеучебные) осознанно строить речевое высказывание в устной форме; (логические) анализ объектов с целью выделения признаков Коммуникативные: слушать и слышать учителя, другого ученика, понимать инструкцию; строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию; сотрудничать под руководством учителя. Регулятивные: коррекция (исправлять ошибки в чужой работе, в своей работе).
| ||
Раздел 1 Особо охраняемые территории родного края. | 12 | 1 | 1 | |||||
3-4 | Охрана растений родного края. | 2 | Обзорная лекция. Агидбригада. | просмотр презентации работа в группах, трудовой отчёт | ||||
5-6 | Это должен знать каждый! | 2 | Акция | Трудовой десант | ||||
7-8 | Охраняемые территории, причины их организации и значение. | 2 | Беседа | Творческий проет | ||||
9-10 | Классификация заповедников. Заказники Ульяновской области. | 2 | Беседа Демонстрация | Создание творческих работ | ||||
11-12 | Состояние хвойных лесов на территории с.Загарино. | 2 | просмотр презентаций | презентации | ||||
13-14 | Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой. | 2 | Просмотр видеофильмов | отзыв | Личностные: Используют знания и умения , приобретают способность адекватно судить о причинах своего успеха, неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: Ориентируются на разнообразие способов решения на разнообразие способов решения задач; строят рассуждения в форме простых связей суждений об объекте, его признаках, особенностях и характерных чертах; осуществляют качественную характеристику объекта; слушают и отвечают на вопросы учителя. Коммуникативные: Слушают и понимают речь других; адекватно используют речевые действия для решения коммуникативной задачи; умеют дружить, уступать, убеждать Регулятивные: Работают по предложенному учителем плану; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
| |||
Раздел 2 Экологические факторы и среды жизни организмов.(10ч) | 10 | 1 | 1 | |||||
15-16 | Работа с Красной книгой Ульяновской области. | 2 | Беседа, работа в группах | Творческий отчёт | Личностные: Правильно идентифицируют себя с позицией учащегося; руководствуются значимыми учебными мотивами; определяют границы собственного знания и «незнания». Познавательные: :(общеучебные) осознанно строить речевое высказывание в устной форме; (логические) анализ объектов с целью выделения признаков Коммуникативные: слушать и слышать учителя, другого ученика, понимать инструкцию; строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию; сотрудничать под руководством учителя. Регулятивные: коррекция (исправлять ошибки в чужой работе, в своей работе). | |||
17-18 | Флора и фауна заказника Сурские вершины. | 2 | Просмотр презентации | Написание реферата "Флора и фауна заказника Сурские Вершины. | ||||
19-20 | Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный. Свет, вода, температура как абиотические факторы. | 2 | Круглый стол | Личностные: Правильно идентифицируют себя с позицией учащегося; руководствуются значимыми учебными мотивами; определяют границы собственного знания и «незнания». Познавательные: :(общеучебные) осознанно строить речевое высказывание в устной форме; (логические) анализ объектов с целью выделения признаков Коммуникативные: слушать и слышать учителя, другого ученика, понимать инструкцию; строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию; сотрудничать под руководством учителя. Регулятивные: коррекция (исправлять ошибки в чужой работе, в своей работе). | ||||
21-22 | Биологические ритмы. | 2 | Собеседование | Личностные: Используют знания и умения , приобретают способность адекватно судить о причинах своего успеха, неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: Ориентируются на разнообразие способов решения на разнообразие способов решения задач; строят рассуждения в форме простых связей суждений об объекте, его признаках, особенностях и характерных чертах; осуществляют качественную характеристику объекта; слушают и отвечают на вопросы учителя. Коммуникативные: Слушают и понимают речь других; адекватно используют речевые действия для решения коммуникативной задачи; умеют дружить, уступать, убеждать Регулятивные: Работают по предложенному учителем плану; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
| ||||
23-24 | Биоиндикация и биомониторинг. Растения-индикаторы. | 2 | Игра | Личностные: Используют знания и умения , приобретают способность адекватно судить о причинах своего успеха, неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: Ориентируются на разнообразие способов решения на разнообразие способов решения задач; строят рассуждения в форме простых связей суждений об объекте, его признаках, особенностях и характерных чертах; осуществляют качественную характеристику объекта; слушают и отвечают на вопросы учителя. Коммуникативные: Слушают и понимают речь других; адекватно используют речевые действия для решения коммуникативной задачи; умеют дружить, уступать, убеждать Регулятивные: Работают по предложенному учителем плану; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | ||||
Раздел 3 Жизнь животных. (11ч) | 11 | 2 | 1 | |||||
25-26 | Наблюдение за животными. | 2 | Просмотр презентаций | Отчёт | Личностные: Правильно идентифицируют себя с позицией учащегося; руководствуются значимыми учебными мотивами; определяют границы собственного знания и «незнания». Познавательные: строят рассуждения в форме простых связей суждений об объекте, его признаках, особенностях и характерных чертах. Коммуникативные: Адекватно используют речевые действия для решения коммуникативной задачи; понимают на слух речь учителя и одноклассников. Регулятивные: оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; произвольно строят устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи.
| |||
27-28 | Динозавры – вымерший вид животных. | 2 | Беседа | Личностные: Правильно идентифицируют себя с позицией учащегося; руководствуются значимыми учебными мотивами; определяют границы собственного знания и «незнания». Познавательные: строят рассуждения в форме простых связей суждений об объекте, его признаках, особенностях и характерных чертах. Коммуникативные: Адекватно используют речевые действия для решения коммуникативной задачи; понимают на слух речь учителя и одноклассников. Регулятивные: оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; произвольно строят устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи. | ||||
29-30 | Просмотр видеофильма о жизни динозавров | 2 | Просмотр видеофильмов | Поисковая работа. Творческий отчёт. | Личностные: Правильно идентифицируют себя с позицией учащегося; руководствуются значимыми учебными мотивами; определяют границы собственного знания и «незнания». Познавательные: строят рассуждения в форме простых связей суждений об объекте, его признаках, особенностях и характерных чертах. Коммуникативные: Адекватно используют речевые действия для решения коммуникативной задачи; понимают на слух речь учителя и одноклассников. Регулятивные: оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; произвольно строят устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи. | |||
31-32 | Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» | 2 | Круглый стол | Поисковая работа. Творческий отчёт | Личностные: Правильно идентифицируют себя с позицией учащегося; руководствуются значимыми учебными мотивами; определяют границы собственного знания и «незнания». Познавательные: строят рассуждения в форме простых связей суждений об объекте, его признаках, особенностях и характерных чертах. Коммуникативные: Адекватно используют речевые действия для решения коммуникативной задачи; понимают на слух речь учителя и одноклассников. Регулятивные: оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; произвольно строят устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи. | |||
33-34-35 | Экологический проект «Почему нужно защищать природу?». | 3 | Круглый стол | защита творческих работ | Личностные: Правильно идентифицируют себя с позицией учащегося; руководствуются значимыми учебными мотивами; определяют границы собственного знания и «незнания». Познавательные: строят рассуждения в форме простых связей суждений об объекте, его признаках, особенностях и характерных чертах. Коммуникативные: Адекватно используют речевые действия для решения коммуникативной задачи; понимают на слух речь учителя и одноклассников. Регулятивные: оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; произвольно строят устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи | |||
Итого 35 часов. |
5. Средства контроля и формы диагностики учета результатов освоения программы.
Формы подведения итогов:
- выступления детей на открытых мероприятиях;
- участие в конкурсных мероприятиях;
- контрольные занятия;
- итоговое занятие;
- защита проектов;
- выставки работ, рисунков,
Основная форма контроля – творческий проект.
Основными задачами оценивания в программе внеурочной деятельности являются:
- развитие познавательных интересов обучающихся
- создание ситуации успеха для каждого ученика
- повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях
6. Учебно-методические средства обучения.
Н.В. Лобина Географическое краеведение 6-9 классы Ульяновск,2010г Байбородова Л.В., Серебренников Л.Н. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах.-Москва: Просвещение, 2013.
Благовещенский В.В. Особо охраняемые природные территории Ульяновской области .-Ульяновск: Дом печати,1997.
- Благовещенский В.В., Раков Н.С., Шустов В.С. Редкие и исчезающие растения в Ульяновской области .-Саратов: Приволжское книжное издательство,1989.
- Высоцкая М.В. Биология и экология: проектная деятельность учащихся.-Волгоград:Учитель,2008
- Атлас- определитель растений.
Учебно-иллюстративный материал:
- слайды, презентации по темам;
- видеоматериалы по темам;
- иллюстративный и дидактический материал по темам занятий;
- наглядные пособия (игровые таблицы, гербарии растений);
Технические средства обучения:
- Компьютер
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу "Доноведение" для 1 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу "Доноведение" для обучающихся 1 класса, предполагающая проведение предмета 1 раз в неделю...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Страна Закония" для 1-4 классов
Данная рабочая программа может быть использована учителями начальных классов, которые проводят занятия по внеурочной деятельности. Данная программа составлена на ступень 1-4 классы, содержит поя...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательный английский" для 5-6 класса
Программа ориентирована на развитие личности учащегося: расширяет лингвистический кругозор детей, ученик получает сведения в игровой форме о другой стране и её жителях. Учится наб...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир лекарственных растений" 5-6 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности: «Мир лекарственных растений», авторская, составлена на основании Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А. Го...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» в 5-6 классах (для 5 а класса)
В рабочей программе курса «Наглядная геометрия» учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий обучющихся. Рабочая программа разра...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Секреты позитивного общения» для 9 класса срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Курс внеурочной деятельности «Секреты позитивного общения» ориентирован на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов основного общего образования. Повышение уровня ком...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...