Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир лекарственных растений" 5-6 класс
рабочая программа (5 класс) на тему

Шинкарь Лидия Ивановна

 

Рабочая программа внеурочной деятельности: «Мир лекарственных растений», авторская, составлена на основании Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под редакцией В.А. Горского. – 2-е изд. - М. : Просвещение, 2011, - 111 стр., относится к программе познавательного вида деятельности, 1 уровня, общеинтеллекуального направления.  Автор программы:  Е.А. Постникова (70 часов).  Может быть использована для проведения занятий по внеурочной деятельности 5-8 классов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа  № 1» города Валуйки  Белгородской области

                                                                                                                                                              УТВЕРЖДАЮ:              

Директор МОУ «СОШ №1»

 г. Валуйки Белгородской обл.

……………… .Будыкина С.А.

№………от «….»………….20….г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу «Мир лекарственных растений»

2 года обучения (второй год обучения)

Возраст обучающихся: 11-12 лет

Педагог (учитель):

Шинкарь Лидия Ивановна

Учитель-разработчик:

Шинкарь Лидия Ивановна

Валуйки, 2013

Рабочая программа внеурочной деятельности: «Мир лекарственных растений», авторская, составлена на основании Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под редакцией В.А. Горского. – 2-е изд. - М. : Просвещение, 2011, - 111 стр., относится к программе познавательного вида деятельности, 1 уровня, общеинтеллекуального направления.

Автор программы:  Е.А. Постникова (70 часов)

Программа рассмотрена на заседании педагогического совета от  « __  »                                   20   г., протокол №                    .                  

Председатель                                        /                                                                      .              

                             подпись                                           Ф.И.О.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа «Мир лекарственных растений» составлена на основании Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под редакцией В.А. Горского. – 2-е изд. - М. : Просвещение, 2011, - 111 стр. (Стандарты второго поколения) и в полном объеме соответствует примерной программе Е.А. Постниковой «Мир лекарственных растений».  Имеет  общеинтеллекуальную направленность.

Цель: освоение опыта практического применения знаний и умений при заготовке и использовании лекарственных растений.

Задачи:

  • научить детей использовать имеющиеся знания о флоре в повседневной жизни;
  • формировать культуру бережного отношения к природе;
  • развивать экологическое сознание;
  • обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
  •  развить природные задатки и способности детей;
  •  воспитать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека.

Изменения, внесённые в примерную программу:

  • Рабочая программа рассчитана на 2 года обучения, так как занятия проводятся 1 раз в неделю вместо рекомендованных 2 часов в неделю. Темы отражают логику предполагаемого образовательного маршрута от познания дикорастущих и культурных лекарственных растений (первый год обучения)  к практическим навыкам по сбору, переработке и хранению лекарственных растений (второй год обучения).
  • На вводное занятие отведено 1 час теории перенесён с первого года обучения на второй год.

Количество учебных часов: 35, в том числе количество часов для проведения практических работ - 16 , экскурсий - нет.

Предпочтительные формы организации учебного процесса: учебное  занятие,  исследование, семинар, экскурсия, практическая работа. Это связано с тем, что данные занятия найдут своё применение в обыденной жизни, поэтому считаю уместным применение деятельностного подхода в преподавании, активного способа познания изучаемого материала.

   

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать: 

  • историю использования лекарственных растений;
  •  группы и биологические формы лекарственных растений;
  • части растений, содержащие биологически активные вещества;
  • виды дикорастущих и культурных лекарственных растений различных экологических групп
  • общие сведения об интенсивных технологиях возделывания и защиты лекарственных растений от вредителей, болезней, сорняков.

Уметь: 

  • использовать словари, справочники и другие источники информации по лекарственным растениям;
  • различать виды лекарственных растений различных экосистем, культурные лекарственные растения;
  • изготавливать свежий сок из капусты белокочанной, картофеля, свёклы, тыквы, а также сока редьки с мёдом.

Способствовать развитию:

  • чувства ответственности за выполняемый вид деятельности;
  •  умения работать в группах;
  • взаимовыручки;
  • умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

В процессе занятий по программе «Мир лекарственных растений» возможно использование следующих форм учёта знаний:

  • беседа;
  • представление результатов свое деятельности (исследования, наблюдения, создания, практической работы и т.д.);
  • защита проекта.

При этом могут быть использованы способы оценки результативности образовательной деятельности:

  • самооценка;
  • зачёт.

Учебно-тематический план (2 года обучения)

№ п/п

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

4

2

2

2

Дикорастущие   лекарственные растения

18

4

14

3

Культурные лекарственные растения

14

4

10

4

Сбор  и хранение лекарственного сырья

8

2

6

5

Использование лекарственного сырья

12

4

8

6

Подготовка итоговых работ. Консультации

10

2

8

7

Итоговая конференция и выставка

4

1

3

Итого

70

19

51

Календарно-тематический плана первый год обучения

№ п/п

Дата

Тема учебного

занятия

Всего

часов

Содержание деятельности

Воспитательная работа

Теоретическая часть занятия / форма организации деятельности

Практическая часть занятия / форма организации деятельности

 Вводное занятие

1

1

-

 

1/1

Учебное  занятие: Повторение История использования лекарственных растений в медицине, ветеринарии, в пищевой и парфюмерно-косметической промышленности. Группы лекарственных растений: дикорастущие и культурные. Биологические формы лекарственных растений: травянистые лекарственные растения; полукустарники; кустарники; деревья; лианы. Словари и справочники по лекарственным растениям. Части растений, содержащие биологически активные вещества: корни; побеги; почки; соцветия; плоды; семена; кора.

Сбор  и хранение лекарственного сырья

8

2

6

1/2

 

Учебное  занятие: Сроки сбора лекарственного сырья (корней, побегов, почек, цветков, коры). Правила сбора лекарственных растений. Время суток: утро (8—10 ч); место: кроме угодий, прилегающих к крупным автомагистралям, промышленным предприятиям, фермам; выборочный сбор: часть растения оставляют для воспроизводства. Правила сбора почек, побегов, цветков, корней, коры.

2/3

Учебное  занятие: Обработка лекарственного сырья: корней, побегов, листьев, почек. Сушка, её условия. Определение готовности сырья к хранению. Условия и сроки хранения сырья.

3/4

Практическая работа:

сбор и обработка собранного лекарственного сырья.

4/5

Практическая работа: определение готовности сырья к хранению; упаковка лекарственного сырья для хранения.

5/6

Практическая работа:

сбор и обработка собранного лекарственного сырья.

6/7

Практическая работа: определение готовности сырья к хранению; упаковка лекарственного сырья для хранения.

 7/8

Практическая работа: сбор и обработка собранного лекарственного сырья.

8/9

Практическая работа: определение готовности сырья к хранению; упаковка лекарственного сырья для хранения.    

Использование лекарственного сырья

12

4

8

1/10

Учебное  занятие: Сборы лекарственных трав.

2/11

Исследовательская работа: Составление сборов (нахождение в информационных источниках).

3/12

Исследовательская работа: Составление сборов (нахождение в информационных источниках).

4/13

Исследовательская работа: Составление сборов (нахождение в информационных источниках).

5/14

Исследовательская работа: Составление сборов (нахождение в информационных источниках).

6/15

Исследовательская работа: Составление сборов (нахождение в информационных источниках).

7/16

Исследовательская работа: Составление сборов (нахождение в информационных источниках).

8/17

Учебное  занятие: Правила приготовления настоев

9/18

Практическая работа: приготовление настоев лекарственных трав

10/19

Практическая работа: приготовление настоев лекарственных трав.

11/20

Учебное  занятие: Правила приготовления отваров

12/21

Учебное  занятие: Правила приготовления соков

Подготовка итоговых работ. Консультации

10

2

8

1/22

Учебное занятие: Понятие о классификации лекарственных препаратов, изготовленных из растений.

2/23

Учебное  занятие: Правила расфасовки, упаковки и хранения готовой продукции в промышленных условиях и дома. Действующее законодательство, нормирующее изготовление, хранение и сбыт лекарственных препаратов.

3/24

Практическая работа: освоение технологий расфасовки и упаковки лекарственных растений для последующего хранения и переработки.

4/25

Практическая работа: освоение технологий расфасовки и упаковки лекарственных растений для последующего хранения и переработки.

5/26

Практическая работа: освоение технологий расфасовки и упаковки лекарственных растений для последующего хранения и переработки.

6/27

Практическая работа: освоение технологий расфасовки и упаковки лекарственных растений для последующего хранения и переработки.

7/28

Практическая работа: освоение технологий расфасовки и упаковки лекарственных растений для последующего хранения и переработки.

8/29

Практическая работа: освоение технологий расфасовки и упаковки лекарственных растений для последующего хранения и переработки.

9/30

Практическая работа: освоение технологий расфасовки и упаковки лекарственных растений для последующего хранения и переработки.

10/31

Практическая работа: освоение технологий расфасовки и упаковки лекарственных растений для последующего хранения и переработки.

Итоговая конференция и выставка

1

3

1/33

Подготовка материалов по итогам летней работы по сбору и изучению лекарственных растений.

2/33

Подготовка выставки образцов по итогам работы по сбору и изучению лекарственных растений.

3/34

Компьютерная  презентация результатов работы.

4/35

Итоговое занятие

Содержание рабочей программы

1. Вводное занятие

История использования лекарственных растений в медицине, ветеринарии, в пищевой и парфюмерно-косметической промышленности. Группы лекарственных растений: дикорастущие и культурные. Биологические формы лекарственных растений: травянистые лекарственные растения (наперстянка, валериана, белладонна); полукустарники (черника, брусника); кустарники (облепиха, боярышник, шиповник); деревья (берёза, липа, орешник, сосна); лианы (лимонник, актинидия, пассифлора). Словари и справочники по лекарственным растениям.

Биологически активные вещества лекарственных растений: алкалоиды, гликозиды, сапонины, флавоноиды, кумарины, эфирные масла, дубильные вещества и др. (в ознакомительном плане, без запоминания терминов). Значение биологически активных веществ. Лекарственные растения, содержащие витамины (шиповник, земляника и др.).

Части растений, содержащие биологически активные вещества: корни (валериана, алтей); побеги (мята); почки (берёза, сосна); соцветия (ромашка, кипрей); плоды (черёмуха, малина); семена (тыква); кора (дуб, облепиха).

2.        Сбор и хранение лекарственного сырья

Сроки сбора лекарственного сырья (корней, побегов, почек, цветков, коры). Правила сбора лекарственных растений. Время суток: утро (8—10 ч); место: кроме угодий, прилегающих к крупным автомагистралям, промышленным предприятиям, фермам; выборочный сбор: часть растения оставляют для воспроизводства. Правила сбора почек, побегов, цветков, корней, коры.

Обработка лекарственного сырья: корней, побегов, листьев, почек. Сушка, её условия. Определение готовности сырья к хранению. Условия и сроки хранения сырья.

Практическая работа: обработка собранного лекарственного сырья; определение готовности сырья к хранению; упаковка лекарственного сырья для хранения.

3.        Использование лекарственного сырья

Сборы лекарственных трав. Состав пяти-шести сборов. Правила приготовления соков, настоев и отваров.

Практическая работа: приготовление одного-двух настоев лекарственных трав; составление сбора трав в указанной пропорции.

4.        Подготовка итоговых работ. Консультации
Понятие о классификации лекарственных препаратов, изготовленных из растений. Правила расфасовки, упаковки и хранения готовой продукции в промышленных условиях и дома. Действующее законодательство, нормирующее изготовление, хранение и сбыт лекарственных препаратов.

Практическая работа: освоение технологий расфасовки и упаковки лекарственных растений для последующего хранения и переработки.

5.        Итоговая конференция и выставка

Подготовка материалов по итогам летней работы по сбору и изучению лекарственных растений. Подготовка выставки образцов, компьютерной презентации результатов работы.

Средства контроля - тесты

Учебно-методические средства обучения

Учебно-лабораторное оборудование и приборы

микроскопы – 15 шт.

лупа ручная – 15 шт.

набор химической посуды  -1

биологическая микролаборатория -15шт

Весы ученические с гирями -1

Термометр лабораторный -1

К-кт приборов, посуды и принадлежностей для микроскопирования -15

НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ

Гербарий по морфологии и биологии растений

Гербарий «Растительные сообщества»

Гербарий «Основные отделы растений»

Гербарий «Сельскохозяйственные растения»

Гербарий «Сорные растения»

Коллекции

Голосеменные растения                                                                -3 шт.

Плоды и семена                                                                             -15 шт.

Микропрепараты

Набор микропрепаратов по разделу» Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»,  «Животные»

МОДЕЛИ по 1 шт.

Цветок пшеницы

Цветок вишни

Цветок гороха

Цветок капусты

Цветок картофеля

Цветок сложноцветного

МУЛЯЖИ

Плодовые тела съедобных и ядовитых грибов                           - 5 компл.

ВИДЕОФИЛЬМЫ по 1 экз.

Биология 1,2,3

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ по 1 компл.

Компьютерные программы  -1 компл

Репетитор по биологии

Уроки биологии: растения, животные

Цифровые образовательные ресурсы 

И/п «Строение высших и низших растений»

И/п «Строение и жизнедеятельность организма растений

И/п «Растительные сообщества»

        Демонстрационный  и  раздаточный материал

1. гербарий

Дидактический материал

1. Карточки-задания по темам (самодельные)

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА  для учащихся и учителя

  1. Агафонова И.Б.Элективные курсы. Биология  растений, грибов, лишайников.10-11 класс: - М.: Дрофа 2007
  2. Георгиевский В. П. Биологически активные вещества лекарственных растений / В. П. Георгиевский, Н. Ф. Комисаренко. — Новосибирск, 1990.
  3. Гpay Ю. Дикорастущие лекарственные растения / Ю. Грау, Р. Юнг, Б. Мюнкер. — М., 2003.

Гулимова В. И. Эфирные масла в косметике и медицине// Медицина и косметика. — М., 2005.

  1. Козлова Т.А. Твой первый атлас-определитель. Растения леса: - М.: Дрофа 2007
  2. Козлова Т.А. Твой первый атлас-определитель. Растения луга: - М.: Дрофа 2007
  3. Никитов А.И., Кучменко В.С., Козлова Т.А.Большой справочник школьника 5-11 класс: - М.: Дрофа 2007
  4. Новиков В.С.Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения: - М.: Дрофа 2007
  5. Экология: энциклопедия. — М., 2008.
  6. Энциклопедия лекарственных растений народной медицины. — СПб., 2006.
  7. Интернет-сайт http: //www.floranimal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе в рамках введения ФГОС "Творческая мастерская"

                 Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Творческая мастерская»5 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)Уровень базо...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса "Мое портфолио"

В рамках внедрения новый ФГОС внеурочная деятельность является неотемлемой частью учебно-воспитательного професса. Программа "Мое портфолио" предназначена для учителей, классных руководителей, работаю...

рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся 5 класса "Наглядная геометрия"

В  программе отражены актуальность курса, сроки реализации,ожидаемые результаты, тематическое планирование ( с УУД), список используемой литературы...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Природа и фантазия"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1класса (ФГОС НОО). Кружок "Природа и фантазия" разработан для учащихся 7-8 лет, срок реализации 1 год. Программа направлена для освоения учащимися культур...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе

Программа организации внеурочной деятельности младших подростков по направлению «Исследовательская деятельность»  предназначена для работы с учащимися 5 классов и является  пропедевтическим ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 6 класса " Учусь делать добро"

Рабочая программа разработана для учащихся 6 класса . В ней освещается работа тимуровского движения в классе....

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 классов "Умники и умницы"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 классов "Умники и умницы"...