Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир лекарственных растений" 5-6 класс
рабочая программа (5 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности: «Мир лекарственных растений», авторская, составлена на основании Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под редакцией В.А. Горского. – 2-е изд. - М. : Просвещение, 2011, - 111 стр., относится к программе познавательного вида деятельности, 1 уровня, общеинтеллекуального направления. Автор программы: Е.А. Постникова (70 часов). Может быть использована для проведения занятий по внеурочной деятельности 5-8 классов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1» города Валуйки Белгородской области
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ «СОШ №1»
г. Валуйки Белгородской обл.
……………… .Будыкина С.А.
№………от «….»………….20….г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «Мир лекарственных растений»
2 года обучения (второй год обучения)
Возраст обучающихся: 11-12 лет
Педагог (учитель):
Шинкарь Лидия Ивановна
Учитель-разработчик:
Шинкарь Лидия Ивановна
Валуйки, 2013
Рабочая программа внеурочной деятельности: «Мир лекарственных растений», авторская, составлена на основании Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под редакцией В.А. Горского. – 2-е изд. - М. : Просвещение, 2011, - 111 стр., относится к программе познавательного вида деятельности, 1 уровня, общеинтеллекуального направления.
Автор программы: Е.А. Постникова (70 часов)
Программа рассмотрена на заседании педагогического совета от « __ » 20 г., протокол № .
Председатель / .
подпись Ф.И.О.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа «Мир лекарственных растений» составлена на основании Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под редакцией В.А. Горского. – 2-е изд. - М. : Просвещение, 2011, - 111 стр. (Стандарты второго поколения) и в полном объеме соответствует примерной программе Е.А. Постниковой «Мир лекарственных растений». Имеет общеинтеллекуальную направленность.
Цель: освоение опыта практического применения знаний и умений при заготовке и использовании лекарственных растений.
Задачи:
- научить детей использовать имеющиеся знания о флоре в повседневной жизни;
- формировать культуру бережного отношения к природе;
- развивать экологическое сознание;
- обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
- развить природные задатки и способности детей;
- воспитать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека.
Изменения, внесённые в примерную программу:
- Рабочая программа рассчитана на 2 года обучения, так как занятия проводятся 1 раз в неделю вместо рекомендованных 2 часов в неделю. Темы отражают логику предполагаемого образовательного маршрута от познания дикорастущих и культурных лекарственных растений (первый год обучения) к практическим навыкам по сбору, переработке и хранению лекарственных растений (второй год обучения).
- На вводное занятие отведено 1 час теории перенесён с первого года обучения на второй год.
Количество учебных часов: 35, в том числе количество часов для проведения практических работ - 16 , экскурсий - нет.
Предпочтительные формы организации учебного процесса: учебное занятие, исследование, семинар, экскурсия, практическая работа. Это связано с тем, что данные занятия найдут своё применение в обыденной жизни, поэтому считаю уместным применение деятельностного подхода в преподавании, активного способа познания изучаемого материала.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Знать:
- историю использования лекарственных растений;
- группы и биологические формы лекарственных растений;
- части растений, содержащие биологически активные вещества;
- виды дикорастущих и культурных лекарственных растений различных экологических групп
- общие сведения об интенсивных технологиях возделывания и защиты лекарственных растений от вредителей, болезней, сорняков.
Уметь:
- использовать словари, справочники и другие источники информации по лекарственным растениям;
- различать виды лекарственных растений различных экосистем, культурные лекарственные растения;
- изготавливать свежий сок из капусты белокочанной, картофеля, свёклы, тыквы, а также сока редьки с мёдом.
Способствовать развитию:
- чувства ответственности за выполняемый вид деятельности;
- умения работать в группах;
- взаимовыручки;
- умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, аргументировано отстаивать свою точку зрения.
В процессе занятий по программе «Мир лекарственных растений» возможно использование следующих форм учёта знаний:
- беседа;
- представление результатов свое деятельности (исследования, наблюдения, создания, практической работы и т.д.);
- защита проекта.
При этом могут быть использованы способы оценки результативности образовательной деятельности:
- самооценка;
- зачёт.
Учебно-тематический план (2 года обучения)
№ п/п | Темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие | 4 | 2 | 2 |
2 | Дикорастущие лекарственные растения | 18 | 4 | 14 |
3 | Культурные лекарственные растения | 14 | 4 | 10 |
4 | Сбор и хранение лекарственного сырья | 8 | 2 | 6 |
5 | Использование лекарственного сырья | 12 | 4 | 8 |
6 | Подготовка итоговых работ. Консультации | 10 | 2 | 8 |
7 | Итоговая конференция и выставка | 4 | 1 | 3 |
Итого | 70 | 19 | 51 |
Календарно-тематический плана первый год обучения
№ п/п | Дата | Тема учебного занятия | Всего часов | Содержание деятельности | Воспитательная работа | |
Теоретическая часть занятия / форма организации деятельности | Практическая часть занятия / форма организации деятельности | |||||
Вводное занятие | 1 | 1 | - |
| ||
1/1 | Учебное занятие: Повторение История использования лекарственных растений в медицине, ветеринарии, в пищевой и парфюмерно-косметической промышленности. Группы лекарственных растений: дикорастущие и культурные. Биологические формы лекарственных растений: травянистые лекарственные растения; полукустарники; кустарники; деревья; лианы. Словари и справочники по лекарственным растениям. Части растений, содержащие биологически активные вещества: корни; побеги; почки; соцветия; плоды; семена; кора. | |||||
Сбор и хранение лекарственного сырья | 8 | 2 | 6 | |||
1/2 |
| Учебное занятие: Сроки сбора лекарственного сырья (корней, побегов, почек, цветков, коры). Правила сбора лекарственных растений. Время суток: утро (8—10 ч); место: кроме угодий, прилегающих к крупным автомагистралям, промышленным предприятиям, фермам; выборочный сбор: часть растения оставляют для воспроизводства. Правила сбора почек, побегов, цветков, корней, коры. | ||||
2/3 | Учебное занятие: Обработка лекарственного сырья: корней, побегов, листьев, почек. Сушка, её условия. Определение готовности сырья к хранению. Условия и сроки хранения сырья. | |||||
3/4 | Практическая работа: сбор и обработка собранного лекарственного сырья. | |||||
4/5 | Практическая работа: определение готовности сырья к хранению; упаковка лекарственного сырья для хранения. | |||||
5/6 | Практическая работа: сбор и обработка собранного лекарственного сырья. | |||||
6/7 | Практическая работа: определение готовности сырья к хранению; упаковка лекарственного сырья для хранения. | |||||
7/8 | Практическая работа: сбор и обработка собранного лекарственного сырья. | |||||
8/9 | Практическая работа: определение готовности сырья к хранению; упаковка лекарственного сырья для хранения. | |||||
Использование лекарственного сырья | 12 | 4 | 8 | |||
1/10 | Учебное занятие: Сборы лекарственных трав. | |||||
2/11 | Исследовательская работа: Составление сборов (нахождение в информационных источниках). | |||||
3/12 | Исследовательская работа: Составление сборов (нахождение в информационных источниках). | |||||
4/13 | Исследовательская работа: Составление сборов (нахождение в информационных источниках). | |||||
5/14 | Исследовательская работа: Составление сборов (нахождение в информационных источниках). | |||||
6/15 | Исследовательская работа: Составление сборов (нахождение в информационных источниках). | |||||
7/16 | Исследовательская работа: Составление сборов (нахождение в информационных источниках). | |||||
8/17 | Учебное занятие: Правила приготовления настоев | |||||
9/18 | Практическая работа: приготовление настоев лекарственных трав | |||||
10/19 | Практическая работа: приготовление настоев лекарственных трав. | |||||
11/20 | Учебное занятие: Правила приготовления отваров | |||||
12/21 | Учебное занятие: Правила приготовления соков | |||||
Подготовка итоговых работ. Консультации | 10 | 2 | 8 | |||
1/22 | Учебное занятие: Понятие о классификации лекарственных препаратов, изготовленных из растений. | |||||
2/23 | Учебное занятие: Правила расфасовки, упаковки и хранения готовой продукции в промышленных условиях и дома. Действующее законодательство, нормирующее изготовление, хранение и сбыт лекарственных препаратов. | |||||
3/24 | Практическая работа: освоение технологий расфасовки и упаковки лекарственных растений для последующего хранения и переработки. | |||||
4/25 | Практическая работа: освоение технологий расфасовки и упаковки лекарственных растений для последующего хранения и переработки. | |||||
5/26 | Практическая работа: освоение технологий расфасовки и упаковки лекарственных растений для последующего хранения и переработки. | |||||
6/27 | Практическая работа: освоение технологий расфасовки и упаковки лекарственных растений для последующего хранения и переработки. | |||||
7/28 | Практическая работа: освоение технологий расфасовки и упаковки лекарственных растений для последующего хранения и переработки. | |||||
8/29 | Практическая работа: освоение технологий расфасовки и упаковки лекарственных растений для последующего хранения и переработки. | |||||
9/30 | Практическая работа: освоение технологий расфасовки и упаковки лекарственных растений для последующего хранения и переработки. | |||||
10/31 | Практическая работа: освоение технологий расфасовки и упаковки лекарственных растений для последующего хранения и переработки. | |||||
Итоговая конференция и выставка | 1 | 3 | ||||
1/33 | Подготовка материалов по итогам летней работы по сбору и изучению лекарственных растений. | |||||
2/33 | Подготовка выставки образцов по итогам работы по сбору и изучению лекарственных растений. | |||||
3/34 | Компьютерная презентация результатов работы. | |||||
4/35 | Итоговое занятие |
Содержание рабочей программы
1. Вводное занятие
История использования лекарственных растений в медицине, ветеринарии, в пищевой и парфюмерно-косметической промышленности. Группы лекарственных растений: дикорастущие и культурные. Биологические формы лекарственных растений: травянистые лекарственные растения (наперстянка, валериана, белладонна); полукустарники (черника, брусника); кустарники (облепиха, боярышник, шиповник); деревья (берёза, липа, орешник, сосна); лианы (лимонник, актинидия, пассифлора). Словари и справочники по лекарственным растениям.
Биологически активные вещества лекарственных растений: алкалоиды, гликозиды, сапонины, флавоноиды, кумарины, эфирные масла, дубильные вещества и др. (в ознакомительном плане, без запоминания терминов). Значение биологически активных веществ. Лекарственные растения, содержащие витамины (шиповник, земляника и др.).
Части растений, содержащие биологически активные вещества: корни (валериана, алтей); побеги (мята); почки (берёза, сосна); соцветия (ромашка, кипрей); плоды (черёмуха, малина); семена (тыква); кора (дуб, облепиха).
2. Сбор и хранение лекарственного сырья
Сроки сбора лекарственного сырья (корней, побегов, почек, цветков, коры). Правила сбора лекарственных растений. Время суток: утро (8—10 ч); место: кроме угодий, прилегающих к крупным автомагистралям, промышленным предприятиям, фермам; выборочный сбор: часть растения оставляют для воспроизводства. Правила сбора почек, побегов, цветков, корней, коры.
Обработка лекарственного сырья: корней, побегов, листьев, почек. Сушка, её условия. Определение готовности сырья к хранению. Условия и сроки хранения сырья.
Практическая работа: обработка собранного лекарственного сырья; определение готовности сырья к хранению; упаковка лекарственного сырья для хранения.
3. Использование лекарственного сырья
Сборы лекарственных трав. Состав пяти-шести сборов. Правила приготовления соков, настоев и отваров.
Практическая работа: приготовление одного-двух настоев лекарственных трав; составление сбора трав в указанной пропорции.
4. Подготовка итоговых работ. Консультации
Понятие о классификации лекарственных препаратов, изготовленных из растений. Правила расфасовки, упаковки и хранения готовой продукции в промышленных условиях и дома. Действующее законодательство, нормирующее изготовление, хранение и сбыт лекарственных препаратов.
Практическая работа: освоение технологий расфасовки и упаковки лекарственных растений для последующего хранения и переработки.
5. Итоговая конференция и выставка
Подготовка материалов по итогам летней работы по сбору и изучению лекарственных растений. Подготовка выставки образцов, компьютерной презентации результатов работы.
Средства контроля - тесты
Учебно-методические средства обучения
Учебно-лабораторное оборудование и приборы
микроскопы – 15 шт.
лупа ручная – 15 шт.
набор химической посуды -1
биологическая микролаборатория -15шт
Весы ученические с гирями -1
Термометр лабораторный -1
К-кт приборов, посуды и принадлежностей для микроскопирования -15
НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ
Гербарий по морфологии и биологии растений
Гербарий «Растительные сообщества»
Гербарий «Основные отделы растений»
Гербарий «Сельскохозяйственные растения»
Гербарий «Сорные растения»
Коллекции
Голосеменные растения -3 шт.
Плоды и семена -15 шт.
Микропрепараты
Набор микропрепаратов по разделу» Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные»
МОДЕЛИ по 1 шт.
Цветок пшеницы
Цветок вишни
Цветок гороха
Цветок капусты
Цветок картофеля
Цветок сложноцветного
МУЛЯЖИ
Плодовые тела съедобных и ядовитых грибов - 5 компл.
ВИДЕОФИЛЬМЫ по 1 экз.
Биология 1,2,3
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ по 1 компл.
Компьютерные программы -1 компл
Репетитор по биологии
Уроки биологии: растения, животные
Цифровые образовательные ресурсы
И/п «Строение высших и низших растений»
И/п «Строение и жизнедеятельность организма растений
И/п «Растительные сообщества»
Демонстрационный и раздаточный материал
1. гербарий
Дидактический материал
1. Карточки-задания по темам (самодельные)
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА для учащихся и учителя
- Агафонова И.Б.Элективные курсы. Биология растений, грибов, лишайников.10-11 класс: - М.: Дрофа 2007
- Георгиевский В. П. Биологически активные вещества лекарственных растений / В. П. Георгиевский, Н. Ф. Комисаренко. — Новосибирск, 1990.
- Гpay Ю. Дикорастущие лекарственные растения / Ю. Грау, Р. Юнг, Б. Мюнкер. — М., 2003.
Гулимова В. И. Эфирные масла в косметике и медицине// Медицина и косметика. — М., 2005.
- Козлова Т.А. Твой первый атлас-определитель. Растения леса: - М.: Дрофа 2007
- Козлова Т.А. Твой первый атлас-определитель. Растения луга: - М.: Дрофа 2007
- Никитов А.И., Кучменко В.С., Козлова Т.А.Большой справочник школьника 5-11 класс: - М.: Дрофа 2007
- Новиков В.С.Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения: - М.: Дрофа 2007
- Экология: энциклопедия. — М., 2008.
- Энциклопедия лекарственных растений народной медицины. — СПб., 2006.
- Интернет-сайт http: //www.floranimal.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе в рамках введения ФГОС "Творческая мастерская"
Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Творческая мастерская»5 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)Уровень базо...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса "Мое портфолио"
В рамках внедрения новый ФГОС внеурочная деятельность является неотемлемой частью учебно-воспитательного професса. Программа "Мое портфолио" предназначена для учителей, классных руководителей, работаю...
рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся 5 класса "Наглядная геометрия"
В программе отражены актуальность курса, сроки реализации,ожидаемые результаты, тематическое планирование ( с УУД), список используемой литературы...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Природа и фантазия"
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1класса (ФГОС НОО). Кружок "Природа и фантазия" разработан для учащихся 7-8 лет, срок реализации 1 год. Программа направлена для освоения учащимися культур...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе
Программа организации внеурочной деятельности младших подростков по направлению «Исследовательская деятельность» предназначена для работы с учащимися 5 классов и является пропедевтическим ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 6 класса " Учусь делать добро"
Рабочая программа разработана для учащихся 6 класса . В ней освещается работа тимуровского движения в классе....
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 классов "Умники и умницы"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 классов "Умники и умницы"...